А.А. Плюхина
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Развитие такого явления, как социальное предпринимательство, получило широкое распространение во всем мире. Россия не стала исключением, и в настоящее время весьма остро стоит вопрос о становлении данного вида предпринимательской деятельности в качестве базового института гражданского общества нашей страны.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная сфера, государственно-частное партнерство, социальная политика, социально-экономическое развитие страны.
Основным фактором эффективности современной экономики является достижение общественного благосостояния и приоритет развития социальной сферы. Отсюда повышенный интерес общества к развитию такого вида предпринимательской деятельности, как социальное предпринимательство.
Социальное предпринимательство представляет собой некую гибридную модель, которая аккумулирует признаки благотворительности и традиционного бизнеса. Оно объединяет людей и организации, позволяя им, с одной стороны, собрать из множества источников ресурсы для реализации социально значимых проектов и для решения целого ряда социальных проблем. С другой стороны, оно призвано создавать социально важные продукты и услуги, которые в должной мере не предоставляются государством или рынками.
Цели, реализуемые социальными предприятиями, не могут быть измерены только лишь размером прибыли или степенью их проникновения на рынок. Они совмещают инновации, предпри-
© Плюхина А.А., 2014
нимательство и социальные функции и стремятся обрести финансовую стабильность благодаря доходам от своей деятельности, при этом ставя социальный аспект выше получаемой прибыли и используя большую часть денежных доходов исключительно в интересах своих «клиентов», а не собственников.
Пожалуй, именно этот подход раскрывает концепцию социального предпринимательства в самом актуальном на данный момент направлении. Все большее внимание сейчас уделяется острым социальным проектам, способным быстро масштабировать свою модель и достигать максимальных результатов для реализации поставленных целей. Поэтому, например, социальное предпринимательство может послужить достойной альтернативой решению общественных и экологических проблем.
Преимущества социального предпринимательства заключаются в возможности использования незадействованных в экономике ресурсов, создании рыночной среды там, где ее еще нет, сочетании интересов общества, бизнеса и государства, ориентации на местные ресурсы.
Социальные предприниматели, работая в области образования, здравоохранения, борьбы с бедностью, создают возможности для социально-экономического развития, делают общество более справедливым и повышают уровень стабильности, обеспечивая его будущее благополучие.
Поэтому обеспечение стабильного и эффективного развития данного направления бизнеса невозможно без соблюдения следующих условий.
Во-первых, это наличие достаточного объема инвестиционных ресурсов. По данным исследования, проведенного в 2012 г. Глобальной сетью социальных инвесторов совместно с компанией J.P. Morgan, в настоящее время около 52% всех социальных инвесторов - это управляющие компании, 78% средств которых формируют прямые инвестиции. Наибольшая доля инвестиций в социальный сектор приходится на развитые страны: 56% - США и Канада, 27% - Северная, Южная и Западная Европа. Среди развивающихся стран выделяются Северная Африка (6%), Латинская Америка (4%) и Юго-Восточная Азия (2%). На Восточную Европу, Россию и Среднюю Азию вместе приходится всего 1% социальных инвестиций1.
Преимущественными направлениями инвестирования в 2012 г. стала поддержка сельскохозяйственного производства (57% организаций), доступное здравоохранение (51%) и образование (45%). Наибольшая доля социальных инвесторов работает с устойчивыми
предприятиями в стадии роста (78%), а также с предприятиями, находящимися в стадии становления (51%). На стартапы приходится лишь 18% вложений2.
Вторым условием развития социального предпринимательства является поддержка государства. Когда государство в той или иной форме (например, передавая госзаказы социальным предпринимателям на поставку товаров и услуг, предоставляя льготы на аренду помещения, налоговые скидки, гарантии по кредитам) поддерживает бизнес с социальной миссией, оно повышает его конкурентоспособность, качество производства, а социальный предприниматель, в свою очередь, наиболее эффективно решает социальные проблемы.
Например, в Великобритании государство на всех уровнях власти активно поддерживает социальный бизнес. В стране принят закон, выделяющий социальные предприятия в качестве самостоятельного субъекта экономической деятельности, введены нормы, стимулирующие партнерские отношения между правительством и организациями, работающими в социальной сфере, а специальная государственная программа обучения и мастер-классов позволяет начинающим социальным предпринимателям улучшить коммерческие навыки и успешно конкурировать за получение государственных контрактов.
Эти действия способствовали активному распространению социального предпринимательства. Так, в настоящее время в Великобритании действует около 62 тыс. социальных предприятий, в которых работает более 800 тыс. человек. Общий годовой оборот таких предприятий 12 млрд евро, что составляет 1% от ВВП страны. При этом в Лондоне сосредоточено 22% всех социальных предприятий, что делает столицу центром предпринимательской активности.
В качестве третьего условия развития социальных предприятий можно выделить обеспечение их финансовой устойчивости, что выражается в способности генерировать доход, полученный от собственной деятельности, и повышать экономическую эффективность. При этом, например, в России лишь 70% проектов приносят прибыль, 20% самоокупаются, остальные 10% убыточны3.
Немаловажное значение в развитии социального предпринимательства играет также наличие условий для вступления предприятий в интеграционные взаимодействия и формирования различного рода кооперационных связей, что снижает риски их деятельности и повышает конкурентоспособность. В этой связи является актуальным и повышение ответственности территориальных органов
власти за уровень развития социального предпринимательства, так как именно на территории в большей мере падает задача реализации социальной политики государства.
