Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

УСЛОВИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧАЩИЕСЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омаров Магомедали Магеррамович

Цель. Выявить и научно обосновать художественно-эстетический, творческий потенциал декоративно-прикладного искусства как средства патриотического воспитания школьников. Методы. Изучение и обобщение литературы, сравнительный анализ, педагогическое моделирование, экспертная оценка, устный и письменный опросы, наблюдение, изучение учебной документации и результатов деятельности, педагогический мониторинг, констатирующий и формирующий педагогический эксперименты. Результат. В результате проведения формирующего эксперимента удалось выявить, что по сравнению с контрольными классами учащиеся экспериментальных классов повысили уровни показателей в совокупности всех критериев. Вывод. В настоящее время общий уровень патриотического воспитания учащихся художественными и эстетическими средствами не отвечает потребностям современного общества и государства, что требует особого внимания к изучению изобразительной, декоративной и прикладной деятельности старшеклассников в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омаров Магомедали Магеррамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS, FORMS AND METHODS OF PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF FINE AND DECORATIVE-APPLIED ARTS

The aim of the article is to reveal and scientifically substantiate the artistic and aesthetic, creative potential of decorative and applied art as a means of patriotic education of schoolchildren. Methods. Study and synthesis of literature, comparative analysis, pedagogical modeling, expert assessment, oral and written inquiry, observation, study of educational documentation and results of activities, pedagogical monitoring, ascertaining and forming pedagogical experiments. Result. As a result of the formative experiment, it is possible to reveal that in comparison with the control classes, the students of the experimental classes increase the levels of indicators in the aggregate of all criteria. Conclusion. At present, the general level of patriotic education of students by artistic and aesthetic means does not meet the needs of modern society and the state, which requires special attention to the study of visual and decorative activities and applied activities of senior students in this direction.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Психолого-педагогические науки ••• 75

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 371

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-75-81

Условия, формы и методы патриотического воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Омаров М. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Выявить и научно обосновать художественно-эстетический, творческий потенциал декоративно-прикладного искусства как средства патриотического воспитания школьников. Методы. Изучение и обобщение литературы, сравнительный анализ, педагогическое моделирование, экспертная оценка, устный и письменный опросы, наблюдение, изучение учебной документации и результатов деятельности, педагогический мониторинг, констатирующий и формирующий педагогический эксперименты. Результат. В результате проведения формирующего эксперимента удалось выявить, что по сравнению с контрольными классами учащиеся экспериментальных классов повысили уровни показателей в совокупности всех критериев. Вывод. В настоящее время общий уровень патриотического воспитания учащихся художественными и эстетическими средствами не отвечает потребностям современного общества и государства, что требует особого внимания к изучению изобразительной, декоративной и прикладной деятельности старшеклассников в этом направлении.

Ключевые слова: изобразительное искусство, образование, декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, учащиеся, эстетическое сознание, народное творчество.

Формат цитирования: Омаров М. М. Условия, формы и методы патриотического воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 2. С. 75-81. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-75-81_

Conditions, Forms and Methods of Patriotic

Education of Schoolchildren by Means of Fine and Decorative-Applied Arts

Magomedali M. Omarov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to reveal and scientifically substantiate the artistic and aesthetic, creative potential of decorative and applied art as a means of patriotic education of schoolchildren. Methods. Study and synthesis of literature, comparative analysis, pedagogical modeling, expert assessment, ora l and written inquiry, observation, study of educational documentation and results of activities, pedagogical monitoring, ascertaining and forming pedagogical experiments. Result. As a result of the formative experiment, it is possible to reveal that in comparison with the control classes, the students of the experimental classes increase the levels of indicators in the aggregate of all criteria. Conclusion. At present, the general level of patriotic education of students by artistic and aesthetic means does not meet the needs of modern society and the state, which requires special attention to the study of visual and decorative activities and applied activities of senior students in this direction.

Keywords: fine arts, education, decorative and applied arts, patriotic education, schoolchildren, aesthetic consciousness, folk art.

