1УДК 37.036.5 ББК 74.202.4
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О. Н. Бухов
Аннотация. В данной статье представлена актуальность проблемы развития творческих способностей студентов в их учебной деятельности; показано соотношение понятий «творчество» и «творческие способности». Рассмотрены условия поэтапного развития творческих способностей, связанные с выработкой у студентов стремления к проявлению собственной инициативы, готовности действовать в нестандартных ситуациях, наполнять личностными смыслами знания и умения. Представлен практический опыт реализации «ступенчатой» системы условий на занятиях по психологии и этики профессиональной деятельности. Описаны выявленные результаты уровневого развития творческих способностей студентов.
Ключевые слова: развитие творческих способностей, педагогические условия, творчество, уровни развития творческих способностей, практическая деятельность, интерес к творчеству.
CONDITIONS OF DEVELOPMENT CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITY
O. N. Bukhov
Abstract. This article presents the relevance of the problem of development creative abilities of students in their learning activities. It shows the relationship of concepts „creativity" and „creative abilities". The article considers the terms for the gradual development of creative abilities connected with the elaboration of students' desire to manifest their own initiative, readiness to act in non-standard situations, to fill knowledge and skills with personal senses. It provides practical experience in implementation of the „step" system conditions on employment on psychology and ethics of professional activity and reveals the identified results of level of development of creative abilities of students.
Keywords: development of creative abilities, pedagogical conditions, creativity, levels of creativity development, practical activity, interest in creativity.
Введение
Актуальность исследования творческих способностей связана с особенностями современного этапа развития системы высшего образования, когда главной задачей является повышение качества профессиональной подготовки выпускников, обеспечивающее их эффективность в будущей трудовой деятельности. На первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют творческому развитию студентов, готовых нестандартно применять знаний, умения в нестандартных ситуациях, находить собственный, оптимальный путь решения различных профессиональных и повседневных вопросов. Определим соотношение понятий «творче-
ство», и «творческие способности», а также педагогические условия,направленные на развитие творческих способностей студентов.
Развитие творческих способностей
Проблему творчества отразили в своих трудах Платон, Аристотель, Августин, Дж. Бруно, Б. Спиноза, И. Кант, С. Рубинштейн, Г. Уоллес и др. [1-8]. О творчестве как философской категории, размышляли представители различных эпох: П. К. Энгельмейер («Теория творчества»), Н. А. Бердяев («Философия свободы» и «Смысл творчества»), А. Либиэр («Философия творчества») [911]. Гегель рассматривал творчество как процесс саморазвития, импульс которому дает лежащее в его основании противоречие [12]. К. Маркс отводил творчеству роль разновидности деятельно-
сти человека, а становление личности рассматривал в результате предметно-деятельностного характера взаимоотношения человека и мира [13]. Критикуя современную ему культуру, Ф. Ницше видел назначение творчества в преобразовании самой сущности человека [14]. В философии творчество рассматривается как деятельность человека, порождающая что-то качественно новое: новые объекты и их значение, схемы поведения и общения, новые образы знания.
С точки зрения психологии, творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Д. Б. Эльконин утверждал, что творчество - это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность [15]. Как высшая форма деятельности личности, творчество требует длительной подготовки, эрудиции и является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Творчество в педагогике - это одна из наиболее естественных форм реализации потребности поиска истинных знаний, которая выражается в проявлении способности человека к принятию альтернативных решений, генерации нестандартных идей. Возможность человека интегрировать свои умения в практическую деятельность есть проявление способностей к творчеству. Ученые-педагоги (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние педагога [16-18].
В первом приближении творческие способности - это индивидуальные качества личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества. Развитие творческих способностей связано с выработкой у индивида стремления к проявлению собственной инициативы, таланта, готовности действовать в нестандартных ситуациях, наполнять личностными смыслами знания и умения.
Развитие творческих способностей студента происходит во взаимодействии его с непосред-
ственными участниками педагогического процесса, построенном как гуманитарная практика. Суть гуманитарной практики заключается в совместном движении «преподаватель - студент» от объяснения информации к созданию ситуаций понимания, осмысленному построению «живого» знания на уровне личностного отношения к «ставшей» культуре и к себе [19]. Именно смыслы (не столько потребности, как считают психологи) позволяют развить и проявить творческие способности высокого уровня.
