РАЗДЕЛ 5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в практике преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи»
Кочанова Е.Н.
Филиал МГТУ «МАМИ» в г. Ликине-Дулеве
В современных социальных условиях повышение качества образования, поиск новых путей и подходов в построении учебной деятельности приобретает особое значение. Мир образования переполнен новыми моделями и технологиями обучения. Нестандартные, интересные в концептуальном плане, они впечатляют своим дидактическим разнообразием.
В последнее время внимание педагогов и методистов сосредоточено на проблеме внедрения новых, в том числе информационных технологий, в образовательный процесс. Эта проблема охватывает достаточно широкий спектр учебных дисциплин высшей школы. Мы, в свою очередь, также затрагивали вопросы, связанные с оптимизацией использования инновационных технологий при организации обучения студентов русскому языку. [2, с. 42-45]
В настоящее время новые возможности повышения качества обучения открывают электронные издания, информационные технологии, позволяющие индивидуализировать учебный процесс, дающие методы и инструментальные средства для обучения и контроля знаний на базе компьютерных систем.
Глобальная информатизация общества представляет собой одно из основных направлений его развития. В информационном обществе главным ресурсом становится информация, в связи с чем способность ориентироваться в информационном потоке, умение обрабатывать информацию, использовать компьютерные технологии в своей деятельности становятся определяющими факторами, характеризующими уровень квалификации специалиста.
Качественная подготовка современного специалиста, творчески работающего, самостоятельно мыслящего, компетентного, свободно владеющего своей профессией, невозможна без активного освоения им современных технологий.
Не отрицая роли и значения традиционных технологий в деятельности преподавателя вуза, нельзя не признать, что особую актуальность приобретает внедрение информационных технологий в образовательный процесс, без чего трудно себе представить модернизацию образования.
Применение современных телекоммуникационных технологий в практике преподавания - одна из приоритетных задач в области образования. Максимально эффективное использование их широких возможностей позволит успешно решать самые разнообразные задачи, стоящие перед высшей школой.
В процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» педагог призван решить множество сложных задач, в том числе помочь студентам в выработке навыков грамотного, с точки зрения правил и норм русского языка, речевого поведения, основой которого является речевой этикет. Наиболее остро эта проблема проявляется в практике преподавания в технических вузах, уровень общегуманитарной подготовки студентов которых не всегда отвечает предъявляемым программами требованиям.
Задача педагога здесь - организовать максимально эффективную работу студентов для достижения высоких результатов в овладении дисциплиной, имеющей ярко выраженную практическую направленность.
Назовем лишь некоторые области применения Интернет-технологий в преподавании русского языка, которыми должен владеть преподаватель:
1. Умение использовать мультимедийные образовательные продукты в учебном процессе, то есть обучение основам лингвистических дисциплин (прежде всего орфографии и пунктуации) с помощью специально разработанных компьютерных обучающих программ, электронных учебников. Компьютерный контроль знаний с помощью использования трена-
жёров, тестов. Вот лишь несколько из них: электронный репетитор-тренажёр «Курс русского языка» (автор методики и разработчик программы М.И. Беляев), обучающая программа-тренажёр «Фраза», программно-методический комплекс «Электронный репетитор», который включает систему тест-тренингов по орфографии и пунктуации и методическое приложение, компьютерные игровые комплексы «Тайна шести сундуков», «Марафон», «Королевский квадрат» и другие.
Их использование направлено на выявление пробелов в грамотности, формирование орфографической и пунктуационной зоркости, предупреждение рецидивов неграмотности и оптимально для организации дифференцированного тренинга на практических занятиях по русскому языку. Метод внедрения компьютерных игр полностью оправдывает себя при работе над разделами «Орфография» и «Пунктуация», где главная задача - закрепление и развитие знаний, умений, навыков, полученных студентами еще на этапе школьного обучения.
2. Подготовка учебных пособий и методических материалов к занятиям по русскому языку, в том числе мультимедийных презентаций.
