632 с. 4. Базилевич В. Д. Інтелектуальна власність : підручник / В. Д. Базилевич. - [2-ге вид., стер.]. - К. : Знання, 2008. - 43і с. 5. Конституція України від 28.06.1996 р. № 254к/96-ВР, зі змінами та доповненнями [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakon.rada.gov.ua. 6. Програма розвитку державної системи правової охорони інтелектуа-
льної власності в Україні на 2010-2014 роки, схвалена рішенням Колегії Державного департаменту інтелектуальної власності від 14 грудня 2009 р. № 14 [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://sips.gov.ua.
Надійшла до редколегії 02.07.12
УДК 378.6
Е. Аймагамбетов, д-р экон. наук, проф. (Карагандинский экон. ун-т Казпотребсоюза)
УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА В ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ
На прикладі Карагандинського економічного університету визначено умови і передумови трансформації університету в інноваційно-підприємницький. Наведено характеристики п'яти обов'язкових елементів системи трансформації. Встановлено, що трансформація університету в інноваційно-підприємницький дозволить адекватно відповісти на зміни, які відбуваються у зовнішньому середовищі.
Ключові слова: інноваційно-підприємницький університет, стратегія розвитку університету, інноваційна інфраструктура університету, сфокусований університет.
На примере Карагандинского экономического университета определены условия и предпосылки трансформации университета в инновационно-предпринимательский. Приведены характеристики пяти обязательных элементов системы трансформации. Установлено, что трансформация университета в инновационно-предпринимательский позволит дать адекватные ответы на изменения, происходящие во внешней среде.
Ключевые слова: инновационно-предпринимательский университет, стратегия развития университета, инновационная инфраструктура университета, сфокусированный университет.
The article give an example of the Karaganda economic University where established the conditions and prerequisites for the transformation University into the innovative and enterprising. Also considered the characteristics of the five mandatory elements of the transformation. Found that the transformation of the university to the innovative and enterprising, will enabling them to provide more adequate responses to changes in the external environment.
Keywords: innovative-entrepreneurial University, strategy of development of the University, innovative infrastructure of the University, the focused University.
Национальные системы высшего образования не только в Казахстане, но и во всем мире вступили в эпоху постоянного поиска путей развития. Это в первую очередь связано с тем, что запросы, предъявляемые университетам, опережают их способность к ответу. В условиях постоянной и нарастающей перегруженно-стиуниверситеты обладают весьма ограниченной способностью к ответу вследствие традиционной университетской инфраструктуры [1]. Ресурсы часто израсходуют на поддержание существующего состояния, а не на стимулирование и поддержку изменений. Неразвитость способности к ответу делает своевременную и последовательную реформу крайне сложной и в итоге может привести к системному кризису, т.е. когда отношения между университетом и средой, в которой он существует, характеризуются растущей ассиметрией между запросами этой среды и способностью вуза отвечать на них. Этот дисбаланс усиливает проблему неудовлетворенности общества конкретным высшим учебным заведением. Университеты должны давать более адекватный ответ на изменения, происходящие во внешних мирах - в правительстве, бизнесе и общественной жизни, но и ограничивать такие запросы, в большей мере фокусируясь на собственном институциональном характере. Необходимо проявить гибкость и избирательность при ответе на изменения, происходящие во внешней среде. Неизбежность трансформации университетов стала одной из главных проблем в осмыслении современного высшего образования не только в Казахстане, но и во всем мире.
По большей части трансформация университета не является ни случайной, ни непредвиденной. Она не может происходить только потому, что университет вводит определенные инновационные элементы. Скорее, трансформация происходит тогда, когда в базовых единицах университета и в нем самом многие люди объединяются для того, чтобы со временем путем организованной инициативы изменить устройство и ориентацию вуза. Коллективная предпринимательская деятельность на этом уровне составляет основу феномена трансформации. Эффективное коллективное предпринимательство не выводит университет за грани-
цы академической легитимности и не ведет к ухудшению репутации, сокращению ресурсов и замедлению развития. Скорее, оно помогает приобрести ресурсы и инфраструктуру, которые нельзя получить иначе, и тем самым позволяет повысить качество работы и репутацию.
В результате системной трансформации в ответ постоянным и усиливающимся запросам внешней среды на базе Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза формируется модель инновационнопредпринимательского университета.
