УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО
ВУЗА
Н.Д. Алексеева, старший преподаватель Н.А. Зиновьев, канд. пед. наук, доцент П.Б. Святченко, старший преподаватель М.В. Давыдов, старший преподаватель
Балтийский государственный технический университет «Военмех»
им. Д.Ф. Устинова
(Россия, г. Санкт-Петербург)
DOL10.244W2500-Ж0-2021-4-1-m-Ш
Аннотация. Наиболее остро проблема личностной рефлексии волнует молодых людей, перешагнувших рубеж 16-17 лет и не достигших возраста 23 лет. При этом существует противоречие между потребностями личности в данном возрасте к самопознанию, самонаблюдению, осмыслению и анализу внутреннего и телесного «Я», сознательному контролю своих решений и действий и отсутствием условий для формирования рефлексии в образовательной среде. В ходе научной работы нами было проведено исследование, которое включало в себя определение уровня развития рефлексивности у обучающихся БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова. Было определено, что регулярные занятия спортом способствуют становлению уровня рефлекции; и ее формирование возможно при условии спортизации физического воспитания в вузе.
Ключевые слова: рефлексия, личностная рефлексия, уровень рефлексивности, рефлексивность студентов, физическое воспитание, студенты.
На протяжении всей жизни человек непрерывно ведет поиск своей идентичности, самоопределяется, наполняет новым содержанием уже имеющиеся формы представлений о себе. Наиболее остро проблема личностной рефлексии волнует молодых людей, перешагнувших рубеж 16-17 лет и не достигших возраста 23 лет. Если в данный возрастной период субъекту удается позитивно использовать актуализирующиеся процессы самосознания, то он приобретает эффективное средство построения продуктивных взаимоотношений с миром и с самим собой [1].
Данный возрастной период у большинства молодежи связан с обучением в вузе. При этом наиболее актуальным объектом научных исследований становятся студенты именно технических вузов. В отличие от гуманитарных, в учебных планах по направлениям обучения техническим специальностям отсутствую дисциплины, способствующие развитию личностной рефлексии.
Из чего складывается противоречие между потребностями личности в данном
возрасте к самопознанию, самонаблюдению, осмыслению и анализу внутреннего и телесного «Я», сознательному контролю своих решений и действий и отсутствием условий для формирования рефлексии в образовательной среде. Усугубляется ситуация наличием уровня стресса у студенческой молодежи, возникающего вследствие переезда в другой город, большого объема домашних заданий, сдачи сессий, необходимости трудоустройства во внеучебное время и др.
Развитие личностной рефлексии сказывается и на уровне компетентности будущих специалистов, и на их востребованности на рынке труда. Но при учете большого внимания к компетентностному подходу в обучении, дисциплин, способствующих формированию позитивной рефлексии недостаточно.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения процесса становления личностной рефлексии будущих специалистов - это гибкая технология повышения профессионализма, познания себя как будущего профессионала, способствую-
щая развитию самовосприятия, самосознания и самоанализа творческого потенциала [2].
Учитывая вышеизолженные факты, нами было сделано предположение, что в рамках изучения дисциплины «Элективный курс по физической культуре и спорту», при учете спортизации физического воспитания, возможно создать условия для становления личностной рефлексии.
Нами было проведено исследование, которое включало в себя определение уровня развития рефлексивности по методике диагностики Карпова А.В. [3]. Респондентами выступили две группы сту-
дентов: занимающиеся физической культурой только в рамках образовательного процесса и занимающиеся регулярно спортом (помимо занятий по физическому воспитанию в вузе). Всего в опросе приняли участие 93 студента, обучающихся на 1-3 курсах в Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова.
Результаты тестирования представлены в таблице ниже. Достоверность различий была проверена с помощью непараметрического статистического критерия Манна-Уитни.
Таблица. Результаты диагностики уровня развития рефлексивности по опроснику Карпова А.В.
Группа Численность группы (чел) Результат (балл) Р Уровень
занимающиеся физической культурой только в рамках образовательного процесса 48 124,8 < 0,05 Средний уровень рефлексивности
занимающиеся регулярно спортом (помимо занятий по физическому воспитанию в вузе) 45 144,8 Высокоразвитой рефлексивности
Из данных, представленных, в таблице Таким образом, на основании прове-
видно, что студенты, которые регулярно денного исследования можно сделать вы-занимаются спортом, имеют уровень реф- вод о том, что регулярные занятия спортом лексивности достоверно выше (р < 0,05), способствуют становлению уровня реф-чем те, которые этого не делают. Первые лекции; и ее формирование возможно при показали высокий уровень развития, вто- условии спортизации физического воспи-рые - средний. тания в вузе.
Библиографический список
1. Колодезникова М.Г Развитие личностной рефлексии у подростков, занимающихся боксом / М.Г. Колодезникова, К.С. Колодезникова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 9. - С. 63-64.
2. Мишина Е.И. Психологическое сопровождение личностной рефлексии будущих специалистов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. - 2012. - №1 (13). - С. 141148.
3. Комарова Т.К. Профессиональный эталон как ценностное основание профессионально-личностной рефлексии студентов-психологов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Материалы VI всероссийской научно-практической конференции.
- 2013. - С. 410-412.
4. Алексеева Н.Д. Формирование групповой сплоченности студенческих сборных команд на примере БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова / Н.Д. Алексеева, А.А. Ивачев, А.Н. Зиновьев, А.А. Зиновьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019.
- № 3 (169). - С. 13-16.
THE LEVEL OF REFLEXIVITY AMONG STUDENTS STUDYING AT A TECHNICAL
UNIVERSITY
N.D. Alekseeva, Senior Lecturer
N.A. Zinoviev, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor P.B. Svyatchenko, Senior Lecturer M.V. Davydov, Senior Lecturer
Baltic State Technical University "Voenmeh" named after D.F. Ustinov" (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The most acute problem of personal reflection concerns young people who have crossed the threshold of 16-17 years and have not reached the age of 23 years. At the same time, there is a contradiction between the needs of a person at a given age for self-knowledge, self-observation, comprehension and analysis of the inner and bodily "I", conscious control of their decisions and actions, and the lack of conditions for the formation of reflection in the educational environment. In the course of scientific work, we conducted a study that included determining the level of development of reflexivity among students of the BSTU "VOENMEH" named after D.F. Ustinov. It was determined that regular sports activities contribute to the formation of the level of reflection; and its formation is possible under the condition of sportization of physical education at the university.
Keywords: reflection, personal reflection, level of reflexivity, students ' reflexivity, physical education, students.