Научная статья на тему 'Условия функционирования пожарных частей в провинциальных городах России в конце XIX века'

Условия функционирования пожарных частей в провинциальных городах России в конце XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
314
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ / СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОГО ДЕЛА / БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ / НЕДОСТАТОЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / LACK OF fiNANCING / FIRE STATIONS / FIRE STATION DESIGNING / FIRE SERVICE SPECIFICITY / LIFE CONDITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новичкова Наталия Юрьевна

В статье проводится анализ условий несения пожарной службы в провинциальных городах России в конце XIX века. Особое внимание автор уделяет бытовым условиям жизни пожарных. Автором сделан вывод о том, что размещение пожарных частей в провинциальных городах России в конце XIX века было организовано без учета характера и специфики их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions for functioning of fire stations in the Russian provincial towns in the late 19th century

The author presents the analysis of the conditions of fire brigades activity in the Russian province in the late 19th century. Special attention is paid to the firemen’s life conditions. The author made a conclusion that the conditions for the activity of fire stations were organized disregarding the specificity of their professional activities.

Текст научной работы на тему «Условия функционирования пожарных частей в провинциальных городах России в конце XIX века»

УДК 614.84

новичкова наталия юрьевна

кандидат исторических наук Ивановский институт государственной противопожарной службы МЧС России

[email protected]

условия функционирования пожарных частей в провинциальных городах россии в конце XIX века

В статье проводится анализ условий несения пожарной службы в провинциальных городах России в конце XIX века. Особое внимание автор уделяет бытовым условиям жизни пожарных. Автором сделан вывод о том, что размещение пожарных частей в провинциальных городах России в конце XIX века было организовано без учета характера и специфики их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: пожарная часть, проектирование пожарной части, специфика пожарного дела, бытовые условия, недостаточное финансирование.

Определяющими факторами эффективности действий пожарной команды любого типа были условия ее размещения и обеспеченность средствами пожаротушения. В целях усиления пожарной защиты населения российское правительство еще в 1818 году обязало губернские власти разделить города на части и кварталы. Для каждой части было определено «точное количество инструментов пожарных, обоза, людей и лошадей» [6, с. 35].

Поскольку пожарные части подчинялись полиции и практически воспринимались полицмейстерами как резервные силы, то их размещение было приближено к полицейским участкам. В результате в первой половине XIX века в большинстве случаев пожарная часть находилась под одной крышей или на одном дворе с полицейским участком. Такой подход к размещению пожарных частей едва ли можно назвать удачным, поскольку полиция и пожарная охрана выполняли разные задачи. Полицейские учреждения осуществляли надзор непосредственно за гражданами, поэтому их число определялось количеством населения. Пожарная служба предназначалась для охраны построек и имущества, следовательно, расположение пожарных частей должно было зависеть от размера городской территории и количества домов.

В конце XIX века, ввиду очевидной необходимости принятия конкретных управленческих решений нормативного характера по совершенствованию организации пожарной охраны, государство внесло изменения в правила дислокации пожарных частей. По этой причине во второй половине XIX века в городах России появились пожарные депо - специальные строения для размещения служителей и пожарного обоза, что дало возможность пожарным частям получить желанную территориальную автономию.

Строительство пожарных депо требовало не только больших финансовых затрат, но и участия специалистов, для того чтобы учесть на стадии проектирования все особенности несения пожарной службы. Именно такой подход к делу был характерен для столичных городов, где развитие пожарной службы проходило с учетом мирового опыта пожарного дела.

«Разница в ступенях развития Москвы (Петербурга) и провинциальных городов и населенных пунктов» [1, с. 19] наглядно отразилась на условиях несения пожарной службы на периферии. В провинциальных городах средств на нужды пожарной охраны выделялось явно недостаточно, а специалисты пожарного дела к проектированию зданий пожарных частей не привлекались. В результате пожарные команды малых городов размещались в зданиях, построенных без учета характера и специфики их профессиональной деятельности.

Органы самоуправления в провинциальных городах практически не обращали внимание и на состояние помещений, в которых размещался личный состав пожарной команды и хранилось оборудование, хотя по закону обязаны были обеспечить пожарных всем необходимым. Факт проявления полного равнодушия со стороны местной администрации к нуждам пожарных подтверждает рапорт ярославского брандмейстера Березина, в котором он докладывал городской управе о плачевном состоянии здания пожарной части и просил принять меры к ремонту помещений. В рапорте, в частности, сообщалось, что «здание пожарной части окончательно разваливается и угрожает опасностью для мимо проходящих лиц. Косяки в дверях и окнах скоро выпадут, переплеты все сгнили, вследствие чего много стекол падают на землю. В нижнем этаже пол провалился, а в верхнем сгнил. В конюшне потолки обваливаются, а двери угрожают разрушением. В сбруйном сарае и погребе полы и потолки сгнили» [2, л. 79]. Если учесть, что пожарные постоянно находились на казарменном положении, то в таких условиях они не могли ни нести службу, ни полноценно отдыхать.

