Синчук Ю.В.
д.полит.н., профессор, Московский государственный лингвистический университет
УСИЛИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО ПРОЕКТА
В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ МИРА
Ключевые слова: Россия, мировой порядок, БРИКС, многополярный мир, мироустройство, национальные интересы, Большая Евразия.
Keywords: Russia, world order, BRICS, multipolar world, world order, national interests, Greater Eurasia.
Геополитическая структура мира находится в переходном состоянии, на пороге радикальной трансформации. Биполярная модель мироустройства прекратила существование и ушла в прошлое, а новый устойчивый вариант мирового порядка, который должен прийти ей на смену, находится в стадии формирования. С распадом прежней - биполярной модели - мирового устройства значительно углубились многие противостояния и противоречия.
В сложившихся новых условиях нормы, регулирующие международные отношения, оказались неспособными обеспечить безопасность и стабильность. В политике назрела необходимость создания новых инструментов противодействия угрозам.
Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешней политики Российской Федерации. Идея партнерства государств и объединений Большой Евразии, выдвинутая Президентом России В.В. Путиным, получила широкий отклик и поддержку политических лидеров разных стран1.
Глобальными субъектами (акторами) мировой политики являются те единицы, которые обладают необходимым капиталом, способные организовать производственную деятельность на международном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. Выделяют составляющие мировой экономики: государства, транснациональные корпорации, интеграционные объединения государств и международные экономические организации2.
Количество геополитических (региональных) центров в современном мире значительно увеличилось. На эту роль претендуют США, Китай, Россия, Япония, Турция, Иран, Франция, Германия, Индия, Пакистан и др. Некоторые из них претендуют на мировое лидерство. Вместе с тем выросло и число противоречий (межгосударственных, межци-вилизационных, межконфессиональных) и конфликтов.
События на международной арене меняются динамично. «Сегодня ситуация в плане безопасности самая нестабильная за все время. Мы столкнулись с масштабной неопределенностью». С такого монолога начал свое выступление В.Ишингер, председатель Мюнхенской международной конференции по вопросам безопасности. Десять лет назад с этой трибуны В. Путин предупреждал всех, что так и будет. Россия подтвердила свое видение миропорядка, свои взаимоотношения с Европой, позицию по Минску и по всем остальным вопросам.
Идея с Минскими договоренностями - кто отстаивал и кто обвиняет Россию в том, что договоренности не выполняются? Россия поддерживает идею Минских соглашений и другого варианта разрешения украинского кризиса не видит. В связи с чем министр иностранных дел РФ С.Лавров заявил, что Россия готова выполнить Минские договоренности и свои санкции против Евросоюза не снимет, пока Минские договоренности не будут выполнены. Причины невыполнения Минских договоренностей хорошо известны в Париже, в Берлине, в Вашингтоне и в других столицах, в том числе и штаб квартире НАТО.
Россия - европейская страна. Но мир не состоит из одной Европы. Россия успешно укрепляет партнерские связи в самых разных регионах. Надежные партнерские отношения со странами Азии, на Ближнем Востоке - Египет и Иордания, Саудовская Аравия. Визит короля Саудовской Аравии 4 октября 2017 года в Россию явно свидетельствует о росте влияния РФ на Ближнем Востоке. Усиление российского влияния в регионе происходит по нескольким причинам: одна из них - новая американская политика после прихода к власти президента США Д.Трампа. Лидеры стран Ближнего Востока, в том числе Саудовская Аравия, стали испытывать беспокойство, перестали понимать, на что им рассчитывать в будущем, после частичного отхода США от дел региона. Так между Россией и Саудовской Аравией были достигнуты договоренности о сотрудничестве во множестве сфер, в том числе в обороне и инвестировании, был заключен многомиллиардный оружейный контракт.
1 Яковец Ю.В., Растворцев Е.Е. Большая Евразия: стратегия партнерства цивилизаций и объединений: Научный доклад. -
М.: МИСК, 2017. - 63 с.