Среди смыслов непосредственных участников педагогического процесса могут быть:
• познавательные: смыслы в открытии нового, «живого» знания;
• интеллектуальная сложность: смыслы в решении задач повышенной сложности, поиске нового способа деятельности, ответа на поставленный себе вопрос;
• креативные: смыслы в создании авторских продуктов деятельности, образов;
• самовозрастание, самореализация: смыслы в развитии себя, своих способностей, в желании быть значимым для себя и других, реали-зовывать свои идеи.
Смыслы характерны не только для проявления творческих способностей студента. Они «притягивают» всех участников педагогического процесса, стирают границы между «преподаванием - учением», освещают смыслом взаимодействие «преподаватель - студент». «Передать», «сформировать» смыслы ни в коем случае нельзя! Можно лишь создать условия по их обнаружению смыслов. Возможность этого заключена в постоянной работе педагога над собой в диалоге с другим, в поэтапной реализации определенных педагогических условий [20].
Развитие творческих способностей студента можно представить в виде перечня условий, соблюдение которых в последствие развивает неординарность мыслей, возможность нестандартно действовать в различных ситуациях, генерировать инновационные идеи [21, 22].
1. Выявление личных интересов студентов - это первый этап в системе развития творческих способностей, тесно связанный с дальнейшим планированием и организацией учебного процесса. Опора на жизненный опыт студента и его учебный интерес к предмету развивает инициативу, внимательность, стимулирует
представление студентом собственного видения решения проблемы.
2. Свободный выбор заданий и проектов -
важно создать ситуации обнаружения учебной или производственной задачи, сформулировать вопрос, требующий решения. При этом необходимо отбирать проблемный материал, коррелирующий с уникальными интересами и предпочтениями каждого студента. Несмотря на то, что в силу ограниченности учебного времени индивидуальный подход не всегда возможен, его можно заменить на групповую работу, где будет незаменим метод свободного выбора, при котором предоставляется возможность выбрать группу с подходящим коллективом и задачами.
3. Создание творческой обстановки -этап формирует максимальное понимание предмета изучения. Необходимо, насколько это возможно, погрузить студентов в такую среду и систему отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
4. Ситуация мотивации - данный этап характерен особыми условиями, при которых у студентов формируется максимальный интерес не только к результату, но и к самому процессу достижения этих результатов. Без интереса к собственным действиям снижается мотивация, которую не заменить ни негативным, ни позитивным подкреплением. От выбора методов и приемов на данном этапе развития творческих способностей зависит конечный результат задуманного.
5. Включение студентов в творческий процесс - от участников требуется максимальное напряжение сил (способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности
человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше). Важно создать условия интеграции личных интересов в коллективные. Приобретенные знания в совокупности с общей инициативой важно реализовать не только в учебной деятельности, но и в реальной производственной и повседневной жизни.
6. Демонстрация результатов - данный завершающий этап послужит наглядности завершения процесса, также понимания важности достигнутого и живому интересу к продолжению дальнейшего творческого пути.
Выполнение перечисленных выше условий развития творческих способностей студентов должно происходить поэтапно. В силу присутствия уровней развития творческих способностей, ступени которых «не перешагнуть», разработана данная поэтапная система, каждый этап которой порождает понимание предмета изучения и возможность перейти на следующий уровень развития творческих способностей личности.
Для наглядности приведена схема условий развития творческих способностей (рис. 1), которая показана в виде взаимосвязанных «ступеней».
Каковы же практические действия по реализации условий на каждой ступени? В качестве примера приведем практику взаимодействия со студентами 3-го курса колледжа по специальности «Техник-технолог» при изучении «Этики и психологии деловых отношений». В начале работы были выявлены интересы студентов несколькими способами: заполнение анкет на тему «мои увлечения, хобби»; различные психологические тесты, написание эссе о себе. Анализ работ показал, что студенты интересуются (в рамках пред-
1.
Выявление личностных
интересов
2.
Выбор заданий и проектов
3.
Создание обстановки
¿1
¿1
4.
Условия мотивации
5.
Включение студентов в творческий процесс
|
6.
