Усадьбы и дворцы бывшей восточной Пруссии на территории Калининградской области: памятники и исследования
И.В.Белинцева
На территории Калининградской области - бывшей северо-восточной части Восточной Пруссии - до Второй мировой войны существовало более 400 усадебных комплексов, включавших господский дом, парк и целый ряд различных хозяйственных построек. Поместные барские жилища, не имевшие фортификационных функций, в провинции возводили в течение XVI - первой половины ХХ века. На рубеже III тысячелетия возродился интерес к частично уже утраченному наследию сельских поместий Восточной Пруссии. Истории местной усадебной культуры посвящены многочисленные книги известного немецкого исследователя Вульфа Дитриха Вагнера, вышедшие в конце XX - начале XXI века. Наиболее полный научный труд этого автора опубликован в 2014 году и связан с многовековой историей и архитектурой исчезнувшего поместья Трунтлак (близ Шевцово Калининградской области).
Ключевые слова: Калининградская область, Восточная Пруссия, усадебная культура, изучение, сохранение и приспособление, бывшее поместье Трунтлак.
Estates and Palaces of the Former East Prussia on the
Territory of the Kaliningrad Region: Monuments and
Research. By I.V. Belintseva
On the territory of the Kaliningrad region, the former NorthEastern part of East Prussia, there were more than 400 country estate complexes before the Second World War, including the manor house, park and a range of outbuildings. Local lordly dwellings, which had no fortification features in the province, were built during the XVI - first half of the XX century. At the turn of the III Millennium an interest in the already partiallylost heritage of the rural estates of East Prussia revived. The history of thelocal estate culture is the subject of numerous books by famous German researcher Wulf Dietrich Wagner, released in the end of XX - beginning of XXI centuries. The most complete scientific work of the author was published in 2014 and it was related to along history and architecture of the vanished estate Truntlack (near Shevtsovo of the Kaliningrad region).
Keywords: Kaliningrad region, East Prussia, farmstead culture, study, preservation and adaptation, the former estate of Truntlack.
На территории Калининградской области - бывшей северовосточной части Восточной Пруссии - до Второй мировой войны существовало более 400 усадебных комплексов, включав-
ших господский дом и целый ряд различных хозяйственных построек1. Барские дворцы были окружены ухоженными парками с многочисленными садовыми павильонами, монументальными скульптурами, редкими породами растений, в числе которых встречались старые деревья, оформленные и подстриженные в виде храмовых зданий. Среди зелени располагались захоронения членов дворянских семей, отмеченные скульптурными памятниками, памятными колоннами, капеллами и мавзолеями. По подсчетам автора статьи, на территории северной части бывшей Восточной Пруссии сохранились остатки примерно 50-и имений, в основном хозяйственные и служебные постройки, реже - господские дома, за небольшим исключением находящиеся в неудовлетворительном состоянии.
Поместные жилища, не имевшие, в отличие от средневековых замков, фортификационных функций, в провинции начали строить в конце XVI - начале XVII века. Многие из них выросли на месте небольших орденских укреплений или охотничьих домиков, расположенных среди лесных угодий, принадлежавших прусским курфюрстам и их приближённым. Расцвет строительства дворцов пришелся на первую половину XVIII века, что связано с коронованием в 1701 году курфюрста Фридриха III, переименованного в короля Фридриха I. Подданные нового правителя Пруссии призваны были вести соответствующий аристократический образ жизни, ориентиром для которого служил французский двор. Немецкий искусствовед Антон Ульбрих писал в своей книге «История искусства Восточной Пруссии с Орденского времени до современности», изданной в 1932 году, что именно в период
1 Автором статьи составлен подробный перечень сохранившихся и разрушенных (целиком или частично) усадебных комплексов, оказавшихся на территории Калининградской области
Рис. 1. Фридрихштайн, посёлок Каменка Гурьевского района Калининградской области. Проект главного дома (не датирован). Слева на чертеже - парковый фасад, справа - парадный. Архитектор Жан де Бодт (1670-1745) [7]
с 1680 по 1750 годы было построено наибольшее количество сельских поместий и дворцов, в облике которых было особенно заметно французское влияние [11, s. 173] (рис. 1).