For citation: Omarov M. M. Conditions, Forms and Methods of Patriotic Education of Schoolchildren by Means of Fine and Decorative-Applied Arts. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 75-81. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-75-81

Введение

На современном этапе в системе художественно-педагогического образования воспитательная роль искусства, прежде всего, декоративно-прикладного, привлекает интерес большинства педагогов дисциплин эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства. Однако недостаточно эффективно в решении данных проблем используется духовно-нравственный, художественно-эстетический, патриотический потенциал произведений декоративно-прикладного творчества в образовательно-воспитательной деятельности школьников [2].

Исходя из специфики народного декоративно- прикладного искусства, а также, опираясь на результаты анализа недостатков, имеющихся в системе художественно-педагогического образования, с учетом рассматриваемой проблемы, мы разработали экспериментальную методику формирования патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства, способствующую приобщению их к нравственным, патриотическим, эстетическим ценностям народа. Основная цель предполагаемого экспериментального исследования заключается в том, чтобы вводить школьников в мир народного творчества, расширять интерес и любовь учащихся к своей родине, формировать у них патриотические чувства и убеждения средствами народного декоративно-прикладного искусства. Важным условием в ходе экспериментального исследования является изучение и выявление закономерностей проявления эмоционально-художественной выразительности, патриотических чувств и убеждений школьников, а также экспериментальная проверка эффективности педагогических условий, путей, форм и методов патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства [1].

Цель - выявить и научно обосновать художественно-эстетический, творческий потенциал декоративно-прикладного искусства как средства патриотического воспитания школьников.

Методы - изучение и обобщение литературы, сравнительный анализ, педагогическое моделирование, экспертная оценка,

устный и письменный опросы, наблюдение, изучение учебной документации и результатов деятельности, педагогический мониторинг, констатирующий и формирующий педагогический эксперименты. Результаты и обсуждение В ходе экспериментального исследования и подготовки к изучению рассматриваемой проблемы были использованы ныне действующие подходы и принципы, предусмотренные программами по изобразительному искусству Н. Н. Анисимо-ва, М. М. Байрамбекова, В. С. Кузина, Б. С. Неменского и др., внесших огромный вклад в художественно-эстетическое, нравственно-патриотическое воспитание школьников.

Ключевыми задачами эксперимента были изучение современного состояния проблемы, определение роли и значения декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании школьников.

Включение созданных нами условий и системы преподавания патриотического воспитания учащихся в содержание преподавания изобразительного искусства является важной предпосылкой экспериментальной работы. Занятия по изобразительному искусству во время эксперимента частично проводились при нашем непосредственном участии и учителей изобразительного искусства в городских и сельских школах республики.

Экспериментальное исследование

представляет собой создание необходимых условий, путей, форм и методов, системы занятий патриотического воспитания школьников. С помощью произведений декоративно-прикладного искусства, подобранных на основе общепедагогических, методических требований, разрабатываются пособия, рекомендованные к использованию на уроках изобразительного искусства.

Констатирующий эксперимент Эксперимент проводился в г. Махачкале в СОШ № 11, 12, 39, в г. Каспийске в СОШ № 2, 6, в СОШ № 35 пос. Ленинкент Кировского района г. Махачкалы.

На художественном занятии в экспериментальной группе школьникам предлагался ряд заданий для определения

уровня художественных знаний, сознательного интереса к своей родине и национальной художественной культуре, а также понимания учащимися патриотических знаний и ценности искусства и ремесла.

Для более глубокого выяснения уровня интереса и любви учащихся к родной стране, культуре и народному декоративно- прикладному искусству нами были разработаны анкеты-вопросники, включающие следующие вопросы:

1. Назовите наиболее известные произведения декоративно-прикладного искусства, созданные в Дагестане, и постарайтесь определить их культурно-историческое и патриотическое значение.

