12.00.00. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343
УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕРЫ ПО ИХ
ПРОФИЛАКТИКЕ
А.Ю. Головин, Е.С. Дубоносов, С.Н. Ковалев
Рассмотрены условия совершения коррупционных преступлений в системе высшего образования и меры по их профилактике, система антикоррупционного воспитательного процесса, основные подходы к формированию антикоррупционного мировоззрения студентов и сотрудников на примере опыта работы в Тульском государственном университете.
Ключевые слова: условия совершения коррупционных преступлений в системе высшего образования, профилактика коррупционных преступлений, антикоррупционное мировоззрение, правовое просвещение и воспитание, система антикоррупционного воспитательного процесса, меры профилактики коррупции в высшем учебном заведении.
В соответствии с межведомственными указаниями к преступлениям коррупционной направленности относятся широкий перечень статей, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Целенаправленное воздействие на преступность может осуществляться путем снижения преступлений посредством их предупреждения, в том числе введения специальных образовательных и воспитательных технологий в учебных заведениях [1, с.3].
Задача предупреждения коррупционной преступности во всех сферах российского общества включает профилактику преступлений на самых ранних стадиях их проявлений, которая заключается в устранении условий, причин
коррупционных преступлений и целенаправленное воздействие на лиц, потенциально способных их совершить.
Своевременное обнаружение условий, порождающих коррупционные преступления, в системе образования во многом обусловлено в современных условиях знанием общих признаков высшей школы свободной от коррупции. В их числе:
- равенство доступа к получению образования;
- честность при распределении учебных программ и материалов;
- честность и прозрачность критериев выбора высшего образования;
- честность при проведении аккредитации, в которой все учебные заведения равно оцениваются по системе стандартов, открытых для общественной огласки;
- честность при получении образовательных услуг и товаров;
- поддержание системы профессиональных стандартов теми, кто возглавляет учебные учреждения, кто осуществляет преподавательскую деятельность, независимо от форм собственности учреждения: частной или государственной [2,с.29].
Применительно к российскому высшему образованию условия, способствующие совершению коррупционных преступлений, можно определить как совокупность явлений, которые сами по себе не могут породить коррупционное преступление, но служат обстоятельствами, способствующими их возникновению и существованию.
Комплексный анализ внешних факторов, детерминирующих совершение коррупционных преступлений, в сфере российского высшего образования позволяет выделить следующие группы условий: 1) социально-экономические; 2) идейно-воспитательные; 3) правовые; 4) организационные.
К социально-экономическим условиям можно отнести:
1) невысокий по отношению к среднерегиональному уровень оплаты труда работников сферы высшего образования, особенно в государственных вузах;
2) наличие социальных слоев населения, имеющих высокие доходы и, следовательно, суммы денежных средств, которые могут быть направлены, в том числе на оплату коррупционных услуг в высших учебных заведениях;
3) несовершенство планирования подготовки специалистов и сокращение бюджетных мест;
4) неэффективность принимаемых государством мер по реформированию системы высшего образования в стране, несовершенство и формальность лицензионных и аккредитационных процедур, несовершенство контроля за качеством образовательной деятельности;
4) развитие системы негосударственных вузов вне государственной и общественной потребности в таком количестве учебных заведений, несоблюдение требований к качеству педагогической и научной деятельности в таких организациях;
5) появление многочисленных региональных филиалов и представительств столичных вузов, активно ведущих демпинговую политику в
4
сфере образования в регионах, не обеспечивающих, как правило, при этом надлежащее качество образовательных услуг. Эта проблема серьезно влияет на экономическое положение государственных вузов, исторически расположенных в своих регионах, и вынужденных конкурировать на заранее невыгодных условиях с подобными коммерческими филиалами и негосударственными мелкими вузами.
В системе негосударственных коммерческих образовательных учреждений правоохранительными органами также выявляются правонарушения, связанные с неисполнением обязательств по договорам на предоставление платных услуг, нарушение прав потребителей, ненадлежащее качество образовательных программ и другие многочисленные нарушения, не подпадающие под уголовно наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ и регулируемые нормами других сфер законодательства;
6) снижение престижности и дефицит многих профессий.
К условиям в сфере идейно-воспитательной деятельности, относятся:
1) низкий уровень правовой пропаганды и антикоррупционного воспитания как в студенческой, так и в преподавательской среде;
2) несистемность, эпизодичность и формальность антикоррупционных воспитательных мероприятий, проводимых в вузе в целом и на уровне его отдельных подразделений;
3) игнорирование обучающимися и профессорско-преподавательским составом мероприятий антикоррупционной направленности в вузе;
4) непринятие или неэффективная реализация антикоррупционных мер по фактам ранее выявленного коррупционного поведения, в том числе преступлений.