В XIX - начале XX века продолжали строить новые усадьбы, но, главным образом, перестраивались старинные поместья, которые приспосабливались к растущим требованиям комфорта, новым эстетическим вкусам и экономическим запросам владельцев. В середине XIX века подверглось перестройке одно из самых ранних имений региона - Грюнхоф (современное Рощино), восстанавливаемое в настоящее время в его историческом виде (рис. 2). Множество усадебных комплексов были изменены или заново построены после разрушений Первой мировой войны. В их создании участвовали известные немецкие архитекторы межвоенного времени, такие как Ханс Шарун, Хуго Херинг, Ханс Майер и другие.
Долгое время усадьбы Восточной Пруссии, их архитектура, владельцы и создатели не были предметом значительного научного интереса ни в России, ни за рубежом. Первые исследования сельских усадебных дворцов Восточной Пруссии появились в межвоенное время XX века [3; 9; 10], но лишь на рубеже III тысячелетия возрос научный интерес к частично уже утраченному достоянию [4; 5; 7; 8]. Истории усадебной культуры Восточной Пруссии, треть территории которой занимает Калининградская область РФ, посвящены многочисленные книги известного немецкого исследователя Вульфа Дитриха Вагнера2, вышедшие в конце XX - начале XXI века. Это такие издания, как «Станции коронационного путешествия - дворцы и усадебные дома в Восточной Пруссии. Каталог выставки» [13], «Усадьбы округа Хай-лигенбайль в Восточной Пруссии» [14], двухтомники «Культура сельской Восточной Пруссии. История, имения и люди округа Гердауэн» [15], «Замок в Кенигсберге. Строительная и культурная история» [16], «Рыцарское имение Трунтлак. 1446-1945. 499 лет истории одной восточно-прусской усадьбы» [18] и другие [17], в том числе ранние работы автора [12]. В настоящее время к изданию готовится новое исследование, посвященное усадьбам бывшего района Самбии (совр. Калининградский полуостров)3. Труды В.Д. Вагнера включают краткие обзоры
2 Вульф Дитрих Вагнер, кандидат технических наук, известный немецкий историк архитектуры Восточной Пруссии, родился в 1969 году в Манхайме, живёт и работает в Берлине и Палермо. Учился на архитектурном факультете университета в Карлсруэ (1989-1996), одновременно работал в институте архитектурной истории этого университета, в «Юго-западном архиве архитектуры и строительства», в «Архитектурной галерее Цейгхауса» там же. Тема его дипломной работы была посвящена градостроительному восстановлению застройки острова Канта в Калининграде. Тема кандидатской диссертации, защищенной в 2005 году в том же университете, также связана с архитектурной историей северной части Восточной Пруссии (совр. Калининградская область) - «Замок в Кенигсберге - архитектурная и культурная история». После переезда в Берлин в 1995 году работал в разных архитектурных бюро. В.Д. Вагнер начал изучать восточнопрусские крестьянские и господские дома ещё в 1986 году, будучи совсем юным молодым человеком, и в настоящее время является основным специалистом по архитектуре бывшей Восточной Пруссии. В 2008 году за исследования усадеб региона он получил Восточно-прусскую научную премию культуры землячества Восточной Пруссии. Из: [15, э. 1376].
3 Сообщено В.Д. Вагнером в личной переписке в декабре 2016 года.
семейных родословных, описания ушедшего образа жизни и других составляющих сельского помещечьего быта существования и являются важнейшими источниками сведений по истории поместной культуры Калининградской области,
Рис. 2. Грюнхофф / посёлок Рощино Гурьевского района Калининградской области. Литография. Издатель А. Дункер. 1865-1866 годы. Изобразительный архив Института имени Гердера. Марбург/Германия. № 68248
Рис. 3. Посёлок Рощино Калининградской области/Грюнхофф. Восстанавливаемый главный дом. Фото автора. 2016 год
Рис. 4. Посёлок Прегольский в городском округе Калининграда Калининградской области/ГроссХольштайн. Дворец. Современный вид. Фото автора. 2016 год
безвозвратно утраченной в регионе в послевоенные годы. Подробные тексты автора основаны на изучении и комментировании многочисленных исторических источников из государственных и частных архивов Германии, в том числе
Рис. 5. Посёлок Подлипово Правдинского района Калининградской области/Хохлинденберг. Господский дом. Современный вид. Фото автора. 2016 год
Рис. 6. Обложка книги «Рыцарское имение Трунтлак. 1446-1945. 499 лет истории одной восточно-прусской усадьбы»[18]
трудночитаемых немецких рукописных собраний древних и новых документов, недоступных для большинства исследователей. В книгах даётся также представление об архитектуре усадебных домов, особенностях планировки окружающих их парков и хозяйственных комплексов.
