КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК Я 66
Яковлева Галина Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры специального (коррекционного) образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], Челябинск
Кондакова Ольга Николаевна
Старший преподаватель кафедры специального (коррекционного) образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], Челябинск
условия развития одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. авторами представлены особенности работы с высоко мотивированными детьми в ограниченными возможностями здоровья в системе специального (коррекционного) образования. Описаны условия развития одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова. одаренные дети, дети высоко мотивированные, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями, специальная помощь и поддержка детей с ОВЗ, равные стартовые возможности.
Jakovleva Galina Vladimirovna
The candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer, the professor of chair of special (correctional) formation of the Chelyabinsk institute of retraining and improvement ofprofessional skill of educators, [email protected], Chelyabinsk
Kondakova Olga Nikolaevna
The senior teacher of chair of special (correctional) formation of the Chelyabinsk institute of retraining and improvement ofprofessional skill of educators, [email protected], Chelyabinsk
CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF ENDOWMENTS AT CHILDREN WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH
Abstract. authors present features of work with highly motivated children in limited to health possibilities in system of special (correctional) formation. Conditions of development of endowments at children with the limited possibilities of health are described.
Keywords: exceptional children, children highly motivated, children with the limited possibilities of health, children with the special educational requirements, the special help and support of children with OB3, equal starting possibilities.
Современная концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности, так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям, выполнять социальный заказ общества. В настоящее
время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности личности.
Одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государ-
27G
Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2012
ства во всех сферах жизни, залог его процветания. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. Многие страны вкладывают немалые средства в национальные и региональные программы работы с ними.
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью. Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром, таких детей часто называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей - в общении, сотрудничестве, содействии и помощи. Особые условия развития таких детей могут стать дополнительным стимулом к развитию талантов и высоким достижениям [2]. Выдающийся психолог, основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер считал, что движущей силой развития личности становится стремление к преодолению чувства собственной неполноценности и слабости, которое возникает у ребенка сразу же после рождения в силу своей беспомощности, слабости и зависимости от взрослого. Преодоление своей неполноценности становится главной целью развития человека. В случае благополучного развития эта задача может быть решена двумя способами - путем компенсации своего дефекта или неполноценности и путем сверхкомпенсации, когда человек добивается максимального успеха именно в той области, которая, казалось бы, должна быть закрыта для него в силу специфики его дефекта. Так, заикающийся человек становится оратором, испытывающий тревогу публичных выступлений и социальной оценки - общественным деятелем или актером, певцом, музыкантом, тотально слепой человек становится талантливым ученым. Талант преодоления определяется готовностью и способностью личности ставить цель и работать над ее достижением, преодолевать препятствия, верить в себя и будущее, уметь сотрудничать с другими людьми, уважать себя и других [1].
Что же может помочь детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья
развить свои таланты и способности, реализовать себя и добиться подлинного успеха? И что, напротив, может помешать этому?
Первое условие - готовность - материальная, ресурсная, психологическая - образовательных учреждений принять детей с ОВЗ. Далеко не секрет, что наши образовательные учреждения - детские сады, школы в большинстве случаев не приспособлены к особенностям и нуждам детей и подростков с ОВЗ. Широкое распространение, безусловно, позитивного явления - системы экстерната - домашнего обучения, разрешение на которое достаточно легко получить для ребенка с проблемами здоровья, часто оборачивается неправомерным отчуждением ребенка от социальной жизни в школе, общения со сверстниками, систематического обучения, что порождает риски отклонений в личностном развитии ребенка в силу ограниченности социального и коммуникативного опыта, ограничивает возможности развития его способностей и творчества. Школы должны быть не просто готовы принять ребенка с ОВЗ, но и создать все необходимые условия для его успешного включения в учебную и творческую деятельность. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уделяется особое внимание созданию равных стартовых возможностей для детей с ОВЗ, однако эта проблема требует большого внимания [3,5]. Сегодня, ориентируясь на опыт западно-европейских стран, все чаще говорят о необходимости широкого внедрения системы инклюзивного образования. Инклюзивное образование позволяет ребенку с ОВЗ учиться вместе со сверстниками, осваивать школьную программу под руководством учителя, участвовать в социальной жизни. Здоровые школьники учатся внимательно относиться к своим одноклассникам, видеть и понимать потребности людей с ограниченными возможностями, приобретают опыт эмпатии, сострадания, умения делать добро. Однако инклюзия, т.е. включение детей с ОВЗ в «общий поток» требует всестороннего учета аргументов «за» и «против» в каждом конкретном случае и решение об инклюзии должно основываться на защите интересов ребенка и выборе оптимальной для его особенностей и нужд формы образования. Проблема в том, что, находясь в шко-
ле в кругу сверстников и учителей, ребенок может стать еще более одиноким и изолированным, чем при воспитании дома. Необходима готовность и педагогов, и сверстников к сотрудничеству с ребенком с ОВЗ.
