Шифр специальности: 14.00.16 УДК 616.28-008.1-057.87
PERFORMANCE LEVEL AND GENDER DIFFERENCES BETWEEN STUDENTS OF 11-12 YEAR OLD FROM TYPES OF SCHOOLS
Belova1 O.A. Plotnikova2 N.A., Agarval3 R.K.
1 Ryazan State University named S.A.Esenin, Department of Biology and methods of teaching.
Associate Professor, 390000, Ryazan, str. Svobody, 46 2Mordovia State University. N.P. Ogareva, Department of Pathology, Republic of Mordovia,
430005 str. Bolshevistskaya, 68, Saransk, Republic of Mordovia 3 Chairman Network of young doctor’s & health administrators, Moscow
The article presents the results of research development standards of efficiency, students of primary school age enrolled in a special boarding school for children deprived of hearing and in secondary school. The studies have shown that during the onset of puberty significantly affect the state of excitation and inhibition, a state of adaptation in boys and girls 11-12 years old with normal development of the auditory sensory system and its deprivation. Found that given the characteristics of the development of children with lesions of the auditory sensory system easier to use non-alpha correction test and patterned images rings. In determining, the performance were introduced kinesiology exercise to relieve stress, and the students are familiar with the exercises, removing the negative stress.
Keywords: students 11-12 years of age, performance, health, Landolt rings, the principles of development, excitement, braking, and kinesiology exercise to relieve stress
УРОВЕНЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ У УЧАЩИХСЯ 11-12 ЛЕТ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ШКОЛ
Белова1 О.А., Плотникова2Н.А., Агарвал3 Р.К.
1ФГБОУ ВПО «Рязанский Государственный университет имени С.А.Есенина», кафедра биологии и методики её преподавания. доцент, 390.000, Рязань, ул. Свободы, д.46 2Плотникова Н.А, ФГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.
Огарева», заведующая кафедрой патологии, Республика Мордовия, 430005 ул. Большевистская, д. 68, г. Саранск, Республика Мордовия) 3председатель сообщество молодых врачей и организаторов здравоохранения,
г. Москва
—----------- —
~ 37 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
В статье приводятся результаты исследований развития уровня работоспособности, учащихся младшего школьного возраста, обучающихся в специальной школе-интернате для детей, депривированных по слуху и в общеобразовательных школе, школе-гимназии. В результате проведенных исследований было показано, что в период начала полового созревания значительно влияет на состояние процессов возбуждения и торможения, состояние адаптации у мальчиков и девочек 11-12 лет с нормальным развитием слуховой сенсорной системы и с её депривацией. Выяснено, что учитывая особенности развития детей, с поражением слуховой сенсорной системы, им легче пользоваться не буквенными корректурными пробами, а рисунчатыми изображениями колец. При определении работоспособности были введены кинезиологические упражнения для снятия стресса, а учащиеся ознакомлены с упражнениями, снимающими негативное напряжение Ключевые слова: учащиеся 11-12 летнего возраста, работоспособность, здоровье, кольца Ландольта, принципы развития, возбуждение, торможение, кинезиологические упражнения для снятия стресса
В течение ХХ - начало ХХ! столетия наблюдается прогрессивный сдвиг в изучении процессов обучения, воспитания и самовоспитания. Этому способствовали технический прогресс и бурное развитие естественнонаучных дисциплин, в изучении механизмов поведения человека.
Особенно большое значение в изучение вопросов развития, поведения и воспитания имела школа академика П.К.Анохина (18481974), в изучении сложных механизмов поведения животных и человека (восприятие, ощущение, воспроизведение информации для понимания механизмов мышления и сознания). Исключительное значения для понимания принципов
управления и развития живыми системами имели исследования биокибернетикой, сформулировавших понятия
«кибернетической системы» и
«информации» (Н.Винер, У.Эшби,
П.К.Анохин). Исследования последних
привели к пониманию и необходимости в анализе живых систем использовать понятие системного подхода, который и в настоящее
время требует дальнейшей разработки в различных отраслях и направлениях науки.
Не миновал данный вопрос и такое направление как патология и физиология развития детей и подростков. Не вызывает сомнения, что умение понимать процессы развивающегося организма, в зависимости от особенностей его развития, и становления, обращать внимание на изменение иерархии между первичным и вторичным, биологическим, физиологическим и социальным просто необходимо.
