Н.П. Фетискин, Е.Н. Резников, Т.И. Миронова, С.В. Шепелева
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
РУССКОГО НАРОДА (на примере жителей Костромской области)
Используя термин «условия», сформировавшие этнопсихологические особенности русского народа, мы имеем в виду «факторы», «природу» или «детерминанты», формирующие этнопсихологический облик народа. Развивая системный подход Б.Ф. Ломова, Д.Н. Завалишина и В.Н. Барабанщиков указывают, что он базируется на динамичности, нелинейности и опосредованности детерминацион-ных процессов (Завалишина, Барабанщиков, 1990). Применительно к этносу динамичность проявляется в его «открытости» к различным воздействиям (экономическим, политическим, социальным, идеологическим и пр.) и готовности к «самоорганизации» как системы. Нелинейность проявляется в том, что системный подход выражается как в отказе от объяснения влияния только одной-единственной детерминанты в изменении этнопсихологических характеристик народа, так и в поиске поликаузальности появления этнопсихологических явлений. Промежуточное накопление результатов постепенно может превращаться в некую каузальную причинную необходимость. Вместе с тем в прикладных исследованиях по конкретному этносу при анализе условий, в которых формировалась изучаемая общность, в отдельных случаях просматриваются достаточно жесткая линейная детерминация и влияние конкретных факторов на появление определенных этнопсихологических характеристик. «Нелинейность детерминации» - это отказ от понимания связи «причина - следствие» как непосредственной, близкой по времени проявления. Б.Ф. Ломов говорит о кумулятивной причине, предполагающей усиление «промежуточно накопленных факторов», увеличение некоторой критической массы изменений, чтобы каузальное отношение «сработало» (Завалишина, Барабанщиков, 1990).
Объяснить природу этнопсихологических явлений с позиций линейного детерминизма порой часто не представляется возможным. Поэтому, к объяснению появления тех или иных особенностей в психологическом облике этноса целесообразно подойти с позиций системной детермина-
ции. «В различных обстоятельствах и на разных этапах психического развития соотношение и функции этих детерминант изменяются» (Ломов, 1990).
Опосредованность системной детерминации в этнической психологии может проявляться в том, что в процессе воздействия основная детерминанта, например, может привести к возникновению других причин, которые в свою очередь приводят к реальным изменениям в этническом образе жизни народов, к появлению новых этнопсихологических характеристик.
На формирование этнопсихологических особенностей влияли природно-географические условия, распространенные в стране виды производственной деятельности, религия, история, идеология и другие факторы. Все детерминанты, как правило, действуют в едином неразрывном комплексе (иногда последовательно, а иногда одновременно), в связи, с чем порой трудно дифференцировать взаимосвязи между каждым воздействующим фактором и его результатом в этнопсихологическом облике народа. Вместе с тем, несмотря на указанные трудности, многие этнические психологи прослеживают эти взаимосвязи (особенно при исследовании конкретных этносов) (Луганский, 1968; Лебедева, 1993; Платонов, Почебут, 1993; Павленко, Таглин, 1993; Гумилев, 1994; Фетисов, 1995; Страноведение арабских стран, 2001; Резников, Багреева, 2002; Российская цивилизация, 2003).
Природно-географические условия. В этнической психологии роль географических факторов в формировании этнопсихологических характеристик достаточно выпукло нашла отражение в работах немецких исследователей В. Хелльпага и П. Хофштеттера (НеПраЛ, 1954; Hoffstеtter, 1957). В своих работах они утверждают, что при-родно-географические условия являются решающими детерминантами, так как они стабильно действуют в течение многих веков и даже тысячелетий. Обусловленные ими этнопсихологические характеристики восстанавливаются у представителей этноса после их возвращению на историческую родину, даже после весьма длительного отсутствия в родных местах. Критические выска-
© Н.П. Фетискин, Е.Н. Резников, Т.И. Миронова, С.В. Шепелева, 2006
зывания в адрес данного подхода относятся к приписыванию излишне преувеличенной роли при-родно-географических факторов в процессе формирования этнопсихологических характеристик.