Демонстрация результатов
Рис. 1. «Ступенчатая модель» развития творческих способностей
мета) правилами поведения на рабочем месте, содержанием перечней должностных инструкций, корпоративной этикой и взаимоотношениями работников в организации. Данное направление мыслей студентов связанно с желанием узнать реальную производственную обстановку в рамках выбранной ими профессии.
Полученная в результате анализа информация об интересах и предпочтениях студентов способствовала выбору «общей идеи» и определению общего задания - создание проекта «Этический кодекс». Студенты были разделены на три группы, каждая из которых на протяжении всего курса проектировала этический кодекс вымышленной организации.
Когда уже тематика общих проектов определена, сформулирована проблема, составляется план работы над проектом и распределение ролей исполнителей с учетом интересов участников. Участник проекта чувствует себя частичкой единого механизма, стремящегося достичь общей цели. Достижению такого результата на практике послужил выбор начального задания «Иерархия в коллективе». Группам необходимо было распределить роли каждого участника, его обязанности и права, избрать лидера. В ходе выполнения задания участники задумывались над своими задачами, обращали внимание на реакцию окружающих, проявляли явный интерес.
Творческая обстановка способствовала максимальному пониманию предмета изучения, построению эффективной обратной связи (преподаватель - студент), полному погружению в процесс учебной деятельности, достижению результатов. Педагог в этом случае выступает в роли модератора, использует методы моделирования производственных процессов, включает студентов в квазипрофессиональную деятельность, что позволяет на творческом уровне закрепить материал на практике.
Для развития творческих способностей уместно и проведение экскурсий на производство, приглашение новаторов производства, передовых работников. Студенты имеют возможность наблюдать работу коллектива, выполняемую в четко организованном ритме, что способствует воспитанию культуры труда. Непосредственное общение учащихся с новаторами производства, передовыми работниками
пробуждает желание стать похожими на профессионалов. Студенты начинают понимать, что плохая работа одного отражается на результатах всего коллектива.
Следующим шагом является развитие максимального интереса не только к итогу, но и к самому процессу деятельности. Процесс обучения постепенно перетекает к самообучению и самосовершенствованию, достигнутые результаты можно назвать «сверхинтересом». В группах сформировались коллективы, появились проекты (например, проект студентов педагогического факультета «Педагог будущего» или проекты будущих инженеров КИПиА «Роботизация приборной панели»). У студентов специальности «Техник-технолог» - проект «Этический кодекс». Приобретенный опыт использовался студентами в наставничестве первокурсников, впервые создающих свои производственные проекты.
На данном этапе профессиональные знания, умения в совокупности с коллективной работой «перерождаются» в творческую деятельность, которая характеризуется:
• уникальностью выбора методов и способов достижения поставленной цели;
• познанием ранее неведомых вершин профессионального мастерства;
• совмещением нескольких предметов, технологий, дисциплин, в результате которых появляется некий продукт совместной деятельности;
• получением морального удовольствия от проделанной работы.
На завершающей ступени развития творческих способностей реализуются потребности участников проектов в представлении своих результатов. Это происходит в ходе публичного выступления: презентации, доклады, мастер-классы, творческие мастерские. Студентам открываются смыслы как теоретического знания, так и практического опыта деятельности. Происходят самонаблюдение, самопознание, самосознание, самооценка (того, что можно назвать «мышлением о мышлении»). Вырабатывается склонность к размышлению, анализу и самоанализу своей деятельности и дальнейших результатов творческой деятельности. Перечисленные процессы личностного роста участников проектов справедливо можно назвать «рефлексией творчества».
Внедрение приведенных выше условий в учебную деятельность студентов на различных
ее этапах способствовало проявлению творческих способностей на разных уровнях (рис. 2).
Творческие способности студентов были зафиксированы в таких проявлениях, как:
• устойчивый интерес к познанию, выраженный в проявлении желания к изучению все более сложных явлений и процессов;
• потребность в творческом задании, высокая личная заинтересованность;
• готовность к быстроте оценки сложившейся ситуации, деятельность отличается продуктивностью, способностью к прогнозированию;
• высокий уровень продуцирования нового, освобождения от подражания;
• беглость мышления, легкость выполнения заданий, высказывание большого количества идей;
• гибкость мышления проявляется умением выявлять различные свойства объекта, в ходе ответа переключаться с одного класса объектов на другой;
• поиск оригинальных, нестандартных решений, выраженных в способностях проводить многосторонний анализ;
• прогрессирующая целеустремленность, стремление достичь намеченной цели.
