Научная статья на тему 'Условия эффективного использования электронной образовательной платформы Moodle для повышения качества самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку'

Условия эффективного использования электронной образовательной платформы Moodle для повышения качества самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА MOODLE / E-LEARNING PLATFORM MOODLE / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / МОНИТОРИНГ ОБУЧЕНИЯ / MONITORING OF TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONALLY-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Татьяна Валерьевна

В статье анализируются педагогические условия эффективной организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей по дисциплине «Иностранный язык» на основе электронной образовательной платформы MOODLE (ЭОП MOODLE).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесова Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of effective use of electronic educational platform MOODLE for increase of quality of individual work of students while teaching a foreign language

In the article pedagogical conditions of effective organization of independent work of students of nonlinguistic specialties on the discipline of «Foreign language» based on e-learning platform MOODLE are analyzed.

Текст научной работы на тему «Условия эффективного использования электронной образовательной платформы Moodle для повышения качества самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку»

УДК 378.881:004.9

Т. В. Колесова Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Условия эффективного использования

электронной образовательной платформы МООйЬЕ для повышения качества самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку

В статье анализируются педагогические условия эффективной организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей по дисциплине «Иностранный язык» на основе электронной образовательной платформы МООБЬЕ (ЭОП МООБЬЕ).

Ключевые слова: электронная образовательная платформа МООБЬЕ, иностранный язык, самостоятельная работа, интерактивность, мониторинг обучения, педагогические условия, профессионально ориентированное обучение.

Практика показывает, что одной из неотложных и важных задач российского общества является модернизация профессиональной подготовки специалистов. Существующая сегодня высшая школа претерпела значительные изменения за последние годы, но все еще нуждается в обновлении, так как привычные методы и способы организации обучения не совсем отвечают запросам современности: обновленному обществу требуется человек мыслящий, деятельный, инициативный, компетентный, саморазвивающийся, мобильный, способный воспринимать, создавать, осмысливать и внедрять новое.

Внимание преподавателей-практиков и ученых все более акцентируется на поиске таких способов обучения, которые направлены на формирование у каждого студента способности постоянного самосовершенствования, умений гибко и мобильно реагировать на происходящие изменения. Выпускник высшей школы должен быть востребован на рынке труда, для чего ему необходимо не только получить образование, но и научиться гибко, быстро и эффективно адаптироваться в случае изменений на этом рынке. При этом для эффективного функционирования в сложном современном мире важно не просто адаптироваться к среде и усвоить социальные роли и правила, необходимо постичь науку создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир [2].

Основная задача образовательной политики заключается настоящее время в создании эффективных условий для достижения образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям современной жизни.

В новых образовательных стандартах высшего образования России (ФГОС ВО 3+) прослеживается та же тенденция, что и в прежних стандартах — ФГОС ВПО нового поколения, а именно: возрастание роли компетентностного подхода в подготовке специалистов, который предполагает развитие творчества и самостоятельности студентов, что отражается в планировании учебных курсов: большая доля учебной нагрузки отводится на самостоятельную работу студентов (далее СРС).

0. В. Зацепина отмечает, что «значимость СРС выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы» [3].

Анализ научно-методической литературы, исследование электронного обучающего и образовательного пространства вузов, собственный опыт работы свидетельствуют о целом ряде методических направлений и технологий в организации СРС при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах, в том числе с использованием ЭОП MOODLE, которая обладает серьезными преимуществами перед остальными средствами обучения [6]; позволяет выявить педагогические условия эффективной организации СРС в ЭОП MOODLE.

1. Активизация самостоятельной учебной деятельности студента — формирование и развитие ценностного отношения к изучаемому предмету, процессам и объектам познания, воспитание умений продуктивной самоорганизации учебного труда, проявления себя самостоятельной активной и творческой личностью.

А. А. Хусаинова отмечает, что «СРС с использованием ЭОП МООБЬЕ выходит на новый уровень, преподаватель выступает только как на -ставник и организатор работы студента. Электронный курс доступен в любое время и дает студентам возможность развивать навыки планирования личного времени» [6].

С нашей точки зрения, однако, спорным является ее утверждение, что «студенты проявляют большой интерес и готовность к дистанционной работе, отмечая ее эффективность и продуктивность». Опыт нашей работы свидетельствует о том, что при организации СРС в ЭОП МООБЬБ при обучении иностранному языку на основе разработанных нами курсов по дисциплине «Иностранный язык» в Марийском государственном университете (далее МарГУ) на 1-2-х курсах физико-математического факультета студентам, особенно первокурсникам, достаточно сложно влиться в новую форму организации самостоятельной работы. Это касается прежде всего уровня владения студентами навыками самоорганизации и самоконтроля, потребности в саморазвитии при изучении дисциплин.

