УДК 376.2/.4+378.17
УРОВНЕВЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© Марина Георгиевна Сергеева, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования
В статье предложен один из возможных подходов к оцениванию сформированное™ экономических компетенций выпускника профессиональной образовательной организации. Для определения сформированности экономических компетенций выпускника с учетом трех уровней (низкий, средний, высокий) разработаны следующие критерии: когнитивно-познавательный, личностный, деятельностно-креативный. Каждый из критериев раскрывается посредством системы эмпирических показателей, отражающих степень сформированности отдельно взятого компонента. Когнитивно -познавательный критерий отражает диапазон имеющихся экономических знаний специалиста и предполагает, что обучающиеся, овладевая экономическими знаниями (знания экономических законов, экономической реальности, методов экономического исследования, способов формирования экономической компетентности), смогут адекватно оценивать реальные экономические ситуации, находить и применять необходимую информацию для их разрешения, а также развивать экономическую компетентность в процессе самообразования. Личностный критерий отражает профессионально значимые мотивы и ценностные установки личности, ее позитивное отношение к овладению экономическими знаниями и умениями, потребность их применения в практической деятельности; а также экономически значимые качества личности: бережливость, самостоятельность, рациональность, трудолюбие, предприимчивость, позволяющие специалисту отстаивать позицию в принятии экономически обоснованных решений. Деятельностно-креативный критерий отражает наличие экономически ориентированных умений, позволяющих осуществлять организацию экономической деятельности, выявлять затруднения и определять способы ее совершенствования; предполагает включенность специалиста в сферу экономического взаимодействия общества и производства, характеризует направленность этой деятельности с точки зрения ее соответствия комплексу общественных требований, предъявляемых к уверенному экономическому поведению, к эффективной экономической деятельности в современных условиях.
Разработанная методика позволяет оценить уровень сформированности как отдельной компетенции, так и группы компетенций для каждой образовательной программы, реализуемой профессиональной образовательной организацией. Разработанная методика позволяет автоматизировать процесс контроля качества подготовки студентов в части экономического образования, что значительно повышает эффективность образовательной деятельности.
Ключевые слова: оценивание, экономические компетентность и компетенции, уровень, критерии, показатели.
В основу определения экономической компетентности выпускника профессиональной образовательной организации нами были положены понятия «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность», которые определяют терминологическое поле исследования и позволяют дать характеристику
понятию «экономическая компетентность выпускника профессиональной образовательной организации».
Опираясь на исследования А. Ф. Аменда, Э. Ф. Зеера, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сластенина, А. В. Хуторского, М. А. Чо-шанова и др., мы установили, что понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» имеют некоторые общие составляющие, такие как знания, умения, опыт деятельности, осведомленность в определенной области знаний.
Мы согласны с трактовкой основных подходов определения профессиональной компетентности, представленной В. А. Магиным [5], и предложили названия подходов соответственно заложенному содержанию (Таблица 1).
При выявлении сущности экономической компетентности мы исходим из категорий: «деятельность», «профессиональная деятельность», «экономическая деятельность» и «трудовая деятельность».
Таблица 1
Содержание основных подходов определения профессиональной компетентности в отечественной психолого-педагогической науке
Подход Авторы Содержание
Первый -психологический А. А. Бодалев, Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина и др. Профессиональная компетентность рассматривается с психологической точки зрения
Второй — личностный A.К. Маркова, B. А. Сластенин и др. Профессиональная компетентность рассматривается в аспекте развития личностных характеристик
Третий — квалификационный Э. Ф Зеер, В. А. Болотов, В. В. Сериков и др. Рассматривается поливалентная профессиональная компетентность, которая связывается с ключевыми квалификациями специалистов
Четвертый — структурный А. А. Деркач и др. Профессиональная компетентность рассматривается в структуре профессионализма деятельности современных специалистов
Пятый — практико-ориентированный М. А. Чошанов Профессиональная компетентность рассматривается как способность гибко применять полученные в процессе профессиональной подготовки знания на практике
Понятие «деятельность» в психолого-педагогической науке определяется как «динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализации опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» [7]. Анализируя деятельность как категорию общественно-историческую, Б. Ф. Ломов подчеркивал, что ее необходимо рассматривать в связи с процессом производства, обмена, потребления, с отношением собственности на средства
производства, с гражданским и политическим строем, с развитием культуры, идеологии, политики и т. д. [4].
