студентами- иностранцами;
- учебно-методическая и учебно-воспитательная работа, предполагающая усиление коммуникативного компонента в содержании дисциплин социально-гуманитарного цикла и использование активных методов обучения, направленных на формирование ключевых компетенций иностранных студентов;
- воспитательная работа, охватывающая внеаудиторные мероприятия, проводимые в вузе, сотрудничество с национальными и культурными обществами города, а также работа с семьей студента (путём рассылки писем и предоставления доступа на веб-страницу Университета, возможно - с информацией об успеваемости);
- комплексная система оценки результата коммуникативной адаптации иностранных студентов в культурно-образовательном пространстве вуза;
- динамика развития у студентов-иностранцев ключевых коммуникативных компетенций, в том числе и таких личностных качеств, как терпимость, толерантность, уважительное отношение к представителям других культур и национальностей, понимание общечеловеческих и национальных особенностей, а также развитие коммуникативности, организованности, ответственности, повышение уровня общей культуры.
Достижение результатов в развитии данных компонентов невозможно без участия преподавателя, который организует учебный процесс, а также является воспитателем, который может наиболее комфортно и оперативно включить студента в социально-культурный континуум вуза, помочь ему преодолеть внутренние барьеры, вовлечь его в учебную и общественную жизнь вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гладуш, А. Д. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России : учеб. пособие. - М. : РУДН, 2008. - 146 с.
2. Зырянова, С. М. Полихудожественная среда как фактор развития личности в период дошкольного детства // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества : материалы V Междунар. соц.-пед. чтений им. Б. И. Лившица, 14-15 ноября 2013 г. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 36-41.
3. Рогов, М. Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект / М. Г. Рогов. - Казань : КГТУ, 1998. - 156 с.
УДК 316.014
А. А. Гизатулина, А. А. Тараданов, г. Челябинск
Условия и факторы суицидального риска жизни в социализации дошкольников и школьников мужского пола
Представлены результаты социологического исследования факторов суицидального риска жизни дошкольников и школьников мужского пола. Суицидальным риском жизни определена частота случаев смертельной опасности для человека за некоторый период его жизни по причинам, провоцирующим действительные непосредственные общественно неодобряемые самоубийства. Условия, производящие риски жизни, называются факторами риска жизни. Выявлено, что наиболее значимыми факторами суицидального риска жизни дошкольников и школьников мужского пола
являются проблемы со здоровьем; социализация единственным ребенком в семье с «прохладными» отношениями и родителями - представителями интеллигенции или руководителями, бизнесменами.
Суицидальный риск жизни; факторы суицидального риска жизни; самоубийство; суицид.
A.A. Gizatulina, A.А. Taradanov, Chelyabinsk
Conditions and factors of suicidal life risk in socialization of male preschool and school children
The results of the sociological research dedicated to factors of suicidal life risk of male pre-school and school children are being presented. A suicidal life risk is defined as the frequency of incidents of fatal danger for a human-being occurred in an unstated period of his life caused by reasons provoking actual instant socially unaccepted suicide. Conditions presenting life risks are referred to as factors of suicidal life risk of male preschool and school children. It is identified that the most significant factors of suicidal life risk of male pre-school and school children are health issues, socialization of a single child in family in conditions of "chilly" relations between a child and parents, who are intelligentsia representatives, top managers, business people.
Keywords: suicidal life risk; factors of suicidal life risk; suicide; self-annihilation.
Сложная демографическая ситуация в российских промышленных регионах и повышенная смертность в активном возрасте представителей «сильной половины» россиян характеризуют актуальность проблемы. Риском жизни определена частота случаев смертельной опасности для человека за некоторый период его жизни. Суицидальным риском жизни определена частота случаев смертельной опасности для человека за некоторый период его жизни по причинам, провоцирующим действительные непосредственные общественно неодобряемые самоубийства. Условия, производящие риски жизни, называются факторами риска жизни.В феврале 2016г проведено социологическое исследование рисков жизни дошкольников и школьников мужского пола (153 респондента; воспитанники-кадеты общеобразовательных организаций среднего общего образования в возрасте 16 - 17 лет).Доля респондентов, отметивших наличие в их жизни ситуаций, когда они оказывались «на волосок от смерти», составила45,8% (Таб.1).
Таблица 1
Доля респондентов, отметивших наличие в их жизни ситуаций, когда они
оказывались «на волосок от смерти»
Сколько раз в Вашей сознательной жизни Вы оказывалась «на волосок от смерти» и Вас «спас лишь случай»? Всего опрошенных респондентов Респонденты, отметившие наличие случаев риска жизни
Респонденты 153 70
Доля в выборочной совокупности %% 100% 45,8%
По возрастным периодам риски жизни респондентов распределились следующим образом (Таб. 2).
