5. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: Компе-тентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыма-нюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.
6. Педагогический мониторинг - очередное веяние или объективная необходимость? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.tstu.ru/ 1шЛ_8^/8_4_022^ (дата обращения: 10.12.2013).
7. Рефлексия [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на академике. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1039/ РЕФЛЕКСИЯ (дата обращения: 10.12.2013).
8. Словарь Ефремовой [Электронный ресурс] // Энциклопедии и словари. - Режим доступа: http://enc-dic.com/efremova/Monitoring-46966.html (дата обращения: 10.10.2013).
УРОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ РЕЧЕВОЙ НОРМОЙ, КАК ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
© Казанникова А.В.*, Буйнова Е.В.*,
Свинухова В.А.*, Фролова М.А.*
Начальная школа - детский сад № 624 Адмиралтейского района, г. Санкт-Петербург
Проблема качества образования на начальной ступени обучения в условиях введения ФГОС дошкольного образования связана с разработкой дифференциальной диагностики уровня речевого развития старшего дошкольника как фактора готовности ребенка к обучению в школе.
Ключевые слова: дошкольник, уровень речевого развития, фонематическая система, ФГОС дошкольного образования, готовность к обучению в школе.
В рамках Федерального закона РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование рассматривается сегодня как самостоятельный уровень в системе непрерывного образования, что повышает ценность и обособленность дошкольного образования как самостоятельного звена. Стандартизация дошкольного образования как самостоятельного звена в системе общего образования актуализировала разработку федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
* Заместитель директора по УВР, кандидат педагогических наук.
* Заместитель директора по УВР. " Учитель-логопед.
* Учитель-логопед.
дошкольного образования и включения их в систему образовательных стандартов на пути непрерывного образования в жизни человека [1]. Отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования от иных образовательных стандартов является то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их знаний, умений и навыков (ЗУН) требованиям государственного стандарта образования.
В структуре требований ФГОС результаты дошкольного образования являются следствием усвоения основной образовательной программы (ООП) в детском саду. Деятельность ребёнка в рамках ООП дошкольного образования должна быть максимально разнообразной, при этом диагностика результативности усвоения программного материала должна быть диагностикой развития ребенка, свидетельствующей о разнообразии ЗУН ребенка, полученных в условиях образовательной среды детского сада. Диагностика развития ребенка в части требований к результатам освоения ООП дошкольного образования должна быть понятна не только педагогам, осуществляющим образовательный процесс, но и родителям ребенка. Поэтому методическое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования предполагает разработку рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению родителей детей дошкольного возраста по вопросам дошкольного образования. То есть семья становится реальным участником образовательного процесса.
Сравнительный анализ мнения родителей старших дошкольников о важности направлений развития своего ребенка при освоении ООП дошкольного образования в ГБОУ начальная школа - детский сад № 624 (ГБОУ НШ-ДС) Санкт-Петербурга, представленный авторами в [5], свидетельствует о следующих приоритетах родителей (рис. 1).
Рис. 1. Мнение родителей ГБОУ НШ-ДС № 624 о задачах ООП дошкольного воспитания (октябрь 2013 г. - 29 опрошенных)
Наиболее важны для родителей старших дошкольников самостоятельность и готовность их ребенка к обучению в школе (от 65 % до 90 % всех
опрошенных). По-видимому, именно с этим связывают большинство родителей свое понимание термина «общего развития ребенка». Взаимосвязи и взаимозависимости между такими понятиями как: «развитие здоровья ребенка», «развитие творческих способностей», «развитие речи ребенка» и «общее развитие ребенка» большинство родителей не видят - от 21 % до 48 % всех опрошенных респондентов.
Целевые ориентиры развития ребенка предшкольного возраста в рамках ООП в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования предполагают достижение определенных уровней развития ребенка в следующих образовательных областях [2]:
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
По итогам обучения по ООП дошкольного образования должна быть проведена оценка развития ребенка. Одним из критериев данной оценки является речевое развитие старшего дошкольника. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [2].
Из теории и практики логопедии известно: онтогенез речи имеет свои законы и возрастные нормы. Эти нормы подробнейшим образом описаны в работе [4]. В дошкольной возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000-1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000-4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка [http://www.rosdiplom.ru].
Современные специалисты, занимающиеся детской речью (лингвисты, логопеды, учителя русского языка), отмечают стойкое ухудшение состояния речи старших дошкольников на момент поступления в школу. Говорить о речевой патологии в данной ситуации не приходится, но при этом срок овладения всеми компонентами речевого развития, по мнению специалистов, увеличивается [6]. Это свидетельствует о том, что речевая норма старшего дошкольника на сегодняшний день имеет тенденцию к снижению. Анализ уровня фонематической системы первоклассников, проведенный в период адаптации специалистами ГБОУ НШ-ДС № 624, свидетельствует об отрицательной динамике большинства компонентов фонематической системы детей (табл. 1).
