Научная статья на тему 'Условия вступления в силу и особенности содержания нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»'

Условия вступления в силу и особенности содержания нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2368
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров А. В., Горбатова М. К.

Рассматриваются условия вступления в силу и особенности содержания нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR ENTRY INTO FORCE AND FEATURES OF THE NEW FEDERAL LAW NO. 273 «ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION» OF DECEMBER 29, 2012

This article presents a review of the conditions for entry into force and new content features of the new Federal Law No. 273 «On Education in the Russian Federation» of December 29, 2012.

Текст научной работы на тему «Условия вступления в силу и особенности содержания нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

УДК 340. 371

УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ И ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

© 2013 г. А.В. Петров, М.К. Горбатова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 14.06.2013

Рассматриваются условия вступления в силу и особенности содержания нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевые слова: Федеральный закон, образование, систематизация законодательства, высшее образование, образовательная организация.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 принят 29 декабря 2012 г. [1] в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Закон закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование).

В законодательном аспекте действие вполне рядовое, учитывая количество законов, принимаемых в России. В социально-политическом плане - это событие огромной важности, поскольку затрагивает интересы и траекторию судьбы практически каждого человека, проживающего на территории Российской Федерации.

Отметим, что принятие нового закона оправданно лишь тогда, когда к этому есть необходимые объективные и субъективные предпосылки.

В настоящее время образование выдвигается в число общегосударственных приоритетов, становится одной из производительных сил развития общества. Поэтому все развитые страны стремятся к тому, чтобы среднее и общее образование стало всеобщим, а высшее образование

- массовым. Данные процессы характерны и для России.

Вместе с тем в России законодательство в сфере образования до недавнего времени представляло собой разрозненную, бессистемную, зачастую противоречивую массу нормативноправовых актов.

Путь простого изменения действующего законодательства в сфере образования, по мнению подавляющего большинства субъектов образовательной деятельности, по сути себя исчерпал.

Следует учитывать, что имеющийся массив правовых актов законодательного уровня, регулирующих образовательные и смежные отношения, являлся неполным из-за отставания законодательного регулирования от динамики развития общественных отношений. Не были урегулированы на уровне законов основные подсистемы сферы образования, в частности системы начального и среднего профессионального образования и системы общего образования. Не было ясности в соотношении по юридической силе законов, направленных на регулирование системы образования; многочисленными были пробелы и коллизии внутри законодательства об образовании, недостаточно адекватно отражались новые тенденции в системе образования; в законодательные акты в этой сфере вносились многочисленные и бессистемные изменения.

К настоящему времени в базовые законы в сфере образования внесены десятки изменений:

в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» [2] внесено более 80 поправок, в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [3] - более 50 поправок, в том числе и в части изменения ряда основополагающих принципов функционирования системы образования. Современные редакции указанных законов характеризуются пробельностью, наличием внутренних противоречий и многочисленных коллизий со смежными законодательными актами, что, несомненно, требовало переработки и совершенствования с учетом потребностей практики, задач модернизации образования и юридической техники. В последние годы распространение получила практика внесения абсолютно одинаковых поправок в два закона (Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), что также можно рассматривать как свидетельство ущербности конструкции системы законодательства об образовании.

Наиболее перспективным направлением представляется систематизация законодательства в этой области посредством принятия комплексного, унифицированного нормативноправового акта. По этому пути и пошли разработчики Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Закон имеет четкую идеологию и преследует основной целью создание основополагающего законодательного акта в сфере образования, обеспечивающего решение в сфере образования задач, стоящих перед российским обществом и государством, учитывающего новые мировые и национальные тенденции в сфере образования, устраняющего пробелы и коллизии действующего законодательства, объединяющего на уровне закона все подсистемы сферы образования.

Закон базируется на достижениях доказавшей свою мировую значимость советской системы образования, учитывает опыт развития системы российского образования нового времени. В то же время он обогащает ее новыми подходами, призванными закрепить позитивные изменения и поднять всю систему образования на более высокую качественную ступень, отвечающую потребностям современного российского общества и обеспечивающую его прогрессивное развитие.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» согласно ч. 1 ст. 111 вступит в силу с 1 сентября 2013 г. за исключением нескольких положений, для которых уста-

і

новлен иной срок вступления в силу .

