• Социально-гигиенический мониторинг, общая гигиена Сведения об авторах
Синяговский Сергей Николаевич, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Спасск-Дальний тел. 8 (42352)2-40-52 E-mail [email protected]
Чекмарева Наталья Александровна, специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Спасск-Дальний тел. 8 (42352)2-02-79 E-mail [email protected]
Охотникова Ирина Ильинична, старший специалист 1 разряда территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Спасск-Дальний тел. 8 (42352)2-02-79 E-mail [email protected]
© Транковский Д.Е., 2015 г.
УДК 642.5:[613.2+614.3](075) Приморский край
Д.Е. Транковский
УСЛОВИЯ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕмОСТЬ РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА В ПРИмОРСКОм КРАЕ
Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, г. Владивосток.
Выявлено, что неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка от воздействия вредных физических факторов в большей степени отмечается на морских и рыбопромысловых судах. Неблагоприятное воздействие на состояние здоровья водителей в большей степени оказывают производственные факторы, обусловленные конструктивными особенностями автотранспортных средств. Количество транспортных средств, относящихся к 3 группе санитарно-эпидемиологического благополучия, последние пять лет остаётся примерно на одном уровне, и даже имеет некоторую тенденцию к снижению. Основными причинами, вызвавшими профессиональную патологию у работников транспорта, остаются производственный шум и вибрация.
Ключевые слова: транспорт, условия труда, профессиональная заболеваемость.
Цитировать: Транковский Д.Е. Условия труда и профессиональная заболеваемость работников транспорта в Приморском крае // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. .№4(62). С. 98-100. URL: https://yadi.sk/i/g7LnNB5BiTjp9.
Для оценки вредного воздействия производственной среды на организм работников плавсостава в 2014 г. проводились инструментальные измерения и лабораторные исследования таких производственных факторов как шум, вибрация, освещённость, микроклимат, электромагнитные излучения, загрязняющие вещества в воздухе рабочей зоны. Всего с применением лабораторных и инструментальных методов было проведено 249 обследований объектов водного транспорта (в 2013 г. - 297 обследований), при этом исследованы условия труда на 1038 рабочих местах (в 2013 г. - на 352 рабочих местах).
Инструментальные измерения, проведённые на судах водного транспорта, показали, что уровни концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны на всех обследованных рабочих местах не превышают ПДК (в 2013 г. - 0,5%). Удельный вес обследованных рабочих мест, несоответствующих гигиеническим нормативам по параметрам микроклимата, составляет 2,6% (в 2013 г. - 2,7%), по вибрации -9,2% (в 2013 г. - 1,4%), по шуму - 10,1% (в 2013 г. -6,1%), по освещённости - 13,3% (в 2013 г. - 13,4%). Уровень электромагнитных излучений превышает ПДУ на 2,7% обследованных рабочих мест (в 2013 г. превышений не установлено).
В сравнении с 2013 г. увеличение рабочих мест несоответствующих гигиеническим нормативам произошло по уровням вибрации, шума, электро-
магнитных излучений. Уменьшение вредного воздействия данных факторов на здоровье работающих достигается путём проведения организационных мероприятий на рабочих местах моряков и рыбаков - сокращение времени контакта работника с вредными производственными факторами.
Неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка от воздействия вредных физических факторов в большей степени отмечается на морских и рыбопромысловых судах.
Для оценки качества питьевой воды на водном транспорте в 2014 г. отобрано и исследовано 264 пробы питьевой воды по санитарно-химическим показателям и 257 проб по микробиологическим показателям. В результате исследований установлено, что в 9,8% случаев исследованные пробы не соответствовали гигиеническим нормативам по санитар-но-химическим показателям и в 3,5% случаев - по микробиологическим показателям (в 2013 г. в 11,5% и в 8,1% случаев соответственно).
Несоответствие проб питьевой воды гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, объясняется тем, что в 2014 г. обследовалось большое количество морских судов, находящихся в порту в ожидании или в период проведения ежегодного профилактического ремонта. Пробы питьевой воды, отобранные после окончания ремонтных работ в судовых систе-
Социально-гигиенический мониторинг, общая гигиена •
мах водоснабжения (зачистка, восстановление внутреннего покрытия питьевых цистерн, их дезинфекция), соответствовали гигиеническим нормативам.
