вопросы инновдционнои экономики
Том 9 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
> Первое
экономическое издательство
Уровень цифровизации экономики стран Европейского союза и российской Федерации
Боркова Е.А. 1, Борискина Е.В. 1, Глазкова А.О. 1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Данная работа посвящена такому актуальному вопросу, как вступление общества в новый формат экономики «Индустрия 4.0», который подразумевает постепенную цифровизацию всех процессов. В статье объясняется сущность четырех основных факторов, включая их основные критерии, по которым можно определить степень цифровизации экономики. Показывается зависимость между развитием информационно-коммуникативных технологий и изменением функционирования организаций. Авторы анализируют новую формацию ведения бизнеса и рассматривают вопрос о том, готовы ли российские предприятия к четвертой промышленной революции, как далеко продвинулись компании в вопросе цифровизации и насколько в этом преуспели предприятия Европейского союза. В статье по мере анализа приведенной статистики выделяются основные различия между представленными экономическими системами, и на основе этого предпринимается попытка объяснения расхождения данных и предлагается вероятное развитие цифровой экономики в будущем в компаниях стран Европейского союза и России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровая экономика, облачные сервисы, электронная торговля, интернет, специалисты в сфере информационно-коммуникативных технологий.
Level of digitalization of the economy of the countries of the European union and the Russian Federation
Borkova E.A. 1, Boriskina E.V. 1, Glazkova A.O. 1
1 The St. Petersburg State University of Economics, Russia
введение
На сегодняшний день вопрос цифровой реальности обсуждается специалистами из многих областей на различных платформах. Невозможно не заметить происходящее постепенное изменение мира, его переход в принципиально новое состояние - цифровое. Информационно-компьютерные технологии все больше и больше влияют на уклад всех сфер общественной жизни и требуют кардинально новых подходов. В связи с этим учеными было введено новое антропологическое понятие «не человекомереный мир», так как человеческая деятельность во многих отраслях была заменена автоматической. Зачастую мы используем компьютерные технологии, которые производят вычисления с недоступной для нас запредельной скоростью, чело-
вечество сохраняет и использует почти каждый день невероятное количество данных, самостоятельно запомнить которые человеческий мозг уже не в состоянии. Очевидно, что все эти изменения повлияли на определенный устрой общества, в том числе на экономику. В связи с этим был введен еще один термин «цифровая экономика», в основе которой находятся компьютерные технологии, мобильная связь и интернет. Все процессы связаны с обработкой больших данных, которые открывают новые возможности.
Современная экономика происходит в виртуальной реальности, она включает в себя электронную торговлю, использование социальных сетей, онлайн-услуг, облачных сервисов и т.д. И в первую очередь тенденция цифровизации и использования новых интернет-технологий отразилась на деятельности компаний, ведь они быстрее всего реагируют на происходящие в мире изменения, так как стремятся сохранить свое конкурентное положение на рынке. Использование компьютерных технологий новой эпохи дает производителям эту возможность - возможность экономить время и финансовые ресурсы. И легко предположить, что они пользуются этой возможностью, в связи с чем далеко продвинулась оцифровка многих процессов.
ABSTRACT:_
This paper is devoted to such an urgent issue as the entry of society into the new format of the economy "Industry 4.0", which implies a gradual digitalization of all processes. The article explains the essence of the four main factors, including their main criteria, which can determine the degree of digitization of the economy including their main criteria. The relationship between the development of information and communication technologies and changes in the functioning of organizations is shown. The authors analyze the new business formation and consider whether Russian enterprises are ready for the fourth industrial revolution, how far the companies have advanced in the issue of digitalization, and how much the European Union enterprises have succeeded in this. In the article, as the presented statistics are analyzed, the main differences between the represented economic systems are highlighted and, on the basis of this, an attempt is made to explain the discrepancies and the probable future development of the digital economy in the EU-28 countries and Russia is suggested.
KEYWORDS: digital economy cloud services, e-commerce, internet, information and communication technology specialists.
JEL Classification: 031, 032, 033, L86, F18 Received: 21.05.2019 / Published: 30.09.2019
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Borkova E.A. ie.borkova0mail.ru )
CITATION:_
Borkova E.A., Boriskina E.V., Glazkova A.O. (2019) Uroven tsifrovizatsii ekonomiki stran Evropeysk-ogo soyuza i Rossiyskoy Federatsii [Level of digitalization of the economy of the countries of the European Union and the Russian Federation]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (3). - 709-720. doi: 10.18334/vinec.9.3.40906
В связи с этим для выработки рекомендаций по совершенствованию использования технологий новой эпохи представляется важным анализ четырех основных факторов, по которым можно определить степень цифровизации экономики в Российской Федерации и странах Европейского союза.
