Деятельностный компонент по результатам анкетирования выражен у студентов обоих курсов ниже, чем когнитивный и эмоциональный -43,2% у студентов 1 курса и 51,3% у студентов 4 курса. Приоритетной ценностью деятельностного компонента студенты определили важность проявлять свои способности и видеть результаты своей работы - 21,6% у студентов 1 курса и 24,3% у студентов 4 курса. Такие ценности, как: возможность учить, работать творчески и возможность эксперимента оказались малозначимыми и нашли свое выражение у 21,6% студентов 1 курса и у 27% студентов 4 курса. Такие показатели могут говорить о доминировании индивидуалистических установок современной молодежи в сфере труда(труд как самореализация, достижение индивидуальных успехов и реализация личностных амбиций).
В рамках проведенного исследования было установлено, что работа для сегодняшних студентов - это сфера реализации профессиональных и личностных интересов, приложения своих знаний и умений, позволяющая при этом хорошо зарабатывать и жить полноценной жизнью.
Литература
1. Кошарный В.П., Корж Н.В.Трудовые ценности и установки студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - №1(21). - С. 126-134.
2. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 1998. - 199 с.
3. Пакина Т.А. Трудовые ценности современной студенческой молодежи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.-2014. -№2(34). -С. 162-168.
4. Самойлик Н.А. Структурно-функциональная модель профессионально-ценностных ориентаций личности // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Том 4. -№2. -[Электронный ресурс]. -URL: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN216.pdf (дата обращения 03.03.20).
УДК 159.9
УСЛОВИЯ РАННЕГО ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И РАСКРЫТИЯ НЕОРДИНАРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ
АВТОСПОРТА
Белова Елена Сергеевна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования»; Москва, ул. Моховая д.9 стр.4, [email protected].
Аннотация
Статья посвящена проблеме условий формирования смысложизненных ориентаций и раскрытия дарований в детском возрасте. Рассматриваются вопросы влияния микросреды на развитие детей, которые впоследствии достигли высоких результатов в области автоспорта. Приводятся факты биографий выдающихся автогонщиков - чемпионов «Формулы 1», описываются особенности и условия их развития в детские годы.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, микросреда развития, детство, способность, талант, выдающиеся автогонщики, родители, семья.
CONDITIONS FOR EARLY FORMATION OF LIFE-SENSE ORIENTATIONS AND DISCLOSURE OF NON-ORDINARY ABILITIES IN MOTORSPORT
Belova Elena Sergeevna - candidate of Psychological Sciences, Leading researcher, Federal state scientific institute "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", Moscow, Mokhovaya str. - 9, bld. 4, [email protected]
Abstract.
The article is devoted to the problem of the conditions for the formation of life- sense orientations and the disclosure of talents in childhood. The questions of the microenvironment influence on the development of children, who subsequently achieved high results in the field of motorsport, are examined. The facts of biographies of the outstanding «Formula 1» champions are presented, the features and conditions of their development in childhood are described.
Keywords: life-sense orientations, microenvironment of development, childhood, ability, talent, outstanding racing drivers, parents, family.
Изучение психологических аспектов достижения личностью высоких результатов в разных сферах деятельности, в том числе и в спорте, является одной из актуальных задач современной акмеологии. В связи с этим особое значение приобретают исследования условий формирования жизненных целей, смыслов, раскрытия способностей и талантов личности в разные возрастные периоды, включая самые ранние: дошкольное и школьное детство.
По мнению В.Э.Чудновского, смысложизненные ориентации, составляющие как бы квинтэссенцию личностного развития, проходят определенные этапы становления в сложном взаимодействии с возрастными, индивидуальными особенностями и средовыми факторами. Уже на этапе дошкольного возраста можно проследить подготовительный период их становления. Этот период ученый обозначил как период формирования «личностного фундамента» смысложизненных ориентаций, «т.е. определенной совокупности личностных свойств, взаимодействие которых создает основу, благоприятную «психологическую почву» для возникновения и формирования смысложизненных ориентаций» [5, с.14]. Понимание и поддержка в семье и в условиях образовательного учреждения (детского сада, а потом школы) способствуют раскрытию способностей, талантов ребенка, воспитанию у него адекватного отношения к собственной судьбе, реализации возможности «выстраивать» перспективу своей жизни.
