Научная статья на тему 'Условия подготовки студентов вуза к самообразовательной деятельности'

Условия подготовки студентов вуза к самообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ / SELF-EDUCATION / DIDACTIC CONDITIONS / PSYCHOLOGIC AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ORGANIZING CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исакова Татьяна Борисовна

В настоящее время одной из ведущих тенденций в сфере профессионального образования является усиление направленности педагогического процесса на активизацию самостоятельной работы и подготовку студентов к самообразовательной деятельности. Исходя из этого, автором предпринята попытка анализа, обобщения и систематизации накопленного по проблеме научного материала. В статье рассматривается комплекс педагогических условий, необходимых для подготовки студентов вуза к самообразовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the present time one of the leading trends in vocational education is to intensify the focus of the pedagogical process to self-education. Proceeding from this, the author attempts to analyze, summarize and systematize the material. The article deals with the complex of pedagogical conditions for self-education.

Текст научной работы на тему «Условия подготовки студентов вуза к самообразовательной деятельности»

Исакова Т.Б.

УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Isakova T.B.

CONDITIONS OF HIGH SCHOOL STUDENTS' TRAINING FOR SELF-EDUCATION

Ключевые слова: самообразовательная деятельность, дидактические условия,

психолого-педагогические условия, организационные условия.

Key words: self-education, didactic conditions, psychologic and pedagogical conditions, organizing conditions.

Аннотация

В настоящее время одной из ведущих тенденций в сфере профессионального образования является усиление направленности педагогического процесса на активизацию самостоятельной работы и подготовку студентов к самообразовательной деятельности. Исходя из этого, автором предпринята попытка анализа, обобщения и систематизации накопленного по проблеме научного материала.

В статье рассматривается комплекс педагогических условий, необходимых для подготовки студентов вуза к самообразовательной деятельности.

Abstract

At the present time one of the leading trends in vocational education is to intensify the focus of the pedagogical process to self-education. Proceeding from this, the author attempts to analyze, summarize and systematize the material.

The article deals with the complex ofpedagogical conditions for self-education.

В современном образовательном процессе нет проблемы более важной, и одновременно более сложной, чем активизация самостоятельной работы студентов. Под активизацией мы понимаем не простое увеличение ее объема, а повышение эффективности самостоятельной работы в достижении качественно новых целей образования по формированию профессиональной компетенции студентов и их готовности к самообразовательной деятельности.

Готовность к самообразовательной деятельности - это личностное качество, выраженное в умении соотносить мир знаний и мир реалий, в способности самостоятельно находить ответы на актуальные вопросы, основанное на умении свободно ориентироваться в различных источниках информации и критически анализировать их.

Готовность к самообразовательной деятельности имеет экстрафункциональный характер и ее можно рассматривать как ключевую компетенцию, то есть, в соответствии с определением Э.Ф.Зеера, как межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах1.

Эта ключевая компетенция является когнитивной компетенцией, которая обусловливает стремление к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации своего личностного потенциала, способность саморазвиваться, самостоятельно приобретать новые знания и умения.

В данной работе готовность к самообразовательной деятельности используется в значении состояния или качества личности, характеризующегося знанием способов, форм и

1Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. - 2002. -№ 3.

средств самообразования, умением их использовать, а также соответствующим состоянием мотивационно-потребностной сферы, определяющим познавательную активность личности.

Самообразовательная деятельность формируется в процессе всей жизни. Ее развитие обусловлено внутренними личностными предпосылками и внешними условиями.

Сензитивным периодом развития самообразовательной деятельности является период обучения в вузе, во время которого следует уделять особое внимание развитию поисковой активности, самостоятельности и творческого подхода к решению профессиональных задач.

Подготовка студентов вуза к самообразовательной деятельности обеспечивается соблюдением комплекса педагогических условий: дидактических, психолого-педагогических и организационных.

К дидактическим условиям относится определение педагогических целей, принципов, содержания, методов, форм, средств обучения, способствующих развитию их самообразовательной деятельности. Охарактеризуем указанные компоненты педагогического процесса, рассматривая их с точки зрения подготовки студентов вуза к самообразовательной деятельности.

Можно обозначить следующие цели подготовки к самообразовательной деятельности:

- образовательные цели - формировать знание методов, средств, форм осуществления самообразовательной деятельности и умения применять их на практике;

- воспитательные цели - воспитывать трудолюбие, стремление к непрерывному самосовершенствованию, развивать культуру умственного труда;

- развивающие цели - формировать мотивацию к самообразовательной деятельности, познавательные и творческие способности личности.

Можно выделить общепедагогические и специфические принципы подготовки к самообразовательной деятельности.