использование глобальной сети интернет в организациях
В современном мире через глобальную сеть Интернет работают такие процессы, как обновление, мониторинг, телеуправление и др. Поэтому предприятия придают большое значение интернет-присутствию в компаниях. В первую очередь при использовании интернета предприятиями речь идёт о фиксированном или проводном широкополосном доступе, скорости интернет-соединений, а также применении различных технологий для электронного бизнеса. Доля организаций, использующих глобальную информационную сеть Интернет, в России и странах EU-28 на 2017 год составила 88,9% и 97% соответственно. С 2015 года значение этого показателя практически не варьировалось, что говорит о достижении уровня насыщения. Среди наиболее распространенных целей использования сети Интернет в организациях РФ на 2017 год выделим следующие: использование электронной почты для связи с удаленными пользователями - 86,2% организаций, поиск информации в сети - 85,8%, осуществление финансовых операций - 62,2% и профессиональная подготовка кадров - 40,3% предприятий (рис. 1). Стоит отметить, что использование интернета при осуществлении банковских и других финансовых операций предусматривает проведение платежей, денежных переводов, просмотр данных о счетах и др.
Следующий критерий - наличие высокоскоростного или широкополосного интер-нета1, определяющего эффективность использования имеющихся сетевых ресурсов на предприятии, а также экономический рост бизнеса в целом. В 2017 году 93% предприятий Еи-282использовали фиксированную широкополосную связь для доступа
1 Широкополосный доступ к сети Интернет - высокоскоростной доступ, который обеспечивает непрерывное подключение к сети Интернет со скоростью 256 Кбит/с и выше в одном или двух направлениях.
2 EU-28 - 28 стран Европейского Союза.
ОБ АВТОРАХ:_
Боркова Елена Аркадьевна, доцент кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли, кандидат экономических наук, доцент ([email protected] )
Борискина Елизавета Вячеславовна, соискатель кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли (elizaveta95OO0mail.ru)
Глазкова Александра Олеговна, соискатель кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли (sashaglazkovaOO0mail.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Боркова Е.А., Борискина Е.В., Глазкова А.О. Уровень цифровизации экономики стран Европейского союза и Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 709-720. doi: 10.18334/vinec.9.3.40906
Телефонные переговоры Проведение видеоконференций Профессиональная подготовка кадров Осуществление финансовых операций Поиск информации Использование электронной почты
29,40%
37,60%
40,30%
62,20 %
85,80 %
86,20 %
Рисунок 1. Цели использования сети Интернет в российских организациях за 2017 год Источник: составлено авторами по [1].
в интернет. В России широкополосный интернет в 2017 г. применяло 83,2% организаций. Среди лидер в по этому п казателю организации предоставления высшего образования - 96%, и предприятия обрабатывающего производства - 91,6%, а самое низкое значение у организаций п о операциям с недвижимым имуществом - 54,4%. В целом, доступ к широкополосному интернету в России на 13-18% ниже, чем в странах Европейского Союза,кроме Румынии, - 82% [1].
Ввиду имеющегосяширокополосного доступа к интернету в большинстве организаций, ИТ-специалисты переключили своё внимание на скорость интернет-связи. За 2017 год половина предприятий! ЕИ-28 - 49%, и чуть больше трети росиийских - 37,9% , имели скорость подключения к интернету от 2,0-30,0Мбит/с.Диапазон скорости интернет-соединений от 30,1-100,0 Мбит/с был присущ примерно четверти органи-иациям (23%) Евр опейсиого Сою за и пят ой чанти (199й) россий ским оргапизациям. Среди предприятий ЕИ-28, имеющих самую высокую скорость интернет-соединен ия (не менее 100 Мбит/с), - 16%, что составляло примерно шестую часть предприятий в 28 странах Европейского Союза.В России же этот показатель не превысил 9% (8,8%) [1, 3]. На наш взгляд, скорость интернета выше 100,0Мбит/с - это оптимальнаяско-рость доступа к сети Интернет для крупных организаций, поскольку предприятия при роботе сталкиваются с большим объемом дннных, и именно данный интертал скорости обеспечит отабильность связи при загрузке и выгрузкерабочих файлов, а также при проведении видеоконференций.
