РАЗДЕЛ VIII ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
УДК 37.08
Зубцова Людмила Кирамовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Набережно-челнинского государственного педагогического института, [email protected], Набережные Челны
УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Zubtsova Liudmila Kiramovna
Docent offoreign languages’ department, Naberezhnye Chelny State Teacher’s Training Institute, [email protected], Naberezhnye Chelny
CONDITIONS OF YOUNG TEACHER’S PROFESSIONAL
ADAPTATION
Профессионально-педагогическая адаптация - это процесс активного вхождения в учительскую деятельность молодого специалиста для достижения им высокой результативности труда в оптимально короткий период. Для обеспечения педагогической адаптации необходимы определенные условия: единое понимание «учитель школы»; организация преемственности в последовательной цепи «школа - вуз - школа» для воспитания будущих учителей; установление рациональной взаимосвязи на единой профессиональной основе всех видов адаптации при ведущей роли педагогической адаптации; достижение и активная поддержка педагогизации всего учебно-воспитательного процесса в вузе [1].
Приспособление молодого специалиста к труду протекает в новых для него условиях социальной среды, поэтому проблему педагогической адаптации целесообразно рассматривать не только в контексте ее социальной функции, но и профессиональной [2], когда в данный период у учителя происходит формирование общеиедагогических знаний и умений, развиваются педагогические способности, профессиональная пригодность, укрепляется интерес к работе с детьми и т. д.
Обобщение и систематизация массового педагогического опыта, изучение психолого-педагогической литературы позволили выделить следующие этапы становления молодого специалиста:
I этап - осознанный выбор профессии. Для этого необходима более ранняя ориентация школьников на профессию учителя;
II этап - методологическая, теоретическая и методическая подготовка специалиста в вузе;
III этап - адаптация молодого учителя к труду в школе в период стажи-248
ровки и в процессе самостоятельной работы на основе преодоления трудностей, изучения и внедрения передового педагогического опыта.
Исходя из этого, период стажировки рассматривается нами как одно из основных условий в профессиональном становлении будущего учителя, а анализ результатов исследования, касающийся особенностей профессиональной адаптации начинающего учителя в современных условиях, позволил определить, что процесс адаптации молодого специалиста к работе в школе может быть успешным только в ходе самостоятельной практической деятельности, когда возможно развитие его педагогических способностей, умений , навыков.
Исходя из условий адаптации, которые могут реализовываться только в рамках интеграции и преемственности трех основных этапов: довузовского, вузовского и послевузовского как единых звеньев системы непрерывного образования, оказывающих влияние на становление будущего учителя, мы можем сделать вывод, что для подготовки специалиста наиболее важным является послевузовский этап. И здесь первостепенная роль отводится периоду стажировки, который можно разделить на два ряда самостоятельных этапа:
- начало трудовой деятельности в существующем коллективе. Этот этап связан с его приспособлением к условиям труда в конкретной обстановке;
- закрепление в профессии. Этап характеризуется с принятием им прочного положения в данном педагогическом коллективе.
Отсюда вытекает важная проблема - укомплектование общеобразовательных школ высококвалифицированными педагогическими кадрами, т. к. несмотря на принимаемые меры, способствующие повышению уровня жизни педагогов, текучесть учителей остается весьма ощутимой, и в этом существенную роль играют факторы, совокупность которых составляет проблему профессиональной адаптации молодого специалиста. Всю совокупность факторов можно разделить на ряд крупных блоков.
Это социально-демографический фактор (пол, возраст, социальное происхождение, образование, семейное положение); социально-бытовой фактор (жилищно-бытовая устроенность, зарплата, организация отдыха); социально-психологический фактор (морально-психологический климат трудового коллектива, взаимоотношения между учителями, между учителями и руководителями школы, система методической работы и др.); условия и организация труда в школе (разделение труда, взаимопомощь, расписание занятий и т. д.); образовательный фактор (уровень подготовки в вузе, наличие разносторонних интересов).