К проблеме влияния природной среды на образование определенных психологических особенностей русских обращался русский ученый В.О. Ключевский (Ключевский, 1992). Л.Н. Гумилев также подчеркивал неразрывную связь развития этносов с природой, в которой они сформировались и проживают. При объяснении появления психологических особенностей и этнического стереотипа поведения среди представителей народа он выделял три группы факторов: географическую среду (привычный ландшафт и система хозяйства), культурную традицию (совокупность форм человеческой искусственной деятельности) и этнически сложившееся окружение (Гумилев, 1994).
На первых этапах развития народов, когда уровень развития производительных сил был невысок, существовала высокая зависимость жизнедеятельности этноса от природно-климатических условий. Земледелие, животноводство, охота, сбор ягод и трав обусловливались условиями, в которых проживал этнос. В зависимости от того, какие культуры возделывались земледельцами, и какие ремесла были развиты в местности, соответственно производились и пищевые продукты, одежда и предметы домашнего обихода. Это, в свою очередь, способствовало формированию определенных потребностей в еде, привычек в быту, навыков и умений в различных видах трудовой деятельности, распространенных в местах расселения народов.
Влияние природно-климатических условий проявляется в основополагающих характеристиках жизнедеятельности людей (в давлении крови, заболеваниях и пр.). Например, суровые климатические условия севера сказались в поведении и образе жизни местных жителей: движения их неторопливы, уравновешены и сдержаны; темп жизни несколько замедлен. Можно сказать, что под воздействием таких условий у подавляющей части этноса сформировался национальный флегматичный темперамент.
К условиям, в которых происходило становление русского национального характера, можно отнести природно-географическую среду. В средней, северо-западной и северо-восточной европейской части России, где в древности про-
живали русские, климатические условия характеризовались коротким теплым летом и достаточно продолжительной зимой. Эти условия вынуждали напряженно трудиться в летние месяцы (по сути, пять месяцев) и вести размеренный и порой расслабленный трудовой образ жизни в зимнее время (семь месяцев). Влияние умеренного климата, лесов и полей обусловило появление в национальном темпераменте таких особенностей как уравновешенность, терпеливость, сдержанность, интравертированность, чувствительность, умеренность в выражении эмоций и чувств. Наличие широких просторов и многочисленных лесов способствовало не очень уважительному отношению к природным ресурсам. В то же время проживание русских на равнинах, как и у других народов, проживающих в подобных условиях, формировало миролюбивость и уживчивость.
Влияние природно-географических условий на экономику страны интересно показал А.П. Пар-шев в книге «Почему Россия не Америка» (Пар-шев, 2001). Сравнивая природно-климатические условия в этих странах, автор указывает, что южная точка в нашей стране находится на широте северной границы США. Природно-климатические условия в России менее благоприятны, чем в Америке и для сельского хозяйства, и для строительства жилья, и для капитального строительства промышленных предприятий и др. В связи с продолжительным холодным периодом в нашей стране затраты на отопление квартир и промышленных объектов, не говоря уже о капитальных затратах при их строительстве, достаточно высоки (Паршев, 2001). Все это, естественно, отражается на образе жизни русских и, естественно, формирует их психологические особенности.
Вместе с тем, в настоящее время зависимость жизнедеятельности людей от влияния природно-географических условий заметно снизилось.
Виды производственной деятельности. Б.Ф. Ломов в работе «Методологические и теоретические проблемы психологии» подчеркивает мысль, что «решающая роль в процессе антропо-и социогенеза принадлежит труду» (Ломов, 1999).