Сложные бытовые условия нередко лишали пожарных возможности иметь дом и семью. Кроме того, предпочтение при найме отдавалось холостякам. Это было связано с тем, что жилые помещения пожарных частей не были приспособлены для размещения семей пожарных. В осенне-зимний период температура в казармах поддерживалась на уровне 13-14 градусов, а в трубных - 9-10 градусов. Поскольку проживание на частных квартирах не допускалось, женатым отводили, как правило,

62

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014

© Новичкова Н.Ю., 2014

Условия функционирования пожарных частей в провинциальных городах России в конце XIX века

место в общей казарме, отделив его перегородкой, а нередко и просто тонкой занавеской.

Вот что сообщалось о жизни семейных пожарных в Саратове на страницах журнала «Городское дело» в 1912 г.: «...кто не видел своими глазами, тот не представляет себе, что значит жить в общей казарме. А значит это вот что: каждая семья имеет в своем распоряжении одну кровать и только. В воздухе стоит крик, говор, плач детей различного возраста, стоны больных, ругань ссорящихся у общей печи женщин. Над кроватями устроен из досок второй этаж. Целыми днями с верхнего этажа несется плач скучающих ребятишек. Если не хватает и там места, детей усаживают под кровати. Кровати разделены друг от друга тонкими ситцевыми занавесками, изредка - деревянными перегородками. В таких условиях проходит вся жизнь на людях: ни минуты человек не бывает один. Здесь живут, родят, болеют и умирают» [3, с .75].

Специальных мест для просушивания одежды в пожарных частях не предусматривалось, ее развешивали прямо в спальных помещениях. Пожарным нередко приходилось выезжать на тушение огня в непросохшем обмундировании, что сказывалось на их здоровье и самочувствии. Они страдали ревматизмом и простудными заболеваниями.

В результате непрофессионального подхода к устройству пожарных частей в России служители не просто страдали от плохих бытовых условий, но и теряли драгоценное время при подготовке к проведению противопожарных мероприятий. В большинстве пожарных частей России в целях экономии средств отапливались только жилые помещения, а обозы со всем оборудованием находились в холодных сараях. В результате в зимнее время трубы замерзали, а бочки стояли без воды, и, прежде чем выехать на тушение пожара, команде приходилось отправляться на реку и набирать воду из проруби. Процесс этот был трудоемким и требовал времени. Однако даже после прибытия на пожар заниматься его тушением было невозможно.

Описывая пожар в Херсонской губернии, корреспондент журнала «Пожарный» сообщал следующее: «Пожар этот был замечателен тем, что прибывшая пожарная команда бездействовала. Сведущие люди объясняют это тем, что пожарный обоз, помещаясь в холодном сарае, во время мороза замерзает и делается непригодным к употреблению» [5, с.107]. Разумеется, в подобных условиях пожарные не имели возможности отстоять охваченные огнем постройки. Единственным выходом из создавшегося положения могло стать только увеличение финансирования, но этому препятствовало наличие в провинциальных городах большого количества нерешенных проблем в области благоустройства, как, например, плохое состояние дорог, отсутствие водопровода и канализации.

В отличие от России в Соединенных Штатах Америки пожарные команды размещались в хорошо оборудованных помещениях, которые назывались пожарными бюро, где были созданы все условия для работы и отдыха. В 90-е годы XIX в., путешествуя по Америке, известный русский художник В. Верещагин отметил, что и организация и условия несения службы у американских пожарных были намного лучше, чем у их российских коллег.

Вот как он описывал в своих путевых заметках устройство пожарных бюро в Нью-Йорке: «В них день и ночь топится паровая машина, так что во всякую минуту пары ее готовы. Большой воз всевозможных пожарных снарядов стоит тут же. Как только показывается где-нибудь огонь или дым, полицейский или первый прохожий поворачивает один из пожарных приводов, расположенных в видных местах на улицах, и по всем пожарным бюро города одновременно раздается тревожный звонок. По этому знаку автоматически обрываются привязи двух лошадей, которые приучены бросаться к дышлу: на них автоматически спускается с потолка упряжь, которую закрепляют моментально подоспевающие люди, и машина с возом выезжает. Все это делается так быстро, что в какие-нибудь десять секунд пожарные на улице» [4, с. 189]. Бытовые условия пребывания в пожарной части позволяли пожарным иметь полноценный отдых после исполнения служебных обязанностей. «Люди живут, как отмечал Верещагин, над помещением для машины и лошадей. У них прекрасно устроенная спальня, гостиная и читальня, часто с бильярдом» [4, с. 189].

В европейских пожарных частях также было принято держать паровую машину в постоянной готовности, в результате чего на подготовку к выезду тратилось 15-20 секунд. В России даже лучшие команды заметно отставали по этим показателям и тратили на выезд до полутора - двух минут.

