Исакова Т.Б.
УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Isakova T.B.
CONDITIONS OF HIGH SCHOOL STUDENTS' TRAINING FOR SELF-EDUCATION
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, дидактические условия,
психолого-педагогические условия, организационные условия.
Key words: self-education, didactic conditions, psychologic and pedagogical conditions, organizing conditions.
Аннотация
В настоящее время одной из ведущих тенденций в сфере профессионального образования является усиление направленности педагогического процесса на активизацию самостоятельной работы и подготовку студентов к самообразовательной деятельности. Исходя из этого, автором предпринята попытка анализа, обобщения и систематизации накопленного по проблеме научного материала.
В статье рассматривается комплекс педагогических условий, необходимых для подготовки студентов вуза к самообразовательной деятельности.
Abstract
At the present time one of the leading trends in vocational education is to intensify the focus of the pedagogical process to self-education. Proceeding from this, the author attempts to analyze, summarize and systematize the material.
The article deals with the complex ofpedagogical conditions for self-education.
В современном образовательном процессе нет проблемы более важной, и одновременно более сложной, чем активизация самостоятельной работы студентов. Под активизацией мы понимаем не простое увеличение ее объема, а повышение эффективности самостоятельной работы в достижении качественно новых целей образования по формированию профессиональной компетенции студентов и их готовности к самообразовательной деятельности.
Готовность к самообразовательной деятельности - это личностное качество, выраженное в умении соотносить мир знаний и мир реалий, в способности самостоятельно находить ответы на актуальные вопросы, основанное на умении свободно ориентироваться в различных источниках информации и критически анализировать их.
Готовность к самообразовательной деятельности имеет экстрафункциональный характер и ее можно рассматривать как ключевую компетенцию, то есть, в соответствии с определением Э.Ф.Зеера, как межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах1.
Эта ключевая компетенция является когнитивной компетенцией, которая обусловливает стремление к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации своего личностного потенциала, способность саморазвиваться, самостоятельно приобретать новые знания и умения.
В данной работе готовность к самообразовательной деятельности используется в значении состояния или качества личности, характеризующегося знанием способов, форм и
1Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. - 2002. -№ 3.
средств самообразования, умением их использовать, а также соответствующим состоянием мотивационно-потребностной сферы, определяющим познавательную активность личности.
Самообразовательная деятельность формируется в процессе всей жизни. Ее развитие обусловлено внутренними личностными предпосылками и внешними условиями.
Сензитивным периодом развития самообразовательной деятельности является период обучения в вузе, во время которого следует уделять особое внимание развитию поисковой активности, самостоятельности и творческого подхода к решению профессиональных задач.
Подготовка студентов вуза к самообразовательной деятельности обеспечивается соблюдением комплекса педагогических условий: дидактических, психолого-педагогических и организационных.
К дидактическим условиям относится определение педагогических целей, принципов, содержания, методов, форм, средств обучения, способствующих развитию их самообразовательной деятельности. Охарактеризуем указанные компоненты педагогического процесса, рассматривая их с точки зрения подготовки студентов вуза к самообразовательной деятельности.
Можно обозначить следующие цели подготовки к самообразовательной деятельности:
- образовательные цели - формировать знание методов, средств, форм осуществления самообразовательной деятельности и умения применять их на практике;
- воспитательные цели - воспитывать трудолюбие, стремление к непрерывному самосовершенствованию, развивать культуру умственного труда;
- развивающие цели - формировать мотивацию к самообразовательной деятельности, познавательные и творческие способности личности.
Можно выделить общепедагогические и специфические принципы подготовки к самообразовательной деятельности.
К общепедагогическим принципам относятся:
- принцип единства теории и практики, выражающийся в формировании готовности самостоятельно осуществлять исследовательскую работу теоретического и практического плана; в развитии способности интегрировать теоретическую и практическую деятельность;
- принцип проблемности, предполагающий особую организацию лекционных курсов и семинарских занятий, которые должны быть построены на основе решения разного рода теоретических и практических проблем;
- принцип личностно-ориентированной направленности, означающий приоритетность интересов и потребностей личности, учет ее своеобразия и возможностей;
- принцип дифференцированного подхода и индивидуализации процесса обучения, ориентирующий на использование индивидуальных планов и графиков работы, индивидуального подбора содержания, методов, средств осуществления деятельности;
- принцип сознательности и активности, предполагающий изменение позиций студента в процессе обучения: из обучаемого он превращается в обучающегося;
- принцип единства личностного, когнитивного и технологического компонентов в процессе подготовки к самообразовательной деятельности, подразумевающий сообщение студентам знаний, необходимых для осуществления исследовательской работы, создание условий для теоретического и практического изучения технологий ее осуществления, организацию исследовательской практики с учетом научных интересов студентов;
- принцип ориентации на профессиональную деятельность, выражающийся в развитии способности решать задачи, характерные для нее;
- принцип использования межпредметных связей для формирования потребности во всестороннем рассмотрении изучаемых объектов и способности многомерного видения мира;
- принцип сочетания индивидуальной работы с коллективной в процессе формирования самообразовательной деятельности;
- принцип самоуправления, предполагающий самостоятельность студентов при
планировании и осуществлении работы;
- принцип демократизации отношений в педагогическом процессе;
- принцип гуманизации взаимоотношений студентов и преподавателей, предполагающий переориентацию на личность, на обеспечение ее развития и самоутверждения, создание условий для ее социальной устойчивости и защиты;
- принцип систематичности и последовательности формирования навыков самообразовательной деятельности;
- принцип сочетания репродуктивной и творческой деятельности при приоритете последней;
- принцип координации действий преподавателя и студентов в процессе подготовки к самообразовательной деятельности при ведущей роли самоуправления;
- принцип опоры на опыт студентов при осуществлении самообразовательной деятельности;
- принцип реализации преподавателем фасилитаторской функции в процессе формирования самообразовательной деятельности.
