Романова А.В.
УСИЛЕНИЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Ульяновский государственный университет
Ключевые слова: банк, надзор, Базель, Центральный банк, банкротство, оздоровление.
Аннотация: в статье рассмотрено влияние усиления банковского надзора со стороны ЦБ РФ на банковскую систему страны, исследованы причины и последствия ужесточения требований к кредитным организациям, деятельности по оздоровлению банковского сектора, выведению из него нежизнеспособных и недобросовестных банков.
Key words: Bank, supervision, Basel, Central Bank, bankruptcy, rehabilitation
Abstract: the article considers the impact of increased Bank supervision by the Central Bank of the Russian Federation on the banking system of the country, investigated the causes and consequences of toughening of requirements to credit organizations, activities on improvement of the banking sector, the removal of a viable and unscrupulous banks.
В рамках инициативы G20 по усилению надзора и регулирования теневой банковской системы Базельским комитетом по банковскому надзору разработаны руководящие принципы по выявлению и управлению рисками, направленными на снижение системных рисков, связанных с потенциальными финансовыми проблемами в теневых банковских организациях, распространяющихся на банки. Руководящие принципы основываются на результатах двух публичных обсуждений, проведенных Комитетом в декабре 2015 года и марте 2017 года. Они предусматривают гибкий и целенаправленный подход, в рамках которого меры по смягчению значительного риска опираются на надзорный процесс, подкрепляемый отчетностью.
В частности:
1. Банки определяют сферу охвата юридических лиц, подлежащих оценке на предмет наступления потенциального риска, исходя из взаимоотношений этих юридических лиц с банком;
2. Банки определяют организации, которые являются несущественными, и исключают их из первоначального набора организаций, подлежащих оценке;
3. Банки оценивают всех остальных субъектов на уровень риска, содержащиеся в руководящих принципах, включая потенциальные факторы снижения;
4. Для организаций, в которых выявлен поэтапный риск, банки оценивают потенциальное влияние на ликвидность и позиции капитала и определяют надлежащее действие по управлению внутренними рисками;
5. Банки сообщают своему руководителю о своей самооценке наступления риска.
6. Изучив результаты внутренней оценки риска банка, при необходимости подкрепленный анализом политики и процедур банка, надзорный орган должен решить, существует ли необходимость в дополнительном контрольном действии.
В этой связи руководящие принципы не предусматривают каких-либо автоматических показателей ликвидности или капитальных затрат компонента основного капитала, а скорее полагаются на применение существующих пруденциальных мер, имеющихся в распоряжении для смягчения существенного риска. Ожидается, что эти руководящие принципы будут внедрены в странах-членах к 2020 году.
Публикуя настоящие руководящие принципы, Базельский комитет по банковскому надзору нацелен на смягчение последствий потенциального влияния теневой банковской системы на банки. Рассмотренные принципы направлены на усиление надзора и регулирования теневой банковской системы в целях смягчения последствий, вызванных особыми рисками, возникающими по причине взаимодействия банков с теневым банковским организациям.
Недавний глобальный финансовый кризис показал, что банки мотивированы на долевое участие или участие в договорных обязательствах с подобными организациями. Так, в некоторых случаях банки предпочитали поддерживать определенные теневые банковские организации в условиях финансового кризиса, вместо того, чтобы позволить им обанкротиться и столкнуться с потерей репутации, при этом, такую заинтересованность нельзя было связать с наличием права собственности таких субъектов. Наглядные примеры кредитования или поддержки ликвидности банков наблюдались во время кризиса, в том числе для секьюритизации транзакций, структурированных инвестиционных механизмов и фондов денежного рынка
Таким образом, финансовый кризис выявил дополнительные риски банковской деятельности, которые необходимо выявлять, оценивать стремиться минимизировать его отрицательное влияние, в целом,
проводить внеочередные оценки по каждому конкретному случаю и организовать надзор за внутренним мониторингом.
Банк России, являясь членом Базельского комитета руководствуется разработанными принципами. В частности, в 2016 г приняты: Указание Банка России от 17.11.2016 N 4203-У"О признаках возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией" Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2016 N 45079.; Указание Банка России от 17.11.2016 N 4205-У "О порядке принятия Комитетом банковского надзора Банка России решения о признании лица лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), на основании мотивированного суждения, направления требований кредитной организации и рассмотрения обращений кредитной организации"Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2016 N 45080; Информационное письмо Банка России от 29.12.2016 N ИН-015-51/92 "Об использовании кредитных рейтингов Банком России в регуляторных целях" и др.