Современные компьютерные технологии дают возможность преподавателю разнообразить процесс обучения русскому языку путем использования электронных таблиц и схем. Цель использования таких электронных пособий - повторение, обобщение и систематизация основных сведений по нормам орфографии и пунктуации. Наглядная подача материала здесь позволяет легко и быстро ориентироваться в вопросах теории, служит для развития у студентов навыков самоконтроля, вносит разнообразие в процесс обучения и существенно экономит время. Практика показывает, что при изучении трудных вопросов синтаксиса и пунктуации («Знаки препинания в сложном предложении», «Знаки препинания на стыке между союзами», «Знаки препинания при прямой речи» и т.п.), наряду с электронной графикой, целесообразно использовать так называемые электронные карточки, позволяющие классифицировать различные модели и структурно-семантические типы предложений, графически объяснять условия постановки знаков препинания.
Если при изучении таких разделов дисциплины, как «Орфография» и «Пунктуация», деятельность преподавателя направлена преимущественно на закрепление и развитие ранее сформированных знаний, умений и навыков, то знакомство с разделом «Культура речи» предполагает изучение большого объема нового материала. Здесь внедрение в учебную программу элементов информационных компьютерных технологий поистине незаменимо. Применение здесь электронного учебника, то есть компьютерной программы, содержащей информативную часть, тренинг и контрольную часть, вполне оправдано. Соединение в рамках одной учебной программы демонстрационной, тренировочной и контрольной частей направлено на оптимизацию процессов восприятия, закрепления и воспроизведения новой информации.
На теоретических занятиях разработчики образовательных компьютерных систем предлагают использовать так называемые демонстрационные программы, позволяющие доступно и наглядно представить теоретический материал путем сочетания текста и графики. В качестве иллюстративного материала здесь представлены примеры различных речевых ситуаций с комментариями к ним, примеры верного и неверного использования функциональных стилей речи, примеры, представляющие речевые нормы акцентологии, орфоэпии, грамматики, стилистики, а также ошибки, включая классификацию последних. Подобные программы, а также мультимедийные Интернет-пособия по культуре речи и риторике целесообразно использовать при изучении базовых теоретических сведений и терминологии. Использование на практических занятиях обучающих программ-тренажёров представляется необходимым при выполнении упражнений аутогенной тренировки, упражнений, направленных на тренировку дикции, развитие речевого голоса. Игровые программы-тренажеры построены по принципу изменения параметров речевых ситуаций, определения причин коммуникативных неудач и их исправления, работы над изобразительно-выразительными средствами языка, уместностью их употребления в разных стилях речи, анализа и оценки характера общения в целом. Предполагается их использование для закрепления теоретических знаний, развития
необходимых навыков, доведения их до автоматизма. Такие программы, как правило, содержат комплексные задания по всем разделам курса, что дает возможность постоянной тренировки и поддержания уже сформировавшихся навыков, совершенствования владения нормами русского литературного языка, самостоятельного пополнения и углубления лингвистических знаний.
3. Использование образовательных возможностей «Всемирной паутины»: работа в специально созданных для филологов информационных порталах (gramota.ru., philology.ru, neo.edu.ru), а также работа с сайтами, содержащими различные методические материа-лы(игок.ги, 5ballov.ru, учебно-методические материалы каталога mail.ru).
4. Участие в новых формах профессионального общения: конференциях, форумах (rusnauka.com), чатах, виртуальных объединениях педагогов (например, в «Виртуальных объединениях методистов»).
5. Доступ к электронным библиотекам (bookz.ru, allbest.ru, aldebaran.ru, thelib.ru, edu.ru, elibrary.ru), электронным версиям лингвистических словарей, энциклопедий, тезаурусов (mega.km.ru, catalog.aport.ru, rvb.ru, lebed.com), доступ к книжным магазинам сети (ozon.ru, find book.ru, bolero.ru, edurss.ru).
