5. Zagaynova A.B. Growth processes and functionality of 4-9 year old children of the Tyumen region: Author's abstract diss... cand. of Sciences (Biology). Tyumen, 1999. P. 26. [in Russian].
6. Kanzhin A.V. Emelyanov T.V. Lack of control functions in children with attention deficit disorder and children with speech disorders. Novye issledovaniya. 2011. P. 24-31. [in Russian].
7. Kozak L.M., Korobeinikova L.G. Physical development and the state of psychophysiological functions in children of primary school age. Fiziologiya cheloveka. 2002. [in Russian].
8. Kuchma V.R, Bryazgunov I.P. Attention Deficit Hyperactivity Disorder of children (epidemiology, etiology, diagnosis, treatment, prevention and prognosis). M., 1994. [in Russian].
9. Sonkin V.D., Kornienko I.A. Basic laws and typological features of the growth and development of a child. Fiziologiya razvitiya rebenka. M.: Obrazovanie ot A do Ya, 2000, P. 31-34. [in Russian].
Сведения об авторах: Гребнева Надежда Николаевна,
доктор биологических наук, профессор, кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Тюменский государственный университет, г. Тюмень.
Ктай: [email protected]
Information about the authors: Grebneva Nadezhda Nikolaevna,
Doctor of Sciences (Biology), professor,
The Department of Biomedical sciences and life safety, Tyumen State University, Tyumen.
Канбекова Рамиля Илдусовна,
соискатель, кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности,
Тюменский государственный университет, г. Тюмень.
Kanbekova Ramilya Ildusovna,
Applicant,
The Department of Biomedical sciences and life safety, Tyumen State University, Tyumen.
Смирнова Марина Валерьевна,
аспирант, кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности,
Тюменский государственный университет, г. Тюмень.
Smirnova Marina Valerievna,
Post-graduate student,
The Department of Biomedical sciences and life safety,
Tyumen State University, Tyumen.
03 <
УДК 612 ББК 28.903.13
А.В. Исаев
УРОВЕНЬ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ
Научное исследование посвящено изучению стрессового напряжения у студентов с разной двигательной активностью в течение учебного года. Были выявлены стресс-факторы среды, которые играли большую роль в повышении стрессового напряжения студентов с разной двигательной активностью. Также была выявлена динамика работы сердечно-сосудистой системы исследуемых студентов в процессе учебного года. Сравнительный анализ между двумя группами студентов показал, что в условиях покоя у всех обследуемых параметры сердечно-сосудистой системы подвержены влиянию сезонных ритмов. Было выявлено, что максимальные значения
по кардиосистеме у студентов-спортсменов приходится на зимнее время года, а у студентов не спортсменов на весенний период.
Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, стресс факторы, стрессовое напряжение, адаптация, спортивная борьба, биоритмы, студенты, сезоны года, спортивные нагрузки.
A.V. Isaev
THE LEVEL OF STRESS AMONG STUDENTS WITH DIFFERENT PHYSICAL ACTIVITY
Scientific research is devoted to studying of stress tension among students with different physical activity within an academic year. Environment factors which played a large role in increase of stress tension of students with different physical activity were revealed. Moreover, the dynamics of cardiovascular system functioning of the studied students was revealed within an academic year. The comparative analysis of two groups of students showed that in conditions of rest surveyed parameters of cardiovascular system are influenced by seasonal rhythms among all students. It was revealed that the maximum cardio system parameter of athlete- students is registered in winter season while non-athletic students demonstrate the manifestation of this parameter in spring.
Key words: cardiovascular system, stress factors, stress factors, stress tension adaptation, wrestling, biorhythms, students, seasons of the year, sport load.
Учебная деятельность в системе высшей школы является одной из наиболее психоэмоционально и умственно напряжённых видов деятельности [1; 2]. Весь период обучения в вузе требует от студента огромных затрат физических усилий, эмоциональной и психической устойчивости [3]. Исследования, проведенные как у нас в стране, так и за рубежом показывают, что состояние психического и физического здоровья у большинства современных студентов является не соответствующим возрастным нормам, а уровень тревоги и психоэмоционального напряжения очень высоким [7; 12; 13].
