Научная статья на тему 'Усиление конкурентных позиций России на международных рынках продукции и услуг путем развития особых экономических зон'

Усиление конкурентных позиций России на международных рынках продукции и услуг путем развития особых экономических зон Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
496
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / КОНКУРЕНЦИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКАХ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИКИ / ТОЧКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН / ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Павлов Павел Владимирович

В статье рассматриваются пути усиления конкурентных позиций российской экономики посредством активного применения института особых экономических зон. Обосновывается, что новый толчок к использованию особых экономических зон в России был получен в 2005 г. с принятием Закона об ОЭЗ и созданием 16 особых экономических зон нового типа. Предлагается решение проблемы ограниченного применения особых экономических зон в нашей стране путем совершенствования законодательного и институционального регулирования функционирования данного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усиление конкурентных позиций России на международных рынках продукции и услуг путем развития особых экономических зон»

П.В. ПАВЛОВ

УСИЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКАХ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

В статье рассматриваются пути усиления конкурентных позиций российской экономики посредством активного применения института особых экономических зон. Обосновывается, что новый толчок к использованию особых экономических зон в России был получен в 2005 г. с принятием За-

кона об ОЭЗ и созданием 16 особых экономических зон нового типа. Предлагается решение проблемы ограниченного применения особых экономических зон в нашей стране путем совершенствования законодательного и институционального регулирования функционирования данного института.

Внешняя торговля, конкуренция на международных рынках, ресурсный потенциал экономики, точки экономического роста, особая экономическая зона, льготы для резидентов особых экономических зон, инвестиции в развитие особых экономических зон.

Укрепление международных позиций России, а также решение задач, связанных с установлением равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений со всеми странами, успешное продвижение ее внешнеэкономических интересов, обеспечение политического, экономического, информационного и культурного влияния за рубежом требуют задействования всех имеющихся в распоряжении государства финансово-экономических рычагов и адекватного ресурсного обеспечения внешней политики Российской Федерации. Активную роль в этом процессе играет внешнеторговая деятельность. На сегодняшний день Российская Федерация обладает огромным и разнообразным по видовому составу природно-ресурсным потенциалом, который можно использовать во внешней торговле. По данным Министерства при-

родных ресурсов и экологии РФ, потенциальная валовая стоимость только разведанных запасов полезных ископаемых на начало 2000-х гг. оценивалась в 28-30 трлн долл. (в том числе на природный газ приходилось свыше 30, уголь и сланцы - 23, нефть - 16, руды металлов - 14%), а с учетом прогнозных ресурсов - в 140-150 трлн долл. По запасам и добыче отдельных видов природных ресурсов (газ, нефть, уголь, железные, калийные соли, фосфорные руды, древесина) России принадлежит первое или одно из первых мест в мире [1].

Российская внешняя торговля включает как экспортные, так и импортные операции. При этом в последние годы в нашей стране объем их постоянно возрастал, что отражено в таблице.

Таблица

Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платежного баланса, млрд долл. США) [2]

Экспорт Импорт

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Всего 101,9 107,3 135,9 183,2 243,8 303,9 355,2 53,8 61,0 76,1 97,4 125,4 164,7 223,1

без СНГ 86,6 90,9 114,6 153,0 210,3 260,6 301,5 40,7 48,8 61,0 77,5 103,5 140,1 191,2

только СНГ 15,3 16,4 21,3 30,2 33,5 43,3 53,7 13,1 12,2 15,1 19,9 21,9 24,6 31,9

При этом, по данным ВТО, доля России в мировом экспорте в 2007 г. составила чуть более 2,5% (12-е место), а в мировом импорте - около 1,5% (16-е место) [3], которая крайне мала в сравнении с ее потенциальными возможностями и ресурсной базой. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России, ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли.

«Сырьевая» независимость России дает ей известные преимущества в сравнении с другими странами мира, служит важным фактором подъема ее экономики во время кризиса. Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой

базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедоста-точность, низкие устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственнофинансовых отношений, а также незаконной миграции [4]. В связи с этим необходим поиск новых форм международного сотрудничества России с иностранными государствами.