2. Что представляют собой произведения декоративно-прикладного искусства, каково их историческое, эмоционально-эстетическое патриотическое воздействие?

3. Чем достигается непреходящая художественно-эстетическая патриотическая ценность произведений народного творчества?

4. Какую роль играет декоративно-прикладное искусство в формировании патриотического воспитания, естественного общения, искренних патриотических чувств и убеждений?

5. Можете ли вы назвать имена народных мастеров, создавших произведения декоративно-прикладного искусства на патриотическом сюжетно-образном материале? Это относится к Дагестану, к России, к мировому искусству в целом.

6. Назовите изделия декоративно-прикладного искусства какого-либо мастера, в котором наглядно прослеживаются патриотизм, художественные традиции.

7. Назовите характерные особенности, присущие декоративно-прикладным изделиям одного народа Дагестана (цветовое решение, декоративная композиция, материал, национальный костюм).

Эти контрольные вопросы не только позволяют нам выявить уровень знаний в области патриотического воспитания студентов посредством декоративно-прикладного искусства, но и стимулируют патриотические чувства и убеждения в процессе непосредственного общения с произведениями народного творчества.

Заполненные анкеты были разосланы в общеобразовательные школы Республики Дагестан. Вопросы анкеты также исполь-

зовались в практической работе студентов, изучающих искусство и графику, во время обучения в школе, а также учителей изобразительного искусства в различных инновационных учебных заведениях в городах: Махачкала и Каспийск.

В результате обобщения опроса и анкетирования, в ходе констатирующего эксперимента нами были выявлены следующие общие закономерности:

1. В процессе воспитательной работы учителя изобразительного искусства уделяют больше внимания объяснению и ознакомлению с материальной, утилитарной, эстетической и патриотической ценностью декоративно-прикладного искусства.

2. К сожалению, произведения народных мастеров известны только относительно ограниченному кругу учащихся, и это, конечно, умаляет их воспитательную, художественную и эстетическую ценность в патриотическом воспитании школьников.

3. К сожалению, недостаточно осознанный интерес и уровень знаний студентов о своей стране, их культуре и искусстве в Дагестане.

4. В своей практической работе преподаватели искусства недостаточно используют богатый педагогический потенциал декоративного искусства в отношении патриотического воспитания и изучения их исторической и социальной связи.

5. В качестве объектов изображения на уроках изобразительного искусства часто возникает необходимость использовать конкретные темы и предметы быта, которые способствуют развитию у учащихся интереса к родной стране, к национальной художественной культуре через ознакомление с народным искусством.

6. Необходимо дать студентам более глубокое понимание концепций патриотизма, расширить словарь искусствоведения по рассматриваемому вопросу.

7. На уроках изобразительного искусства необходимо более широко использовать наглядно-иллюстративный материал: фотоиллюстрации, рисунки, таблицы, слайды, способствующие формированию патриотических чувств и убеждений школьников.

8. Важным шагом в решении этой проблемы является разработка параметров и критериев оценки работы учащихся, спо-

собствующих повышению уровня эстетического воспитания, формированию эстетического сознания и художественного вкуса.

Исследование на основе декларативного опыта показало, что интерес и объективная оценка формирования патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства во многом определяются его общими параметрами и критериями, которые были основой образовательного опыта.

Обращение к этим параметрам, показателям и уровням позволило нам определить общий уровень знаний и интересов учащихся к своей родине, отечеству, степень формирования патриотических чувств и убеждений в процессе их приобщения к декоративно-прикладному искусству, повышения объективности оценки практических работ школьников. Обобщенная система параметров диагностики уровней сформированности патриотических качеств представлена в таблице 1.

