УДК378.14
А. К. Чалданбаева
УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Рассматриваются уровни профессиональной подготовки учителя биологии в педагогическом вузе, направленные на формирование универсальных психолого-педагогических и специальных компетенций. Профессиональная подготовка учителей биологии должна осуществляться согласно трем уровням: I - профессиональный обязательный уровень; II - профессиональный психолого-педагогический уровень; III - профессиональный профильный уровень, между которыми обеспечивается содержательно-технологическая преемственность в поэтапном формировании специальных компетенций. Сделан вывод о том, что профессиональная подготовка учителя биологии представляет собой многоэтапный процесс постепенного формирования у студентов специальных компетенций по мере их обучения. На каждом этапе определяются задачи по успешному развитию специальных компетенций, которые соотносятся с соответствующими уровнями профессиональной подготовки учителя биологии в педагогическом вузе.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, профессиональная подготовка, учитель биологии.
В настоящее время на основе компетентностно-го подхода разработаны и внедрены в образовательный процесс высшей педагогической школы Кыргызской Республики государственные стандарты высшего профессионального образования, в которых в качестве ожидаемых результатов обучения зафиксированы универсальные и профессиональные компетенции. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра педагогического образования необходимо для его становления как педагога, развития его педагогических знаний и умений, овладения способами педа-
гогического сопровождения образовательного процесса.
Опираясь на работы К. Д. Добаева, О. Л. Жук, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова [1, 2, 3], исследовавших проблемы профессиональной подготовки специалистов, процесс формирования специальных компетенций, способствующих успешному освоению совокупности учебных программ биологических дисциплин, условно можно разделить на три взаимосвязанных уровня профессиональную подготовку учителей биологии в педагогическом вузе (таблица).
Характеристика уровней профессиональной подготовки учителей биологии в педагогическом вузе
Уровни профессиональной подготовки и их характеристики
I - профессиональный обязательный уровень II - профессиональный психолого-педагогический уровень III - профессиональный профильный уровень
Формирование у студентов универсальных компетенций, развитие мотивации к формированию общепрофессиональных и специальных компетенций за счет получения фундаментальных теоретических знаний в области гуманитарных, социально-экономических, математических и естественных наук, направленных на эффективную реализацию функций и задач в сфере любой профессии Формирование у студентов как у будущих учителей биологии общепрофессиональных компетенций, взаимосвязанное с дальнейшим совершенствованием универсальных компетенций путем деятельностного освоения совокупности учебных программ психолого-педагогических дисциплин, подготовка студентов к решению психолого-педагогических задач в рамках своей профессии Формирование у студентов специальных компетенций в ходе вариативной педагогической подготовки, прохождения всех видов практик через дальнейшее углубление и развитие универсальных общепрофессиональных компетенций, освоенных на I и II уровнях, в совокупности обеспечивающих успешность решения профессиональных задач в процессе педагогической деятельности
Профессиональный обязательный уровень обеспечивает формирование универсальных компетенций у всех студентов направления «Естественно-научное образование», обучающихся на первой ступени высшего образования (бакалавриат).
На профессиональном психолого-педагогическом уровне студенты направления «Естественнонаучное образование» (профиль «Биология») могут получать профессиональную психолого-педагогическую подготовку и, соответственно, квали-
фикацию преподавателя (бакалавр) за счет сформированных общепрофессиональных компетенций.
Целью профессионального профильного уровня является профессиональная подготовка бакалавров естественно-научного образования к преподаванию предмета биологии, проведению научно-исследовательской деятельности в области биологии и педагогического образования, при этом совершенствуются и получают дальнейшее развитие
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 12 (165)
сформированные универсальные и общепрофессиональные компетенции на предыдущих уровнях профессиональной подготовки, в совокупности способствующие формированию специальных компетенций учителей биологии.