Первая из книг В.Д. Вагнера - «Станции коронационного путешествия - дворцы и усадебные дома в Восточной Пруссии», представляет собой каталог небольшой выставки в Берлине, посвященной 300-летнему юбилею первой коронации прусских правителей, состоявшейся в январе 1701 года в Кёнигсберге (современный Калининград). В этой работе освещена история узкого круга поместий, связанных с правящей элитой отдалённой прусской провинции, давшей впоследствии название государству Пруссия с центром в Берлине [13]. Из двадцати дворцов, подробно описанных в текстах В.Д. Вагнера, на территории Калининградской области сохранились здания в бывшем Грюнхоффе (совр. Рощино), Гросс Хольштайне (совр. посёлок Прегольский), Тракенене (совр. Ясная Поляна) (рис. 3, 4).
Одно из фундаментальных исследований учёного-архи-тектуроведа связано с историей поместий бывшего округа Хайлигенбайль, часть которого вошла в состав Мамоновского района Калининградской области (другая часть включена в состав Польши). В разделе предисловия под названием «Ставшая мифом: Восточная Пруссия, страна усадеб» В.Д. Вагнер продемонстрировал, насколько сильно общий образ этой аграрной провинции определялся культурой поместных комплексов [14, s. 11-12]. Издание опубликовано как своеобразный подробный каталог всех усадеб на территории несуществующего восточно-прусского округа. В текстах, по-свящённых отдельным поместьям, даётся краткая история возникновения имения, оценивается его экономический потенциал, прослеживаются смена владельцев и их родословные, документально описывается трагическая история бегства от наступающих войск Красной армии. Особое место в работе уделено анализу внешнего облика господских домов, их внутренней планировки, особенностей и стилистики внутреннего убранства. Каждое описание сопровождается многочисленными фотографиями усадебного дома и его обитателей, рисунками, чертежами, поэтажными планами.
В двух томах под названием «Культура сельской Восточной Пруссии. История, имения и люди округа Гердауэн» В.Д. Вагнер подробно освещает историю бывшего немецкого округа, вошедшего в состав Багратионовского района Калининградской области. Прежде чем перейти к обзору отдельных поместий, автор рассматривает этапы освоения и развития этой местности, начиная со времён господства языческих прусских племен и заканчивая трагическим для региона итогом Второй мировой войны [15]. Часть первого тома и полностью второй том содержат краткие экскурсы в историю отдельных имений, включая анализ архитектурных особенностей господских домов, в том числе сохранившихся на территории Калининградской области (рис. 5).
Во втором томе, посвященном округу Гердауэн, представлено описание имения Трунтлак (ныне безвозвратно исчезнувшего с лица земли), его истории и родословной первых владельцев и потомков рыцарского рода фон Шли-бен, пришедших в Восточную Пруссию в середине XV века из Саксонии на помощь Тевтонскому ордену в его борьбе против польского короля Казимира IV [15, s. 1190-1217]. В разделе опубликованы авторские варианты реконструкции планировки имения, поэтажные планы господского дома, приводится анализ его архитектурного облика. В 2008 году вышла богато иллюстрированная книга воспоминаний об этом имении, написанная Вероникой Дыкерхофф, одной из последних жительниц дворца в Трунтлаке, которой в июне 2017 года исполнилось 100 лет [6].
В 2014 году издано подробное двухтомное исследование В.Д. Вагнера о сложении имения Трунтлак, которое может быть признано образцовым для работ подобного рода [18]. Это издание большого формата с многочисленными иллюстрациями и обширным научным аппаратом, включающим также длинный перечень архивных и библиографических источников, снабжённое кратким изложением содержания книги на русском языке (рис. 6)4. «Еще в 1945 году Трунтлакская земля была поделена вследствие проведения границ между Польшей и Советским Союзом... С тех пор Трунтлак лежит в Калининградской области, где скрылся до 1990 года за железным занавесом. Сначала здания поместья использовались русской армией, затем колхозом, пока, в конце концов, все постройки были снесены. Земельные угодья и крестьянские дворы с того времени отвоёвывает природа.» [18, s. 697]. Примечательно, что в 1885 году был основан семейный фонд для поместья Трунлак, которое с этого момента принадлежало фонду, и поместье нельзя было ни продать, ни отдать в долг. «Цель этого фонда состояла в том, чтобы навсегда сохранить Трунтлак в семье» [18, s. 696]. Не случилось.