Формирование и рост стрессового напряжения у учащейся молодежи является реакцией на скопившиеся проблемы, связанные как с учебным процессом (изменение условий учёбы в сравнении со школой, сильная академическая загруженность, переезд в новое место, разлука с домом и родителями, тревога и страх во время экзаменов, неудачи в учёбе, недосыпание и т.д.) так и низкая двигательная активность [9; 11]. Все это значимо влияет на стрессовое напряжение студентов и ухудшает адаптацию в образовательном процессе [10]. Для выявления уровня стрессового напряжения у студентов с разной двигательной актив-
ностью нами было проведено данное исследование.
Материалы и методы исследования.
В течение учебного года было проведено исследование 104 студентов, из которых 52 студента были спортсменами, которые занимались борьбой с разным уровнем спортивной квалификации (1-й и 2-й разряд) и 52 студента, не занимающихся спортом. Возраст исследуемой выборки составлял 18-24 года.
Для оценки тревожности (личностной и ситуативной) был использован тест Спилбергера в адаптации Ханина. Также было проведено анкетирование исследуемой выборки, в которой выявлялись факторы, влияющие на стрессовое напряжение студентов.
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) студентов оценивалось с помощью «Психофизиолога УПФТ 1-30» (ООО Медиком, Таганрог). Артериальное давление измерялось методом Короткова. Исследовались следующие показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС, уд./мин), артериальное давление (мм рт. ст.) систолическое (САД), диастолическое (ДАД). Съем функциональных показателей в исследуемой выборке проводили во второй половине дня (15 часов).
2 л I-
о о
X
са s
Ё го
о
X -О
н го 1_ S са
4 d о
X
со ГО
О СО
о
IX
ф
?
о ^
к
5
X
ф
X
к ^
с
го
X
о са о о
о ф
^
н
о
-О
X
ф
са
о >
Статистическая обработка результатов проводилась с использованием t-критерия Стьюдента в статистических программах Statistica 6.0 и программного обеспечения Microsoft Excel 2000.
Результаты исследования и их обсуждение.
Анализ полученных данных по основным факторам, вызывающим стрессовое напряжение у студентов, следующие результаты (табл. 1).
Табл. 1. Основные стресс факторы, встречаемые у студентов (%) с разной двигательной активностью (п=104)
Факторы, влияющие на стрессовое напряжение студентов Студенты с обычными нагрузками Студенты -спортсмены
Трудности усвоения программы обучения 17,1 51,2
Тревога, связанная со сдачей экзаменов 18,9 50,9
Сложности межличностной коммуникации 23,4 47,1
Проблемы в личной жизни 43,6 21,6
Финансовые трудности 50,2 18,8
Из таблицы 1 видно, что среди студентов с обычной двигательной активностью наиболее частыми стресс факторами, ведущие к росту стрессового напряжения были: финансовые - 50,2%, проблемы в личной жизни - 43,6%, сложности межличностной коммуникации -23,4% и т.д.
У студентов-спортсменов психогенными факторами были связаны с труд-
ностями в усвоении программы обучения - 51,2%, тревоги, связанные со сдачей экзаменов - 50,9%, сложности межличностной коммуникации - 47,1% и т.д.
В стрессовом состоянии у студентов наблюдались частые перепады настроения: тревога, подавленное настроение сменялось немотивированной агрессией и ростом личностной и ситуативной тревожности (табл. 2).
