ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
УРОВЕНЬЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ЗЕРКАЛЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Г. А. РЕЗНИК, доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и экономической теории E-mail: [email protected]
С. Г. ЧУВАКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга
и экономической теории E-mail: [email protected] Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Последствие финансово-экономического кризиса -снижение уровня жизни населения. Сущность этой экономической категории раскрыта в статье, проанализированы определяющие ее показатели. Оценено влияние кризиса на уровень жизни населения в России и Пензенской области, выявлены причины его снижения. Исследованы мероприятия, предпринимаемые федеральным и региональным правительствами, направленные на стабилизацию ситуации в социальной сфере и на рынке труда.
Ключевые слова:уровень жизни населения, финансово-экономический кризис, рынок труда, социальная сфера.
Финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008г., оказал существенное влияние на социально-экономическое развитие большинства стран мира, в том числе и России. Многие из них по основным макроэкономическим показателям были откинуты на несколько лет. Но самое нежелательное и самое болезненное для любого общества последствие финансового кризиса — это снижение уровня жизни населения.
Термин «уровень жизни» широко используется как в научных кругах, так и среди широкой общественности, однако до сих пор в отечественной практике не сложилось единого подхода к определению сущности этого понятия и его содержанию.
По мнению исследователей Всероссийского центра уровня жизни, уровень жизни — это категория, обусловленная экономическим и социальным положением человека и характеризующая его возможности удовлетворять детерминированные обществом нормативные потребности в материальных, культурных и социальных благах [2].
Официальная статистика к уровню жизни относит показатели, характеризующие доходы, заработную плату, пенсии, социальные пособия и трансферты. Так, Федеральная служба государственной статистики в понятие «уровень жизни» включает: показатели денежных доходов населения: их объем, состав и направления использования; показатели, характеризующие дифференциацию в распределении доходов; показатели социального обеспечения и социальной помощи; показатели, характеризующие жилищные условия населения [1].
Существуют подходы, в рамках которых уровень жизни рассматривается как комплексный показатель, интегрирующий в себе целый ряд характеристик. Например, В. И. Гурьев считает, что уровень жизни — это сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. По его мнению,
уровень жизни включает в себя размер реальных доходов, уровень потребления материальных благ и услуг, обеспеченность населения благоустроенным жильем, уровень образованности, степень развития медицинского и культурно-бытового обслуживания, состояние природной среды [3].
Таким образом, уровень жизни населения является сложной, многоаспектной категорией, включающей целый ряд показателей. Для оценки влияния финансово-экономического кризиса на уровень жизни населения приняты показатели, являющиеся наиболее значимыми при определении уровня жизни: реальные доходы населения, уровень дифференциации доходов и структура потребления. Эти показатели лежат в основе любого методологического подхода, кроме того, они количественно измеримы и подлежат официальному статистическому учету.
По данным Росстата, реальные денежные доходы населения России в январе—сентябре 2009 г. составили 98,9% по отношению к соответствующему периоду 2008 г.
В сентябре 2009 г. средняя зарплата у населения составила 18 702 руб., фактически увеличившись за год на 4,9 %. Реальные доходы выросли на 1,7 % по отношению к августу 2009 г. [3].
Что касается уровня дифференциации доходов в российском обществе, то можно отметить следующее. Коэффициент Джини с 2000 по 2008 г. изменился незначительно — с 0,4 до 0,423. Это свидетельствует о том, что в кризисный период разрыв в уровне благосостояния между малоимущими и состоятельными людьми не увеличился. В настоящее время чуть больше 30 % всех доходов населения оседает на счетах 10% самых богатых россиян. А на долю 10 % бедных приходится всего 1,9 % совокупного дохода, что соответствует уровню 1998 г. Это означает, что от кризиса одинаково пострадали все слои населения.
Экономические проблемы в первую очередь сказываются на потребительских расходах. Однако структура потребительских расходов домашних хозяйств в результате кризиса не претерпела серьезных изменений. Так, в первом и втором кварталах 2009 г. население на покупку продуктов питания тратило 30,7 % своих доходов, для сравнения: в первом квартале 2008г. — 30,5 %, во втором — 28,7%.
Аналогичная ситуация и в других статьях потребительских расходов, которые практически сохранили свои пропорции по сравнению с 2008 г. Более того, в октябре 2009 г. в целом по стране зафиксирован рост расходов на 6,5%. Вместе с
тем анализ структуры потребительских расходов подтвердил наличие глубокой дифференциации, наблюдающейся в российском обществе. Так, население с самыми низкими доходами — представители первой децильной группы тратили на приобретение продуктов питания во II кв. 2009 г. 49,9% своих доходов, что свидетельствует об их чрезвычайно низком уровне жизни. Представители децильной группы с самыми высокими доходами (десятой), напротив, тратили на продукты питания лишь 17,8% своих доходов, что почти в три раза меньше, чем у первой децильной группы.
