Уголовно-исполнительное право
W 343.82 Yu.M. ANTONYAN*,
ББКа772409'13 E A- ANTONYAN**
IMPRISONMENT AS AN OBJECT OF THEORETICAL RESEARCH
Аннотация: в статье рассматриваются условия отбывания наказания, включающие в себя режим, конкретные ограничения для осужденных способы и возможности их связи с внешним миром, их межличностные и межгрупповые связи, комплекс наказаний и поощрений, меры обеспечения безопасности, неформальные правила и отношения
Ключевые слова: тюремные учреждения, пенитенциарная система, режим, условия отбывания наказания, безопасность, страдания, культура
ЮРИЙ
МИРАНОВИЧ
АНТОНЯН*,
ЕЛЕНА
АЛЕКСАНДРОВНА
АНТОНЯН**
УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Annotation: the article deals with the conditions for serving the punishments in the form of imprisonment: levels of security, restrictions for inmates, contact with outside world, environment relationship, punishments and encouragements, safety and security, informal rules and relations.
Key words: prisons, penal system, levels of security, conditions for serving punishment, safety, sufferings, culture.
Как известно, ни одна социальная система никогда не может сложиться и функционировать вне конкретной внешней среды, которая ее создала и подсистемой которой она является. При этом она вырабатывает свою внутреннюю логику развития и его закономерности. Их проявлениями могут быть традиции, обычаи, специфические правила, даже собственный профессиональный язык, своя субкультура.
Ни в коем случае не будет исключением система условий исполнения наказаний в виде лишения свободы, она всегда соответствует обществу, стране, государству, можно сказать, является слепком с них. Иными словами, указанная система не может воспользоваться никакими иными возможностями, кроме тех, в рамках которых она функционирует, хотя могут быть очень редкие эпизодические факты оказания отдельным тюремным учреждениям помощи из-за рубежа, поэтому не следует воспринимать их всерьез.
Имея в виду основные факторы, формирующие условия отбывания наказания в тюремных учреждениях, остановимся именно на тех, которые включают в себя режим, конкретные ограничения для осужденных, способы и возможности их связи с внешним миром, их межличностные и межгрупповые связи, комплекс наказаний и поощрений, меры обеспечения безопасности, неформальные правила и отношения и т. д. Каждого преступника в первую очередь интересуют именно эти условия и в гораздо меньшей степени - что-то другое, тем
* Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РоссийскойФедерации, профессор кафедры криминологиии организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России).
** Кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права (Московскаягосударственнаяюридическая академия имени О.Е. Кутафина).
E-mail: [email protected].
более оторванное от жизни в данном месте, как бы ни было оно важно в будущем
Основные внешние факторы, определяющие условия отбывания наказания в виде лишения свободы, неизменны для всех времен и общественных формаций, всегда действуют взаимосвязанно и практически никогда в одиночку. К ним относятся:
1. Уровень общей культуры, господствующие идеологические и нравственные ценности, их гуманистическая насыщенность или, напротив, ее отсутствие в конкретном обществе и государстве, в данной стране.
2. Уровень экономическогоразвития, от чего зависит возможность использования материальных (финансовых) средств для создания таких условий отбывания наказания в местах лишения свободы, которые в наибольшей степени способствовали бы исправлению и перевоспитанию преступников, обеспечивали их безопасность, не унижали достоинства, подготавливали к жизни на свободе.
Именно эти два фактора формируют уголовную и пенитенциарную политику, которая, в свою очередь, создает конкретные условия тюремного содержания для осужденных. Понятно, например, что пенитенциарная система не может быть гуманной и справедливой, если в данном обществе господствуют представления о преступниках только как о жалких отбросах общества, не достойных никакого иного отношения, кроме ненависти и презрения. В таком случае местами отбывания ими наказаний могут стать вырытые под открытым небом ямы или холодные подвалы. Если страна (общество, государство) бедна, ей просто негде взять средства для такого содержания осужденных, которое будет отвечать требованиям справедливости, они всегда будут жить хуже, чем остальное население.
Пенитенциарная политика - часть господствующей идеологии и нравственности, хотя тюремная система обладает собственными, весьма живучими традициями и неформальными нормами, во многом определяющими поведение ее представителей. Так, после крушения советского строя многих сотрудников исправительных учреждений (ИУ), особенно старшего поколения, оказалось очень трудно адаптировать к новым условиям функционирования таких учреждений и правилам обращения с осужденными. И сейчас, когда происходит реформирование тюремной системы, некоторые ее представители, к сожалению, не способны принять новые условия отбывания наказания.