Табл. 2. Динамика личностной и ситуативной тревожности (баллы), встречаемые у студентов с разной двигательной активностью (п=104)
Годичный цикл подготовки
Тревожность 1-й этап (осень) 2-й этап (зима) 3-й этап (весна) 4-й этап (лето)
Студенты-неспортсмены
Личностная 38,7 39,9 40,8 38,1
Ситуативная 40,9 44,1 45,3 41,2
Студенты-спортсмены
Личностная 37,3 39,1 38,4 38,1
Ситуативная 40,1 43,9 42,3 40,4
Из таблицы 2 видно, что рост личностной и ситуативной тревожности у студентов не спортсменов отмечается до 3-го этапа (40,8 баллов - личностная; 45,3 баллов - ситуативная), а затем снижается. У студентов спортсменов рост показателей личностной и ситуативной тревожности отмечается до 2-го этапа (39,1 баллов -личностная и 43,9 баллов - ситуативная).
Исследование показало, что стрессовое напряжение и как следствие тревожное состояние сказывались и на функциональном состоянии студентов, в частности на работе ССС.
Результаты исследования ССС в состоянии покоя испытуемых показали, что изучаемые параметры подвержены сезонным колебаниям (табл. 3).
Табл. 3. Динамика среднегрупповых показателей ССС в условиях покоя у студентов-спортсменов и студентов-неспортсменов в разные периоды годичного цикла подготовки (М ± т, п=104)
Показатель Группа Годичный цикл подготовки Р
1-й этап (осень) 2-й этап (зима) 3-й этап (весна) 4-й этап (лето)
ЧСС, уд./ мин спортсмены 62,9±0,7 65,8±0,9 59,6±0,7 54,3±0,6 Р<0,05
не спортсмены 77,4±0,7* 79,3±0,7* 82,5±0,6* 81,6±0,9*
САД, мм рт. ст. спортсмены 119,1 ±0,7 122,8±1, 1 117,6±0,9 115,3±0,8 Р<0,05
не спортсмены 123,6 ±0,7* 124,8±3, 1* 127,7±0,9* 125,9±0,8*
ДАД, мм рт. ст. спортсмены 72,5±1,0 74,8±1,1 68,9±1,2 65,2±0,8 Р<0,05
не спортсмены 75,8±1,0* 7б,6±1,1* 78,8±1,2* 75,7±0,8*
Примечание: *значимость различий между группами Р<0,05
Анализ полученных данных по всем показателям работы ССС показывает, что на всех этапах исследования выборки студентов-спортсменов и не спортсменов в течение учебного года отмечается значимость различий (р<0,05). Так данные по ЧСС показали, что у студентов-спортсменов они были значимо ниже (р<0,05) на всех этапах подготовки, чем у студентов не спортсменов и составляла в покое от 62,9±0,7 уд/мин (1-й этап, осень) до 54,3±0,6 уд/мин (4-й этап, лето). У нетренированных студентов показатели ЧСС в покое составили от 77,4±0,7 уд/мин (1-й этап, осень) до 81,6±0,9 уд/мин (4-й этап, лето). Полученные данные по работе ССС испытуемых показали, что начало учебного года в целом вызывает напряжение функциональных систем у нетренированных студентов, что согласуется с данными комплексных исследований В.В. Глебо-ва [3-7; 10] и В.Р. Ильина [8].
Такая же тенденция при сравнительном анализе между студентами-спортсменами и студентами-неспортсменами отмечалась и по артериальному давлению (САД и ДАД).
Выводы. При исследовании выборки студентов-спортсменов и студентов-неспортсменов отмечается значимое влияние факторов окружающей среды. Выявлены стресс-факторы, которые оказывали большое влияние на рост стрессового напряжения студентов. Так для студентов с обычной двигательной
активностью стресс-факторами являлись: финансовые трудности, трудности в личной жизни, нехватка финансов и сложности межличностной коммуникации. У студентов с высокими физическими нагрузками основными трудностями, вызывающими стрессовое напряжение, были трудности усвоения программы обучения, тревога, связанная со сдачей экзаменов и сложности межличностной коммуникации.