Использование Интернета даёт предприятиям возможность ведения электрон-тоге бизннса. Под термином иэлектронный бизнес» будем подразумевать принятые решения предприятиями на основе использования ИКТ3 в рамках бизнес-процессов. Одним из самых основных видов электронного бизнеса среди организаций явля-
1 ИКТ - информационнк -коммуникативные технологии.
ется наличие веб-сайта на предприятии. В 2017 году более 77% предприятий ЕИ-28 придавали большое значение видимости в интернете и их имеющемуся веб-сайту, в России этот показатель закрепился лишь на уровне 47,4%. Стоит отметить, что наиболее популярными целями использования веб-сайта в российских организациях являются публикации каталогов товаров или прейскурантов - 21,1% предприятий, и объявления о вакансиях на рабочие места - 17% организаций. На наш взгляд, разница в использовании предприятиями веб-сайтов связана с функциональными различиями веб-сайта, поскольку веб-страницы предлагают различные функции, такие как осуществление онлайн-заказов, включая систему онлайновых платежей; публикации каталогов товаров (работ, услуг), прейскурантов и информации о вакантных местах; ссылки на социальные сети и контакты и др. Но так как использование электронной коммерции, большинство функций которой перечислены выше, в России развито не так высоко, как в странах ЕИ-28, то соответственно, и веб-сайты применяются не так широко среди организаций.
Подводя итог выше сказанному, отметим, что статистика, связанная с применением глобальной сети Интернет, изменяется относительно быстрыми темпами по сравнению с большинством других официальных статистических данных (например, облачными вычислениями, это будет рассмотрено в следующем пункте) в связи с быстрыми технологическими изменениями в этой области. В России сохраняется значительный разрыв уровня распространения ИКТ в области доступа к широкополосному интернету, скорости интернет-соединений и использования веб-сайтов в организациях по сравнению со странами ЕИ-28.
статистика использования предприятиями облачных сервисов
Быстрое и динамичное распространение информационных технологий позволило большинству предприятий снизить свои издержки за счет перехода на более оптимальные и эффективные информационно-коммуникативные технологии, которые включают в себя также и облачные услуги.
То есть вместо того чтобы создавать собственную информационную инфраструктуру, которая потребовала бы капитальных вложений и затрат на разработку и последующее обслуживание, многие фирмы выбрали облачные сервисы. Облачные сервисы - это модель, предоставляющая предприятиям повсеместный, гибкий доступ по запросу через интернет к общему числу настраиваемых вычислительных ресурсов, которые включают в себя серверы, облачные вычисления, базы данных, программные приложения и вычислительную мощность. Следовательно, данная модель практически ничем не ограничена для расширения и развития. И предприятия могут использовать данные услуги, просто подключаясь к Интернету с помощью устройств.
Но несмотря на то, что доля предприятий стран ЕИ-28, имеющих доступ к интернету, была близка к уровню насыщения, процент предприятий, использующих облачные услуг от общего числа предприятий, пока колебался от 21% в 2016 году до 26%
2018 года. В России данный показатель на 2016 год составил 20,3%, а к 2017 году вырос еще на 2,7% и составил уже 22,9% от общего числа организаций. После процент использования облачных услуг все продолжал расти, и, по прогнозам аналитиков из ЖБ-СошиШпд, к 2018 году рынок использования облачных услуг предприятиями вырастет на 25% по сравнению с 2017 годом, то есть составит приблизительно 28,6%, что показывает практически идентичные с ЕИ-28 данные и можно даже говорить про опережение Россией стран ЕИ-28 в данном небольшом сегменте рынка, если по последующим подсчетам и проверкам специалисты подтвердят данный прогноз.
Облачные решения способны удовлетворить широкий спектр запросов организаций в сфере ведения и управления бизнесом, в особенности это касается коммуникации и хранения большого количества данных. Поэтому к 2018 году из общего числа предприятий стран ЕИ-28 [6] (Мпороккп а1., 2018), сообщивших об использовании облачных услуг, 69% и 68% использовали данную модель услуг для электронной почты и для хранения файлов в электронном виде. При этом 53% предприятий использовали облачные услуги для офисного программного обеспечения (например, текстовые процессоры, электронные таблицы и т. д.), и 48% - для размещения собственной базы данных. Также 38% и 29% использовали облачные сервисы для работы со сложными программными приложениями для учета финансов и СЯМ-системами4, и пока только 23% организаций сообщили об использовании облачных вычислительных платформ для запуска собственных программных систем.
