Научная статья на тему 'Условия эмиссии и организации рынка пенсионных/страховых ценных бумаг с учетом начала пенсионной реформы в России'

Условия эмиссии и организации рынка пенсионных/страховых ценных бумаг с учетом начала пенсионной реформы в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия эмиссии и организации рынка пенсионных/страховых ценных бумаг с учетом начала пенсионной реформы в России»

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА

УСЛОВИЯ ЭМИССИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ПЕНСИОННЫХ/СТРАХОВЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ С УЧЕТОМ НАЧАЛА ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

В РОССИИ

Е.С. ПОДВИНСКАЯ, Л.В. СТАХОВИЧ Научно-исследовательский финансовый институт

Дальнейшее развитие страхования и пенсионного обеспечения невозможно без расширения используемых инвестиционных инструментов, гарантии сохранности средств, привлекаемых финансовым рынком на средне- и долгосрочной основе, установления жесткого контроля над инвестированием этих средств.

Обеспечение сохранности пенсионных резервов, выступающее в качестве абсолютного требования, обязывает к поискам эффективного организационно-финансового механизма размещения мобилизованных и временно свободных страховых пенсионных взносов, уплаченных по договорам пенсионного обеспечения и страхования юридическими и физическими лицами.

Экономический смысл предоставления вкладчикам гарантий заключается как в предупреждении возможного снижения доходности выпускаемых ценных бумаг в связи с неустойчивостью финансовой системы страны, проблемами бюджета, так и в разработке механизма возврата средств в случае потери ликвидности государственных ценных бумаг при чрезвычайных обстоятельствах.

В настоящее время основным направлением размещения пенсионных ресурсов негосударственных пенсионных фондов является приобретение коммерческих ценных бумаг.

Подобная структура размещения вызывает тревогу в части надежности возврата средств и их сохранности с учетом крайней неустойчивости и слабой конкурентоспособности отечественных предприятий, а отсюда - низкой ликвидности акций большинства предприятий. Если к этому добавить обесценивающее влияние инфляции,

то станет ясно, что в условиях современного переходного состояния российской экономики проблема размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний стоит очень остро.

Имеющийся рынок долгосрочных финансовых инструментов пока не устраивает НПФ и страховые компании по целому ряду причин, среди которых: однообразие имеющихся инструментов по срокам, условиям выплаты дохода и способам обеспечения; низкая доходность, не обеспечивающая защиту от инфляции. Вкладывая средства в акции предприятий, можно обеспечить такую защиту, но при отсутствии гарантий подобные инвестиции крайне рискованны.

Важнейшей особенностью финансовых средств, аккумулируемых страховыми и пенсионными фондами, является их средне- и долгосрочный характер, что следует учитывать при организации выпуска предлагаемых данному сектору экономики государственных ценных бумаг. Современный рынок государственных ценных бумаг в России представлен в основном облигациями, срок обращения большинства которых ограничен 2-3 годами. При этом инвестирование средств страховых и пенсионных резервов на срок Ю - 15 лет (эти сроки различны по отдельным фондам и зависят от состава инвестиционных портфелей и задействованных схем) требует более «длинных» ценных бумаг. Важно правильно оценить объем спроса и допустимые (привлекательные для инвесторов и приемлемые для эмитента) условия размещения средне- и долгосрочных долговых обязательств.

За прошедшие годы удалось несколько уда-

лось восстановить подорванное кризисом 1998 года доверие населения и коммерческих структур к государственным ценным бумагам, что позволяет надеяться на успешный результат размещения целевых государственных облигаций, связанных с деятельностью НПФ и страховых компаний. Ограниченные масштабы инвестиций в государственные ценные бумаги объясняются в первую очередь низким уровнем дохода по ним, который не обеспечивает защиту сбережений от инфляции с учетом расходов по управлению фондом. Важным, если не решающим, фактором в размещении специализированных ценных бумаг становится соотношение их доходности с требуемой для определенного вида пенсионного фонда: если для ПФ РФ она может быть сопоставима с уровнем инфляции, то для НПФ должна быть выше. Следовательно, одним из основных направлений в области эмиссии пенсионных (страховых) ценных бумаг в настоящее время должен быть выпуск на особых условиях государственных ценных бумаг специального назначения, в которые предполагается вложить часть пенсионных и страховых резервов.