2
Синчук Ю. В., Абгарян Р. Э., Чащихин Б. Д. Политология и политическая теория. - М., 2010. - 460 с.
По урегулированию конфликта в Сирии в 2017 году в Астане прошли четыре раунда переговоров, дипломатические процессы были организованы целиком и полностью без западного блока, включая только Россию и ее партнеров, в том числе Турцию, у которой еще недавно с Россией были напряженные отношения. Сотрудничество Турции с Россией вызывает несомненное недовольство стран-членов НАТО.
Российская Федерация выступает за многополярный мир, когда международные отношения развиваются в русле образования нескольких региональных центров управления планетой. Президент России В.В. Путин отметил: «Современный мир действительно многополярен, сложен и динамичен - это объективная реальность. И попытки построить модель международных отношений, в которой все решения принимались бы в рамках единственного полюса, неэффективны, то и дело дают сбой и, в конечном счете, обречены на неудачу». Россия, по сути, выступает в роли гаранта движения человечества к созданию многополюсного или, по крайней мере, биполярного мирового порядка.
Россия выступает за многополярную модель миропорядка, в основе которой заложены следующие основные принципы: во-первых, новое мироустройство призвано отражать существование в мире различных центров влияния: во-вторых, новое мироустройство призвано опираться на результативное многостороннее сотрудничество, что предполагает надлежащую координацию деятельности ведущих международных структур. Схематически это можно представить в форме пирамиды, вершину которой образуют ООН и ее Совет Безопасности. Фундамент и своего рода цементирующий материал всей конструкции - международное право1.
Россия готова к равноправному сотрудничеству со всеми странами мира. РФ не ведет двойную игру на политической арене. Но не все страны в мире стремятся к добрососедскому мирному сосуществованию.
Характерная черта внешней политики США - мессианизм, попытка построить мир по-американски (Pax Americana) под флагом распространения своих либерально-демократических ценностей по всему миру. США в геополитической структуре - один из основных на планете геополитических центров силы, которому присущи свои характерные черты. Наиболее мощная в мире держава в военном, экономическом, технологическом, информационном отношениях и в культурно-развлекательной сфере. Главенствующее положение США объясняется их доминированием в международных институтах (МВФ, ВТО, Всемирный банк, Банк реконструкции и развития), в НАТО и др. США контролируют процесс глобализации, пытаются создать однополярную конструкцию мира. Геополитические устремления США не ограничиваются защитой своей территории, они распространяются на территории других государств, при этом цель достигается политикой силы (главный инструмент - НАТО, где США являются направляющим ядром). Они активно используют концепцию расширения НАТО как зоны демократии и стабильности, увеличивая тем самым свое геополитическое и геостратегическое поле.
Европа начинает играть самостоятельную роль в мировой политике и экономике. Она успешно объединяется и уходит от подчиненной роли в отношениях с США. По численности населения, экономическому потенциалу, доле в мировой торговле Европейский Союз в настоящее время занимает одно из первых мест среди развитых стран.
Китай и Индия - наиболее динамично развиваются и обретают ведущие позиции в мировых процессах восточной цивилизации. КНР настойчиво и целеустремленно завоевывает лидирующие позиции в мировых процессах. Китай - одно из немногих государств, не поддерживающих глобализацию по-американски.
Индия становится важным полюсом мира. За последние десятилетия страна совершила стремительный рывок в высшую лигу мировых лидеров, причем Индия базирует свое развитие на экономике знаний, внутренних инвестициях, на приоритете высокотехнологичной продукции инновационного типа. Она входит в группу наиболее динамично развивающихся стран и в мировой клуб ядерных держав.
Исламский мир выступает еще одним геополитическим центром современного мира. Банковская система исламских стран, как и вся экономика, демонстрирует стабильность и устойчивость в условиях мирового кризиса. В исламской элите вызревает понимание того, что ключи от экономики XXI века лежат в мусульманских странах: это, прежде всего, углеводороды и другие природные ресурсы, стратегически важные коммуникации, рынки, рабочая сила.