Д. Берри в своей публикации «Культурная экология социального поведения» указывает, что охотничьи, земледельческие и собирательные культуры формировали разные качества у этносов, которые были заняты в соответствующих видах деятельности. В процессе социализации детей в охотнических культурах формируется уве-
ренность в себе, навыки принятия самостоятельных решений, автономность, а в земледельческих культурах - качества, связанные с подчинением и конформностью. В обобщенном виде можно утверждать, что виды производственной деятельности и природно-географические условия формируют поленезависимость (способность представителя этноса выделять стимулы из окружающего мира) и полизависимость (затрудненность выделения стимулов из окружающего мира). По мнению Д. Берри, в охотничьих и собирательных культурах этнофоры чаще полинезависимы, а в земледельческих культурах - полизависимы (Berry, 1979).
Из результатов исследований по психологии труда, управления, акмеологии и психологии управления известно, что профессиональная деятельность обусловливает специфические качества у лиц, участвующих в ней (Кабаченко, 1996; Маркова, 1996; Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства, 1999; Социальная психология экономического поведения; Карпов, 1999). Вполне естественно, что в процессе этнической социализации родители формировали у своих детей психологические особенности, которые они считали ценными, и которые были развиты у них в процессе их трудовой деятельности.
Основным видом производственной деятельности, в котором было занято население в древней Руси, включая и Костромскую область, являлось сельское хозяйство. Такой труд формировал физическую выносливость, умение концентрировать свои усилия на определенный период и интенсивно работать в этот промежуток времени1. В зимнее время мужчины занимались резьбой по дереву, а женщины пряли. Кроме этого, было развито собирательство ягод, грибов и др., которое формировало среди русских определенную наблюдательность.
Занятия сельским хозяйством обусловило у крестьян высокую значимость следующих «земля», «скот» и «хозяйство». Строительным материалом в большинстве случаев было дерево (как следствие частые пожары уничтожали жилища и хозяйственные постройки).
Чтобы обеспечить семью молочными продуктами в течение длительной зимы, корову и теленка старались держать в тепле, а в сильные морозы домашнюю живность даже переводили в избы. Так как дома отапливались «по-черному», то все это в совокупности обусловливало в доме определенный беспорядок.
Развитие кустарных ремесел и промыслов, а также промышленности в конце XIX и в начале ХХ вв. не особенно сказались на формировании национального характера русских.
Появление современных видов производственной деятельности в СССР и России (промышленности, науки, образования, информационных технологий и др.) в XX и в начале XXI века формировало среди жителей Костромской области новые профессиональные качества, которые отсутствовали у предыдущих поколений русских.
Религия. Своеобразие психологических особенностей этноса может обусловливаться и религией. «В ходе распространения мировых религий происходил своеобразный процесс накладывания сложившейся религиозно-идеологической системы на местные нравы, обычаи, традиции, верования» (Мануйлова, 1975). Убедительным примером воздействия религии на отношение к работе является трудовая этика протестантизма, ставившая во главу угла воспитание добросовестного отношения к труду (как искупления греховности человека) (Вебер, 1990; Bendix, 1962; Furnham, 1982, 1990). Влияние протестантизма, как религиозного направления христианства, наглядно видно на примере формирования отношения американцев, англичан и немцев к труду.
Большое влияние на национально-психологические особенности русского народа оказало православие. Введение христианства на Руси приобщило народ к культурным ценностям западной цивилизации. В отличие от католицизма и протестантизма, православие формировало установки не на мирские дела, а на формирование духовности и подготовку своей паствы к вечной загробной жизни. Чтобы жизнь на земле была праведной, православие также формировало у верующих духовные ценности, терпимость к земным тяготам, открытость в общении с людьми, скромность в поведении, всепрощение и самоценность отношений с людьми.