Принципиальной особенностью предполагаемого выпуска государственных пенсионных (страховых) ценных бумаг является необходимость эффективного использования средств, полученных в обмен на выпущенные ценные бумаги. Выплаты будущих пенсий и их реальное содержание должны быть обеспечены реальным продуктом и доходами, полученными от эффективной производственной деятельности и целесообразной системы их распределения. Важно, чтобы эмиссия долговых обязательств была привязана к выполнению той или иной программы, а не к финансированию общего бюджетного дефицита. И только это направление инвестирования при хорошей подготовке и организации может обеспечить гарантированную и более высокую доходность по сравнению с имеющимися на сегодняшний день долговыми инструментами.

С помощью дополнительных вливаний в экономику путем финансирования крупных программ (государственных заказов) можно было бы дать дополнительный импульс частным инвестициям. К сожалению, стремление добиться первичного профицита бюджета любой ценой ведет к резкому сокращению числа программ, и в первую очередь тех, которые могли бы стимулировать экономическое развитие, а именно: финансирование отраслевых программ, инвестиционных проектов и научно-исследовательских работ. Финансирование таких программ через привлечение ресурсов страховых и пенсионных резер-

вов позволит решить комплекс задач, среди которых повышение занятости населения, развитие некоторых регионов, повышение качества и конкурентоспособности продукции.

Актуальность этой задачи еще более возрастает в связи с острой потребностью производства в обновлении основных средств, необходимостью внедрения новых передовых технологий, освоения продукции, способной составить конкуренцию на мировом рынке. Наличие высоква-лифицированных кадров, новейших разработок, большой инвестиционный потенциал населения позволяют ставить такую задачу на повестку дня.

Учитывая современное состояние бюджета (наличие первичного профицита и значительной потребности в средствах на обслуживание внешнего долга), выпуском государственных ценных бумаг для негосударственных пенсионных фондов и населения преследуются две цели: в первую очередь обеспечить механизм государственной защиты сохранности пенсионных и страховых резервов. Во вторую - стимулировать частные накопления для обеспечения в старости как с участием пенсионных фондов, так и без их посредничества. Особенностью современного состояния пенсионного обеспечения в России явля-. ется то, что переход пенсионной системы с распределительной на накопительную модель происходит на стадии формирования финансового рынка. Отсутствие достаточного набора финансовых инструментов для вложения средств пенсионных и страховых резервов вынуждает государство прибегнуть к эмиссии специальных государственных займов. Для большинства развитых стран такая задача неактуальна, так как они располагают разнообразным спектром долговых ценных бумаг, дифференцированных по срокам, по условиям, рассчитанным на широкий круг инвесторов, с самыми различными формами привлечения на финансовый рынок сбережений населения. Поэтому в определенном смысле от успешности выпуска пенсионных облигаций зависит дальнейшая судьба всего финансового рынка в России.

Выпуск специализированных государственных пенсионных облигаций позволит:

создать систему государственных гарантий защиты пенсионных резервов НПФ и пенсионных накоплений населения посредством внесения соответствующих изменений в правовую базу, регулирующую выпуск и обращение государственных пенсионных облигаций от возможных некомпетентных или недобросовестных действий; направить пенсионные резервы на финансирование развития реального сектора эко-

номики и тем самым способствовать росту валового внутреннего продукта страны; сформировать значительные пенсионные накопления в системе дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе для последующих пожизненных пенсионных выплат, за счет синхронных, одновременных выпусков государственных ценных бумаг и регулярных пенсионных взносов вкладчиков;

дать новый импульс развитию финансового рынка России через создание новых инструментов и повышение доверия населения, что позволит значительно расширить число его участников.

Предлагаемые к выпуску пенсионные ценные бумаги (для НПФ и личные) смогут стать надежным объектом для инвестирования пенсионных средств и решить насущную проблему экономики по аккумуляции временно свободных ресурсов только в том случае, если их правовой статус и сфера главного практического применения (в рамках формируемой многоуровневой пенсионной системы) будут законодательно установлены и регламентированы.