Нередки были случаи, когда после получения сигнала тревоги командам приходилось ждать, когда наконец они получат лошадей, без которых невозможно было доставить к месту пожара воду и необходимое оборудование [4, с. 189].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что размещение пожарных частей в малых городах России в конце XIX века было организовано без учета характера и специфики их профессиональной деятельности и уступало нормам, принятым в Европе и в Америке. Причиной недостатков в организации функционирования российских провинциальных пожарных команд в конце XIX века явилось слабое финансирование и разработка проектов зданий пожарных частей без учета мнения специалистов пожарного дела.

Библиографический список

1. Бушуев И.А. Взаимоотношения центра и провинции в контексте изучения вопросов по-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014

63

вседневной жизни // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -2013. - Т. 19. - № 3.

2. Государственный архив Ярославской области. - Ф. 509. - Оп. 1. - Д. 3246.

3. Городское дело. - 1912. - № 5.

4. Пожарное дело. - 1898. - №3.

5. Пожарный. - 1892. - №2.

6. Чехов А.П. Исторический очерк пожарного дела в России. - СПб., 1892. - 198 с.

УДК 94(470+571)

Бушуев иван Алексеевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

«городские неудобства» как фактор повседневной жизни Костромы и ярослАвля в начале XX века

В статье рассматриваются «городские неудобства» - факторы повседневной жизни Костромы и Ярославля в начале XX в., которые осложняли существование обывателей и привносили в их быт определенные сложности. В первую очередь к данной категории относятся факторы, связанные с организацией городского пространства и внутренней инфраструктуры (коммуникаций, дорог, тротуаров, освещения и т.д.).

Ключевые слова: повседневная жизнь, городские неудобства, коммуникации, транспорт, дорожные покрытия, тротуары, освещение.

Повседневность (повседневная жизнь) -это соотношение человеческих забот и потребностей с путями и методами их решения или удовлетворения, при учете непосредственных возможностей, обусловленных экономико-географическими, политическими, социальными и культурными факторами [2, с. 18]. Факторы, связанные с организацией городской инфраструктуры и внутреннего пространства губернских центров в начале XX в., осложнявшие повседневное существование обывателей, мы выделяем в отдельную категорию «городских неудобств». Некоторые из них напрямую зависели от погодных и климатических условий, проще говоря, времени года. Многие неудобства создавались самими жителями, которые в силу собственной лени или недостатка средств пренебрегали установленными правилами и предписаниями.

Рассмотрим данные неудобства посезонно. В конце осени - начале зимы на Кострому и Ярославль обрушивались обильные снегопады, которые не только добавляли хлопот местным жителям, но и нарушали работу транспортных сетей, в частности железных дорог [16, №7 (9 января), с. 3]. В Ярославле погодные условия осложняли движение местного трамвая. Дожди образовывали лужи, заливавшие пути, и в таком случае движение останавливалось [18, №183 (14 июля), с. 3]. Аналогичная ситуация возникала и в случае выпадения большого количества снега. Зимой замерзали отведенные от городского водопровода места забора воды, устроенные по образу колодцев. Это не только лишало многих обывателей возможности получить там воду для бытовых нужд, но ограничивало доступные способы добычи воды во время тушения пожаров [16, №11 (13 января), с. 3]. Когда зима отступала, перед горожанами возникала задача очистки собственных дворов от накопившегося

грязного снега, кроме того, таяние снегов обнажало многочисленные залежи мусора по всей территории города. Чаще всего задача эта решалась наиболее быстрым и наименее энергозатратным способом - грязный снег вместе с мусором вывозился со двора и сваливался где-либо в пределах городской черты, в данном отношении больше всего страдали концевые участки окраинных улиц и местные пруды [20, №263 (9 февраля), с. 3].

В конце зимы - начале весны домовладельцы начинали чистку крыш от снега и нависавших ледяных глыб в целях предупреждения неожиданного схода и угрозы падения на прохожих. Это делали далеко не все, что становилось дополнительным источником опасности для горожан [20, №257 (1 февраля), с. 2]. Заметка в ярославской газете «Северный край» сообщала: «Одна из оживленнейших улиц города - Рождественская, она же Киселюха, почему-то забыта всевидящим оком кого следует. Снег на крышах висит целыми лавинами и ежеминутно грозит падением на головы прохожих, тротуары в свою очередь не посыпаются песком, и обледенелый снег не скалывается, почему середина тротуара представляет из себя возвышение, спускающееся наклонами по обе стороны» [16, №16 (18 января), с. 3].

Таяние снега весной делало некоторые улицы и целые кварталы Костромы и Ярославля в буквальном смысле непроходимыми. Здесь вновь давала о себе знать проблема благоустройства городских мостовых и тротуаров. А. Анохин писал: «Солнышко в великопостные дни растапливало сугробы и льды, погружая дороги и тротуары в гигантское море талых вод» [1, с. 7]. Те улицы, основное покрытие которых было грунтовым или песчаным, при обильном количестве талой воды превращались в «кашу», как было принято говорить в народе. Некоторые улицы были размыты

64

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова . м l- № 5, 2014

© Бушуев Иван Алексеевич, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.