Идеология. На формирование этнопсихологических особенностей определенное влияние оказывает идеология. В обществе идет постоянная борьба за власть между различными социальными слоями и классами. Стоящие у власти политические элиты стремятся распространить свои идеологию, ценности и психологические особенности до общенациональных масштабов. Поэтому в определенные периоды истории в этническом облике могут проявляться ценности и психологи-
ческие особенности тех слоев и класса, которые управляют государством. Существующая борьба между двумя полюсами за формирование психологических особенностей может оказаться длительной и напряженной. В результате того, какие цели (политические, экономические, социальные и пр.) ставят руководители страны и правящая элита, соответствующие психологические особенности они и формируют среди этнофоров.
Влияние идеологии на психологию русского народа особенно четко просматривается в ХХ в. До 1917 г. ценностные ориентации русских формировались на основе общинных ценностей, в силу чего революционная идеология нашла благодатную почву в русском менталитете. В течение 70 лет сознательно формировались социалистические и коллективистские ценности, а после 1991 г. стали формироваться рыночные и индивидуалистические ценности. Это обусловило у определенной части населения повышенную психическую напряженность, нервные срывы и чувство неприятия проводимых реформ. Отношение к труду в советское время усреднялось и обесценивалось массовым использованием моральных и психологических стимулов. Советская идеология формировала у русских и представителей других этнических общностей высокую престижность высшего образования (среднее образование было почти обязательным). Идеология рынка потребовала более жесткой ответственности и творческого отношения к работе, повысилась престижность таких профессий, как финансист, менеджер, юрист и пр. В сфере религии атеизм был заменен традиционным православием.
Идея «единая общность советских людей» в СССР не позволяла развиваться самосознанию русского народа. Идеология и политика, проводимые в течение 70 лет административно-бюрократическим аппаратом из Москвы, отождествлялись с русскими людьми, среди многих национальных групп России и бывших республик порождала к ним часто негативное отношение. Вместе с тем, советская идеология формировала у русских и других этносов межнациональную терпимость.
После 1991 г. в России официальной «идеологией» стали рыночные отношения, и у представителей русских, татар и других народов, проживающих в России, стали формироваться соответствующие духу товарно-денежных отношений ценности, деловые и личные качества (Резников, 1997; Резников, 2003).
История этноса объясняет, какие конкретные события и каким образом повлияли на формирование определенных психологических характеристик его представителей. Значимые события в истории народа играют большую роль в формировании этнопсихологических характеристик (в общественных науках часто используется понятие «историческая память» как феномен, в котором сконцентрировались наиболее значимые события прошлого). К ним относятся длительные войны, которые вел народ, освоение новых земель, борьба со стихийными бедствиями и пр. Наиболее сильные изменения в этнопсихологическом облике происходят в период революционных преобразований в этносе.
В психологических особенностях этноса отражаются его исторические судьбы. «Одним способом формировалась психология веками порабощенных народов, другим - представителей угнетающих наций. Вековой национальный гнет может формировать у порабощенной нации такие отрицательные свойства, как приспособленчество, пассивность, двуличие, неверие в свои силы и т.п.» (Малинаускас, 1976). Например, в африканской стране Руанде представители народности тутси, составляющие 10% населения страны, многие века держала власть в своих руках. В то же время, представители народности хуту, составляющие представляющее 90% населения страны, были бедными земледельцами (Страны мира и народы, 1997). В 1962 г., когда Руанда получила независимость, представители племени хуту пришли к власти и начали жестоко преследовать представителей тутси. После гибели правительства в 1994 г в стране началось восстание, и произошла массовая резня, в результате которой безвинно погибли более полумиллиона жителей страны (как представителей племени тутси, так и хуту).
Значимые исторические события в России также сказались на национально-психологических особенностях русского народа. В нашей стране значимыми событиями является татаро-монгольское нашествие на Русь, которое, с одной стороны, обогатило русский язык, привнесло в быт некоторые традиции и обычаи, способствовало развитию торговых навыков, а, с другой стороны, формировало у населения приниженность и покорность, подрывало его экономическое благосостояние. Победа на Куликовом поле, освобождение от татаро-монгольского угнетения, деятельность московского князя Ивана Колиты по
собиранию русских земель, централизации княжеств и укрепление государственной власти - все это способствовало зарождению национального самосознания и национального чувства у русского народа.