При проведении этой работы принципиально важным является определение звеньев в органах государственного управления, способных организовать и проконтролировать осуществление инвестиционных проектов.

Эмитентом ценных бумаг для размещения пенсионных и страховых резервов должно стать государство в лице одного из своих органов. Этот вывод основывается на том, что государство -наиболее устойчивый партнер в этом деле. Однако его гарантии и их реализация могут быть в определенных условиях отнюдь не безупречны. Необходимость обеспечения устойчивости возврата пенсионных резервов требует введения конституционного запрета на реструктуризацию, пролонгирование и замораживание долга по пенсионным ценным бумагам. Правительство должно быть лишено права законодательной инициативы введения моратория на выплаты по пенсионным ценным бумагам. Кроме того, может быть создана и специальная система защиты, гарантирующая выплаты по ценным бумагам при особых обстоятельствах (создание резервных фондов, залог государственного имущества и т.п.).

Среди государственных структур наиболее приемлемым эмитентом,государственных ценных бумаг является Министерство финансов Российской Федерации. Располагая необходимым исполнительным аппаратом по выпуску и контролю за обращением государственных ценных бумаг,

оно лучше других государственных экономических структур и ведомств может от имени Правительства РФ обеспечить оперативное выполнение финансовых обязательств государства перед НПФ. Кроме того, в Министерстве финансов РФ накоплен опыт негативных последствий выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг.

Министерство экономического развития и торговли РФ располагает информацией о направлениях размещения, потребностях реального сектора в производственных инвестициях, а также информацией для контроля за отдельными инвестиционными проектами в целях достижения расчетных показателей, а значит, и обеспечения высокого уровня доходности. Поэтому указанному министерству должна быть отведена роль участника программы, определяющего размещение мобилизованных средств и осуществляющего контроль за их возвратностью.

Положительную роль могло бы сыграть создание комиссии по инвестиционным рискам -профессиональной корпоративной организации, которая помогала бы заемщикам эффективно работать с полученными средствами, ограничивая потенциал коррупции, блокируя некомпетентные и недобросовестные действия и сокращая возможность вложений в несостоятельные проекты. Здесь же следует сделать и одно замечание по поводу самих программ: резкое их укрупнение с созданием дополнительных управленческих структур по реализации таких программ может привести лишь к снижению ответственности конкретных исполнителей за их реализацию.

Незначительный масштаб эмиссии на первоначальном этапе позволит отработать механизм размещения и обслуживания подобных выпусков, обеспечения государственных гарантий. Дополнительные расходы государства для повышения надежности и доходности пенсионных облигаций на данном этапе не должны распространяться на всех потенциальных инвесторов, поэтому необходимой задачей при организации выпуска государственных пенсионных ценных бумаг является ограничение круга их приобретателей. Особый режим (в части льгот) должен применяться только в отношении пенсионных фондов и страховых резервов по долгосрочному страхованию жизни. В противном случае спрос на особо льготные инструменты может резко превысить предложение, а государство будет нести необоснованные расходы. Для размещения пенсионных резервов на нынешнем этапе, когда речь идет об ограниченной эмиссии специальных облигаций, целесообразнее применить вари-

ант эмиссии нерыночных облигаций со строго ограниченным кругом потенциальных инвесторов. В связи с этим необходимо очертить рамки, в пределах которых возможно их обращение на вторичном рынке. В решении указанной проблемы просматриваются три варианта. Согласно первому из них - позволить НПФ досрочно продавать ценные бумаги эмитенту выпуска, то есть государству; второй вариант предполагает возможность обращения указанных бумаг только среди круга первичных инвесторов, что придаст им определенную ликвидность; по третьему, наиболее жесткому варианту предполагается полный отказ от досрочного выкупа и перепродажи. Однако последний вариант применительно к специфике работы НПФ и страховых компаний вряд ли можно считать допустимым, так как наступление страховых случаев и оснований выхода на пенсию может потребовать от страхователя досрочной реализации имеющихся ценных бумаг. Первый вариант не представляется выгодным для государства, так как возникновение непредвиденной ситуации с выкупом бумаг может совпасть с периодом особой напряженности положения с бюджетом. Таким образом, наиболее предпочтительным представляется второй вариант, по которому риск ликвидности перекладывается на инвесторов. В целях предотвращения возможных злоупотреблений, а также приобретения облигаций третьими лицами через НПФ следует установить ограничения на объем покупки облигаций - на их приобретение могут быть израсходованы только средства пенсионных резервов, причем на сумму, не превышающую 30% их объема.

