УДК 334.012.64 (470.12)
© Подолякин О.В. © Плешаков П.С.
УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
В статье рассмотрены условия ведения предпринимательской деятельности на территории Вологодской области на основе оценок, данных бизнесменами региона. Показано, что несмотря на существенный рост статистических показателей, отражающих количество малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, бизнес-климат Вологодской области не претерпел за последние годы значительных изменений.
Предпринимательство, малый бизнес, регион.
В современной экономической и социальной жизни исключительно важную роль играет малое предпринимательство - один из ведущих секторов экономики, который во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового продукта [4]. Высокий уровень развития предпринимательства характеризует успешную модель рыночного хозяйства, способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создаёт естественную социальную опору общественному устройству [1, 2].
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он утвердил новые критерии отнесения организаций
к малым и средним, определил полномочия органов федеральной, региональной и местной власти в области поддержки предпринимательства. В соответствии с ним был принят Закон Вологодской области от 05.12.2008 № 1916-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Вологодской области», одобрена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 - 2012 годы» [6].
Благодаря обновлённой законодательной базе, а также деятельности органов региональной власти и управления (например, в 2011 г. на поддержку малого и среднего бизнеса из бюджета Вологодской области было выделено 124,1 млн. руб.), существенно увеличилось число субъектов малого предпринимательства (табл. 1) [5].
ПОДОЛЯКИН Олег Валерьевич кандидат экономических наук, научный сотрудник ИСЭРТ РАН podolyakin_ov@mail.ru
ПЛЕШАКОВ Павел Сергеевич младший научный сотрудник ИСЭРТ РАН pleshakov.pavel@mail.ru
Таблица 1. Показатели деятельности субъектов малого бизнеса Вологодской области
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Темпы роста, 2011 г. к 2008 г., в %
Количество малых предприятий, тыс. ед. 6,4 6,4 6,4 8,1* 127
Численность индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. 39,8 43,0 43,7 42,9* 108
Среднесписочная численность работников малых предприятий, тыс. чел.** 82,4 66,9 н.д. 87,2 106
* Данные за январь - сентябрь 2011 г. ** Без внешних совместителей. Источники: Данные сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main; Малый бизнес Вологодской области в январе - сентябре 2011 года: стат. бюл. / Во-логдастат. - Вологда, 2012. - 44 с.
Таблица 2. Оценка предпринимателями Вологодской области динамики работы своих фирм (или индивидуальной деятельности) по итогам года,
% от числа опрошенных предпринимателей
Оценка 2008 г. 2010 г. 2011 г.
1. Объём производства (продаж), работ, услуг и др.
Рост значительный 33,4 8,7 17,1
Рост незначительный 37,5 27,0 37,7
Тот же уровень 19,7 28,6 33,6
Снижение незначительное 7,0 13,7 8,2
Снижение значительное 1,3 15,8 2,1
2. Количество работников
Рост значительный 8,4 3,7 5,5
Рост незначительный 27,4 18,3 24,7
Тот же уровень 52,0 49,8 56,2
Снижение незначительное 7,1 10,8 7,5
Снижение значительное 1,4 6,6 2,7
3. Цена на приобретаемую продукцию (сырьё, материалы и комплектующие)
Рост значительный 40,3 13,7 27,4
Рост незначительный 31,5 36,9 33,6
Тот же уровень 20,0 28,6 30,1
Снижение незначительное 3,1 9,1 3,4
Снижение значительное 1,4 1,7 0,0
4. Рентабельность (прибыль/издержки)
Рост значительный 17,6 5,0 13,0
Рост незначительный 33,8 19,1 24,0
Тот же уровень 34,1 38,6 46,6
Снижение незначительное 9,5 13,3 11,0
Снижение значительное 1,7 14,9 3,4
Привёдем оценки произошедших изменений, которые дали сами предприниматели региона. Для этого проанализируем результаты регулярных опросов бизнесменов Вологодской области, проводимых ИСЭРТ РАН1 [9].
