Уровни управления в строительной отрасли народного хозяйства как основа стабильного развития предприятий
И.И. Романенко, М.И. Романенко Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Аннотация: Эффективность, качество и безопасность строительства формируются уровнями управления и интеграционными связями как между предприятиями отрасли, так и федеральными службами. Многонаправленность строительного бизнеса способствует формированию различных видов межотраслевых связей. Доминирующими на данный момент являются внутриотраслевые связи, характерные для кластерных образований в рыночных условиях развития при существующей неопределенности. Эффективное управление спросом и предложением влияет на получение стабильной прибыли предприятиями строительной отрасли.
Ключевые слова: строительство, управление, территориальные особенности, отраслевые особенности, производство, конкуренция, интеграционные объединения.
Строительство является отраслью народного хозяйства, предназначенной для ввода в действие новых строительных объектов производственного, гражданского и жилищного назначения, а также для реконструкции и ремонта существующих объектов.
Строительное производство является многофакторным процессом с основными и дополнительными условиями существования на экономическом пространстве. Продукция, полученная в результате производства, отличается от продукции других отраслей экономики, в том числе и большими физическими размерами сооружений, и основными технико-экономическими особенностями строительной продукции.
Исследователями отмечается [1-4], что для строительства характерно следующее: специфический длительный производственный цикл, протекающий во времени; прямая зависимость от конкретных природно-климатических условий; сезонность загрузки производственных мощностей, человеческих и материальных ресурсов; производство полуфабрикатов и изделий промежуточного значения в общей производственно-
технологической цепи; взаимодействие между различными предприятиями и организациями, носящими экономический характер, а не подчинительный; диверсификация строительного производства, направленная на расширение номенклатуры выпускаемой продукции и оказания услуг; освоение наукоемких технологий с целью повышения эффективности производства; сосредоточение большого количества технологических операций во вспомогательном производстве; строгая последовательность выполнения производственных операций; высокое влияние внешних факторов на конечный продукт и сроки его создания; временный характер строительного производства.
Рассмотрим отраслевые и территориальные особенности строительства
в таблице № 1.
Таблица № 1
Отраслевые и территориальные особенности строительства
Наименование Отраслевые особенности Территориальные особенности
Управление Министерства, комитеты, Департаменты
строительством департаменты, объединения, ассоциации
Характеристика - Отсутствие директивных - Созданы органы
плановых показателей. координирования строительства; - географическая неравномерность спроса на продукцию строительного
комплекса; - зависимость от местного
законодательства и методов
регулирования.
Особенность Отсутствие доминирующего федерального и регионального управления капитальным строительством
Постоянно Генподрядчик, субподрядчик, заказчик, проектно-изыскательные
действующие организации
подрядные
организации
Характеристика Долговременное договорное Краткосрочные договорные,
отношения. свободные отношения.
Предприятия, поставляющие для строительства предметы труда Предприятия строительных материалов, конструкций, машиностроения, деревообрабатывающие
Характеристика Организационно связаны предприятия крупных корпораций Организационно не связаны предприятия
Особенность Обеспечение конкурентоспособными строительными материалами, изделиями и конструкциями
Предприятия, поставляющие средства труда Дорожно-строительное машиностроение, производство оборудования для строительной индустрии
Характеристика Организационно связаны предприятия крупных корпорации Значительная дифференциация локальных рынков строительства. Предприятия организационно не связаны между собой.
Особенность Инновации, направленные на обеспечение качества строительной продукции
Предприятия инфраструктуры, обслуживающие производство Водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, связь, транспортные предприятия.
Характеристика Организационно связаны предприятия крупных корпорации Организационно не связаны предприятия
Особенность Предприятия призваны обеспечить надежность, безопасность, комфортность и эксплуатационную экономичность.
Территориальную структуру строительства образует совокупность подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, механизации, транспорта, проектных и научно-исследовательских институтов, лизинговых фирм и других предприятий разной формы собственности.
Управление строительством с учетом отраслевых особенностей осуществляется через федеральные власти, а именно министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Управление носит
согласовательный характер с учетом региональных и федеральных потребностей.
Без создания государством условий для стабильного развития предприятий строительной отрасли невозможно решить многие существующие социально-экономические проблемы регионов.