Одним из основных этапов работы на практических занятиях по культуре речи является анализ специфики, основных черт и языковых особенностей функциональных стилей речи, ее коммуникативных качеств, динамичного характера нормы. Это, в свою очередь, реализуется в исследовании разных пластов лексики и предполагает серьезную работу со словарями и справочниками. Здесь создатели обучающих компьютерных программ по русскому языку предлагают использовать справочное мультимедийное пособие «Русские словари», а также электронные варианты наиболее востребованных толковых словарей (например, Толкового словаря русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова).
Итак, как видно из изложенного выше, владение компьютерными технологиями дает ряд важных преимуществ: позволяет быстро находить необходимый методический материал к урокам, обмениваться с коллегами мнениями по различным вопросам воспитания и образования в чатах и форумах, а также, пользуясь электронной почтой, помогает индивидуализировать подход к преподаванию русского языка, используя задания разного уровня сложности, интенсифицировать процесс обучения, разнообразить формы контроля за уровнем знаний студентов. Интернет, кроме того, помогает следить за новинками книжного рынка.
Хотелось бы отметить, что хотя Интернет и считается по праву самой передовой информационной технологией, но это не педагогическая технология, поэтому сама по себе она не может дать большой эффективности. Вследствие этого на данном этапе приобретает особую актуальность разработка методических и педагогических технологий, чтобы эту информационную технологию поставить на службу целям образования.
В настоящее время среди всех имеющихся в мировой педагогике и дидактике форм и методов обучения выделяется особое направление - обучение в сотрудничестве, которое связано с организацией обучения в составе малых учебных групп. В его основе лежат научные теории и разработки таких психологов, как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Джонсон, Р. Джонсон, Р. Славин, Э. Аронсон и других.
Помимо решения основных учебных задач, обучение в сотрудничестве нацелено на развитие умений учащихся работать в коллективе в процессе совместной познавательной деятельности, развивать навыки общения, критического мышления и одновременно - толерантности, уважения друг к другу как основ коммуникации.
Исследователи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и представляют структуру коммуникативных способностей студента технического вуза в виде двух уровней: психологического и социо-психологического. [1, С. 47]
К первому уровню относят такие параметры коммуникации, как активность, общительность, разговорчивость, отзывчивость, инициативность; ко второму - компоненты коммуникативного поведения (положение в пространстве, жесты, мимика, пантомимика, словесные
высказывания, скорость реакции, наблюдение за партнером, подстройка под партнера, напряженность в общении и т.п.).
Одна из главных целей обучения студентов нормам речевой культуры - научить их грамотно пользоваться языком как средством общения, в том числе в сфере своей будущей профессиональной деятельности.
Одним из педагогических приемов, помогающих решить задачи обучения общению, является проводимая на практических занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» коммуникативная игра. Коммуникативная игра обладает высокой степенью наглядности, является формой активного общения студентов. Учебная коммуникативная игра в методическом плане базируется на трех задачах: лингвистической, коммуникативной, деятельностной. Успех решения первой связан со знанием языкового материала (фонетических, лексических, грамматических, стилистических, акцентологических, орфоэпических норм) и умением грамотно использовать его в речевой деятельности. Данная задача превращается в коммуникативную (в обмен информацией в процессе обучения) и в задачу сотрудничества участников общения, завершающуюся достижением конкретного результата.
Наряду с коммуникативной игрой, такой метод обучения студентов культуре речи, как дискуссия, является одним из наиболее продуктивных. Дискуссия не только вовлекает студентов в личностное использование языка, она требует от них размышления, приведения аргументов, оценки фактов, тренирует внимание, память и языковое чутье. Опыт показывает, что успешность дискуссии обеспечивает, прежде всего, выбор интересной темы для обсуждения. На практических занятиях по культуре речи студенты с удовольствием включаются в диалог по проблемам русского речевого этикета, соблюдения его требований, как в повседневной практике, так и в сфере профессионального общения. Одновременно студенты осваивают правила ведения дискуссии и просто диалога с точки зрения этикета общения (то, например, как следует вмешиваться в разговор, комментировать позицию оппонента, обращаться за разъяснениями, выражать согласие/несогласие с высказанным мнением, подчеркивать ключевые моменты спора). Обязательным условием при ведении дискуссии является соблюдение участниками языковых норм. За этим может следить ведущий диспута, выбираемый, как правило, из числа студентов, либо, если в дискуссии принимают участие не все члены группы, слушатели. При подведении итогов занятия результаты их наблюдений обязательно озвучиваются и учитываются в дальнейшей работе.