Рассматривая деятельность в генетическом плане, следует подчеркнуть, что усвоение общественно-исторического опыта происходит из внешней сферы (экс-траоризация) во внутреннюю, предполагая изменение механизма психического состояния человека (интериоризация) и его социального статуса. Причем этот процесс касается различных сторон деятельности (активность, поведение, учение, труд, работа). В контексте темы нашего исследования особое значение имеет усвоение новых видов деятельности, имеющей экономическую направленность [3].
Наиболее характерной для человека деятельностью является труд и ее разновидность — профессиональная деятельность. Усилиями ряда ученых (А. А. Крылов, Г. В. Суходольский, А. А. Смирнов, В. Д. Шадриков, Ю. В. Котелова,
A. К. Маркова, Г. Н. Солнцева и др.) созданы схемы классификации профессиональной и трудовой деятельности. Трудовая деятельность в них представляет собой систему, компонентами которой являются предметы и продукты, средства труда и люди как субъекты труда. Под профессией обычно понимается типичная, исторически сложившаяся форма деятельности, необходимая в социальном отношении, для выполнения которой работник должен обладать определенной суммой знаний, умений, навыков, а также иметь определенные способности и особенности личности [2]. Таким образом, профессия рассматривается всегда с двух сторон. Во-первых, с профессиональной, где присутствуют такие характеристики как область применения, сложность, техническая и технологическая оснащенность, организационные формы осуществления и др. Эта часть профессии носит название профессиограммы. Во-вторых, профессия содержит характерологические и личностные особенности работника. Здесь могут содержаться сведения об интеллектуальных особенностях человека, в т.ч. и его экономических ценностей и отношений.
В рамках нашего исследования представляет особую важность точка зрения
B. Д. Шадрикова, который делает акцент на понятие психологической структуры и психологической системы деятельности в системогенезе профессиональной деятельности. «Как можно видеть, — пишет автор, — психологическая система деятельности включает следующие основные блоки: мотивы профессиональной деятельности, цели профессиональной деятельности, программы деятельности, информационные основы деятельности, принятие решений, подсистемы деятель-ностно важных качеств» [10]. На наш взгляд, все выделенные блоки имеют прямое отношение к экономической компетентности обучающихся, поскольку говорить о её успешном формировании можно лишь при условии представленности каждого из этих компонентов в их профессиональной деятельности.
Исследуя далее диаду человек — профессия, мы обратились к понятиям «профессионализм, профессиональная компетенция и профессиональная квалификация» как более общим категориям профессии.
Квалификация (от лат. qualis — какой, какого качества и facere — делать) определяется как профессиональная зрелость, подготовленность индивида к профессиональной деятельности; наличие у работника знаний, умений, навыков и опыта, необходимых ему для качественного выполнения определенной работы.
Термин «квалификация» по своей сути многозначен. Анализ различных источников (лингвистических, философских, педагогических и пр.) показывает, что главным образом он употребляется в таких смыслах, как: качественность, особая характеристика деятельности; степень годности, подготовленности к какому-либо мастерству, виду труда, исполнительского искусства; общественное признание, удостоверение той или иной степени этой годности; уровень подготовленности выпускника профессионального учебного заведения; профессия, специальность. Инвариантом смыслового значения термина «квалификация» во всех перечисленных смыслах является наличие у индивида способности качественно выполнять определенный вид труда [9].
Необходимо отметить, что существует точка зрения, что понятие «квалификация» не отражает изменений, нарастающих в современном производстве, являясь слишком общим, теоретическим понятием. Ядро квалификации (технические, профессиональные знания) имеет свойство быстро устаревать. В связи с этим вместо термина «квалификация» используется «компетентность» (от лат. еошре1еп8 — надлежащий, способный), как более гибкое и прагматическое понятие, стержень которого — личностные качества работника: инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные умения, способность к самосовершенствованию, способность логически мыслить, отбирать и использовать информацию и т. д. Компетентность при этом рассматривается как мера соответствия знаний, умений, навыков и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем [1].
Все выше изложенное позволило нам экономическую компетентность рассматривать как интегральную качественно-профессиональную характеристику личности, включающую экономические компетенции, формирующие экономически значимые качества личности (конкурентоспособность, инициативность, мобильность, предприимчивость, самостоятельность в принятии решений, критичность мышления) и отражающую готовность и способность эффективно осуществлять профессиональную деятельность в различных сферах и сегментах экономики посредством выстраивания своей профессиональной карьеры, исходя из своих индивидуальных ценностей и проецируя их в соответствии со стратегией развития общества, нравственными основаниями и правилами.
Экономические компетенции мы рассматриваем как открытую систему знаний, умений, навыков, опыт практической экономической деятельности и личной ответственности, которая активизируется и пополняется в процессе профессиональной деятельности по мере возникновения реальных экономических проблем, с которыми сталкивается выпускник профессиональной образовательной организации [3].