За счет повышения уровня управления и формирования элементов частно-государственного партнерства, усиления и стабилизации договорной деятельности участников строительного бизнеса произойдет повышение показателей хозяйственных взаимосвязей [5]. Практическая возможность решения этих проблем в условиях современных экономически нестабильных международных отношений связана с поиском способа построения рациональных межфирменных договорных взаимодействий. Это можно выразить созданием оптимальной структурной организацией строительных компаний. Движущей силой развития строительного производства служит рынок и получение стабильной прибыли на основе формирования спроса и предложения [6, 7]. Государственное участие должно способствовать нивелированию дефектов рынка, создавая синергетическую среду для формирования структурных образований в его рамках и снижению риска для ведения бизнеса.
В настоящее время объективно существуют два уровня взаимодействий среди участников строительства. Взаимоотношения между участниками инвестиционно-строительного процесса регулируются нормативно-правовыми документами.
Первый уровень взаимодействия - «свободный, простой». Он строится на свободных договорных отношениях между субъектами инвестиционного процесса и собственной хозяйственной независимостью. Производственные связи между ними непостоянны, носят временный характер на период договорных отношений.
Второй уровень взаимодействий - внутриотраслевой по типу образования кластерных или холдинговых систем. Этот тип взаимодействия - является наиболее востребованной формой управления современным строительным производством. Приоритетным является достижение высоких показателей, предъявляемых к техническому уровню и качеству выполненных работ, снижение стоимости строительной продукции и сокращение сроков реализации проектов. Данное объединение также носит временный характер.
Оба уровня взаимодействий присутствуют параллельно при формировании строительного комплекса. «Свободный» уровень отношений формирует рыночную среду и стимулирует конкурентные процессы. Это наиболее традиционный тип отношений в рыночной экономике. При этом, каждый уровень взаимодействия не только существует самостоятельно, но и может на какой-то временной период переходить в противоположный.
Внутриотраслевой «кластерный» тип способствует образованию разных форм объединений. Многонаправленность строительного бизнеса порождает потребность в формировании различных видов межотраслевых связей [8, 9].
В современных экономических условиях в поисках рыночных ниш строительные компании разрабатывают стратегию и тактику поведения на нескольких конкурентных основах, стараясь сделать производство многопрофильным.
Все больше прослеживается создание в строительстве интегрированных предприятий [10, 11]. Интеграция компании способствует созданию логистических центров по координации движения сырья, материалов, полуфабрикатов, рабочей силы, транспортных издержек и уменьшению затрат на производство и сбыт. В результате значительного увеличения масштаба операций проявился эффект масштабного снижения
влияния мелких игроков на рынке товаров и услуг. На практике компании инвестиционно-строительной сферы расширили свою деятельность в сфере распределения и сбыта, создавая собственные заготовительные, перерабатывающие, закупочные, производственные, логистические и сбытовые центры. Такие типы предприятий становятся привлекательными для вложения средств инвесторам, как в краткосрочном периоде, так и на перспективу.
В тоже время, интеграционные процессы становятся источником ограничения количества участников в конкурсах и торгах при проведении госзакупок. Прослеживаются элементы сговора и искусственных ограничений. Крупные организации забирают выгодные контракты, а малодоходные и непривлекательные - достаются малым и средним предприятиям. Крупные игроки, получая большую часть за генподряд, привлекают на субподряд малые предприятия. Прослеживается диктат по ценообразованию, использованию материалов и технологий. По окончанию работ часто возникают судебные дела между генподрядной и субподрядной организациями.
Для упорядочения взаимоотношений между заказчиком и предприятиями строительной отрасли необходимо произвести коррекцию правил по проведению госзакупок и прописать все возможные случаи, не ограничивая возможность заключения прямых договоров как по их объему, так и по количеству.
Литература
1. Небритов Б.Н., Василенко Ж.А., Порядин В.С. Отраслевые особенности, определяющие направление совершенствования методов комплексной оценки экономической эффективности деятельности строительных предприятий // Науковедение. № 4 (13). 2012. С. 5.
2. Романенко М.И., Романенко И.И. Устойчивое экономическое развитие строительного комплекса на основе безотходного использования природного возобновляемого сырья // В сборнике: Экономические аспекты управления строительным комплексом в современных условиях. Электронный ресурс. Самара, 2016. С. 100-104.
