2007
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов
№ 116
УДК 378.1:341.95
УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
Р.А. ЧУЯНОВ
Статья предоставлена доктором педагогических наук, профессором Чекалёвой Н.В.
В статье рассматриваются условия, способствующие адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах, а также повышению качества подготовки специалистов для зарубежных стран.
В последние годы в связи с развитием международного сотрудничества в области образования, интеграцией российской высшей школы в мировое образовательное пространство, ростом академической мобильности, все более актуальной становится проблема обучения иностранных студентов в российских вузах.
Как отмечается в Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях «Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеют высокое качество и доступность российского образования, широкий спектр предоставляемых образовательных услуг, мощный интеллектуальный ресурс, высокий, но вместе с тем не полностью реализуемый научно-педагогический потенциал образовательных учреждений. В интересах России - эффективное использование имеющегося образовательного потенциала, являющегося также одним из весьма значимых национальных экспортных ресурсов».
Укрепление международного авторитета России как страны, ее высшей школы невозможно без обеспечения высокого качества профессионального образования, в частности, высокого качества подготовки специалистов для зарубежных стран в российских университетах, а это в свою очередь, в значительной степени определяется успешностью решения проблем организации обучения и социокультурной адаптации иностранных студентов.
В качестве причин, обусловивших повышенное внимание к организации и регулированию процесса обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях России можно назвать следующие:
во-первых, привлекательность вуза для иностранных граждан ведет к повышению его международного статуса и расширению международных связей. Иностранными выпускниками вуза среди соотечественников распространяется информация о системе обучения, дающей возможность получить качественное профессиональное высшее образование;
во-вторых, иностранные граждане, обучающиеся в российском вузе, являются важным источником поступления внебюджетных средств;
в-третьих, отечественные студенты, обучающиеся совместно с иностранными гражданами, активнее включаются в процессы межкультурного взаимодействия и овладевают особенностями межнационального общения;
в-четвертых, обучение иностранных студентов - один из действенных инструментов реализации геополитических интересов государства, который Россия в настоящее время использует далеко не в полной мере.
Успешная работа с иностранными студентами обеспечивается путем создания определенных условий, включающих в себя коммуникацию с потенциальными абитуриентами, прием и размещение иностранных студентов по прибытии в вуз, эффективную организацию быта и обучения иностранных учащихся.
Условие определяется в «Философском энциклопедическом словаре» как то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое), существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует осуществление данного явления.
Чаще всего условия рассматриваются в качестве чего-то внешнего для явления, в отличие от более широкого понятия причины, включающего в себя как внешние, так и внутренние факторы. В педагогике
условия, не являясь сами по себе причиной событий, в то же время усиливают или ослабляют действия причины. Из таких позиций условия определяются как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы.
Иностранные студенты попадают в российские вузы различными путями. Часть студентов по распределению прибывает в рамках квот и соглашений о сотрудничестве, часть через посредников, а большая часть самостоятельно, благодаря рекламной информации, распространяемой за рубежом. В последнее время все более значимое место занимает индивидуальная работа с каждым потенциальным абитуриентом. В данном случае эффективность набора полностью зависит от самого вуза. Предварительную информацию об университете потенциальный абитуриент также получает от своих земляков, которые окончили один из российских вузов. Очень часто абитуриенты общаются с выпускниками или советских вузов, или начала-середины 1990-х - сложных и непростых для высшей школы России. Таким образом, складывается ситуация, когда у них нет доступа к актуальной информации о сегодняшнем состоянии российских вузов. Ликвидировать данный пробел могли бы Интернет-страницы вузов. Однако это должны быть информативные для потенциальных абитуриентов сайты - на английском языке, с перечнем программ обучения и с указанием их объема в кредитах и часах.
С целью информирования и смягчения ожидаемого «культурного шока» у иностранного студента необходимо подготовить высококачественные рекламные и информационные материалы о городе (географическое положение, история, климат), о принимающем вузе, о системе (высшего) образования России, об особенностях русской культуры и образа жизни. Данные материалы необходимо направлять иностранному студенту в страну происхождения. По прибытии в принимающий университет иностранный студент получает еще один информационный пакет, который включает в себя программу обучения, расписание, культурную программу на семестр, телефонный справочник, карту города.
Создание комфортных и безопасных условий проживания иностранных студентов можно также назвать одним из важнейших факторов адаптации иностранных студентов. Большинство иностранных студентов придерживаются мнения, что серьезный университет должен иметь не только квалифицированных преподавателей и современные программы обучения, но и хорошо поставленную организацию различных служб, красивые ухоженные здания, комфортные условия проживания в общежитии. Необходимо учитывать, что именно условия обучения и проживания в общежитии являются более наглядным фактором при выборе места обучения, чем квалификация преподавателей или учебная программа. Это обстоятельство особенно важно для университетов, не обладающих мировой известностью. По-видимому, необходимо придерживаться определенного стандарта, которому должно соответствовать общежитие иностранных студентов (количество проживающих в комнате, наличие телефона, доступа в Интернет, комната отдыха, прачечная, санузел, оснащение кухни). В общежитии для иностранных студентов обязательно должна быть также служба безопасности для осуществления контроля за посетителями, а также предотвращения возможных конфликтов.