Вышеизложенное подчеркивает
актуальность исследования принципов развития детей и подростков, как в областном центре, так и в различных типах школ городов для понимания механизмов развития детей и подростков с нарушениями слуховой сенсорной системы, и без неё. Стимулирование развития критических оценок личности, особенно в подростковом возрасте, ведет к активной работе над саморазвитием, самокоррекцией, а в дальнейшем - самосовершенствованием. Принципиальное положение о том, что обучающийся человек - это не только
—---------- —
~ 38 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается обучение и формирование личностных качеств, поэтому первостепенной задачей воспитательной работы является развитие и поддержание высокой активности
обучающихся в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности.
Целью работы: определение уровня
работоспособности школьников 11-12 лет г.
Рязани и Рязанской области с помощью колец Ландольта. Определение более валидной методики оценки
работоспособности для учащихся с нарушением слуховой сенсорной системы и без неё.
Методики, применяемые в исследовании:
- Оценка динамики работоспособности и развития утомления с помощью методики «Кольца Ландольта»;
Перед началом тестирования
обследуемому выдается бланк с кольцами.
Задание состоит в том, чтобы с
максимальной скоростью просмотреть бланк и зачеркнуть в нем кольца с определенным положением разрыва. Бланк лежит к испытуемому той стороной, на которой снизу расположена пробная строка.
Инструкция обследуемому звучит
следующим образом: «На бланке имеется набор колец с разрывом в одном из восьми направлений: на 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 24 часа, если ориентироваться на циферблат
1. Q- Общее количество колец, просмотренных за каждые 2 минуты работы.
2. N Число пропущенных и неправильно вычеркнутых колец за каждые 2 минуты.
3. M- Число колец, которые следовало вычеркнуть за каждые 2 минуты. Для упрощения подсчета М используют ключ, т.к. на нем указано количество колец с данным положением разрыва в каждой строке.
М - N
часов. Вы должны последовательно слева направо просматривать строки бланка, не пропуская ни одной, и зачеркивать кольца с разрывом на 15 (12) часов. Найдите внизу бланка пробную строку. Зачеркните,
пожалуйста для тренировки все кольца пробной строки, имеющие разрыв на 15(12) часов.» Обследуемый заполняет пробную строку, экспериментатор проверяет
правильность работы и продолжает
инструкцию: «Через каждые 2 минуты я буду подавать команду «Черта», по которой вы должны поставить вертикальную черту за последним просмотренным к этому моменту кольцом и, не останавливаясь, продолжать работу дальше. По истечении 10 минут я подам команду «Стоп», по которой вы подчеркиваете последнее, просмотренное вами кольцо. Работать надо как можно быстрее, но вместе с тем безошибочно. Во время работы отвлекаться нельзя». После проведенной инструкции обследуемые переворачивают бланк и «Начали» выполняют работу.
Бланки с
обрабатываются с помощью специальных ключей, которые совмещаются с бланками при помощи маркеров. На бланке помечаются невычеркнутые (пропущенные) и неправильно вычеркнутые кольца. Затем подсчитывается и заносится в бланк фиксации результатов следующие показатели:
по команде
результатами
4. A =
M
показатель точности работы за каждые 2 минуты.
—---------- —
~ 39 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
5. P = A x Q - показатель продуктивности работы за каждые 2 минуты.
6. S =
O,5436 x Q - 2,8O7 x Nt 6OO
показатель скорости переработки информации
Q - общее количество просмотренных колец за 10 минут
- число пропущенных и неправильно зачеркнутых колец за 10 минут 600 секунд - время выполнения теста 0,5436- средняя величина информации каждого кольца 2,807- величина потери информации, приходящаяся на одно кольцо.
Количественно характеризует
функциональную подвижность нервной системы. Функциональная подвижность нервной системы- это скорость распространения нервных импульсов, а также их взаимного превращения (скорость
смены торможения и возбуждения).
Рассчитанная по формуле величина S может быть переведена в стандартные баллы по шкале:
Скорость распространения процессов по нервным комплексам коры определяет такую интегральную характеристику, как скорость центральной переработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения.
