Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Биология» Том 16 (55) №3 (2003) 239-243.
УДК 613. 574
УРОВЕНЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Щербина Т. #., Коробова Е. А.
Анализ состояния здоровья школьников с нарушением зрения проведен на основе изучения медицинских карт и заключения медико-педагогической комиссии. Был проанализирован характер основных и сопутствующих заболеваний 56 учащихся с дефектами зрительных функций и 60 учащихся без зрительных нарушений, обучающихся в начальной школе.
Кроме основного заболевания у 54% школьников начальных классов с дефектами зрения выявлены сопутствующие заболевания. Самым распространенными являются заболевания нервной системы (задержка или нарушения психического развития, нарушение речи), опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), заболевания органов дыхания (ринит, тонзиллит, гипертрофия и гиперплазия небных миндалин, аденоиды), заболевание пищеварительной системы (дискинезия желчевыводящих путей, дисбактерисз, гастродуоденит), заболевания эндокринной системы (заболевания щитовидной железы, избыточный или недостаточный вес), заболевания сердечно-сосудистой системы (кардиопатия, аритмия, аномалия аортального клапана).
Первичная рефракция после рождения претерпевает ряд изменений. Формирование вторичной рефракции представляет собой длительный процесс, на который влияют различные факторы, среди которых соматические и другие заболевания. Данные литературы указывают, что у детей с отклонениями в состоянии здоровья близорукая рефракция встречается в 1,5-2 раза чаще, чем у здоровых детей [13]. У девочек миопия встречается в 1,5 раза чаще, чем у мальчиков [9].
Установлено, что слабость соединительнотканных элементов организма может явиться причиной изменения рефракции. Ослабление опорной ткани вызывает не только слабость склеры, но нарушает работу почек, способствует общей астении. [4]. Установлена взаимосвязь зрительных патологий с определенными инфекционными болезнями. Например, у миопов чаще, чем у эмметропов, в раннем детстве встречаются такие заболевания, как болезнь Боткина, тонзиллиты, туберкулез, скарлатина, корь [6]. Имеются сведения о
240
Щербина Т. ИКоробова Е. Л,
влиянии рахита на развитие близорукости. У детей, больных ревматизмом, до 11,0% случаев встречается близорукость разных степеней. Развитие малокровия и нарушение кровообращения при болезнях сердечно-сосудистой системы приводит к плохому питанию глаза в целом, что отрицательно сказывается на состоянии сетчатки и зрительного нерва. При повышенном кровяном давлении, болезнях почек, сахарном диабете также нарущаегся кровоснабжение глаза, его внутренних оболочек. При тяжелом течении этих заболеваний может наступить помутнение хрусталика [14].
Поступление детей б школу сопровождается значительным снижением двигательной активности (до 50%). Дефицит движений увеличивается по мере перехода учащихся из класса в класс, В начальной школе у мальчиков врожденная двигательная активность выше, чем у девочек.
Недостаток физического развития, слабость мышечного корсета являются причиной сколиозов, кифозов, плоскостопия. У детей с нарушениями зрения дефекты осанки встречаются чаще, чем у учащихся массовых школ. Если у младших школьников с нормальным зрением нарушение осанки наблюдается у 23,3% , то у их ровесников с нарушением зрения этот показатель составляет 37,5%.
А.П.Павлов (11] обнаружил у сенсорно депривированных детей усиление грудного кифоза и уплощение поясничного лордоза. Автор считает, что подобные отклонения в состоянии здоровья обусловлены слабым физическим развитием детей, сниженной двигательной активностью.
А.К.Акимова [2] указывает, что кроме нарушения осанки, у младших школьников с дефектами зрения обнаружено 50,4% деформаций стоп, среди которых наиболее распространено статическое плоскостопие, характеризующееся опущением продольного свода сгопы. Вместе со снижением остроты зрения встречаются другие формы деформации стоп. У учащихся с остротой зрения 0,05 - 0,03 деформации наблюдались у 29,3% исследуемых, а с остротой зрения 0,09 - 0,6 - у 21,1%- В наших исследованиях у учеников начальной школы с нормальным зрением плоскостопие встречается у 6,3%, в то время как у детей с нарушениями зрения - 11,4%.
Большинство авторов объясняют причину плоскостопия общим функциональным ослаблением организма и в первую очередь - связочно-апоневротического и мышечного аппарата, который удерживает свод стопы и обеспечивает функцию движения. Более того, любые нарушения стопы приводят к нарушениям двигательного стереотипа. Если эти нарушения развиваются с детства, то часто выражаются в патологической позе при ходьбе.