Для оценки качества и безопасности питания работников водного транспорта в 2014 г. отобрано и исследовано 9 проб пищевых продуктов по санитар-но-химическим показателям и 104 пробы по микробиологическим показателям. В результате исследований установлено, что пробы, исследованные по санитарно-химическим показателям, как и в 2013 г. соответствовали гигиеническим нормативам. По микробиологическим показателям отобранные пробы пищевых продуктов не соответствовали гигиеническим нормативам в 4,8% случаев (в 2013 г. - в 3,3% случаев).
Несоответствующие гигиеническим нормативам готовые кулинарные изделия выявлены на морских судах, на которых во время стоянки их в порту производились профилактические ремонтные работы в помещениях для приготовления и раздачи пищи. Повторно отобранные после проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий пробы пищевых продуктов соответствовали гигиеническим нормативам.
Анализ проведённых в 2014 г. лабораторных исследований на автотранспортных средствах показал, что из 63 обследованных рабочих мест по показателям шума на 10 рабочих местах его уровень превышает гигиенические нормативы - 15,9% (в 2013 г. 25,8%). Из 101 рабочего места, обследованного по показателям вибрации, 12 рабочих мест не отвечают гигиеническим требованиям - 11,9% (в 2013 г. 28,6%). Из 184 обследованных рабочих мест по показателям микроклимата, 30 рабочих мест не соответствовало гигиеническим требованиям - 16,3% (в 2013 г. 6,4%). Содержание загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны водителей в 184 исследованных пробах соответствовало гигиеническим нормативам (в 2013 г. в 2,9% исследованных проб не соответствовало).
Полученные результаты показывают, что неблагоприятное воздействие на состояние здоровья водителей в большей степени по-прежнему оказывают производственный шум и вибрация, обусловленные конструктивными особенностями автотранспортных средств. Увеличение количества рабочих мест несоответствующих гигиеническим нормативам по показателям микроклимата установлено в тех автотранспортных средствах, где в холодное время года отмечалась не эффективная работа систем отопления. После проведения профилактического ремонта систем отопления в автотранспортных средствах тепловые условия на всех обследованных рабочих местах водителей приведены в соответствие с гигиеническими нормативами.
По результатам инструментальных измерений и лабораторных исследований, проведенных в 2014 г., доля водного, воздушного и автотранспорта, относя-
щегося к 3 группе санитарно-эпидемиологического благополучия, составила 7,7%. В 2013 г. данный показатель составлял 8,9%.
В целях улучшения состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, работающего на транспорте, Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в 2014 г. проведено обследование 127 транспортных средств. При этом 62 обследования (48,8%), проведено в рамках плановых мероприятий по контролю в отношении 20 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и 65 обследований (51,2%) проведено в рамках внеплановых мероприятий по контролю в отношении 40 юридических лиц. Структура обследованных транспортных средств выглядит следующим образом: автомобильный транспорт - 83%, водный транспорт - 17%.
В результате обследований транспортных средств выявлено 49 нарушений санитарно-эпидемиологических требований, составлено 49 протоколов об административном правонарушении, вынесено 45 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа, из них 7% на граждан, 86% на должностных лиц, 7% на юридических лиц.
Структура вынесенных постановлений по статьям КоАП Российской Федерации выглядит следующим образом: ст. 6.3 - 16%, ст. 6.4 - 24%, ст. 6.5 - 22%, ст. 6.6 - 36%, ст. 6.24 ч. 1 - 2%. Общая сумма наложенных административных штрафов составляет 136,5 тысяч рублей. Общая сумма уплаченных административных штрафов составляет 120,5 тысяч рублей.
В целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, должностным лицам вынесено 48 представлений.
В 2014 г. у 33 работников транспорта установлен диагноз хронического профессионального заболевания - 5,6 случая на 10000 работающих. В 2013 г. этот показатель составлял 2,2 случая на 10000 работающих. Более 85% случаев профессиональных заболеваний установлено у работников лётного состава. Все случаи профессиональных заболеваний у данной профессиональной группы выявлены при проведении работникам в возрасте 45-65 лет в лечебно-профилактических организациях углубленных медицинских обследований.
