Научная статья на тему 'Условия воспитания ребенка-дошкольника в семье (по материалам опроса родителей)'

Условия воспитания ребенка-дошкольника в семье (по материалам опроса родителей) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1457
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА / РЕЖИМ ДНЯ / ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Собкин В. С., Скобельцина К. Н.

Статья посвящена анализу особенностей организации жизненной среды ребенка дошкольного возраста. Особое внимание уделим организации режима дня, питанию ребенка, соблюдению гигиенических норм, прогулкам. Отдельно проанализируем те объективные условия, которые связаны с организацией жизненного пространства ребенка: есть ли у него своя комната, кровать и т. п. Помимо этого, мы коснемся проблем детского здоровья. И наконец, завершая статью, мы затронем вопросы, связанные с негативными моментами, касающимися поддержания родителями здорового образа жизни при воспитании ребенка (курение, употребление алкоголя в присутствии ребенка и т. п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Собкин В. С., Скобельцина К. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terms of parenting preschool children in the family (based on survey of parents)

This article analyzes the characteristics of the organization of the living environment of the child of preschool age basing on the answers of parents (N = 1936). Particular attention is paid to the organization of the day, nutrition of the child, compliance with hygiene standards, walks. Objective conditions that are associated with the organization of space of the child are investigated with special attention: own room of the child, bed, etc. Positive and negative issues related to the maintaining a healthy lifestyle by parents are analyzed (smoking, alcohol usage in the presence of a child, etc.).

Текст научной работы на тему «Условия воспитания ребенка-дошкольника в семье (по материалам опроса родителей)»

В. С. Собкин, действительный член Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор Института социологии образования Российской академии образования (ИСО РАО)

К. Н. Скобельцина, заместитель руководителя Центра развития психологической службы образования ФГУ «Федеральный институт развития образования», научный сотрудник ИСО РАО, сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета

Условия воспитания ребенка-дошкольника в семье (по материалам опроса родителей)

Статья посвящена анализу особенностей организации жизненной среды ребенка дошкольного возраста. Особое внимание уделим организации режима дня, питанию ребенка, соблюдению гигиенических норм, прогулкам. Отдельно проанализируем те объективные условия, которые связаны с организацией жизненного пространства ребенка: есть ли у него своя комната, кровать и т. п. Помимо этого, мы коснемся проблем детского здоровья. И наконец, завершая статью, мы затронем вопросы, связанные с негативными моментами, касающимися поддержания родителями здорового образа жизни при воспитании ребенка (курение, употребление алкоголя в присутствии ребенка и т. п.).

Рационально построенный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей, оптимальный уровень работоспособности, также он предупреждает развитие утомления, появление хронических заболеваний и повышает общую сопротивляемость организма1. Правильно организованный режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечивает оптимальную двигательную активность, полноценный отдых, что способствует нормальному росту и развитию ребенка2. В этой связи следует обратить особое внимание на существование законодательно установленных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, предписывающих строго выполнять основные режимные моменты. В частности, установлены нормы рационального питания, согласно которым, «для детей, начиная с 9-месячного возраста, оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 часов»3. Также подобные

1 Силаев А. А., Попова О. Л., Бобрищева-Пушкина Н. Д., Кузнецова Л. Ю. Гигиенические аспекты организации режима дня дошкольников и школьников // Практика педиатра. Гигиена. - 2008. - № 5. - С. 28-32.

2 Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. -М.: Медицина, 2001. - 384 с.

3 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН

2.4.1.1249-03: введены в действие с 20 июня 2003 г.

требования сформулированы относительно прочих режимных моментов: продолжительности сна, частоты и длительности прогулок, качества питания и пр.