Проведенное исследование было нацелено на выявление особенностей микросреды развития в детстве выдающихся людей, чьи высокие достижения относились к области автоспорта. Использовался биографический метод для анализа фактов из жизни известных автогонщиков - чемпионов «Формулы 1», высшего класса автогонок.
Отметим, что «Формула-1» выделяется как наиболее престижная гоночная серия в мире. Для большей части автогонщиков выступление в ней становится целью жизни, что обусловлено, с одной стороны, большой популярностью гоночной серии, а с другой — высочайшими техническими достижениями «Формулы-1». Считается, что для участия и победы в этой сложной гоночной серии мало быть хорошим пилотом и уметь быстро ездить, нужно быть лучшим.
Как показывает анализ биографий автогонщиков, чаще всего первый опыт участия в гонках пилоты получают в детском возрасте, участвуя в соревнованиях по картингу. Карты -небольшие и сравнительно безопасные гоночные автомобили без кузова. Навыки вождения микрокартов осваиваются детьми уже в возрасте 6-8 лет, а иногда и ранее, как только малыши начинают доставать ногами до педалей. Победы в спортивном картинге позволяют перейти участникам на следующий уровень гоночных состязаний («младшие Формулы» национальных, европейских чемпионатов).
Рассмотрим некоторые биографические описания, в которых прослеживается раскрытие талантов неординарных детей и роль микросреды их развития.
Михаэль Шумахер (Michael Schumacher) — немецкий автогонщик, семикратный чемпион мира, установивший многочисленные рекорды «Формулы-1», родился в 1969 году в Хюрт-Хермюльхайме (земля Северный Рейн - Вестфалия, Германия), в семье Рольфа и Элизабет Шумахер. Рольф работал каменщиком-укладчиком на строительстве мусоросжигательных заводов и вытяжных труб в Керпене. Интерес отца к механике, машинам передался потом и сыновьям. Рольф сначала был просто членом местного картинг-клуба, арендовавшего землю бывшего гравийного карьера, а затем для дополнительного заработка устроился в клуб управляющим. Он сдавал карты в аренду, налаживал и ремонтировал их. Семья Шумахеров жила в доме, стоявшем у карьера. В нем сделали кафе, в котором заведовала Элизабет.
Когда Михаэлю исполнилось шесть лет, на свет появился его младший брат Ральф. Жизнь мальчиков вращалась вокруг гравийных насыпей, картов, старых покрышек, пропитанных запахом бензина. Родители, учитывая ограниченность материальных средств в семье, не думали о карьере автогонщиков для сыновей. «Мы планировали, что Михаэль займется гаражом, а Ральф рестораном», — вспоминал Рольф [1].
Однажды у Рольфа возникла идея - поставить мотор от мопеда на детский педальный автомобильчик четырехлетнего Михаэля. «Не потому, что он хотел, чтобы я стал тем, кем сейчас являюсь, - рассказывал впоследствии известный автогонщик, - а просто ради забавы. Отец и сын, совместное развлечение» [1]. И вот уже через некоторое время малыш стал самым молодым участником картинг-клуба. Рольф собрал для него карт из выброшенных деталей, на котором Михаэль выиграл свой первый чемпионат клуба в возрасте шести лет [2].
По мнению Михаэля, его детство во многом было таким же, как и у сверстников: играл в футбол, лазил по деревьям, совершал разные шалости. В возрасте 11 лет пришлось выбрать между соревнованием по дзюдо и гонкой на картах. Сначала выбрал дзюдо, занял третье место, и понял, что совершил ошибку в выборе. В 12-15 лет еще и серьезно занимался футболом, подражая однофамильцу Тони Шумахеру - вратарю, который выступал за «Кельн» и национальную сборную, и на которого мечтал быть похожим. Однако основным увлечением был картинг, которым занимался просто в удовольствие. «Я был очень увлечен картингом. Проводил на трассе все свободное время. Я не думал ни о чем другом. У меня с самого начала все получалось, к тому же мне нравилось заниматься этим. Чего еще надо? Я никогда и не мечтал пробиться в Формулу-1 - по той простой причине, что у нас не было денег» [1]. О большой увлеченности вождением свидетельствует и то, что даже в дождь Михаэль стремился выехать на трассу картодрома и просил взрослых разрешить проехать. Езда под дождем не была легкой, но тренировала самоконтроль и скорость реакции.
