- анализ рисков (идентификация, оценка, переоценка, измерения);
- определение эффективных и экономичных защитных мер и средств (минимизация рисков).
В настоящее время в Республике Беларусь накоплен существенный опыт по разработке, внедрению и сертификации систем управления охраной труда; в основном решены вопросы идентификации и оценки профессиональных рисков, что является начальным этапом управления профессиональными рисками. Следующим этапом для повышения эффективности систем управления охраной труда должна стать выработка методов управления профессиональными рисками.
Учитывая вышеизложенное при определении подходов к разработке методов управления профессиональными рисками необходимо учитывать следующее:
1. Процесс управления профессиональными рисками должен быть постоянным. Это необходимое условие для обеспечения непрерывного совершенствования в области безопасности труда и профессионального здоровья.
2. При определении мероприятий по управлению профессиональными рисками важно соблюдать следующую последовательность мер по сокращению рисков: а) устранение; б) замену; в) технические меры; г) предупреждение и (или) административные меры управления; д) средства индивидуальной защиты.
3. Управление профессиональными рисками должно предусматривать активное взаимодействие работодателей, работников и других заинтересованных сторон в улучшении условий труда и сохранении здоровья работников:
- работодатели организуют и обеспечивают управление профессиональными рисками, назначают лиц, участвующих в управлении профессиональными рисками;
- работники, непосредственно занятые на рабочих местах, где оценивались профессиональные риски, участвуют в консультациях и содействуют проведению мероприятий по управлению профессиональными рисками;
- организации и специалисты, оказывающие услуги в сфере охраны труда, при возникновении такой потребности, консультируют работодателей, проводят необходимые измерения, содействуют в подготовке и проведении мероприятий по управлению профессиональными рисками.
4. План действий по управлению рисками должен включать:
- вопросы организации и координирования работ по управлению рисками (прежде всего, обеспечение соблюдения требований, предусмотренных действующим законодательством);
- назначение компетентных лиц для мониторинга профессиональных рисков и результатов работы по их снижению;
- проведение корректирующих мероприятий и мониторинга эффективности профилактических мер;
- информирование работников и/или их представителей о реализации принятых мер, а также вопросы их обучения;
- определение условий и мер, которые могут быть приняты для пересмотра риска.
Литература
1. Директива Совета европейских сообществ о введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда работников, 12 июня 1989. - №89/391/ЕЭС. - Люксембург, 1987.
2. Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001 / ИО-ОБИ 2001 / Междунар. бюро труда. - Женева: МОТ, 2003. - 28 с.
3. Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Спецификация: ОИБАБ 18001:1999. Перевод на русский язык НПКФ ЭЛЕКТОН по лицензии ВБ1, 2004. - 16 с.
4. Формирование и внедрение системы управления профессиональными рисками: учеб.-метод. пособие / Мин-во образования и науки Российской Федерации. Российский государственный социальный университет. - М., 2010. - 59 с.
5 Ворошилов, С.П. Создание системы выявления и управления профессиональными рисками. Новые подходы / С.П. Ворошилов // Безопасность и охрана труда. - 2010. - №1. - С. 18-21.
УДК 332.12
Сидор A.C.,
НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь (г. Минск)
УСКОРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ - ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНОВ БЕЛАРУСИ
Переход промышленности Беларуси на инновационный путь развития является одним из важнейших условий устойчивого экономического роста. Без значительного увеличения инновационного потенциала невозможно осуществить модернизационный прорыв, который необходим для повышения конкурентоспособности страны и ее регионов. В настоящее время не объемы выпуска в промышленности имеют решающее значение, а способность к постоянному обновлению ассортимента за счет внедрения новых технологий, создания наукоемких производств мирового уровня, новых продуктов, их продвижение на рынок и, в конечном счете - повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Масштабы инновационной деятельности в промышленности во многом зависят от развития науки и эффективности процессов трансформации научных знаний в инновации. Республика Беларусь обладает значительным научным потенциалом даже по европейским меркам. К примеру, по такому показателю как внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту наша страна (по данным за 2008 г.) опережала такие европейские страны, как Болгария, Польша, Латвия, Словакия и была вполне сопоставима с Венгрией, Россией, Литвой (табл. 1).