Нарушение функций зрительного анализатора вызывают нарушения позы тела во время работы и осанки. Доказано, что дефекты зрения способствуют
Уровень состояния здоровья и физического развития младших школьников... 241
нарушению равновесия тела, в первую очередь из-за ослабления крупных групп мышц. [8,с.24]; [10,с.54].
Многочисленные данные свидетельствуют о взаимосвязи плоскостопия и деформацый позвоночника с ¿дефектами зрения [16]. Из 110 детей со сколиозами у 32% отмечаются нарушения зрения, из которых наиболее часто встречается высокая близорукость. При деформациях позвоночника видоизменяется грудная клетка, снижается жизненная емкость легких, что способствует заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Ослабление дыхательных и брюшных мышц снижает функцию внешнего дыхания [4]. Так, у слабовидящих учащихся начальной школы сила дыхательных мышц при вдохе и выдохе отстает от нормы на 17.6 - 25,2%, а задержка дыхания - на 14,2 - 22,8% [3,с.47].
В первые месяцы обучения в школе в организме школьников, особенно ослабленных, возникают перемены, которые можно классифицировать как "школьный стресс" и "адаптационная болезнь". Социально-медицинские исследования режима дня младших школьников свидетельствуют о преимуществе нагрузок статического характера, что значительно увеличивает число учащихся с функциональными нарушениями нервной и сердечнососудистой систем [12]; [3 5]. При исследовании состояния здоровья учащихся начальной школы заболевания системы кровообращения у детей с дефектами зрения составили 16%, а среди детей контрольной группы - 6%. Кроме того, выявлена тенденция увеличения числа таких заболеваний с возрастом среди всех учащихся начальной школы.
Кроме выраженных патологий описанных систем у большинства детей с нарушениями зрения имеются другие виды отклонений в здоровье. Например, нарушение речи (16,2%), поражение функций щитовидной железы (9,7%), гиперплазия миндалин (6,9%), многократные ангины (5,9%), грыжевые выпячивания (4,2%), хронический гасгрит (3,8%). У нормально видящих детей подобные нарушения встречаются значительно реже.
Анализ физического развития и физической подготовленности детей с дефектами зрения показал отличие многих параметров от возрастной нормы. Наблюдается задержка роста, слабо развивается грудная клетка, проявляются ранние деформации костей и суставов, снижение тонуса мышц [I].
Установлено, что дети с нарушением зрения совершают меньше шагов за день, по сравнению с нормально видящими детьми. Если слабовидящие младшие школьники проходят за день в среднем 4,1 км. то дети с нормальным зрением -10,3 км [5].
Низкий уровень двигательной активности у детей с нарушением зрения, недостаточный объем и интенсивность движений на протяжении дня не может компенсироваться двумя уроками физкультуры в неделю. Правильно
242
Щербина Т. И,, Коробова Е. А.
организованная двигательная активность на общеобразовательных уроках (использование физкультминуток, физкультпауз, кратковременная работа в положении стоя) способствует 2 - 3 - разовой смене положения позы школьника и выполнению 150 - 200 движений, что улучшает все психические функции и повышает работоспособность на протяжении урока.
Анализ антропометрических характеристик позволяет сделать вывод, что у младших школьников с нарушением зрения такие показатели, как рост и масса тела, достоверно ниже, чем у учащихся массовых школ. Наиболее выражено отставание в росте у мальчиков в возрасте 8 и 9 лет, а у девочек в 9 лет. Отставание по массе тела у мальчиков и девочек с дефектами зрения достоверно ниже в возрасте 8 и 9 лет. У детей 6 и 7 лег статистически достоверных различий в росте и массе тела не наблюдалось.
Выявлены различия показателей, отражающих состояние дыхательной системы. Так, размеры окружности грудной клетки ниже у детей с нарушениями зрения, но статистически достоверных отличий от школьников без зрительных дефектов по этому показателю не получено. Жизненная емкость легких и жизненный индекс (показатель отношения жизненной емкости легких на массу тела) у детей с нарушениями зрения ниже во всех возрастных группах. Достоверно статистические различия выявлены у мальчиков и девочек 7, 8 и 9 лет по показателю жизненной емкости легких, но у мальчиков с нарушением зрения данный показатель значительно ниже, чем у их ровесников без нарушения зрения. Достоверность величины по показателю окружности грудной клетки выявлялась в меньшей степени, чем достоверность по показателю жизненной емкости легких, В случае жизненного индекса различия не носили статистически достоверного характера, за исключением детей и 9- летнего возраста со сниженной массой тела.