Со временем, по мере стабилизации и последующего эффективного развития национальной российской экономики, должно произойти укрепление рынка ценных бумаг в целом и государственных пенсионных ценных бумаг в частности. На этом этапе станет возможным развитие индивидуальных форм пенсионного обеспечения, при которых приобретение и вложение средств в устойчивые доходные ценные бумаги будет осуществляться самими физическими лицами. При этом в ходе конкурентной борьбы за доходы физических и юридических лиц наибольшим успехом будут пользоваться те эмитенты, у кого устойчивость и доходность выпущенных ими ценных бумаг будет выше и коммерчески привлекательнее. Таким образом, на российском рынке ценных бумаг может сформироваться самостоя-

1 Анализ проведен на основании данных промышленно-страховых компаний: СК «Спасские Ворота», СК «РЕСО-Гарантия», СК «РОСНО».

тельный сегмент рынка, связанный с потребностью населения в индивидуальной форме пенсионного обеспечения.

Формирование системы накопительного пенсионного страхования - процесс длительный, успешность которого во многом зависит от многообразия и доходности предлагаемых финансовых инструментов, способных удовлетворить самые различные слои инвесторов, с разнообразными потребностями и финансовыми возможностями, устойчивости финансовых институтов, работающих на «пенсионную систему». Это позволит максимально охватить возможный рынок. Организуя эмиссию и обращение ценных бумаг, весьма проблематично рассчитывать на успех, если не учитывать традиционные ценности населения, его психологию и поведение. Вкладчики будут искать надежные, прибыльные и не облагаемые налогом финансовые продукты.

Чтобы предложить продукты, действительно нужные инвесторам, необходимо постоянно следить за рынком, проводить маркетинговые исследования в целях разработки продуктов, соответствующих даже очень специфическим требованиям. Нужны финансовые выгоды, которые и в среднесрочном, и в долгосрочном плане окажутся весьма привлекательными. Поэтому любые решения (условия, параметры и т.п.) должны ориентироваться на особенности рынка и гибко к нему приспосабливаться.

Рассматривая основные параметры ценных бумаг для системы накопительного пенсионного обеспечения, следует иметь в виду, что интересы разных участников системы неодинаковы, поэтому при эмиссии отдельных выпусков и серий пенсионных облигаций следует ориентироваться на конкретные группы инвесторов. Так как накопительная пенсионная система (и в первую очередь НПФ) тяготеет к среднесрочным и долгосрочным инвестиционным периодам, то и облигации следует ориентировать на этот период. Деятельность страховых компаний имеет ряд специфических моментов, которые следует также учитывать. Такой особенностью является ритм страхового бизнеса (даже в отношении пенсионного страхования), в большей мере зависящий от воли случая, поэтому в отношении страховых организаций следует предусмотреть возможность оперативного вывода хотя бы части вложенных в облигации средств. Кроме того, сроки облигаций следует привязывать к срочности полисов страхования. Анализ данных компаний, специализирующихся на страховании жизни1 показал, что длительность основной массы договоров по пенсионному виду страхования составляет 15 лет.

Минимальный срок - 5 лет, максимальный - 30 лет. Годовая норма доходности по договорам колеблется от 3,3 до 15,6%.

В связи с различными сроками наступления пенсионных оснований (в зависимости от возраста, условий труда и состояния здоровья) возникает необходимость дифференциации выпусков серий облигаций по срокам погашения. Последовательное во времени погашение серии облигаций очень удобно как для инвестора, так и для эмитента. Объем предъявляемых к погашению пенсионных облигаций исчисляем и предсказуем и прогнозируется на базе анализа демографических данных. Целесообразно выпустить серию пенсионных облигаций со сроком размещения от трех лет, практиковать вариант последовательного погашения серий облигаций через равные интервалы времени. Например, облигации со сроками погашения 5, 10, 15, 25, 30 лет, при этом выплата процентного дохода может предусматриваться либо ежегодно, либо поэтапно (каждые 3-5 лет), либо единовременно с погашением. Подобные облигации могут заинтересовать и население, и страховые компании.