В соответствии с текущей миссией, КЭУ, являясь одним из ведущих вузов Казахстана экономического профиля, позиционирует себя как инновационный университет, реализующий образовательную и научную политику как основу профессионального роста и личностного развития специалистов для экономики Казахстана [2]. Добавление к текущей миссии университета прилагательного "предпринимательский" связано с тем, что данное понятие отсылает к идее "университет-предприятие". Исходя из этого, трансформация в инновационно-предпринимательский университет - это осознанные усилия по созданию университета, активно стремящегося к инновациям и принимающего риски при освоении новых практик, с целью существенного изменения характера деятельности высшего учебного заведения для того, чтобы оказаться в будущем в более благоприятном положении. Инновационнопредпринимательские университеты стремятся стать "стойкими" университетами и важными самостоятельными игроками не только на региональном уровне, но и в национальном и мировом масштабе.
Предприимчивость университета можно считать одновременно процессом и результатом. Предпринимательский подход в стратегическом развитии вуза как современный тренд характерный для небольшого числа негосударственных Европейских университетов, которые усиливающиеся запросы внешней среды и свои ответные меры превратили в основной фактор устойчивого развития. В их числе признанные лидеры частного образования своих стран, Университеты: Уорика (Великобритания), Твенте (Нидерланды), Стратклайд (Шотландия), Чалмерс (Швеция), Йоэнсуу (Фин-
© Аймагамбетов Е., 2012
ляндия) [1]. Индивидуальный опыт трансформации данных университетов можно обобщить и использовать для усиления инновационной и предпринимательской составляющей дальнейшего развития современных казахстанских университетов, которые также испытывают на себе усиливающиеся запросы не только национальной системы высшего образования, но и мировой, интеграция в которую только начинается.
На примере современной модели нашего вуза можно проследить, как именно можно трансформировать университет посредством приоритета инновационнопредпринимательского подхода в стратегическом управлении вузом. Необходимый минимум системы трансформации включает 5 обязательных элементов:
1. Усиленное направляющее ядро. Для осуществления задач трансформации в инновационнопредпринимательский университет необходимо иметь в вузе усиленное направляющее ядро, которое может приобретать совершенно разные формы. Оно должно включать центральные управленческие группы и университетские факультеты, и оперативно согласовывать новые управленческие ценности с традиционными академическими.
Особенность направляющего ядра нашего университета состоит в том, что основная команда центрального управления - это или выпускники университета разных лет, или те, кто работает в данном вузе в течении продолжительного периода, т.е. это та команда, которая впитала в себя традиционные ценности вуза и имеет непоколебимый авторитет среди сотрудников и студентов университета. Решение ректората университета о необходимости трансформации в инновационнопредпринимательский является логическим продолжением идеи создания на базе вуза первого в Казахстане полноценного "электронного университета", что должно завершиться в текущем году. Дальнейшее стратегическое развитие нашего университета будет направлено на усиление основных элементов инновационнопредпринимательского университета, среди которых самая важная роль принадлежит расширенной периферии развития.
2. Расширенная периферия развития. В инновационно-предпринимательских университетах наблюдается рост единиц, которые с большей готовностью, чем традиционные университетские отделения, выходят за старые университетские границы и устанавливают связи с внешними организациями и группами. К таким единицам, с одной стороны, относятся профессионализированные подразделения по внешним связям, занимающиеся передачей знаний, взаимодействием с предприятиями, развитием интеллектуальной собственности, непрерывным образованием, поиском дополнительных источников финансирования и даже поддержанием отношений с выпускниками. С другой стороны, к их числу принадлежат более распространенные междисциплинарные проектно-ориентированные научноисследовательские центры, которые наряду с факультетами начинают составлять еще одно важное направление университетского развития.
Чтобы взаимодействие университета с внешними группами развивалось, необходимо соответствующее развитие инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура представляет собой систему (комплекс) взаимосвязанных элементов (маркетинговых, кадровых, организационных, консалтинговых, финансовых, информационных и коммерциализации), создающих необходимые предпосылки для развития инновационной деятельности не только вуза, но и всего региона [3].
На современном этапе в Карагандинском экономическом университете для усиления научно-
исследовательской работы в структурных подразделениях создан Центр планирования, координации и мониторинга научных исследований. Основная задача Центра - усиление работ по коммерциализации междисциплинарных научных исследований в вузе и координация работ по развитию инновационной инфраструктуры университета. На сегодняшний день уже созданы или функционируют отдельные элементы инновационной инфраструктуры вуза:
1. Маркетинговые элементы: кафедра маркетинга и туризма;
2. Кадровые элементы: повышение квалификации преподавателей и сотрудников других организаций региона на базе Департамента послевузовского и дополнительного образования, магистратура и докторантура РИО;
3. Организационные элементы: Центр планирования, координации и мониторинга научных исследований, Центр международных программ и проектов, НИИ новой экономики и системного анализа, НИИ экономических и правовых исследований;
4. Консалтинговые элементы: НИИ и отраслевые кафедры;
5. Финансовые элементы: привлечение грантов Фонда науки, средств регионального венчурного фонда и Институтов развития;
6. Информационные элементы: информационнокоммуникационные возможности библиотеки Университета; Центр дистанционного обучения, Компьютерный центр, Сайт Университета;
7. Элементы коммерциализации: выставки, связи с предприятиями региона, организация на базе Университета офиса коммерциализации инноваций и бизнес-инкубатора.
