УДК 796.966
УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-15 ЛЕТ
А.С. Самсыкин
Приведены показатели, отражающие уровень общей и специальной физической подготовленности хоккеистов, занимающихся на этапе углубленной спортивной специализации. Выявлено, что показатели в тестах по специальной физической подготовке в значительной степени определяются уровнем техники владения коньками и уровнем развития скоростно-силовых качеств.
Ключевые слова: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, хоккеисты, этап углубленной специализации.
Важным аспектом совершенствования процесса многолетней подготовки юных спортсменов является научное обоснование эффективной системы управления тренировкой на основе объективных данных о динамике физической подготовленности и спортивного мастерства юных спортсменов [1].
Эффективная система управления тренировочным процессом предполагает регулярное получение информации об уровне развития физических качеств, функциональных возможностей, технико-тактического мастерства на этапах многолетней подготовки и годичных тренировочных циклах.
Хоккей - один из самых популярных видов спорта в мире. На сегодняшний день имеется большое количество научных работ, раскрывающих особенности подготовки хоккеистов, но в своем большинстве они касаются подготовки высококвалифицированных спортсменов, вместе с тем количество работ, направленных на обоснование системы подготовки юных хоккеистов ограниченно [2-4].
На этапе углубленной спортивной специализации проходят подготовку юные хоккеисты 13-15 лет, в этот период основные задачи сосредоточены в направлении расширения уровня физических и функциональных возможностей, повышения уровня технического мастерства спортсменов. В этой связи, именно на данном этапе подготовки большое значение приобретает регулярный педагогический контроль уровня физической подготовленности хоккеистов [4, 5].
Недостаточная теоретическая и методическая разработанность данного вопроса существенно сказывается на практической стороне проблемы. Анализ данных научно-методической литературы и передовой практики свидетельствует, что на сегодняшний день в хоккее имеется значительное количество тестов и контрольных упражнений, однако по
большинству из них отсутствуют критерии оценки, что затрудняет их практическое применение.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием между практической необходимостью, с одной стороны, осуществления педагогического контроля за уровнем физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации, с другой, недостаточной научно-методической разработанностью критериев оценки уровня физической подготовленности хоккеистов 13-15 лет.
Проблема нашего исследования, направленного на поиск путей разрешения этого противоречия, сформулирована следующим образом: каковы особенности динамики уровня физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации?
Цель исследования: выявить особенности динамики уровня физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.
Гипотеза исследования. Выявление особенностей динамики уровня общей и специальной физической подготовленности хоккеистов позволит усовершенствовать систему педагогического контроля, систематизировать тренировочный процесс и повысить качество физической подготовки хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.
Для достижения цели исследования последовательно решались четыре задачи:
1. Теоретически исследовать проблему изучения динамики физической подготовленности хоккеистов.
2. Разработать шкалы дифференцированной оценки общей и специальной физической подготовленности хоккеистов 13-15 лет.
3. Выявить динамику уровня общей и специальной физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.
4. Экспериментально обосновать эффективность педагогического контроля общей и специальной физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.
Экспериментальная база исследования: команда «Ак Барс» - 2001г., г. Казань, Республика Татарстан.
В нашем исследовании приняли участие хоккеисты 13-15 лет, занимающиеся на этапе углубленной спортивной специализации. Для выявления уровня развития ведущих двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей, общей и специальной выносливости) нами применялись тесты, рекомендованные Федерацией хоккея России для ДЮСШ. Полученные среднегрупповые значения были математически обработаны и послужили основой для разработки шкал дифференцированной оценки уровня развития изучаемых физических качеств и двигательных
способностей. Разработанные нами шкалы дифференцированной оценки позволили построить индивидуальный профиль физической подготовленности, где графически изображен уровень развития различных видов двигательных способностей и физических качеств по результатам тестов. Исследование уровня общей физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации позволило экспериментально установить, что наиболее высокие темпы прироста скоростных качеств у юных хоккеистов наблюдаются в 13 и 15 лет. Наиболее высокие темпы прироста анаэробной выносливости отмечены с 13 до 14 лет. Установлено, что наиболее высокие темпы развития общей выносливости отмечены в 13-14 лет. Высокие темпы прироста силовых и скоростно-силовых качеств были отмечены в период от 13 до 15 лет. Наиболее высокие темпы прироста ловкости выявлены у 13-14-летних хоккеистов.