Реформы Петра I приобщили дворянство России к западной культуре. Были заимствованы новые виды производственной деятельности, была реформирована армия, заложены основы государственного строительства, образования и науки. Но большое количество приглашенных из европейских стран специалистов породило повышенный пиетет по отношению к ним, иногда переходящий в комплекс неполноценности русских. Указы Петра I о закрепощении крестьян за помещиками усилили их бесправность и почти на 150 лет задержали отмену крепостного права.
Война 1812 г. объединила русский народ, пробудила в нем национальную гордость, национальное чувство и национальное самосознание. Офицеры, побывавшие в Европе и увидевшие происходившие там политические, экономические, социальные и культурные перемены, выступили в 1825 г. за реформы, но их восстание было подавлено. В нашей истории это были первые массовые репрессии против наиболее образованных и демократически настроенных лиц.
Отмена крепостного права в 1862 г. позволила основной массе населения России постепенно освобождаться от «рабской психологии» и «психологии холопства» и в дальнейшем приобретать чувство собственного достоинства.
Активное развитие капитализма в России в конце XIX и начале XX вв. способствовало у определенной части русского народа проявлению активности в различных сферах трудовой деятельности, формировало экономическое мышление и обусловило появление первых демократических институтов в жизни нашего общества.
В годы советской власти происходило становление экономического, научного и культурного потенциала в стране, появилась техническая и гуманитарная интеллигенция, резко поднялся интеллектуальный уровень развития всего населения, в том числе и русского народа. С другой стороны, массовые репрессии, осуществляемые, в основном, против интеллектуальной элиты общества приостановили поступательное развитие народа (примерно также, как и после подавления восстания декабристов в 1825 году). В сельской местности процесс раскулачивания крестьян, ко-
торые благодаря своей активности, инициативности, трудолюбию и честолюбию, с опорой на себя и членов своей семьи, смогли экономически укрепить свое хозяйство, на многие годы отбил охоту ответственно трудиться. В основном недальновидная экономическая политика и жесткая регламентация во многих сферах жизнедеятельности в советское время также приостановила поступательное развитие русского этноса.
Великая Отечественная война сплотила русский народ с другими народами СССР, обусловила проявление массового героизма и самоотверженности.
В конце 1980-х гг. «русская идея» (Почему в Российской Федерации отсутствует ЦК коммунистической партии РФ, защищающий интересы русского народа? Почему во всех 14 республиках СССР существует Академия наук, а в Российской Федерации ее нет? и пр.), стала активно использоваться в расшатывании государственного строя в СССР. Это, естественно, стимулировало развитие национального самосознания русских и затрагивало их национальное чувство.
К изменениям, которые наиболее сильно повлияли на русский этнос после 1991 года можно отнести: введение рыночных отношений, которые перестроили производственные отношения в трудовой деятельности; резкое повышение роли материальных ценностей; неправедная приватизация, в ходе которой появились миллиардеры и миллионеры, а часть населения стала жить за чертой бедности и др.
После 1991 г. менталитет русского и других народов, входящих в состав России, стал предметом постоянного научного обсуждения (проводятся «круглые столы» и конференции, в журналах и книгах печатаются многочисленные статьи и т.д.).