Величина S ^ O,57 0,57- 0,63 0,64- 0,73 0,74- 0,83 0,84- 0,91 0,92- 1,04 1,05- 1,19 1,20- 1,34 1,35- 1,36 ^ 1,36
Стандартные баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом:
10 баллов - высокая скорость переработки информации (высоко подвижные)
8-9 баллов - скорость переработки информации выше среднего (подвижные)
4-7 баллов - средняя скорость переработки информации (подвижные)
^ 4 баллов - низкая скорость переработки информации (инертные).
7. Рт - показатель средней продуктивности за 10 минут.
Показатель Рт имеет тесную корреляционную связь с показателем S (0,891 при р < 0,01). Поэтому при отсутствии необходимости точной оценки результатов теста по скорости переработки информации можно ориентироваться на продуктивность ( Р ), оценивая ее по следующей шкале:
^ 330 - высокий уровень продуктивности 250-330- уровень продуктивности выше среднего 150-250- средний уровень продуктивности 150 - низкий уровень продуктивности.
Рт
P - продуктивность за первые 2 минуты
—----------- —
~ 40 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Р - продуктивность за последние 5 минут Р - средняя продуктивность за 10 минут
Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня продуктивности ( Р ) без признаков утомления, снижающего скорость деятельности. Косвенно характеризует силу нервного возбудительного процесса, выносливость нервных клеток к длительному действию раздражителя.
Коэффициент выносливости Кр оценивается по следующей шкале:
^ 0 %- высокий уровень выносливости 0-15%- средний уровень выносливости
> 15 %- низкий уровень выносливости.
9. А - показатель средней точности за 10 минут.
Определяет способность человека к безошибочному выполнению деятельности. Косвенно характеризует дифференцированное торможение в ЦНС.
Показатель средней точности работы оценивается по следующей шкале:
> 0,95 - высокий уровень точности 0,90-0,94- уровень точности выше среднего
0,80-0,89- средний уровень точности
< 0,79 - низкий уровень точности.
А - А
10. ^ = —1----5 х 100 %- коэффициент точности
Ат
А - точность за первые 2 минуты А5 - точность за последние 2 минуты А - средняя точность за 10 минут
Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня точности (А) без признаков утомления, снижающего безошибочность работы. Характеризует выносливость человека с точки зрения поддержания безошибочности деятельности.
Коэффициент точности оценивается по следующей шкале: колебания точности в пределах 5%- не учитывается падение точности на 5-10%- умеренный, допустимый уровень изменений падение точности более чем на 15%- значительные изменения, нарастание утомления.
11. Ртах - Рть - амплитуда колебаний продуктивности.
12. Показатель надежности определяет вероятность поддержания заданной эффективности деятельности в течение заданного времени. Анализ характера изменений продуктивности в процессе выполнения задания и сопоставление ее с динамикой точности позволяет вынести заключение о надежности работы и наличии признаков утомления.
Критерии оценки надежности: высокая надежность
- незначительная амплитуда колебаний продуктивности (Рах - ^ 50 единиц) при
высоком уровне точности работы ( Аг );
—------- —
~ 41 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
- средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рах - рь = от 50 до 100 единиц) при высокой точности ( A - 0,90 ) позволяет интерпретировать надежность как ближе к высокой; средняя надежность
- низкая или средняя амплитуда колебаний продуктивности ( Ртах - Pmin ^ 100 единиц) при среднем уровне точности работоспособности ( A = 0,80 - 0,89 );
- высокая амплитуда колебаний продуктивности (Рах - piTI У100 единиц) при высоком уровне точности работы( A - 0,90 )
низкая надежность
- высокая или средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рах - рь У 50 единиц) или волнообразные ее изменения при низком уровне точности ( A ^ 0,80 );
- даже при незначительной амплитуде колебаний продуктивности (Рах - pin < 50 единиц) низкий уровень точности (A ^ 0,80) позволяет интерпретировать надежность работы как ближе к низкой;
- высокая амплитуда колебаний продуктивности (Рах - рь У 100 единиц) при - среднем уровне точности( A = 0,80 - 0,89 ).