К специфическим принципам подготовки к самообразовательной деятельности относятся:
- принцип синхронизации и интеграции усилий при формировании у студентов нормативно - самообразовательного и индивидуально - самообразовательного компонентов деятельности;
- принцип взаимной обусловленности и симультанности процессов развития нормативно-самообразовательного и индивидуально - самообразовательного компонентов деятельности.
Содержание подготовки к самообразовательной деятельности включает следующие компоненты:
- знания методов, средств и форм осуществления самообразовательной деятельности;
- умения и навыки ее выполнения (процессуальные - умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать; конструктивно - экспери-ментальные -умения видеть противоречие и проблему, формулировать ее, ставить цель, выдвигать гипотезу решения проблемы, планировать и осуществлять экспериментальную работу; технические - умения владеть техниками ведения записей, чтения, работы с литературой, запоминания, техническими каналами информации; организационные - умения планировать, организовывать, осуществлять и регулировать самообразовательную деятельность);
- опыт самостоятельной исследовательской теоретической и практической деятельности;
- система ценностных отношений к собственной личности, труду, творчеству.
В процессе подготовки к самообразовательной деятельности необходимо учить самоанализу, самостоятельному целеполаганию, моделированию значимых для достижения целей условий, формированию программы действий и путей ее реализации, разработке системы оценок и приемов корректировки собственной деятельности.
При подготовке к самообразовательной деятельности следует обратить особое внимание на методы обучения. Можно выделить следующие методы подготовки к самообразовательной деятельности:
- методы подготовки к самоанализу (создание Я-концепции, самоанализ, самоконтроль, самооценка);
- методы подготовки к поиску информации (эвристические, частично-поисковые, исследовательские методы, активные методы (игра, дискуссия, брифинг и др.), методы работы с книгой (чтение, критическая оценка, конспектирование, аннотирование, реферирование, составление плана прочитанного, цитирование и др.)
- методы подготовки к обработке информации (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация и др.)
- методы подготовки к обобщению собственного опыта (метод отчетов и самоотчетов,
дневниковый метод);
- методы обучения самоорганизации (самостоятельное и совместное с преподавателем составление программ, планов, графиков учебной деятельности общего и самообразовательного характера).
Существует необходимость создания организационно-методического и материальнотехнического обеспечения самообразовательной деятельности студентов.
Организационно-методическое обеспечение подразумевает разработку пакета методических документов, необходимых для самостоятельной работы студентов по изучению учебных дисциплин (программы, методические рекомендации, учебные пособия, тестовые задания).
Материально-техническое обеспечение исследовательской работы подразумевает создание лабораторий, оборудование читальных залов и компьютерных классов для самостоятельной работы студентов.
Создание в вузе комплекса условий, необходимых для осуществления исследовательской работы студентов, является важным фактором успешного развития их самообразовательной деятельности.
В процессе профессиональной подготовки следует знакомить обучаемых с различными средствами самообразовательной деятельности. Выделяются следующие виды средств самообразовательной деятельности: литературные источники (документы, справочная, научная, научно-популярная и художественная литература); учебные пособия (иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы и др.); общение и современные технические информационные каналы.
Для развития готовности к самообразовательной деятельности рекомендуется использовать педагогические формы:
- формы учебной работы (различные виды самостоятельной работы, семестровые задания, семинарские и практические занятия, практикумы, практику, консультации, которые имеют активный характер, контрольные работы (4-5 в семестр), коллоквиумы, опытнопоисковую научную работу, курсовые и дипломные работы);
- формы внеучебной работы (образовательную клубную или кружковую работы, участие в деятельности научных обществ, теоретических семинарах, творческих объединениях, конференциях).
