УДК 37.041+373.51
Пустовойтов Виктор Николаевич
ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского»
Россия, Брянск1
Доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Кандидат педагогических наук E-Mail: [email protected]
Условия эффективности педагогического сопровождения формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения
Аннотация. В статье раскрыты условия эффективности педагогического сопровождения формирования познавательной компетентности учащихся старших классов в процессе обучения учебным предметам. Данные условия - суть: формирование опыта саморегулируемой познавательной деятельности у учащегося - одна из целей обучения учебному предмету; цели обучения ориентированы на потенциальный уровень обучаемости школьника; учет потенциальной направленности личности старшеклассника и уровня его опыта в сфере саморегулируемого познания; создание условий для формирования и опора на активацию данного опыта в содержании и стратегиях самостоятельной познавательной деятельности и др. Анализ опыта саморегулируемого познания и процесса педагогического сопровождения его формирования проведен на основе идей системности и синергетики. С учетом цели функционирования системы "Педагогическое сопровождение формирования познавательной компетентности старшеклассника в процессе обучения" и возрастных особенностей учащихся старших классов, связанных с самоопределением, сформулированы принципы организации рассматриваемого процесса. Основу методологических и методических требований составляют принципы: объективности, интегративности и системности, субъектности, поликультурной обусловленности кумулятивного прогрессивного развития, активности учащегося и педагогически управляемого развития.
Выявленные условия и принципы педагогического сопровождения формирования познавательной компетентности старшеклассников составляют базу для разработки эффективных механизмов и стратегий реализации компетентностного подхода в системе общего образования.
Ключевые слова: компетентностный подход в общем образовании; эффективность педагогического процесса; познавательная компетентность; познавательная самостоятельность; самостоятельная познавательная деятельность; самообразование; гуманизация общего образования; педагогическое сопровождение.
Идентификационный номер статьи в журнале 28БУЫ414
1 243020, Россия, Брянская область, г. Новозыбков, ул. Советская, д. 9. Филиал ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского»
Компетентностый подход составляет основу и условие модернизации отечественного образования. Сегодня его идеи успешно реализуются на уровне системы профессионального образования (В.А. Шершнева, В.М. Бочаров, Г.К. Борозенец, Т.А. Матвеева, И.М. Яковлева и др.) и находят своих сторонников в общеобразовательной школе. Вместе с тем, исследования по проблемам компетентностного подхода в общем образовании достаточно немногочисленны. Так, несмотря на то, что формирование опыта личности в сфере самостоятельной познавательной деятельности - познавательной компетентности - одна из ключевых задач, стоящих перед системой образования, проблема рассматривается, в основном, на уровне решения частных проблем (С.И. Константинова, Е.М. Ложкина, Т.В. Осенчугова, С.Ю. Пестова, О.В. Харитонова и др.). Концептуальные положения, модель и практические аспекты технологии внутришкольного управления проанализированы в работах С.Г. Воровщикова.
Создавшееся положение во многом обусловлено недостаточной разработанностью теоретической базы и малой изученностью особенностей реализации компетентностного подхода в системе общего образования. В частности, требуют выявления условия эффективности педагогического сопровождения формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения. Настоящая статья и направлена на решение данной проблемы.
Познавательная компетентность старшеклассника понимается нами как личностный опыт учащегося в сфере саморегулируемой познавательной деятельности, интегральная качественная характеристика личности, отражающая её стремление и способность накапливать и реализовывать свой потенциал в сфере самостоятельной познавательной деятельности для успешного решения личностно-значимых (в том числе - учебных) задач. Сущностной характеристикой познавательной компетентности личности и её коррелятом выступает интегративное качество "познавательная самостоятельность". Данный опыт представляет собой ключевую мета- и кросс-компетентностью личности [1, с. 107-108]. Структура познавательной компетентности характеризуется интегративным единством компонентов-компетентностей. При этом мета-компетентность и система индивидуальных характеристик и личностных особенностей составляют основу данной компетентности, знаниевые и операциональные аспекты познавательной самостоятельности определяют когнитивную и функциональную компетентности, направленность познавательной самостоятельности личности, её устойчивые целевые характеристики, задает социально-коммуникативная компетентность [2].