События в мире в конце XX - начале XXI в. (окончание «холодной войны», распад военно-политического и экономического союза СССР и стран Восточной Европы, а затем самого Советского Союза, образование на постсоветском пространстве новых независимых государств, наконец, активное включение России в мирохозяйственные торгово-экономические связи) привели к коренным изменениям границ и размеров территории, экономико-географического, в том числе рыночного, положения страны и отдельных ее регионов, определили новые условия для развития российской экономики. Примером новых

форм территориальной организации рынка в меняющихся геополитических условиях может служить и создание особых экономических зон - одной из перспективных форм организации экономического сотрудничества с зарубежными странами (далее - ОЭЗ). Образование таких зон, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, будет способствовать поступлению в Россию новых инвестиций, реализации крупных взаимовыгодных совместных проектов на основе использова-ния инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, трудовых ресурсов и производственных мощностей, внедрению инноваций, развитию приграничной торговли.

Инвестиционный капитал рассматривает организацию собственного производства в ОЭЗ как важное направление своей экспансии, т.к. предоставляемые в ОЭЗ льготы позволяют ему получать высокую прибыль. Норма прибыли в ОЭЗ в среднем составляет 25-30%, а в азиатских ОЭЗ - свыше 35 - 40%. Сроки окупаемости капитальных вложений в зонах в 2-3 раза меньше. Считается нормальным, когда вложенные средства окупаются за 3-3,5 года. Во многих развивающихся странах через ОЭЗ в их экономику поступает от 30 до 80% всех иностранных инвестиций. Благодаря этому именно особые экономические зоны могут стать своеобразными «стыковыми узлами» для создания единого экономического, производственнотехнологического, политического, валютного пространства в международной торговле между странами, позволяя им занять соответствующую нишу в системе мирохозяйственных связей.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны (11113):

2) технико-внедренческие особые экономические зоны (ТВЗ);

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны (ТРЗ);

4) портовые особые экономические зоны (ПЗ) [5, ст. 4].

Особая экономическая зона, за исключением портовой, создается на 20 лет. Портовые особые экономические зоны создаются на 49 лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит. Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленнопроизводственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промыш-

ленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

С момента вступления в силу Закона об ОЭЗ (27 августа 2005 г.) по настоящее время в России было создано 16 ОЭЗ нового типа, из них:

- две зоны промышленно-производственного типа в Липецкой области и Республике Татарстан [6, 7];

- четыре зоны технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге, Москве, Томске и Дубне [8, 9, 10, 11];

- семь зон туристско-рекреационного типа в Калининградской области, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Алтайском крае, Республике Алтай, Республике Бурятия, Иркутской области [12 - 18];

- три зоны портового типа в морском порту «Советская Гавань» (Хабаровский край) и аэропортах «Емельяново» (г. Красноярск) и «Ульяновск-Вос-точный» (г. Ульяновск).

Всего в экономических зонах зарегистрировано 207 инвесторов-резидентов, в том числе 25 компаний с участием иностранных инвесторов из 18 стран [19]. Объем заявленных частных инвестиций составляет более 200 млрд руб., из которых уже профинансировано порядка 20 млрд руб., запущены современные производства, формируются центры по разработке новой продукции и развитию высокотехнологичных отраслей - телекоммуникационных и информационных технологий, в области энергетики и энергосбережения, медицинских и биотехнологий в сфере здравоохранения. В части зон построена необходимая инфраструктура, работает особый режим осуществления предпринимательской деятельности, при котором государство берет на себя обязательства по созданию благоприятного режима администрирования, предоставлению резидентам налоговых и таможенных преференций [20].