Указанные формы в свою очередь делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные и коллективные формы организации самообразовательной деятельности пересекаются и взаимообогащают друг друга. Только в органическом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы возможно решение проблемы подготовки студентов к самообразовательной деятельности.
Вторая группа условий - это психолого-педагогические условия, к которым можно отнести:
- установку на самообразовательную деятельность;
- индивидуальный и дифференцированный подход к студентам;
- создание ситуации успеха;
- благоприятный психологический климат;
- осуществление свободы обучающих и обучающихся;
- стимулирование самообразовательной деятельности. При этом главными являются не внешние стимулы, а внутренние - интерес к самому процессу познания и его результатам.
- поощрение проявления активности и самостоятельности личности в педагогическом процессе.
Третья группа условий - это условия организационные, под которыми подразумевается планомерность, организованность, систематичность подготовки к самообразовательной деятельности; усиление роли самоорганизации студентов в процессе обучения; обеспечение их индивидуальной траектории при изучении учебных дисциплин; совместное планирование учебной деятельности; обучение по индивидуальным планам; использование
индивидуальных графиков выполнения работы и индивидуальных графиков контроля; применение форм организации обучения, способствующих развитию самообразовательной деятельности студентов; разнообразие видов деятельности в процессе обучения.
Важным является соблюдение ряда этапов подготовки к самообразовательной деятельности:
- диагностический этап, который имеет целью описание (самоописание) индивидуальных проявлений и свойств личности студента и наличествующей системы учебных умений, установление своеобразного «диагноза» исходного состояния субъекта с точки зрения его готовности к самообразовательной деятельности. С этой целью используются диагностические материалы. Наряду с диагностикой, проводимой преподавателем, студент проводит самодиагностику;
- ориентировочно-целевой этап, на нем определяется сущность готовности к самообразовательной деятельности, которая рассматривается как целевая установка для преподавателя и студента; ставятся задачи подготовки к самообразовательной деятельности в зависимости от результатов диагностики;
- мотивационно-ориентирующий этап - направлен на развитие потребности в самообразовательной деятельности, осознание ее значимости в жизни и деятельности современного человека, формирование соответствующих мотивов, определение основных идей, на которых строится подготовка к самообразовательной деятельности;
- информационный этап - заключается в сообщении студентам совокупности знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления самообразовательной деятельности;
- креативный этап предполагает творческое использование ранее сформированных знаний, умений, навыков. На этом этапе происходит интеграция нормативносамообразовательного и индивидуально - самообразовательного компонентов;
- управленческо-корректирующий этап, на котором осуществляются процедуры коррекции, поддержания и развития исходного состояния готовности к самообразовательной деятельности;
- результативный этап - отражает результаты предшествующей деятельности. Очевидна взаимосвязь данного этапа с ориентировочно-целевым, вместе с тем отличием является отсутствие абстрактности, генерализированности, внесубъектности, присущих изначально заданной цели.
Каждый названный этап характеризуется наличием интеллектуальной и практической деятельности всех субъектов педагогического процесса. Представленные этапы демонстрируют постепенное, последовательное, рекурсивное, логически и эвристически оправданное приближение к формированию у студента готовности к самообразовательной деятельности.
Важным организационным моментом является объединение линий подготовки и самоподготовки к самообразовательной деятельности, так как активность должна не навязываться извне, а исходить от самой личности.
Существенным организационным условием является изменение функции педагога в педагогическом процессе. Он перестает быть просто информатором, его роль в педагогическом процессе - это роль менеджера и методиста. Он консультирует, инструктирует, создает условия для самостоятельной работы студентов.
Предложенный комплекс условий предопределяет успешность подготовки студентов к самообразовательной деятельности.
Библиографический список
1. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной зрелости учителя // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 4.
2. Арциховский А.В. Роль научного исследования в системе высшего образования. - М.,
1962.
3. Афанасьева Т. П. Караваева Е.В. и др. Методические рекомендации по разработке и
реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. - М., 2007.
4. Веников В.А. Роль научного исследования в высшем образовании. - М., 1962.
5. Власенко А.Н., Сафарова Т.Б. Обучение по индивидуальным планам // Профессионал. - 2000. - № 2.
6. Гарунов М. Развитие творческой самостоятельности специалиста // Высшее образование в России. - 1998. - № 4.
7. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М.,
1989.
8. Зайченко Н.А. Организация и методика самостоятельной работы студентов младших курсов. - Кишинев, 1958.
9. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. - 2002. - № 3.
10. Иванович К.А. Воспитание у студентов самостоятельности в работе // Формирование у студентов самостоятельности в работе: сб. докладов науч.-метод. конф. - М., 1959.
11. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.
12. Карельская А.К. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего педагога // Профессиональное образование. - 2003. - № 3.
13. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2000. - № 1.
14. Коджаспирова ГМ. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994.