Совокупность социально-экономических, социально-психологических и социально-педагогических факторов является условием успешной профессиональной адаптации молодого учителя. Особенность состоит в том, что ни один фактор не может быть исключен для достижения главной цели. Формирование установки на перемену места работы или желания и впредь работать в данной школе осуществляется через их взаимодействие, взаимо-
связь. Определяющим условием успешности профессиональной адаптации молодого специалиста в деле овладения педагогическим мастерством является социально-психологический фактор.
Именно поэтому морально-психологический климат коллектива служит основой закрепления молодого специалиста. До 90% уволившихся молодых учителей причины ухода связывают с неблагоприятным морально-психоло-гическим климатом. Неумение руководителей общеобразовательных школ создать благоприятные условия для педагогической деятельности начинающих педагогов и их самообразования создают проблемы адаптации выпускников в современных условиях [3]. Далее 78,9% педагогов видят проблему для себя в отсутствии жилья, а также - низкий престиж профессии учителя.
В связи с тем, что в первые годы самостоятельной трудовой деятельности начинающие педагоги испытывают серьезные затруднения, нельзя не отметить важную роль наставничества, проблема которого четко обозначилась за последние годы. Педагогическое наставничество по своему содержанию должно включать действенную помощь со стороны опытного учителя в преодолении трудностей молодого специалиста в деле овладения профессиональным мастерством, желание работать в коллективе.
Наставничество есть важный фактор адаптации. Самой распространенной и эффективной формой которого является индивидуальная работа, осуществляемая различными приемами. Среди них: беседы с молодыми учителями по актуальным проблемам теории и практики обучения и воспитания, совместная разработка системы уроков или темы отдельного урока, взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий, проводимых шефом (с последующим анализом, обсуждением, самоанализом, показом форм организации уроков), обмен мнениями о новых книгах, изучение всей учебно-воспитательной деятельности молодого специалиста за истекший учебный год. Из коллективных форм следует выделить клубы и школы молодого учителя, творческие семинары, конкурсы рефератов, конференции, диспуты и др. Как индивидуальные, так и коллективные формы занятий помогают молодым специалистам находить в творческом поиске собственные формы работы, постигать с каждым днем секреты педагогического мастерства.
При прохождении стажировки молодой специалист испытывает различные затруднения. Это трудности во внеклассной работе, при установлении контактов с учащимися, в проведении уроков. И здесь важная роль отводится наставничеству, что дает опытному специалисту возможность быть со своим подшефным в тесном контакте и общении. Опытно-эксперимен-тальная работа показала, что учитель-наставник через включение молодого специалиста в различные сферы совместной деятельности содействует налаживанию взаимоотношений с коллегами, учениками. Этому также способствуют такие формы образования как инструктивные и проблемные семинары, объединяющие молодых педагогов разных специальностей; «круглые столы», посвященные обсуждению актуальных проблем теории
и практики образования и воспитания; научно-практические конференции молодых специалистов; рефераты для стажеров, самостоятельные методические разработки отдельных тем и т. д.
Организация стажировки молодого специалиста подразумевает также необходимость усиления административного и методического контроля за ходом стажировки молодых специалистов; расширения помощи в росте профессионального мастерства по ознакомлению с достижениями науки и передового педагогического опыта при создании творческих клубов, педагогических мастерских и пр.
Таким образом, подчеркивая важность личности учителя и не снижая роли наставников, анализ выявил значение сплоченного педагогического коллектива в творческом росте педагога. Этап закрепления в профессии находится в тесной связи с созданием устойчивого, прочного его положения в данном педагогическом коллективе на основе приспособления к существующим условиям труда, возможностям реализации требованиям, установок, традиций, норм, правил данного коллектива. Совокупность выражается в следующем:
- наличие здорового морально-психологического климата;
- положительное отношение и интерес молодых специалистов к педагогической деятельности, которые формируются в течение всего срока подготовки будущего учителя; стимулирование профессионального самовоспитания и самообразования;
- удовлетворенность помощью, оказываемой педагогическим коллективом в становлении опыта начинающего педагога, непосредственное включение его в различные виды труда учителя, связанные с обучением и воспитанием учащихся.