1 Опросы проводились отделом инновационной экономики и лабораторией исследования социальных процессов ИСЭРТ РАН. В 2008 году было опрошено 272 индивидуальных предпринимателя и руководителя малых предприятий, в 2010 г. - 199 индивидуальных предпринимателей и руководителей малых предприятий, в 2011 г. - 300 индивидуальных предпринимателей и руководителей малых предприятий.
Что касается оценки предпринимателями динамики работы своих фирм, в основном они отмечали тот же уровень или незначительный рост показателей (табл. 2).
За весь рассматриваемый период, за исключением 2010 г., наблюдалась тенденция роста объёмов производства. В 2008 г., по мнению предпринимателей, произошёл резкий скачок цен на приобретаемое сырьё, материалы и комплектующие, что явилось следствием
мирового финансово-экономического кризиса, однако на оценке рентабельности и количества работников это никак не сказалось.
За эти годы нормативно-правовые условия деятельности оценивались предпринимателями невысоко - около трёх баллов по пятибалльной шкале, что соответствует оценке «скорее удовлетворён, чем нет» (табл. 3). Наиболее низкая оценка с тенденцией к её ухудшению наблюдается по налоговой системе и по эффективности существующего механизма распределения госзаказа. По сравнению с 2008 г. предприниматели отмечают лишь незначительное улучшение эффективности механизма регистрации предприятий.
Не лучшее мнение у бизнесменов и о деловом климате Вологодской области (табл. 4). Среди всех условий предприни-
матели наиболее высоко оценивают существующие условия конкуренции и защищённость от преступности, наименее (низко, неудовлетворительно) - уровень налогообложения. Положительной тенденцией бизнесмены считают повышение защищённости от коррупции (с 2,5 балла до 2,9 балла), а также стабильность экономических условий и защищённость от преступности.
В то же время в регионе имеет место ряд нерешённых проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства. Прежде всего это вопросы уплаты налогов, получения лицензий и разрешений, а также аренды земли, помещений (табл. 5). Следовательно, проблема обеспечения согласованности действий региональных органов государственной власти и субъектов предпринимательства актуальна.
Таблица 3. Оценки нормативно-правовых условий функционирования малого и среднего предпринимательства (в баллах, по 5-балльной шкале, шкала оценок: 5 и 4 балла - вполне или почти удовлетворён;
3 - скорее удовлетворён, чем нет; 2 и 1 - не удовлетворён и крайне не удовлетворён)
Условие 2008 г. 2010 г. 2011 г. Абс. откл. 2011 г. к 2008 г.
1. Совершенство нормативно-правовой базы малого предпринимательства - в целом 2,7 2,7 2,6 -0,1
- в части, определяемой органами региональной власти 2,8 2,8 2,7 -0,1
- в части, определяемой органами муниципальной власти 2,8 2,7 2,6 -0,2
2. Эффективность механизма регистрации предприятий 2,9 3,2 3,0 0,1
3. Совершенство налоговой системы - в целом 2,6 2,6 2,5 -0,1
- в части, определяемой органами региональной власти 2,7 2,5 2,5 -0,2
4. Эффективность механизма распределения госзаказа 2,7 2,5 2,5 -0,2
Таблица 4. Оценка предпринимателями делового климата региона
(шкала оценок: 5 и 4 балла - вполне или почти удовлетворён;
3 - скорее удовлетворён, чем нет; 2 и 1 - не удовлетворён и крайне не удовлетворён)
Условие 2008 г. 2010 г. 2011 г. Абс. откл. 2011 г. к 2008 г.
1. Защищённость от рэкета, преступности 2,9 3,0 3,1 0,2
2. Условия конкуренции 3,0 3,0 3,0 0
3. Правовое (законное) поведение конкурентов 2,8 2,8 2,9 0,1
4. Стабильность экономических условий 2,7 2,7 2,9 0,2
5. Защищённость от коррупции 2,5 2,7 2,9 0,4
6. Государственное регулирование 2,7 2,7 2,8 0,1
7. Возможности привлечения капитала 2,7 2,5 2,8 0,1
8. Уровень налогообложения 2,6 2,6 2,6 0
Таблица 5. Распределение ответов предпринимателей Вологодской области на вопрос: «Какие из перечисленных направлений регулирования малого предпринимательства, по Вашему мнению, представляют наибольшие трудности?»,
в % от числа опрошенных предпринимателей
Направление 2008 г. 2010 г. 2011 г. Абс. откл. 2011 г. к 2008 г.