Статья основана на материалах, полученных в ходе социологического опроса 1936 родителей, чьи дети посещают детские сады г. Москвы. Она продолжает цикл наших работ по социологии дошкольного детства4. В ходе анализа мы будем учитывать влияние ряда

4 См. Собкин В. С., Иванова А. И, Казначеева К. Н. Ребенок в детском саду: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV. - М.: Институт социологии образования РАО, 2010. - С. 65-83; Собкин В. С., Иванова А. И. Скобельцина К. Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей // Национальный Психологический журнал. - 2011. - №1(5). - С. 111118; Собкин В. С., Марич Е. М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII. - М: Центр социологии образования РАО, 2002. - 247 с.; Собкин В. С., Скобельцина К. Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. Проблемы современной игрушки: исследования и экспертиза. -2011. - №2. - С. 56-67; Собкин В. С., Скобельцина К. Н. Мнения родителей детей дошкольного возраста об особенностях организации жизненной среды своего ребенка // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVI. - М.: Институт социологии образования РАО, 2011. - С. 106-121; Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Иванова А. И. Жизненные ориентации родителей детей дошкольного возраста // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVI. - М.: Институт социологии образования РАО, 2011. - С. 87-105; Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. - М.: Центр социологии образования РАО, 2006. - 127 с.

демографических (пол, возраст) и социально-стратификационных факторов (уровень материального положения, уровень образования, полнота семьи и др.) на мнения родителей об организации жизненной среды при воспитании ребенка.

Соблюдение режима дня

Мы предлагали родителям ответить на вопрос, следят ли они за соблюдением режима дня ребенком. Варианты ответа характеризуют различные родительские стратегии, касающиеся жесткости контроля соблюдения режимных моментов. Выяснилось, что более половины опрошенных родителей (51,7%) стараются строго контролировать соблюдение режима. Чуть больше трети (37,1%) отметили, что режим дня у их ребенка гибкий, но они, тем не менее, стараются соблюдать основные режимные моменты. Каждый десятый родитель (11,1%) указал, что не следит за режимом дня, а ориентируется на индивидуальные особенности ребенка, реализуя тем самым попустительскую стратегию.

Позиция родителей относительно трех стратегий соблюдения режима дня (контролирующей, гибкой и попустительской) меняется по мере взросления ребенка (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение позиции родителей относительно соблюдения режима дня по мере взросления ребенка (%)

Из рисунка видно, что на этапе от 1,5 до 4 лет значимых изменений в родительском контроле за соблюдением режима дня ребенком не происходит: более половины родителей строго следят за этим, треть отдают предпочтение гибкой контролирующей стратегии, и каждый десятый демонстрирует попустительскую стратегию. Однако количество

родителей, придерживающихся строгой контролирующей стратегии относительно соблюдения режима дня, по достижению ребенком 3-4 лет последовательно снижается вплоть до старшего дошкольного возраста (с 56,5% до 49,5%, р = .03). Число же родителей, которые отмечают, что у их ребенка гибкий режим дня, увеличивается к старшему дошкольному возрасту (5-7 лет) до 40,4% (для сравнения: в возрасте 4-5 лет их число составляет 32,6%, р = .006). Это говорит о том, что родители понимают важность режима для здоровья ребенка, но в то же время считают невозможным вести постоянный строгий контроль за его соблюдением у ребенка старшего дошкольного возраста. Интересная ситуация наблюдается среди той группы родителей, которые не следят за режимом дня ребенка, ориентируясь на его индивидуальные особенности. Пик популярности данной родительской стратегии приходится на детей 4-5 лет (15,0%), в то время как для детей 3-4 лет ее отмечают лишь 8,6% (р = .007). Однако к предшкольному возрасту число родителей с попустительским отношением к режиму дня значительно снижается, достигая 10,1% (р = .009). Вероятно, подобную тенденцию можно объяснить тем, что в ходе подготовки к школе условия жизни ребенка-дошкольника изменяются, что оказывает значительное влияние и на соблюдение основных режимных моментов (отход ко сну, питание и проч.). Очевидно, что в подобных ситуациях перестройки режима дня необходим контроль со стороны взрослого, т. к. ребенок-дошкольник еще не способен самостоятельно отслеживать соблюдение столь важных процессов.

Рассмотрим, какое влияние на соблюдение ребенком режима дня оказывают такие социально-стратификационные факторы, как уровень образования и семейный статус.

