УДК 373.2 ББК Ч411.3
УСЛОВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАЗРАБОТКУ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Г.В. Яковлева
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
CONDITIONS OF INCLUDING TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE BASIC GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM DEVELOPMENT
G. Yakovleva Chelyabinsk Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development
Автором предложен алгоритм включения педагогов дошкольных образовательных учреждений в разработку основной общеобразовательной программы. Выделены и описаны условия включения педагогов в данный вид деятельности.
Ключевые слова: основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения, условия содействия, группы условий содействия: нормативно-регламентирующие, перспективно-ориентирующие, деятельностно-стимулирующие, коммуникативно-информационные.
The algorithm of including teachers of preschool educational institutions in the development of basic general program is proposed. The conditions of including teachers in this type of activity are singled out and described.
Keywords: basic general educational program of preschool educational institution, conditions of assistance, groups of assistance conditions: standard-regulating, perspective-focusing, activity-stimulating, communicative and information.
Стандартизация в системе дошкольного образования нормирована Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [2].
В целях выполнения данного нормативного документа педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) обязаны разработать общеобразовательную программу учреждения с учетом специфики работы с разными категориями детей (норма и ограниченные возможности здоровья), приоритетных направлений развития образовательного учреждения.
Эта работа не специфична для педагогов ДОУ. И на сегодня они испытывают серьез-
ные затруднения в выполнении поставленной задачи.
Для обеспечения включения педагогов ДОУ в разработку общеобразовательной программы дошкольного образования в системе повышения квалификации разрабатывается модель организационно-педагогических условий содействия педагогам в данного рода деятельности.
Целью включения педагогов в процесс разработки общеобразовательной программы учреждения является разностороннее содействие тому, чтобы все участники этого процесса могли бы как можно полнее проявлять себя в новом виде педагогической деятельности (проектировании программы ДОУ), во взаимодействии друг с другом, с другими педагогами [3].
Именно поэтому проблема содействия педагогам ДОУ в разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования на сегодняшний день является весьма актуальной.
Говоря о проблеме содействия в условиях гуманно ориентированного образования, целесообразно вести речь о создании соответствующих условий работникам ДОУ. Данная точка зрения согласуется с позициями многих исследователей, отстаивающих необходимость содействия [1, 3].
Для успешного освоения нового вида педагогической деятельности человек вынужден прибегать к использованию дополнительных внутренних ресурсов. Существует некоторая совокупность свойств человека, рассматриваемая как его внутренний потенциал (ресурс). В научной литературе эта совокупность свойств обозначается как индивидуальный ресурс профессионального развития. Известно, что профессиональную конкурентоспособность человек обеспечивает прежде всего за счет использования своих знаний, умений и профессионального опыта, умения управлять своими профессиональными и личностными ресурсами.
Термин «содействие» означает помощь, поддержку в достижении, развитии чего-либо. В педагогической литературе термин «содействие» означает «создание условий для проявления заложенных в личности задатков». Таким образом, содействие педагогам в осуществлении ими нового вида деятельности (проектировании основной общеобразовательной программы ДОУ) мы будем трактовать как создание условий для проявления их творческого потенциала, для реализации их задатков в области проектирования нормативно-методического документа.
Анализ публикаций по проблеме показывает, что содействие педагогам в осуществлении ими нового вида деятельности предполагает необходимость создания условий, благоприятных для осуществления нового вида деятельности. Данные условия структурируются в современных исследованиях по следующим основным группам:
• нормативно-регламентирующие;
• перспективно-ориентирующие;
• деятельностно-стимулирующие;
• информационно-коммуникативные [4].
В современных условиях проектирования
основной общеобразовательной программы ДОУ профессиональная компетентность педа-
гогов, осуществляющих данную деятельность, приобретает особую значимость. От профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения, включенных в процесс разработки основной общеобразовательной программы ДОУ, зависит качество образовательного процесса как в содержательном, так и организационном аспектах.
Вместе с тем анализ состояния профессиональной компетентности педагогов ДОУ, осуществляющих проектирование общеобразовательной программы, показывает, что оно (состояние) не в полной мере соответствует тем требованиям, которые позволили бы спроектировать грамотный, удовлетворяющий требованиям государства, программный документ. Данное обстоятельство обусловливает необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ, включенных в разработку общеобразовательной программы.