12-летний Михаэль имел огромное преимущество перед своими сверстниками -близость к трассе и возможность вволю тренироваться на ней. Это сыграло неоценимую роль. Чем более опытным становился юный гонщик, тем большее удовлетворение и жажду гонок он испытывал [3]. Отец дома всегда поддерживал Михаэля, но у него не было возможности сопровождать сына на соревнованиях, которые проходили в разных районах Германии, и на которые мальчик ездил со спонсорами. «Наверное, я был взрослым не по годам, ведь мне тогда приходилось иметь дело с разными людьми», - вспоминал чемпион [1].
В 14 лет он получил первую лицензию гонщика и начал выступать в официальных соревнованиях, в 80-ых годах выиграл несколько чемпионатов (Германии, Европы и мира). Окончив школу, начал работать механиком, совершенствуя свои знания машин, что очень пригодилось потом. Однако работа механиком быстро наскучила, и главное место в жизни окончательно занял автоспорт. В 1990 году Михаэль стал чемпионом немецкой "Формулы-3", а в 1991 году на Гран-при Бельгии состоялся его успешный дебют в "Формуле-1".
Младший брат Ральф во многом подражал Михаэлю. Его тоже рано - в 3 года -впервые отец посадил за руль миникарта. Как и Михаэль, Ральф уже в дошкольном возрасте участвовал в первых своих гонках на картинговой трассе, где работал его отец. В 1989 году он стал чемпионом Германии по картингу среди юниоров, через два года он выиграл Кубок
NRW, Золотой Кубок и Чемпионат юниоров по картингу. В сериях «Формулы 1» в период с 1997 по 2007 год выиграл шесть из гонок.
Характеры братьев, как отмечает Джеймс Аллен, сформировались в различных условиях: к тому моменту, как Ральф появился на свет, в семье было больше денег, больше возможностей. Поэтому у Михаэля кураж человека, который сделал себя сам, а у Ральфа -более спокойный и уверенный подход второго ребенка в семье, которому все легче доставалось. Различия сказались и на их вождении - Михаэль всегда прилагал максимум усилий, пытаясь изменить обстоятельства, тогда как Ральф в большей мере зависел от обстоятельств, например, возможностей машины и, если она оказывалась неидеальна, уходил в тень. Михаэль был очень амбициозен, Ральф более склонен ждать, пока все само придет; Михаэль редко отдыхал, Ральф значительно больше [1]. В 2001 году в Канаде Ральф и Михаэль вошли в историю гоночных серий как первые братья, занявшие первых два места в Гран-при «Формулы 1».
Льк>ис Карл Дэвидсон Хэмилтон (Lewis Carl Davidson Hamilton) — британский автогонщик, шестикратный чемпион мира в гонках «Формулы 1». Родился в Стивенидже, Хартфордшир, в 1985 г. Его родители, Энтони Хэмилтон и Кармен Ларбалестир (сейчас Кармен Локхарт) дали имя Льюису в честь американского чемпиона мира и Олимпийских игр, легкоатлета Карла Льюиса. В двухлетнем возрасте после развода родителей мальчик стал жить с матерью и сводными сестрами, но с 10 лет после переезда матери начал жить со своим отцом, мачехой Линдой и единокровным братом Николасом, который болен ДЦП.