Анализ полученных данных показывает, что родители с более низким образовательным статусом (среднее образование) значительно чаще, чем родители с высшим образованием не следят за соблюдением их ребенком режима дня (15,7% и 7,5% соответственно, р = .0001). Это свидетельствует о том, что они недооценивают значение строгого соблюдения режимных моментов для здоровья ребенка.

Рассматривая влияние семейного статуса на родительскую стратегию контроля соблюдения режима дня ребенком, можно выделить ряд особенностей. Замужние матери чаще придерживаются более строгой контролирующей стратегии по отношению к соблюдению

режима дня, чем матери, не состоящие в браке (52,0% и 45,2% соответственно, р = .04). Незамужние матери чаще отмечают, что они не следят за режимом дня ребенка, а ориентируются на его индивидуальные особенности (14,4% и 10,2% соответственно, р = .04). По-видимому, это объясняется тем, что в полной семье происходит распределение обязанностей между родителями, в связи с чем мать имеет большую возможность уделять внимание ребенку и следить за соблюдением им режимных моментов.

Соблюдение гигиенических норм

В исследовании особое внимание мы уделили вопросам соблюдения ребенком утренних и вечерних гигиенических норм.

В ходе опроса просили родителей указать, с какой периодичностью их ребенок выполняет гигиенические процедуры: дважды в день; регулярно, но один раз в день; эпизодически. Выяснилось, что большинство родителей (70,5%) строго следят за тем, чтобы их ребенок соблюдал гигиенические нормы каждый день утром и вечером. Четверть (23,9%) указали, что их ребенок выполняет гигиенические процедуры только один раз в сутки. И лишь 5,5% родителей отметили, что их ребенок соблюдает гигиенические нормы время от времени.

Примечательно, что родители девочек несколько чаще, чем родители мальчиков, отмечают, что их дети регулярно соблюдают гигиенические нормы дважды в день (72,7% и 68,2% соответственно, р = .04).

Наблюдается и зависимость между регулярным соблюдением гигиенических норм и возрастом ребенка. Если каждый десятый родитель (10,6%) детей ясельной группы (1,53 года) отмечает эпизодический характер соблюдения гигиенических норм ребенком, то среди родителей детей 3-4 лет таких ответов уже 3,2% (р = .002). Также следует отметить, что в предшкольном возрасте число детей, регулярно соблюдающих гигиенические нормы дважды в день, возрастает до 65,7% среди 4-5-летних и до 73,0% среди 5-7-летних (р = .006).

Интересно, что уровень материальной обеспеченности семьи влияет на регулярность соблюдения гигиенических норм. Так, ответы родителей показывают, что дети из средне-и высокообеспеченных семей чаще выполняют гигиенические процедуры утром и вечером по сравнению с детьми из малообеспеченных

семей (72,2% и 65,7% соответственно, р = .006). В семьях же с более низким доходом гигиенические процедуры выполняются лишь один раз в день (28,1% и 22,5% соответственно, р = .01). Добавим, что и родители с высшим образованием чаще, чем родители со средним, указывают на то, что их дети регулярно соблюдают гигиенические нормы утром и вечером (72,1% и 67,5% соответственно, р = .05). Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-стратификационные факторы оказывают существенное влияние на соблюдение ребенком гигиенических норм.

Утренняя зарядка

Одной из важных здоровьесберегающих процедур является утренняя зарядка. Но, в отличие от описанных выше режимных моментов, она менее популярна среди родителей. Лишь 11,2% утверждают, что ежедневно делают со своим ребенком утреннюю зарядку. Четверть опрошенных (26,6%) отметили, что подобные занятия с детьми носят эпизодический характер. Большинство же родителей (62,2%) указали, что не делают со своим ребенком утреннюю зарядку.

Примечательно, что занятия утренней гимнастикой с ребенком зависят от возраста родителей (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Влияние возраста родителей на совместное выполнение утренних физических упражнений с ребенком (%)

Из данных, приведенных на схеме, видно, что молодые родители чаще делают с ребенком утреннюю зарядку. Так, 15,0% родителей моложе 27 лет регулярно делают зарядку вместе с ребенком, в то время как к 27-35 годам их число снижается до 9,2% (р = .002).