Возможность закрепления педагога в школе не определяется только его подготовкой. Это еще и улучшение социально-бытовых условий, повышение его жизненного уровня; совершенствование организации труда в школе и решение вопроса о свободном времени учителя (разделение труда, взаимопомощь, расписание занятий и т. д.); стиль руководства; помощь, оказываемая молодому учителю со стороны педагогических коллективов и опытных учителей-наставников; уровень заработной платы и т. д.
Таким образом, руководителям школ следует уделить должное внимание тем факторам, которые могут выступать в качестве стабилизирующих: расстановке педагогических кадров, рациональном распределение учебной, нагрузки между педагогами, организации и режиму труда, загруженности учителей внеурочной работой и общественными поручениями, созданию благоприятных условий труда и быта молодых специалистов. Опыт творчески работающих школ показывает, что при реализации данных факторов удается значительно снизить общие показатели текучести.
Рассмотрим фактическое состояние дел в школах республики Татарстан, который показал, что объем учебной нагрузки в неделю у учителей, предрасположенных к текучести и стабильных, не отличается: составляет
22-24 час. Почти у каждого нагрузка соответствует базовой специальности, полученной в педагогическом учебном заведении. У 2/3 коллектива учителей имеется два свободных дня в неделю: учителей начальных классов суббота, воскресенье; а у учителей среднего звена - среди недели, по мере составления расписания. Для педагога это играет существенную роль, т. к. оставшееся свободное время он может использовать для самообразования, расширения кругозора и повышения культурного уровня. В связи с этим, проблема рационального использования педагогических кадров приобретает исключительно важное значение. В настоящее время назрела объективная необходимость в реализации основных идей научной организации труда, поэтому обеспечение достойных условий учителям является приоритетным направлением Стратегии развития образования РТ.
Среди всех социально-бытовых потребностей учителя уровень заработной платы и создание нормальных жилищных условий занимают первые места. Правительство республики Татарстан приняло целый ряд системных решений. Прежде всего - это переход на новую систему оплаты труда, когда заработная плата учителей формируется из двух частей: базовая (70%) и 30-процентная стимулирующая. Последняя выплачивается по результатам достижений труда педагогов, где каждый может повлиять на увеличение своей зарплаты. 18-разрядная единая тарифная сетка заменяется четырехразрядной. Разряды определяются исходя из уровня образования. Зарплата работников включает в себя оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Кроме того, предусмотрены социальные выплаты, не связанные непосредственно с работой человека. Новая система оплаты труда должна способствовать повышению качества образования, эффективности труда учителя, а также закрепляемости начинающих педагогов в школах республики. Таким образом, переход на новую систему оплаты труда, грантовые проекты для учителей, социальный пакет для привлечения талантливой молодежи на работу в школу, компьютер каждому учителю -это одни из основных приоритетов социального статуса молодого специалиста, формирование его позитивного образа.
Но поскольку фактор заработной платы проявляется во взаимодействии с другими факторами - организацией и условиями труда, жилищно-бытовыми условиями и т. д., постольку повышение заработной платы без параллельного изменения других факторов не может кардинально решить проблему закрепления учителей.
Жилищные условия для педагога имеют особое значение, ибо в домашней обстановке он продолжает выполнять профессиональные функции
- проверяет тетради учащихся, готовится к урокам и внеклассной работе, занимается самообразованием. Условия жилья - это по сути дела, те же условия труда. От качества жилья непосредственно зависит эффективность его деятельности. Источником удовлетворения потребностей в жилье могут быть базовые предприятия, выделение кредита на индивидуальное строительство, жилищно-строительные кооперативы, оказание помощи в обеспе-
чении строительными материалами, выделение жилья по социальной ипотеке и т. д.