Студенты осмысляют умения, знания, включаются в работу, не ожидая причинного давления со стороны педагога. Сокращается шаблонность ответов, формируется индивидуальность и оригинальность взглядов, «перерастающая» в самостоятельность. Проявляется инициатива и попытки к нетрадиционным способам решения проблем. Студенты достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, предлагают достаточно оригинальные пути решения. Вырабатывается привычка к
Рис. 2. Уровни развития творческих способностей
свободному самовыражению. Проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Становится возможным создание чего-то нового, оригинального, не похожего ни на что другое. Работа преподавателя с учащимися, обладающими высоким уровнем, заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.
Таким образом, условия развития творческих способностей представляют собой поэтапный комплекс педагогических условий. На рис. 3 показано, что каждая ступень условий развивает творческие способности до определенного уровня.
Заключение
В результате исследования было выявлено следующее.
Во-первых, творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.
Во-вторых, творчество не является постоянной «субстанцией», невозможно утверждать, что творчество как характерная черта личности либо присутствует, либо нет. С течением времени и под воздействием многих внешних и внутренних воздействий творчество развивается и выражается в различных формах.
В-третьих, творческие способности - это индивидуальные качества человека, которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации. Иными словами, творческие способности -это индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества.
В-четвертых, выявлены условия развития творческих способностей, которые поэтапно развивают креативность личности, результаты внедрения условий положительным образом
Ступенчатая модель 1
Демонстрация
6 ступень ' результатов
5 ступень Характер творческого процесса
4 ступень Создание условий
3 ступень Создание обстановки
2 ступень Выбор задании и проектов
1 ступень Выявление личных интересов
Уровни
творчества
1
Рефлексия
творчества 6 уровень
Творчество 5 уровень
«Сверхинтерес» 4 уровень
Интерес к
предмету 3 уровень
творчества
Понимание
предмета 2 уровень
творчества
Выбор
предмета | 1 уровень
творчества
Рис. 3. Развитие уровней творчества при внедрении условий формирования творческих способностей
влияют на любые образовательные процессы. Дальнейшая интеграция творческих способностей в профессиональную деятельность учащихся значительно повысит их конкурентоспособность на рынке труда.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Платон. Государство. Законы. Политик: пер. с др.-греч. - М.: Мысль, 1998. - 798 с.
2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск: Литература, 1998. - 1391 с.
3. Блаженный Августин. Исповедь / в пер. М. Е. Сергеенко; отв. ред. Н. Н. Казанский; РАН. - СПб.: Наука, 2013. - 371 с.
4. Бруно Дж. Философские диалоги: О причине, начале и едином; О бесконечности, вселенной и мирах: пер. с итал. - М.: Алетейа: Новый Акрополь, 2000. - 319 с.
5. Спиноза Б. Об усовершенствовании разума / сост. А. М. Кривуля. - М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. - 863 с.
6. Кант И. Критика чистого разума. - Симферополь: Реноме, 1998. - 462 с.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999-2008. - 712 с.
8. Уоллес В. А., Холл Д. Л. Психологическая консультация: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003. - 541 с.
9. Энгельмейер П. К. Теория творчества. - 2-е изд. - М.: ЛКИ, 2007. - 208 с.
10. Бердяев Н. А. Философия свободы. - М.: Сварог и К, 1997. - 415 с.
11. Либиэр А. Философия творчества: моногр. -URL: http://newlit.ru/~libier/3445.html (дата обращения: 25.05.2017).
12. Гегель Г. Философия духа. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. - М., 1977.
13. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. - М., 1955; К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. - М., 1959.
14. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. - М., 1999.
15. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
16. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Запорожец А. В. Избр. психол. тр.: в 2 т. Т. 1. - М., 1986. - 320 с.
17. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
18. Казакова Т. Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 4. - С. 58.
19. Фроловская М. Н. Понимание в работе учителя-практика: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2003. - 164 с.