Также отметим, что родители, воспитывающие ребенка в полной семье, чаще, чем одинокие матери, отмечают, что занимаются с ребенком утренней зарядкой (11,7% и 7,3% соответственно, р = .03).

Питание

Мы предлагали родителям указать, сколько раз в день их ребенок полноценно принимает пищу. Ответы распределились следующим образом: 49,2% родителей указали, что их ребенок принимает пищу четыре раза в день, 23,0% отметили трехразовое питание, 22,6% указали, что их ребенок питается более четырех раз в день. Тревожным, на наш взгляд, является тот факт, что 5,2% родителей ответили, что их дети полноценно питаются лишь два раза в день. Это свидетельствует о попустительском отношении к воспитанию ребенка со стороны взрослых, о неблагополучии условий, в которых он растет и развивается. Подобная ситуация может привести к проблемам со здоровьем ребенка в будущем и, безусловно, требует корректировки. В этой связи подчеркнем, что все дети, родители которых принимали участие в опросе, являются воспитанниками московских ДОУ, где они обязаны получать полноценное питание.

Прогулки

Существенное значение в суточном режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. В ходе исследования родителей просили указать, сколько времени их ребенок ежедневно проводит на улице в зимнее время (помимо прогулок в детском саду). Мы осознанно сделали оговорку о времени года, поскольку в летний период значительно проще организовать прогулки и досуг ребенка на свежем воздухе.

Большинство родителей (84,7%) указали, что в зимнее время их прогулки с ребенком длятся 1-2 часа ежедневно, 12,0% отметили, что проводят на свежем воздухе менее 1 часа, и лишь 3,3% указали, что гуляют с ребенком более 2-х часов каждый день.

Для более подробного анализа длительности ежедневного пребывания ребенка на свежем

воздухе представим таблицу, в которой приведены среднесуточные показатели времени (в минутах), которое дети дошкольного возраста, по ответам их родителей, затрачивают на различные виды досуга (см. таблицу 1).

Из данных, приведенных в таблице 1, видно, что на такие виды досуга, как игра и прогулки, ребенок дошкольного возраста тратит значительно больше времени, чем на просмотр телепередач и общение с компьютером. Также отметим, что время, ежедневно затрачиваемое дошкольником на прогулки и игру, с возрастом значительно не меняется. Это свидетельствует о том, что в дошкольном возрасте игра и прогулки являются важными элементами организации свободного времени ребенка и не утрачивают своей значимости на протяжении всего возрастного периода.

Заболевания

Отдельный интерес представляет вопрос детского здоровья и заболеваемости. Особое внимание мы уделили проблемам частоты и распространенности различных хронических заболеваний среди детей дошкольного возраста.

В ходе опроса респондентов просили указать, сколько раз за последний месяц болел их ребенок. Большинство родителей (63,1%) отметили, что их ребенок ни разу не болел за последний месяц, треть опрошенных (30,5%) указали, что их ребенок болел один раз, а каждый пятнадцатый (6,3%) отметил, что ребенок болел 2-3 раза.

Показательна динамика изменения частоты заболеваемости детей-дошкольников с возрастом (см. рисунок 3).

Как видно из рисунка, в предшкольном возрасте (5-7 лет) родители отмечают снижение частоты заболеваемости у детей: увеличивается число указывающих на то, что их ребенок не болел в течение последнего месяца (67,8%

Таблица 1. Среднесуточное время, затрачиваемое ребенком-дошкольником на различные виды досуга (минуты )

Пол ребенка Возраст ребенк а

Вид досуга Мальчики Девочки от 1,5 до 3 от 3 до 4 от 4 до 5 от 5 до 7

ТВ 63,0 56,4 38,2 53,1 58,7 64,8

Компьютер 21,3 16,1 4,8 10,4 15,8 25,1

Игра 85,7 80,5 82,4 83,0 85,3 82,3

Прогулки 70,9 70,8 77,7 71,3 73,5 68,1

родителей детей 5-7 лет, 58,0% родителей детей 4-5 лет, р = .0004), и значительно снижается число тех, кто отмечает, что ребенок болел один раз (26,1% родителей детей 5-7 лет, 33,4% родителей детей 4-5 лет, р = .005).