К правовым условиям, детерминирующим коррупционные правонарушения, в том числе преступления, в высших учебных заведениях следует отнести:
1) формальную или слабоэффективную реализацию законов и нормативных правовых актов по противодействию коррупции в вузе;
2) непринятие либо отсутствие надлежащего исполнения локальных нормативных правовых актов, направленных на предупреждение коррупционных проявлений, в самом вузе;
3) отсутствие или ненадлежащее правовое реагирование в вузе на факты коррупционного поведения работников учреждения, в том числе в части привлечения к дисциплинарной ответственности;
4) принятие локальных актов, регулирующих внутренний распорядок деятельности вуза, порядок принятия промежуточных и итоговых аттестаций, работы приемных комиссий, содержащих коррупциогенные нормы;
5) крайне низкий субъективно воспринимаемый работниками вуза риск быть привлеченным к ответственности за коррупционное поведение, в том числе преступление.
Организационные условия включают недостаточную эффективность административного контроля за образовательным процессом, корпоративную
солидарность преподавателей вузов; слабость внутреннего контроля за принятием зачетов, экзаменов и др.
Данные условия, вызваны, с одной стороны, несовершенством механизма управления образовательным процессом, а с другой, позитивным отношением профессорско-преподавательского состава к сложившемуся в учебном заведении процессу.
Система мер профилактики коррупции в вышей школе существенно отличается от проводимых профилактических мер в сферах государственного и муниципального управления, правоохранительных органах. Это во многом связано с особенностями субъектов и характером взаимодействия между ними (обучающийся - преподаватель).
Под профилактикой коррупции в высей школе понимается комплексная система мер организационного, правового, воспитательного и иного характера, направленных на устранение или ослабление, нейтрализацию негативных факторов и позволяющих удержать от совершения коррупционных правонарушений и преступлений лиц из числа обучающихся, руководства учебного заведения, сотрудников и профессорско-преподавательского состава.
Применительно к специфике деятельности высшего образовательного учреждения следует выделить четыре основных группы задач, решаемых в процессе осуществления профилактики:
1) организационно-управленческие - анализ и оценка коррупционной обстановки в вузе, принятие административных решений по осуществлению предупредительных мероприятий, контроль за соблюдением локальных нормативных актов, взаимодействие с правоохранительными органами;
2) информационно-поисковые - поиск и обнаружение коррупционных проявлений (деликтов, дисциплинарных проступков и др.) на ранних стадиях;
3) предупредительные - локализация, нейтрализация негативных действий и процессов;
4) воспитательные - формирование правового, нравственного сознания и поведения, высокого уровня воспитания.
Решение перечисленных задач осуществляется посредством реализации системы предупредительных мер, которые являются оптимальным вариантом действий в различных сферах, включая образование.
Мера - это выработанный в соответствии с законодательством, теорией и практикой оптимальный вариант действий по снижению коррупционных проявлений на конкретном участке (кафедре, факультете, филиале) или в конкретном высшем образовательном учреждении.
Организационные меры призваны содействовать нейтрализации и минимизации негативных последствий, связанных с фактами коррупции.
Экономические меры профилактики направлены на нейтрализацию
криминогенных последствий коррупции функционирования в экономической
среде и проявляют свое значение как на макроуровне (например, оздоровление
экономики в целом, повышение уровня зарплаты в сфере образования), так и на
микроуровне (например, надбавки руководству вуза за успешную работу
6
учебного подразделения, премии за активную антикоррупционную пропаганду и др.).
Правовые меры подразделяются на: а) содействующие нейтрализации условий совершения коррупционных правонарушений и преступлений; б) стимулирующие к действиям, препятствующим совершению коррупционного преступления.
Воспитательные меры призваны формировать у лиц, участвующих в образовательном процессе, морально-нравственное сознание на базе общечеловеческих ценностей, исправлять нравственные деформации у лиц с признаками коррупционных отклонений с помощью индивидуально-воспитательной работы с ними (психолого-педагогические и правоограничительные меры).
Иные меры (экономические, технические) направлены на оздоровление экономических отношений в учебном заведении посредством применения стимулирующих надбавок к зарплатам, выдачи премий преподавателям, активно осуществляющим антикоррупционную пропаганду, имеющим высокие показатели в индивидуально-воспитательной работе со студентами, активно-пресекающим неформальные отношения в учебном подразделении.
Технические меры включают использование возможностей видеоконтроля за работой приемных государственных комиссий, пропускного режима в период проведения вступительных испытаний и др.
Проведение социологического опроса среди студентов юридических и неюридических специальностей Тульского государственного университета (ТулГУ) показало, что большая часть студентов считают, что принимаемые меры в борьбе с коррупцией в России имеет низкую эффективность (41,5 %), и требуют соответствующей корректировки (26,5 %). При этом большинство обучающихся считают, что локальные меры, принимаемые в университете, положительно влияют на снижение коррупционных проявлений (83 %).
Представляет интерес мнение лиц, обучающихся в вузе, относительно эффективности тех или иных мер профилактики, где большая роль отводится не организационно-управленческим мероприятиям, проводимым работниками учебного заведения, а сотрудниками правоохранительных органов, ведущих борьбу с коррупцией (рисунок).