Основу процесса формирования опыта самостоятельной познавательной деятельности старшеклассника составляет развитие его познавательной самостоятельности в единстве с усвоением учащимся содержания школьных курсов учебных предметов. Педагогическое сопровождение саморегулируемого учения старшеклассника включает в себя, с одной стороны, реализацию стратегий научения школьника операциям ведения самостоятельной познавательной деятельности, с другой - создание условий для активизации саморегулируемого учения, с третьей - обучение старшеклассника учебному предмету.
С целью выявления условий эффективности педагогического сопровождения формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения учебным предметам проанализируем сущность познавательной компетентности и педагогическое взаимодействие с позиций системности и синергетики. Возможность применения идей этих подходов к исследованию познавательной компетентности предопределена, как минимум, следующими факторами:
• пониманием личности как живой нелинейной сложной самоорганизующейся открытой системы (Н. М. Мухамеджанова) [3] и рассмотрением познавательной компетентности как интегральной качественной характеристики личности;
• относительной неопределенностью процесса формирования познавательной компетентности, что обусловлено, в первую очередь, постоянными личностными изменениями, вызванными взаимодействием личности с внешней средой. Результат педагогического влияния на личность со всей определенностью не может быть предсказан: воспитание - это подчиняющийся объективным законам динамический процесс, включающий в себя "... момент неустановленности, текучести, роста, самостоятельного изменения организма" (Л.С. Выготский) [4, с.60];
• системностью и целостностью учебно-воспитательного процесса.
Покажем, что познавательная компетентность учащегося обладает существенным признаком системы - целостностью, а её характеристики соответствуют свойствам системы.
Познавательная компетентность личности - сложная самоорганизующаяся система. Особенности познавательной компетентности как интегрального качества личности соответствуют ключевым свойствам системы:
• данная компетентность предстает как целостность, обладает развитой структурой - выделяются взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты-компетентности, каждый их которых может рассматриваться как система. При этом компоненты несут специфичную функциональную нагрузку: мета- и социально-коммуникативная компетентности определяют перспективу и направленность самостоятельного познания, индивидуальные характеристики и личностные особенности - характер продвижения к цели, когнитивная и функциональная компетентности - методы и структуру самостоятельной познавательной деятельности;
• структура познавательной компетентности иерархична: мета-компетентность, индивидуальные характеристики и личностные особенности диалектически определяют другие компетентности;
• совокупность компонентов-компетентностей образует целостность, не сводимую ни к одной из своих составляющих - результатом взаимодействия элементов является интегральная качественная характеристика личности "познавательная компетентность";
• единство системы обеспечено взаимозависимостью и взаимообусловленностью её компонентов - количественные и качественные изменения, происходящие в отдельной подструктуре-компетентности, находят отражение в других компонентах и в интегральном личностном образовании; компоненты познавательной компетентности обеспечивают её направленность развития и существование как целостности;
• самодостаточность и управляемость - познавательная компетентность как интегральная качественная характеристика личности относительно обособлена от других личностных качеств и средовых факторов, что проявляется в относительной устойчивости направленности саморегулируемого познания, а
также - в неизменности её структуры; управляющую роль играют, очевидно, мета- и социально-коммуникативная компетентности;
• адаптивность и направленность - опыт саморегулируемого познания, сохраняя относительную устойчивость направленности самостоятельной познавательной деятельности, претерпевает изменения в соответствии с изменяющимися условиями среды (в том числе - вследствие формирования предметных компетенций).