Помимо вопроса об интенсивности заболеваний, родителей также спрашивали о наличии хронических болезней у детей. Каждый седьмой из опрошенных (15,3%) указал на наличие хронического заболевания.

С возрастом число детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, значительно увеличивается (см. рисунок 4). Если в ясельном возрасте (1,5-3 года) их число составляет 5,2%, то к 5-7 годам оно увеличивается до 16,5% (р = .0001). Таким образом, к предшкольному возрасту уже каждый шестой ребенок страдает тем или иным хроническим заболеванием.

Примечательно, что чаще наличие хронических заболеваний у своих детей фиксируют родители более старшего возраста: если среди родителей моложе 35 лет наличие хронических заболеваний у ребенка отмечают 13,8%, то после 35 лет на это указывает уже каждый пятый (21,3%, р = .0004). Добавим, что уровень материальной обеспеченности семьи также

Рисунок 3. Динамика изменения частоты заболеваемости детей-дошкольников в зависимости от возраста (%)

Рисунок 4. Динамика роста хронических заболеваний по мере взросления ребенка (%)

сказывается на распространенности хронических заболеваний у детей: 18,3% малообеспеченных семей указывают, что у их ребенка есть то или иное хроническое заболевание, в то время как среди родителей с высоким и средним достатком подобные болезни отмечают лишь 14,3% (р = .03).

Родителей просили указать, каким именно хроническим заболеванием страдает их ребенок. Ответы респондентов на данный вопрос приведены в таблице 2.

Таблица 2. Ответы родителей о хронических заболеваниях своего ребенка (%)

Заболевания %

Аллергические реакции (аллергия, диатез, аллергический и атопический дерматиты и т. д.) 38,4

Заболевания лор-органов (аденоиды, отит, тонзиллит, гайморит, ларингит, воспаление миндалин, ангина и т. д.) 30,2

Заболевания органов дыхания (бронхиальная астма, бронхит, ОРЗ, ОРВИ и т. д.) 11,6

Заболевания органов чувств (нарушения зрения, слепота, косоглазие, тугоухость и т. д.) 7,6

Заболевания мочеполовой системы (пиелонефрит, дискинезия мочевыводящих путей, мегауретрит и т. д.) 7,0

Заболевания опорно-двигательного аппарата (диспластический синдром, плоскостопие, сколиоз, экзостоз и т. д.) 4,1

Заболевания органов пищеварения (дисбактериоз, гастрит и т. д.) 4,1

Сердечно-сосудистые заболевания (порок сердца, МАРС (малые аномалии развития сердца) и т. д.) 3,5

Заболевания центральной нервной системы (внутричерепное давление и др.) 1,2

Наиболее распространенными хроническими заболеваниями у дошкольников являются различного рода аллергические реакции (38,4%), заболевания лор-органов (30,2%), а также органов дыхания (11,6%).

Такие факторы, как пол и возраст ребенка, оказывают существенное влияние на частоту проявления тех или иных хронических заболеваний. Так, родители мальчиков значительно чаще, чем родители девочек, указывают на то, что их ребенок страдает различного рода аллергическими реакциями (44,7% и 25,8% соответственно, р = .01). Родители же девочек чаще отмечают наличие хронических заболеваний мочеполовой системы (12,1% и 3,9% соответственно, р < .05).

Наблюдается ряд изменений в распространенности заболеваний в зависимости от возраста ребенка. Так, среди родителей детей ясельного возраста подавляющее большинство указали на наличие у их ребенка тех или иных

аллергических реакций. Уже к возрасту 3-4 лет упоминаемость этого вида заболеваний снижается до 50,0% (р = .03), а к предшкольно-му - аллергию у своего ребенка отмечают 29,9% родителей (р = .0007). В то же время по мере взросления ребенка увеличивается число родителей, отмечающих у своих детей хронические заболевания лор-органов (0% родителей детей ясельного возраста, 18,8% родителей детей 3-4 лет, 43,2% родителей детей 4-5 лет, р = .03).