1. Вопросы аренды земли, помещений, имущества и др. - 27,4 32,2 -
2. Вопросы, связанные с уплатой налогов - 34,9 30,1 -
3. Получение лицензий и разрешений 48,0 27,0 29,5 -18,5
4. Инспекторские проверки 37,0 15,8 28,8 -8,2
5. Оформление прав на недвижимость, землю и др. 26,3 17,0 19,9 -6,4
6. Получение разрешений на строительство 21,7 15,4 17,1 -4,6
7. Регистрация предприятия (индивидуального предпринимателя) 19,3 8,7 13,0 -6,3
Таблица 6. Распределение ответов предпринимателей Вологодской области на вопрос: «Что Вас особенно беспокоит в процедурах административного регулирования малого бизнеса?», в % от числа опрошенных предпринимателей
Вариант ответа 2008 г. 2010 г. 2011 г. Абс. откл. 2011 г. к 2008 г.
1. Бюрократические проволочки 48,8 41,1 52,7 3,9
2. Чрезмерный объём канцелярской работы 36,3 33,6 40,4 4,1
3. Возможность разного толкования положений, инструкций 34,7 24,5 22,6 -12,1
4. Избыточность контролирующих органов 27,0 18,7 21,2 -5,8
5. Множественность проверок 19,4 10,8 18,5 -0,9
6. Проблематичность защиты своих законных интересов 30,3 19,5 15,8 -14,5
7. Непредсказуемость результатов проверок 19,3 12,4 15,8 -3,5
8. Материальные издержки, необоснованные штрафы 21,7 17,8 15,1 -6,6
9. Некомпетентность проверяющих 17,7 7,9 13,7 -4,0
10. Отставание нормативных документов от предпринимательской практики 18,3 12,4 13,0 -5,3
11. Превышение служебных полномочий 11,7 5,0 7,5 -4,2
12. Нарушения законодательства 13,0 7,1 6,2 -6,8
13. Попытки вымогательства 10,3 4,6 2,1 -8,2
14. Несоответствие требований проверяющих действующему законодательству - 4,1 0,7 -
Среди неблагоприятных для развития бизнеса факторов в процедурах административного регулирования предприниматели особенно выделяют бюрократические проволочки (53%), чрезмерный объём канцелярской работы (40%), возможность разного толкования положений, инструкций (23%, табл. 6).
С учётом существующих трудностей и проблем наиболее действенными мерами по устранению административных барьеров предприниматели считают: снижение предъявляемых требований, разработку чётких алгоритмов взаимодействия бизнеса с административными и контролирующими органами, повыше-
ние ответственности органов власти за процедуры согласования, проверки документов (табл. 7).
Одни лишь статистические данные, таким образом, не дают полной картины того, как развивается малый бизнес региона, изменяются условия ведения предпринимательства, какие проблемы беспокоят бизнесменов и какие пути поддержки предприниматели считают эффективными.
Так, за период с 2008 по 2011 г. в регионе увеличилось число малых предприятий, численность работников организаций малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей.
Таблица 7. Наиболее действенные, по мнению бизнесменов, меры по устранению административных барьеров в развитии малого бизнеса,
в % от числа опрошенных предпринимателей
Мера 2008 г. 2010 г. 2011 г. Абс. откл. 2011 г. к 2008 г.
