Александр Леонидович Пустуев
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики Уральской государственной сельскохозяйственной академии
Людмила Анатольевна Коптева
Кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе Костанайского института Алматинской академии экономики и статистики
Татьяна Ивановна Сорокина
Старший преподаватель кафедры управления в агропромышленном комплексе Тюменской государственной сельскохозяйственной академии
Условия стабильного функционирования агропромышленной системы
В результате псевдореформаторских преобразований агропромышленный комплекс России оказался в глубоком кризисе, что отрицательно отразилось на конкурентоспособности аграрного рынка и продовольственной безопасности страны и ее регионов. Деградируют институциональная, инвестиционная и инновационная среда. Преодоление кризисных явлений и выход данного комплекса на траекторию устойчивого функционирования возможен только на основе системного и комплексного подхода, рассмотрения его в качестве составляющей агропромышленной системы.
В связи с этим понятие «агропромышленная система» (АПС) связывается с тремя сферами агропромышленного комплекса (АПК): ресурсопоставляющие отрасли; сельское хозяйство; перерабатывающие предприятия и торговые организации. Кроме этого, в данную систему целесообразно включить такие ее составляющие, как институциональная и инвестиционно-инновационная среды; кооперативная финансово-кредитная сфера; аграрный рынок, состоящий из четырех видов рынков (сельскохозяйственных земель, продовольственного, труда и материально-технических средств) и все основные подкомплексы (зерновой, овощной, мясной и молочный).
Что касается системы продовольственной безопасности (СПБ), на обеспечение устойчивости функционирования которой должна работать АПС, то в нее прежде всего должны входить подсистемы: продовольственного самообеспечения региона; информационно-мониторинговая; управления продовольственными запасами; экологического мониторинга; регулирования импорта и стимулирования экспорта агропродовольственной продукции; защиты населения от недоброкачественной продукции и его мотивации к здоровому питанию; аналитическая (определяющая пороговые значения факторов названных подсистем) и корректирующая их в зависимости от условий изменения внешней среды.
Именно в такой «тройственной» увязке можно, по нашему мнению, более объективно подходить к решению проблемы обеспечения устойчивого функционирования агропромышленной системы, особенно в условиях вхождения России в ВТО, в обстановке социально-экономического кризиса. Для АПС он, как известно, характеризуется запредельным физическим и моральным износом фондов, инерционностью производства, низкотехнологичной и ресурсоемкой продукцией, низкой инвестиционной привлекательностью и высоким совокупным риском производства, особенно в экологически неблагополучных регионах.
Все это вызывает необходимость выбора новых подходов к социальноэкономическому развитию АПС, базирующихся на реально осуществимых вариантах не только регионального уровня.
При определении таких вариантов значимая роль придается математическим средствам, базирующимся на имитационном моделировании, на совокупности взаимосвязанных моделей, обеспеченных достоверной информацией. Здесь важно установить тот временной период, в течение которого АПС может выйти из кризиса синхронно с другими системами макроэкономического характера, с которыми она взаимодействует, включая и АПС в сфере СНГ и дальнего зарубежья. Они и будут определять длительность периода выхода региональных АПС из кризисного состояния, воздействуя на их конкурентоспособность через ВТО.
Характер изменчивости динамики факторов устойчивости этих систем может быть представлен в виде совокупности корреляционных функций, при наложении образующих спектр временного отрезка, в течение которого региональная АПС может выйти из кризиса и перейти на устойчивое функционирование. По сути, это будет оптимальный период, которому присуще выполнение совокупности условий и требований:
1) оптимальным сценарием преодоления кризиса АПС региона и выхода ее на траекторию устойчивого функционирования является не быстрое развитие, что нереально из-за ограниченности ресурсов и причин макроэкономического характера, а стабильность продовольственного самообеспечения и выход на экспортные рубежи;
2) стабильно могут функционировать только те АПС, которые способны адекватно реагировать на происходящие макроэкономические изменения и преодолевать негативные проявления в социально-экономической и экологических системах при минимальном расходе ресурсов;
3) АПС нужна эффективная конкурентоспособная стратегия развития при вхождении страны в ВТО, базирующаяся на формировании конкурентной среды в сферах АПК, при условии оптимального соотношения между внутрирегиональным уровнем конкуренции предприятий АПК на аграрном рынке и общим уровнем его конкурентоспособности с импортируемой продукцией;
4) преодоление ценовой неэквивалентности в АПК может быть осуществлено в рыночных условиях только на основе расширения агрокооперации и агропромышленной интеграции, а также формирования, при их рациональном сочетании, кооперативно-корпоративных структур - вершине развития АПК, по опыту развитых зарубежных стран;
5) предоставление свободного доступа на рынок сельским хозяйствам, реализуемого через кооперативную оптово-розничную систему, позволит развивать агросырьевой комплекс и технологически связанные с ним предприятия перерабатывающей промышленности;
6) основной составляющей АПС является агро-социально-экономичес-кая подсистема, обладающая многофункциональностью, выражающейся в ее социально-экономической роли для общества (производство продуктов питания, народосбережение, обеспечение продовольственной безопасности, оздоровление нации, воспитательная роль сельского образа жизни для подрастающего поколения, пополнение рядов российской армии и т.д.);
7) при обосновании достижения структурных пропорций развития сфер АПК должно быть обеспечено стабильное равновесие в ценовой эквивалентности, достигаемое при оптимально приоритетной государственной поддержке и эффективном механизме управления продовольственным самообеспечением региона.