Условия проживания

Особый интерес представляет анализ тех объективных условий, в которых растет и развивается ребенок: есть ли у него своя комната, собственная кровать и т. д. В этой связи в ходе исследования родителям задавался ряд вопросов об условиях проживания.

Половина опрошенных (48,9%) отметили, что у ребенка есть собственная комната, треть родителей (30,2%) указали на наличие своего «уголка» в общей комнате, а каждый пятый (20,9%) - что живет вместе с ребенком в одной комнате.

Интересно, что условия проживания различаются у мальчиков и девочек (см. таблицу 3).

Таблица 3. Условия проживания мальчиков и девочек (%)

Условия проживания Мальчики (%) Девочки (%) Р =

Своя комната 51,0 45,5 ,02

Свой «уголок» в общей комнате 28,0 33,4 ,01

Живем в одной комнате 21,1 21,1 -

Также заметим, что условия проживания значительным образом зависят от возраста: чем старше ребенок, тем чаще он проживает в отдельной от родителей комнате. Так, более половины родителей (54,4%) указывают на

— -свйчюмнана — Свой угол <ж а общ ей ксмнате Живем в <щнсй комнате |

% 63.6 54.4

--

50

40 36.1 Э72

30 34.4,- " . — - ' * -ж . 27,7 —. ^ ----Я 29

23,5

20 20,2

15.6

10 13,6

0

1,5-3 года 3-4 года 4-5 тат 5-7 п&т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 5. Динамика изменения условий проживания ребенка дошкольного возраста по мере его взросления (%)

наличие у ребенка отдельной комнаты к пред-школьному возрасту (5-7 лет) и все меньше отмечают, что живут вместе в одной общей комнате (см. рисунок 5).

Результаты опроса показали, что уровень материальной обеспеченности семьи явно влияет на жилищные условия, в которых воспитывается ребенок (см. таблицу 4).

Таблица 4. Динамика изменения условий проживания ребенка дошкольного возраста в зависимости от уровня материальной обеспеченности семьи (%)

Условия проживания Недостаточно и малообеспеченные Средне-и высокообеспеченные Р =

Своя комната 34,1 54,8 ,0001

Свой «уголок» в общей комнате 34,6 28,7 ,01

Живем в одной комнате 31,3 16,4 ,0001

Как видно из таблицы, треть малообеспеченных родителей отмечают, что живут в одной комнате с ребенком. Добавим, что и образовательный статус родителей также оказывает влияние на условия проживания ребенка. Так, родители с высшим образованием чаще, чем родители со средним, указывают, что их ребенок имеет собственную отдельную комнату (53,3% и 44,4% соответственно, р = .001). Родители со средним образованием значительно чаще указывают на то, что живут вместе с ребенком в одной комнате (25,5% и 16,6% соответственно, р = .0001).

Матери, состоящие в браке, чаще, чем незамужние, отмечают, что у их детей есть своя комната (52,9% и 29,2% соответственно, р = .0001). В свою очередь, одинокие матери чаще говорят, что у ребенка есть свой «уголок» в общей комнате (46,0% и 26,2% соответственно, р = .0001). Этот факт не стоит сводить лишь к влиянию худшего материального положения разведенных матерей. Здесь, на наш взгляд, проявляется и стремление замужних матерей оградить ребенка от интимной супружеской жизни.

Отдельный интерес представляет вопрос о наличии у ребенка собственной кровати и постоянного спального места. Выяснилось, что 79,7% детей спят в собственных кроватях, 12,1% - иногда спят со взрослыми и 8,2% родителей указали, что спят вместе со своими детьми. Интересно, что родители мальчиков чаще отмечают, что их ребенок иногда спит с ними, чем родители девочек (14,0% и 10,7% соответственно, р = .03).