Проведенный анализ в России в 2017 году в основном подтверждает статистику зарубежных коллег (рис. 2).
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что на 2018 год использование предприятиями облачных сервисов Россией и ЕС-28 находится приблизительно на одном уровне, так как в основных аспектах существенных отличий в цифрах страны не наблюдается.
Единственный фактор, в котором есть различия, - это процент использования облачных услуг предприятиями по видам экономической деятельности. Хотя идентичных данных по странам ЕИ-28 и России пока нет, так как в странах ЕИ-28 существует статистика от общего числа предприятий на 2018 год, а в России подсчет процентов осуществляется от общего числа предприятий предпринимательского сектора на 2017 год, мы можем видеть разницу между ними.
В странах ЕИ-28 лидером является сектор информации и связи - 64%, затем следует сфера профессиональных, научных и технических фирм - 44%, на третьем месте сектор операций с недвижимым имущество и жильем - 33% и 29%, во всех других секторах экономики этот показатель колебался от 20% до 26% .
В России же лидерами являются сектор телекоммуникации - 38,7%, и отрасль информационных технологий - 34,8%. Затем следует оптовая и розничная торговля и
4 СЯМ-система - система управления отношениями с клиентами, благодаря которой организации накапливают информацию о различных сторонах деятельности своих клиентов.
Размещение собственного программного обеспечения
Доступ к программному обеспечению провайдера облачных сервисов
Размещение баз данных, хранение файлов
Размещение электронной почты
Рисунок 2. Цели исп ользования предприятиями облачных сервисов на российскиа
предприятиях в 2017 году Источник: рассчитано авторами сам остоятельно по [1].
обрабатывающая промышленность. При этом такие сферы деятельности, как профессиональная, научная и техническая деятельность (22,1%) и операции с недвижимым имуществом о 15,4%), от лидеров еще д аоеки. А также существуют секторы - д обыча полезных ископаемых и обрабатывающая промышленность, - отсутствующие в статистике стан ЕИ-28.
Данные различия пи большей части существуют из-за специализации стран, так как Росеия является одной из главных промышленных держав мира и одним из крупнейших экспортеров газа, нефти, пшеницы и т.д., а значит, одной из приоритетных задач нашей страны является именно добыча ресурсов. Страны ЕИ-28 в первую очередь сосредоточены на автоматизации сектора по переработке большинства поставляемых ресурсов, поэтому так велик процент профессиональных, научных и технических фирм.
Электронная торговля на предприятиях
Благодаря процессу повсеместного развития интернет-технологий стало возможно широкое распространение систем электронной коммерции. Под электронной коммерцией понимают часть бизнес-модели предприятия, включающую коммерческую деятельность, которая направлена на извлечение прибыли и реализуема за счёт использования телекоммуникационных технологий. Важнейшим средством осуществления коммерческой деятельности является электронная торговля, которая функционирует в компьютерной сети Интернет. Применение сетевых технологий в электронной торговле интегрирует мировой рынок товаров и услуг, находит новых поставщиков и партнеров, а также снижает ресурсы на трейдерские операции и увеличивает рост доходов организаций.
В 2017 году около 60,3% российских организаций использовали информационно-коммуникативные технологии для получения информации о товарах и услугах. Электронную торговлю принято делить на электронные продажи и покупки (закупки), в зависимости от того покупает товары предприятие или размещает заказы. Больше
17,46%
45,48%
45,48%
74,67%
всего российских организаций, участвующих в электронной торговле за 2017 год в процентах от общего числа организаций предпринимательского сектора, зарегистрировано в телекоммуникационном секторе (электронные закупки - 29,1%; электронные продажи - 26%) и в секторе гостеприимства, включая организацию общественного питания (закупки - 27,6%; продажи - 20,1%). [1]. Уровень использования электронной торговли в российских организациях значительно ниже среднего процентного пункта по странам EU-28. Так, в РФ электронные закупки реализовали примерно 21% организаций, электронные продажи - в среднем 13%. В странах EU-28 за 2017 год электронные закупки составляли 45%; продажи - 18% [3].