Таблица 1 Параметры диагностики

Критерий Показатели Уровни

Наличие интереса и любви к Родине, культурным и патриотическим ценностям Отсутствие интереса и любви к Родине, культурным и патриотическим ценностям низкий

Недостаточно проявляют интерес и любовь к Родине культурным и патриотическим ценностям средний

Высокий и осознанный интерес и любовь к Родине, культурным и патриотическим ценностям высокий

Способность к восприятию патриотических чувств и убеждений средствами ДПИ Отсутствие признательности в познании патриотических ценностей произведений декоративно-прикладного искусства низкий

Есть частичная оценка знаний о патриотических ценностях декоративно-прикладного искусства средний

Полная оценка в познании патриотических ценностей произведений декоративно-прикладного искусства высокий

Способность к пониманию возможности ДПИ в патриотическом воспитании школьников Отсутствие признательности в познании патриотических ценностей произведений декоративно-прикладного искусства низкий

Есть частичная оценка знаний о патриотических ценностях декоративно-прикладного искусства средний

Полная оценка в познании патриотических ценностей произведений декоративно-прикладного искусства высокий

Восприятие патриотических ценностей в создании художественных и декоративных образов Отсутствие признательности в познании патриотических ценностей произведений декоративно-прикладного искусства низкий

Есть частичная оценка знаний о патриотических ценностях декоративно-прикладного искусства средний

Полная оценка в познании патриотических ценностей произведений декоративно-прикладного искусства высокий

Понимание национальных особенностей, присущих изделиям ДПИ Отсутствие признательности в познании патриотических ценностей произведений декоративно-прикладного искусства низкий

Есть частичная оценка знаний о патриотических ценностях декоративно-прикладного искусства средний

Полная оценка в познании патриотических ценностей произведений декоративно-прикладного искусства высокий

Оценка в познании патриотических ценностей произведений ДПИ Отсутствие признательности в познании патриотических ценностей произведений декоративно-прикладного искусства низкий

Есть частичная оценка знаний о патриотических ценностях декоративно-прикладного искусства средний

Полная оценка в познании патриотических ценностей произведений декоративно-прикладного искусства высокий

В результате констатирующего эксперимента в 5-х контрольных классах лицея №35 пос. Ленинкент по четырем из шести критериев выявился следующий уровень сформированности: низкий - 41 %, средний - 47 %, высокий уровень - 12 %. В 6-х контрольных классах лицея № 35 результаты выглядят следующим образом: на низком уровне - 49 %, среднем - 35 %, высоком - 16 %. В 7-м классе следующий уровень сформированности художественных знаний и показатель приобщения учащихся к национальной художественной культуре: низкий - 20 %, средний - 50 %, высокий - 30 %. Важно отметить, что в 7-х контрольных классах лицея № 35 пос. Ле-нинкент показатели высокого уровня подготовленности выросли, что является хорошим результатом проводимой самой школой краеведческой работы. Совершенно иные результаты наблюдались в школе № 11 г. Махачкалы. У учащихся в результате проведения констатирующего эксперимента в 5-х контрольных классах оценки таковы: низкий уровень - 33 %, средний уровень - 52 %, высокий уровень - 15 %. В 6-х контрольных классах этой же школы уровень сформированности художественных знаний составляет: низкий - 34 %, средний - 45 %, высокий - 21 %. Соответственно, общие результаты констатирующего эксперимента в 7-х классах таковы: на низком уровне - 23 %, среднему уровню соответствует 48 %, высокому - 29 %.

Разработка методики экспериментального обучения

Основная цель предлагаемого педагогического опыта состоит в том, чтобы показать интерес и любовь учащихся к стране их происхождения, расширить, обогатить и систематизировать знания о своем народе и своей культуре, активизировать процесс художественно-эстетического воспитания и развития школьников посредством народного творчества. Экспериментальные исследования проводились в городских и сельских общеобразовательных школах Республики Дагестан: № 11, 39, г. Махачкала, средняя общеобразовательная школа № 2, 6, г. Каспийск, общеобразовательная школа с. Кубачи Дахадаевского района. В ходе эксперимента был изучен и раскрыт целостный образ, вызывающий интерес и любовь к родине, к культуре традицион-

ного искусства с использованием произведений искусства и декора.