Степень готовности зон разная. Например, промышленно-производственные ОЭЗ успешно прошли этап становления и находятся в стадии активного развития. В двух из них уже выпущено продукции на 11 млрд рублей, создано около 5 тыс. рабочих мест. В четырех технико-внедренческих особых зонах идет активное возведение инфраструктуры - дорожной, энергетической, инновационной, таможенной. В общей сложности ведется проектирование и строительство более чем 150 объектов инфраструктуры, на строительство которых в период с 2006 по 2009г. из федерального бюджета было выделено 49,3 млрд рублей. В семи туристско-рекреационных ОЭЗ разработаны и утверждены концепции их создания и развития, выбраны архитектурно-строительные решения, подготовлены мастер-планы, разработаны главные градостроительные документы - проекты планировки территории. Уже идет отбор резидентов. В 2010 г. в туристско-рекреационных ОЭЗ начнется строительство инфраструктуры, первых туристов в ТРЗ планируется принимать с 2012 г. Правительством Российской Федерации также принято решение о создании с 2010г. трех портовых ОЭЗ: одной - на территории морского порта Хабаровского края, двух других - на террито-

риях аэропортов Красноярского края и Ульяновской области.

До 2025 г. (срок существования зон) планируется довести число резидентов ОЭЗ до 1 тыс., привлечь не менее 510 млрд рублей частных инвестиций, создать не менее 140 тыс. рабочих мест. Ожидается выпуск резидентами продукции не менее чем на 5 трлн руб. и уплата ими налогов на сумму не менее 1,2 трлн руб. [21].

Механизмы ОЭЗ позволяют создавать новые или возобновлять существующие связи между экономическими субъектами на основе согласования их экономических интересов, образовывать конкурентоспособный задел, участвовать в перераспределении ресурсов мировой экономики, сглаживать отставания в развитии смежных и сопутствующих отраслей экономики, эффективно участвовать в межстрановой производственной кооперации.

Рассмотрение общесистемных характеристик особой экономической зоны позволяет идентифицировать ее как самостоятельный, но органически вписанный в экономическую систему элемент, задачей которого в этой общей системе является создание совокупности положительных экономических и социальных эффектов. При этом сами по себе ОЭЗ не способны стать универсальным средством решения проблем, стоящих перед российской экономикой, но могут служить целям ускорения перевода страны и ее регионов на новый этап рыночных отношений, способствующий более быстрому и глубокому включению России в мировую экономику. Специфика институциональной структуры ОЭЗ, включающая ее администрацию, резидентов и нерезидентов зоны, систему контролирующих ОЭЗ государственных органов, совокупность отношений и связей их друг с другом и иными экстернальными (находящимися вне зоны) субъектами, позволяет говорить о ретрансляции экономических достижений внутри ОЭЗ на другие связанные с ней экономические системы. Повышение уровня благосостояния резидентов ОЭЗ изначально постепенно распространяется на уровень регионального развития, а затем влияет и на экономические процессы во всей стране в целом.

Исследования практики функционирования ОЭЗ в России показывают, что несмотря на очевидные экономические выгоды, данный институт имеет в нашей стране ограниченное применение. В результате анализа развития российской законодательной базы по вопросам функционирования ОЭЗ был сделан вывод о присутствии ряда трудностей при организации ОЭЗ на территории РФ и установлено, что перспективы создания и дальнейшего развития ОЭЗ в российской экономике во многом зависят от формирования и развития в сравнительно сжатые сроки эффективного законодательства, рассматривающего вопросы деятельности ОЭЗ. В частности, образование в РФ регионов ускоренного экономического роста, основой которых выступают ОЭЗ, должно подчиняться единой Концепции развития ОЭЗ в РФ, которую предстоит сделать частью законодательной системы государства. Данная Концепция должна включать вопросы определения принципов создания ОЭЗ в России, их территориальной дислокации, развития инфраструктуры,

контроля доступа и организации хозяйственно-экономической деятельности в них.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, организационно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах должно быть направлено на поддержание и обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к необходимой инфраструктуре, на защиту конкуренции, введение специальных налоговых режимов, а также создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Эффективная инвестиционная политика в ОЭЗ должна основываться на следующих принципах:

1. Четкое, законодательно закрепленное разделение полномочий между органами федеральной и региональной власти. На этой основе у региональных органов исполнительной власти появится реальная возможность разработать долгосрочные программы привлечения российских и иностранных инвестиций, координировать их с планами развития территорий и обеспечить рациональное размещение соответствующих объектов.