В то же время, если рассматривать конкретные регионы (в Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов
Таблица 1. Внутренние затраты на исследования и разработки (в процентах к валовому внутреннему продукту) в Беларуси и некоторых странах Европы [1]
Страны 2005 2006 2007 2008
Австрия 2,25 2,47 2,54 2,68
Беларусь 0,68 0,66 0,97 0,74
Бельгия 1,83 1,86 1,90 1,92
Болгария 0,49 0,48 0,48 0,49
Венгрия 0,95 1,00 0,97 1,00
Дания 2,46 2,48 2,55 2,72
Россия 1,07 1,07 1,12 1,04
Ирландия 1,25 1,25 1,28 1,43
Латвия 0,56 0,70 0,59 0,61
Литва 0,75 0,79 0,81 0,80
Нидерланды 1,79 1,78 1,82 1,75
Польша 0,57 0,56 0,57 0,61
Словения 1,44 1,56 1,45 1,66
Украина 1,03 0,95 0,87
Финляндия 3,48 3,38 3,48 3,73
Чешская Республика 1,41 1,55 1,54 1,47
выступают 6 областей и город Минск), то между ними имеются существенные различия. Наибольший научный потенциал сконцентрирован в г. Минске. В 2010 г. внутренние затраты на научные исследования и разработки в столице составили 2,31% к валовому региональному продукту и были в 3,3 раза выше, чем уровень по стране. После г. Минска наибольшим научным потенциалом обладают Гомельская и Минская области. Причем разница между ними и западными областями (Брестская и Гродненская) довольно значительная. К примеру, по такому показателю, как численность исследователей и разработчиков на 10000 занятых, Гомельская и Минская области опережают Брестскую и Гродненскую в 4 раза (табл. 2).
Таблица 2. Показатели, характеризующие научный потенциал регионов Республики Беларусь, 2010 г.
Регионы Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, единиц Списочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки Внутренние затраты на научные исследования и разработки
человек на 10000 занятых в экономике, человек млрд. руб. в % к ВРП
Брестская область 29 621 10 13,9 0,08
Витебская область 30 1094 19 24,4 0,17
Гомельская область 35 2866 43 103,5 0,56
Гродненская область 21 557 11 16,6 0,13
Минская область 29 2978 44 66,1 0,29
Могилевская область 21 733 14 19 0,15
г. Минск 303 22863 210 897,1 2,31
Республика Беларусь 468 31712 68 1140,6 0,69
Источник: составлена автором на основании данных [1,2,3]
Вместе с тем, даже тот научный потенциал, который имеют столица и другие регионы, не используется в должной мере для целей инновационного развития. Существует значительный разрыв между научными разработками и их внедрением в производство. К тому же инновационной деятельностью занимается совсем небольшое количество промышленных предприятий. Так, по итогам 2010 г. удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе обследованных организаций промышленности составлял всего от 12,4% в Могилевской области до 18,2% - в г. Минске.
В инновационной деятельности промышленных предприятий всех областей и г. Минска значительно преобладает внедрение технологических инноваций. На них приходится 99% всех инновационных затрат. Среди регионов страны в 2010 г. больше всего средств на технологические инновации затратили предприятия Гомельской области [1]. Далее следуют Брестская и Гродненская области, на долю которых пришлось более трети всех расходов на технологические инновации (рис.1).
Если рассматривать применение технологических инноваций по их типам, то в большинстве регионов Беларуси преобладают процессные инновации (внедрение нового или значительно улучшенного способа производства). Только в промышленности Минской и Могилевской областей наибольший удельный вес занимали затраты на продуктовые инновации (рис. 2).
0дной из основных проблем инновационного развития регионов Беларуси является проблема трансформации научных разработок в инновации, т.е. их внедрения в производство. Большинство промышленных предприятий (в первую очередь из-за ограниченности средств) финансированию отечественных разработок предпочитают покупку импортных оборудования и технологий, способных в относительно короткие сроки обеспечить окупаемость вложенных ресурсов. Так, по итогам 2010 г. на приобретение машин и оборудования затрачено от 53% суммарных затрат на технологические инновации в Гродненской области до 86% - в Брестской. В то же время на исследования и раз-
Рисунок 1. Региональная структура затрат на технологические инновации организаций промышленности Беларуси, 2010 г., %
44,1 К5,5 «2,1 4У9 21.2 78,8 6М
16,!)