Последнее условие непосредственно связано с основной задачей АПС -обеспечение устойчивости системы продовольственной безопасности, а если точнее, то с оптимизацией соотношения устойчивости этих систем.
При этом заметим, что систему продовольственной безопасности (СПБ) можно считать созданной, если:
большинство населения, с учетом его половозрастных групп, питается на уровне научно обоснованных медицинских норм;
созданы механизмы защиты населения регионов от недоброкачественной продукции; аграрного рынка от необоснованного импорта агропродо-вольственных продуктов; мотивации населения к правильному (здоровому) питанию;
обеспечено устойчивое функционирование АПС страны и региона;
созданы запасы продовольствия, позволяющие сгладить возможные сбои в системе продовольственной безопасности в периоды возникновения различного рода рисков;
достигнуто необходимое соотношение между платежеспособным спросом населения и предложением агропродовольственной продукции, производимой в регионе, способствующее развитию аграрного сектора экономики;
действует экологический мониторинг, обеспечивающий соответствующие управленческие структуры объективной информацией об уровне техногенной нагрузки на природную среду, особенно на сельскохозяйственные земли.
Особое значение техногенная составляющая продовольственной безопасности имеет для экологически неблагополучных регионов. Это важно при вступлении России в ВТО, когда на первое место выдвигается проблема обоснования уровня государственной поддержки, ориентируемой на экологизацию агропроизводства.
Совокупность условий и факторов должна быть учтена при построении оптимизационной модели управления АПС. Наряду с этим необходима информация по всем подсистемам АПС и СПБ, а также о конъюнктуре аграрного рынка, динамике уровня платежеспособного спроса населения, конкурентных преимуществах регионального АПК, состоянии его ресурсного потенциала в каждой микрозоне региона, уровне обеспеченности их объектами социальной инфраструктуры, динамике основных экономических показателей функционирования предприятий АПС.
Трудности построения модели устойчивого функционирования АПС обусловлены в основном такими причинами, как неопределенность государственной агропродовольственной политики при вступлении страны в ВТО, отсутствие преемственности социально-экономической политики при смене механизмов управления экономическим развитием. Для приближения моделируемого процесса к реальным его результатам, по всей видимости, потребуется введение в модель дополнительной информации, учитывающей возможные варианты этих изменений.
Например, одной из неопределенностей в сфере государственной агро-продовольственной политики является создание резервных запасов зерна, как на региональном уровне, так и в масштабе страны. Данный показатель, по оценкам ФАО, куда входят 170 государств, считается основным для оценки состояния продовольственной безопасности не только отдельно взятой страны, но и на мировом уровне. Безопасным считается уровень переходящих запасов зерна, соответствующий 60 дням его мирового потребления, или 17% всего потребления. При объемах запасов ниже этого уровня начинается резкое возрастание мировых цен на зерно.
Следует также учитывать и важность зерна как продукта, используемого в кормопроизводстве. Поэтому государство должно взять на себя формирование его запасов, поскольку частные структуры в этом не заинтересованы.
При определении объема запаса зерна Жз можно воспользоваться предлагаемым нами математическим выражением:
V T
W = Vmax - V х-^х-^-,
з max с т
min нб
где Vmax, Vc, Vmin, V - годовой объем производства зерна в регионе соответственно максимальный, средний, минимальный и среднегодовой товарный, млн т;
Тб, Тнб - число лет соответственно с благоприятными и небла-
гоприятными погодными условиями для производства зерновых культур в конкретном регионе, лет.
Подставив вместо символов данного выражения их фактические значения, например, для Кустонайской области, получим:
1228 27
W = 3,07 -1,23 х -г--х — = 1,84 х 2,5 х 1,08 = 4,968 млн т.
з 0,491 25
Таким образом, для обеспечения продовольственной безопасности региона, при условии устойчивого функционирования его аграрной сферы, необходимый годовой запас зерна должен составлять около 5 млн т.
Следует заметить, что роль зернового запаса не ограничивается только рамками продовольственной безопасности. Важно его многофункциональное значение, в частности, для решения проблемы занятости сельского населения. Доведение запаса до оптимального уровня возможно лишь за несколько лет, поскольку связано не только с погодными условиями и конъюнктурой рынка зерна, но и с его регулированием на основе зерновых интервенций. Материал статьи не претендует на окончательное решение проблемы выбора оптимального варианта устойчивости региональной АПС, поскольку затрагивает лишь общие подходы к ее реализации. В последующих публикациях авторы попытаются изложить свой вариант оптимизационной модели для условий индустриального и экологически неблагополучного региона.
■к -к -к -к -к