Для формирования полноценной инновационной инфраструктуры вуза в краткосрочной перспективе следует задать жесткую инновационную направленность в обозначенных элементах, т.е. если маркетинг, то в основном маркетинг инноваций, если кадры, то только кадры инновационного менеджмента и т.д.
На данном этапе, когда в университете уже сформированы базовые элементы инновационной инфраструктуры, особая поддержка требуется со стороны уполномоченных государственных органов. При наличии целевой государственной поддержки инновационной инфраструктуры университетов, на базе формирования в них активных элементов инновационной инфраструктуры можно обеспечить в целом развитие регионов за счет внедрения новых технологий, создания наукоемкой и инновационной продукции, формирования на базе вузов малых инновационных предприятий, появления новых рабочих мест. Инновационная инфраструктура является связующим звеном между вузом и бизнесом. Формирование полноценной инновационной инфраструктуры позволить организовать наукоемкие производства на основе разработок отечественных ученых, финансировать за счет инвестиций инновационные проекты на любой стадии инновационного процесса, и в целом наладить оптимальное взаимодействие вуза с промышленностью и бизнесом [4].
Еще одно весомое направление усиления внешних связей инновационно-предпринимательского университета в нашем университете осуществляется через специализированный Центр международных программ и проектов, созданный 1 декабря 2008 г. Основными задачами Центра являются:
• развитие международных связей университета;
• поиск зарубежных партнеров в сфере научной и образовательной деятельности;
• проектный менеджмент ВУЗа в области международного сотрудничества;
• осуществление совместных с зарубежными университетами и международными организациями проектов.
Активизация усилий по развитию международных связей в последние годы позволила нашему университету войти в несколько международных ассоциаций: Международную Ассоциацию Университетов (InternationalAssociationofUniversities), Ассоциацию учреждений образования Educational Network (EdNet), Совет кооперативных ВУЗов стран СНГ. В 2006 г. в г. Болонья (Италия) университет подписал Великую Хартию Европейских Университетов.
Университет активно сотрудничает с представительствами международных организаций в Казахстане, в частности, с Информационно-образовательным Центром "Билим - Центральная Азия", "Education First Академические программы", "Kazakhstan Council for Education Travel", "CCUSA Kazakhstan", "AIESEC".
На основе долгосрочных договоров КЭУ развивает сотрудничество с 40 университетами из 14 стран мира: Австрии, Германии, Южной Кореи, Польши, Чехии, Венгрии, Китая, Турции, России, Украины, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана.
В качестве примера можно отметить, что текущий учебный год был очень плодотворным в плане приглашения профессоров из зарубежных вузов-партнеров. В этом учебном году наш университет с лекциями посетили 23 зарубежных профессора, и, учитывая огромный интерес студентов к лекциям ведущих профессоров зарубежных вузов по маркетингу, менеджменту, международной экономике и праву, финансам на английском языке, в последующем это численность только будет увеличиваться. На данный момент в университете уже прочитаны и еще пройдут лекции профессоров вузов России, Украины, Венгрии, Южной Кореи, Германии, Болгарии. Самые известные и выдающиеся зарубежные ученые приезжают к магистрантам, что стало возможным благодаря средствам государственного бюджета, выделенным на эти цели и целенаправленной политике ректората университета. География приглашенных зарубежных ученых включает 11 вузов и 3 научноисследовательских института из 6 стран мира - России, Украины, Венгрии, Болгарии, Южной Кореи, Германии.
3. Диверсифицированная база финансирования. Для обретения нового, ориентированного на изменения характера деятельности, университету, как правило, нужны немалые финансовые ресурсы, которые можно получить только через диверсификацию источников финансирования вуза. Диверсификация источников финансирования в условиях Казахстана, в первую очередь, означает снижение зависимости от единственного и основного источника финансирования деятельности вуза - платы студентов за обучение. Исходя из этого, в нашем университете в качестве основных направлений диверсификации источников финансирования определены:
• привлечение государственных грантов на подготовку бакалавров, на дополнительное и послевузовское образование (магистратура и докторантура PhD);
• привлечение грантов государственных и негосударственных структур на проведение научноисследовательских, аналитических и стратегических исследований и консультации;
• привлечение грантов международных организаций (к текущему моменту привлечены средства на различные цели из "Tempus", "Erasmus Mundus") и т.п.