Познавательная компетентность личности - открытая динамичная, неравновесная и нелинейная система. Система "познавательная компетентность" не существует обособленно, она взаимосвязана с окружающим миром во всем его бесконечном многообразии. Система обладает как "точками входа", так и "точками выхода", позволяющими ей быть включенной в системы более высоких порядков (в том числе - в систему "личность") и взаимодействовать с равновесными системами - интегральными качествами личности. Открытость данной системы является необходимым условием её существования и развития.
Свойство преемственности в системе можно рассматривать как наследуемость личностных качеств, а также в контексте эволюции уровней сформированности познавательной компетентности обучающегося во времени. Развитие системы "познавательная компетентность" обусловлено разрешением противоречий, существующих как внутри системы, так и возникающих в результате её взаимодействия с другими системами. К внутрикомпонентным противоречиям можно отнести, например, противоречия между многообразием мотивации учащегося и единством цели, между перспективной и оперативными целями саморегулируемого познания учащегося, между содержанием и операциональной составляющей самостоятельной познавательной деятельности. Межкомпонентные противоречия представлены неоднородностью уровней сформированности различных компонентов, противоречиями между мотивацией самостоятельной деятельности и волевой составляющей, между мотивацией и фактическим уровнем знаний и умений и др. Межсистемные противоречия - противоречия, вызванные состоянием познавательной компетентности личности и требованиями общества, унификацией процесса образования и индивидуализированностью опыта обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, различным уровнем развития отдельных систем - личностных характеристик и др.
Развитие системы "познавательная компетентность" старшеклассника как подсистемы системы "личность" обусловлено общественными процессами, в том числе -эволюционированием системы "образовательное пространство школы". Восприятие актуальных процессов в сочетании с личностным опытом индивида отражается в опыте самостоятельной познавательной деятельности. Многообразие потенциальных состояний, решаемых задач и способов самостоятельной познавательной деятельности определяют цели познания, наличный уровень познавательной компетентности и внешнее влияние на систему. Неоднозначность и многообразие образующихся связей характеризуют нелинейность развития системы "познавательная компетентность", выражающуюся в неравномерности интенсивности и изменении направленности самостоятельной познавательной деятельности.
Изменения, происходящие в системах, взаимодействующих с системой "познавательная компетентность", по-разному сказываются на ней, играя как стимулирующую, так и тормозящую роль. При этом рассматриваемая система сохраняет, в целом, свою направленность, специфику и единство структуры - цель самостоятельной познавательной деятельности учащегося всегда направлена в будущее, является достаточно статичной. Но ответная реакция компонентов системы на внешние воздействия неравнозначна: мотивационная и содержательно-операционная сферы более восприимчивы к
воздействиям, чем индивидуальные особенности и характеристики (в частности - волевой компонент). Пути достижения поставленной цели достаточно динамичны, определяются задачами, опытом саморегулируемого учения и в значительной степени подвержены актуальным внешним воздействиям.
Как и познавательная компетентность личности, педагогическое сопровождение её формирования в процессе обучения в образовательном пространстве школы может рассматриваться как система. Действительно, процесс педагогического сопровождения представляет собой целостность, включающую в себя: субъекты образовательной деятельности, отношения между ними, содержание, методы, формы, средства обучения и др. Функционирование каждой из данных подструктур уникально и сопряжено с целью педагогического сопровождения; каждый из компонентов может также рассматриваться как система. В результате взаимодействия компонентов достигаются такие свойства и состояния, которыми не обладает ни один из них, но характеризуется педагогическое сопровождение в целом. Между компонентами педагогического сопровождения существуют выраженные иерархичные взаимосвязи: субъекты определяют аксиологичность отношений, цели определяют стратегии и средства обучения, дидактические средства определяются содержанием учебных предметов, методами и формами обучения и др. Основу педагогического сопровождения составляет коммуникация субъектов рассматриваемого процесса. Цель функционирования системы "Педагогическое сопровождение формирования познавательной компетентности старшеклассника в процессе обучения" - достижение педагогических целей по развитию личности обучающегося (в том числе - в части формирования у него опыта самостоятельной познавательной деятельности) и обеспечение усвоения учебного предмета на уровне, определяемом программными требованиями.