Методологически и методически важен подход к определению объема выпуска государственных пенсионных ценных бумаг. Основным, исходным ориентиром в определении суммарного размера выпуска государственных пенсионных бумаг служит объем накопленных пенсионных резервов, в том числе в страховых организациях с учетом норм размещения указанных резервов. Реальные размеры вложений будут зависеть от параметров выпуска в сравнении с имеющимися на рынке другими финансовыми продуктами. Возможен перелив средств из одних ценных бумаг в другие - новые, но лишь при условии более высокой доходности либо надежности.

При определении доходности государственных пенсионных ценных бумаг следует учитывать имеющуюся заинтересованность НПФ и страховых компаний во вложении принадлежащих им пенсионных резервов в специализированные пенсионные ценные бумаги, защищенные от инфляции.

В настоящее время, пока негосударственные пенсионные фонды не набрали еще сил и сумма накопленных пенсионных резервов невелика, существует возможность более свободно и с относительно меньшим риском экспериментировать с доходностью государственных ценных бумаг, устанавливая ее равной или выше рыночной доходности по другим финансовым инструментам.

Доходность на рыночном уровне содержит элементы стимулирования НПФ и страховых

компаний в размещении пенсионных резервов в государственные ценные бумаги за счет более высокой их надежности.

Отсутствие в настоящее время заинтересованности Минфина РФ в выпуске ценных бумаг с доходностью выше существующей на рынке (она фактически ниже уровня инфляции) объясняется целями и источниками выплаты доходов предполагаемых выпусков облигаций: вырученные средства будут направлены на покрытие долга, и погашаться облигации будут за счет средств бюджета. Подобный подход к НПФ и страховщикам представляется неоправданным. Во-пер-вых, пенсионные схемы (так же как и схемы накопительного страхования жизни) включают прирост вложений. В противном случае индивидуальное накопление (вне фондов) окажется более выгодным. Во-вторых, государство (а не Минфин, в частности) заинтересовано в развитии негосударственного пенсионного обеспечения в силу ограниченности имеющихся ресурсов для нормального пенсионного обеспечения граждан. Выплата некоторого процента за счет бюджетных средств должна быть платой государства за возможность привлечения дополнительных частных инвестиций в пенсионную систему. Инвестируя средства в производственные программы, государство сможет предложить страховым и пенсионным фондам надежный (в случае тщательного, объективного отбора таких направлений инвестирования) и доходный источник, а производственному сектору - возможность модернизации производства, выпуска перспективной продукции, что в конечном счете в обозримой перспективе должно привести к росту доходов государства. Тем самым существует реальная возможность пойти временно на высокую доходность ценных бумаг, так как их реализация дает дополнительные поступления.

При инвестировании средств на средне- и долгосрочную перспективу речь должна идти как минимум о доходе, на несколько процентов превышающем индекс инфляции, что позволит безболезненно для участников пенсионных программ осуществлять отчисления на содержание аппарата фонда, его управляющей компании, депозитария, а также на уплату существующих пока налогов. Если учесть, что из дохода 3/4 уходит на перечисленные расходы, то минимум 3-4% должны быть добавлены к индексу инфляции. В противном случае плательщики пенсионных взносов не получат вообще никакого дополнительного дохода, а лишь сохранят сделанные взносы, а участие НПФ как посредника в системе сбережений на старость станет невыгодным. В усло-

вия эмиссии данных ценных бумаг следовало бы заложить запрет на использование дохода, компенсирующего инфляцию, на содержание фонда и других структур. Этот доход должен полностью присоединяться к сумме пенсионного резерва для предохранения его от обесценения.