Условия отбывания наказания во многом, хотя и не во всем, зависят от режима ИУ, который относится к основным средствам исправления осужденных и создает необходимую почву для эффективного применения дополнительных средств (труда, обучения, воспитательной работы). Именно в этом качестве проявляется его универсальность, поэтому режим нельзя охарактеризовать однозначно. От него в немалой степени зависит и вся сфера неформальных связей и отношений осужденных, которая, в свою очередь, является органичной и весьма важной частью условий отбывания наказания. С одной стороны, в режимных требованиях реализуется карательная сторона лишения свободы (изоляция, аудио- и визуальная система надзора, вооруженная охрана, ограничение прав и свобод и т. д.). Именно по степени изоляции и количеству имеющихся ограничений в правовом статусе осужденных и различаются между собой конкретные виды исправительных учреждений. С другой стороны, режим содержит требования, выполнение которых также может обеспечиваться принудительно, но обусловливается это не задачами карательного воздействия, а прежде всего заботой об обеспечении иных условий отбывания наказания, особенно безопасности осужденных, персонала и иных лиц, посещающих ИУ, и необходимостью профилактики правонарушений.
Режим любого вида всегда создает в пенитенциарном учреждении особую социально-психологическую атмосферу, охватывающую всю совокупность занятых там людей и их действий (поведения). Эта атмосфера (ее можно назвать условиями отбывания наказания) может быть воспринята и внешне, особенно опытным или даже профессиональным взглядом, в этом случае на первый план выступают атрибуты данного учреждения. Вместе с тем режим не только ограничивает, но и дает осужденным то, без чего они не могут жить и без чего невозможно представить себе их исправление. Режим определяет образ жизни всех находящихся в местах лишения свободы осужденных, включая их общение с внешним миром и друг с другом, а также персонала, включая его профессиональные и должностные обязанности. Даже объем и содержание воспитательной работы в определенной мере зависят от режима, то есть режим активно создает условия отбывания наказания.
Режим (наряду с другими факторами) также призван обеспечить безопасность общества от преступников именно своими запретами и
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
ограничениями, то есть тем, что он изолирует их, но в то же время безопасность мест лишения свободы, осужденных и администрации. Для последней он определяет условия осуществления ее представителями профессиональной деятельности. Режим дает возможность не только осуществлять профилактику и пресечение преступных действий лиц, лишенных свободы, но и блокировать вредное влияние наиболее опасных преступников на других осужденных.
Безопасность УИС занимает весьма важное и специфическое место в содержании правопорядка. Она имеет строго охранительную направленность, выражающуюся в том, чтобы обеспечить нормальную деятельность персонала пенитенциарных учреждений, защитить интересы и права осужденных, а также лиц, причастных к деятельности и функционированию всех подразделений УИС, а в конечном счете с учетом выполняемых ею задач и функций -безопасность всего общества.
В целом режим в местах лишения свободы можно определить как порядок содержания находящихся под следствием и судом лиц и их поведения, а также исполнения и отбывания наказания. Режим, определяя основные условия отбывания наказания, неизбежно отражает уровень гуманизации общества, демократизации государства, господствующие в нем ценностные ориентации. Его главное назначение - исправление осужденных, в том числе путем создания условий, способствующихреализации специальных средствисправления.
Условия отбывания наказания в целом и режим в частности должны обеспечивать исправление осужденных, под которым следует понимать комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на формирование у них поведения, не нарушающего уголовно-правовые запреты. Задачи УИС этим и должны ограничиваться. В исправление осужденных не нужно включать соблюдение ими административных, трудовых, семейных и других правовых норм, а также правил морали. Исправление преступников не подразумевает этого, не ставит себе специальной целью воспитание (формирование) у преступников солидарности с последними. Сами условия отбывания наказания, существующие там нравы и неформальные нормы подразумевают это.
Точно так же исправление не включает в себя формирование высокой морали, связанной, например, с тем, что надо любить Родину или уважать старших, хотя это желательно, но не входит в содержание исправления. Тем не ме-
нее формирование у преступника установок на уважительное отношение к человеку, обществу, социальным нормам и правилам человеческого общежития, труду и другим ценностям выступает средством его исправления.
Режим и условия отбывания наказания в целом приносят страдания осужденным. Но, во-первых, все это должно осуществляться в рамках закона и не противоречить общечеловеческой морали; во-вторых, само страдание от налагаемых ограничений и запретов представляется очень важным именно для исправления преступника, его раскаяния в содеянном, даже его покаяния. Страдания имманентно присущи такому наказанию, как лишение свободы, но в демократическом государстве не могут быть его целью.