Большое значение для адаптации имеет обязательное проживание в общежитии иностранных студентов в течение первого года обучения. Проживание на квартире с соотечественниками или родственниками не способствует языковой адаптации, которая является одним из условий успешного преодоления культурного шока и высоких академических показателей. Именно проживание в общежитии способствует значительному улучшению владения русским языком, помогает быстрее наладить отношения с другими студентами, в том числе российскими, получить необходимую в быту информацию, помощь на начальном этапе обучения и в целом легче адаптироваться. Но следует очень осторожно относиться к расселению иностранных студентов в виде мононациональных колоний, поскольку это препятствует овладению русским языком, а также в перспективе может привести к потере администрацией вуза контроля над частью своей территории.
Регулярное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и сотрудников международных служб вуза является еще одним условием эффективной работы с иностранными учащимися. Особое значение имеет подготовка и дальнейшее повышение квалификации преподавателей подготовительного отделения (русский язык как иностранный) по вопросам, связанным со спецификой обучения иностранных граждан. Так как именно на этом этапе закладывается важная основа всего учебного процесса - языковая компетенция иностранного студента, необходимо уделять достаточное внимание методической компетентности преподавателей русского языка как иностранного.
Немаловажное значение имеет владение иностранным языком как преподавателями подготовительного отделения, так и предметниками. На сегодняшний день этот момент является серьезным барьером
на пути интеграции российского высшего образования в мировое образовательное пространство. Незнание английского языка преподавателями и студентами делает недоступными огромное количество англоязычных материалов по проблемам высшего образования, а также препятствует обновлению читаемых курсов в свете последних мировых достижений. Вуз должен быть заинтересован в качественном обучении студентов и преподавателей английскому языку. Без свободного владения английским языком преподавателями и студентами невозможно говорить об академической мобильности. В связи с этим английский язык должен изучаться студентами на протяжении всего периода обучения в вузе. Возможно, имеет даже смысл ввести систему аттестации преподавателей по уровню владения иностранным языком (раз в два года), и как следствие, финансовое стимулирование - введение ежемесячных надбавок. В дальнейшем эти меры позволят ввести программы обучения и курсы на английском языке, что также будет выступать в качестве дополнительного аргумента при выборе вуза иностранными студентами.
В качестве еще одного условия обучения иностранных студентов следует отметить необходимость изучения русского языка как иностранного не только на подготовительном отделении (1-2 года), а на протяжении всего периода обучения в вузе (еще 4-5 лет). Результатом довузовской подготовки в области русского языка должно быть усвоение базового языкового материала и научного стиля, умение читать, понимать и конспектировать тексты, близкие по степени сложности к вузовским учебникам с учетом специфики будущей специальности обучаемого (естественно-научный, гуманитарный, экономический, медико-биологический или технический профиль). Эти задачи не могут быть полностью решены за 2-3 семестра обучения на подготовительном факультете. Именно поэтому занятия должны продолжаться у иностранных студентов и во время обучения в вузе. Большинство иностранных студентов отмечают, что они не успевают записывать лекции. В лучшем случае они фиксируют то, что было изображено на доске во время лекции. В связи с этим представляется целесообразным изучение на подготовительном отделении не только русского языка как иностранного, но и введение профилирующей подготовки по естественно-научному, гуманитарному, экономическому, медико-биологическому, техническому профилям с изучением соответствующей лексики (по математике, физике, биологии и другим специальным дисциплинам), необходимой для активного усвоения русского языка как инструмента обучения. В результате иностранные студенты смогут адекватно воспринимать лекции на I и последующих курсах, а это не приведет к снижению требовательности и уровню знаний выпускников.
Реализация эффективной подготовки специалистов для зарубежных стран в российских вузах обеспечивается путем создания определенных условий обучения и проживания иностранных студентов, что в дальнейшем определит привлекательность российского образования в целом и место каждого отдельного вуза на рынке образовательных услуг в частности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акмаев К.Х., Горшков В.А., Кочофа А.Г. Проблемы экспорта российского образования // Международное образование. Вопросы реализации идей Болонского процесса: Сборник статей. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. С. 141-154.
2. Гаранина О.Д., Прохоров А.В. Социологические особенности учебной деятельности иностранных студентов // Научный вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, №47, 2002. С. 87-93.
3. Елисеев Э.А. Методология организации быта иностранных учащихся // Научно-практическая конференция сотрудников международных служб вузов г. Москвы и Московской области 28 октября 2002 г. Материалы конференции. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э Баумана, 2002. С. 25-27.
4. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях // Научно-практическая конференция сотрудников международных служб вузов г. Москвы и Московской области 28 октября 2002 г. Материалы конференции. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э Баумана, 2002. С. 106-113.
5. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. Информационноаналитические и методические материалы. - М.: Радио и связь, 1999.
6. Прохоров А.В., Попов А. С., Тельпуховская О.Н. К вопросу совершенствования организации учебного процесса иностранных студентов // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, №67, 2003. С. 86-90.
7. Ременцов А.Н. К вопросу организационно-методического обеспечения предвузовской подготовки иностранных граждан // Научный Вестник МГТУ ГА, серия «Общество, экономика, образование, №10, 1998. С. 45-52.
8. Степаненко Е.В. Управление социальной адаптацией иностранных студентов в российском техническом вузе. Дисс... канд. социол. наук. 2003.
9. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.
TRAINING OF INTERNATIONAL STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES
CHUYANOV R. A.
The articles explores conditions contributing to the adaptation of international students in Russian universities and enhancing the quality of foreign professionals training.
Сведения об авторе
Роман Анатольевич Чуянов, 1978 г.р., окончил Омский государственный педагогический университет (2002), заместитель директора Межвузовского центра международного сотрудничества и академической мобильности при ОмГПУ, область научных интересов - сравнительная педагогика, межкультурное образование, международное образование.