Проведенный анализ классификаций компетенций по различным основаниям (контекст решаемых задач: общекультурные и профессиональные; уровень распространения компетенций: корпоративные, менеджерские, профессиональные; уровень развития: пороговые, дифференцирующие; сущность и содержание: когнитивные, личностные, функциональные, социальные и др.) позволил нам разработать структуру экономической компетентности обучающихся, включающую следующие экономические компетенции:
- ключевые — базовые экономические знания, необходимые для адаптации к профессиональной деятельности в рыночных условиях;
- профессиональные — наличие способностей применять экономические знания на практике, умение оценивать новые экономические ситуации и принимать по ним оптимально экономически выгодные решения;
- дополнительные — способность креативного экономического поведения, эффективного поведения на рынке труда, непрерывного экономического самообразования и т. д.
Основанием выделения данной структуры экономической компетентности послужил отбор содержания модулей изучаемых дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины — ключевые компетенции; общепрофессиональные дисциплины — профессиональные компетенции; специальные дисциплины (профессиональные модули) — дополнительные компетенции.
Предложенная структура позволяет сформировать выпускника профессиональной образовательной организации, обладающего соответствующими компетенциями, то есть способного:
• обладать не только базовыми экономическими знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его экономической деятельности, пониманием им себя в экономическом мире, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его экономической культурой;
• уметь проводить деловые встречи и беседы, деловые совещания, вести деловую переписку, общаться, слушать, владеть деловым этикетом, обладать культурой речи, уметь обсудить проект, план, программу, технологический процесс, принять участие в создании совместных проектов, реконструкции производства, выступить с отчетом, докладом;
• уметь сознательно контролировать результаты своей экономической деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений, быть креативным, инициативным, нацеленным на сотрудничество, сотворчество, уверенным в себе, склонным к самоанализу, способным к предвидению. Это достигается при формировании устойчивой мотивации к выполнению экономической деятельности, личностной значимости экономической деятельности и индивидуального стиля решения экономических задач.
Проблема оценивания компетенностей остается одной из самых трудно решаемых в реализации компетентностного подхода в образовании. Обозначилось противоречие: идея компетентностного подхода базировалась на том, чтобы придать практическую направленность процессу образования, увидеть реальные результаты образования — ключевые и профессиональные компетенции выпускника профессиональной образовательной организации, применяемыми в деятельности, но адекватно оценить эти результаты образования оказалось достаточно очень сложно [6].
Вопросами оценивания и измерения компетенций и компетентностей как результатов образования посвящены работы Д. Заводчикова, Э. Зеера, Е. Земцовой, И. А. Зимней, Н. Ф. Ефремовой, С. Г. Катаева, О. В. Кудашкиной, О. Мартынен-ко, В. А. Мясникова, Н. Н. Найденова, Е. М. Сартаковой, М. А. Федуловой, М. М. Шалашовой и др.
По мнению ученых, изменения в системе оценивания результатов образования являются главным отличием компетентностного подхода от традиционного подхода. В условиях традиционного подхода объектом оценивания выступают предметные знания и умения. При компетентностном подходе оцениваются более сложные результаты — компетенции, а знания и умения при этом выступают как показатели компетенций. При традиционном подходе субъектом оценивания выступает преподаватель, при компетентностном подходе возрастает роль самооценки и взаимооценки. При компетентностном подходе требуется набор объективных, качественных критериев, используется методика критериального оценивания. Критерии могут быть привязаны к тем или иным уровням проявления компетенции, тогда оценивание становится критериально-уровневым [8].
Важным вопросом изучения компетентности является определение критериев и показателей ее сформированности.
В ходе исследования для определения сформированности экономических компетенций выпускника с учетом трех уровней (низкий, средний, высокий) нами были разработаны следующие критерии: когнитивно-познавательный, личностный, деятельностно-креативный. Каждый из критериев раскрывается посредством системы эмпирических показателей, отражающих степень сформированно-сти отдельно взятого компонента. Нами выделено по семь показателей для каждого критерия, с помощью которых было установлено соответствие выпускника профессионального образовательного учреждения, как специалиста, экономическим императивам [3].
