Социальная сфера
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Светлана МИСИХИНА, канд. экон. наук
Начавшееся во втором полугодии 2013 г. замедление роста доходов населения продолжилось и в январе 2014 г. Меры по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» привели к тому, что самые быстрые темпы роста заработных плат за 2013 г. наблюдались в образовании и здравоохранении и предоставлении социальных услуг. В 2013 г. были практически достигнуты запланированные значения заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы, однако в муниципальных учреждениях уровни заработных плат пока еще ниже плановых.
Номинальные среднедушевые денежные доходы населения в январе 2014 г. составили 18 626 руб., снизившись по сравнению с декабрем 2013 г. на 51,9%. Это снижение является сезонным и определяется декабрьскими выплатами (годовые премии, бонусы, тринадцатые заработные платы и т.п.). По сравнению с январем 2013 г. номинальные среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 5,5%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения1 в январе 2014 г. сформировались на уровне 98,5% от их величины в январе 2013 г. и 47,8% от их величины в декабре 2013. (См. табл. 1.)
Сравнение динамики доходов населения с ситуацией, сложившейся год назад, показывает, что январские показатели доходов в 2014 г. оказались ниже, чем в 2013 г. Это относится как к номинальным, так и к реальным значением показателей доходов. Таким образом, торможение роста доходов населения, начавшее-
ся во второй половине 2013 г., продолжается и в 2014 г.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника составила в январе 2014 г. 28 945 руб., или 73% от уровня декабря 2013 г. По сравнению с январем предыдущего года среднемесячная начисленная заработная плата одного работника увеличилась на 8,7%.
Реальная начисленная заработная плата одного работника в январе 2014 г. сократилась
Таблица 1
Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения
В % к соответствующему периоду предыдущего года В % к предыдущему периоду
2013 г.
Январь 100,6 49,3
Февраль 105,9 132,1
Март 109,1 103,1
1 квартал 105,6 76,1
Апрель 108,0 106,5
Май 99,3 86,8
Июнь 101,6 115,6
II квартал 103,0 112,9
1 -е полугодие 104,2
Июль 104,0 95,1
Август 103,4 101,8
Сентябрь 99,8 96,0
III квартал 102,4 99,6
Январь-сентябрь 103,5
Октябрь 105,2 105,4
Ноябрь 101,1 103,2
Декабрь 102,1 140,9
IV квартал 102,7 120,1
Год 103,3
2014 г.
Январь 98,5 47,8
Источник: данные Росстата.
1 Доходы, очищенные от обязательных платежей и взносов и скорректированные на индекс потребительских цен.
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 21 • № 3 • MARCH-APRIL 2014 43
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
по сравнению с декабрем 2013 г. на 27,4%. По сравнению же с соответствующим периодом предыдущего года был отмечен рост реальной начисленной заработной платы одного работника на 2,5%. (См. табл. 2.)
Повышение заработных плат работникам бюджетной сферы привело к тому, что в образовании и здравоохранении и предоставлении социальных услуг заработная плата в течение 2013 г. росла более быстрыми темпами по сравнению с заработными платами в других видах экономической деятельности. Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы (без выплат социального характера) за 2013 г. составил 123,2% в образовании и 118,9% в здравоохранении и предоставлении социальных услуг, что привело к формированию величины заработной платы в образовании в 2013 г. на уровне 23 421 руб. в месяц, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - на уровне 24 564 руб. в месяц при средней заработной плате по стране в размере 29 960 руб. в месяц.
В результате этого роста повысилось отношение уровня заработной платы в данных отраслях к общероссийскому уровню среднемесячной заработной платы: в образовании -до 78%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - до 83%.
Росстат продолжает мониторинг уровня заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы, целевые показатели для которых были установлены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
В целом за 2013 г. уровень заработной платы отдельных категорий работников отраслей бюджетной сферы по отношению к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации составил:
• в образовании: 73,5% у педагогических работников учреждений дополнительного образования детей2, 94,9% у педагогических работников дошкольных образова-
Таблица 2
Динамика среднемесячной начисленной заработной платы одного работника
Номинальная Реальная
в % к соответствующему периоду предыдущего года в % к предыдущему периоду в % к соответствующему в % к предыдущему периоду предыдущего года периоду
2013 г.
Январь 112,9 73,4 105,4 72,7
Февраль 110,8 99,6 103,3 99,0
Март 112,5 107,9 105,1 107,5
I квартал 111,9 90,4 104,5 88,7
Апрель 116,4 104,7 108,5 104,2
Май 112,4 99,0 104,7 98,4
Июнь 112,6 104,3 105,3 103,9
II квартал 113,8 110,6 106,2 109,0
1-е полугодие 112,9 105,4
Июль 113,3 97,6 106,4 96,8
Август 113,7 96,9 106,8 96,8
Сентябрь 112,8 100,4 106,3 100,2
III квартал 113,2 97,8 106,4 96,4
Январь-сентябрь 113,0 105,7
Октябрь 112,0 102,5 105,4 101,9
Ноябрь 110,9 101,4 104,1 100,8
Декабрь 109,3 130,9 102,7 130,2
IV квартал 110,6 113,2 103,9 111,7
Год 112,4 105,3
2014 г.
Январь 108,7 73,0 102,5 72,6
Источник: данные Росстата.
! Отношение к средней заработной плате учителей в субъекте Российской Федерации.
44
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 21 • № 3 • МАРТ-АПРЕЛЬ 2014
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
тельных учреждений3, 96,9% у педагогических работников учреждений общего образования и 134,9% у преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования; • в здравоохранении: 47,8% у младшего медицинского персонала, 141% у врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование и предоставляющих медицинские услуги. Следует отметить, что наблюдается отставание заработных плат работников муниципальных учреждений бюджетной сферы по сравнению с заработными платами работников федеральных и региональных учреждений. Так что получившиеся средние значения распространяются далеко не на всех работников рассматриваемых категорий бюджетной сферы.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» установлено, что в 2012 г. средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования должна была быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе. Однако в 2012 г. этот целевой показатель не был достигнут. В 2013 г. целевое значение было практически достигнуто: средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования составила 96,9% от средней заработной платы
в соответствующем регионе. Однако средняя заработная плата педагогических работников муниципальных образовательных учреждений общего образования достигла всего 86,8% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
В 2013 г. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 планировалось довести среднюю заработную плату педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе. Эта цель была почти достигнута: средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в 2013 г. составила 94,9% от средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе, но в общем образовании заработная плата у работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений осталась ниже, чем в среднем, и составила 89,9% от средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.
С 1 февраля 2014 г. трудовые пенсии были проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции. Размер индексации составил 6,5%. Индексация охватила 37,8 млн. пенсионеров. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, повышение пенсий привело к тому, что средний размер трудовой пенсии по старости составил 11,4 тыс. руб. ■
3 Отношение к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации.
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 21
• № 3
• MARCH-APRIL 2014 45