У работников автомобильного транспорта, морского и рыбопромыслового флота показатель профессиональной заболеваемости в 2014 г. остаётся на прежнем невысоком уровне.
Структура профессиональной заболеваемости работников транспорта в Приморском крае в 2014 г. представлена следующим образом:
- морской флот - 1 случай профессионального заболевания связан с поражением органа слуха (двухсторонняя нейросенсорная тугоухость);
Социально-гигиенический мониторинг, общая гигиена
- рыбопромысловый флот - 2 случая профессиональных заболеваний связано с поражением органа слуха (двухсторонняя нейросенсорная тугоухость); 1 случай профессионального заболевания связан с поражением опорно-двигательного аппарата (вегетосенсорная полиневропатия верхних конечностей);
- воздушный транспорт - 28 случаев профессиональных заболеваний связаны с поражением о р га -на слуха (двухсторонняя нейросенсорная тугоухость);
- автомобильный транспорт - 1 случай профессионального заболевания связан с поражением опорно-двигательного аппарата (вибрационная болезнь).
Основными причинами, вызвавшими профессиональную патологию у работников транспорта, остаются производственный шум и вибрация. Обстоятельствами и условиями возникновения профессиональных заболеваний на объектах транспорта послужили конструктивные неустранимые недостатки машин и несовершенство технологических процессов.
Таким образом, анализ контрольно-надзорной деятельности, проводимой Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на выявляемые нарушения, состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения Приморского края, работающего на водном, воздушном и автотранспорте, в 2014 г. остаётся стабильным.
За последние три года случаев массовых отравлений и профессиональных заболеваний, требующих внеочередных донесений в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, у работников транспорта Приморского края не регистрировалось.
Задачи по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки на объектах транспорта, поставленные перед Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в предыдущих государственных докладах, в 2014 г. выполнены. Обеспечен санитарно-эпидемиологический надзор за системами питьевого водоснабжения морских судов и условиями труда работников водного и автотранспорта. Снижен удельный вес объектов транспорта, относящихся к 3 группе санитарно-эпидемиологического благополучия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Морозова С.И., Транковский Д.Е., Храмцов А.Н. Результаты работы Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю по надзору на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. №3-4(49-50). С. 58-9.
2. Транковский Д.Е. Условия труда и профессиональная заболеваемость работников транспорта в Приморском крае // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 111-4.
D.E. Trankovsky
WORKING CONDITIONS AND OCCUPATIONAL DISEASES TRANSPORT WORKERS IN PRIMORSKY REGION
Rospotrebnadzor in the Primorsky Region, Vladivostok, Russia.
It was revealed that unfavorable sanitary and epidemiological situation of harmful physical factors are more marked in the marine and fishing vessels. Adverse effects on the health of drivers increasingly have production factors due to the design features of vehicles. The number of vehicles belonging to the group 3 sanitary-epidemiological well-being, the past five years remains at the same level, and even has a tendency to decrease. The main reasons caused by occupational pathology in transport workers remain productive noise and vibration.
Keywords: transportation, working conditions, occupational morbidity, Primorsky Region, Vladivostok, Russia.
Citation: Trankovsky D.E. Working conditions and occupational diseases transport workers in Primorsky Region. Health. Medical ecology. Science. 2015; 4(62): 98-100. URL: https://yadi.sk/i/g7LnNB5BiTjp9.
Сведения об авторах
Транковский Дмитрий Евгеньевич, и.о. начальника отдела надзора на транспорте, гигиены труда и радиационной гигиены Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, тел. 8 (423) 244-47-45; e-mail: [email protected]
© Коллектив авторов, 2015 г.
УДК 614.76(470.43) Приморский край
Г.А. Якунина, Л.П. Саломатова, М.Ю. Костенко, Е.А. Шиянова, В.М. Кравцова.
гигиеническая оценка состояния почвы на территориях дальнегорского городского округа и тернейского муниципального района
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в городе Дальнегорске», г. Дальнегорск.