Педагогическое сопровождение целесообразно проанализировать на основе применения и конкретизации к процессу саморегулируемого учения принципов функционирования открытых систем: динамического баланса, структурной устойчивости и обратной связи (см., например [5]). Саморегуляция и стремление системы "познавательная компетентность" к сохранению структуры - суть принципов структурной устойчивости и обратной связи. Принцип динамического баланса "проявляется в стремлении системы, с одной стороны, достичь гармонического состояния, а с другой - сместить «точку равновесия» при изменении внешней среды" (Т.Ю. Китаевская). Применение данных принципов к открытой системе "познавательная компетентность" позволяет выделить свойства, важные в плане ее взаимодействия с системой "педагогическое сопровождение". Являясь сложной системой, познавательная компетентность учащихся, формируемая в процессе обучения, в каждой точке своего развития характеризуется:
• синергичностью и гармоничным сочетанием логически противоположных характеристик, описывающих функционирование отдельных составляющих системы: интерес к самостоятельной познавательной деятельности в области изучаемой дисциплины - безучастность; стремление к уединенности при проведении самостоятельной познавательной деятельности - потребность в общении; познавательная потребность, интерес, воля в учебной познавательной деятельности - стремление к развлечениям, отдыху и др.;
• самодостаточностью, проявляющейся в относительной независимости от внешнего воздействия и обусловленную сформированным ранее опытом взаимодействия с другими системами, а также уникальностью опыта самостоятельной познавательной деятельности, формируемого в процессе изучения определенной учебной дисциплины;
• гибкостью и адаптивностью, готовностью изменить точку временного равновесия под действием изменившихся внешних условий (например, постановка проблемной задачи способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности учащегося, постановке новых целей познания);
• постоянным стремлением находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет как уже известных, так и введения в действие новых ресурсов и возможностей (например, постановка новых (дополнительных) целей в обучении делает самостоятельную познавательную деятельность осмысленной, позволяет преодолевать трудности, возникающие при ее решении);
• коммуникативностью и появлением новых взаимосвязей между развивающимися элементами-подсистемами системы "познавательная компетентность". Опыт самостоятельной познавательной деятельности характеризуется постоянным ростом, изменением и усложнением познавательной деятельности, своих свойств и структуры не только существующих "в данный момент в данном месте (актуальная структура), но и набором потенциальных (не проявляющих себя актуально в данных "здесь и теперь") структур, находящихся между собой в отношении альтернативности" [6, с.149];
• неравновесным уровнем развития отдельных подсистем и сформированности связей между ними - наличием отдельных более развитых компонентов опыта самостоятельной познавательной деятельности по отношению к другим.
Неустойчивость и флуктуации системы "познавательная компетентность" определяют требования к педагогическому сопровождению процесса формирования опыта саморегулируемой познавательной деятельности учащихся и студентов в процессе обучения. Необходимо создать такие условия, в которых педагогическое сопровождение:
• способствует достижению педагогических целей по развитию личности учащегося на основе максимально полного учета его индивидуальности, в том числе - в части формирования опыта самостоятельной познавательной деятельности на основе максимально полного учета направленности его саморегулируемого познания;
• обеспечивает усвоение программного материала учебного предмета.