Способность учащихся оценивать декоративное искусство определяется с учетом формирования их патриотических чувств и убеждений. Важным аспектом экспериментальной работы стало определение и включение в содержание курсов изобразительного искусства системы классов для патриотического воспитания школьников.

Экспериментальные курсы были организованы как при нашем непосредственном участии, так и учителями рисования в соответствии с определенными условиями, проектами и системами обучения патриотическому воспитанию школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

При разработке экспериментального обучения на уроках изобразительного искусства мы используем традиционные и современные утвержденные формы и методы, различные резюме уроков, педагогические условия, которые способствуют созданию мировоззрения и патриотических чувств и убеждений. Методика обучения также включает активное использование исторической преемственности, морального опыта, накопленного людьми в патриотическом воспитании студентов в процессе творческого развития.

В разработке экспериментального обучения мы уделяли особое внимание школьникам в процессе практического рисования. Во внешне непритязательных рисунках школьников должен раскрываться смысл таких глубоких и одновременно высоких патриотических понятий, как «интернациональный долг», «братское экономическое сотрудничество стран СНГ», «помощь районам, пострадавшим от стихийных бедствий» и т. п., что воспитывает в детях и подростках гуманные патриотические понятия сочувствия и сострадания. Рисунки детей и подростков дают богатую информацию об их внутреннем мире, говорят об их отношении к окружающей действительности и происходящим событиям - эта информация плодотворно использовалась нами для соответствующих суждений и практических выводов [7].

В результате проведения формирующего эксперимента удалось выявить, что по сравнению с контрольными классами учащиеся экспериментальных 5-7-х классов повысили уровни показателей в совокупности всех критериев, что показаны в таблице 2.

Таблица 2

Результаты экспериментальной работы (в %)

Образовательная организация Уровень 5 кл. 6 кл. 7 кл.

До После До После До После

Лицей № 35, пос. Ленинкент Низкий 41 18 49 17 22 11

Средний 47 59 35 43 52 41

Высокий 12 24 16 44 32 51

МКОУ СОШ № 11, г. Махачкала Низкий 33 16 34 19 23 13

Средний 52 46 45 44 48 44

Высокий 15 41 21 40 29 46

В лицее № 35 пос. Ленинкент первоначально, как и в других школах, учащиеся показали слабый уровень художественной подготовленности. Мы определили процентное соотношение результатов, полученных в классах контрольных и экспериментальных. Улучшение наблюдается в 5 -х классах: на низком уровне - 18 %, в среднем - 59 %, на высоком - 24 %. В 6 классе учащиеся экспериментальных классов продемонстрировали высокий уровень готовности по двум критериям одновременно и повышенный уровень художественных знаний в процессе практического рисования. Результаты улучшения показателей очевидны: на низком уровне - 17 %, в среднем - 43 %, на высоком уровне - 44 %.

Завершающим этапом педагогического учебного эксперимента стала работа в 7 -х классах, где критерии знаний и навыков с низким уровнем - 11 % учащихся, средним уровнем - 41 %, высоким - 51 %. Важно отметить, что в контрольных классах соответственно показатели выражались в следующим образом: низкий -22 %, средний - 52 %, высокий - 32 %. Таким образом, тенденция к улучшению результатов хорошо видна, и эффективная экспериментальная методика подтверждается.

Несколько иная картина наблюдается в учебном эксперименте в средней школе № 11 города Махачкалы.

В пятом классе учебного эксперимента следующие показатели: низкий - 16 %, средний - 46 %, высокий - 41 %.

После учебного эксперимента в шестом классе доля воспитания патриотизма среди учащихся значительно возросла: на низком уровне - 19 %, на среднем - 44 %, высокому уровню соответствовали 40 % учащихся.

На завершающем этапе формирующего эксперимента в 7-м классе махачкалинской школы № 11 удалось добиться достаточно-

го уровня. Здесь заметно повышение общего уровня учащихся по всем положенным нами критериям: на низком уровне - 13 % учащихся, среднего уровня достигли 44 %, на высоком уровне - 46 % [7].