20. Фроловская М. Н. Становление профессионального образа мира педагога в классическом университете // Вестн. Московского унта. Сер. 20: «Педагогическое образование». - 2009. - № 1. - С. 82-92.
21. Смит М. Дж. Тренинг уверенности в себе. Комплекс упражнений для развития уверенности. - М.: Речь, 2002.
22. Никитин Б. Н. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
REFERENCES
1. Plato. Gosudarstvo. Zakony. Politik. Moscow: Mysl, 1998. 798 p. (in Russian)
2. Aristotel. Etika. Politika. Ritorika. Poetika. Katego-rii. Minsk: Literatura, 1998. 1391 p. (in Russian)
3. Augustine of Hippo. Ispoved. St. Petersburg: Nauka, 2013. 371 p. (in Russian)
4. Bruno J. Filosofskie dialogi: O prichine, nachale i edinom; O beskonechnosti, vselennoy i mirakh. Moscow: Aleteya: Novyy Akropol, 2000. 319 p. (in Russian)
5. Spinoza B. Ob usovershenstvovanii razuma. Moscow: EKSMO-Press; Kharkov: Folio, 1998. 863 p. (in Russian)
6. Kant I. Kritika chistogo razuma. Simferopol: Renome, 1998. 462 p. (in Russian)
7. Rubinstein S. L. Osnovy obshchey psikhologii. St. Petersburg: Piter, 1999-2008. 712 p.
8. Wallace W. A., Hall D. L. Psikhologicheskaya konsul-tatsiya. St. Petersburg: Piter, 2003. 541 p. (in Russian)
9. Engelmeyer P. K. Teoriya tvorchestva. Moscow: LKI, 2007. 208 p.
10. Berdyaev N. A. Filosofiya svobody. Moscow: Svarog i K, 1997. 415 p.
11. Libier A. Filosofiya tvorchestva: monogr. Available at: http://newlit.ru/~libier/3445.html (accessed: 25.05.2017).
12. Hegel G. Filosofiya dukha. Entsiklopediya filosof-skikh nauk: v 3 t. T. 3. Moscow, 1977. (in Russian)
13. Marx K. Tezisy o Feierbach. In: Marx K., Engels F. Coll. works. Vol. 3. Moscow, 1955; K kritike politicheskoy ekonomii. In: Marx K., Engels F. Coll. works. Vol. 13. Moscow, 1959.
14. Nietzsche F. Po tu storonu dobra i zla. Moscow, 1999. (in Russian)
15. Elkonin B. D. Vvedenie v psikhologiyu razvitiya (v traditsii kulturno-istoricheskoy teorii L. S. Vygotskogo). Moscow: Trivola, 1994. 168 p.
16. Zaporozhets A. V. Psikhologiya vospriyatiya re-benkom-doshkolnikom literaturnogo proizvedeni-ya. In: Zaporozhets A. V. Selected psychological works. In 2 vol. Vol. 1. Moscow, 1986. 320 p.
17. Vetlugina N. A. Muzykalnoe razvitie rebenka. Moscow, 1968.
18. Kazakova T. G. Detskoe tvorchestvo - mir yarkikh, udivitelnykh obrazov. Doshkolnoe vospitanie. 1993, No. 4, p. 58.
19. Frolovskaya M. N. Ponimanie v rabote uchitelya-prak-tika. PhD Dissertation (Education). Barnaul, 2003. 164 p.
20. Frolovskaya M. N. Stanovlenie professionalnogo obraza mira pedagoga v klassicheskom universite-te. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 20: "Pedagogi-cheskoe obrazovanie". 2009, No. 1, pp. 82-92.
21. Smith M. J. Trening uverennosti v sebe. Kom-pleks uprazhneniy dlya razvitiya uverennosti. Moscow: Rech, 2002. (in Russian)
22. Nikitin B. N. Stupenki tvorchestva, ili Razvivay-ushchie igry. Moscow: Prosveshchenie, 1991.
Бухов Олег Николаевич, аспирант кафедры психологии высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета e-mail: [email protected]
Bukhov Oleg N., Post-graduate student, Psychology Department, Higher School of information and educational technologies, Altai State University e-mail: [email protected]