37.» 30,9
Бреспзвк Внгебшя Гипелызая Гроднежгая Мнш Мошяенхн г Мш РБ
I цшдцтш ишици "циирдшс чдяци
Рисунок 2. Структура затрат организаций промышленности регионов Беларуси по типам технологических инноваций, 2010 г., %
работки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов, имеющих большое значение для перспективного развития инновационной деятельности в промышленности, было израсходовано только 2,4% всех затрат в Брестской, 5,6% - в Витебской, 6,4% - в Могилевской областях. Самым высоким этот показатель был в Гродненской области - 37,3%. Для примера, в ведущих европейских странах (по данным за период 2004-2006 гг.) затраты на исследования и разработки новых продуктов и технологий составили: в Нидерландах - 80,1%, Дании - 79,9, Швеции - 63,2, Бельгии - 60% всех затрат на технологические инновации [1]. 0чень малы в промышленности Беларуси затраты на маркетинговые исследования: не более 0,7% всех затрат на технологические инновации в г. Минске, 0,3% - в Витебской области, в остальных регионах этот показатель еще меньше. В результате промышленные предприятия регионов не обладают достаточными знаниями о мировой конъюнктуре, ценах, количестве конкурентов и потенциальных партнеров в этой сфере.
В структуре источников финансирования технологических инноваций в промышленности большинства регионов (Витебская, Гомельская, Минская области, г. Минск) наибольший удельный вес занимают собственные средства предприятий. В Брестской, Гродненской и Могилевской областях на первом месте такой источник финансирования, как кредитные ресурсы и займы. Иностранные инвестиции в наибольшей степени вовлечены в финансирование инновационных процессов в г. Минске, Могилевской и Гомельской областях - на них приходится примерно четвертая часть всех затрат на технологические инновации [1]. В то же время в Витебской области этот ресурс как источник финансирования вообще не использовался, а в Минской и Гродненской областях он составляет 3,1 и 9,7 процентов соответственно (рис. 3).
Еще одной проблемой является слабая отдача от внедрения инноваций. Это характеризуется соотношением инновационной продукции с ее общим объемом. И хотя за последние годы отмечается рост удельного веса инновационной продукции, тем не менее, он остается невысоким. 0собенно неблагоприятное положение наблюдается в Брестской и Гродненской областях. Так, в 2011 г. доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности Гродненской области составила 9,4%, в Брестской - 4,1%. Это соответственно в 3 и почти в 7 раз меньше, чем в Витебской, где этот показатель наибольший (рис. 4).
Такая ситуация в этих регионах в значительной степени обусловлена особенностями структуры их промышленности, где преобладают производства потребительских товаров. В то время как в Витебской, Гомельской, Могилевской областях, г. Минске главную роль играют такие виды деятельности, как производство нефтепродуктов, металлургическое, химическое, машин и оборудования, транспортных средств, электронного и оптического оборудования. Предприятия этих секторов традиционно занимают ведущие позиции в реализации нововведений в промышленности, имеют более широкие возможности для внедрения инноваций (высокий научно-технический потенциал, соб-
Рисунок 3. Затраты организаций промышленности регионов Беларуси на технологические инновации по источникам финансирования, 2010 г., %
Рисунок 4. Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в регионах Республики Беларусь за 2009-2011 гг., %
ственная исследовательская база, высококвалифицированный персонал и пр.).
Таким образом, можно выделить следующие проблемы, препятствующие инновационному развитию промышленности регионов: недостаточная проработка механизмов стимулирования внедрения научных разработок в производство; ограниченность финансовых средств, низкий уровень работы, либо отсутствие на предприятиях маркетинговых служб по исследованию рынка новых технологий и продуктов; недостаточное привлечение для финансирования инноваций средств зарубежных инвесторов, особенно в Витебской, Минской, Гродненской областях; слабая отдача от внедрения нововведений, выражающаяся невысоким удельным весом инновационной продукции, прежде всего, в Брестской, Гродненской областях; низкая инновационная активность промышленных предприятий; слабая финансовая поддержка со стороны государства (в т.ч. отсутствие сквозного финансирования всех этапов инновационного цикла); высокая стоимость нововведений и длительные сроки их окупаемости; недостаточная развитость инновационной инфраструктуры (особенно в областях) и рынка технологий.
Для ускорения инновационного развития промышленности регионов необходимо обеспечить создание условий эффективного функционирования составляющих элементов национальной инновационной системы, консолидацию усилий всех участников инновационного процесса: государства, бизнеса, науки и образования. Для каждого должны быть сформированы соответствующие целевые установки. Для бизнеса - получение на основе инноваций максимально возможной прибыли за счет конкурентных преимуществ. Для науки - решение задач познания, включая создание средств для реализации инноваций. Для государства - формирование среды и условий, при которых инновации обеспечивают бизнесу наибольшую возможную прибыль, для науки - спрос со стороны бизнеса на научные исследования, а для экономики в целом - высокую конкурентоспособность [4].