Таблица 1
Количество первоклассников, имеющих нарушения компонентов фонематической системы на начало учебного года ГБОУ НШ-ДС № 624
компоненты 2012-2013 учебный год 69 человек 2013-2014 учебный год 71 человек
восприятие 52% 28%
синтез 22% 18%
анализ 16% 31%
представление 22% 35%
Снижение речевой нормы первоклассников связано с психо-физиологи-ческими, психологическими особенностями современного ребенка, его интересами, особенностями воспитания и обучения, а также экологической обстановкой [6, 10, 11].
В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования нам представляется актуальным разработка такой дифференциальной диагностики речи воспитанников, которая бы смогла чётко показать уровни речевого развития дошкольников с предполагаемой возрастной речевой нормой. Это поможет не только специалистам группы сопровождения: логопедам, психологам, но и педагогам и родителям детей в определении основных направлений работы по развитию речи, являющейся одним из критериев оценки личностных образовательных результатов воспитанников при освоении ООП дошкольного образования.
Понятие «связная речь» включает в своем своевременном и грамотном становлении и развитии следующие компоненты [3, 6, 7, 8, 9]:
1. звукопроизношение;
2. звуко-слоговая структура слова;
3. фонематическая система;
4. лексика;
5. грамматика.
При этом, такое классическое понимание речевой системы позволяет выделить уровни речевого развития детей старшего дошкольного возраста с предполагаемой возрастной нормой. Это связано с тем, что звукопроизно-шение и звуко-слоговая структура слова являются основополагающим фактором при написании логопедического заключения при его наличии. Иными словами, если данные компоненты речи нарушены, то в этом случае речь идет о речевой патологии, а не предполагаемой возрастной норме. Лексико-грамматический строй речи также является крайне важным фактором речевого развития ребенка, но по данным исследования [6] его развитие и полное развитие происходит в течение всего обучения.
Поэтому при формировании дифференциальной диагностики, в первую очередь, необходимо описать уровни речевого развития на основе фонематической системы.
Три уровня речевого развития у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием
- Высокий уровень развития речи диагностируется при успешном выполнении всех предложенных упражнений. У детей наблюдается высокая сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе и фонематической (восприятие, анализ, синтез, представления). Ребёнок безошибочно выполняет 90-100 процентов заданий.
- К среднему уровню развития речи мы относим детей успешно выполнивших 89-75 процентов заданий. На этом уровне допустимыми являются ошибки фонематического восприятия на смешение на слух аффрикат и их составляющих, например, «тя-ча-тя», «ца-са-ца» и т.п. Дети совершают единичные ошибки при анализе сложного (более 6 слов) предложения на слова. Также характерной ошибкой является невыделение ребенком предлогов в середине предложения.
- К низкому уровню развития речи относятся дети, успешно выполнившие 65-80 процентов заданий. Дошкольниками допускаются ошибки фонематического восприятия: смешиваются на слух свистящие и шипящие звуки, аффрикаты и их компоненты. Совершаются ошибки при анализе сложного (более 6 слов) предложения на слова, в основном ребенком не выделяются предлоги в середине предложения. Отмечаются единичные ошибки фонематического синтеза при определении количества звуков в слове (более 6-7 звуков). Возникают трудности фонематических представлений при подборе слов на заданный звук с заданным количеством звуков.
Данная диагностика предполагается в виде анкеты, которую заполняет специалист. В ней приведены конкретные задания на выявление уровня речевого развития, а также прилагается процентная оценка речи учащегося с целью упрощения подсчёта полученных данных.
Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 30.01.2013 № 57 «О разработке ФГОС дошкольного образования».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - С. 5-36.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1978. - 471 с.
5. Казанникова А.В., Суденко И.А. О проблеме согласования ценностных ориентиров личностного развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Сборник статей по материалам XXXIII междуна-
родной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. - № 10 (33). - С. 120-127.
6. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2006.
7. Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. -1979. - С. 90-94.
8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Перевод. - СПб.: Союз, 1997. -254 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999. - С. 313.
11. Чернов Д.Н. Речевое развитие детей-близнецов / Вопросы психологии. -2001 - № 2. - С. 120-130.
12. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 60 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
© Кузнецова И.С.*, Белозерских А.В.*
Алексеевский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Алексеевка
Рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций при обучении математике студентов экономических направлений подготовки. Рассматриваются изменения, происходящие в теории и методике обучения математике студентов. Анализируются их социальные и методологические причины.
Ключевые слова: компетенции, теория и методика обучения математике, исследовательские задачи экономического содержания.
Стратегия инновационного развития страны опирается на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.
Нужно, чтобы выпускники университетов, придя на рабочее место, не просили бы в очередной раз рассказать им, как все устроено в жизни, а что-
* Доцент кафедры Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат физико-математических наук.
* Доцент кафедры Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат педагогических наук.