ЛИТЕРАТУРА
1. Вальчук, Н.К. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности / Н.К. Вальчук, А.В. Савенко, Д. А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 32-35.
2. Зрелость социально-педагогических систем / И.С. Ворошилова, М.Л. Романова, З.А. Батчаева, Г.П. Кувшинова, З.Н. Чеккуева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 11. - С. 249-265.
3. Образовательный процесс в информационно-вероятностной интерпретации / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, М.Л. Романова, Р.В. Терюха // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 72-77.
4. Полянский, А.В. Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов / А.В. Полянский, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4. - С. 55-60.
5. Kurti, E. Methods of Teaching and their Impact on Learn / E. Kurti // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7, No 1, P. 489-500.
REFERENCES
1. Valchuck, N.K., Savenko, A.V. and Romanov, D.A. (2013), "Students personal physical culture as a resource of his life activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 10, Vol. 104, pp. 32-35.
2. Voroshilova, I.S., Romanova, M.L., Batchaeva, Z.A., Kuvshinova, G.P. and Chekkueva, Z.N. (2015), "Socially-pedagogical systems maturity", Nauchnyie trudyi Kubanskogo gosudarstvennogo techno-logicheskogo universiteta, No 11, pp. 249-265.
3. Kiseleva, E.S., Karavanskaya, L.N., Romanova, M.L. and Teryuha, R.V. (2013), "Educational process in informational-probabilistic interpretation", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 2, Vol. 96, pp. 72-77.
4. Polyanskiy, A.V., Romanov, D.A. and Lukiyanenko, E.Yu. (2008), "Pedagogical experience in students physical education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 4, pp. 55-60.
5. Kurti, E. (2016), "Methods of Teaching and their Impact on Learn", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 1, pp. 489-500.
Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 14.06.2018
УДК 316.422
УРОВНИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
Валентин Сергеевич Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены и обоснованы уровни физкультурно-спортивной деятельности в высшем учебном заведении. Известно, что физическое воспитание студентов - обязательная составляющая их профессиональной подготовки и воспитательной работы в университете, а физкультурно-спортивная деятельность - неотъемлемая составляющая функционирования образовательной среды. Основываясь на современных моделях образовательной среды и физического воспитания студентов, автор представил различия между уровнями физкультурно-спортивной деятельности; при выделении уровней автор учитывал, что задача образовательной среды - не только содействие формированию компетенций студентов (в данном случае - физической культуры личности), но и популяризация определённых видов деятельности (в данном случае - физкультурно-спортивной). Практическая значимость результатов исследования - в возможности их применения в системе социально-педагогического мониторинга (мониторинга качества физкультурно-спортивной деятельности и эффективности образовательной среды).
Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, уровень, образовательная среда, диагностика.
LEVELS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES IN UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Valentin Sergeevich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The article presents and justifies the levels of sports activities in higher education. It is known that physical education of students is an obligatory component of their professional training and educational work at the University, and physical culture and sports activities are an integral part of the functioning of the educational environment. Based on modern models of educational environment and physical education of students, the author presented the differences between the levels of physical culture and sports activities; when allocating levels, the author took into account that the task of the educational environment is not only to promote the formation of students ' competencies (in this case - the physical culture of the individual), but also to promote certain activities (in this case - sports). The practical significance of the research results is in the possibility of their application in the system of socio - pedagogical monitoring (monitoring of the quality of physical culture and sports activities and the effectiveness of the educational environment).
Keywords: physical culture and sports activities, level, educational environment, assessment.
ВВЕДЕНИЕ
Неуклонно повышающиеся требования общества и государства к образовательным средам детерминируют необходимость повышения эффективности всех видов деятельности в них, в том числе воспитательной и физкультурно-спортивной [1-4]. Известно, что физическое воспитание студентов - обязательная составляющая воспитательной работы в университете, а физкультурно-спортивная деятельность - составляющая функционирования образовательной среды.