Банк России последовательно вводит требования Базеля 1,2,3 в нормативную документацию, деятельность нашего регулятора была положительно оценена на международном уровне. Таким образом, можно констатировать соответствие системы банковского регулирования международным требованиям. Однако, ни в одной стране, осуществляющей регулирование на основе требований Базельского комитета такого стремительного «таяния» кредитных организаций не обнаружено. В частности, в России до кризиса 2008 г действовало более 1100 кредитных организаций (в том числе около 30 кредитных организаций (4 региональных) осуществляли свою деятельность на территории Ульяновской области), после кризиса банковская система насчитывала немногим более 900 организаций, функционирующих в банковской сфере (19 в регионе). Некоторая стабильность количественного показателя наблюдалась до 2013 г. С 2013 г по настоящий период лицензий лишились более 350 банков (в Ульяновской области на 2017 год функционирует только один региональный банк). По данным ЦБ РФ и ГК АСВ на 1 января 2017 года ликвидационные процедуры завершены в отношении 231 кредитной организации, которых лицензии на осуществление банковских операций были отозваны, начиная с 2014 года (создание института корпоративного ликвидатора). Требования кредиторов таких кредитных организаций в среднем были удовлетворены в размере 39,65% от сумм установленных требований, что объясняется, в том числе, низким качеством активов. Таким образом, результатом «регулятивного вихря» может стать монополизация банковской
деятельности, потеря региональных банков, снижение конкуренции на банковском рынке. Проведенные исследования ЦБ РФ [3] о влиянии усиления банковского надзора на банковскую систему подтверждают наши выводы о том, что в краткосрочном аспекте ослабляет позиции средних и малых банков, но в долгосрочном аспекте приведёт к оздоровлению банковской системы. Однако для оздоровления необходимо «...в период активного оздоровления системы малым и средним банкам особенно важно просигнализировать своим клиентам о том, что банк относится к «хорошему», а не к «плохому», недобросовестно работающему типу. Это, в частности, может быть реализовано в более полном раскрытии информации добросовестными банками, их большем стремлении к открытости и прозрачности, прежде всего в отношении выполнения нормативов по капиталу, а также вовлеченности в кредитование реальной экономики» [3]. Таким образом, добросовестный банк должен ещё суметь доказать свою добросовестность клиентам (и регулятору) в условиях монополизации рынка, оказании поддержки системнозначимым и крупным банкам, удержать итак немногочисленных клиентов, и если выживет в таких спартанских условиях, то банковская система станет более здоровой.
Взаимодействуя с другими органами государственного контроля, и продолжая политику усиления надзорной функции, Банк России установил минимальный размер налогов от оборота по счету, при котором компаниям заблокируют расчетные счета. Предписания банкам даны в методических рекомендациях ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-МР [2]. По новой методичке под ярлык "сомнительная фирма" может попасть даже обычная мелкая компания, у которой временные финансовые трудности.
Кредитные организации являются наиболее универсальной категорией финансовых учреждений из-за сосредоточения в них значительного количества финансовых ресурсов, разнообразия и объема проводимых операций. Их роль в системе противодействия отмывания денег и финансирования терроризма настолько значительна, что они стали одним из главных ее элементов, а именно -основным субъектом финансового мониторинга. Соответственно, их взаимодействие с надзорными органами необходимо для эффективного функционирования всей банковской системы. Но выполняя требования ЦБ РФ, кредитные организации должны доказать, что их клиенты являются законопослушными, что, по сути, не является функцией банков, но вовлекает их в реализацию контрольных полномочий. Реакция, несмотря на положительные показатели в отчете финансовой разведки, ожидаема, кредитные
организации, имеющие цель - извлечение прибыли, формально выполняют требования законодательства.
Таким образом, кредитным организациям необходимо обеспечить условия для выполнения их основной функции - кредитной, которая и вменяется законодательно, а доказывать правомерность совершения операции - компетенция других профессиональных контролирующих организаций.
Список литературы
1. Identification and management of step-in risk October 2017// https://www.bis.org/bcbs/publ/d423.pdf
2. Методические рекомендации Банка России от 21.07.2017 N 18-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/50430.html/© КонсультантПлюс, 1997-2017
3. Алексей Пономаренко, Андрей Синяков Влияние усиления банковского надзора на структуру банковской системы: выводы на основе агентно-ориентированного моделирования// http ://www.cbr.ru/Content/Document/File/16720/wp_ 19 .pdf
Ткаченко Е.С., Ахмаджанов М.А.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС
Воронежский экономико-правовой институт, Баткенский государственный университет
Ключевые слова: ВТО, торговая политика, государственная политика, глобализация экономики, торговая система.
Аннотация: В статье авторами рассмотрены ключевые вопросы как торговой межгосударственной интеграции, так и экономической интеграции в целом. Авторы подчеркивают значимость интеграционных процессов в условиях глобализации мировой экономики, необходимость формирования эффективной торговой политики. На основе проведенного анализа авторы выделили ряд проблем, которые необходимо преодолеть для повышения эффективности торговых и экономических отношений.
Key words: WTO, trade policy, state policy, globalization of economy, trading system.