Учитывая неустойчивость направленности и нелинейность формирования познавательной компетентности старшеклассников, обусловленную процессами самоопределения и самосознания школьников, заметим, что наибольшая эффективность в создании названных условий достигается при наличии "резонанса" во взаимодействии систем "личность" и "образовательное пространство школы" (и их подсистем). Среди условий "педагогического резонанса" во взаимодействии систем "познавательная компетентность" и "педагогическое сопровождение формирования познавательной компетентности" выделяются следующие:
• всемерное поддержание взаимосвязи системы "познавательная самостоятельность" с другими системами: в целях саморегулируемого познания учащегося - поддержание "педагогического резонанса смыслов" познавательной деятельности как синкретического единства официальных целей образования и
целей самообразования ученика; в содержании саморегулируемого познания -"синхронизация смысловых полей" (Л.Ц. Кагермазова [7]), "резонанс культур", выражающийся в соответствии и непротиворечивости внешней (окружающей) культуры обучающегося и его личностной культуры; в стратегиях деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса - "резонанс деятельности" выражается в интеграции активной саморегулируемой познавательной деятельности учащегося и целенаправленного педагогического сопровождения такой деятельности;
• всемерное содействие развитию системы "познавательная самостоятельность";
• учет направленности вектора развития и точек бифуркации системы "познавательная самостоятельность". В процессе обучения педагогическое сопровождение по своим целевым установкам, своей направленности должно быть близким (а в идеале - совпадать) к направленности познавательной деятельности учащегося. В этом случае внешние воздействия (педагогические усилия) будут совпадать с внутренними колебаниями системы. Несовпадение целей самостоятельной познавательной деятельности и целей педагогического сопровождения требует их гибкой коррекции путем постепенного сближения с учетом принципов аксиологии. Наиболее "удобными" для педагогического влияния являются точки, в которых система "познавательная самостоятельность" неустойчива и, следовательно, наиболее подвержена педагогическому воздействию;
• соразмерность силы внешних воздействий силе (амплитуде) внутренних колебаний (внутренней активности) системы - необходимо учитывать силу педагогического стимулирования, чтобы не допустить выход системы из равновесия или ее разрушение;
• опора в формировании менее развитых подструктур системы "познавательная самостоятельность" на систему взаимосвязей и на более развитые подсистемы;
• ориентация не только на текущее состояние системы, но и на потенциальные структуры;
• учет разнообразия систем "познавательная самостоятельность" и "педагогическое сопровождение" (закон Эшби).
Названные условия "педагогического резонанса" во взаимодействии рассматриваемых систем позволяют сформулировать условия эффективности педагогического сопровождения формирования познавательной компетентности у старшеклассников в процессе обучения учебным предметам:
• цель формирования у старшеклассника опыта саморегулируемой познавательной деятельности должна выступать одной из основных целей обучения учебному предмету; она должна быть ориентирована на потенциальный уровень обучаемости школьника;
• в процессе обучения учебному предмету должна учитываться текущая и потенциальная направленность личностного образовательного пространства старшеклассника, уровень сформированности опыта учащегося в сфере саморегулируемого познания; учебный процесс должен опираться и
стимулировать использование данного опыта как в содержании, так и в стратегиях самостоятельной познавательной деятельности;
• процесс обучения, исходя из антропологической сущности самостоятельной познавательной деятельности [8], должен преследовать цель создания единства условий: для оптимального восприятия информации учащимся в процессе изучения учебных дисциплин; для активации и развития познавательной самостоятельности обучающегося, её отдельных подструктур и взаимосвязей между ними на основе формирования индивидуально окрашенных психических и личностных качеств, сопряженных с саморегулируемой познавательной деятельностью; для возможно более сильной и устойчивой активации самостоятельной познавательной деятельности учащегося на основе создания качественно новых целей (смыслов) саморегулируемого учения и организации эффективного взаимодействия систем "личность учащегося" и "учебный предмет"; для адаптации образовательного пространства школы с входящими в него подсистемами к запросам учащегося, направленным на реализацию потребности саморегулируемого познания.
• в учебно-воспитательном процессе должно быть реализовано единство требований: целостности формирования познавательной компетентности и предметных компетенций; формирования у обучаемого осознанности личной значимости предметного образования и саморегулируемой познавательной деятельности; социокультурной и практико-ориентированной направленности изучения учебных дисциплин; научности, систематичности и последовательности педагогического стимулирования и сопровождения формирования познавательной компетентности у старшеклассников;
• обучение учебному предмету, ориентированное на формирование познавательной компетентности у старшеклассника, требует подготовленности к ведению саморегулируемого познания как учащегося, так и всех субъектов образовательного пространства школы.