Таблица 5. Наличие у ребенка собственного спального места в зависимости от полноты семьи (%)

Мальчики в полной семье Мальчики в неполной семье Р = Девочки в полной семье Девочки в неполной семье Р =

Своя кровать 84,2 63,3 .0001 83,5 70,0 .0003

Иногда со взрослым 12,5 14,1 - 8,1 11,3 -

Вместе со взрослым 3,3 22,7 .0001 8,3 18,7 .0003

По мере взросления ребенка условия для его сна значительно меняются (см. рисунок 6).

С возрастом значительно увеличивается число детей, которые спят в собственной кровати.

Уровень материальной обеспеченности семьи оказывает значительное влияние на наличие у ребенка собственного спального места. Так, в более обеспеченных семьях ребенок чаще спит отдельно от взрослых в собственной кровати, чем в семьях с малым достатком (82,6% и 72,4% соответственно, р = .0001). Последние же чаще отвечают, что спят вместе со своими детьми (13,5% и 6,1% соответственно, р = .0001).

Заметим, что и матери, состоящие в браке, в отличие от незамужних, чаще указывают на наличие у их ребенка собственной кровати (84,0% и 67,7% соответственно, р = .0001), в то время как последние чаще отмечают, что спят вместе со своим ребенком (20,0% и 5,7% соответственно, р = .0001). Наглядно данная тенденция продемонстрирована в таблице 5.

Подчеркнем, что приведенные в таблице данные явно показывают необходимость специального психологического анализа особенностей «телесных» отношений родителей с ребенком, воспитывающимся в неполной семье. Заметим, что психоаналитические интерпретации, связанные с механизмами «замещения», «переноса» и проч., в связи с отсутствием отца здесь явно напрашиваются.

—»—С^оя крсеатъ —ш— Иногда соеэрссльми - Вг.ксте со взроспь.™

100

90 эо 76,3 73.7 ______85,9

70 01,2 -—♦•

60

50

40 30 20 10 0 ■ 24,6 Л., ■-- 14 15.8 —---Я---- 7,9* " 14,6 „ - ^9,6

1,5-3 года 3-4 гада 4-5 лет 5-7 пег

Рисунок 6. Динамика изменения условий для сна ребенка дошкольного возраста по мере его взросления (%)

Курение и употребление алкоголя родителями

При характеристике жизненной среды ребенка особый интерес представляет рассмотрение вопроса о курении и употреблении алкоголя родителями, в том числе и в присутствии ребенка. На наш взгляд, это характеризует ценностные ориентации родителей на поддержание здорового образа жизни, а также осознание ими ответственности за сохранение здоровья ребенка.

В ходе опроса родителей просили ответить, курят ли они. Полученные данные показывают, что отцы курят чаще, чем матери, - 44,6% и 29,5% соответственно (р = .0001), а среди незамужних матерей курящих существенно больше, чем среди замужних, - 45,1% и 25,4% (р = .0001). Характерно, что среди родителей мальчиков больше курящих, чем среди родителей девочек (37,0% и 30,1% соответственно, р = .002).

Показательно, что уровень образования родителей также оказывает влияние на наличие данной вредной привычки. Так, родители со средним образованием курят чаще, чем родители с высшим (38,4% и 29,4% соответственно, р = .0001).

Отдельно мы уделили внимание рассмотрению вопроса о том, как курящие и некурящие родители относятся к соблюдению своим ребенком режима дня. Выяснилось, что родители, которые указали на то, что не курят, склонны более строго следить за соблюдением их детьми режима дня (55,6% некурящих и 44,4% курящих родителей строго контролируют режим дня (р = .0001), а 73,1% некурящих и 65,1% курящих родителей следят за регулярным выполнением утренних и вечерних гигиенических процедур (р = .0004). Добавим, что родители, которые никогда не курят в присутствии ребенка, также более строго, чем курящие при ребенке, относятся к соблюдению режима дня (53,5% и 46,1% соответственно, р = .005) и гигиенических норм (71,7% и 66,5% соответственно, р = .03).

В ходе опроса мы ставили перед респондентами и вопрос об их отношении к употреблению алкоголя.

Характерно, что возраст самих родителей оказывает значительно влияние при ответе на вопрос об употреблении спиртных напитков в присутствии своего ребенка (см. таблицу 6).