Нами также выявлено, что в условиях покоя у студентов-спортсменов максимальные значения ЧСС, САД, ДАД наблюдались в зимний период времени (2-й этап, зима), что связано с началом подготовительного периода, усиленных физических тренировок и роста стрессового напряжения. По мере увеличения аэробных способностей спортсменов ЧСС покоя значительно снижалась. Исследование показало, что у студентов-спортсменов показатели ЧСС после усиленных тренировок снижались.
Другая двигательная активность в выборке студентов-неспортсменов выявила иную сезонные ритмику в показателях ССС обследуемых. Данные по исследуемой выборке показали, что в условиях покоя у студентов-неспортсменов максимальные значения ЧСС, САД, ДАД наблюдались в весенний период (3-й этап, весна), что было связано с накоплением общей усталости, некоторой физической активностью, что сказывалось на повышение стрессового напряжения.
2 л н о о
X
ей
Ё го
о
X -О
н
го ^
Сй
ч
С!
о
X
со ГО
О Сй
О IX
ф
?
о ^
к
X
ф
X
к ^
с
го
X
о ей о о
о ф
^
н
о
.0
X
ф
ей
о ^
>
Библиографический список
1. Агаджанян, Н.А. Хроноархитектоника биоритмов и среда обитания [Текст] / Н.А. Агаджанян, Г.Д. Губин, Д.Г. Губин, И. В. Радыш. - М.; Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. - 168 с.
2. Агаджанян, Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье [Текст] / Н.А. Агаджанян, Н.Н. Шабатура. - М.: ФиС, 1989. - 209 с.
3. Глебов, В.В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы [Текст] / В.В. Глебов // Вестник РУДН. Сер.: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2013. - № 5 - С. 18-22.
4. Глебов, В.В. Уровень пищевого и психофизиологического состояния студентов в условиях крупного города [Текст] / В.В. Глебов // Вестник РУДН. Сер.: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2012. - № 2. - С. 45-51.
5. Глебов, В.В. Китайский студент в российской столице: социообразовательная адаптация [Текст] / В.В. Глебов // Азия и Африка сегодня. - 2013. - № 1. - С. 45-51.
6. Глебов, В.В. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека [Текст] /
B.В. Глебов, Е.В. Аникина, М.А. Рязанцева // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5. -
C. 135-136.
7. Глебов, В.В. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН [Текст] / В.В. Глебов, Г.Г. Аракелов // Вестник РУДН. Сер.: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2014. - № 2. - С. 89-95.
8. Ильин, В.Р. Реакция кардиореспираторной системы у спортсменов на комбинированное воздействие гипоксии и гиперкапнии [Текст]: дис. ... канд. мед. наук / В.Р. Ильин. - М., 1983. - 202 с.
9. Карпман, В.Л. Динамика кровообращения у спортсменов [Текст] / В.Л. Карпман, Б.Г. Люби-на. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 135 с
10. Кузьмина, Я.В. Динамика адаптации иногородних студентов к условиям экологии столичного мегаполиса [Текст] / Я.В. Кузьмина, В.В. Глебов // Мир науки, культуры, образования. -2010.- № 6-2.- С. 305-307.
11. Мищенко, В.С. Функциональная подготовленность как интегральная характеристика предпосылок высокой работоспособности спортсменов [Текст]: метод. пособие / В.С. Мищенко, А.И. Павлик, В.Ф. Дяченко. - Киев: ГНИИФКиС, 1999. - 129 с.
12. Shimizu, A. Handedness and familial sinistrality in a Japanese student population [Тех^ / A. Shi-mizu, М. Endo // Cortex. - 1983. - V. 19. - P. 265-272.
13. Standardized tests of heart rate variability: normal ranges obtained from 309 healthy humans, and effects of age, gender, and heart rate [Тех^ / M.W. Agelink, R. Malessa, B. Baumann et all // Clin. Auton. Res. - 2001. - Vol. 11, № 2. - P. 99-108.
References
1. Agadzhanjan N.A. Chronoarchitectonics of biorhythms, and live environment. M.; Tjumen': Izd-vo TGU, 1998. P. 168. [in Russian].