К общепедагогическим принципам относятся:

- принцип единства теории и практики, выражающийся в формировании готовности самостоятельно осуществлять исследовательскую работу теоретического и практического плана; в развитии способности интегрировать теоретическую и практическую деятельность;

- принцип проблемности, предполагающий особую организацию лекционных курсов и семинарских занятий, которые должны быть построены на основе решения разного рода теоретических и практических проблем;

- принцип личностно-ориентированной направленности, означающий приоритетность интересов и потребностей личности, учет ее своеобразия и возможностей;

- принцип дифференцированного подхода и индивидуализации процесса обучения, ориентирующий на использование индивидуальных планов и графиков работы, индивидуального подбора содержания, методов, средств осуществления деятельности;

- принцип сознательности и активности, предполагающий изменение позиций студента в процессе обучения: из обучаемого он превращается в обучающегося;

- принцип единства личностного, когнитивного и технологического компонентов в процессе подготовки к самообразовательной деятельности, подразумевающий сообщение студентам знаний, необходимых для осуществления исследовательской работы, создание условий для теоретического и практического изучения технологий ее осуществления, организацию исследовательской практики с учетом научных интересов студентов;

- принцип ориентации на профессиональную деятельность, выражающийся в развитии способности решать задачи, характерные для нее;

- принцип использования межпредметных связей для формирования потребности во всестороннем рассмотрении изучаемых объектов и способности многомерного видения мира;

- принцип сочетания индивидуальной работы с коллективной в процессе формирования самообразовательной деятельности;

- принцип самоуправления, предполагающий самостоятельность студентов при

планировании и осуществлении работы;

- принцип демократизации отношений в педагогическом процессе;

- принцип гуманизации взаимоотношений студентов и преподавателей, предполагающий переориентацию на личность, на обеспечение ее развития и самоутверждения, создание условий для ее социальной устойчивости и защиты;

- принцип систематичности и последовательности формирования навыков самообразовательной деятельности;

- принцип сочетания репродуктивной и творческой деятельности при приоритете последней;

- принцип координации действий преподавателя и студентов в процессе подготовки к самообразовательной деятельности при ведущей роли самоуправления;

- принцип опоры на опыт студентов при осуществлении самообразовательной деятельности;

- принцип реализации преподавателем фасилитаторской функции в процессе формирования самообразовательной деятельности.

К специфическим принципам подготовки к самообразовательной деятельности относятся:

- принцип синхронизации и интеграции усилий при формировании у студентов нормативно - самообразовательного и индивидуально - самообразовательного компонентов деятельности;

- принцип взаимной обусловленности и симультанности процессов развития нормативно-самообразовательного и индивидуально - самообразовательного компонентов деятельности.

Содержание подготовки к самообразовательной деятельности включает следующие компоненты:

- знания методов, средств и форм осуществления самообразовательной деятельности;

- умения и навыки ее выполнения (процессуальные - умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать; конструктивно - экспери-ментальные -умения видеть противоречие и проблему, формулировать ее, ставить цель, выдвигать гипотезу решения проблемы, планировать и осуществлять экспериментальную работу; технические - умения владеть техниками ведения записей, чтения, работы с литературой, запоминания, техническими каналами информации; организационные - умения планировать, организовывать, осуществлять и регулировать самообразовательную деятельность);

- опыт самостоятельной исследовательской теоретической и практической деятельности;

- система ценностных отношений к собственной личности, труду, творчеству.

В процессе подготовки к самообразовательной деятельности необходимо учить самоанализу, самостоятельному целеполаганию, моделированию значимых для достижения целей условий, формированию программы действий и путей ее реализации, разработке системы оценок и приемов корректировки собственной деятельности.

При подготовке к самообразовательной деятельности следует обратить особое внимание на методы обучения. Можно выделить следующие методы подготовки к самообразовательной деятельности:

- методы подготовки к самоанализу (создание Я-концепции, самоанализ, самоконтроль, самооценка);

- методы подготовки к поиску информации (эвристические, частично-поисковые, исследовательские методы, активные методы (игра, дискуссия, брифинг и др.), методы работы с книгой (чтение, критическая оценка, конспектирование, аннотирование, реферирование, составление плана прочитанного, цитирование и др.)

- методы подготовки к обработке информации (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация и др.)

- методы подготовки к обобщению собственного опыта (метод отчетов и самоотчетов,

дневниковый метод);

- методы обучения самоорганизации (самостоятельное и совместное с преподавателем составление программ, планов, графиков учебной деятельности общего и самообразовательного характера).

Существует необходимость создания организационно-методического и материальнотехнического обеспечения самообразовательной деятельности студентов.

Организационно-методическое обеспечение подразумевает разработку пакета методических документов, необходимых для самостоятельной работы студентов по изучению учебных дисциплин (программы, методические рекомендации, учебные пособия, тестовые задания).

Материально-техническое обеспечение исследовательской работы подразумевает создание лабораторий, оборудование читальных залов и компьютерных классов для самостоятельной работы студентов.

Создание в вузе комплекса условий, необходимых для осуществления исследовательской работы студентов, является важным фактором успешного развития их самообразовательной деятельности.

В процессе профессиональной подготовки следует знакомить обучаемых с различными средствами самообразовательной деятельности. Выделяются следующие виды средств самообразовательной деятельности: литературные источники (документы, справочная, научная, научно-популярная и художественная литература); учебные пособия (иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы и др.); общение и современные технические информационные каналы.