При этом во всех описанных вариантах уровень продуктивности работы Рт не имеет значения. Таким образом, амплитуда колебаний продуктивности оценивается следующим образом:
Ртах - Pmin У100 единиц - высокая амплитуда колебаний
Pax - Pin = от 50 до 100 единиц - средняя амплитуда колебаний
Pax - Pin ^ 50 единиц- незначительная амплитуда колебаний
- Методы статистической обработки (методика определения достоверных отличий методом взвешенных вариаций, проверка выпадов артефактов, оценка качественных признаков методом генеральной доли, программа Microsoft office, Excel 2003).
- Кинезиологические методы тестирования.
Анализ полученных результатов: Проведено исследование 200 младших школьников 10-12 лет в трех школах: двух школах города Рязани и в гимназии Рязанской области. По 7-ми различным показателям.
При анализе общего количества знаков (колец) ^т), который характеризует объём работы, выполненный учащимися за 10 минут, выявлено достоверное снижение данного показателя у девочек 11 -лет специализированной школы-интерната для глухих и слабослышащих детей по сравнению с девочками школы-гимназии г. Рязани, и школы -гимназии Рязанской области. При анализе данного показателя получено его достоверное увеличение у девочек 12-ти летнего возраста школы-гимназии Рязанской области по сравнению с мальчиками и девочками 11 лет этой же школы, и ученицами г. Рязани.
Самые высокие значения показателя объёма работы (Q^ отмечаются у школьников 11 и 12летнего возраста школы - гимназии Рязанской области и у 11 - летних учащихся школы-
—-------------------------------------------------------—
~ 42 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390
Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
гимназии г.Рязани, а самые низкие - у девочек такого же возраста школы-интерната для глухих и слабослышащих детей.
Анализ результатов общего количества ошибок (N1) показал, что наибольшее значение данного показателя отмечается у девочек 11-летнего возраста школы-гимназии г. Рязани, и девочек 12-ти летнего возраста гимназии Рязанской области. Это отражает развитие процесса утомления и снижение концентрации внимания у учащихся данных школ. По сравнению с девочками 11 лет школы-гимназии г. Рязани, выявлено достоверное снижение показателя у 12-ти летних учениц данного учебного заведения, что связано, с постепенной адаптацией к высокой нагрузкам. У учащихся 11 -летнено возраста специализированной школы-интерната для глухих и слабослышащих детей данный показатель также невысок, это можно связать с невысокой учебной нагрузкой, меньшей наполняемостью учебных классов, наличием дополнительных каникул, а также обучением в первую смену в отличии от детей школы-гимназии г. Рязани
Выявлены достоверные отличия у мальчиков 11 лет школы Рязанской области и школы-гимназии г. Рязани, что связано с обучением детей в первую смену. Сопоставление результатов по данному показателю у учащихся других групп, достоверных отличий не дало. Анализ показателей средней продуктивности работы ^Г)) учащихся наибольшее его значение у учащихся школы-гимназии г. Рязани. Отмечается достоверное снижение средней продуктивности работы у школьников 11-летнего возраста гимназии Рязанской области. У детей специализированной школы-интерната для глухих и слабослышащих детей данный показатель ниже, чем у детей школы - гимназии г. Рязани, однако данные величины отличаются незначительно. Значительные различия отмечаются у школьников (мальчиков и девочек) 12-ти летнего возраста школы-гимназии города Рязани, у мальчиков данный показатель выше, что связано с большим значением средней точности выполнения работы.
Сопоставление результатов, полученных при анализе показателей скорости переработки информации у этих же учащихся позволил выявить: наибольшее значение отмечается у детей школы-гимназии Рязанской области, и школы-гимназии г.Рязани это можно связать с особенностями отбора детей в данные школы. У девочек школы - интерната данные величины оказались значительно и достоверно ниже, чем в школе -гимназии Рязанской области, а we мальчиков - ниже, чем в школе-гимназии г.Рязани.
При анализе выявлено, что скорость переработки информации у девочек и12-летнего возраста выше, чем у мальчиков. Это связано с преобладанием в данном возрасти процесса возбуждения над процессом торможения.
Особенность анализа коэффициентов средней точности и выносливости заключается в том, что положительное значение данных показателей говорит о снижении точности и выносливости.
—----------- —
~ 43 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Таблица 1.