Анализ показателей, характеризующих уровень жизни населения в России, не может дать достоверной картины развития событий в отдельно взятом регионе, так как уровень социально-экономического развития регионов и их адаптация к кризисным условиям существенно различаются.
Анализ динамики реальных денежных доходов населения в Пензенской области показывает, что реальные денежные доходы населения на протяжении 2008 г. и первых девяти месяцев 2009 г. оставались достаточно стабильными, однако последствия кризиса не остались незамеченными. Так, если в 2008 г. реальные денежные доходы населения росли на протяжении всего года за исключением марта и ноября, где наблюдалось снижение соответственно на 1,9 и 3,7 %, то за восемь месяцев 2009 г. наблюдалось снижение реальныхдоходов населения. Наибольшее снижение реальныхденежныхдоходов населения наблюдалось в августе 2009 г. и составило 10,8% по отношению к аналогичному периоду 2008 г В сентябре был отмечен рост реальных доходов на2,1 % по сравнению с сентябрем 2008 г., что явилось положительной тенденцией и дает основания для построения благоприятных прогнозов на ближайшее будущее.
Оценка стоимости минимального набора продуктов питания показывает, что за исследуемый период не наблюдается ярко выраженной тенденции к увеличению или уменьшению данного показателя. Как в 2008 г., так и в 2009 г. стоимость минимального набора продуктов питания незначительно колебалась как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, что скорее связано не с последствиями кризиса, а с сезонными колебаниями. Так, в августе и сентябре традиционно наблюдается снижение стоимости минимального набора продуктов питания, и 2008 и 2009 гг. не явились исключениями.
Потребительские расходы в расчете на душу населения росли на протяжении всего анализируемого периода. Однако, если в 2008 г. рост потребительских расходов в среднем за первые девять
месяцев составлял 118,4%, то за аналогичный период2009г. — 109,4%. Это свидетельствует о том, что, несмотря на зафиксированный Росстатом в октябре 2009 г. рост расходов, в условиях кризиса население в регионах пока еще не имеет возможности наращивать потребительские расходы теми же темпами, что и в докризисный период.
Анализ структуры потребительских расходов населения Пензенской области показал, что во втором квартале 2009 г. на приобретение продуктов питания было потрачено 38,1 % совокупных доходов по сравнению с 33,3 % во втором квартале
2008 г. Данные показатели говорят о том, что кризис неблагоприятно сказался на структуре потребительских расходов населения, так как люди все большую часть своих доходов вынуждены были тратить на питание. Кроме того, более высокое значение доли расходов на продукты питания по сравнению со среднероссийским значением свидетельствует о том, что уровень жизни населения Пензенской области на фоне последствий глобального финансово-экономического кризиса еще несколько снизился, что ведет к необходимости более эффективныхдействий со стороны органов власти.
Таким образом, оценивая влияние финансово-экономического кризиса на уровень жизни населения, следует отметить практически повсеместное снижение реальных доходов и уровня жизни населения. Это происходит по целому ряду причин.
Во-первых, за счет снижения номинальной оплаты труда, в основном за счет уменьшения размера премий и иных доплат и надбавок. Многие предприятия идут именно на такой шаг с целью сохранения численности работников. Так, в 2008 г. среднемесячный прирост номинальной заработной платы составлял 126,4%, а за первые девять месяцев 2009г. он составил лишь 108,7%
Кроме того, часть предприятий переходит на неполную рабочую неделю, сокращенный рабочий день, отправляет своих работников в неоплачиваемые отпуска. Все это приводит к снижению уровня жизни населения. Поданным Росстата, в сентябре
2009 г. 2,9 % списочной численности работников работали в режиме неполной рабочей недели по инициативе работодателя и 2,9 % — по соглашению между работником и работодателем (в августе 2009 г. — 2,2 и 3,0 % соответственно). Доля работников, находившихся в отпусках с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя, в сентябре 2009 г. составила 1,1% списочной численности работников (в августе 2009г. — 2,0%). Доля работников, находившихся в отпусках без сохране-
ния заработной платы по письменному заявлению работника, составила 5,1 % списочной численности работников (в августе 2009г. — 5,4%). Наибольшие размеры неполной занятости отмечаются в организациях обрабатывающих производств, практика предоставления отпусков без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника наиболее широко распространена в организациях транспорта и связи, строительства, обрабатывающих производств.
Оставшиеся без работы граждане в связи с начавшимся кризисом вынуждены искать новую работу, чаще всего более низкооплачиваемую, многие соглашаются на худшие условия, чтобы не попасть в разряд безработных. В условиях кризиса искать работу намного сложнее, поэтому сроки поиска работы заметно увеличиваются, а уровень дохода человека заметно уменьшается. В период кризиса возросло число официально зарегистрированных безработных и, несмотря на увеличение пособия по безработице, которое лишь частично компенсирует предыдущие доходы. Так, уровень безработицы в сентябре 2009 г. составил 7,6 % (для сравнения: в сентябре 2008 г. уровень безработицы составлял около 6 %). В общей численности безработных 54,3% составляли мужчины и 45,7% — женщины. Сельские жители составляли среди безработных 33,6%. Средний возраст безработных в сентябре 2009 г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин — 35,3 года, безработных женщин — 34,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 29,1 %, лица в возрасте 50 лет и старше — 16,8 %. Средняя продолжительность поиска работы безработными в сентябре 2009 г. составила у женщин 7,8 мес., у мужчин — 7,5 мес. Безработицав значительной степени является застойной, особенно в сельской местности: из 1,9 млн безработных сельских жителей 40,4 % находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 мес. и более). 37,5 % безработных обращались в государственные учреждения службы занятости населения, 53,7% безработных обращались за помощью к друзьям, родственникам и знакомым.