Согласно современным воззрениям, физкультурно-спортивная деятельность играет доминирующую роль в формировании физической культуры личности, в том числе студента вуза [1, 3]. Вместе с тем, такая деятельность - значимый фактор формирования ряда иных компетенций и личностно-профессиональных качеств, например, культуры мышления, дисциплинированности, умения работать в команде и т.д.
Анализ научной литературы показал, что по-прежнему не выделены критерии и уровни физкультурно-спортивной деятельности в образовательной среде вуза. С точки зрения автора, выделять и характеризовать уровни такой деятельности следует именно для макросреды вуза: во-первых, кафедра физического воспитания одна во всём вузе ответственна за ведение соответствующего вида деятельности, во-вторых, именно макросреда вуза создаёт условия (материальные, финансовые и т.д.) для ведения такой деятельности. Проблема исследования состоит в вопросе, каковы уровни физкультурно-спортивной деятельности в образовательной среде университета и в чём их отличие друг от друга? Цель исследования - выделение и обоснование уровней физкультурно-спортивной деятельности в макросреде вуза.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения автора настоящей статьи, критерии оценки физкультурно-спортив-ной деятельности в образовательной среде, следующие: эффективность (продуктивность, критерий К1), разнообразие и вариативность (К2), креативность (К3), интегративность и валентность (К4), влиятельность (К5), масштабность и интенсивность (К6), организованность и обеспеченность (К7).
Для критерия К1: низкий уровень - неэффективное становление физической культуры личности студентов, средний уровень - успешное становление физической культуры личности без синхронного становления иных компетенций, высокий уровень - синхронное успешное становление физической культуры личности с иными компетенциями. Для критерия К2: низкий уровень - занятие большинством студентов физической культурой
исключительно на основных учебных занятиях, средний - занятие студентов небольшим ассортиментом видов спорта (как правило, вследствие небольшого количества спортивных секций или клубов), высокий - занятие студентами большим ассортиментом видов спорта, широкие возможности выбора (для студентов) в физкультурно-спортивной деятельности. Для критерия К3: низкий уровень - ведение физического воспитания по заданным алгоритмам (устоявшимся технологиям), средний - эпизодические попытки совершенствования, высокий - активный поиск новых путей совершенствования. Для критерия К4: низкий уровень - слабая связь с иными видами деятельности (например, с волонтёрской), средний - связь с некоторыми видами деятельности, высокий - связь со многими видами деятельности. Для критерия К5: низкий уровень - слабое участие во вневузовских соревнованиях и мероприятиях, отсутствие результатов (побед), средний - эпизодичность результатов (например, побед в универсиадах), высокий - систематичность результатов (например, студенты неизменно лидируют в универсиадах).
Для критерия К6: низкий уровень - слабая вовлеченность студентов в мероприятия, не связанные с основными учебными занятиями по физической культуре, средний - должная вовлечённость, высокий - высокая вовлеченность (не менее 70% студентов). Для критерия К7: низкий уровень - большинство преподавателей обладают лишь дипломом о высшем физкультурном образовании, средний - большинство преподавателей имеют спортивные титулы и звания (например, мастера спорта, тренера высшей категории и т.д.), высокий - преподаватели имеют спортивные титулы и звания, а секции, клубы и аудитории для занятий физической культурой оснащены самым современным оборудованием.
Общее состояние физкультурно-спортивной деятельности (нормальное, функционально-ограниченное или абнормальное) возможно диагностировать на основе метода качественного анализа [3]. Более обстоятельная диагностика физкультурно-спортивной деятельности предполагает идентификацию семи уровней.
Низший уровень физкультурно-спортивной деятельности характеризуется низкой продуктивностью физического воспитания; большинство студентов занимаются физической культурой в рамках основных занятий по одноимённой учебной дисциплине; преподаватели не осуществляют поиск путей совершенствования физического воспитания; физ-культурно-спортивная деятельность слабо связана с остальными видами.