Возвращаясь к использованию в практике преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» такого метода, как обучение в сотрудничестве, хочется остановиться на наиболее продуктивной в практике высшей школы его разновидности, которой является кооперативное обучение.
При использовании такого метода, как «обучение в команде», залогом успеха группы является самостоятельная работа каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой или вопросом, подлежащим изучению. Здесь вся группа заинтересована в усвоении учебной информации всеми ее членами, поскольку успех зависит от вклада каждого, совместного решения поставленной перед ними проблемы.
Хочется отметить, что на этапе изучения нового материала предпочтительнее организовать работу студентов в составе малых групп по четыре человека. Задания по лексике и грамматике, например, первоначально выполняются группой по образцу или аналогии, при этом текущий контроль осуществляется со стороны всей группы. Здесь важны такие виды деятельности, как объяснение и аргументация своих знаний каждым членом группы. Методисты отмечают, что обучение в сотрудничестве в составе малых групп является хорошей базой подготовки студентов к промежуточному или итоговому контрольному тестированию.
Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был разработан профессором Э. Аронсоном и дополнен Р. Славиным. Здесь учащиеся организуются в группы по шесть человек и работают над учебным материалом, состоящим из блоков. Каждый член группы работает над материалом по своей части, затем для обмена информацией по данному вопро-
су встречаются «эксперты» - представители разных групп. Аналогично и другие выполняют свою часть задания, знакомя в итоге группу с окончательными результатами исследований.
Наиболее эффективный путь освоения материала всех блоков - внимательно слушать партнеров по команде, делать записи, задавать вопросы в случае необходимости. Таким образом, по всей теме в целом отчитывается каждый «эксперт» в отдельности и команда в целом. Лучшие результаты этот метод дает при изучении «трудных» вопросов морфологии, синтаксиса и стилистики.
При лексикографической работе эффективен такой метод обучения в сотрудничестве как «Учимся вместе» (разработан в Университете штата Миннесота Д. и Р. Джонсонами). Здесь каждая малая группа получает одно задание, являющееся частью большой темы практического занятия. В результате совместной работы членов отдельных групп и всех групп в целом достигается цель по усвоению всего материала.
Выводы
Конец ХХ - начало ХХ1 вв. ознаменовались, с одной стороны, множеством изменений на всех уровнях русского языка: очень активно в произношении, ударении, лексике, словообразовании, в меньшей степени в морфологии, синтаксисе и стилистике. С другой стороны, наблюдается значительное снижение уровня речевой культуры общества в целом и, как следствие, уровня речевой культуры специалистов.
В рамках вузовского курса «Русский язык и культура речи» рассматриваются различные аспекты языка: письменная и устная формы речи, нормы русского литературного языка и примеры их нарушения, функциональные стили речи, их использование в разных аспектах речевой коммуникации.
Студентов необходимо обучать речевому мастерству, знакомить с лучшими образцами правильной речи, для чего необходимо привлекать материалы художественных произведений великой русской литературы. Это не только позволяет представить язык как живую речь, литературную норму и произведение искусства одновременно, но и проиллюстрировать историю развития русского речевого этикета, проследить динамику изменения языковых норм.
Совокупность технологий сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений, необходимых и достаточных для дальнейшей самостоятельной, исследовательской и творческой работы при повышении уровня речевой культуры специалистов.
Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании базового курса русского языка предполагает перестройку методов и форм обучения. Исследования последних лет показали, что такого рода изменения имеют целый ряд плюсов: у студентов формируются и совершенствуются навыки работы с информацией, навыки самостоятельной работы и самоконтроля, повышается уровень информационной грамотности, интеллектуальной инициативы, развивается логическое и творческое мышление, внимание, память. Разумное использование информационных и коммуникационных технологий, высокий уровень наглядности современного программного обеспечения, оптимальное соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей позитивно влияют на процесс обучения, приводя в итоге к повышению общего уровня языковой культуры студентов.