Показатели работоспособности, полученные с использованием методики кольца
Ландольта (M±m)
Рязанская область Школа-гимназия 00 1,04 ± 0,11 1,02 ± 0,05 1,12 ± 0,06 1,37 ± 0,08
н 36,5 ± 41,9 8,18 ± 26,4 43,9 9 ± 36,7 96,4 ± 31,8
£ оо 2° о’ -Н -10,9 ± 33,1 91,7 ± 27,97 оо • Я -Н чг 12 -гг
£ 64.6 ± 14.7 66,04 ± 7,997 59.4 ± 10.4 113,7 ± 27,9
М 0,255 ± 0,05 0,28 ± 0,03 0,27 ± 0,07 0,3 ± 0,06
£ 29,9 ± 5,2 33,75 ± 5,23 31.5 ± 4.5 63,5 ± 14,1
& 1294,9 ± 117,1 1311,2 ± 76,4 1402,4 ± 72,1 1632 ± 0
г.Рязань Школа -гимназия с/э 00 >/1 о -н —1 о V) -Н °„ о о 40 ^Г -н —< о 1,04 ± 0,05
Н -42,95 ± 10,49 -15,6 ± 21,7 -13,96 ± 11,2 On. ко й -и 2“
£ 8 41 Ef -15,8 ± 22,5 -20,7 ± 10,7 -20 ± 20,6
£ 88,2 ± 8,85 109,2 ± 9,4 °Я. -*t £ -И rf 83,7 ± 7,53
0,35 ± 0,03 0,43 ± 0,04 <4 -н а о о 0,31 ± 0,04
£ 49,6 ± 5,96 38,4 ± 3,91 52,9 ± 4,6 33,04 ± 2,88
& 1354,1 ± 102,3 1268,4 ± 54,8 1386,9 ± 42,4 1318,8 ± 59,6
Шкеола-интернат для глухих и слабослышащих детей 0,92 ± 0,06 т ю °\ нн °„ о о
е-2 -10,8 ± 37,97 -7,78 ± 18,9
£ •“t, m ^ 41 ^ С-1
£ 69.1 ± 14.1 72.1 ± 13.2
% 0,28 ± 0,04 3* |
£ 'О м т оо 26,3 ± 7,63
& 1200,1 ± 102,9 1165 ± 72,3
I Город Тип школы \ пока-\зате-\ ли воз\ раст\ ХЗІГ I I ХЗІГ z I І9ІГ ] ] хзк z\
ІЮЦ ИЯИНЯПВЭД ИШгОЯЭ^
-н
сз
Н
Л
Ч
О
§
X
сз
ч
сз
=г
л
г*
о
X
я
сз
м
о
о
с
о
о
3
в
к
о
я
ко
о
«->
о
е
«->
о
н
о
VO
сз
с-
=3
о
н
сз
го
сз
ФХ
о
н
—--------------------------------—
~ 44 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Since 1999 ISSN 2226-7425
The journal of scientific articles “Health & education millennium”, 2014, tom 16 № 1
—-------
Сравнительный анализ коэффициента выносливости, который определяет способность человека к длительному
поддержанию выявленного уровня продуктивности без признаков утомления, снижающего скорость деятельности и
косвенно характеризует силу нервного 1 возбудительного процесса, выносливость нервных клеток к длительному действию раздражителя, выявил, что лучшие его
значения у детей 11 лет школы-интерната
для глухих и слабослышащих детей школы. Возможно, это связано с тем, что дети данной школы не столько сильно загружены при обучении, как дети гимназии и школы Рязанской области и с углубленным изучением школы-гимназии г.Рязани
Исследования выявили достоверное снижение выносливости у детей 11 лет2 гимназии Рязанской области по сравнению с детьми 11 лет школы-интерната, что связано с развитием утомления .
В процессе сопоставления было выявлено достоверное улучшение выносливости у 12- летних учащихся гимназии Рязанской области по сравнению с 11 -летними. При анализе было выявлено, что у остальных детей данный показательз практически не отличался.
Анализ коэффициента точности, который определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня точности без признаков утомления4 ,снижающего безошибочность работы и характеризует выносливость человека с точки зрения поддержания безошибочности деятельности, выявил наименьшую точность 5 у детей 11 -12 летнего возраста школы-гимназии рязанской области, у девочек отмечается достоверное снижение данного показателя по сравнению с мальчиками этой
6^9-------—
же школы и девочками 12-летнего возраста школы-гимназии г. Рязани.