Следует отметить, что основной особенностью инновационного сектора является его зависимость от неопределенного рыночного спроса. Кроме того, он является своего рода промежуточным звеном между сектором науки и промышленным комплексом, при этом характеризуясь еще и высоким инвестиционным риском с длительным периодом вложений [5]. Поэтому в гораздо большей степени должны быть задействованы механизмы государственной поддержки инновационных процессов с концентрацией усилий на приоритетных направлениях инновационной деятельности регионов. Среди важнейших из них могут быть: совершенствование законодательной базы (принятие закона о государственной инновационной политике, других нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность); создание механизмов привлечения в эту сферу негосударственных инвестиций (как отечественных, так и иностранных); кооперация с зарубежными партнерами, в том числе путем формирования научных объединений, холдингов; стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции; развитие элементов региональной инновационной инфраструктуры, содействующих тесному взаимодействию науки с промышленными предприятиями.
В принятой Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы намечено сформировать в регионах страны высокотехнологичные сектора и производства, а также институциональную среду, благоприятную для интенсивного роста промышленности на инновационной основе. Одним из приоритетов будет создание перспективных высокотехнологичных кластеров. Так, в Витебской области на базе Новополоцкого промышленного предприятия ОАО "Нафтан" предусматривается формирование нефтехимического кластера. Научное обеспечение возложено на УО "Полоцкий государственный университет", научно-исследовательский институт физико-химических проблем БГУ. В Гомельской области намечается создание агромашиностроительного кластера (РУП "Гомсель-маш", УО "Гомельский государственный технический университет имени П.П.Сухого"); в Гродненской - химического кластера (ОАО "ГродноХимволокно", УО "Гродненский государственный университет", БГУ, УО "Белорусский государственный технологический университет"); в Могилевской - химико-текстильного кластера (ОАО "Могилевхимволокно", ОАО "Моготекс", УО "Могилевский государственный университет продовольствия", УО "Белорусский государственный технологический университет"); в г. Минске - автотракторостроительного кластера (РУП "Минский тракторный завод", ОАО "Минский автомобильный завод", ОАО "Минский моторный завод", БНТУ, ГУВПО "Белорусско-Российский университет", УО "Белорусский государственный технологический университет"), ИТ-кластера (резиденты ПВТ, ГНУ "Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси", БГУ, УО "БГУИР", БНТУ).
Предусматривается развитие действующих и создание новых технопарков во всех областях и г. Минске. Среди наиболее значимых - технопарк "Полесье", основное направление деятельности которого - развитие биотехнологий (Брестская область), многофункциональный технопарк в Смолевичском районе (Минская область), технопарк на площадях ОАО "Радиан" (г. Минск) и другие.
Намечены меры государственной поддержки инновационного развития экономики. Среди них: предоставление на конкурсной основе бюджетных грантов (в том числе софинансирование) на проведение НИОК(Т)Р, разработку и проектирование новых видов инновационной продукции, компенсацию затрат на оплату маркетинговых, инжиниринговых услуг;
создание на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей условий для формирования кластеров, объединяющих наиболее эффективные и взаимосвязанные организации, образующие лидирующую группу компаний и обеспечивающие конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках;
предоставление государственных гарантий по привлеченным в инновационную сферу кредитам;
формирование механизмов взаимодействия государства и бизнеса (государственно-частное партнерство), направленных, в частности, на консолидацию финансовых ресурсов государственного и частного секторов экономики для реализации научно-технических и инновационных приоритетов;
расширение механизмов предоставления дотаций, субсидий и субвенций для инновационно-активных организаций при реализации "прорывных" технологий [6].
Реализация намечаемых направлений инновационного развития промышленности регионов окажет существенное влияние на рост их экономического и социального потенциала, повышение конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках.
Литература
1. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. - Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2011.
2.Регионы Республики Беларусь: стат. сб. - Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2011.
3. Основные итоги разработки Системы национальных счетов Республики Беларусь за 2010 год (окончательные итоги): стат. бюллетень - Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2011.
4.Наука. Инновации. Образование. - Вып. 9. М.: Языки славянской культуры, 2010. - С. 93-103.
5. Каленская Н.В. Условия формирования инфраструктурных связей в рамках стратегий развития промышленного комплекса // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. Казань. - 2008. - №4 (13). -С. 30-32.
6.Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 5/33864.