На снижение уровня жизни населения оказывает влияние возросшая инфляция, которая приводит к снижению реальной покупательной способности рубля, обесценивает сбережения граждан, особенно в неорганизованной форме, и делает более дорогими платежи в иностранной валюте.
Серьезной причиной снижения уровня жизни населения в условиях кризиса является рост задолженности по выплате заработной платы. Так, на 01.11.2009 суммарная задолженность по
заработной плате составила 5 406 млн руб. и увеличилась по сравнению с 01.10.2009 на 325 млн руб. (на 6,4%). Основная причина формирования задолженности — это отсутствие у организаций собственных средств (95,6 % общей суммы просроченной задолженности), а также несвоевременное получение денежных средств из бюджетов всех уровней. Задолженность по заработной плате на 01.11.2009 имели 0,3 млн чел., из них 55 % — работники обрабатывающих производств; 15 — сельского хозяйства; 9 — строительства; 6% — транспорта; на долю работников, занятых в области культуры, образования, здравоохранения и социальных услуг, приходится немногим более 1 %.
Бесспорно, повышению уровня жизни населения способствует ряд мер, предпринимаемых органами власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В соответствии с поручением Председателя Правительства России В. В. Путина (протокол № 1 от 02.11.2008), осуществляется трудоустройство безработных и находящихся под риском увольнения граждан за счет организации общественных работ, подготовки и переподготовки работников, определение на временные рабочие места. Оказывается содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости населения путем предоставления кредитов на льготных условиях, частичного финансирования за счет средств федерального и региональных бюджетов, оказания консультационной помощи по разработке и реализации бизнес-планов.
Кроме того, создаются условия для более эффективного привлечения сбережений населения в финансовую систему страны. Для этого в условиях кризиса, когда первоочередной задачей становится обеспечение гарантий сохранности вложенных средств и процентов по ним, Государственная Дума России приняла закон, предусматривающий увеличение страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках с 400тыс. до 700тыс. руб. Для того чтобы сделать кредиты более доступными, за истекший год неоднократно снижалась ставка рефинансирования, которая к концу сентября 2009 г. составляла 10%, а с 25 ноября снижена до беспрецедентно низкой величины — 9%. Однако стоит отметить, что пока это не привело к удешевлению кредитов для населения. Наконец, во избежание негативного влияния инфляции на реальные доходы населения периодически осуществляется индексация заработной платы работников бюджетной сферы, получателей пенсий, стипендий, пособий.
На региональном уровне также осуществляется комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию ситуации в социальной сфере и на рынке труда.
В Пензенской области проводится систематический мониторинг состояния рынка труда с анализом причин высвобождения работников, численности безработных и потребности в рабочей силе. На сайтах управления государственной службы занятости населения Пензенской области и администраций городов и районов области размещается информация для высвобождаемых и находящихся под угрозой увольнения работников. Организована работа «горячих линий» и консультационных пунктов для граждан, оказавшихся в затруднительном положении, издаются и бесплатно распространяются информационные буклеты и брошюры среди граждан, находящихся под риском увольнения. Кроме того, выделяются дополнительные средства на выплату пособий по безработице и компенсаций пенсионному фонду досрочных пенсий, организуются профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации, общественные работы и временные рабочие места с привлечением предприятий области. Осуществляются мероприятия по недопущению массовых задолженностей по заработной плате, которые не только грозят снижением уровня жизни населения, социальной напряженностью, но также и кризисом недопотребления, который может вызвать новую волну экономического кризиса. Для этого оперативно отслеживается информация о просроченной задолженности по выплате заработной платы и формируется реестр хозяйствующих субъектов, имеющих просроченную задолженность по заработной плате 2 мес. и более.
Таким образом, комплекс мер, предпринимаемых федеральным и региональным правительствами, позволяет не допустить резкого снижения уровня жизни населения в условиях кризиса. Однако предпринимаемых усилий явно недостаточно для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев населения, особенно социально незащищенных, которые менее других способны обеспечить себя и свою семью в непростых экономических условиях.
Список литературы
1. Гурьев В. И. Основы социальной статистики. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 67.
2. Качество и уровень жизни населения в новой России (1991-2005 гг.). // В. Н. Бобков и др. М.: ВЦУЖ, 2007. С. 169.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. fsgs.ru.