Мы поддерживаем А. А. Хусаинову в том, что «ценностное отношение к изучаемому предмету» [6] начинает формироваться тогда, когда студенты начинают изучать материал по профессиональной тематике.

2. Повышение интерактивности электронной обучающей среды — организация активной коммуникации студентов в процессе учебной деятельности.

По мнению А. А. Хусаиновой, при работе в ЭОП МООБЬБ следует делать «особый упор на... коммуникативную роль данной образовательной системы» [6], поскольку платформы электронного образования позволяют студентам формировать позитивное отношение к дискуссии и кооперации с преподавателем.

Процесс общения осуществляется на основе активных методов обучения, включающих высокую степень вовлеченности и взаимодействия студентов между собой; высокий уровень мотивации, использование игровых методов, метода проектов, дискуссий, устных и письменных презентаций и так далее.

При организации активной коммуникации студентов в процессе изучения иностранного языка с помощью ЭОП МООБЬБ мы используем такие коммуникативные задания, как составление диалогов или монологов по заданной теме, запись и отправка их преподавателю на оценивание.

Такая форма работы ценна еще и тем, что студенты могут послушать себя «со стороны» и, возможно, сделать выводы, которые в будущем будут способствовать совершенствованию их коммуникативных навыков.

Для развития навыков письменного общения в наших курсах используется также такая форма работы, как обсуждение определенной темы на форуме или в чате, что позволяет развивать лексику, грамматику, орфографию, быстроту реакции, тонкость ума, умение выражать и доказывать свою точку зрения, умение поиска необходимой информации в Интернете.

3. Учет индивидуального учебного стиля студентов — учет индивидуальных познавательных процессов личности и, соответственно, выбор определенных методов и технологий обучения.

Согласно А. А. Хусаиновой, «многовариантность представления учебного материала в ЭОП МООБЬБ, создание комфортной социально-психологической атмосферы повышают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками в процессе усвоения языкового материала».

Обеспечение данного условия в нашем курсе в ЭОП МООБЬБ осуществляется посредством предъявления студентам дифференцированных заданий (учет сложности выполнения заданий, возможность выполнения заданий в своем режиме, выбор индивидуального задания и т. д.).

4. Обеспечение профессионально ориентированного обучения — постановка задачи овладения навыками общения на иностранном языке и приобретение специальных знаний по выбранной специальности.

Мы полностью поддерживаем А. А. Хусаинову в том, что «в настоящее время понятие профессионализм предполагает среди прочего качественную иноязычную подготовку, поэтому обязательным компонентом профессиональной подготовки студента университета является профессионально ориентированное обучение иностранному языку» [6].

Примером обеспечения обозначенного условия в наших курсах в ЭОП MOODLE является перевод и анализ аутентичных текстов профессионального характера, сформированных по тематическому принципу; выполнение коммуникативных упражнений профессиональной направленности; выполнение различных проектов по профессиональной тематике и так далее.

5. Обеспечение контрольно-оценочного мониторинга учебного процесса — разработка

курса или тематической эпистемы как сбалансированной, логически завершенной части содержания учебной дисциплины с соответствующей формой контроля. компетенций, сформированных в результате овладения данной эпистемой [4].

Мониторинг учебной деятельности работы в ЭОП MOODLE студентов 1 -го курса ФМФ МарГУ (группы: ФБ-11, ПИ-13, МР-14, ОС-17) по дисциплине «Иностранный язык» и студентов 2-го курса (группа ПИ-23) по дисциплинам «Иностранный язык» и «Технический иностранный язык» (группа ОС-27) за 1 и 3 семестры 2014-2015 учебного года осуществлялся нами по таким видам заданий, как презентации, лексико-грамматическое тестирование, доклады, эссе, диалоги и так далее. Большая часть заданий предназначалась для самостоятельного выполнения во внеаудиторных условиях. На наш взгляд, результаты работы (по пятибалльной системе средний балл выполнения заданий студентами 1-го курса — 3,3 балла, у 2-го курса — 3,8 балла) свидетельствуют о том, что студенты испытывают еще значительные трудности в организации самостоятельной работы в данной ЭОП, и, возможно, они недостаточно осознают значимость изучения английского языка для своей будущей профессии. На показатель среднего балла влияют также такие факторы, как:

- всегда есть ряд студентов, которые совершенно игнорируют работу в ЭОП MOODLE;

- всегда есть ряд студентов, которые время от времени заходят в ЭОП MOODLE, но практически никогда не выполняют задания, размещенные там (или не выполняют их в указанный срок);

- всегда есть ряд студентов, которые стабильно не стараются улучшить свои результаты ЭОП MOODLE.