Федеральный закон «Об образовании в РФ» обладает верховенством и вышей юридической силой в сфере законодательства об образовании. В соответствии с ч. 4 ст. 4 данного Федерального закона нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать Федеральному закону «Об образовании РФ» и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными данным Федеральным законом.

Со дня вступления Федерального закона «Об образовании в РФ» в силу признаются утратившими силу два основополагающих нормативных документа в сфере образования: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями и дополнениями) и ряд других законодательных актов.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в РФ» будут применяться постольку, поскольку они не противоречат данному Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ.

Министерством образования и науки РФ с целью создания механизма реализации положений нового закона приказом от 24 января 2013 г. № 42 был утвержден План Минобрнауки РФ по разработке нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ». Этот объемный документ предусматривает разработку и принятие более 100 подзаконных нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона № 273-ФЗ. Среди перечня подзаконных нормативно-правовых актов, которые должны быть разработаны, такие, например, как правила оказания платных образовательных услуг, положение о лицензировании образовательной деятельности, положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, примерная форма договора об образовании по

образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, порядок приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (включая особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по результатам вступительных испытаний), порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (включая определение форм аттестации по указанным образовательным программам), образцы дипломов бакалавра, специалиста, магистра, диплома об окончании аспирантуры (адъюнктуры), выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и приложений к таким дипломам, порядок замещения должностей научно-педагогических работников и др.

В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации подлежат переоформлению до 1 января 2016 года.

Наименования и уставы образовательных учреждений также должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ не позднее 1 января 2016 года. Так что всем образовательным учреждениям предстоит масштабная работа по внесению изменений и дополнений в их уставные документы.

В ННГУ принят Приказ ректора о приведении локальных нормативных актов ННГУ в соответствие с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ». В приказе определен перечень соответствующих мероприятий.

Правовому управлению ННГУ и руководителям основных структурных подразделений ННГУ (факультетам, филиалам, НИИ, управлениям и общеуниверситетским отделам и службам ННГУ) поручено провести анализ локальных нормативных актов, регулирующих деятельность ННГУ и его структурных подразделений (Устава ННГУ, Правил внутреннего трудового распорядка, положений о выборах руководящих органов, положений о структурных подразделениях, положений об отдельных видах деятельности и др.) на предмет соответствия их новому законодательству об образовании и современному этапу в развитии Нижегородского государственного университета им.

Н.И. Лобачевского.

На руководителей заинтересованных структурных подразделений ННГУ возложена обязанность направить в правовое управление ННГУ предложения об изменении и дополнении действующих или принятии новых локальных нормативных актов ННГУ. Правовое управление ННГУ в свою очередь должно определить в соответствии с действующим законодательством и Уставом ННГУ порядок внесения изменений в локальные нормативные акты и разработать план-график нормотворческих работ.

Согласно приказу в срок до 30.08.2013 г. все мероприятия по приведению локальных нормативных актов ННГУ в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными федеральными и региональными нормативными актами, принятыми в развитие нового федерального закона, должны быть завершены.

Нижегородский государственный национальный исследовательский университет им. Н.И. Лобачевского активно участвовал в обсуждении проекта закона, давая экспертные заключения, замечания и предложения по заданиям Министерства образования и науки Российской Федерации, Союза ректоров, Ассоциации ведущих университетов России. Поскольку законодательная работа по проекту Федерального закона «Об образовании» завершилась, хотелось бы высказать некоторые соображения о значении принятого закона и его основных нововведениях.

К основным нововведениям Федерального закона, продвигающим вперед систему российского образования, можно отнести следующие.

• Уточнены и систематизированы понятия и термины, применяемые в законодательстве об образовании.

• Определено соотношение данного закона с другими законами.

• Введена отдельная статья о локальных нормативных актах в сфере образования.

• Введено понятие организации, осуществляющей образовательную деятельность.

• Унифицированы типы и категории образовательных организаций.

• Закреплено в отдельных главах закона правовое регулирование всех основных подсистем образования.

• По-новому определены уровни образования и соответствующие образовательные программы.

• Достаточно детально прописаны особенности дополнительных общеобразовательных и дополнительных профессиональных программ.