Однако процесс существенного расширения диверсифицированной базы финансирования деятельности университетов в Казахстане замедляется отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы. Например, существенными источниками доходов для универ-
ситетов могли бы стать издательская деятельность, открытие малых инновационных предприятий, однако существующая нормативно-правовая база налогообложения неоднозначно трактует эти процессы, что не позволяет университетам активно заниматься перечисленными видами деятельности.
4. Стимулируемые академические структуры. В условиях, когда инновационно-предпринимательский университет развивает более сильное направляющее ядро, создает структуру взаимодействия с внешним миром и диверсифицирует свои источники дохода, его базой по-прежнему остаются традиционные университетские отделения, созданные вокруг старых и новых дисциплин и некоторых междисциплинарных научных областей. Представляя собой операционную базу университета в виде площадок для проведения научных исследований и прежде всего для преподавания, базовые единицы - факультеты и кафедры - продолжают оставаться местами, где ведется большая часть академической работы. Для того чтобы трансформационные мероприятия принесли ожидаемый результат, факультеты и кафедры также должны стать предпринимательскими единицами, налаживая отношения с внешней средой, запуская новые программы и изыскивая дополнительные источники дохода.
В нашем университете традиционная академическая среда, представленная факультетами и кафедрами вуза, полностью работает в предпринимательском русле, ежегодно внося в свою деятельность инновации и предпринимательские инициативы. Как ключевые мероприятия можно отметить сильную профориентационную работу, в результате которой динамика поступающих абитуриентов имеет положительную тенденцию. Также на кафедрах университета хорошо поставлена работа по усилению взаимодействия с работодателями, через учет их пожеланий и запросов при формировании учебных программ и элективных курсов специальностей. Также в качестве знакового мероприятия в этом направлении можно отметить институциональную аккредитацию университета и международную аккредитацию отдельных специальностей.
В декабре 2009 года наш университет одним из первых прошел институциональную аккредитацию, которую проводило Независимое Казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО) с привлечением международных экспертов.
Аккредитация проведена в соответствии с международными стандартами, с учетом опыта работы зарубежных аккредитационных агентств. Агентства-партнеры НКАОКО предоставили своих экспертов для участия в аккредитации Карагандинского экономического университета в рамках внешнего визита. Во время прохождения институциональной аккредитации, наш университет доказал соответствие аккредитационным стандартам и продемонстрировал, что деятельность вуза соответствует поставленным им миссии и задачам, успешно реализуемым университетом. По результатам проделанной работы Аккредитационный совет вынес решение об аккредитации Карагандинского экономического университета сроком на 5 лет.
В целях дальнейшего совершенствования качества образования руководством университета было принято стратегическое решение о прохождении международной специализированной аккредитации в Австрийском агентстве по обеспечению качества (АОА). После длительной подготовки и проведения самооценки были определены три специальности бакалаврата и магистратуры, подлежащие аккредитации: "Учет и аудит", "Финансы" и "Менеджмент".
В рамках визита университета с 23 по 26 октября 2011 г. международными экспертами посетили универ-
ситет. В рамках внешнего визита были проведены встречи с руководством вуза, руководителями учебных программ, студентами, выпускниками и преподавателями. Особое внимание было уделено общению экспертов с представителями бизнес-среды. По результатам работы было отмечено надлежащее качество программ, заявленных к аккредитации. Международная аккредитация отдельных специальностей университета в целом подтверждает высочайшее качество подготовки студентов и магистрантов по всем специальностям и дает право выдавать выпускникам аккредитованных специальностей дипломы собственного образца, признаваемые не только в Казахстане, но и на международном уровне.
5. Интегрированная предпринимательская культура. Инновационно-предпринимательские университеты, во многом подобно компаниям, работающим в сфере высоких технологий, формируют культуру деятельности, ориентированную на необратимость изменений. Начало этой новой культуре может положить сравнительно простая институциональная идея изменений, позднее вырастающая в совокупность устойчивых представлений, которая, после распространения внутри академической среды становится общеуниверситетской культурой. Поскольку идеи и практики взаимодействуют между собой, культурная и символическая сторона университета особенно важна в культивировании институциональной идентичности и особой репутации, что также присуще Карагандинскому экономическому университету Казпотребсоюза. КЭУ имеет почти полувековую историю сначала кооперативного, затем широко профильного экономического университета, занимающего устойчивую нишу не только на региональном, но на национальном рынке образовательных услуг, с вполне обозримыми перспективами интеграции в образовательную систему стран СНГ и Европы.