6. Обеспечение программно-профессиональной готовности и мотивации преподавателя к работе в ЭОП МООБЬЕ. Несомненно, использование ЭОП MOODLE является эффективным и позволяет решать многие задачи, стоящие перед высшей школой сегодня. Деятельность руководителя курса достаточно многогранна, она включает разработку содержания курса обучения (тексты, задания к ним, контроль) и управление курсом (посещаемость и успеваемость, обработка результатов). Преподаватели затрачивают огромное количество времени на разработку материалов для курсов, поддержание их. В этой связи хочется отметить такой немаловажный фактор для развития ЭОП MOODLE, который, несомненно, должен быть учтен администрацией вуза —

это психологическая и материальная мотивация применения преподавателями высшей школы ЭОП MOODLE.

Мы согласны с А. А. Хусаиновой, что «неправильное использование электронного обучения может развить у студентов оторванность от реаль -ной жизни. Необходимо, чтобы электронное образование рационально интегрировалось в традиционное образование» [6].

В заключение хотелось бы процитировать А. А. Андреева: «Многие ученые считают электронное обучение новой образовательной парадигмой, ведь ИКТ претендуют на моделирование процесса обучения в целом. Обучающие платформы, в отличие от компьютерных программ, не работают с конкретным содержанием, а лишь задают рамки, в которых может разместиться любой учебный материал. Однако ИКТ не разрабатывались специально для образования, поэтому остается много нерешенных проблем, связанных с анализом их дидактических свойств и разработкой методик их применения в учебном процессе» [1].

—т—-

1. Андреев А. А. Электронная педагогика: может она и существует // E-LEARNING. BY. Портал электронного обучения. 2011. URL:

http://www.e-learning.by/Article/Elektronnaja-pedagogika-mozhet-ona-i-suschestvuet/ELearning.html (дата обращения: 10.02.2015).

2. Бирюкова Н. А., Яковлева С. Л. Формирование социальной мобильности личности в высшей школе (на примере иностранного языка): монограф. / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2008. 188 с.

3. Зацепина О. В., Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Технология организации самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения: монография. Барнаул, 2008. 220 с.

4. Марданшина Р. М. Эпистемологический подход к иноязычному обучению в системе многоуровневого образования // В мире научных открытий. 2012. № 5. С. 101-110.

5. Токтарова В. И. Модель учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза в контексте электронного обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 11.

6. Хусаинова А. А. Педагогические условия использования системы MOODLE в организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов экономического профиля // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 2. URL:

http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/2201337/pdf_125 (дата обращения: 08.02.2015).

1. Andreev A. A. Jelektronnaja pedagogika: mozhet ona i sushhestvuet // E-LEARNING. BY. Portal jelektronnogo obuche-nija, 2011. URL: http://www.e-learning.by/Article/Elektronnaja-pedagogika-mozhet-ona-i-suschestvuet/ELearning. html (data obrashhenija: 10.02.2015).

2. Birjukova N. A., Jakovleva S. L. Formirovanie social'noj mobil'nosti lichnosti v vysshej shkole (na primere inostrannogo jazyka): monograf. / MarGU. Joshkar-Ola, 2008. 188 s.

3. Zacepina O. V., Lavrent'ev G. V., Lavrent'eva N. B. Tehnologija organizacii samostojatel'noj raboty budushhih pedagogov professional'nogo obuchenija: monografija. Barnaul, 2008. 220 s.

4. Mardanshina R. M. Jepistemologicheskij podhod k inoja-zychnomu obucheniju v sisteme mnogourovnevogo obrazovanija // V mire nauchnyh otkrytij. 2012. № 5. S. 101-110.

5. Toktarova V. I. Model' uchebno-metodicheskogo obespe-cheniya obrazovatel'nogo protsessa vuza v kontekste e'lektron-nogo obucheniya // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 11.

6. Husainova A. A. Pedagogicheskie uslovija ispol'zovanija sistemy MOODLE v organizacii samostojatel'noj raboty pri obu-chenii inostrannomu jazyku studentov jekonomicheskogo profilja // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 2013. № 2. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/2201337/pdf_125 (data obrashhenija: 08.02.2015).

T. V. Kolesova Mari State University, Yoshkar-Ola

Conditions of effective use of electronic educational platform MOODLE for increase of quality of individual work of students while teaching a foreign language

In the article pedagogical conditions of effective organization of independent work of students of nonlinguistic specialties on the discipline of «Foreign language» based on e-learning platform MOODLE are analyzed.

Keywords: e-learning platform MOODLE, a foreign language, independent work, interactivity, monitoring of training, pedagogical conditions, professionally-oriented training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.