Таблица 2
Сколько раз в Вашей сознательной жизни Вы оказывалась «на волосок от смерти» и Вас «спас лишь случай»? Всего ответов респондентов Число ответов в %
Случай был в возрасте до 5 лет 0 0,0
Случай был в возрасте 6-8 лет 10 6,5
Случай был в возрасте 9-12 лет 18 11,8
Случай был в возрасте 13-15 лет 21 13,7
Случай был в возрасте 16-17 лет 15 9,8
Не указали возрастной период 33 21,6
Итого названо случаев 97 63,4
Не было таких случаев 83 54,2
Всего ответов: 180* 117,6%*
*Некоторые респонденты указали на наличие у них более одного случая риска
жизни.
Наиболее опасными для жизни респондентов являются возрастные периоды «1315 лет» (9 случаев в год); «16-17 лет»(7,5 случаев в год) и «9-12 лет» (4,5 случая в год).На возрастной период «6-8 лет» приходится по 3,3 случая в год. В возрасте до 5 лет смертельно опасных случаев респондентами не отмечено.
На одного респондента (N=153) к 16-17 годам приходится в среднем 0,6 случаяриска жизни; у респондентов, указавших такие случаи (N=70), их пришлосьна указанный период по 1,4 на человека.Причины риска жизни отмечены следующие (Таб.3).
Таблица 3
Причины риска жизни__
Что было причиной риска жизни? Всего названо причин %%
Ваша неосторожность 28 15,9
Физическое насилие 23 13,1
Стечение обстоятельств 17 9,7
Конфликт с родителями 15 8,5
Риски трудовой (учебной) деятельности 15 8,5
Любовная драма 14 8,0
Конфликт со сверстниками 14 8,0
Ощущение утраты «смысла жизни» 12 6,8
Особенности Вашего характера 12 6,8
Конфликт с собой 8 4,5
Психическое насилие 6 3,4
Заболевание физическое 5 2,8
Заболевание психическое 4 2,3
Риски активного отдыха 3 1,7
Итого: 176* 100,0
*На некоторые случаи указывалось по несколько причин
Риски жизни в исследовании разделяются на «риски самоубийства» и «риски среды». В первую группу (риски самоубийства) определены риски по причинам «любовная драма», «психическое насилие», «ощущение утраты «смысла жизни»», «конфликт с собой», «риски деятельности (трудовой, учебной)», «риски активного отдыха», «заболевание психическое», «особенности Вашего характера». Они составили 42,0%.Вторую группу 58,0% (риски среды) составили риски по причинам «Ваша неосторожность», «физическое насилие», «стечение обстоятельств», «конфликт с родителями», «конфликт со сверстниками», «заболевание физическое».
В группе рисков самоубийства выделены группы: 1) риск суицида (действительного непосредственного общественно неодобряемого самоубийства); и 2) риск поведения (недействительного самоубийства). Первую группу (риск суицида) составили причины «любовная драма», «ощущение утраты «смысла жизни»», «конфликт с собой», «психическое насилие», «заболевание психическое» (всего 25,0% рисков жизни респондентов). Вторую группу («риск поведения», всего 17,0% рисков жизни респондентов) составили причины «риски деятельности (трудовой, учебной)», «риски активного отдыха», «особенности Вашего характера».
Основными факторами угрозы жизни названы следующие (таб. 4):
Таблица 4.
Факторы угрозы жизни__
Какие факторы были угрозой жизни? Всего ответов %%
Личностные 37 34,3
Бытовые 28 25,9
Социальные 17 15,7
Экономические 5 4,6
Религиозные 5 4,6
Техногенные 3 2,8
Природные 0 0,0
Другие 13 12,0
Всего 108 100,0
Данные таблицы 4 показывают, что факторы общественных и межличностных отношений относительно рисков жизни являются безусловно преобладающими над факторами техногенными или природными. Наибольший социальный резонанс в статистике смертности от неестественных причин вызывают случаи суицидов, под которыми в исследовании понимаются действительные непосредственные общественно неодобряемые самоубийства. Расчет степени и направленности влияния (СНВ) факторов суицидального риска производится методом сравнения степени присутствия того или иного социального отношения в группе респондентов суицидального риска со степенью присутствия данного отношения в группе респондентов с отсутствием риска жизни.
Итак, группу с риском суицида составили респонденты, указавшие причинами смертельного риска жизни «любовную драму», «ощущение утраты «смысла жизни»», «конфликт с собой», «психическое насилие», «заболевание психическое». Группу с отсутствием риска жизни составили респонденты, указавшие отсутствие в их жизни ситуаций, когда они оказывалась «на волосок от смерти» и их «спас лишь случай».