Одним из популярных способов ведения электронной торговли является вебсайт и экстранет5 (в России в 2017 году веб-сайты использовали 44% организаций). Системы EDI6 как канал получения или передачи электронных заказов востребованы у 8% российских организаций. В странах Европейского Союза в течение 2017 года электронную торговлю только через веб-сайты осуществляли 71% предприятий, через продажи системы EDI - 17% организаций, через одновременное использование веб-сайтов и электронный обмен данными - 12% компаний. Самый высокий процент предприятий, получающих электронные заказы только через веб-сайты, зарегистрирован в Греции (91%), через системы автоматизированного обмена данными между организациями (система EDI) отмечен во Франции (26%), и через оба канала продаж -в Ирландии (25%).
Таким образом, общий уровень развития электронной коммерции в 2017 году в России значительно отстает от показателей развития стран Европейского Союза, это может быть связано со следующим перечнем факторов: ограниченным доступом к новейшим телекоммуникационным сетям во многих субъектах РФ, отсутствием доверия у населения к онлайн-покупкам. На наш взгляд, развитие собственных или внешних платформ электронной коммерции повысит значение электронной торговли в России.
востребованность специалистов в сфере икт
Помимо вышеперечисленных основных факторов, по которым можно определить степень цифровизации экономики, цифровизация также влияет на рынок труда. В последние годы это особенно заметно, так как из-за повсеместного использования технологий новой эпохи произошел значительный рост спроса на специалистов данной области.
По данным на 2017 год [1], удельный вес занятых в секторе ИКТ в общей численности занятого населения составил 1,7% (упал на 0,3% с 2016 года), в странах EU-28 данный
5 Экстранет - общая есть, которая создана с целью обмена информацией между совместно работающими организациями.
6 Система Electronic Data Interchange EDI -система автоматизированного обмена электронными коммерческими документами между организациями по безопасным каналам через единый центр.
показатель составил 3,7%. И в 2018 году на каждом пятом предприятии в ЕИ-28 работали специалисты по ИКТ (20%), причем самая высокая доля ИКТ-специалистов наблюдалась среди предприятий в секторе информации и связи (74%). В других секторах доля предприятий, в которых работают специалисты в области ИКТ, варьировалась от 8% в строительстве до 31% в профессиональной, научной и технической деятельности.
В России, так же как и в странах ЕИ-28 (рис. 2), лидером стал сектор, связанный с использованием вычислительной техники и информационных технологий (26,8%), затем следуют обрабатывающие производства (11,5%) и сектор транспорта и связи (10,1%), все остальные сферы экономической деятельности находятся в диапазоне от 2,1% в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды до 9,1% с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (за исключением деятельности, связанной с ИКТ).
Данные сильно различаются по своей структуре (видам экономической деятельности) и цифрам, что связано опять же со специализацией стран и их экономической политикой. В целом в странах ЕИ-28 удельный вес занятых в секторе ИКТ в общей численности занятого населения больше на 2%, что является довольно значимым различием и хорошо показывает отставание России в данной сфере.
Заключение
1. На основе приведенной статистики хочется отметить стремительное распространение цифровых технологий нового времени среди организаций Европейского Союза и Российской Федерации. Руководители компаний в разных сферах деятельности стремятся стимулировать рост и развитие своей организации за счёт перехода на цифровые технологии, так как это создает конкурентное преимущество в существующем бизнесе. И в первую очередь авторами были проанализированы такие направления, как использование интернета, включая широкополосный интернет, облачные вычисления и распространение систем электронной коммерции. Также нельзя было не затронуть воздействие цифровых технологий на сферу занятости, поскольку оцифровка формирует спрос на рабочие места и влияет на появление новых профессий.
2. По проведенному нами анализу можно сделать вывод, что Россия по сравнению со странами Европейского союза в ходе процесса цифровизации оказалась в эшелоне стран-преследователей по уровню распространения информационно-коммуникативных технологий. Но несмотря на то, что Россия по сравнению со странами Европейского союза не занимает лидирующих позиций в сфере использования информационно-коммуникативных технологий, можно выделить положительный эффект: Россия может перенять опыт применения цифровых технологий у компаний стран Европейского Союза, использовать их лучшие практики и работать с рисками.
3. В будущем влияние этих технологий сохранится, но к ним добавятся еще такие направления ИКТ, как социальные сети, системы виртуальной, дополнительной и смешанной реальности, мобильные приложения, аддитивные технологии и др.