Среди историков давно культивируется идея о том, что большинство документов, связанных с Восточной Пруссией, тем более касающихся частных владений, утрачено в ходе войны. В.Д. Вагнер в ходе архивных изысканий убедительно доказал, что это не совсем соответствует истине. Целенаправленно занимаясь историей имения Трунтлак, он обнаружил в разных хранилищах и собраниях не только Германии, но и Польши и Литвы множество материалов, освещающих его непростую историю, экономическую ситуацию, сложные имущественные отношения между многочисленными родственниками, специфику местных взаимоотношений между хозяевами и крестьянами. Прослеживая длительную жизнь поместья в хронологическом порядке по годам и десятилетиям, В.Д. Вагнер встраивает жизнь конкретного поместья в контекст общей историко-экономической и архитектурно-художественной ситуации региона. Отдельные главы посвящены истории строительства и перестройки барского дома, других сооружений на территории владения.
Сельское поместье Трунтлак, принадлежавшее графам фон Шлибен и их потомкам (фон Вернсдорф, фон Гейкинг, фон Горн и т.д.), представляло собой типичное восточно-прусское хозяйство, формировавшееся в течение столетий. Центром архитектурного комплекса усадьбы неизменно оставался главный дом, построенный, по мнению В.Д. Вагнера, в начале
Рис. 7. Трунтлак, бывшая Восточная Пруссия (современный посёлок Шевцово Правдинского района Калининградской области). Главный дом. 1629-1637 годы. Реконструкция первоначального облика и плана дома [18]
5 Книга появилась благодаря дружеской и финансовой поддержке Рольфа Дыкерхофа (Висбаден, Германия).
Рис. 8. Трунтлак, бывшая Восточная Пруссия (современный посёлок Шевцово Правдинского района Калининградской области). Главный дом. 1629-1637 годы. Дополнения XIX века [18]
XVII века и сохранявшийся без значительных перестроек вплоть до второй половины XX века. Автор архитектурного проекта неизвестен, возможно, один из первых владельцев имения Дитрих V фон Шлибен привлекал к строительству усадьбы, осуществлявшемуся между 1629-1637 годами, придворных мастеров, занятых перестройкой средневекового столичного замка в Кёнигсберге (не сохранился).
Дворец в Трунтлаке отличался простотой объёмно-пространственных форм и почти полным отсутствием внешнего декоративного оформления. Его архитектуру трудно причислить к какому-либо из господствующих тогда стилей, она определяется промежуточным этапом между уходящим Ренессансом и наступающим барокко в его строгом северном, классицизирующем, или нидерландском, варианте (рис. 7). Это было прямоугольное в плане двухэтажное девятиосевое здание, поднятое на высокий подвальный этаж и перекрытое крутой полувальмовой крышей. Остатки сводов подвального этажа, расположенные под домом, заросшие и наполовину обрушившиеся, существовали еще до недавнего времени. К парковому фасаду примыкали две двухэтажные, квадратные в плане башни с шатровыми четырехскатными кровлями, под которыми подвалов не было. На главном фасаде слегка выступал вперёд центральный трёхосевой ризалит, к которому примыкало открытое крыльцо, спускавшееся первоначально двумя расходящимися маршами (рис. 8). Единственным украшением фасадов служили вертикальные проёмы окон, сильно вытянутые вверх на нижнем этаже, с мелкой расстекловкой, типичной для того времени.
Планировка и расположение помещений дома были характерны для дворцов региона конца XVI - начала XVII века. Центр занимал огромный высокий вестибюль, первоначально охватывавший всю центральную часть здания, но позднее разделённый на два пространства. Большие двусветные холлы, появившиеся впервые в Англии и распространившиеся в европейской архитектуре Нового времени, использовались не только для сбора
Рис. 9. Трунтлак, бывшая Восточная Пруссия (современный посёлок Шевцово Правдинского района Калининградской области). Многовековая липа в парке вблизи дома, представленная в виде храма [18]
и праздников многочисленных членов семейства, но и как место для общественных собраний окрестных жителей, в том числе для судебных разбирательств, которые велись обычно под руководством владельца имения. Впоследствии для исполнения этой функции стали планировать зал, расположенный сбоку от вестибюля.