Выявлено, что показатели в тестах по специальной физической подготовке в значительной степени определяются уровнем техники владения коньками и уровнем развития скоростно-силовых качеств. Поэтому наиболее высокие темпы прироста результатов в специальных тестах у юных хоккеистов наблюдаются в возрастной период 14-15 лет. Исследование уровня общей физической подготовленности в годичном цикле тренировки позволило выявить положительную динамику в развитии основных физических качеств и двигательных способностей. В соревновательном периоде подготовки 95 % ЭГ по уровню общей физической подготовленности находятся в пределах от среднего до высокого, а в КГ - 80 % хоккеистов от общего числа группы имеют оптимальный уровень ОФП (рис. 1, 2).
Рис. 1. Соотношение испытуемых ЭГ с различным уровнем ОФП
в соревновательном периоде
Рис. 2. Соотношение испытуемых КГ с различным уровнем ОФП
в соревновательном периоде
Исследование уровня специальной физической подготовленности в годичном цикле тренировки позволило выявить положительную динамику в развитии основных физических качеств и двигательных способностей. В соревновательном периоде подготовки 90 % ЭГ по уровню специальной физической подготовленности находятся в пределах от среднего до высокого, а в КГ - 70 % хоккеистов от общего числа группы имеют оптимальный уровень СФП (рис. 3,4).
высокий; 5%
Рис. 3. Соотношение испытуемых ЭГ с различным уровнем СФП
в соревновательном периоде
Рис. 4. Соотношение испытуемых КГ с различным уровнем СФП
в соревновательном периоде
Проведение педагогического тестирования с целью выявления хоккеистов, отстающих по уровню развития различных компонентов общей и специальной физической подготовленности, и введение коррекции в тренировочный процесс на этапе углубленной спортивной специализации должно осуществляться через каждые два месяца подготовки в годичном тренировочном цикле. Регулярный педагогический контроль позволяет реализовывать дифференцированный подход в тренировке хоккеистов и целенаправленно развивать физические качества и двигательные навыки, лимитирующие игровой потенциал хоккеистов.
Обобщая результаты исследования динамики уровня физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации можно заключить следующее, что применение разработанной нами системы оценки уровня общей и специальной физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации в рамках регулярного педагогического контроля дает объективную информацию об уровне физической подготовленности и позволяет своевременно корректировать физическую подготовку в учебно-тренировочном процессе.
Список литературы
1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Алексеева Н.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 21. С.4750-4754.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 25. С. 5655-5659.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч.11. С.2450-2454.
4. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. 2013. № 6. С. 12-19.
5. Шестаков М.П., Назаров А.П., Черенков Д.Р. Специальная физическая подготовка хоккеистов: учеб. пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2000. 143 с.
Самсыкин Антон Сергеевич, аспирант, [email protected], Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма.
LEVEL OF THE GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL FITNESS OF HOCKEY PLAYERS
OF 13-15 YEARS
A.S. Samsykin
In article the author gives the indicators reflecting the level of the general and special physical fitness of the hockey players who are engaged at a stage of profound sports specialization. It is revealed that indicators in tests substantially are determined by special physical preparation by the level of technology of possession of the skates and a level of development of high-speed and power qualities.
Key words: general physical preparation, special physical preparation, hockey players, stage of profound specialization.
Samsykin Anton Sergeyevich, graduate student, volderl968@ mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
УДК 796.011
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ КОМАНД
Г.А. Хрусталев, В.П. Губа, В.А. Ермаков
Рассмотрены вопросы эффективного формирования состава команды в игровых видах спорта на основе интегрально-индивидуального подхода, обеспечивающего определение перспективности спортсмена по целому комплексу индивидуальных особенностей развития организма.
Ключевые слова: спортивные игры, команда, игровые звенья, интегрально-индивидуальный подход.
Одним из первостепенных условий успешной организации коллективных взаимодействий внутри команды, является наличие объективных показателей характеризующих индивидуальные особенности