2. Объединение и концентрация функций по регулированию инвестиционных процессов в ОЭЗ как на федеральном, так и на региональном уровнях. В общероссийском масштабе такая организационная структура уже создана в Минэкономразвития РФ. На региональном уровне часть соответствующих функций могла бы быть возложена на постоянно действующие экспертные советы при администрациях субъектов Федерации.

3. Создание регионального информационного центра для сбора и публикации важнейшей коммерческой информации, особенно об объектах и условиях инвестирования, о ранжировании предприятий региона, режиме вложения инвестиций в те или иные отрасли в соответствии с региональными приоритетами. Инвесторы (особенно иностранные) остро нуждаются в такой информации об особенностях регионального и местного законотворчества, о ближайших планах и перспективах развития экономики и торговли.

Важную роль в развитии любой особой зоны играет наличие инвестиций. Определяющими факторами, влияющими на приток инвестиций в ОЭЗ, в настоящее время являются:

- гарантии как общеэкономической, так и политической стабильности в регионе, принимающем капитал, на территории которого находится ОЭЗ;

- неизменность на длительную перспективу общего федерального и регионального налогового законодательства;

- возможность не одномоментного извлечения сверхприбылей, а предсказуемого и гарантированного получения стабильной прибыли и ее свободного использования резидентом зоны.

Гарантии сохранения собственности инвесторов и

возврата вложенных ими средств предусмотрены в Законе об ОЭЗ в виде неизменности общего федерального, регионального и местного налогового законода-тельства на весь срок действия соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ [5, ст. 38].

Факт присутствия иностранных вложений в создание ОЭЗ безусловно является положительным факто-

ром и способствует ускорению технического прогресса и повышению качества экономического роста страны-реципиента. Размещая капитал в регионе, компании с иностранным участием привносят современные технологии и технику, новые способы организации производства и управления, способствуют выходу на мировой рынок. Но несмотря на все очевидные плюсы от присутствия иностранного капитала на внутреннем рынке, инвестиционную политику в ОЭЗ следует применять в зависимости от отраслевого принципа. Необходимо определить список отраслей, классифицированных в отношении допуска в ОЭЗ иностранных инвесторов, следующим образом:

- отрасли, в которых инвестиции разрешены;

- отрасли, в которых инвестиции поощряются;

- отрасли, в которых инвестиции ограничены;

- отрасли, в которых инвестиции запрещены.

При этом льготы иностранным инвесторам необходимо предоставлять в обмен на передачу технологий и ноу-хау производствам, находящимся на территории ОЭЗ.

Весьма существенную роль при создании ОЭЗ играют также эффективное государственное управление, регулирование, контроль, координация в области деятельности ОЭЗ, а также реальная государственная поддержка и содействие этой деятельности. Непосредственное управление ОЭЗ до октября 2009 г. осуществляло Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и его территориальные органы, составляющие единую централизованную систему управления ОЭЗ и именуемые законодателем «органами управления особыми экономическими зонами» [22]. С 5 октября 2009 г. в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти РосОЭЗ было упразднено, а его функции переданы Министерству экономического развития и торговли РФ [23].

Профессиональное ведение деятельности в ОЭЗ предполагает рациональное взаимодействие между контролирующими органами государственной власти, с одной стороны, и резидентами ОЭЗ - с другой. Одна из задач, которую необходимо решить в кратчайшие сроки, - упрощение администрирования в ОЭЗ, устранение дублирующих функций ме^ду контролирующими органами, полноценное осуществление принципа «одного окна». Важна отлаженная обратная связь ме^ду государственными органами и участниками ОЭЗ. Целесообразно законодательно закреплённое приобщение участников ОЭЗ к законотворческому процессу через участие в подготовке законодательных предложений и иных нормативно-правовых актов в рамках совершенствования положений об ОЭЗ. Разумно использовать для этого возможности Минэкономразвития России и Наблюдательных советов ОЭЗ.