• Унифицированы льготы при приеме, регулирование приема иностранных граждан и лиц без гражданства, регулирование целевого приема.

• Закреплены нововведения в правовом статусе научно-педагогических работников.

• Законодательно регламентировано обучение на договорной основе.

• Закреплена новая кредитно-модульная система для учета трудоемкости освоения образовательных программ (с использованием системы зачетных единиц) и др.

В настоящей статье остановимся лишь на некоторых наиболее значимых нововведениях Федерального закона.

1. В законе по-новому определены уровни образования и соответствующие образовательные программы.

Стоит отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 108 Федерального закона образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом.

Существующая система общего образования практически в неизменном виде воспроизведена в новом законе. Основное отличие в трактовке уровней общего образования в новом Федеральном законе заключается в том, что из наименования среднего образования исчезло его определение как «полного». Во всем остальном они признаются равнозначными, и полученное до вступления в силу Федерального закона среднее (полное) общее образование приравнивается к среднему общему образованию, установленному Федеральным законом.

В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» из уровней профессионального образования исключено как самостоятельный уровень - начальное профессиональное образование. Программы начального профессионального образования интегрированы в среднее профессиональное образование, которое теперь будет включать в себя два уровня образовательных программ:

- подготовка квалифицированных рабочих (служащих);

- подготовка специалистов среднего звена.

Полученное начальное профессиональное

образование до вступления в силу Федерального закона приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих); а среднее профессиональное образование

- к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.

Учитывая, что Россия еще в 2003 г. присоединилась к Болонской декларации, в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» в систему уровней высшего профессионального образования включен новый уровень - подготовка кадров высшей квалификации. Это программы подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом, в следующем порядке:

• высшее профессиональное образование -бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату;

• высшее профессиональное образование -подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;

• послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

• послевузовское профессиональное образование в ординатуре - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

• послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

2. В новом Федеральном законе «Об образовании в РФ» введено понятие организации, осуществляющей образовательную деятельность, унифицированы типы и категории образовательных организаций.

Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» определил категорию образовательной организации в полном соответствии с положениями гражданского законодательства о некоммерческих организациях.

Образовательная организация, на основании пп. 18 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ», - это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии обра-

Уровни общего образования

Закон «Об образовании» 1992 г. Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ»

1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее (полное) общее образование 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.

Уровни профессионального образования

Закон «Об образовании» 1992 г. Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ»

1) начальное профессиональное образование; 2) среднее профессиональное образование, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств; 3) высшее профессиональное образование (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); 4) послевузовское профессиональное образование 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (программы подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки)

Уровни высшего профессионального образования

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ»

1) Высшее профессиональное образование - бакалавриат; 2) Высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - бакалавриат; - магистратура, подготовка специалиста; - подготовка кадров высшей квалификации (программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки)

Послевузовское профессиональное образование

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ»

1) Аспирантура 2) Докторантура Вообще не закрепляет уровень послевузовского профессионального образования. Докторантура рассматривается как форма подготовки научных кадров и соответственно выведена из перечня образовательных программ и уровней образования

зовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Вводится подразделение образовательных организаций на типы в зависимости от образовательных программам, реализация которых является основной целью их деятельности.

Устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация (реализующая образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования);

3) профессиональная образовательная организация (реализующая образовательные программы среднего профессионального образования);

4) образовательная организация высшего образования (реализующая образовательные программы высшего образования и научную деятельность).

Кроме того, образовательная организация высшего образования вправе реализовывать основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профес-

сионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.

В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» в отношении образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении РФ, Правительством могут устанавливаться категории: «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». В наименование такой организации включается указание на установленную категорию.

Категория «федеральный университет» может быть установлена Правительством РФ в отношении созданной в форме автономного учреждения образовательной организации в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов РФ. Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, разработанных федеральными университетами и утвержденных Правительством.

Стоит отметить, что в настоящий момент по действующему Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» федеральный университет рассматривается как вид высшего учебного заведения.

Категория «национальный исследовательский университет» по новому Федеральному закону устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством РФ категории «национальный исследовательский университет».