Абсолютные значения кистевой динамометрии у мальчиков и девочек с нарушением зрения значительно ниже показателей своих сверстников из общеобразовательных школ. Статистически достоверные отличия по показателю силы кисти у мальчиков выявлены в 8 и 9 лет, у девочек в 7, 8 и 9 лет. При расчете силового индекса (отношения показателей силы кисти к массе тела) статистически достоверных отличий не получено из-за низких показателей массы тела у сенсорно депривированных детей по сравнению с младшими школьниками без зрительных дефектов.
Более низкий уровень физического развития по сравнению со здоровыми детьми можно объяснить наличием основного дефекта и вторичными нарушениями развития. В свою очередь, эти факторы способствуют прогрессированию гиподинамии у младших школьников с дефектами зрения с возрастом.
Уровень состояния здоровья и физического развития младших школьников.,. 243
Список литературы
1. Азарян Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня // ML: ВОС, 1987.- 115с.
2. Акимова А.К. Коррекция недостатков физического развития слабовидящих учащихся специальных медицинских групп в процессе физического воспитания. Автореф. дис.чжанд. пел, паук. Москва, 1987. 28с.
3. Акимова А.К. Коррекционная работа над недостатками физического развития слабовидящих детей школьного возраста средствами лечебной физкультуры // Алма-Ата: Мектеп, 1983. - 85с.
4. Вепгкина Э.М. Типы рефракции у школьников и их зависимость от возраста, физического развития, внешних условий и рефракции родителей // Автореф. дис,,..канд. мед. наук. -Смоленск, 1970. - 24с,
5. Габриелян A.A. Особенности ходьбы слепых детей // Тезисы докл. науч.сессии по дефектологи - М: 1983. - С.65 - 68,
6. Головнева В.И. Близорукость как причина понижения зрения школьников Семипалатинска и меры ее профилактики // Автореф. дис....канд. мед. наук. -Семипалатинск, 1969, -23с.
7. Дубогай А.Д. Влияние различных двигательных режимов на организм младших школьников с нарушением осанки // Материалы 6-й науч.практ. конф. по вопросам физ. восп. и спорта среди молод. - Ташкент: Ешгвардия, 1977. - С. 37 - 39.
8. Касаткин Л.Ф. Координация движений и ее особенности у школьников с нарушением зрения // Дефектология. - 1975, - № 1. - С.24 - 27.
9. Коваленко В.В. Возрастные изменения рефракции у учащихся младших и средних классов // Охрана здоровья детей и подростков. - К.: Здоров'я. - J971. - Вып. 3. - С.81 -83.
10. Островская Е,Б. Формированиа представлений о замкнутом пространстве у слепых и частичновидящих младших школьников // Дефектолог ия. - 1976. - № 2. - С.54 - 57,
11. Павлов А.П. Состояние осанки у слепых и слабовидящих детей школьного возраста // Мышечная деятельность в норме и патологии. - Горький, 1974. - С.43 - 75.
12. Силла Р.В. Оптимальная доза двигательной активности для школьников Н Гигиенические основы физ. восп. и спорта детей и подростков. Материалы Всесоюз. Науч. Конф, - Таллин, 1975. - С.148 - 1 50.
13. Смирнова Т.С. Некоторые данные о соотношении состояния здоровья и миопии у школьников//Вопросы детской офтальмологии/Под ред. Э.С.Аветисова.- М.: НИИ глаз н. болезней и м. Гейм гол ьца, 1976, - С .63 - 65,
14. Старков Г. Л. Как сохранить и улучшить зрение. -М.:Медицина, i 972. - 64с.
15. Сухарев А.Г. Теоретические основы гигиенического нормирования суточной двигательной активности детей и подростков d Гигиенические основы физ. восп. И спорта детей и подростков. Материалы Всесоюз. науч. конф. - Таллин, 1975.-С. 160 — 164.
16. Щедрин А.Г. Лечебная физкультура и физиотерапия в комплексном лечении сколиоза начальной степени у детей в поликлинических условиях //Автореф. дис. .. .канд. мед. наук. - Новосибирск, 1971. - 24с.
Поступила в редакцию 01.04.2003 г.