Таким образом, на сегодняшний день современным университетам необходимы конкретные точки фокусирования, помогающие им решать проблему имеющегося дисбаланса и по-новому взглянуть на свою полезность для общества. Им нужно постоянно искать жизнеспособные ниши в экологии индустрии знаний, которая становится все более международной и рассредо-
точивается среди университетов, не ограничивающихся рамками формального высшего образования.
Несомненно, серьезные инновации в характере деятельности университета означают, что некоторые ключевые задачи и глубинные структуры изменяются настолько, что сами могут непосредственно влиять на долгосрочное развитие организации. Такую трансформационную работу нужно проводить годами или же десятилетиями. Продолжительная последовательная работа требует коллективной деятельности, ведущей к новым практикам и взглядам, предприимчивых шагов, связанных с принятием рисков и обретением необходимой гибкости. Следовательно, пути трансформации являются единственным средством управления запросами и расширения возможностей ответа. В совместной работе всех обозначенных нами элементов инновационнопредпринимательского университета решающая роль роль отводится сфокусированности университета.
Понятие "сфокусированный университет" указывает на тип образовательной организации, который понадобится все более широкому классу университетов для устойчивого развития. В крайне непростых условиях университеты могут стать здоровее, развивая способности к решению проблем при помощи гибкого фокусирования. Но они должны быть необычайно внимательны в своем развитии. Сталкиваясь со сложностью и неопределенностью, им придется заявлять о себе по-новому во взаимодействии с внешней средой. Между тем они по-прежнему должны будут оставаться университетами, неизменно руководствующимися образовательными ценностями, связанными с преподавательской и научно-исследовательской деятельностью.
1. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / Б.Р. Кларк. - пер. с англ. А.Смирнова; М.: Изд. дом гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2011. - 240. - С. 2. http://www.keu.kz.3. Вдовин С.М., Гуськова Н.Д., Сенин П.В. Развитие инновационной инфраструктуры национального исследовательского университета. - // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - №4. - С. 7-12. 4. Таубаев А.А. Механизмы повышения научно-инновационного потенциала системы высшего образования. // Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. -2011. - №2 (21). - С. 59-61.
Надійшла до редколегії 18.06.12
УДК 657:504.03
Г. Купалова, д-р екон. наук, проф. (КНУ імені Тараса Шевченка), Т. Матвієнко, канд. екон. наук, асист. (КНУ імені Тараса Шевченка)
ЕКОЛОГІЧНА ЗВІТНІСТЬ ПІДПРИЄМСТВ ЯК СКЛАДОВА НАЦІОНАЛЬНОЇ ІНФОРМАЦІЙНОЇ СИСТЕМИ З ОХОРОНИ ДОВКІЛЛЯ
Досліджено актуальні проблеми екологічної звітності підприємств в умовах реалізації державної екологічної політики в Україні. Визначено стратегічні напрями їх вирішення у частині розширення екологічних показників статистичної, фінансової, податкової звітності. Доповнено принципи та елементи нефінансової звітності, зокрема її екологічної складової, для удосконалення національної інформаційної системи з охорони довкілля.
Ключові слова: екологічна звітність, екологічний показник, інформаційна система, охорона довкілля, сталий розвиток, соціальна відповідальність, Глобальний договір.
Исследованы актуальные проблемы экологической отчетности предприятий в условиях реализации государственной экологической политики в Украине. Определены стратегические направления их решения в части расширения экологических показателей статистической, финансовой, налоговой отчетности. Дополнены принципы и элементы нефинансовой отчетности, в частности ее экологической составляющей, для совершенствования национальной информационной системы по охране окружающей среды.
Ключевые слова: экологическая отчетность, экологические показатели, информационная система, охрана окружающей среды, устойчивое развитие, социальная ответственность, Глобальный договор.
Actual problems of enterprises' ecological reporting under the conditions of realization of state ecological policy in Ukraine are investigated. Strategic directions of their solving with the view of ecological indicators of the statistical, financial, tax reporting are identified. Principles and elements of nonfinancial reporting and particularly its ecological component for the purpose of improvement of the national information system of environment protection are supplemented.
Key words: ecological reporting, ecological account, information system, environmental protection, sustainable development, social responsibility, Communication on Progress.
В умовах інтеграції економіки України у світовий економічний простір великого значення в реалізації екологічної політики набуває забезпечення достовірної
інформації про природоохоронну діяльність суб'єктів господарювання. Тому в Основних засадах (стратегії) державної екологічної політики України на період до © Купалова Г., Матвієнко Т., 2012