Низкий уровень отличается от низшего тем, что наблюдается определённая продуктивность в решении основной задачи - формировании физической культуры личности студентов, однако по-прежнему физическое воспитание (физкультурно-спортивная деятельность) не является значимым фактором формирования иных компетенций студентов.
Средний уровень характеризуется высоким уровнем продуктивности физического воспитания в формировании физической культуры личности студентов и должным - в формировании иных компетенций; происходит поддержка студента в самоопределении в физкультурно-спортивной деятельности, но она не носит систематического характера.
Уровень "выше среднего" характеризуется высокой продуктивностью физического воспитания (физкультурно-спортивной деятельности) в формировании физической культуры личности и иных компетенций. Происходит массовое вовлечение студентов в занятия физкультурно-спортивной деятельностью, не связанные с основными занятиями (например, занятия в секциях, спортивных клубах).
Высокий уровень физкультурно-спортивной деятельности характеризуется не просто высоким уровнем её продуктивности, вариативности и масштабности, но также высокой степенью её интеграции с иными видами деятельности (например, с волонтёрской, научно-исследовательской и т. д.). Студенты вуза занимают призовые места на всевозможных мероприятиях, не ограничивающихся средой вуза (например, универсиадах), что свидетельствует о социальной активности вуза.
Очень высокий уровень характеризуется полным раскрытием социального и креативно-дидактического потенциала физкультурно-спортивной деятельности.
Образовательная среда активно и продуктивно занимается популяризацией физкультурно-спортивной деятельности (физической культуры и спорта, здорового образа жизни) в социально-экономической системе (как минимум, на уровне муниципального образования, т.е. города [4]). Иначе говоря, физкультурно-спортивная деятельность в высшей мере отражает социальную активность образовательной макросреды университета.
Высший уровень отличается от предыдущего тем, что образовательная среда вуза активно транслирует собственный положительный опыт физкультурно-спортивной деятельности (он становится предметом анализа и обобщения, как передовой практический опыт).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенный метод интегративной диагностики физкультурно-спортивной деятельности нуждается в совершенствовании. Но уже на данном этапе очевидно, что высшие уровни такой деятельности неразрывно связаны с повышением социальной активности образовательной среды университета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вальчук, Н.К. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности / Н.К. Вальчук, А.В. Савенко, Д. А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 32-35.
2. Зрелость социально-педагогических систем / И.С. Ворошилова, М.Л. Романова, З.А. Батчаева, Г.П. Кувшинова, З.Н. Чеккуева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 11. - С. 249-265.
3. Полянский, А.В. Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов / А.В. Полянский, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4. - С. 55-60.
4. Тумаров, К.Б. Потенциал ДЮСШ по популяризации физической культуры в г. Набережные Челны / К.Б. Тумаров, А.Н. Кудяшева, Н.Х. Кудяшев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 243-248.
REFERENCES
1. Valchuck, N.K., Savenko, A.V. and Romanov, D.A. (2013), "Students personal physical culture as a resource of his life activity", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 10, Vol. 104, pp. 32-35.
2. Voroshilova, I.S., Romanova, M.L., Batchaeva, Z.A., Kuvshinova, G.P. and Chekkueva, Z.N. (2015), "Socially-pedagogical systems maturity", Nauchnyie trudyi Kubanskogo gosudarstvennogo techno-logicheskogo universiteta, No 11, pp. 249-265.
3. Polyanskiy, A.V., Romanov, D.A. and Lukiyanenko, E.Yu. (2008), "Pedagogical experience in students physical education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 4, pp. 55-60.
4. Tumarov, K.B., Kudyasheva, A.N., and Kudyashev, N.Kh. (2018), "Potential of the CYSS on popularizing physical education in Naberezhnye Chelny", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 2, Vol. 156, pp. 243-248.
Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 14.06.2018
УДК 796.41
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕБРОСОК В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Раиса
Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, Ольга Анатольевна Двейрина,
кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Юрьевна Давыдова, магистрант,