Второе условие - адекватная позиция родителей детей с ОВЗ, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей. Достаточно часто родители детей с ОВЗ занимают позицию чрезмерной опеки, пытаются спрятать ребенка в «стеклянную башню», поместить в тепличные условия, оградить от трудностей и неудач, изолировать от реальной жизни. Чрезмерное потворствование, охранительно-обере-гающая установка на избегание малейших трудностей приводит к тому, что у ребенка формируется так называемая «выученная беспомощность». Это явление было описано М. Селигманом, показавшим, что гиперопека, стремление сделать все за ребенка, облегчить ему жизнь приводит к прямо противоположному результату - сталкиваясь с малейшим затруднением в деятельности, либо с новой задачей, ребенок заявляет -«Нет, я не смогу, у меня не получится», и прекращает какие-либо попытки с ней справиться. Выученная беспомощность становится реальной причиной отклонений в поведении ребенка, препятствует раскрытию способностей, тормозит развитие. Стратегия воспитания в семье с детьми с ОВЗ должна сочетать предоставление помощи с поощрением самостоятельности ребенка, разумную систему требований, обогащение видов деятельности и общения ребенка [5; 6].
Другим нарушением родительской позиции матери и отца ребенка с ОВЗ может стать чувство отвержения ребенка, как не «оправдавшего надежд». Нередко это чувство маскируется повышенным вниманием, опекой, потворствованием, но отвержение, «дефицит» родительской любви становится причиной возникновения новых трудностей в развитии ребенка. Зачастую родители испытывают необоснованное чувство вины за болезнь ребенка или за недостаток любви, пытаются компенсировать это подарками, вседозволенностью, оправдывая это болезнью ребенка. Наконец, нередко родители, просто стесняются недуга ребенка, либо испытывают страх того, что их ребенка обидят,
будут смеяться, дразнить, и предпочитают изолировать его от общества. Следует понять, что болезнь ребенка - действительно тяжелое испытание, которое может и должно быть преодолено любовью, терпением и правильным пониманием того, как следует строить воспитание, чтобы реализовать потенциал познавательных и творческих возможностей ребенка. Необходимо создание широкой сети социально-медицинско-пси-хологической поддержки и сопровождения развития и обучения детей с ОВЗ. Кроме того, необходимо развенчивание мифов о врожденной «отсталости» и бесталанности детей с ОВЗ, их невозможности добиться реального успеха, представлений об ограниченности сфер профессионального труда и образования для таких детей. Необходимо формирование новых социальных установок в отношении детей с ОВЗ - не только и не столько установок принятия и толерантности, но установок на создание условий формирования общей одаренности таких детей, развития специальных способностей.
Третье условие развития одаренности у детей с ОВЗ - личностные особенности самого ребенка - его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к преодолению трудностей, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни детей с ОВЗ (симбиотические отношения с ухаживающим родителем, привычная опека и забота, несамостоятельность, ограниченный социальный опыт и опыт общения со сверстниками, часто неопределенность прогноза заболевания) провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ, активная заинтересованная позиция социального окружения, психолого-педагогическое сопровождение, создание возможностей самореализации в творчестве, познании [5].
Библиографический список
1. Альфред А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека «Наука жить». - Киев, 1997. - С. 57-58.
2. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 192 с.
272
Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2012
3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
4. Степанове С. ^ Психологический словарь для родителей. - М., 1996. - 1600 с.
5. Хрусталева Т. М. Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 10 - С. 170-176.
6. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. - 136 с.