Культура. На формирование этнопсихологических особенностей народа оказывает влияние национальная культура. Под культурой мы понимаем одну из ее форм - искусство, связанное «со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения» (Искусство, 1997). Особенно это относится к воздействию на этнофоров, проживающих в странах с многочисленными историческими памятниками, произведениями искусства, духовной культурой и пр. Например, наглядно просматривается влияние культуры в таких европейских странах, как Ита-
лия, Франция, Великобритания, а в азиатских странах - в Индии, Китае и др. В. Лоннер и Д. Адамо-пулос в своей работе показывают, что этническая культура является предтечей поведения личности ^оппег, Adamopoulos, 1997). Культура влияет на задаваемые этносу генетическим кодом формы психических проявлений и на формирование характерных (приемлемых) для этнической общности форм поведения. И.С. Кон, ссылаясь на работы М. Мид, пишет, что «различия между индивидуумами, членами разных культур, как и различия между индивидуумами внутри одной и той же культуры, почти полностью сводятся к различиям в условиях их жизни, особенно в раннем детстве, причем форма, в которой реализуются эти условия, детерминирована культурой» (Кон, 1988).
В России древняя русская культура выражается в архитектуре строений (в церквях, соборах и монастырях, торговых строениях, жилых домах и пр.), в материальной и духовной культуре. В этом плане Костромская область является достаточно типичной русской областью, которая известна именами И. Сусанина, А.Н. Островского, Б.М. Кустодиева и многими другими известными на всю Россию людьми. Интересно высказывание Павла Флоренского, русского философа, который сказал, что «нет во всей России, а может быть на Земном шаре, никого более коренного по вкусам, по укладу, по организации души, чем костромичи» (Вечная Кострома, 1999). Знаменит г. Кострома и Костромская область церквами, монастырями, древними русскими постройками и особенно Ипатьевским монастырем, где происходило избрание Михаила Федоровича Романова на царство. Проживание жителей на территории Костромской области укрепляло среди них религиозную веру, верность русским традициям, формировало определенное спокойствие и несуетность.
Большое влияние оказывают миграции на формирование новых и изменение уже имеющихся у народов этнопсихологических характеристик. Под этнической миграцией понимаются случаи, когда представители того или иного этноса добровольно или вынужденно покидают территорию, на которой этнос формировался (или длительно проживал) и переселяются в иное географическое или культурное пространство (Лебедева, 1993).
В прошлом массовые миграционные потоки обходили Костромскую область. Вместе с тем, на территории области проживают представители многих национальностей, которые входили в со-
став Советского Союза (украинцы, белорусы, евреи и др.). После 1991 года стали приезжать небольшое количество представителей разных национальностей (в основном жители Северного Кавказа). Однако крупных диаспор они не представляют, и по-нашему представлению, по существу, не влияют на сложившие психологические особенности русских, проживающих в Костромской области.
Социально-экономические условия, формирующие этнопсихологические особенности, тесно связаны с видами производственной деятельности, культурой, природно-географическими условиями и цивилизацией. Остановимся на последнем понятии более подробно.
В науке выделяют два цивилизационных пути: традиционный и техногенный. Для первого характерны замедленные темпы социальных изменений. Инновации в сфере производства и в сфере регуляции социальных отношений допускаются только в рамках апробированных традиций. Прогресс, по сравнению со сроками жизни этнофо-ров и даже поколений, идет очень медленно. Виды профессиональной деятельности, средства и цели иногда столетиями не меняются в этом типе цивилизаций. В техногенной цивилизации главным условием, определяющим процессы социальной жизни народов, является развитие техники и технологии, которые проходят все более спрессованные циклы обновления. Таким образом, возникает новый тип развития общества, основанный на ускоряющемся изменении предметной среды, окружающей этнофоров. Активное обновление второй природы, в которой протекают жизненные процессы человека, в свою очередь, приводят к ускоряющимся трансформациям социальных связей. Техногенная цивилизация, возникнув в Европе, стала распространяться и среди этносов всего мира. Часть стран были полностью поглощены ею, а другие, модернизируясь, «постепенно превращались в техногенные общества, сохраняя определенные черты самобытности. Таков был путь Японии после реформ Мэйдзи, России, Китая, Аргентины и Бразилии в XX в. и т.д.» (Степин, Кузнецова, 1994). Авторы данного подхода разводят понятия «цивилизация» и «культура» следующим образом. «Никакой цивилизации (и типа социального развития, и как особого вида общества) не бывает вне культуры, как не бывает тела живого организма без свойственной этому организму генетической инфор-
мации. Поэтому противопоставление цивилизации и культуры может иметь смысл лишь в очень ограниченных контекстах, когда, например, обращают внимание на процессы духовного кризиса и увлечение материально-технической стороной социальной жизни. Однако сами эти кризисы часто предстают не просто как разрушение культуры, а как начало ее преобразования, поиск новой системы культурных ценностей и новых путей ци-вилизационного развития» (Степин, Кузнецова, 1994). Исходя из контекста, авторы понимают «культуру» в широком смысле слова. Вместе с тем, как нам видится, под понятием «культура» имеется в виду и «этническая культура», вбирающая в себя этнопсихологические особенности народа.