Данные показатели имеют первую, вторую и третью степень достоверности отличий.
Выводы:
У девочек 12 лет школы-гимназии города Рязани показатели объема работы, коэффициента подвижности нервных процессов темпа выполнения работы, объема зрительной информации, скорости переработки информации достоверно ниже, чем у девочек 11 лет, и мальчиков 12 -ти летнего возраста данной школы и гимназии Рязанской области (р<0,001), что отражает наиболее быстро развивающиеся процессы утомления у девочек в период полового созревания.
У мальчиков 12 лет гимназии Рязанской области показатели объема работы, коэффициента продуктивности работы, коэффициента подвижности нервных процессов концентрации внимания, объема зрительной информации достоверно ниже, чем у мальчиков 11 лет данной школы и мальчиков 12 лет гимназии г. Рязани. (р <0,001).
У детей 11 лет гимназии Рязанской области выявлено достоверное уменьшение показателя коэффициента выносливости по сравнению с другими обследуемыми детьми (р<0,001).
У девочек 11-12 лет гимназии Рязанской области отмечается достоверное уменьшение коэффициента точности по сравнению с другими обследуемыми детьми (р<0,05).
. Выявлено, что отмечается достоверная корреляция между физическим развитием и работоспособностью учащихся
—---------- —
~ 45 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
6. Кинезиологический самомассаж значительно повышает работоспособность учащихся всех видов школ.
Практические рекомендации:
Исследования показали, что для детей, депривированных по слуху наиболее удобно использовать корректурные пробы «кольца Ландольта», а для учащихся школ-гимназий -буквенные корректурные пробы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н.А., Нотова С.В. Стресс, физиологические и экологические аспекты адаптации, пути коррекции. - Оренбург. ИПК ГОУ ОГУ. -2009.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. -М.: Академия, 2002. - С. 6-15.
3. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979.
- 298 с.
4. Буль П.И. Основы психотерапии. -М.: Медицина,1972. -312с
5. Белова О.А. Психофизиологические проблемы развития моторных навыков у детей различных типов школ. Журн. Списка ВАК Современные проблемы науки и образования. -
2012. - № 1; URL: www. science -education.ru/101-5337;
6. Белова О.А. Плотникова Н.А., Агарвал Р.К.
Психофизиологические особенности
социального статуса первоклассников с нарушенной и нормальной слуховой функцией /Журн. Здоровье и образование в XXI веке. -
2013.- №1-4,Т.15.- С.89-95;
7. Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция. Учебно -методическое пособие. -СПб. Речь, 2008. -256с;
8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. - М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2011. -167с;
9. Калью П.И. Сущностная характеристика
понятия "здоровье" и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная
информация // ВНИИМИ. - 1988. - 69 с;
10.Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. - Новосибирск, 1986. - 148 с;
11.Клиорин А.И. Соматипы и парадигма индивидуальных конституций. Развитие учения о конституциях человека в России во второй половине XX столетия //Физиологический журнал им.И.М.Сеченова, 1996. - Т.82.- №3.-С.151-163;
12.Ковальзон В.М. Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла «бодрствование-сон» / В.М.Комальзон - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2012. -С.216-220;
13. Леш Матиас, Фёрдер Габриэле Кинезиология: от стресса к гармонии/ Пер. с нем. Е.Игнатьевой СПб. Издательство Вернера Регена ,2009 - С.38-56;
14.Лищук В.А., Мосткова Е.В. Основы здоровья: актуальные задачи, решения, рекомендации. М., 1994. - 133 с.
15.Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: Защитные перекрестные эффекты адаптации. -М.,1993.- 421 с.
16.Судаков К.В. Диагноз здоровья. М., 1993. -122 с.
17.Судаков К.В. Системная интеграция функций
человека: новые подходы к диагностике и
коррекции стрессорных состояний // Вестник Российской АМН. - 1996. - N6. -С.15-25.
18.Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. - СПб.:КОРОНА принт; М.:Бином-Пресс,2005.-128с;
19.Царегородцев Г.И. Проблемы диалектики в физиологии, нормологии и санологии// Совещание по философским проблемам современной медицины. - М., 1998. - С.37-43.
20.Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии: Избр.труды.- М.,1982.- 383 с.
—---------- —
~ 46 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).