Условия стартовой стадии позволяют в рамках одного выпуска опробовать различные варианты уровня доходности выпускаемых государственных ценных бумаг. Это позволит понять, каковы предпочтения инвесторов, и в дальнейшем более точно планировать выпуски по объему, параметрам и условиям выплаты доходов.

Планируемая эмиссия облигаций с доходом чуть выше уровня инфляции, и соответственно с защитой от инфляции, вероятно, окажется выгодной лишь для НПФ. Поскольку страховые компании заключают договор страхования жизни с привязкой платежей и выплат к валюте, для них больший интерес представит финансовый инструмент с доходностью, связанной с валютным курсом. Следует заметить, что в долгосрочной перспективе трудно точно сказать, окажется ли падение курса рубля сильнее, чем его обесценение за счет инфляции, однако завышенные оценки нынешнего курса и фактическое опережение инфляции над обесценением позволяют предположить именно такое развитие событий и в дальнейшем. Очевидно, что имеет смысл эмитировать и те и другие облигации для оценки реакции рынка. Не следует забывать и о том, что рынок ОГВВЗ достаточно активен, несмотря на низкую доходность по купонам. Значительный объем валюты имеется на руках у граждан, которую также можно было бы попытаться мобилизовать в пенсионные облигации с соответствующим валютным номиналом.

Помимо размещения средств (резервов) негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний, важнейшим направлением эмиссии ценных бумаг в пенсионной и страховой сфере является выпуск разного рода финансовых продуктов непосредственно для размещения среди населения. Очевидно, что привязка к валюте целесообразна и по облигациям для населения. Помимо того что населению ближе и понятнее такой способ защиты сбережений, так как курсу валюты доверяют гораздо больше, чем статистическим данным об уровне роста цен, привязка к валюте может иметь еще один плюс, но уже для государства. Предлагая облигации с валютным номиналом, можно разрешить их продажу именно за валюту с условием выплаты накоплений в российской валюте по курсу на дату погашения. Такой ход позволит мобилизовать

столь необходимую в ближайшие годы для государства валюту.

В настоящее время, когда необходимо создать климат доверия, уверенности в сохранности и эффективности средств, вложенных в государственные пенсионные облигации, расчет на длительные программы не даст результата. Сейчас более приемлемыми окажутся короткие программы -для лиц, которым осталось до пенсии менее 10 лет (а может быть, и 5 лет). Они должны иметь возможность взноса значительных сумм как в свою пользу, так и в пользу ближайших родственников, уходящих на пенсию, с тем, чтобы обеспечить выплату дополнительной пенсии пожизненно. Такие взносы возможны сначала в государственные пенсионные облигации, которые затем можно будет внести в любой фонд (негосударственный или даже государственный) для оформления выплаты пенсии на определенных условиях, зависящих не от трудового стажа и заработка, а только от накопленных сумм. В данном случае придется отказаться от понятия «трудовой» пенсии, а считаться с наличием денег, уплаченных за будущего пенсионера.

Первый путь распространен практически во всех странах. Однако по обозначенным выше причинам в зарубежных странах (особенно это касается стран с развитым финансовым рынком) чаще всего не эмитируются специальные государственные ценные бумаги для пенсионных и страховых компаний, предлагаемые ценные бумаги предназначены для любых инвесторов в целях долгосрочного размещения средств.

Второй путь - редкость (примером являются США). В России он необходим именно сейчас и может оказаться популярным, когда прямые взносы в пенсионные фонды от населения практически не идут из-за недоверия к негосударственным структурам. Вложения в специальные государственные ценные бумаги (целевого назначения) с последующей передачей этих бумаг в избранный пенсионный фонд для выплаты пенсий могли бы оказаться более привлекательной альтернативой.

Итак, на первом этапе предлагается эмиссия двух видов ценных бумаг для негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Рассмотрим более подробно важнейшие моменты, которые должны найти отражение в условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг для негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний.

Выпускаемые ценные бумаги должны быть именными и предоставлять право их владельцам на получение при погашении номинальной сто-

имости облигации и процентов за период обращения облигации (при этом владельцы облигаций, номинированных в валюте, при погашении получают номинальную стоимость облигации, пересчитанную в российскую валюту по официальному курсу Банка России). Оформление облигаций осуществляется на основе записи по счету «депо» организации, выполняющей функции депозитария.