Когнитивно-познавательный критерий отражает диапазон имеющихся экономических знаний специалиста и предполагает, что обучающиеся, овладевая экономическими знаниями (знания экономических законов, экономической реальности, методов экономического исследования, способов формирования экономической компетентности), смогут адекватно оценивать реальные экономические ситуации, находить и применять необходимую информацию для их разрешения, а также развивать экономическую компетентность в процессе самообразования. В качестве показателей когнитивно-познавательного критерия мы разработали следующие:
• знание экономических терминов и понятий, умение объяснить их смысл;
• проявление интереса к экономическим проблемам современности;
• умение планировать расходы;
• применение знаний для характеристики экономических проблем;
• умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экономических проблем;
• способность выявления закономерности функционирования рыночных механизмов;
• применение экономических знаний для решения стереотипных и нестандартных задач.
Низкий уровень сформированности экономических компетенций выпускников профессиональных образовательных учреждений в соответствии с когнитивно-познавательным критерием означает, что обучающийся владеет ограниченными теоретическими знаниями, отсутствует связь между экономическими знаниями и практической деятельностью обучающегося и т. д. Средний уровень ха-
рактеризует неумение самостоятельно объяснять смысл экономических терминов и понятий, переносить знания в практическую деятельность без помощи преподавателя и т. д. Высокий уровень показывает, что обучающийся самостоятельно оперирует экономическими знаниями и понятиями и объясняет их смысл, способен творчески применять экономические знания в реальных экономических ситуациях и т. д.
Личностный критерий отражает профессионально значимые мотивы и ценностные установки личности, ее позитивное отношение к овладению экономическими знаниями и умениями, потребность их применения в практической деятельности; а также экономически значимые качества личности: бережливость, самостоятельность, рациональность, трудолюбие, предприимчивость, позволяющие специалисту отстаивать позицию в принятии экономически обоснованных решений. Показателями выступают отношение слушателей к экономике, к экономической природе общественного взаимодействия, активность, самостоятельность, творческое проявление субъектной позиции личности в профессиональной деятельности. Низкий уровень сформированности экономических компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций означает, что у обучающегося присутствует низкая предпринимательская этика, слабый познавательный интерес, обучающийся не видит необходимости в экономии и бережном отношении к материальным ресурсам и т. д. При среднем уровне сформиро-ванности экономических компетенций обучающийся понимает необходимость формирования экономических компетенций, обладает неустойчивой ситуативной потребностью в самореализации в экономических отношениях, соблюдает режим экономии от случая к случаю и т. д. Высокий уровень сформированности экономических компетенций означает, что у обучающегося присутствует устойчивая положительная мотивация на совершенствование экономических знаний, ориентация на саморазвитие, соблюдение режима экономии в образовательном учреждении и дома, бережное отношение к материальным ресурсам и т. д.
В качестве показателей личностного критерия были разработаны следующие:
• соблюдение режима экономии в образовательном учреждении и дома (бережливость);
• планирование и регулирование своего поведения в экономических ситуациях (самостоятельность);
• расчет объема работы и затрат на её выполнение (рациональность);
• качество выполнение порученной работы (трудолюбие);
• эффективность выполнения работы и решения проблемных экономических ситуаций (предприимчивость);
• потребность в экономической деятельности как предпосылки устойчивого развития общества и производства;
• понимание необходимости формирования экономической компетентности.
Деятельностно-креативный критерий отражает наличие экономически ориентированных умений, позволяющих осуществлять организацию экономической деятельности, выявлять затруднения и определять способы ее совершенствования; предполагает включенность специалиста в сферу экономического взаимодействия общества и производства, характеризует направленность этой деятель-
ности с точки зрения ее соответствия комплексу общественных требований, предъявляемых к уверенному экономическому поведению, к эффективной экономической деятельности в современных условиях. В качестве показателей дея-тельностно-креативного критерия мы разработали следующие:
• умение анализировать экономические ситуации и находить возможности повышения их эффективности;
• способность переноса знаний в практическую деятельность;
• необходимость внешнего руководства в экономической деятельности;
• умение расставлять приоритеты для достижения результата в экономической деятельности;
• проявление самостоятельности в постановке целей, выбор путей достижения цели;
• способность моделирования экономической деятельности;
• предпочтение инновационных проектов.
Низкий уровень сформированности экономической компетентности выпускников профессиональных образовательных организаций в соответствии с дея-тельностно-креативным критерием означает, что обучающийся не умеет самостоятельно анализировать экономические ситуации, рационально планировать свои расходы и т. д. При среднем уровне сформированности экономических компетенций обучающийся умеет при помощи преподавателя анализировать экономические ситуации, не видя возможностей повышения их эффективности, и т. д. Обучающиеся, имеющие высокий уровень сформированности экономических компетенций, умеют самостоятельно анализировать экономические ситуации и находить возможности повышения их эффективности и т. д.