4. Российским организациям предстоит проделать большую работу по оцифровке информационно-коммуникативных технологий, прежде чем они смогут конкурировать с компаниями стран Европейского союза.
ИСТОЧНИКИ:
1. Информационное общество в Российской Федерации.2018: стат. сб. - М.: НИУ ВШЭ,
2018.
2. Боркова Е.А., Носкова П.О. Современное развитие рынка электронной торговли в
макроэкономических условиях России // Российское предпринимательство. - 2019. - № 4. - С. 917-926. - doi: 10.18334/rp.20.4.40598.
3. База данных Евростата. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/
data/database.
4. Электронный ресурс Евростата. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/
eurostat/statistics-explained/index.php?title=Category:Digital_economy_and_society_-_ enterprises.
5. Гильманов Д.В., Боркова Е.А. Биткойн. Исторические параллели и перспективы
развития на мировом рынке // Экономические отношения. - 2019. - № 1. - doi: 10.18334/eo.9.1.39973.
6. Miropolskii D.Iu., Selishcheva Т.А., Diatlov S.A., Lomakina I.B., Borkova E.A. Regional
Supply Chain Structure and Centralization of the Economy of Russia // International journal of supply chain management. - 2018. - № 6. - p. 684-692.
7. Барсукова М.А., Боркова Е.А., Ватлина Л.В. Управление экономической устойчи-
востью в условиях инновационного развития // Известия СПбГЭУ. - 2019. - № 2 (116). - С. 54-58.
8. Селищева Т.А., Загузина Е.Г. Проблемы обеспечения информационной безопасно-
сти финансовых организаций в цифровой экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - № 8. - С. 33-40.
9. Селищева Т.А. Российская экономика в условиях евразийской интеграции // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - № 3. - С. 54-60.
10. Дробот Е.В., Рукосуева Ю.С. К вопросу об эффективности функционирования единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза // Экономические отношения. - 2019. - № 1. - С. 67-86. - doi: 10.18334/eo.8.4.39187.
REFERENCES:
Informatsionnoe obschestvo v Rossiyskoy Federatsii.2018 [Information society in the
Russian Federation.2018] (2018). M.: NIU VShE. (in Russian). Barsukova M.A., Borkova E.A., Vatlina L.V. (2019). Upravlenie ekonomicheskoy ustoy-chivostyu v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya [Management of economic stability in the conditions of innovative development]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (2 (116)). 54-58. (in Russian).
Borkova E.A., Noskova P.O. (2019). Sovremennoe razvitie rynka elektronnoy torgovli v makroekonomicheskikh usloviyakh Rossii [Modern development of the electronic trade market in the macroeconomic conditions of Russia]. Russian Journal of Entrepreneurship. 20 (4). 917-926. (in Russian). doi: 10.18334/rp.20.4.40598.
Drobot E.V., Rukosueva Yu.S. (2019). K voprosu ob effektivnosti funktsionirovaniya edi-noy sistemy tarifnyh preferentsiy Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [On the efficiency of the Eurasian Economic Union tariff preferences unified system]. Journal of International Economic Affairs. 9 (1). 67-86. (in Russian). doi: 10.18334/ eo.8.4.39187.
Gilmanov D.V., Borkova E.A. (2019). Bitkoyn. Istoricheskie paralleli i perspektivy raz-vitiya na mirovom rynke [Bitcoin. Historical Parallels and prospects in the global market]. Journal of International Economic Affairs. 9 (1). (in Russian). doi: 10.18334/ eo.9.1.39973.
Miropolskii D.Iu., Selishcheva T.A., Diatlov S.A., Lomakina I.B., Borkova E.A. (2018). Regional Supply Chain Structure and Centralization of the Economy of Russia International journal of supply chain management. 7 (6). 684-692.
Selischeva T.A. (2018). Rossiyskaya ekonomika v usloviyakh evraziyskoy integrat-sii [Russian economy in the conditions of eurasian integration]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 3 (3). 54-60. (in Russian).
Selischeva T.A., Zaguzina E.G. (2018). Problemy obespecheniya informatsionnoy bezo-pasnosti finansovyh organizatsiy v tsifrovoy ekonomike [Problems of securing the information security of financial organizations in modern conditions]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 2 (8). 33-40. (in Russian).