Номинальная стоимость государственных долгосрочных пенсионных индексируемых облигаций выражается в валюте Российской Федерации и составляет 100 тыс. руб., облигаций, номинированных в валюте, - 1000 евро.

Государственные долгосрочные пенсионные облигации размещаются путем проведения аукциона, участниками которого могут быть только НПФ и страховые компании, имеющие действующие договоры страхования пенсий.

Доход по государственным долгосрочным пенсионным индексируемым облигациям выплачивается в форме процента, исчисляемого за каждый год по следующему расчету: уровень инфляции по товарам народного потребления в процентах, ежегодно публикуемый Госкомстатом, минус сто плюс три. Процентная ставка дохода по облигациям, номинированным в валюте, устанавливается в размере 3% годовых. Проценты начисляются и выплачиваются ежегодно в соответствии с датой эмиссии облигаций.

Государственные долгосрочные пенсионные облигации выпускаются как нерыночные, но с возможностью перепродажи в ограниченных масштабах - только в кругу держателей бумаг данного выпуска. Вновь появляющиеся на рынке страховые компании и пенсионные фонды смогут приобретать государственные пенсионные индексируемые облигации только при их первичном размещении.

Все операции по размещению и обращению государственных долгосрочных пенсионных облигаций, включая расчеты по ним и учет прав владельцев, осуществляются через уполномоченные эмитентом организации. Уполномоченные организации осуществляют указанные операции на условиях, установленных в договорах между эмитентом и уполномоченными организациями.

Эмитент может осуществлять дополнительную продажу облигаций, не размещенных на аукционе, по средней цене, сложившейся на аукционе, а также выкуп до срока погашения государственных долгосрочных пенсионных облигаций ранее размещенных выпусков.

Условия очередного выпуска государственных долгосрочных пенсионных облигаций, оп-

ределенные эмитентом, объявляются не позднее чем за 10 рабочих дней до начала его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если на аукционе размещено не менее 20% государственных долгосрочных пенсионных облигаций от объявленного объема эмиссии данного выпуска.

Все остальные вопросы, касающиеся эмиссии (принятие решений о новых выпусках, сроках, регистрации прав), погашения, выкупа, регламентации порядка проведения операций, налогообложения решаются в рамках действующего законодательства.

Наряду с выпуском ценных бумаг для пенсионных и страховых фондов представляется необходимым рассмотреть возможность выпуска ценных бумаг для индивидуальных пенсионных накоплений. Аналогично вышеизложенным облигациям предлагаемые ценные бумаги также можно выпускать как с номиналом в российской валюте (индексируемым в соответствии с темпами инфляции), так и с номиналом в иностранной валюте. Учитывая привычки и психологию населения, предпочтительной формой могут оказаться облигации в бездокументарной форме, в виде личного счета (депо), так как населению близка форма накоплений на «сберегательных книжках».

Доходность пенсионных облигаций для населения может быть чуть ниже, чем по облигациям для размещения пенсионных резервов НПФ и страховых компаний, за счет отсутствия управленческих расходов, осуществляемых за счет инвестиционных доходов. Для населения гораздо важнее обеспечение сохранности сбережений от обесценения, нежели получение дополнительного дохода.

Номинал облигаций должен быть небольшим (например, 500 рублей для облигаций, индексируемых в соответствии с темпами инфляции, или 10 евро для облигаций, номинированных в валюте), что позволит участвовать в этой программе любому гражданину. Следует заметить, что для населения важным стимулом может стать возможность доступа к накоплениям до срока погашения (спустя 8-10 лет возможность получения премиального процента, накопленного дохода и т.п.).