Справа от вестибюля, в непосредственной близости, размещалась кухня, что было присуще раннему периоду развития архитектуры усадебных домов Восточной Пруссии. [18, s. 196]. В дальнейшем кухни обычно стали устраивать вдали от залов общественного назначения. Для каких конкретных целей использовались помещения башен сразу после строительства господского дома, сейчас трудно установить. Не исключено, что в одной из них хранились судебные решения, письма, прошения, завещания и другие документы, в том числе об имущественных спорах, то есть она служила архивом [18, s. 196]. Во второй башне располагалась домовая капелла. В начале XIX века были внесены изменения в облик старых башен - в стенах были пробиты окна, плавные очертания которых неожиданно повторяли силуэт верблюжьего горба.
На рубеже XVIII-XIX веков внешний облик дома претерпел небольшие изменения, его фасады были оформлены в классицистическом духе, свойственном очередному периоду развития архитектуры побережья Балтики. Дом был заново оштукатурен с подражанием каменной кладке в виде крупных плоских квадров. Окна были выделены узкими наличниками с широкими горизонтальными бровками над ними, вокруг здания протянулся межэтажный многопрофильный карниз. При этом над верхней частью центрального ризалита и башен устроили фриз из выступающих углом кирпичей - поребрик, соответствующий неоготическому стилю. Тогда же ризалит парадного фасада украсили четырьмя крупными розетками разного размера, которые находят аналогии в облике дворцов балтийского побережья [18, s. 361]. На северо-западном фасаде появилось полуциркульное, так называемое термальное окно с вертикальными перемычками, заимствованное из архитектуры римских терм и введённое в обиход итальянским архитектором Андреа Палладио; в 1840-х годах на этом же фасаде появился декор над окнами в английском стиле Тюдоров. К сожалению, В.Д. Вагнер не поясняет причины увлечения в Восточной Пруссии середины XIX века формами, восходящими к английским готическим образцам5.
В 1880-х годах была перестроена лестница на главном фасаде: два прежних расходящихся марша, построенные в начале XVII века, заменил широкий спуск с десятью ступенями, ведущий от вестибюля к парку. На новых ступенях потомки старинного рода охотно сидели и фотографировались в хорошую погоду в конце XIX - начале XX века. В эти же годы пристроили простую лестницу на торцевом фасаде, ведущую в так называемую «королевскую» комнату, которая была
5 Я предполагаю, что это явление связано с династическими связями прусских кайзеров с британским королевским домом.
увешана портретами прусских властителей и владельцев Трунтлака. Небольшие внешние перемены существенно не изменили давно сложившегося архитектурного образа усадебного домовладения, отличавшегося компактностью форм, минимумом декора, ставивших дом вне меняющихся стилевых предпочтений.
К концу XIX века в Трунтлаке провели внутреннюю перепланировку дома, разделив обширное пространство на небольшие помещения, более удобные для жизни. Не типичным для Восточной Пруссии было то, что имение оставалось без электричества вплоть до конца Второй мировой войны. Как главный дом, так и дома работников, хозяйственные постройки освещались керосиновыми лампами. В господском доме не было ни ванных комнат, ни туалетов, только на кухню вода подавалась с помощью ручного насоса.
В.Д. Вагнер в своем труде уделил большое внимание не только дому, но и описанию парка, в котором стояла вплоть до конца Второй мировой войны огромная многовековая липа, подстриженная в форме храма с башней. Благодаря подпоркам среди ветвей дерева был сделан второй этаж, куда можно было подняться по деревянной лестнице [18, s. 202-212] (рис. 9). Сейчас в запущенном парке едва угадываются следы былых аллей, газонов и куртин.
Вопросы изучения, сохранения и приспособления старинных сельских усадебных комплексов являются проблемой не только Калининградской области, они остро стоят перед всеми европейскими странами, включая Россию [1]. В данном случае решение задачи научного освоения архитектурного прошлого, особенно исчезнувшего и существующего лишь виртуально - в реконструкции, отягощается ощущением напряжения при духовном и душевном осознании «чужого» и «чуждого» восточно-прусского культурного наследия. Лишь недавно ставшая «нашей», «своей», архитектурная традиция поместного строительства требует, в силу своего былого существования или теперешнего присутствия на территории Калининградской области, обсуждения и включения в систему российской культуры. Уместно привести слова французского исследователя Э. Лависса (1842-1922), члена-корреспондента Петербургской академии наук, автора трудов по истории Пруссии, сказанные почти сто лет назад: «Но иностранная история всегда остаётся тёмной; её против воли постоянно сравниваешь с историей своей страны; не знаешь её тайников и освещаешь только отраженным светом» [2, с. 13].