Совершенно очевидно, что эта задача должна решаться в ходе повышения квалификации разработчиков программы. В этой связи для разработчиков программы организуются модульные курсы: «Технологии разработки основной общеобразовательной программы ДОУ». В содержание данного модульного курса внесены следующие темы:
• общие положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
• соответствие содержания образовательных областей вариативных программ федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
• структура календарно-тематического планирования;
• содержание взаимодействия с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ;
• система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
В чем же конкретно состоит система содействия педагогам в разработке общеобразовательной программы ДОУ в рамках системы повышения квалификации?
Одной из важнейших групп условий в этом направлении становится нормативно-регламентирующая группа, которая характеризует правовые и нравственные основания,
Вопросы общего образования
предопределяющие организацию и осуществление нового вида педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Содержательное представление этой группы условий осуществляется в проектах нормативно-правовых и инструктивных (инструктивно-методических) документов
(материалов), которые целенаправленно создаются для обеспечения скоординированной деятельности педагогов. В содержание данной группы условий входят как федеральные, так и региональные документы, с которыми слушатели модульных курсов знакомятся в системе повышения квалификации: содержание приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Департамента образования города Москвы, Московского института открытого образования, Московского городского пси-холого-педагогического университета.
Перспективно-ориентирующая группа условий служит ориентиром в определении содержания и основных направлений деятельности педагогов при проектировании общеобразовательной программы. Приказом Управления по делам образования г. Челябинска создана Творческая группа по разработке модельной общеобразовательной программы ДОУ. В этом нормативном документе определены цели, задачи, содержание и ожидаемые результаты деятельности участников Творческой группы. Наличие этих условий позволяет донести до слушателей социально-ценные ожидаемые результаты разработки и реализации основной общеобразовательной программы ДОУ как стандарта дошкольного образования, а также видение перспектив его осуществления.
Деятельностно-стимулирующая группа
условий отражает специфику профессиональной деятельности педагогов, занимающихся разработкой основной общеобразовательной программы ДОУ. Это предполагает стимулирование деятельности педагогов. Достигается это за счет создания комплекса психологических, моральных и других условий, благодаря которым педагоги будут защищены от повседневных неудобств и могут конкретно сосредоточиться на разработке общеобразователь-
ной программы ДОУ. В этом аспекте деятель-ностно-стимулирующая группа условий может служить одним из источников воздействия на повышение качества нового вида деятельности педагогов ДОУ, на повышение уровня их профессиональной компетентности. В чем же может проявиться реализация данной группы условий в рамках повышения квалификации? В размещении на сайте Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования сведений о разработчиках модельной основной общеобразовательной программы ДОУ, материалов Творческой группы, в рекомендациях руководителям ДОУ по определению стимулирующих доплат педагогам, участвующим в разработке программы.
Информационно-коммуникативная группа условий отражает взаимосвязи между различными компонентами профессиональной деятельности педагогов, осуществляющих проектировочную деятельность. Вряд ли стоит сомневаться в том, что повышение качества данной деятельности является настолько целенаправленным, насколько оно обеспечено соответствующей информацией, насколько педагог информирован об имеющемся опыте проектирования общеобразовательных программ, подходах к организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы, настолько он может быть уверенным в целесообразности этой деятельности. Качество осуществления проектировочной деятельности зависит от той информации, которой могут пользоваться педагоги. В этой связи для слушателей модульного курса создаются пакеты методических и научных материалов, материалы позитивного опыта разработки общеобразовательной программы ДОУ г. Москвы, Казахстана, Ханты-Мансийского автономного округа; организуется перекрестная экспертиза промежуточных материалов программы, подбирается выставка книжной продукции по проблеме проектирования общеобразовательных программ учреждений. На портале Управления по делам образования г. Челябинска размещаются материалы работы Творческой группы по разработке календарно-тематического планирования работы воспитателя в условиях введения федеральных государственных требований и слушателей курсов повышения квалификации знакомят с размещенными материалами. Организуется их обсуждение.
Таким образом, необходимыми, на наш
взгляд, условиями включения педагогов в разработку основной общеобразовательной программы ДОУ являются:
• организация модульных курсов по данной проблеме;
• реализация условий содействия педаго-
гам в проектировании основной общеобразовательной программы, включающих следующие группы: нормативно-регламентирующую, перспективно-ориентирующую, деятельностно-стимулирующую, информационно-комму-
никативную.
Литература
1. Ильясов, Д. Ф. Программно-целевой принцип в планировании: моногр. /Д. Ф. Ильясов. -
Челябинск: Образование, 2000. - 192 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2010. - 5 марта (№ 5125).
3. Сериков, Г.Н. Образование: Аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
4. Сериков, Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: моногр. / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.
Поступила в редакцию 26 января 2012 г.