По новому Федеральному закону «Об образовании в РФ» не закрепляется ограничений по сроку и по ведомственной принадлежности образовательной организации при установлении категории «национальный исследовательский университет», тогда как по действующему Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» категория «национальный исследовательский университет» могла устанавливаться только в отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, сроком на 10 лет и не включалась в наименование организации.

3. Отметим некоторые нововведения, касающиеся правового статуса научно-педагогических работников.

Статья 47 Федерального закона закрепляет правовой статус педагогического работника, определяя в п. 3 перечень академических прав и свобод, которыми пользуются педагогические работники.

Этот перечень прав и свобод носит закрытый характер и ограничивается тринадцатью указанными в статье пунктами. Такой подход к определению прав и свобод, как представляется, противоречит действующим конституционным принципам.

Так, ст. 55 Конституции Российской Федерации закрепляет, что перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этот же принцип применительно к академическим правам и свободам должен быть прописан в рассматриваемой статье.

В отношении педагогического работника введена категория «конфликт интересов» (пп. 33 ст. 2 Федерального закона) - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Следует отметить, что в законодательстве ранее уже аналогичный термин использовался, а именно: в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» [4] и Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5].

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Россий-

ской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

При этом, в соответствии с частью 3 обозначенной статьи, под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций достаточно сложно. Тем не менее Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования [6], перечисляющий ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным: выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего; выполнение иной оплачиваемой работы; получение подарков и услуг; имущественные обязательства и судебные разбирательства и др.

Несомненно, что далеко не все отмеченные позиции найдут применение в образовательных правоотношениях.

Согласно ст. 45 Федерального закона, в целях защиты своих прав обучающиеся (либо законные представители несовершеннолетних обучающихся) вправе:

1) направлять в органы управления образовательной организации обращения о примене-

нии к работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Предполагаемое Федеральным законом назначение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений - это урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Встает вопрос о статусе и составе такой комиссии. В Законе устанавливается, что комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Порядок создания, организация работы, принятие решений комиссией по урегулированию споров и их исполнения должны быть урегулированы локальным нормативным актом образовательной организации. Получается, что одна третья часть состава комиссии - обучающиеся, еще одна треть - родители, и оставшаяся часть - педагоги. Очевидно, что это явный перевес на сторону обучающихся, при таком распределении сил затруднительно принять объективное решение во многих ситуациях.

Стоит отметить, что решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Обжаловать такое решение можно, но лишь в установленном законодательством Российской Федерации порядке. А именно в порядке гражданского судопроизводства со всеми вытекающими отсюда последствиями -длительностью судебного процесса, необходи-

мостью привлечения представителей (адвокатов) в судебном заседании и т.п.

Не урегулированы в Федеральном законе многие связанные с этим вопросы. Так, например, должна ли комиссия подчиняться какому-либо органу управления образовательной организации? Какие формы взаимодействия комиссии с профсоюзными организациями являются допустимыми? Важным является вопрос о соотношении с трудовым законодательством -наложение дисциплинарных взысканий (это возможно только при нарушении трудовых обязанностей, а конфликт интересов может возникнуть и при безукоризненном их выполнении). Не менее интересен и тот факт, что статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанавливает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации, а к числу обязанностей отнесено и соблюдение нравственных и этических норм, следование требованиям профессиональной этики (видимо, речь идет о кодексе профессиональной этики).

4. Внесены также некоторые изменения в порядок оплаты труда научно-педагогических работников.

Со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в РФ», в соответствии с

ч. 11. ст. 108, в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.

Доплаты за ученые степени доктора наук и кандидата наук в настоящий момент установлены пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 807 «Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строитель-

ных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук» (далее — постановление Правительства РФ № 807) следующим образом:

«3. Установить работникам, занимающим штатные должности в федеральных государственных учреждениях (организациях) науки и федеральных государственных высших учебных заведениях независимо от ведомственной принадлежности, ученые степени, по которым предусмотрены доплаты тарифно-квалификационными требованиями, ежемесячную доплату за ученую степень:

доктора наук - в размере 7000 рублей;

кандидата наук - в размере 3000 рублей».