2. Agadzhanjan N.A. Biorythms, sports, and health. M.: FiS, 1989. P. 209. [in Russian].
3. Glebov V.V. The level of psycho physiological adaptation of students at a primary stage of studying at a higher school institution. Vestnik RUDN, serija "Ekologija i bezopasnost'zhiznedejatel'nosti". 2013, № 5. P. 18-22. [in Russian].
4. Glebov V.V. The level of alimentary and psycho physiological state of students in big city environment.
Vestnik RUDN, serija "Jekologija i bezopasnost'zhiznedejaternosti"2012, № 2. P. 45-51. [in Russian].
5. Glebov V.V. Chinese student in Russian capital: socio educational adaptation. Azija i Afrika segodnja. 2013. № 1. P. 45-51.
6. Glebov V.V., Anikina E.V., Rjazanceva M.A. Different approaches to man's adaptation mechanisms study. Mirnauki, kul'tury, obrazovanija. 2010. № 5. P. 135-136. [in Russian].
7. Glebov V.V., Arakelov G.G. Psycho physiological peculiarities and adaptation processes of first-year students of RUDN faculties. Vestnik RUDN, serija «Ekologija i bezopasnost' zhiznedejatel'nosti». 2014, № 2. S. 89-95. [in Russian].
8. Il'in V.R. Cardiorespiratory system reaction of sportsmen on combined influence of hypoxia and hypercapnia. Dis. ... cand. of sciences (Medicine). M., 1983. P. 202. [in Russian].
9. Karpman V.L. Dynamics of blood circulation of sportsmen. M.: Fizkul'tura i sport, 1982. P. 135. [in Russian].
10. Kuz'minaJa.V., Glebov V.V. Dynamics of adaptation of non-resident students to ecological conditions of the megalopolis. Mirnauki, kul'tury, obrazovanija. 2010. № 6-2. P. 305-307. [in Russian].
11. Mishchenko V.S. Functional readiness as an integral characteristic of preconditions of high efficiency of athletes. Kiev: GNIIFKiS, 1999. P. 129. [in Russian].
12. Shimizu A. Handedness and familial sinistrality in a Japanese student population. Cortex. 1983. V. 19. P. 265-272.
13. Standardized tests of heart rate variability: normal ranges obtained from 309 healthy humans, and effects of age, gender, and heart rate. Clin. Auton. Res. 2001. Vol. 11. № 2. P. 99-108.
Сведения об авторе: Исаев Алексей Вячеславович,
аспирант, кафедра психофизиологии,
Московский государственный
университет
им. М.В. Ломоносова,
г. Москва.
Ктай: [email protected]
Information about the author: Isaev Aleksej Vjacheslavovich,
Postgraduate,
The Department of Psychophysiology, Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow.
E-mail: [email protected]
УДК. 598.2 ББК.28.693.35
А.А. Лошакова, М.А. Буланова, Ю.Г. Ламехов, Р. Дягилева
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧАЕК НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
В статье приведены данные о перемещениях колониальных видов птиц на территории антропогенного ландшафта. Установлено, что к месту размещения кормовой базы птицы летят в виде стай различной величины.
Ключевые слова: перемещения, кормовая база, озерная чайка, серебристая чайка.
A.A. Loshakova, M.A. Bulanova, Yu. G. Lamekhov, R.. Diaghilevа
GULLS TRANSLOCATION ON THE TERRITORY
OF CHELYABINSK
The article presents data about the translocation of colonial birds on the territory of the anthropogenic landscape. It has been established that the birds fly to the fodder base location in the flocks of various sizes.
Key words: translocations, fodder base, black-headed gull, herring gull.
Одна из актуальных проблем совре- щие данные по видовому составу птиц менной орнитологии - описание видово- Челябинской области, Южного Урала го состава птиц, обитающих на террито- [1; 2; 3; 4], а также Урала, Приуралья и риях различных регионов. В настоящее Западной Сибири [5]. Это направление время опубликованы работы, содержа- исследований не утрачивает своей акту-