Факторы, составляющие основу самостоятельной познавательной деятельности старшеклассника в процессе обучения - суть его возрастные и индивидуальные особенности: индивидуально-психологические характеристики; активность в самостоятельной познавательной деятельности; уровень сформированного опыта самостоятельной познавательной деятельности и предметной подготовки; целенаправленность самоуправляемого познания, определяемая уровнем сформированности взаимосвязей между компонентами познавательной самостоятельности; подготовленность среды и ее соответствие самостоятельной познавательной деятельности обучаемого (в том числе - компетентность преподавателя) и др. Как следствие, педагогическое сопровождение развития познавательной самостоятельности старшеклассника в процессе обучения предполагает соблюдение методологических принципов:
• объективности, целенаправленно ориентирующего учебно-воспитательный процесс на формирование познавательной компетентности обучаемого, учет его уровня опыта самостоятельной познавательной деятельности, способностей и учебных достижений;
• интегративности и системности, предполагающих систематическое педагогическое сопровождение формирования опыта саморегулируемого
познания учащегося на основе интеграции его возможностей и возможностей педагогического процесса;
• субъектности, реализация которого предполагает возможно более полный учет особенностей индивидуальности учащегося в процессе целенаправленного педагогического сопровождения формирования его познавательной компетентности;
• поликультурной обусловленности кумулятивного прогрессивного развития, задающего, с одной стороны, требования учета сформированного уровня культуры обучаемого (в том числе - познавательной и предметной), а с другой -требования к организации педагогического сопровождения на основе отбора содержания и стратегий образования, способствующих обогащению его личностной культуры;
• активности учащегося и педагогически управляемого развития, предполагающих в формировании познавательной компетентности обучаемого опору на его активность, создание педагогически целесообразных условий для активизации его самостоятельной познавательной деятельности. Реализация данных принципов требует соответствующей целенаправленной подготовки преподавателя как субъекта образовательной деятельности.
Обобщая сказанное, отметим, что выявленные условия эффективности педагогического сопровождения формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения учебным предметам составляют теоретическую базу для разработки механизмов и стратегий реализации компетентностного подхода в системе общего образования. Применение идей системности и синергетики к анализу рассматриваемых процессов позволяет более полно учесть нелинейность формирования опыта в сфере саморегулируемого познания у учащихся старших классов общеобразовательной школы и спроектировать соответствующие индивидуально-ориентированные стратегии педагогического сопровождения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пустовойтов В.Н. Познавательная компетентность старшеклассника : сущность категории и корреляты // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). - 2012. - № 2(18). - С. 102-109.
2. Пустовойтов В.Н. Познавательная самостоятельность - ключевая компетенция и компетентность личности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2010. - №3. - С. 290-294.
3. Мухамеджанова Н.М. Личность в зеркале синергетики // Теоретический журнал "Credo New". - 2004. - №2. - URL: http://credonew.ru/content/view/408/56/ (дата обращения: 04.09.10).
4. Выготский Л.С. Лекции по педологии. - Ижевск: Удмурдский университет, 2001. - 304 с.
5. Китаевская Т.Ю. Проектирование компонентов методической системы обучения информатике с использованием автоматизированных методов: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 447 с.
6. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). - СПб. : Изд. "Лань", 1999. - 480 с.
7. Кагермазова Л.Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технологии направленной трансляции смыслов в обучении: дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07. - Ростов-на-Дону, 2009. - 325 с.
8. Пустовойтов В.Н., Прядёхо А.А. Идеи педагогики конструктивизма в формировании компетентности познавательной самостоятельности // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. - 2011. - №1. -Брянск: РИО БГУ, 2011. - 346 с. - С.65-71.