1. Снизить предъявляемые требования - 36,5 32,2 -6,6
2. Разработать чёткие и упорядоченные процедуры и алгоритмы взаимодействия бизнеса с административными и контролирующими структурами 34,7 31,1 28,1 -4,0
3. Повысить прозрачность, ответственность органов власти за соблюдение временных рамок согласования, проверки и выдачи документов 30,0 17,4 26,0 -4,8
4. Сократить число лицензируемых видов деятельности 25,3 18,7 20,5 -21,0
5. Ограничить права ведомств при проверке предприятий 36,8 17,8 15,8 -4,6
6. Активизировать деятельность предпринимательских объединений 19,7 14,5 15,1 -12,7
7. Перейти от разрешительного порядка регистрации к уведомительному 25,0 18,7 12,3 -3,7
8. Обеспечить аргументацию органами власти принимаемых отказных решений 14,0 17,8 10,3 -6,6
Вместе с тем условия ведения бизнеса в Вологодской области оставляют желать лучшего: бизнесмены неудовлетвори-
тельно оценивают существующую систему налогообложения, механизм госзаказа; сложности вызывают вопросы использования земельных участков и помещений при совершении сделок, а также получения лицензий и разрешений; затрудняют ведение данной деятельности бюрократические проволочки, значительные объёмы канцелярской работы и пр.
Всё это говорит о том, что для объективного анализа сферы малого предпринимательства и разработки адекватных мер по её развитию необходимо опираться не только на статистические показатели, но и принимать во внимание субъективные оценки - мнения и предложения самих предпринимателей [8].
В целом развитие малого и среднего предпринимательства в регионе требует активизации действий со стороны органов государственной власти [3, 7].
Во-первых, следует создать региональную систему анализа уровня развития малого и среднего бизнеса и эффективности применяемых мер в данном направлении на базе трёх основных
элементов: территориального органа
Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области (сбор и обобщение статистических показателей деятельности субъектов малого и среднего бизнеса), ИСЭРТ РАН (проведение опросов предпринимателей и анализ эффективности применяемых мер по развитию малого и среднего бизнеса), Комитета развития малого и среднего предпринимательства Вологодской области (общее руководство и координация деятельности, обобщение результатов анализа и мониторинга).
Во-вторых, организация регулярного мониторинга мнения предпринимателей, осуществляемого в рамках функционирования вышеупомянутой региональной системы анализа уровня развития малого и среднего бизнеса и эффективности применяемых мер в данном направлении, поможет определить основные проблемы в области административного регулирования бизнеса.
В-третьих, целесообразно постоянно проводить при региональной торговопромышленной палате (или другом общественном объединении предпринимателей) круглые столы с приглашением предпринимателей, представителей
органов законодательной и исполнительной власти, СМИ для обсуждения проблем регионального бизнес-сообщества, выработки и принятия согласованных решений.
Эти и другие мероприятия позволят улучшить условия ведения предпринимательской деятельности и будут способствовать увеличению вклада данного сектора в экономику региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буянкина, А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование / А.Н. Буянкина. - М.: ИНФРА, 2004. - 136 с.
2. Дракер, П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П. Дракер. - М., 1992. - 352 с.
3. Задумкин, К.А. Задачи и механизмы содействия развитию малого предпринимательства на муниципальном уровне / К.А. Задумкин, О.В. Подолякин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2009. - № 2. - С. 62.
4. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2011. -685 с.
5. Малый бизнес Вологодской области в январе - сентябре 2011 года: стат. бюл. / Вологдастат.
- Вологда, 2012. - 44 с.
6. Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 - 2012 годы»: Постановление Правительства Вологодской области от 27 января 2009 г. № 118 // Справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс».
7. Подолякин, О.В. Оценка предпринимательских способностей населения региона / О.В. Подолякин, С.В. Теребова // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия «Экономика». - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ 2011. - № 6. - С. 112-117.
8. Предпринимательский климат в России: Индекс Опоры 2010 - 2011. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://opora.ru/upload/Reserch/Index_2011_corr_040711_sec.pdf
9. Теребова, С.В. Предпринимательство в регионе: состояние, проблемы, перспективы: монография / С.В. Теребова, О.В. Подолякин, В.С. Усков, С.Ю. Егорихина. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - 160 с.