Результаты анализа экспериментальных классов значительно превзошли результаты учащихся контрольных классов по всем предложенным нами критериям.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение и анализ экспериментальной работы по патриотическому воспитанию школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, позволяет сделать выводы:

1. В настоящее время общий уровень патриотического воспитания учащихся художественными и эстетическими средствами не отвечает потребностям современного общества и государства, что требует особого внимания к изучению изобразительной и декоративной деятельности и прикладной деятельности старшеклассников в этом направлении.

2. Выявлено, что при проведении дискуссий по истории искусства, раскрывающих тему патриотического воспитания, учителя не уделяют должного внимания анализу изобразительных и декоративных произведений искусства с целью формирования чувства патриотизма, любви и знакомства с народной художественной культурой.

3. Недостаточно внимания уделяется основным методам непосредственного воздействия на сознание детей в процессе ознакомления с декоративными произведениями искусства, встречами с народными художниками.

4. В процессе изучения школьной деятельности и соответствующего анализа возникших проблем, мы определили основные пути патриотического воспитания школьников посредством изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Агаев А. Г. Патриотизм: содержание и шей и девушек к жизни (9-10кл.): программы

объем разрабатываемой концепции. Махачкала, 1995. 105 с.

2. Агаев М. Г. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Баку, 1981. 32 с.

3. Алиев М. Н. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях. Проблемы подготовки студентов к инновационной деятельности. Махачкала, 2000. 73 с.

4. Мирзоев Ш. А., Саидов Т. Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юно-

ob"em razrabatyvaemoj koncepcii [Patriotism: the content and scope of the developed concept]. Makhachkala, 1995. 105 p. (In Russian)

2. Agaev M. G. Voenno-patrioticheskoe vospitanie starsheklassnikov [Military-patriotic education of high school students]. Extended abstract of diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Baku, 1981. 32 p. (In Russian)

3. Aliev M. N. Patrioticheskoe vospitanie uchashchejsya molodezhi v sovremennyh uslovi-yah [Patriotic education of students in modern conditions]. Makhachkala, 2000. 73 p. (In Russian)

4. Mirzoev Sh. A., Saidov T. G. Kul'tura i tradicii narodov Dagestana. Podgotovka yunoshej i devushek k zhizni (9-10kl.): programmy (eksper-

(экспериментальные). Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 96 с.

5. Омаров М. М. Патриотическое воспитание школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству. Дисс. ... канд. пед наук, 2009. 119 с.

6. Омаров М. М. Патриотическое воспитание школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству // Искусство и образование, 2007. № 5. С. 35-42.

ples of Dagestan. Preparation of young men and women for life (9-10kl.): programs (experimental)]. Makhachkala, Daguchpedgiz Publ., 1992. 96 p. (In Russian)

5. Omarov M. M. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov v processe priobshcheniya k dekora-tivno-prikladnomu iskusstvu [Patriotic education of schoolchildren in the process of introduction to the decorative and applied arts]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy), 2009. 119 p. (In Russian)

6. Omarov M. M. Patriotic education of schoolchildren in the process of introduction to the decorative and applied arts. Iskusstvo i obra-zovanie [Art and education]. 2007. No. 5. Pp. 3542. (In Russian)

References

1. Agaev A. G. Patriotizm: soderzhanie i imental'nye) [Culture and traditions of the peo-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Принадлежность к организации Affiliations

Омаров Магомедали Магеррамович, кан- Magomedali M. Omarov, Ph. D. (Peda-

дидат педагогических наук, доцент, заведу- gogy), assistant professor, the head of the chair

ющий кафедрой безопасности жизнедея- of Health and Safety, Dagestan State Pedagogical

тельности, Дагестанский государственный University, Makhachkala, Russia; e-mail: oma-

педагогический университет, Махачкала, [email protected] Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 20.04.2020 г.

Received 20.04.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.