Лучше дела обстоят с обеспечением путевок в детские дошкольные учреждения. Опрос учителей школ города Набережные Челны показал, что практически все учителя имеют достаточную обеспеченность детскими дошкольными учреждениями. Специфика педагогического труда учителей связана с большими затратами физической энергии и нервным переутомлением, что нередко и приводит к появлению желания перейти на другую работу. Поэтому мероприятия по снижению текучести учительских кадров должны предусматривать и расширение материальной базы для лечения и отдыха. В связи с этим, важно создать им возможные условия для эффективного использования продолжительного отпуска - восстановления сил и здоровья в санаториях, профилакториях, курортах, домах отдыха, туристических базах и пансионатах. Таким образом:
- первоочередное получение жилья на льготных условиях;
- коммунальные льготы;
- льготное санаторно-курортное лечение;
- удлиненный оплачиваемый отпуск и пр. - способствуют социальной защищенности работников образования. Положительное влияние оказывает такой моральный фактор как проведение конкурса на лучшего «учителя года» городского, республиканского масштаба или конкурс на лучшего классного руководителя, где молодые педагоги пишут эссе, представляют себя на сцене, защищают свои воспитательные программы, проводят внеклассные мероприятия. Особенно богат на различные мероприятия оказался год 2010, который вошел в историю образования как год Учителя. В республике Татарстан был успешно реализован президентский проект «Компьютер - школе» и программа «В год учителя каждому учителю - ноутбук». В г. Набережные Челны в течение года смогли улучшить свои жилищные условия 80 семей педагогов.
В этом же году прошел конкурс для повышения квалификации педагогов «Учитель - мастер», где были вручены шесть грантов образовательным учреждениям и 125 сертификатов «Учитель - мастер». В связи с этим, очень важным является вопрос о необходимости повышения статуса учителя и одно из главных направлений, которое нам представляется важным затронуть - это изменение системы переподготовки педагогов. С введением бюджетных сертификатов, учитель может сам выбирать для себя наиболее интересные и нужные модули-курсы постепенно в течение нескольких лет, а не так, как раньше все были обязаны пройти общие курсы повышения квалификации один раз в пять лет. Причем учиться можно не в конкретном закрепленном вузе, как было прежде, а выбирать для себя любое учебное заведение, соответствующее запросам.
Обобщая и анализируя опыт работы школ республики Татарстан, мы пришли к выводу, что в тех общеобразовательных школах, где стараются не только ликвидировать текучесть учителей, но и предупредить возникно-
вение противоречий между интересами общества, с одной стороны, и интересами и потребностями самого педагога, с другой, - учебные заведения удается полностью обеспечить специалистами.
Осуществление вышеперечисленных мероприятий приведет к чрезвычайно важным социально-педагогическим последствиям: повысятся престиж профессии учителя и ориентация на нее выпускников общеобразовательных школ, а также эффективность учительского труда. Содержание труда учителя обогатится за счет внесения в него творческих элементов, что и будет способствовать стабильности педагогических кадров.
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу, что пока не будут решены вопросы социального характера, а это и повышение общественного положения учителя, престижа его профессии, что играет немаловажную роль в его профессиональном становлении и закреплении будущих учителей на местах, молодые специалисты будут уходить из школы. В связи с этим, система социально-экономических и организационно-педагогических мер представляет собой единый комплекс практических действий по стабилизации педагогических кадров. Она может быть реализована лишь на основе следующих мероприятий:
- улучшение процесса подготовки будущего учителя и формирование его профессиональной направленности в течение всего срока обучения; развитие интереса и способностей к педагогической профессии путем непосредственного включения в различные виды труда учителя;
- разумно спланированная и организованная педагогическая практика с первого года обучения;
- организация стажировки молодого педагога и удовлетворенность помощью, оказываемой ему педагогическим коллективом в становлении опыта;
- улучшение социальных условий начинающего специалиста;
-повышение общественного положения и престижа профессии учителя.
Таким образом, проанализировав вышеперечисленные мероприятия,
нами сделан вывод, что адаптация молодого специалиста будет проходить более успешно при создании благоприятных условий для практического овладения педагогической профессией в системе «коллектив педагогов -учитель».
Библиографический список
1. Извольская, А. А. Исследование адаптированности студентов первого курса в педагогическом вузе [Текст] / А. А. Извольская// В мире научных открытий.- 2009. - № 5. - С. 61-67.
2. Муратова, Е. И. Модель адаптации студентов к профессиональной среде [Текст] / Е. И. Муратова, И. В. Федоров // Высшее образование в России. - 2009. — № 6. - С. 91-97.
3. Дугин, В. М. Система взаимодействия педагогического коллектива и администрации школы в процессе управления адаптацией молодых специалистов [Текст] / В. М. Дугин. - Екатеринбург, 1995. - 176 с.