Пятым условием развития социального предпринимательства, по нашему мнению, становится возможность масштабирования проектов и распространения социальной модели общества с целью расширения и углубления ее воздействия на бизнес.
За последние 10-15 лет уровень развития социального предпринимательства в мире значительно вырос. Сегодня в Европе доля игроков в социальной сфере достигает от 40% (Франция) до 55% (Италия) и свыше 3,5 млн рабочих мест предоставляется социальными предприятиями. В США каждый четвертый житель страны является членом некоммерческой организации, предоставляя многочисленные социальные услуги всем слоям общества, в том числе людям с ограниченными возможностями.
В то же время уровень развития социального предпринимательства в России пока не соответствует западным стандартам. В нашей стране социальным бизнесом занимается только около 1% предпринимателей, оказывая, по данным Минтруда Российской Федерации, услуги не более 27 тыс. граждан4.
Безусловно, эти данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии некоммерческого сектора отечественной экономики и требуют принятия действенных мер по минимизации рисков и повышению эффективности деятельности социального предпринимательства.
Так, на Гайдаровском форуме 2014 г.5 был представлен проект по реализации мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», призванных способствовать увеличению количества негосударственных участников рынка в социальной сфере в целях повышения качества оказываемых услуг и оптимизации бюджетных расходов.
Эта «дорожная карта» разработана Агентством стратегических инициатив (АСИ) по поручению президента В.В. Путина в начале 2013 г. Среди основных задач проекта:
• Увеличение доли частных организаций для оказания услуг населению путем реализации комплекса специальных мер и внедрения ряда механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере, таких как внесение изменений в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), в части более полной классификации предоставляемых социальных услуг; формирование реестров
поставщиков услуг в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и регистра получателей социальных услуг в субъектах Российской Федерации; развитие нормативной и методической базы, обеспечивающей расширение практики заключения концессионных соглашений в социальной сфере; участие специалистов негосударственных организаций в программах повышения квалификации, поддерживаемых государством и ряд других мер.
• Финансирование социальных проектов. Деятельность некоммерческих организаций строится в первую очередь на грантовой благотворительной основе. Кроме субсидии, социальные предприниматели могут воспользоваться всем комплексом мер, предусмотренных госпрограммой. Это может быть и микрокредитование, и поручительства гарантийных фондов, и ряд других мер, таких как субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, и предоставления дополнительных налоговых льгот, планируется введение ставки 0% по налогу на прибыль в отношении организаций, предоставляющих услуги социального обслуживания.
На поддержку социального предпринимательства в бюджете Минэкономразвития России предусмотрены средства в размере 22 млрд руб. (на 3 года)6. Финансирование может осуществляться по 2 направлениям: адресная поддержка (фонды, гранты) и инфраструктурная поддержка развития. Программой поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрено предоставление специальной субсидии на софинансирование мероприятий, связанных с поддержкой социального предпринимательства. Максимальный размер субсидии федерального бюджета составляет 0,6 млн руб. на одного субъекта социального предпринимательства - получателя поддержки. Однако при этом необходимо вложить в качестве со-финансирования не менее 15% от суммы получаемой субсидии.
Выполнение проекта позволит снять барьеры, которые сегодня препятствуют более широкому вхождению негосударственных структур в социальную сферу. Развитие этой инфраструктуры позволит к 2020 г. организовать во всех регионах страны более 50 тыс. социально ориентированных компаний с общим годовым оборотом более 15 млрд евро и более 500 тыс. новых рабочих мест. Проекты в социальной сфере будут финансироваться из бюджетов регионов (50%) и партнерских организаций (50%). АСИ будет осуществлять координацию проекта и обеспечивать эффективное взаимодействие с региональными и федеральными органами власти.
Для развития этого нового для России направления предпринимательской деятельности важна не только правильная самоидентификация, которая может прийти с усилением информационного обмена, но и развитие важных социально-экономических институтов, таких как малое предпринимательство, государственно-частное партнерство, кредитная кооперация, микрофинансирование, некоммерческая деятельность в социально-экономической сфере, способных выступить в качестве «материнских структур» для развития социального предпринимательства.
Расширение масштабов названных институтов, реализация механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере могут стать одним из альтернативных путей решения целого ряда социальных проблем и преодоления рисков, с которыми зачастую сталкиваются социальные предприниматели.
Примечания
New Economics for Impact Investing [Электронный ресурс] // Global Impact Investing Network (GIIN). URL: http://www.thegiin.org/cgi-bin/iowa/resourc-es/research/448.html (дата обращения: 15.09.2014). Там же.
Уточните, пожалуйста [Электронный ресурс] // Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». URL: http://www.nb-fund.ru/about-us/media-about-us/utochnite-pozhaluysta.html (дата обращения: 15.09.2014). Минтруд хочет обнулить налог на прибыль организаций, работающих в сфере соцобслуживания [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://itar-tass.com/ekonomika/905829 (дата обращения: 15.09.2014).
Россия и мир: устойчивое развитие [Электронный ресурс] // Гайдаровский форум 2014. URL: http://www.gaidarforum.ru/ru (дата обращения: 15.09.2014). АС И запустило новый масштабный проект - всероссийскую сеть Центров инноваций социальной сферы [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. URL: http://www.asi.ru/news/4633 (дата обращения: 15.09.2014).
3
4
5
6