Минобрнауки РФ опубликовало на своем сайте проекты актов, необходимых для выполнения нового закона «Об образовании». Среди прочих там размещены проекты Указа Президента Российской Федерации «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» и проект постановления Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Проектом Указа Президента Российской Федерации предполагается (Приложение № 1 к Указу, подпункт «в» пункта 5) признать утратившим силу пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1993 г. № 1372 «О мерах по материальной поддержке ученых России», которым с 1 ноября 1993 г. для работников бюджетных организаций науки и высших учебных заведений были установлены ежемесячные доплаты за ученые степени доктора наук и кандидата наук. В п. 8 приложения к проекту постановления Правительства РФ признаются утратившими силу п. 3-5 постановления Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 807. Кстати, пунктом 9 в этом проекте отменяются и надбавки для кандидатов и докторов наук, преподающих в институтах повышения квалификации и заведениях переподготовки специалистов, установленные согласно Постановлению Правительства РФ от 26.09.1994 г. № 1097 «Об установлении доплат работникам бюджетных образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов за ученые степени доктора наук и кандидата наук».

Министр образования и науки РФ уточняет, что речь идет не об отмене, а о включении всех надбавок в оклад, как этого требует новый закон «Об образовании в РФ», зарплаты не только не сократятся, а, наоборот, будут расти. По сло-

вам представителей Минобрнауки РФ, в настоящее время преподаватель и ученый независимо от должности гарантированно получают надбавку за степень и звание, смысл проводимой реформы - переместить центр принятия решений в сами вузы и НИИ. Новая схема оплаты преподавателей предполагает, что решение о надбавке будет принимать руководство вуза или научно-исследовательского института. Для руководства это будет инструментом поощрения тех, кого оно считает эффективными работниками. Реформа не должна помешать выполнению предвыборного обещания Президента -к 2018 г. зарплаты преподавателей вузов должны быть в два раза выше зарплат в среднем по региону и, по словам министра образования и науки РФ, деньги на эти цели уже заложены в федеральном бюджете [7].

Тем не менее норма ч. 11. ст. 108 Федерального закона и соответствующие проекты Указа Президента и постановления Правительства вызывают беспокойство и неоднозначную реакцию среди вузовского сообщества и сообщества институтов РАН2.

К моменту написания статьи ясности в данном вопросе не прибавилось. Проектов актов Минобрнауки РФ, уточняющих применение нововведений в системе оплаты труда научно -педагогических работников, не появилось, нет их и в Плане Министерства образования и науки РФ по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2013 г. № 42.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в содержательном плане, в плане структуры и юридической техники значительно продвигает вперед правовое регулирование образовательной сферы общественной жизни. Эффективность реализации этого закона бу-

дет во многом зависеть от качества конкретизирующих его подзаконных нормативных актов, от целенаправленности государственной образовательной политики. Немалую роль здесь сыграет и степень готовности субъектов образовательных отношений к проведению преобразований, осмысление и правильная реализация ими положений законодательства. Во всех этих направлениях предстоит сложная и длительная работа.

Примечания

1. Вступила в силу со дня официального опубликования закона ч. 6 ст. 108 Федерального закона о том, что теперь при переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы; пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года.

2. См., например, экспертное заключение Российского координационного комитета профсоюзных организаций отраслевой, вузовской, академической, оборонной науки и государственных научных центров, размещенное на интернет-сайте «Движение за возрождение отечественной науки» (http://www.za-nauku.ru), обращение к министру образования и науки РФ, размещенное на интернет-сайте «Общества научных работников» (http://www.onr-russia.ru) и др.

Список литературы

1. Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. Российская газета. 31.07.1992. № 172.

3. Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

4. Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

5. Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

6. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе РФ и порядка их урегулирования (информация Минтруда России от 19 октября 2012 г.).

7. Ведомости. 07.02.2013. № 19 (3281).

CONDITIONS FOR ENTRY INTO FORCE AND FEATURES OF THE NEW FEDERAL LAW NO. 273 «ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION»

OF DECEMBER 29, 2012

A. V. Petrov, M.K. Gorbatova

This article presents a review of the conditions for entry into force and new content features of the new Federal Law No. 273 «On Education in the Russian Federation» of December 29, 2012.

Keywords: federal law, education, systematization of legislation, higher education, educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.