В этой связи представляет определенный интерес применявшаяся во Франции схема «пенсионного туннеля». Это формула, при которой нельзя было воспользоваться своим счетом, пока он формировался: накопления блокировались до тех пор, пока не наступит определенный возраст (или не возникнут основания для досрочного получения пенсии). Указанная схема не учиты-

вала возможность простого выхода из договора, выхода без штрафов, возможность частичного доступа к накоплениям и т.д., и средняя длительность этих договоров составляла меньше 10 лет. Действующий механизм не позволял клиенту выйти из договора на хороших условиях, а клиенту, разумеется, хотелось иметь такую возможность. Сегодня во Франции наряду с другими применяется схема, которая предусматривает полную свободу выхода без штрафов, что значительно успокоило клиентов. Интересно отметить, что после получения такой возможности случаев выхода из схемы отмечено не было, то есть сработал чисто психологический фактор: публике нужен выгодный продукт, предусматривающий возможность отступления.

Представляется, что в условиях России возможен выпуск на первых порах в небольших масштабах государственных ценных бумаг для населения на срок 5 лет и более, в целях инвестирования аккумулированных средств в производственные программы. При этом выплату дохода на указанные бумаги можно предусмотреть, скажем, в размере 3 - 5% и осуществлять ежегодно. При этом следует оговорить; что номинал указанных облигаций ежегодно возрастает в соответствии с официально признанным уровнем инфляции. В случае выкупа облигации раньше срока выплачивается номинал без индексации и доход пропорционально сроку, прошедшему со времени последней выплаты дохода. При погашении облигации в срок выплачивается номинал, индексированный с учетом инфляции за весь срок, на который были выпущены облигации. Подобная мера позволила бы заинтересовать население в инвестировании средств на длительный срок и реализовать предусмотренную производственную программу. Срок, на который будут эмитированы подобные облигации, и доход, который следует заложить при эмиссии, необходимо связать с параметрами и потребностями конкретной программы (в частности, через сколько лет и в каком размере можно ожидать отдачу).

Возможна эмиссия облигаций, номинированных в валюте, приобретаемых в рамках пенсионных схем на имя конкретных физических лиц (или передаваемых физическим лицом в управление пенсионному фонду сразу же после приобретения). В этом случае возможно даже предоставление налоговых льгот в заранее определенных пределах. Обращение таких облигаций на вторичном рынке должно быть запрещено, так как льготные условия по доходности и налогообложению должны быть предоставлены только

в случае, когда накопления производятся для пенсионного обеспечения. В связи с целевым предназначением таких облигаций выкуп их раньше срока также не предусматривается.

Налоговые стимулы, предоставляемые физическим лицам при приобретении ими пенсионных облигаций, могут быть следующими:

величина предоставляемой льготы по налогу на доходы физических лиц в сумме, направленной на приобретение пенсионных облигаций, либо на взносы в НПФ, либо на взносы по страхованию пенсий, может быть ограничена, например суммой 25 тыс. руб. в год; накопленный капитал должен быть свободен от налогов и сборов, поэтому он не должен облагаться налогом на наследство и не должен включаться в наследуемые активы (так, например, во Франции указанные льготы действуют, если срок накоплений не менее 8 лет. При сроке накопления от 8 до 4 лет взимается налог в размере 16%, при сроке менее 4 лет - 36%).

Следует осуществлять на первом этапе пробные выпуски, предварительно проводя мощную подготовительно-разъяснительную кампанию.

В развитие фондового рынка в наших условиях существенный вклад может внести система Интернет-торговли ценными бумагами. Широкое распространение таких систем в некоторых местах затруднено из-за низкого уровня развития коммуникационных сетей и неподготовленности населения к работе через эту сеть. Однако возможность реализации облигаций через эту сеть должна быть предоставлена.

Предлагаемая схема функционирования индивидуальных облигаций предусматривает возможность выбора для ее обладателя одного из двух вариантов. По первому варианту по истечении срока действия облигации гражданин получает на руки причитающуюся к выплате сумму. Во втором варианте физическое лицо для получения льгот по налогообложению вносит средства в выбранный им НПФ, то есть, по существу, оказывает доверие негосударственной пенсионной системе обеспечения и вкладывает сбережения в одну из предлагаемых фондом пенсионных схем. В этом случае потенциальный обладатель индивидуальной облигации, срок погашения которой наступил, обращается в фонд, заключает пенсионный договор с условием, что он вступает в силу после поступления денежных средств на счет НПФ и одновременно дает письменное указание депозитарию с соблюдением всех формальностей о переводе средств, на указанный счет в НПФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.