Закон предусматривает изменение условий отбывания наказания осужденными в зависимости от их поведения в местах лишения свободы. Это положение имеет исключительное значение для стимулирования правопослушного поведения осужденных, а следовательно, для реализации целей исправления и частной превенции. Оно может рассматриваться как конкретизация общего отраслевого принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания.
Вопрос об изменении условий содержания осужденных во время отбывания ими наказания как института уголовно-исполнительного права является в теории права дискуссионным, имеет давнюю историю (как правило, он соотносится с так называемой прогрессивной системой отбывания наказания) и по нему до сих пор нет единой точки зрения. Кроме того, в теории вызывает серьезные споры и вопрос о соотношении двух институтов - применения мер поощрения и взыскания и изменения условий содержания.
Институт изменения условий содержания логичнее всего рассматривать в связи с уголовно-исполнительной дифференциацией наказания. Суд, назначив осужденному вид исправительного учреждения, то есть осуществив уголовно-правовую дифференциацию наказания, тем самым устанавливает для него общий объем и характер карательного воздействия (определенные условия содержания). Это не значит, что условия останутся неизменными на протяжении всего срока наказания. Они могут (и должны) изменяться, причем в основе изменения лежат действия осужденного, что имеет огромное воспитательное значение.
В процессе исполнения наказания происходит дальнейшая дифференциация, уголовно-исполнительная, которую нельзя было осущест-
вить на стадии назначения наказания. Она проводится администрацией ИУ и основывается на уголовно-исполнительной (видовой) классификации осужденных, которая базируется на психолого-педагогических критериях - поведении осужденного, его отношении к труду и обучению. Конечно, уголовно-исполнительная дифференциация наказания осуществляется с учетом социально-демографических и уголовноправовых признаков (злостные нарушители женского пола не могут быть переведены в тюрьму; осужденные из колоний особого режима не могут быть переведены в колонию-поселение), но эти признаки не выступают критериями уголовно-исполнительной классификации. В результате осужденные из разных классификационных групп попадают в неодинаковые условия содержания. В зависимости от поведения конкретного человека изменяются условия отбывания им наказания, а это уже следующий этап - индивидуализация наказания. В российских исправительных учреждениях условия содержания осужденных во время отбывания наказания могут быть изменены (улучшены или ухудшены) двумя способами: непосредственно в ИУ и путем перевода в ИУ другого вида (это не распространяется на несовершеннолетних).
В исправительных колониях (ч. 1 ст. 87 УИК РФ) устанавливаются три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие, а в тюрьмах - два: общий и строгий. Изменение условий содержания осуществляется путем перевода из одних условий в другие. Кроме того, в УИК РФ есть меры взыскания срочного характера (перевод в помещение камерного типа и одиночные камеры), отбывание которыхсвя-зано с изменением условий содержания осужденных (пп. «г», «д», «е» ч. 1 ст. 115 УИК РФ).
В отношении двух противоположных групп осужденных - по ложительно характеризующихся и злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания - предусмотрено изменение условий содержания и путем перевода в исправительное учреждение иного вида.
Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены (ч. 1 ст. 78 УИК РФ): из тюрьмы в исправительную колонию; из колонии особого режима в колонию строгого режима; из колоний общего и строго режимов в колонию-поселение. Злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания могут быть переведены (ч. 4 ст. 78 УИК РФ): из колонии-поселения в колонию общего или строгого режима; из колоний общего и строгого режимов в тюрьму.
В любом случае при изменении условий содержания осужденных путем перевода в другое исправительное учреждение уголовно-исполнительная дифференциация наказания становится его индивидуализацией. В результате осужденные из разных по уголовно-правовой классификации групп могут оказаться в одинаковых условиях содержания, и, напротив, осужденные из одной уголовно-правовой классификационной группы - в разных условиях содержания.
С точки зрения права изменение условий содержания есть изменение правового положения осужденного. Как совокупность обязанностей, прав и законных интересов в период отбывания наказания оно может меняться, как и объем кары, применяемой к осужденному. Объем кары способен возрасти или уменьшиться и в результате применения дисциплинарных мер воздействия - поощрения и взысканий, что вызывает споры о соотношении институтов изменения условий содержания и применения мер поощрения и взыскания.
Большинство известных ученых (ГА. Аванесов, Н.А. Стручков, А.Л. Ременсон) считают изменение условий содержания самостоятельным институтом исправительно-трудового и уголовно-исполнительного права. Н.А. Стручков писал, что изменение условий содержания осужденных путем перевода из одного исправительно-трудового учреждения в другое поощрением или взысканием в собственном значении этого слова не является и потому не входит в институт применения поощрений и взысканий к осужденным1. По мнению Г. А. Аванесова, отличительное свойство института мер поощрения и взыскания - применение этих мер за единичные поступки, не влекущее за собой изменения правового положения осужденных2. Аналогичной точки зрения придерживался и А. Л. Ременсон3. Некоторые ученые рассматривают изменение условий содержания как меры поощрения и взыскания4. Ряд авторов занимают промежуточную позицию, предлагая определенную специфику этих мер, но все же включая их в рамки института применения мер поощрения и взыскания как особый подвид5.