Для развития готовности к самообразовательной деятельности рекомендуется использовать педагогические формы:

- формы учебной работы (различные виды самостоятельной работы, семестровые задания, семинарские и практические занятия, практикумы, практику, консультации, которые имеют активный характер, контрольные работы (4-5 в семестр), коллоквиумы, опытнопоисковую научную работу, курсовые и дипломные работы);

- формы внеучебной работы (образовательную клубную или кружковую работы, участие в деятельности научных обществ, теоретических семинарах, творческих объединениях, конференциях).

Указанные формы в свою очередь делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные и коллективные формы организации самообразовательной деятельности пересекаются и взаимообогащают друг друга. Только в органическом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы возможно решение проблемы подготовки студентов к самообразовательной деятельности.

Вторая группа условий - это психолого-педагогические условия, к которым можно отнести:

- установку на самообразовательную деятельность;

- индивидуальный и дифференцированный подход к студентам;

- создание ситуации успеха;

- благоприятный психологический климат;

- осуществление свободы обучающих и обучающихся;

- стимулирование самообразовательной деятельности. При этом главными являются не внешние стимулы, а внутренние - интерес к самому процессу познания и его результатам.

- поощрение проявления активности и самостоятельности личности в педагогическом процессе.

Третья группа условий - это условия организационные, под которыми подразумевается планомерность, организованность, систематичность подготовки к самообразовательной деятельности; усиление роли самоорганизации студентов в процессе обучения; обеспечение их индивидуальной траектории при изучении учебных дисциплин; совместное планирование учебной деятельности; обучение по индивидуальным планам; использование

индивидуальных графиков выполнения работы и индивидуальных графиков контроля; применение форм организации обучения, способствующих развитию самообразовательной деятельности студентов; разнообразие видов деятельности в процессе обучения.

Важным является соблюдение ряда этапов подготовки к самообразовательной деятельности:

- диагностический этап, который имеет целью описание (самоописание) индивидуальных проявлений и свойств личности студента и наличествующей системы учебных умений, установление своеобразного «диагноза» исходного состояния субъекта с точки зрения его готовности к самообразовательной деятельности. С этой целью используются диагностические материалы. Наряду с диагностикой, проводимой преподавателем, студент проводит самодиагностику;

- ориентировочно-целевой этап, на нем определяется сущность готовности к самообразовательной деятельности, которая рассматривается как целевая установка для преподавателя и студента; ставятся задачи подготовки к самообразовательной деятельности в зависимости от результатов диагностики;

- мотивационно-ориентирующий этап - направлен на развитие потребности в самообразовательной деятельности, осознание ее значимости в жизни и деятельности современного человека, формирование соответствующих мотивов, определение основных идей, на которых строится подготовка к самообразовательной деятельности;

- информационный этап - заключается в сообщении студентам совокупности знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления самообразовательной деятельности;

- креативный этап предполагает творческое использование ранее сформированных знаний, умений, навыков. На этом этапе происходит интеграция нормативносамообразовательного и индивидуально - самообразовательного компонентов;

- управленческо-корректирующий этап, на котором осуществляются процедуры коррекции, поддержания и развития исходного состояния готовности к самообразовательной деятельности;

- результативный этап - отражает результаты предшествующей деятельности. Очевидна взаимосвязь данного этапа с ориентировочно-целевым, вместе с тем отличием является отсутствие абстрактности, генерализированности, внесубъектности, присущих изначально заданной цели.

Каждый названный этап характеризуется наличием интеллектуальной и практической деятельности всех субъектов педагогического процесса. Представленные этапы демонстрируют постепенное, последовательное, рекурсивное, логически и эвристически оправданное приближение к формированию у студента готовности к самообразовательной деятельности.

Важным организационным моментом является объединение линий подготовки и самоподготовки к самообразовательной деятельности, так как активность должна не навязываться извне, а исходить от самой личности.

Существенным организационным условием является изменение функции педагога в педагогическом процессе. Он перестает быть просто информатором, его роль в педагогическом процессе - это роль менеджера и методиста. Он консультирует, инструктирует, создает условия для самостоятельной работы студентов.

Предложенный комплекс условий предопределяет успешность подготовки студентов к самообразовательной деятельности.

Библиографический список

1. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной зрелости учителя // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 4.

2. Арциховский А.В. Роль научного исследования в системе высшего образования. - М.,

1962.

3. Афанасьева Т. П. Караваева Е.В. и др. Методические рекомендации по разработке и

реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. - М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Веников В.А. Роль научного исследования в высшем образовании. - М., 1962.

5. Власенко А.Н., Сафарова Т.Б. Обучение по индивидуальным планам // Профессионал. - 2000. - № 2.

6. Гарунов М. Развитие творческой самостоятельности специалиста // Высшее образование в России. - 1998. - № 4.

7. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М.,

1989.

8. Зайченко Н.А. Организация и методика самостоятельной работы студентов младших курсов. - Кишинев, 1958.

9. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. - 2002. - № 3.

10. Иванович К.А. Воспитание у студентов самостоятельности в работе // Формирование у студентов самостоятельности в работе: сб. докладов науч.-метод. конф. - М., 1959.

11. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.

12. Карельская А.К. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего педагога // Профессиональное образование. - 2003. - № 3.

13. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2000. - № 1.

14. Коджаспирова ГМ. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.