На уровне профессиональной обязательной подготовки учителя биологии предусмотрено изучение учебных дисциплин базовой и вариативной частей, включенных в гуманитарный и социально-экономический, математический и естественно-научный циклы основной образовательной программы (ООП), овладение которыми способствует формированию универсальных компетенций. Если рассмотреть возможности данных циклов дисциплин в решении задач формирования специальных компетенций учителей биологии в педагогическом вузе, то они направлены:
- на освоение базовых знаний и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности выпускника и обеспечивающих успешность решения профессиональных проблем в сфере педагогической деятельности;
- понимание фундаментальных общеобразовательных основ в профессиональной подготовке учителя биологии, при которой формирование специальных компетенций начинается с первого курса во взаимосвязи с общенаучными, психолого-педагогическими и специальными дисциплинами;
- использование новых педагогических технологий в преподавании дисциплин гуманитарного, социально-экономического, математического и естественно-научного циклов, ориентированных на повышение эффективности образовательного процесса в контексте формирования специальных компетенций учителя биологии.
Важнейшей целью профессиональной подготовки студентов на II уровне выступает формирование у них психолого-педагогической культуры, готовности к осуществлению образовательного процесса и воспитательной работы с учащимися, проведению педагогических и психологических исследований в области образования, развитие способности к постоянному самообразованию, профессиональному и личностному росту [4]. Психолого-педагогические дисциплины играют решающую роль в формировании готовности будущего учителя к работе в школе. Отсюда можно сделать вывод о том, что именно этими факторами обусловлено выделение общепрофессиональных компетенций (психолого-педагогических) в отдельную группу компетенций, являющихся базовыми для всех специалистов педагогического направления.
На III уровне профессиональной подготовки учителя биологии предусмотрено глубокое изучение естественно-научных и биологических дисциплин базовой и вариативной частей профессио-
нального цикла ООП и прохождение курсов по выбору, способствующих формированию теоретических и фундаментальных знаний, практических умений и навыков, направленных на готовность выпускника к будущей профессиональной деятельности в качестве учителя биологии. Курсы по выбору имеют вариативный характер, поэтому их перечень и содержание должны рассматриваться каждый учебный год на заседаниях кафедр и ученых советов факультетов с учетом их роли в формировании специальных компетенций учителей биологии.
Важнейшим звеном III уровня профессиональной подготовки учителя биологии являются все виды практик - учебная, учебно-полевая и педагогическая. Они являются связующим звеном между теоретическим обучением и практической подготовкой будущих учителей.
В логике достижения результатов обучения она может рассматриваться как многоэтапный процесс постепенного формирования у студентов специальных компетенций по мере их обучения. На каждом этапе определяются задачи по развитию специальных компетенций, которые соотносятся с соответствующими уровнями профессиональной подготовки учителя биологии в педагогическом вузе.
Результаты проведенного исследования позволили определить этапы формирования специальных компетенций у студентов, обучающихся по направлению «Естественно-научное образование» (профиль «Биология»):
I этап - базовый, где осуществляется профессиональная подготовка учителей биологии на I уровне. На данном этапе через осмысление роли дисциплин гуманитарного, социально-экономического, математического и естественно-научного циклов формируются знания, умения, навыки, составляющие базовую основу специальных компетенций, без которых невозможно их дальнейшее развитие. На данном этапе формирования специальных компетенций дисциплины вышеназванных циклов делают образовательный процесс интегрированным. Основным инструментом такой интеграции служит содержание образования, которое должно быть структурировано в соответствии с модульностью основных образовательных программ;
II этап - формирующий, на котором осуществляется целостная профессиональная подготовка учителей биологии с изучением психолого-педагогических дисциплин и формированием общепрофессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для профессионального становления учителя, а также с освоением всех специальных дисциплин базовой и вариативной части профес-
сионального цикла на III профильном уровне профессиональной подготовки. Можно утверждать, что в процессе данного обучения как в рамках одной дисциплины, так и в рамках разделов или цикла происходит одновременное целенаправленное развитие универсальных компетенций, сформированных на I уровне профессиональной подготовки, общепрофессиональных компетенций II уровня и специальных компетенций III уровня, содержание которых обуславливает использование полученных знаний, умений и навыков в различных ситуациях для решения задач будущей профессиональной деятельности. Следует отметить, что для проведения мониторинга уровня освоения сформированных специальных компетенций в рамках отдельных биологических дисциплин на данном этапе целесообразно организовывать промежуточный контроль освоения заявленных специальных компетенций в форме «среза текущих результатов».