3. Malov V. Clusters and territorial industrial complexes: common and specific characteristics // 54th Congress of the European Regional Science Association: "Regional development & globalisation: Best practices", 26-29 August 2014, St. Petersburg, Russia. URL: econstor.eu/bitstream/10419/124237/1/ERSA2014_00180.pdf
4. Khayrullina, M. Innovative Territorial Clusters as Instruments of Russian Regions Development in Global Economy // Procedia Economics and Finance 21st International Economic Conference of Sibiu 2014, IECS 2014 Prospects of Economic Recovery in a Volatile International Context: Major Obstacles, Initiatives and Projects Volume 16, pp. 88-94.
5. Романенко М.И. Организационно-экономические аспекты формирования эффективной системы управления предприятиями строительной индустрии // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 3. С. 66-70.
6. Романенко М.И. Управление деятельностью предприятий стройиндустрии инвестиционно-строительного комплекса в условиях гибкого планирования // автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Моск. гос. строит. ун-т. Пенза, 2017. 22 с.
7. Рыкова И.Н., Губанов Р.С. Критерии оценки эффективности реализации инвестиционных проектов в области территориального инфраструктурного развития // Экономика образования. 2018. № 2 (105). С. 73-81.
8. Асаул А.Н. Формирование и оценка эффективности организационной структуры управления в компаниях инвестиционно-строительной сферы // СПб.: ГАСУ. 2009. 258 с.
9. Романенко И.И., Романенко М.И. Пути развития ресурсно-перерабатывающих предприятий регионального инвестиционно-строительного комплекса // Инженерный вестник Дона, 2018, № 1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2018/4627.
10. Дьякова О.В. Методологические основы экономического механизма функционирования предприятий строительного комплекса в вопросах управление затратами: основная терминология и понятийный инструментарий // Инженерный вестник Дона, 2018, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2018/5087.
11. Kulakov K., Baronin S. Methodical modeling of the investment value of land plots for housing development // MATEC Web of Conferences Series "International Science Conference SPbW0SCE-2016 "SMART City"" 2017, pp. 08100.
References
1. Nebritov B.N., Vasilenko Zh.A., Poryadin V.S. Naukovedenie. № 4 (13). 2012, p. 5.
2. Romanenko M.I., Romanenko I.I. V sbornike: Ekonomicheskie aspekty upravleniya stroitel'nym kompleksom v sovremennykh usloviyakh. Elektronnyy resurs. Samara, 2016, pp. 100-104.
3. Malov V. 54th Congress of the European Regional Science Association: "Regional development & globalisation: Best practices", 26-29 August 2014, St. Petersburg, Russia. URL: econstor.eu/bitstream/10419/124237/1/ERSA2014_00180.pdf
4. Khayrullina, M. Procedía Economics and Finance 21st International Economic Conference of Sibiu 2014, IECS 2014 Prospects of Economic Recovery in a Volatile International Context: Major Obstacles, Initiatives and Projects Volume 16, pp. 88-94.
5. Romanenko M.I. Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskiy zhurnal.
2016, № 3, pp. 66-70.
6. Romanenko M.I. Upravlenie deyatel'nost'yu predpriyatiy stroyindustrii investitsionno-stroitel'nogo kompleksa v usloviyakh gibkogo planirovaniya [Management of activity of the enterprises of construction industry of the investment and construction complex in the conditions of flexible planning]. avtoreferat dis. ... kandidata ekonomicheskikh nauk. Mosk. gos. stroit. un-t. Penza,
2017, p. 22.
7. Rykova I.N., Gubanov R.S. Ekonomika obrazovaniya. 2018. № 2 (105), pp. 73-81.
8. Asaul A.N. Formirovanie i otsenka effektivnosti organizatsionnoy struktury upravleniya v kompaniyakh investitsionno-stroitel'noy sfery [The formation and efficiency estimation of organizational structure of management companies of investment-construction sphere]. SPb.: GASU. 2009. 258 p.
9. Romanenko I.I., Romanenko M.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus),
2018, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2018/4627.
10. D'yakova O.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2018, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2018/5087.
11. Kulakov K., Baronin S. MATEC Web of Conferences Series "International Science Conference SPbWOSCE-2016 "SMART City"" 2017, pp. 08100.