Тогда, например, получены следующие результаты опроса по вопросу о здоровье респондентов (таб. 5):
Таблица 5
Ответы респондентов на вопрос о здоровье _
Как Ваше здоровье? Все опрошенные (N=153) Категории респондентов по риску жизни Степень и направленность влияния фактора (СНВ)
Риск суицида (N=12) Нет риска (N=80)
Доля в выборочной совокупности 100,0% 7,8% 54,2%
Здоров(а) 77,1 25,0 86,7 0,3
Иногда болею 22,9 75,0 13,3 5,3
Итого: 100,0 100,0 100,0
Тогда для отношения «Здоров(а)» мы получаем следующие степень и направленность влияния(СНВ) данного фактора (для того, чтобы уйти от ситуации деления на «0» и чрезмерных значений СНВ к каждому показателю прибавляется демпфирующая «1,0»):
СНВ =(25,0 + 1,0)% / (86,7 + 1,0)% = 0,3 Значение СНВ менее единицы означает, что отношение «Здоров(а)» является значительно воздействующим на снижение суицидального риска фактором. И, наоборот, фактор «иногда болею» со значением СНВ = 5,3 означает значительноевоздействие на повышение суицидального риска фактором.
Таблица 6
Ответы респондентов на вопрос о роде _ занятий родителей _
Кто Ваши родители по роду занятий? Категории Степень и
Все респондентов по направленно
опрошенн риску жизни сть влияния
ые Риск Нет фактора
(N=153) суицида (N=12) риска (N=80) (СНВ)
Доля в выборочной совокупности 100% 7,8% 54,2%
Представитель интеллигенции 19,0 50,0 8,4 5,4
Руководитель, бизнесмен 24,8 66,7 15,7 4,1
Инд-й предприниматель, фермер 19,0 16,7 21,7 0,8
Муниципальный (гос.) служащий 29,4 16,7 34,9 0,5
Специалист предприятия, фирмы 20,3 8,3 20,5 0,4
Рабочий, рядовой работник 23,5 8,3 26,5 0,3
Пенсионер 5,2 0,0 4,8 0,2
Ведет домашнее хозяйство 5,2 0,0 7,2 0,1
Военный, органы правопорядка, МЧС 41,2 0,0 50,6 0,0
Другой 3,3 0,0 6,0 0,1
Всего* 190,8 166,7 196,4 0,8
*Отмечался род занятий обоих родителей
В разы выше суицидальный риск у респондентов в семьях, где родители «Представитель интеллигенции» (СНВ 5,4) и «Руководитель, бизнесмен» (СНВ 4,1). И совершенно отсутствует суицидальный риск у респондентов в семьях, где родители «Военный, органы правопорядка, МЧС» (СНВ 0,0).
Таблица 7
Ответы респондентов на вопрос о количестве у них родных братьев и сестер
Сколько Вас родных братьев и Категории Степень и
сестер? Все респондентов по направленно
опрошенн риску жизни сть влияния
ые Риск Нет фактора
(N=153) суицида (N=12) риска (N=80) (СНВ)
Доля в выборочной совокупности 100% 7,8% 54,2%
Вы один 23,5 50,0 19,3 2,5
Вас двое 43,8 41,7 42,2 1,0
Вас трое 28,1 0,0 36,1 0,0
Четверо и больше 4,6 8,3 2,4 2,7
Итого: 100,0 100,0 100,0
Отсутствует суицидальный риск у респондентов в семьях, где трое детей. С
уменьшением числа детей суицидальный риск возрастает в разы. Однако не очень хорошо выглядит ситуация и там, где детей четверо и больше: впрочем, по этому пункту велика ошибка по причине слабой репрезентативности.
Таблица 8
Ответы респондентов на вопрос об отношениях в семье _
Какие у Вас отношения в семье? Категории Степень и
Все респондентов по направленнос
опрошенн риску жизни ть влияния
ые Риск Нет фактора
(N=153) суицида (N=12) риска (N=80) (СНВ)
Доля в выборочной совокупности 100% 7,8% 54,2%
«Теплые» 75,8 33,3 86,7 0,4
«Прохладные» 13,1 41,7 4,8 7,4
Конфликтные 4,6 0,0 3,6 0,2
Затрудняюсь ответить 6,5 25,0 4,8 4,5
Итого: 100,0 100,0 100,0
Практически отсутствует суицидальный риск у респондентов в семьях, где «теплые» отношения. И наиболее велик суицидальный риск в семьях, где «прохладные» и «затрудняюсь ответить» отношения. Хорошо выглядит ситуация, где отношения «конфликтные»: впрочем, и здесь велика ошибка по причине слабой репрезентативности.
УДК 159.9
А.М. Горина, О.А. Спицына, г. Шадринск
Исследование уровня толерантности у студентов-психологов Шадринского государственного педагогического университета
В статье представлен анализ проведенного исследования уровней толерантности у студентов-психологов Шадринского государственного педагогического университета.
Толерантность, интолерантность, культурная дистанция, совместимость, взаимоприятие.
А.М. Goring О.А. Spitsyna, Shadrinsk
Study tolerance level psychology students Shadrinsk State Pedagogical
University
The article presents an analysis of the study levels of tolerance among students ofpsychology Shadrinsk State Pedagogical University.
Keywords: Tolerance, intolerance, cultural distance, compatibility, vzaimopriyatie.