В настоящее время в России наглядно видно влияние социально-эконо-мических условий на
изменение коллективизме русских (молодежь являются индивидуалистами, их родители больше коллективистами, чем индивидуалистами, а бабушки и дедушки - коллективистами (Резников, Бутринова, 2002). Изменение в коллективизме, отношении к труду, выборе будущей профессии и др. психологических характеристиках отмечаются и в наших исследованиях среди русских, проживающих в Костромской области.
Примечание
1 По-видимому, впоследствии, в советское время, это способствовало проявлению указанных особенностей в форме «штурмовщины», «ав-ральности» и «выполнения и перевыполнения плана любой ценой».
М.В. Шакурова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ
Современную гуманитаристику, включая педагогические исследования, сегодня нельзя представить без широкого использования понятия «идентичность личности». В связи с усложнением современных представлений о данном феномен актуальной задачей выступает уточнение содержания относительно новых конструктов, наиболее востребованным из которых является понятие «социокультурная идентичность». Для характеристики сущности последнего необходимо обратиться к анализу содержания базовых понятий.
Классическое определение социальной идентичности принадлежит Генри Тэджфелу (Tajfel): часть индивидуальной «Я-концепции», происходящая от знаний индивида о собственном групповом членстве в сочетании с ценностными и эмоциональными проявлениями этого членства [1, с. 139]. Обобщая различные точки зрения, представляется возможным выделить следующие инвариантные характеристики социальной идентичности: знания индивида о том, что он принадлежит к определенной группе, и отнесение себя к этой группе («belonging identity» («идентичность принадлежности») А. Карле (Curle) [5]); эмоциональную значимость для индивида собственного группового членства; осознание чело-
веком своих социальных потребностей и расширения средств и способов их реализации.
В качестве продукта социальной идентичности Г. Бриквелл (Breakwell) предлагает рассматривать личностную идентичность: «перцепция социального давления и адаптация к нему - это активный и селективный процесс, и личностная идентичность является его остаточным, резиду-альным образованием» [2, с. 161]. Личностная идентичность определяется как внутренняя динамическая структура, интегрирующая представления человека о самом себе с ожиданиями значимых других, интериоризованными в самосознании этого субъекта в единое целое без потери их своеобразия (Дж. Локк (Locke), Д. Юм (Hume); В.В. Зеньковский, Л.П. Красавин, С.Л. Франк; Э. Эриксон (Erikson), В. Хесле (Husle), Д. Парфит (Parfit); Е.П. Трубина, О.В. Беляева, и др.).
Отечественные исследователи предпочитают рассматривать целостную цепочку: «социальная идентичность - личностная идентичность - самоидентичность» (Н. Паттурина [3]). При этом В.Н. Павленко отмечает: «Социальная идентичность теснейшим образом взаимосвязана с инг-рупповым подобием и межгрупповой дифференциацией, личностная идентичность - с отличием от всех других людей и, что в данном контексте
58
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006
© М.В. Шакурова, 2006