Геополитический статус, ранг в мировой политике России как мировой державы первой тройки (США, Китай, Россия) поддерживается инерцией правопреемства мощи Советского Союза, ракетно-ядерным потенциалом, масштабностью территории и наличием запасов природных ресурсов мирового значения.
Важнейшими потенциальными внешними источниками угроз безопасности России в регионе остаются основные мировые игроки: США, Китай и Япония. Общей глобальной угрозой не только для России, но и всего человечества является возрастающая вероятность космофизических и природных катаклизмов в первой половине XXI столетия, и это обстоятельство непосредственно воздействует на политику ведущих мировых игроков. Политика «пороговых» и «околопороговых» государств, стремящихся к обладанию ядерным оружием, также является источником опасности для России. Особую опасность для России, как и для всего мирового сообщества, представляют международный терроризм и организованная преступность, воинствующий сепаратизм, незаконный оборот оружия, наркотиков. Геополитические угрозы безопасности Российской Федерации аккумулируются и внутри страны. Особую геополитическую угрозу для России представляет идеология нового миропорядка, исповедуемая мировой финансовой олигархией, и практика ее реализации.
Россия - самостоятельная евразийская культурная цивилизация, причем своеобразная и уникальная2. В ней тесно переплелись элементы разных культур, органично переплелись разные цивилизационные потоки. Образовался син-
1 Основные тенденции развития международных отношений и пути формирования нового, более безопасного и справедливого миропорядка в условиях глобализации. - http://www.mid.ru/nsvnpop.nsf/osn_cop у/9СБ53С5ШЕЕЕВ312С325704300315413
2 Духовный потенциал России // Россия и мир. Российский мировой проект / Материалы научно-экспертной сессии (семинара). - М.: Центр научной политической мысли и идеологии. (Центр Сулакшина), 2016. - С. 215-224.
кретизм между христианско-православным ядром и мусульманскими, буддистскими и другими элементами. Представители множества народов и народностей - россияне - имеют двойную идентичность.
Геополитика России связана с проблемой внешней безопасности государства, защитой национальных интересов, внутренним состоянием российского общества, осуществлением внутренних преобразований, демографическим и социальным развитием, развитием экономики, мировоззрением народа1. Россия в современном мировом сообществе выступает как представительница и лидер евразийского блока, ядро континентальных (духовных) цивилизаций, что определяет ее место в мире как субъекта геополитики, мирового центра.
Россия состоит в международных организациях: Союзное государство; ООН (Совет Безопасности ООН); СНГ; ОДКБ; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; Организация черноморского экономического сотрудничества; Совет Европы; Большая двадцатка; БРИКС; АТЭС; Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) -политический блок в Евразии; Центрально-Азиатское сотрудничество (организация); Союз южноамериканских наций (УНАСУР) в Латинской Америке; Евразийское экономическое сообщество; Международная организация по стандартизации; Международный олимпийский комитет; Международная электротехническая комиссия; Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности Интерэлектро; Всемирная торговая организация. Россия имеет статус наблюдателя в следующих организациях: Организация исламского сотрудничества; Организация американских государств; Международная организация по миграции. (ШОС и УНАСУР являются региональными структурами без присутствия в них США.)
Тысячелетняя история России доказывает, что она сумеет справиться с принятой ответственностью наилучшим образом. Российская Федерация входит в БРИКС и является (наравне с Китаем) одним из двух лидеров этой структуры. Государства БРИКС представляют собой более половины мирового населения, Россия обладает примерно равным с США ядерным потенциалом и имеет мощную армию, Китай также имеет мощную армию. В результате Сирийского кризиса и возникновения на Ближнем Востоке «Исламского государства» Россия и Иран, поддержав легитимное сирийское правительство в борьбе против ИГИЛ и спонсируемых Западом «оппозиционеров», расширили свое влияние в Западной Азии и резко ослабили влияние США в этом регионе2. У стран БРИКС есть неплохие шансы добиться в противостоянии с англосаксами более справедливого мироустройства.