Когда Льюису было 6 лет, родители подарили игрушечную машину на радиоуправлении, и уже через год он успешно участвовал в национальном чемпионате BRCA (соревнование радиоуправляемых автомобилей). После этого отец на рождество купил Льюису картинговую машину. В восьмилетнем возрасте Льюис Хэмилтон начал заниматься картингом на одном из местных картодромов, через некоторое время он начал побеждать в гонках и даже выигрывать чемпионаты среди юниоров [4]. В биографии автогонщика есть интересный факт: когда Льюису было 10 лет, он подошел к главе McLaren Рону Деннису и попросил автограф со словами: «Здравствуйте. Меня зовут Льюис Хэмилтон. Я выиграл чемпионат Великобритании и когда-нибудь я сяду за руль ваших автомобилей». Р.Деннис дал ему свой автограф со словами: «Позвони мне через девять лет, мы посмотрим, что можно сделать» [7]. В дальнейшем Р.Деннис сдержал свое слово и включил его в программу поддержки молодых пилотов McLaren, открыв возможность выступать в «Формуле 1» в будущем. Через двенадцать лет после его первой встречи с Р.Деннисом, Льюис участвовал в гонках этой престижной серии.
Занятия спортом привычны для Льюиса с детства. В пять лет начал заниматься каратэ. Учась в школе, играл в футбол и крикет. Позже Льюис говорил, что если бы не «Формула-1», то возможно, стал бы футболистом или игроком в крикет.
В автобиографии Льюис Хэмилтон с большой теплотой пишет о семье, о родительском доме, где всегда может найти поддержку и отдохнуть. Благодаря семье, считает он, понял, как важно не терять перспективу, не терять себя, хотя в некоторые моменты это бывает нелегко. Эмоциональная часть его личности, по мнению Льюиса, происходит от его мамы и Линды, которые всегда были заботливы и щедры, а соревновательная часть - от отца. Сосредоточенность, целеустремленность, усердие, способность концентрироваться - все это от отца. «Не волнуйся», «не сдавайся». Отец напоминал об этом постоянно. «Папа больше всего меня поддерживает, он необыкновенный отец, без которого я бы не смог узнать, что у меня есть талант к гонкам» [6, с.7]. «Только благодаря отцу я смог развиваться как гонщик, но и что более важно, как человек» [6, с.11]. И это действительно так. Энтони Хэмилтон всегда поддерживал сына, сопровождал в гонках. Когда поддержка сына стала проблематичной, его отец уволился с должности IT-менеджера и стал подрядчиком, временами работая на трёх работах, чтобы поддержать карьеру сына. Особым источником
дополнительной мотивации, отмечает Льюис, для него является брат Николас, который доброжелателен и никогда не жалуется.
Как показал анализ биографий выдающихся автогонщиков, их неординарные способности проявились рано. Уже в дошкольном возрасте были первые победы на картодромах. Несомненно, определяющую роль в этом сыграли родители, особенно отцы, прививая любовь к технике, машинам, воспитывая в сыновьях трудолюбие, развивая упорство, целеустремленность. Специфика микросреды в ранние годы обусловливала проявление индивидуальных различий в раскрытии дарований юных гонщиков и формировании фундамента смысложизненных ориентаций.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 18-01300976.
Литература
1. Аллен Дж. Михаэль Шумахер - номер один. [Электронный ресурс]: URL:
https://royallib.com/book/dgeyms_allen_ekspert_F1/mihael_shumaher_nomer_odin.html (дата
обращения 04.03.2020).
2. Михаэль Шумахер, семикратный чемпион мира Формулы 1 1994-1995, 20002004 гг. [Электронный ресурс]: URL: http://f1-times.ru/history/champions/michaelschumacher.php (дата обращения 02.03.2020).
3. Хилтон К. Михаэль Шумахер. Его история. М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. 480 с.
4. Хэмилтон, Льюис [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хэмилтон, _Льюис (дата обращения 05.03.2020).
5. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2006. 768 с.
6. Hamilton L. Lewis Hamilton: My Story. London: HarperSport, 2007. 290 p.
7. Worrall F. Lewis Hamilton: Five-Time World Champion: The Biography. 3rd ed. London: John Blake, 2018. 432 p.
УДК 159.9.07
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Платонина Екатерина Александровна - соискатель лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Москва, ул. Моховая д.9 стр.4, e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы военнослужащих, влияние профессиональной деятельности на формирование специфических ценностей. Поднимается вопрос о взаимосвязи удовлетворенности трудом и ценностно-смысловыми ориентациями личности.
Ключевые слова: ценностные - смысловые ориентации, военнослужащие, профессиональная деятельность.
VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE PERSONALITY OF PROFESSIONAL MILITARY PERSONNEL