Научная статья на тему 'Уровневая модель технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства'

Уровневая модель технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ИЕРАРХИЯ УРОВНЕЙ / КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ / DYNAMIC STRUCTURE / HIERARCHY OF LEVELS / COMPONENTS / CRITERIA / TECHNOLOGICAL CULTURE / LEVEL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсова Елена Васильевна

С позиций целостного подхода рассматривается уровневая модель технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства. Раскрывается диалектический характер развития личностного качества, позволяющий познать технологическую культуру как вид многогранной преобразовательной деятельности с многообразием свойств, связей и отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the position of the holistic approach there is considered the level model of the technological culture of future teachers of technology and entrepreneurship. There is revealed the dialectic character of personal quality development that allows perceiving the technological culture as the type of various transforming work with the variety of properties, connections and relations.

Текст научной работы на тему «Уровневая модель технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства»

Е.В. ФУРСОВА (Волгоград)

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

С позиций целостного подхода рассматривается уровневая модель технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства. Раскрывается диалектический характер развития личностного качества, позволяющий познать технологическую культуру как вид многогранной преобразовательной деятельности с многообразием свойств, связей и отношений.

Ключевые слова: динамическая структура, иерархия уровней, компоненты, критерии, технологическая культура, уровневая модель.

Реализация целостного подхода ориентирует на рассмотрение педагогического процесса как динамической структуры, выражающейся в последовательности перехода от одного функционального состояния к другому, что обеспечивает развитие личности [2, с. 24]. Методологическим основанием изучения динамической структуры процесса служит идея о том, что развитие всех психических свойств человека проходит ряд последовательных уровней, в рамках которых происходит формирование отдельных звеньев [4, с. 37]. Придерживаясь этой позиции, мы определяем задачу данной статьи как описание уровней сформированности технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства.

Под технологической культурой будущего учителя технологии и предпринимательства мы понимаем способность сознательно определять и осуществлять оптимальные способы производственной деятельности для организации труда школьников. Раскрывая вопрос об уровнях сформированности технологической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства, используем в качестве исходной идеи утверждение В.С. Ильина о том, что динамическая структура характеризует исследуемое качество со стороны последовательности возникновения и развития компонентов личностного свойства, как целостной системы [3, с. 72], т.е. переход от одно-

го состояния компонентов исследуемого личностного свойства к другому. В этой иерархии, по утверждению С.Л. Рубинштейна, всякая предшествующая стадия представляет собой подготовительную ступень к следующей [5, с. 250-251] и низший уровень сформиро-ванности, как подчеркивает автор, существует независимо от высшего, а высший зависит от низшего.

Следующий аспект методологического обоснования поиска уровней сформирован-ности технологической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства состоит в определении их количественных и качественных характеристик. Изучая работы ученых-педагогов в области определения уровней сформированности личностных характеристик, приходим к выводу, что количество их может быть разным.

Такая неоднозначность объясняется природой самого качества и подходами к определению состава уровней [1, с. 21]. В данном вопросе мы придерживаемся позиции В.С. Ильина, согласно которой личностное свойство в своем развитии проходит четыре уровня [3, с. 54-55]. Для уточнения представлений об уровнях сформированного исследуемого свойства личности мы опираемся на обобщение монографических характеристик наиболее типичных представителей разных подходов, а также на критерии оценки сформирован-ности компонентов структуры технологической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства. Критерии, по общему признанию исследователей [1, с. 22], представляют собой признаки, на основании которых осуществляется оценка того или иного явления, они отражают специфику и служат идеальным образцом высокого уровня сформиро-ванности личностного свойства.

Опираясь на статическую структуру сфор-мированности технологической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства, которую мы рассматриваем как единство мотивационного, аксиологического, когнитивного и технологического компонентов [6, с. 23], мы выделили критерии оценки сформированности исследуемого личностного свойства. О сформированности мотивационного компонента можно судить по таким критериям, как направленность на овладение профессионально-педагогической деятельностью учителя технологии, направлен-

© Фурсова Е.В., 2014

ность на взаимодействие с учениками, стремление к профессиональному росту и самообразованию. Критериями аксиологического компонента являются удовлетворенность профессией учителя технологии и предпринимательства, способность проектировать свою деятельность и нести ответственность за нее, умение транслировать ценности в жизнедеятельность учеников. Сформированность когнитивного компонента проявляется в следующей группе критериев: владение системой знаний о технологической среде и производственной деятельности, о методах проектирования и преобразования на основе современных технологий, об организации учебновоспитательного процесса. О сформированно-сти технологического компонента можно судить по готовности к выполнению проектной деятельности, умению внедрять в производственный процесс прогрессивные технологии.

С целью выявления состояния указанных критериев для каждого уровня сформирован-ности технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства мы исследовали более 200 студентов 2-5-х курсов факультета технологии и сервиса Волгоградского государственного социальнопедагогического университета.