Экспериментальная работа, организованная нами на базе профессиональных образовательных организаций системы начального, среднего и высшего профессионального образования, позволила описать критерии и показатели сформиро-ванности экономических компетенций обучающихся; адаптировать и освоить различные методики диагностики экономических компетенций обучающихся на различных этапах обучения; выявить исходный уровень экономических компетенций выпускников экспериментальных и контрольных групп; разработать в соответствии с предложенной Концепцией целевую Комплексную программу как основу научно-методического и педагогического сопровождения формирования экономических компетенций обучающихся; обеспечить в ходе реализации Программы достижение студентами экспериментальных групп более высокого, чем у студентов контрольных групп, уровня экономических компетенций.
Процесс формирования экономических компетенций (ключевых, профессиональных и дополнительных) обучающихся является поэтапным (отражает процессуальную сторону) и уровневым (характеризует иерархическую сторону), т. к. студенты одномоментно не могут овладеть всем комплексом экономических компетенций.
Полученные данные свидетельствуют о том, что верификация процесса формирования экономических компетенций выпускника профессиональной образовательной организации выявила достижение устойчивой положительной динамики. Анализ полученных результатов наглядно свидетельствует о том, что в экспериментальных группах заметно вырос уровень сформированности эконо-
мических компетенций обучающихся по сравнению с контрольными группами. Так в экспериментальных группах, количество обучающихся с низким уровнем экономических компетенций уменьшилось с 62 до 8 %; в контрольных группах — с 60 до 21,9 %. В среднем на 23,6 % возросло количество обучающихся экспериментальных групп, имеющих высокий уровень экономических компетенций обучающихся, в контрольных группах этот показатель составил 11,8 % [3].
Разработанные уровневые (низкий, средний, высокий) критерии и показатели сформированности экономических компетенций обучающихся позволили установить соответствие выпускника профессиональной образовательной организации экономическим императивам.
Литература
1. Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Схемы понимания, объяснения и пред-сказания педагогической реальности: монография. — Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2015. — 190 с.
2. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — С. 3-15.
3. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования: монография. — М., 2015. — 344 с.
4. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 1. — С. 3-17.
5. Магин В. А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры: монография. — М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006.
6. Орешкина А. К., Сергеева М. Г., Горягина Е. Б. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: учебное пособие. — М.: НОУ ВПО МИЛ, 2015. — 194 с.
7. Прощицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии. — М., 1995. — С. 84.
8. Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. — М.: АРКТИ, 2007. — 132 с.
9. Сергеева М. Г. Компетентностная модель выпускника в условиях непрерывного профессионального образования: монография. — М.: НОУ ВПО МИЛ, 2015. — 180 с.
10. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. — М.: Логос, 1998. — 320 с.
LEVEL CRITERIA AND INDICATORS OF FORMATION OF THE ECONOMIC COMPETENCES WHICH ARE TRAINED
Sergeyeva Marina G., doctor of pedagogical sciences, associate professor, leading researcher of the center of social arts education Institute of strategy of a development of education of Russian Academy of Education
In article one of possible approaches to estimation of formation of economic competences of the graduate of the professional educational organization is offered. The following criteria are developed for definition of formation of economic competences of the graduate taking into account three levels (low, average, high): cognitive and informative, personal, activity and creative. Each of criteria reveals by means of system of the empirical indicators reflecting degree of formation of separately taken component. The cognitive and informative criterion reflects the range of the available economic knowledge of the expert and assumes, that
trained, seizing economic knowledge (knowledge of economic laws, economic reality, methods of economic research, ways of formation of economic competence), will be able adequately to assess real economic situations, to find and apply necessary information to their permission, and also to develop economic competence of self-education process. The personal criterion reflects professionally significant motives and valuable installations of the personality, her positive relation to mastering economic knowledge and abilities, need of their application for practical activities; and also economically significant qualities of the personality: thrift, independence, rationality, diligence, the enterprise allowing the expert to defend a position in adoption of economically reasonable decisions. Deyatelnostno-creative criterion reflects existence of economically focused abilities allowing to carry out the organization of economic activity, to reveal difficulties and to define ways of her improvement; assumes the expert's inclusiveness to the sphere of economic interaction of society and production, characterizes an orientation of this activity from the point of view of its compliance to a complex of the public requirements imposed to sure economic behavior to effective economic activity in modern conditions.
The developed technique allows to estimate the level of formation both separate competence, and group of competences for each educational program realized by the professional educational organization. The developed technique allows to automate process of quality control of training of students regarding economic education that considerably increases efficiency of educational activity.
Keywords: estimation, economic competence and competences, level, criteria, indicators.