Литература
1. Горюнова Е. М. Проблема развития коммуникативных способностей студентов технического вуза // Языки и межкультурная коммуникация в современном мире: Материалы 1 международной научно-практической конференции: Т.1. - Новомосковск, НФ УРАО, 2006. - 111 с.
2. Кочанова Е.Н. Использование информационных технологий в организации работы студентов при изучении курса «Русский язык и культура речи» // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования / Материалы II международной научно-методической конференции. - Пенза: ПГУАС, 2006. - Ч. 2. - 360 с. - 360 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред.
Е.С. Полат - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 272 с. 4. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика: Учебное пособие. -М., 2005.
Нанобум и ВУЗ
д.т.н., проф. Волков Г.М.
МГТУ «МАМИ»
В последние годы в мировом сообществе произошел резкий всплеск интереса к вопросам нанотехнологии. В большинстве промышленно развитых стран приняты программы государственной поддержки работ в данном направлении. Объективным отражением отклика мирового научно-технического сообщества на государственное внимание может служить ко-ли-чество публикаций по данной тематике.
По вопросам нанотехнологии ежедневно выходит около 200 только отражаемых в Указателе цитированной литературы (SCI) статей, ежедневно проходит 1 международная конференция (симпозиум, семинар, научная школа) и выходит из печати 1 монография или сборник статей [1]. Издается 45 специализированных журнала по нанотематике, из них 5 русскоязычных. Кроме того, статьи по вопросам нанотехнологии печатают 360 отражаемых в SCI журналов естественного, научного, технического и биологического профиля. И это не считая Интернета и других электронных изданий. Интерес огромный!
Общественное и государственное внимание к нанотехнологии вызвано выдающимися свойствами вещества в наноразмерном интервале его дискретных элементов и технических устройств на их основе. Теория нанотехнологии и практика ее реализации в сфере материального производства прогнозируют фундаментальную перестройку существующей технологии машиностроения, изготовления промышленных изделий и лекарственных препаратов, функционирования систем энергоснабжения, охраны окружающей среды, транспорта, связи, вычислительной техники и практически всех других отраслей промышленного производства на принципах нанотехнологии с использованием наноматериалов.
В подтверждение реальности таких прогнозов отмечают, что за последние 50 лет научно-технические разработки повлияли на социальную жизнь значительно сильнее, чем за предыдущие 5 тысячелетий. Это телевидение, электроника, компьютер, мобильная связь и др. Не менее впечатляющее влияние на темпы развития мирового сообщества окажет реализация во всех сферах производственной деятельности человека потенциальных возможностей на-нотехнологии. Однако отметим, что все новейшие научно-технические достижения не могли бы состояться без предварительного создания научных основ и технологических принципов производства современных материалов, удовлетворяющих требованиям новой техники.
Ускоренное развитие нанопромышленности потребует коренного изменения в системе технического образования. Следующими поколениями будут востребованы знания по различным областям наноматериалов и нанотехнологии, что потребует пересмотра образовательных программ по многим научным и инженерным специальностям.
Университеты промышленно развитых стран уже выпускают специалистов по нанотех-нологии. В вузах России с 2003 г. в экспериментальном порядке также открыто направление подготовки дипломированных специалистов «Нанотехнология» [2]. В ведущих технических университетах России введены специальности «Нанотехнология в электронике» и «Нанома-териалы».
Однако в условиях прогнозируемой перестройки основных принципов материального производства каждый выпускник любого высшего учебного заведения, особенно технического профиля, обязан представлять теоретические основы и потенциальные возможности нанотехнологии в грядущих преобразованиях условий жизни и трудовой деятельности каждого члена общества.
Организационное решение данной актуальнейшей задачи адекватного отклика высшего образования на запросы общества на уровне Минобразования РФ отсутствует. В качестве частичной компенсации необходимых мер мы в рамках существующей программы обще-