Высший уровень сформированности технологической культуры учителей технологии характеризуется такими особенностями, как наличие профессионального опыта и приемов собственного мастерства, глубоких и системных методологических знаний; уверенное и точное владение современными технологиями и современным оборудованием; высокая потребность в освоении новых технологий и методик; высокий уровень сформированно-сти профессиональных компетенций; наличие нравственной позиции, проявляющейся в ценностном отношении и удовлетворенности к выбранной профессии, к личности ученика; ценностное отношение к себе как к личности с адекватной самооценкой; способность проявить волевые качества для решения сложных, нестандартных задач; наличие технологического и креативного мышления, помогающего принимать нестандартные решения при реализации педагогических задач; умение мыслить прогностически, принимать правильные решения на основе понимания целей и потребностей образовательного процесса; деловитость, умение выбирать правильную тактику достижения целей; способность управлять собой; способность организовать труд школьни-

ков вести их за собой, передавая накопленный опыт; умение методически грамотно и творчески организовывать учебно-воспитательную работу с учащимися, создавая при этом благоприятную атмосферу сотрудничества, сотворчества; способность находить и осуществлять оптимальные способы производственной деятельности, активно включаться в предпринимательскую и научно-исследовательскую деятельность; способность к самосовершенствованию и самореализации.

Высокому уровню сформированности технологической культуры присущи наличие высокого уровня удовлетворенности педагогической деятельностью и деятельностью учителя технологии в частности; обладание высоким уровнем мотивации профессиональных достижений, проявляющихся в стремлении принимать участие в научных конференциях, профессиональных конкурсах и других мероприятиях; овладение большой базой теоретических знаний и практических умений в сфере технологической и предпринимательской деятельности, хотя проявляется избирательность в приобретении новых теоретических знаний; осознание важности получения практических навыков в освоении и реализации технологий производственной деятельности; умение находить наиболее оптимальные и продуктивные преобразовательные технологии и варианты их реализации в проектной деятельности; избирательная потребность к научноисследовательской деятельности; понимание важности получения практических навыков и опыта профессиональной деятельности, которое проявляется в умении мыслить стратегически, принимать правильные решения. При создании новых проектов такие студенты проявляют самостоятельность и энергичность, деловитость; обладают умением достигать поставленных целей, выбирая правильную тактику своих действий; не в каждой ситуации способны вести за собой людей, не всегда терпимы и сдержанны по отношению к своим партнерам, показывая при этом излишнюю самоуверенность; иногда для собственного удовлетворения проявляют творческую активность. При взаимодействии с учениками способны организовать их деятельность, передавая им знания и накопленный опыт в области технологического образования, опираясь на культурные ценности, традиции.

Студенты среднего уровня склонны к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности, проявляют интерес к

знаниям о педагогической деятельности учителя технологии, о личности ученика; формирование опыта педагогической деятельности носит ситуативный характер, однако у студентов данного уровня проявляется стремление к овладению педагогическим мастерством в области организации проектной деятельности с учениками. Они осознают значимость формирования личностных качеств для будущей педагогической деятельности учителя технологии и предпринимательства; им присущ достаточно высокий индекс удовлетворенности педагогической деятельностью, отсюда мотивация к приобретению теоретических знаний и практических навыков в области технологического образования. Однако проявляется избирательное отношение к конкретным видам и формам преобразовательной и проектной деятельности. Следует отметить, что студенты данного уровня имеют достаточно большую теоретическую базу знаний в сфере педагогической и преобразовательной деятельности, умеют мыслить стратегически, находить оптимальные решения для реализации преобразовательной деятельности; умеют выбрать приоритеты для достижения целей, не всегда могут организовать команду единомышленников, т.к., проявляя излишнюю самоуверенность, бывают не сдержанны и не всегда пытаются понять и услышать своих коллег. Способность вести за собой учеников проявляется ситуативно, т.к. эти студенты не всегда уверены в себе, в своем педагогическом мастерстве, при этом проявляется авторитарный стиль общения. Творческая активность проявляется в рамках производящей деятельности, но появляется стремление к поиску новых нестандартных решений в педагогических и производственных ситуациях при реализации проектной деятельности. У студентов среднего уровня проявляется достаточно устойчивая потребность в саморазвитии и приобретении профессионального опыта. Однако при решении практических задач они не всегда собраны и организованы, не могут четко обозначить приоритетные направления в проектах. Не всегда готовы решать проблемные ситуации. у студентов данного уровня мотив достижения успеха работает при поддержке педагогов-наставников.