На Астанинском экономическом форуме в Казахстане в июне 2017 года обсуждались перспективы «Большой Евразии» - Идея Евразийского континентального партнерства. Крупные инфраструктурные проекты позволят реализовать проект «Большой Евразии», а Евразийский экономический союз (ЕАЭС) должен стать одним из локомотивов формирования единого экономического пространства на континенте.
Проект «Большая Евразия» является новым аспектом разработки и реализации стратегии преодоления глобального кризиса, становления интегральной цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства на базе диалога цивилизаций. Он направлен на реализацию выдвинутых Президентом РФ В.В.Путиным идей «интеграции интегра-ций» и «Большой Евразии» и дает этим стратегическим идеям фундаментальное обоснование и цивилизационное наполнение.
Большая Евразия - пространство взаимодействующих восьми локальных цивилизаций пятого поколения: Западноевропейская, Восточноевропейская, Евразийская, Китайская, Индийская, Японская, Буддистская, Мусульманская.
Большая Евразия включает девять цивилизационных объединений: Евросоюз, ЕАЭС, СНГ, ШОС, АСЕАН, Организация исламского сотрудничества, Лига арабских государств, Организация черноморского экономического сотрудничества, Союз для Средиземноморья.
На этом пространстве проживает около 4/5 населения Земли и производится около 3/4 мирового ВВП. На этом пространстве в прошлом и настоящем сосредоточены основные узлы и проблемы взаимодействия цивилизаций и решается судьба их будущего. Большая Евразия позволит разработать перспективную модель устойчивого многополярного мироустройства на базе диалога и партнерства цивилизаций3.
Инициатива России по «интеграции интеграций» Большой Евразии и цивилизационному партнерству дополняет и обогащает инициативу Китая по созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морскому Шелковому пути на Евразийском суперконтиненте и укрепляет стратегическое партнерство России и Китая и их лидерство в становлении гуманистически ноосферной интегральной цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства на базе диалога и партнерства цивилизаций.
Идея «Большой Евразии» может стать цементирующим звеном огромного мегапроекта, объединяющего транспорт, логистику, энергетику и т.д.
Российская Федерация проявляла и проявляет высокий интерес к Евразии и видит перспективу «многоуровневой интеграционной модели в Евразии - большого евразийского партнерства», а также возможность и необходимость участия в этом процессе Евросоюза об этом говорил Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года4.
1 Синчук Ю.В., Синчук И.Ю. К вопросу безопасности Российского государства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». - М., 2012. - № 5. - С. 141-147.
2 Синчук Ю.В., Ковригина Д.М. Исламское государство как глобальная террористическая угроза // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. № 10 (749). - М.: МГЛУ, 2016. - С. 212-217.
3 Яковец Ю.В., Растворцев Е.Е. Большая Евразия: Стратегия партнерства цивилизаций и объединений. - М., МИСК, 2017. -http://docplayer.ru/50226942-Bolshaya
4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ (1 декабря 2016 г.). - http://kremlin.ru/events/president/news/5337913
Роль современной России на международной арене, несмотря на известные сложности, возрастает, усиливается ее влияние на региональные геополитические процессы и на изменение геополитической обстановки во всем мире. Геополитический потенциал России является основой повышения ее политического статуса.
Новый многополярный мир должен быть построен на принципах справедливости и уже по этой причине будет устойчивее американской колониальной системы.
Российская Федерация на современном этапе - это самодостаточная социально-политическая и экономическая часть современного мира, обладающая исключительно выгодным геополитическим положением, позволяющим выступать в роли связующего звена между важнейшими финансово-экономическими регионами современного мира -регионами Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Шельф Северного Ледовитого океана и арктические территории всех циркумполярных стран богаты углеводородами и другими полезными ископаемыми, значительная часть которых будет осваиваться Россией1.