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции, развития портовой, транспортной и туристической инфраструктуры. ОЭЗ представляют собой ограниченные по размерам территории с особой формой управления, в пределах которых устанавливается льготный режим налогообложения, могут быть снижены или вовсе отменены таможенные пошлины на

ввоз и вывоз товаров, обеспечивается свобода предпринимательства. Эти и другие меры призваны содействовать притоку в ОЭЗ инвестиций, в том числе иностранных. Они направляются прежде всего в развитие инфраструктуры, производства, новейших технологий, сферы обслуживания, торговли и тем самым призваны активизировать деятельность расположенных здесь предприятий, коммерческих и финансовых организаций, способствовать развитию внешнеэкономических связей, расширению экспорта и импорта.

Создание ОЭЗ в России стало «пробным» проектом внедрения новой налоговой, инвестиционной и бюджетной политики страны. На примере ОЭЗ проводились эксперименты по обновлению экономической системы, концентрированно использовались иностранные капиталы, с помощью внешних сил стимулировалось развитие российской экономики. Применение ОЭЗ ускорит интеграцию Российской Федерации в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Информационный портал Информационно-аналитического центра «Минерал» Государственного предприятия «Аэрогеология» Министерства природных ресурсов и экологии РФ // www.mineral.ru.

2. Статистический сборник «Россия в цифрах - 2008: Стат. сборник». М.: Федеральная служба государственной статистики России, 2008. Табл. 26.2.

3. Информационный портал Всемирной торговой организации (World Trade Organization) // www.wto.org. Table A4. Merchandise trade by selected groups of countries, 1995-2007.

4. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 320. Ст. 2444.

5. Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» // СЗ РФ. 2005. №30 (ч. 2). Ст. 3127.

6. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 782 «О создании на территории Грязин-ского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа» // СЗ РФ. 2005. № 52 (ч. 3). Ст. 5745.

7. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 784 «О создании на территории Елабуж-ского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» // СЗ РФ. 2005. № 52 (ч. 3). Ст. 5748.

8. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 779 «О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа» // СЗ РФ. 2005. № 52 (ч. 3). Ст. 5742.

9. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны техниковнедренческого типа» // СЗ РФ. 2005. № 52 (ч. 3). Ст. 5743.

10. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 781 «О создании на территории г. Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа» // СЗ РФ. 2005.

№ 52 (ч. 3). Ст. 5744.

11. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 783 «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа» // СЗ РФ. 2005. № 52 (ч. 3). Ст. 5746.

12. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 67 «О создании на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» // СЗ РФ. 2007. №7. Ст. 888.

13. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 68 «О создании на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» // СЗ РФ. 2007. №7. Ст. 889.

14. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 69 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» // СЗ РФ. 2007. №7. Ст. 890.

15. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 70 «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» // СЗ РФ. 2007. №7. Ст. 891.

16. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 71 «О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» // СЗ РФ. 2007. №7. Ст. 892.

17. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 72 «О создании на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» // СЗ РФ. 2007. №7. Ст. 893.

18. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. №73 «О создании на территории Зеленоградского района Калининградской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» // СЗ РФ. 2007. №7. Ст. 894.

19. Информационный портал РосОЭЗ // www.rosoez.ru / Резиденты 0ЭЗ/09.10.09.

20. Информационный портал ИА «РосБизнесКонсалтинг» - www.rbc.ru/rbcfreenews/05.10.2009.

21.Алпатов A.A. Интервью руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами // Большой бизнес. 2008. 9 дек.

22. Указ Президента РФ от 22 июля 2005 г. № 855 «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч.

II). Ст. 3136.

23. Указ Президента РФ от 5 октября 2009 №1107 «Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации» // РГ. 2009. 8 окт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.