Студентов с низким уровнем сформиро-ванности технологической культуры характеризует поверхностное представление о цели педагогической деятельности, о деятельности учителя технологии в образовательном процессе и процессе воспитания школьников, отсюда слабо сформирован опыт педаго-

гической деятельности. Отсутствие ценностного отношения к педагогической деятельности проявляется в слабой мотивации к повышению профессионального уровня. Ведущим мотивом для студентов данного уровня является получение диплома высшего образования. Слабый уровень теоретических знаний и практических умений не дает возможности применить их на практике. Одновременно студенты испытывают страх перед возможными ошибками и неудачами, они не способны конструктивно реагировать на них, поэтому бояться брать на себя ответственность за выполненную работу, а также ответственность за деятельность других людей. Знания технологий не систематизированы, неглубоки, следовательно, реализация технологий осуществляется по шаблону, образцу. Однако под руководством педагога-наставника студенты способны на проектную деятельность. При взаимодействии с учениками они также испытывают страх перед возможными ошибками и неудачами, но, опираясь на помощь старших коллег, способны организовать преобразовательную деятельность школьников. Деятельность студентов в большей степени ориентирована на формирование системы теоретических знаний школьника, а не на развитие его личности. Студенты низкого уровня не способны управлять собой в сложной ситуации; личные интересы выше интересов профессиональной деятельности; не способны к напряженной творческой деятельности в течение длительного времени. Они недооценивают важности личностного и профессионального саморазвития, самореализации. Слабое знание основ проектной деятельности, отсутствие интереса, инициативы, неспособность к напряженной, кропотливой работе говорят о слабом уровне готовности к будущей педагогической деятельности в области технологического образования.

Таким образом, выявленные уровни сфор-мированности технологической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства являются одной из теоретических основ организации процесса формирования исследуемого качества. Они позволят определить логику этапов процесса и выполнят функцию источников целеполагания.

Литература

1. Глебов А.А. Методологические характеристики исследования уровней сформированности личностного качества // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. Сер. : Пед. науки. 2010. №1. С. 19-23.

2. Ильин В.С. Целостный подход к формированию личности // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента ; межвуз. сб. науч. тр. Волгоград ; ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1990.

3. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М. ; Педагогика, 1984.

4. Леонтьев А.Н. Природа и формирование психических свойств и процессов человека // Вопр. психологии, 1959. № 1.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. ; Педагогика, 1976.

6. Фурсова Е.В. Сущностные характеристики технологической культуры учителей технологии и предпринимательства // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. Сер. ; Пед. науки. 2014. №1 (48). С. 21-25.

* * *

1. Glebov A.A. Metodologicheskie harakteristiki issledovaniya urovney sformirovannosti lichnostnogo kachestva // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. ; Ped. nauki. 2010. №1. S. 19-2З.

2. Ilin V.S. Tselostnyiy podhod k formirovaniyu lichnosti // Teoretiko-metodologicheskie osnovyi formirovaniya lichnosti shkolnika i studenta ; mezhvuz. sb. nauch. tr. Volgograd ; VGPI im. A.S. Serafimovicha, 1990.

3. Ilin V.S. Formirovanie lichnosti shkolnika (tselostnyiy protsess). M. ; Pedagogika, 1984.

4. Leontev A.N. Priroda i formirovanie psihicheskih svoystv i protsessov cheloveka // Vopr. psihologii., 1959. № 1.

5. Rubinshteyn S.L. Problemyi obschey psihologii. M. ; Pedagogika, 1976.

6. Fursova E.V. Suschnostnyie harakteristiki tehnologicheskoy kulturyi uchiteley tehnologii i predprinimatelstva // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. ; Ped. nauki. 2014. №1 (48). S. 21-25.

Level model of technological culture of future teachers of technology and entrepreneurship

From the position of the holistic approach there is considered the level model of the technological culture of future teachers of technology and entrepreneurship. There is revealed the dialectic character of personal quality development that allows perceiving the technological culture as the type of various transforming work with the variety of properties, connections and relations.

Key words: dynamic structure, hierarchy of levels, components, criteria, technological culture, level model.

(Статья поступила в редакцию 02.04.2014)

И.А. СОКОЛОВА (Калининград)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Экологический подход рассматривается как основной методологический ориентир при формировании экологического сознания будущих специалистов для обслуживания современного производства.

Ключевые слова: формирование экологического сознания, экологический подход, экологический метод.

В современном мире с его глобальным пониманием проблем экологии идея создания экологически чистых производств и подготовка квалифицированных кадров для них звучит все более актуально, т.к. становится не только экологической и технологической, но и экономической задачей.

Методологизация разных сфер деятельности вызвала потребность конструирования разных подходов, а также алгоритмов и методов для их реализации. Подход является широко применяемым методологическим средством педагогической методологии для решения теоретических и практических проблем в современном образовании.

Ведущая проблема всей методической системы экологического образования - формирование экологического сознания как свойства личности студента. С. Д. Дерябо подчеркивал, что «одной из характерных тенденций развития науки в последние десятилетия является своего рода “экспансия экологии” в другие области научного знания: “социальная экология”, “экологическая социология”, “экологическая психология” и т.д.» [1, с. 3]. Экологическая направленность образования для формирования экологического сознания в техническом вузе заключается в изменении ориентации на адекватное отражение состояния внешней среды, на сдвиг фундаментальных ценностей в сторону экологии и экологизации производства. Для формирования такого сознания у будущих специалистов, которые будут принимать ответственные решения на производстве, необходима выработка экологических подходов и методов для их реализации в образовательном пространстве.

© Соколова И.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.