Литература
1. КраснобаевИ.В. Сохранение сельских усадеб: проблемы и перспективы / И.В. Краснобаев. - СПб: Коло, 2013.
2. Лависс Э. Очерки по истории Пруссии / Э. Лависс. -Калининград: Янтарный сказ, 2006. (Печ. по изд.: Очерки истории Пруссии / Э. Лависс; пер. с французского А. Тимофеевой. - М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1915.
3. Dethlefsen R. Stadt- und Landhäuser in Ostpreußen. -München: R. Piper&Co Verlag, 1918.
4. Dohna Hans Graf zu. Waldburg-CarustigalL Ein ostpreußisches Schloss im Schnittpunkt von Gutsherrschaft und europäischer Geschichte. - Limburg an der Lahn: C.A. Starke Verlag, 2009.
5. Dohna Lothar Graf zu. Die Dohnas und ihre Häuser. Profil einer europäischen Adelsfamilie. - Göttingen: Wallstein Verlag, 2013.
6. Dyckerhoff Veronika. Truntlack. Erinnerungen. - Freiburg i. Br.: Freiburger Graphische Betriebe, 2008.
7. Heck Kilian, Thielemann Christian. Friedrichstein. Das Schloss der Grafen von Dönhoff in Ostpreußen. - MünchenBerlin: Deutscher Kunstverlag, 2006.
8. Jackiewicz-GarniecMalgorzata, GarniecMiroslaw. Palacy i dwory dawnych Prus Wschodnich. Dobra utracone czy ocalone. - Olstyn: Wspolnota Kulturowa Borussia, 1999.
9. Lorck C. Landschlösser und Gutshäuser in Ost- und Weltpressen. Mit einem beschreibenden Verzeichnis von über 450 Häusern, 295 Rissen und Bildern und eine Karte. - Frankfurt: Verlag Wolfgang Weidlich, 1965.
10. Lorck C. Ostpreußische Gutshäuser. Bauform und Kulturgehalt. Mit einem beschreibenden Verzeichnis der Gutshäuser, 138 Bildern und 20 Textskizzen. - Kitzingen: Holzner-Verlag, 1953.
11. Ulbrich Anton. Kunstgeschichte Ostpreußens von der Ordenszeit bis zur Gegenwart. - Konigsberg: Gräfe und Unser Verlag, 1932.
12. Wagner Wulf D. Adlig Gut Alischken/Gut und Dorf Alischken/Walddorf im Kreise Insterburg. Ostpreuß en. Sonderheft der Zeitschrift „Ostpreußisches Bauen" - Beiträge zur ostpreußischen Baugeschichte. - Karlsruhe: Selbstverlag, 1994.
13. Wagner Wulf D. Station einer Krönungsreise - Schlösser und Gutshäuser in Ostpreußen. Katalog zur Ausstellung. -Berlin: Selbstverlag, 2001.
14. Wagner Wulf D. Die Güter des Kreises Heiligenbeil in Ostpreußen. - Leer: Kommissionsverlag Gerhard Rautenberg, 2005.
15. WagnerW.D. Kultur imländlichen Ostpreußen. Geschichte, Güter und Menschen im Kreis Gerdauen. Bd. 2. - Husum: Druck-und Verlagsgesellschaft mbH u. Co. KG, 2008.
16. Wagner Wulf D. Das Königsberger Schloss. Eine Bau-und Kulturgeschichte. Bd. 1-2. - Regensbung: Schnell+Steiner Verlag, 2008-2011.
17. Wagner Wulf D. Reise in die alte Heimat Ostpreußen in 1000 Bilder. - Königswinter: Mathias Lempertz GmbH, 2011.
18. Wagner Wulf D. Das Rittergut Truntlack. 1446-1945. 499 Jahre Geschichte eines ostpreußischen Gutes. Bd. 1-2. - Husum: Druck- und Verlagsgesellschaft mbH u. Co. KG, 2014.
Literatura
1. KrasnobaevI.V. Sohranenie sel'skih usadeb: problemy i perspektivy / I.V. Krasnobaev. - SPb: Kolo, 2013.
2. Laviss E. Ocherki po istorii Prussii / E. Laviss. -Kaliningrad: Yantarnyj skaz, 2006. (Pech. po izd.: Ocherki istorii Prussii / E. Laviss; per. s frantsuzskogo A. Timofeevoj. - M.: Izd. M. i S. Sabashnikovyh, 1915.