Рецензент: Прядёхо Алексей Анатольевич, заместитель директора научно-исследовательского института фундаментальных и прикладных исследований ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», доктор педагогических наук, профессор. ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», г. Брянск, Россия, E-Mail: [email protected]
Viktor Pustovoytov
Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky
Russia, Bryansk E-Mail: [email protected]
The conditions of effectiveness of pedagogical support of forming of cognitive competence of high school students while
learning school subjects
Abstract. The article shows the conditions of effectiveness of pedagogical support of cognitive competence forming of high school students while learning school subjects. These conditions means: the forming of the experience of self-regulating cognitive activity of pupil is one of the aims of teaching the school subject; the aims of teaching are directed for the potential level of educability of pupil; counting of potential direction of student's personality and his level of experience in the sphere of self-regulating cognition; creating the conditions for forming and support of this experience activation in content and strategies of self-cognitive activity etc. The analyze of experience of self- regulating cognition and the process of pedagogical support of its forming, was done on the basis of ideas of system and synergy. The principles of organization of this process were formed with taking into consideration the aim of system functioning "Pedagogical support of high school students cognitive competence forming in the learning process" and age specialties connected with self-determination. The basis of methodological and methodical requirements consists of principles of objectivity, integrativity and system, subjectivity, multicultural conditionality of cumulative progressive development, the students activity and pedagogically ruled development.
Identified conditions and principles of pedagogical support of formation the experience of self-regulated teaching pupils and students form the basis for identifying and implementing effective mechanisms and strategies for implementation of competence-based approach in the education system.
Keywords: competence approach in general education; effectiveness of educational process; cognitive competence; cognitive independence; independent cognitive activity; self-education; humanization of general education; pedagogical support.
Identification number of article 28EVN414
REFERENCES
1. Pustovoytov V.N. Poznavatelnaya kompetentnost starsheklassnika: suschnost kategorii i korrelyatyi // European social science journal (Evropeyskiy zhurnal sotsialnyih nauk). - 2012. - № 2(18). - Pp. 102-109.
2. Pustovoytov V.N. Poznavatelnaya samostoyatelnost - klyuchevaya kompetentsiya i kompetentnost lichnosti // Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. - 2010. - № 3. - Pp. 290-294.
3. Muhamedzhanova N.M. Lichnost v zerkale sinergetiki // Teoreticheskiy zhurnal "Credo New". - 2004. - № 2. - URL: http://credonew.ru/content/view/408/56/ (data obrascheniya: 04.09.10).
4. Vyigotskiy L.S. Lektsii po pedologii. - Izhevsk: Udmurdskiy universitet, 2001. -304 p.
5. Kitaevskaya T.Yu. Proektirovanie komponentov metodicheskoy sistemyi obucheniya informatike s ispolzovaniem avtomatizirovannyih metodov: dis. ... d-ra ped. nauk. -M., 2005. - 447 p.
6. Vasilkova V.V. Poryadok i haos v razvitii sotsialnyih sistem: (Sinergetika i teoriya sotsialnoy samoorganizatsii). - SPb. : Izd. "Lan", 1999. - 480 p.
7. Kagermazova L.Ts. Smyislovyie kommunikatsii v uchebnom protsesse: teoriya i tehnolo-gii napravlennoy translyatsii smyislov v obuchenii: dis. ... d-ra psihol. nauk : 19.00.07. - Rostov-na-Donu, 2009. - 325 p.
8. Pustovoytov V.N., Pryadyoho A.A. Idei pedagogiki konstruktivizma v formirovanii kompetentnosti poznavatelnoy samostoyatelnosti // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta: Obschaya pedagogika. Professionalnaya pedagogika. Psihologiya. Chastnyie metodiki. - 2011. - № 1. - Bryansk: RIO BGU, 2011. - 346 p. - Pp.65-71.