Таким образом, на I и II этапах формирования специальных компетенций учителей биологии в результате изучения учебных дисциплин накапливаются теоретические и практические знания, умения, навыки - когнитивный и практический компоненты специальных компетенций, которые в совокупности создают мотивационный и рефлексивный аспекты реализации специальных компетенций;
III этап - опытно-практический, обеспечивающий приобретение студентами педагогического опыта и дальнейшее накапливание специальных компетенций на основе совершенствования универсальных, общепрофессиональных и специальных знаний и умений в ходе учебной, учебно-полевой и трехэтапной педагогической практики на III
уровне профессиональной подготовки. Прохождение различного вида практик способствует накоплению опыта профессиональной деятельности, успешности освоения на соответствующем уровне специальных компетенций и готовности к их использованию учителями биологии в профессиональной деятельности. На данном этапе освоенные универсальные, общепрофессиональные компетенции и все компоненты специальных компетенций становятся общностью и начинают работать в комплексе.
IV этап - завершающий, в рамках которого осуществляется прохождение итоговой государственной аттестации в форме междисциплинарного государственного экзамена по биологии и (или) выполнения выпускной квалификационной бакалаврской работы, обеспечивающих итоговый контроль уровня сформированности специальных компетенций и готовности к осуществлению профессиональной деятельности. При этом итоговая оценка уровня сформированности специальных компетенций должна проводиться с учетом всех промежуточных аттестаций выпускника педагогического вуза. Завершающий этап формирования специальных компетенций обязательно должен быть прак-тико-ориентированным и носить междисциплинарный характер, способствовать интеграции результатов образования по освоению специальных компетенций.
Таким образом, внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс позволило выявить три последовательных и взаимосвязанных уровня профессиональной подготовки учителя биологии, на каждом из которых определены соответствующие этапы формирования специальных компетенций.
Список литературы
1. Добаев К. Д. Система высшего образования Кыргызстана: переход на двухуровневую систему // Известия Кыргызской академии образования. 2011. № 4 (20).С. 49-52.
2. Жук О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2009. 336 с.
3. Сластенин В. А., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 576 с.
4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2004.
Чалданбаева А. К., кандидат биологических наук, доцент. Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева.
Ул. Раззакова, 51, Бишкек, Кыргызская Республика, 720000. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 07.10.2015.
Scrnm imY (TSPUBulletin). 2015. 12 (165)
A. K. Chaldanbaeva
LEVELS OF PROFESSIONAL TRAINING OF BIOLOGY TEACHERS IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH
The article discusses the levels of professional training of biology teachers in pedagogical higher educational institution aimed at creating universal, psycho-pedagogical and special competences. The professional training of teachers of biology should be carried out according to three levels: I - professional mandatory level; II - professional psychological and pedagogical level; III - professional profile level, between which the meaningful technological continuity in the gradual formation of special competences is provided. It is concluded that the professional training of teachers of biology is characterized as a multi-step process of gradual formation of students' special competences as they are learning. At each stage, the targets for the successful development of special competences are determined. These targets correspond with the appropriate levels of professional training of biology teachers in pedagogical higher educational institution.
Key words: competence approach, competence, professional training, teacher of biology.
References
1. Dobaev K. D. Sistema vysshego obrazovaniya Kyrgyzstana: perekhod na dvukhurovnevuyu sistemu [The higher education system of Kyrgyzstan: the transition to a two-level system]. Izvestiya Kyrgyzskoy akademii obrazovaniya - News of the Kyrgyz Academy of Education, 2011, no. 4 (20), pp. 49-52 (in Russian).
2. Guk O. L. Pedagogicheskaya podgotovka studentov: kompetentnostnyy podkhod [Pedagogical training of students: competence approach]. Minsk, RIVSH Publ., 2009. 336 p. (in Russian).
3. Slastenin V. A., Shiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 576 p. (in Russian).
4. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya [Professional-pedagogical culture of the teacher]. Moscow, 2004 (in Russian).
Chaldanbaeva A. K.
Kyrgyz State University named after I. Arabaev.
Ul. Razzakova, 51, Bishkek, Kyrgyz Republic, 720000. E-mail: [email protected]