Безусловно, оба эти института объединяет общая цель - стимулирование правопослушного поведения осужденных. Можно согласиться с тем, что и изменение условий содержания, и меры поощрения и взыскания могут применяться за единичные поступки (злостное нарушение требований режима). Но трудно согласиться с тем, что институты мер поощрения и взыскания и изменения условий содержания не от-
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
личаются и с точки зрения их сущности и воздействуют на объем прав осужденного, расширяя или сужая его6, тем более что разрешение на получение, например, дополнительной посылки не расширяет объема прав на получение посылок, ибо носит разовый характер, и количество посылок, которыеможет получать осужденный, не изменяется.
Думается, что дискуссии по рассматриваемому вопросу вызваны тем обстоятельством, что в УИК РФ есть меры взыскания, например перевод в помещение камерного типа, которые можно отнести и к изменению условий содержания. Но такой способ изменения условий содержания осужденных, как перевод в исправительное учреждение иного вида, вряд ли можно отнести к мерам поощрения и взыскания, и поэтому его нельзя считать подвидом этих мер.
Как бы ни были важны для конкретных людей применяемые к ним меры поощрения или взыскания и даже перевод на иные условия отбывания наказания, это все-таки частные вопросы по сравнению с более крупной, глобальной проблемой изменения условий отбывания наказания в целом. Мы имеем в виду следующее.
Необходимо коренным образом изменить жилищные условия отбывания наказания в местах лишения свободы, напрямую унаследованные Россией от СССР практически без изменений. В дореволюционной России были такие же тюрьмы, как в цивилизованной Европе. После октябрьского переворота и в результате массовых ленинско-сталинских репрессий эти тюрьмы не могли вместить всех арестованных и осужденных, поэтому для тюремной изоляции
стали использовать здания, которые лучше всего подходили для этой цели. Ими в первую очередь становились монастыри, а затем начали строить огромные бараки, которые до сих пор целы в подавляющем большинстве отечественных исправительных учреждений.
Барачная система проживания преступников -абсолютно порочная и должна быть заменена современными тюрьмами. В бараке, где проживают до 100 человек, а иногда и более, осужденный никогда не остается наедине с собой, он круглые сутки, даже при отправлении естественных надобностей, окружен людьми. У него нет возможности задуматься - о себе, своей вине, близких, будущем. Не исключаем, что как раз по этой причине среди осужденных так ничтожно мало тех, кто искренне сожалеет о совершенном преступлении и готов к покаянию. Барачная открытость создает благоприятные условия для новых преступлений, проявлений грубости, наглости, оскорбительного поведения. Она благоприятна и для передачи заразных болезней. Одним словом, с этой системой необходимо покончить, пусть медленно, постепенно. Суд приговаривает человека к лишению свободы, то есть к ограничению некоторых желаний и даже к полному лишению отдельных, очень важных возможностей, но не к стадному образу жизни.
Изменение условий отбывания наказания в местах лишения свободы на этом не завершается. На очереди, как минимум, улучшение питания и качества медицинской помощи.
Тюрьма всегда есть часть культуры. Тюрьма всегда есть свидетельство уровня культуры.
1 См.: СтручковН.А. Курс исправительно-трудовогоправа. Проблемы Особеннойчасти. М., 1985. С. 94.
2 См.: Аванесов Г. А. Изменение условий содержания осужденных в процессе отбывания лишения свободы (прогрессивная система). М., 1968. С. 10.
3 См.: РеменсонА.Л. Новые положения об ИТК и тюрьмах и вопросы теории советского исправительно-трудовогоправа // Правовые вопросы лишения свободы и перевоспитания заключенных. Томск, 1964. С. 19.
4 См.: СизыйА.Ф. Совершенствование правового регулированиясистемы изменения условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы // Актуальныепроблемы укреплениярежима в ИТУ Рязань, 1979. С. 98.
5 См.: ВасильевА.И. Изменение условий содержания осужденных к лишению свободы Рязань, 1981. С. 5-6; Бриллиантов А. В. Проблемы классификации осужденных к лишению свободы в целях дифференциации условий отбывания наказания. М., 1995. С.14-16.
6 См.: БриллиантовА.В. Указ* соч. С. 14-15.