Таблица 6. Распределение ответов родителей разного возраста на вопрос об употреблении алкогольных напитков в присутствии своего ребенка (%)

До 27 лет 27-35 лет Старше 35 лет Р =

Часто 2,1 1,8 3,7 ,03

Иногда 32,8 45,5 41,4 ,0001

Никогда 36,7 27,4 23,3 ,0007

Вообще не употребляю 28,3 25,4 31,5 ,02

Результаты, приведенные в таблице, показывают, что родители младше 27 лет чаще остальных указывают на то, что никогда не употребляют алкоголь в присутствии своего ребенка. Родители 27-35 лет отмечают, что иногда позволяют себе выпивать при ребенке. Родители же старше 35 лет указывают на то, что часто пьют спиртные напитки при ребенке, но в то же время среди них выше и доля тех, кто не употребляет алкоголь вообще. Показательно, что родители девочек значительно чаще утверждают, что вообще не употребляют спиртные напитки (30,5% и 23,2% соответственно, р = .0005).

Особый интерес, на наш взгляд, представляет вопрос о влиянии употребления родителями алкоголя в присутствии ребенка на их отношение к соблюдению детьми режима дня. В ходе исследования выяснилось, что родители, не употребляющие спиртные напитки, значительно чаще отмечают, что придерживаются строгой контролирующей стратегии в отношении соблюдения режима дня их ребенком (62,8% родителей, не употребляющих алкоголь, и 45,1% родителей, употребляющих алкоголь, р = .0001). Родители, которые не употребляют спиртные напитки, также строго контролируют выполнение их ребенком гигиенических процедур дважды в день в отличие от родителей, периодически употребляющих алкоголь в присутствии ребенка (74,8% и 67,3% соответственно, р = .001). Подобная тенденция наблюдается и в отношении совместного с ребенком выполнения ежедневных утренних физических упражнений (16,6% и 6,5% соответственно,

р = .0001), а также полноценного питания (27,8% и 19,2% соответственно, р = .0001). Таким образом, приведенные данные однозначно свидетельствуют о негативном влиянии употребления алкоголя на реализацию родителями своих функций по созданию благоприятной жизненной среды ребенка-дошкольника.

Завершая статью, выделим ряд наиболее важных, на наш взгляд, моментов.

1. Полученные данные показывают влияние социально-стратификационных факторов на родительские стратегии контроля за соблюдением ребенком режима дня. Так, сильные социальные группы (родители, имеющие высшее образование, высокий уровень материального достатка) уделяют больше внимания соблюдению ребенком режима дня, реализуя строгую контролирующую стратегию, в то время как представители слабых групп (малообеспеченные, среднее образование) чаще склонны к реализации попустительской стратегии. В целом проведенный анализ условий жизни ребенка в зависимости от социально-стратификационных показателей семьи позволяет говорить о различных жизненных укладах, определяющих социализацию современного ребенка-дошкольника.

2. В ходе исследования проявилась возрастная динамика изменения жизненной среды дошкольника. Так, по мере взросления ребенка контроль родителей за соблюдением им основных режимных моментов снижается, что, по-видимому, частично связано с формированием произвольности поведения ребенка и навыков соблюдения им личной гигиены. Полученные данные свидетельствуют об ослаблении к пред-ш кольному возрасту непосредственного «телесного» контакта ребенка с родителями, что характеризует общую тенденцию «отстраивания» ребенка от взрослого. С возрастом усиливается и ряд негативных тенденций, в частности, значительно увеличивается распространенность хронических заболеваний среди детей.

3. Проведенное исследование отчетливо выявило влияние семейного статуса матери на ее отношение к основным условиям жизни ребенка. Так, незамужние матери, по сравнению с замужними, более склонны реализовы-вать попустительскую стратегию контроля соблюдения своим ребенком режима дня, иначе организуют его жизненное пространство (не выделяют специальной комнаты, спят вместе с ребенком), стремясь сохранить «телесные контакты» со своим ребенком вплоть до старшего дошкольного возраста. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.