□ наступательность правоохранительных органов в борьбе с коррупционными преступлениями в сфере высшего образования
□ совершенствование форм антикоррупционного просвещения
повышение уровня правового сознания обучающихся
□ осуществление антикоррупционного воспитания
О
20
40
60
80
Меры профилактики, проводимые в высшем учебном заведении
7
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что общесоциальная профилактика, которая осуществляется институтами общества, уступает место специально-криминологической профилактике, проводимой соответствующими субъектами, для которых профилактическая функция является выполнением их профессиональных задач (ОВД, прокуратура, суд и др.).
Несмотря на преобладание мер, принимаемых правоохранительными органами, все же существенное место отводится мерам организационно-управленческого и воспитательного характера, которые более свойствены функциям высшего образовательного учреждения.
Данное обстоятельство вовсе не снижает, а актуализирует неуголовно -правовые средства воздействия (организационные, экономические, воспитательные). Социальная профилактика является по утверждению исследователей более выгодной для общества [3, с. 29 - 30]. Этот вид профилактики осуществляется в отношении субъектов образовательной деятельности на начальном этапе криминализации личности. В начальный период эти лица могут совершать правонарушения (деликты, дисциплинарные проступки, административные правонарушения) непреступного характера, образующие в целом своеобразный вид антиобщественной деятельности с признаками коррупционных отклонений.
На эффективность социальной профилактики указали 83 % опрошенных студентов вуза.
В свою очередь, опрошенные студенты различных курсов и факультетов наиболее эффективными мерами, могущими использоваться в высшей школе для снижения коррупции, считают следующие:
1) экономические (повышение уровня зарплаты профессорско-преподавательского состава - 36,7 %);
2) организационные (введение почты и телефона доверия - 17 %; освещение фактов коррупции с помощью локальных информационных средств образовательного учреждения - 31 %);
3) воспитательные (увеличение антикоррупционной тематики по отдельным дисциплинам - 31 %; проведение конференций с участием сотрудников правоохранительных органов - 31 %; усиление влияния трудового
коллектива на преподавателей, допускающих коррупционные проступки- 22,5 %).
Кроме того, эффективными могут стать такие меры, как осуществление мониторинга взяточничества в каждом вузе (на каждом факультете) путем анонимного опроса студентов после окончания сессии и абитуриентов после их зачисления, а также выделение антикоррупционного раздела, рубрики во внутривузовских средствах массовой информации.
Эффективность всех рассмотренных профилактических мер возможна только в результате их комплексного применения и в условиях взаимодействия с субъектами как непосредственно выполняющими правоохранительные
задачи, так и общественными формированиями (профсоюзы, трудовые коллективы, студенческие советы и т.п.).
Список литературы
1. Головин А.Ю., Дубоносов Е.С., Ковалев С.Н. Антикоррупционное воспитание в сфере высшего профессионального образования (по опыту работы Тульского государственного университета) // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. Вып.1. Ч.2. С.3-16.
2. Хайнеман Стефан Р. Образование и коррупция // Народное образование. 2004. № 9.
3. Нарышкин С.Е. Хабриева Т.Я. Механизм оценки антикоррупционных стандартов ГРЕКО (сравнительно-правовое исследование) // Журнал российского права. 2011. № 9.
Головин Александр Юрьевич, д-р. юрид. наук, директор Института права и управления ТулГУ, тел. +7(4872) 35-55-85, golovintula@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ),
Дубоносов Евгений Серафимович, д-р. юрид. наук, проф,зав. кафедрой, тел. + 7(4872)35-49-89, dubonosov1964@ rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ),
Ковалев Сергей Николаевич, канд. экон. наук, доц., зам. директора Института права и управления ТулГУ, тел. +7(4872) 35-22-80, kovsernik2@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
TERMS OF COMMITTING CORRUPTION OFFENCES IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM AND MEASURES FOR THEIR PREVENTION
А.У. Golovin, E.S. Dubonosov, S.N. Kovalev
The conditions for committing corruption offences in the higher education system and measures for their prevention, anti-corruption system of the educational process, the main approaches to the formation of anti-corruption attitudes of students and staff on the example of the experience in the Tula state University.
Keywords: terms of committing corruption crimes in the system of higher education, prevention of corruption, anti-corruption ideology, legal education, the system of anti-corruption in the educational process.
Golovin A.Y., Doctor jorid. sciences, Director of the Institute of law and administration of the TSUniversity, tel +7(4872) 35-55-85, golovintula@yandex.ru (Russia, Tula, Tula State University)
Dubonosov E.S., Doctor jorid. sciences, Prof., Head. the Department Criminal law and procedure, phone +7(4872)35-49-89, dubonosov1964@rambler.ru (Russia, Tula, Tula State University)
Kovalev S.N., cand. econom. sciences, Deputy Director of the Institute of law and administration of the TSUniversity, tel +7(4872) 35-22-80, kovsernik2@rambler.ru (Russia, Tula, Tula State University)