Обладая огромным потенциалом, Россия имеет объективные возможности для того, чтобы занять достойное место в мировой цивилизации. Россия самостоятельно, на основе долгосрочных национально-государственных интересов, полагаясь, прежде всего, на собственные силы, в состоянии обеспечить себе место в мировой геополитической системе, место мирового центра, консолидирующего цивилизации евро-азиатского блока2.
В настоящее время происходит конкретизация геополитических ценностей и интересов Российской Федерации. Судя по предпринимаемым руководством государства мерам, определяются приоритеты в процессе продвижения национальных - в том числе геополитических - интересов страны, формируются механизмы и институты их отстаивания. Выполнить свое геополитическое предназначение Россия в состоянии, став центром силы, притягивающим к себе союзников из ближнего и дальнего зарубежья, формируя вокруг себя мощный и динамично развивающийся регион мировой экономики и культуры.
Огромный интеллектуальный потенциал и географическое положение «евразийского центра», а также значительный военный потенциал (прежде всего, в части ракетно-ядерного вооружения) и традиционная духовная ориентация на православные ценности определяют роль России как мирового центра силы - ядра консолидации других «традиционных цивилизаций» на пути строительства многополярного мира.
О возрастании статуса современной России свидетельствует повышение ее способности влиять на происходящие в мире процессы, отстаивать свои национальные интересы. Для России актуализируются геополитические вызовы по ряду направлений. Природные богатства нашей страны привлекают внимание многих геополитических субъектов, что она не может не учитывать и чем должна умело воспользоваться. Необходимо констатировать то, что в настоящее время в силу ряда причин развертывается международная конкуренция по поводу ресурсов Арктики. Складывающаяся ситуация требует от нашей страны выработки четкой позиции относительно перспектив развития региона.
Реализация Россией своей политики на мировой арене строится с учетом сложившейся в настоящее время геополитической обстановки и направляется на формирование такого мироустройства, которое приемлемо для нее и отражает ее интересы. Мироустройство, соответствующее интересам Российской Федерации, - состояние, процесс и результат формирующегося синтезированного и концептуального представления, понимания и осознания человеком прошлого и будущего его самого, общества, всего мира через настоящее: через принятые им основы мировоззрения, жизненные позиции, убеждения, идеалы и ценности, принципы поведения с ориентацией на компромисс и справедливость, на диалог и партнёрство в осуществлении любых взаимодействий со всеми людьми и народами на основе равноправия .
Ознакомление с официальными внешнеполитическими установками показывает, что в них не только провозглашены цели, которые необходимо достичь, но и содержится указание на ресурсы, институты и инструменты, на которые Россия будет опираться при создании мироустройства, в котором она заинтересована. В.В. Путин отметил, что надо «стремиться к тому, чтобы формирование новой системы мироустройства, основывающегося на современных геополитических реалиях, происходило плавно, без ненужных потрясений»4.
1 Хадаев А. Арктика нас согреет. Для освоения ресурсов нефти и газа нужно развивать науку и производство // Российская газета. Спецвыпуск - Технологии. - М., 2011. - № 5634 (258), 1 ноября. - http://www.rg.ru/
2 Синчук Ю.В., Синчук И.Ю. К вопросу об укреплении национальной безопасности государства в контексте «мягкой силы» // Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве / Академия военных наук, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, кафедра информационной аналитики и политических технологий МГТУ им. Н.Э. Баумана. Монография. - М.: Экон-Информ, 2016. - С. 245 -271.
3 См.: Кузнецова А.В. Справедливое мироустройство: Становление российской политики формирующегося незападного справедливого мироустройства XXI века через культуру патриотизма. - М.: Книга и бизнес, 2011. - С. 20.
4 Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 2012. - 27 февраля.