зичливе відношення викладача до студентів (сарказм, глузування, докір, погроза, нотація); прийоми спонуки (покарання, необгрунтована вимога, причепливість).
Можна помітити, що кожний з розглянутих нами засобів у процесі навчання в кожного педагога буде мати свої особливості. Вони залежать від умов застосування, поєднань засобів, педагогічної майстерності викладача. У даній статі ми назвали лише основні їхні можливості, спираючись на які, педагог зможе проаналізувати можливості тих педагогічних засобів, які він використовує [5]. Висновки.
Вивчення науково-педагогічних джерел дає змогу визначитися з поняттям мотиваційної основи учіння, яка представляє собою систему цілей, потреб і мотивів, які сприяють, посилюють і стимулюють майбутнього інженера до опанування знаннями. І як свідчить практика педагогічної діяльності, існують певні засоби та методи, які дають змогу викладачу посилювати мотивацію учіння у студента - це використання учбового матеріалу, що має стимулюючий зміст; це використання проблемного навчання, а також інтерактивних методів.
Подальші дослідження передбачається провести в напрямку вивчення інших проблем мотиваційної основи учіння майбутнього інженера.
Література:
1. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. Перевод А.М. -Татлыбаевой. - СПб: Евразия, 1999
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 476 с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 502 с.
4. Матюшина М.В. Мотивация младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
5. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии.-1976.-№6. - С.54-67.
Надійшла до редакції 15.01.2007р.
УРОВЕНЬ «КОМАНДНОГО КОНТРОЛЯ МЯЧА» У ВЕДУЩИХ КОМАНД НА XVIII ЧЕМПИОНАТЕ МИРА В ГЕРМАНИИ
Перепелица П.Е., Демкович С.Э. Донецкий национальный технический университет Донецкий государственный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского
Аннотация. В статье показан новый метод анализа командных тактико-технических действий. С помощью этого метода был определён «уровень командного контроля мяча» у шестнадцати ведущих команд, вышедших в 1/8 финала на XVIII чемпионате мира в Германии. Ключевые слова: футбол, командный контроль мяча, тактико-технические действия, чемпионат мира. Анотація. Перепелиця П.Є., Демкович С.Е. Рівень «командного контролю м’яча» у провідних команд на ХVIII чемпіонаті світу в Німеччині. У статті відображено новий метод аналізу командних тактико-технічних дій. За допомогою цього методу було з’ясовано «рівень командного контролю м’яча» у шістнадцяти кращих команд, котрі вийшли до 1/8 фіналу на XVIII чемпіонаті світу у Німеччині.
Ключові слова: футбол, командний контроль м’яча, так-тико-технічні дії, чемпіонат світу.
Аппо!а1;юп. Perepelitsa P.E., Demkovich S.E. Level of “the command control of a ball” over conducting teams on XVIII the world championship in Germany. In the article is shown a new method of analysis of commands by tactical technical actions. The “level of command control of ball” was certain at sixteen leading commands going out in a 1/8 finale on XVIII championship of world in Germany by this metod. Keywords: football, command control of ball, tactical technical actions, world championship.
Введение.
Каждый чемпионат мира является своеобразным фестивалем, на котором лучшие команды мира демонстрируют последние достижения в технике, тактике, атлетической и психологической подготовке. Специалисты и журналисты, присутствующие на таких фестивалях, фиксируют всё лучшее, прогрессивное с тем, чтобы затем внедрить это в практику игры команд своих стран [1]. Уровень европейского и мирового футбола в целом на данный момент очень высок, и наш отечественный футбол отстаёт по многим компонентам от своих западных конкурентов. Отставание наблюдается буквально во всём - начиная с селекционной работы с детьми и дальнейшей их подготовкой, заканчивая уровнем тактико-технической подготовленности уже взрослых футболистов. Можно отметить, что у наших доморощенных игроков присутствует хорошая физическая подготовка: скорость, выносливость, воля к победе, но вместе с тем отсутствует главное качество - изобретательность и острота мысли! Нашими тренерами разработано большое количество разнообразных упражнений по тактико-технической подготовке, с одной целью - заставить игроков думать на тренировочных занятиях. Однако, как мы видим что содержание, а, следовательно, и уровень нашего украинского футбола продолжает оставаться низким. Многие тренеры из отечественных футбольных клубов могут только позавидовать тому, как налажена и поставлена игра во многих ведущих командах Европы и Мира, в частности «командный контроль мяча». Именно этой теме и будет посвящена эта работа.
Анализ исследований и публикаций показал, что отечественными специалистами в области футбола постоянно ведётся работа в области совершенствования тактики игры [1-10]. В статье Ю.Морозова и К.Бескова «Анализ технико-тактической деятельности футболистов на Ч чемпионате мира», опубликованной в 1977 году был проведен тщательный анализ по количеству и качеству технических приёмов, выполненных лучшими командами на Ч чемпионате мира за одну игру [1]. Авторами статьи было учтено и подсчитано практически всё: передачи мяча - короткие, средние, длинные, потери мяча, ведение мяча, отбор, перехваты, обводка, игра головой, удары по воротам, штрафные и угловые удары. Однако в специальной литературе до сегодняшнего дня ещё не проводилось специальных исследований, связанных с «уровнем командного контроля мяча».
Работа выполнена по плану НИР Донецко-
го национального технического университета.
Формулирование целей работы.
Цель исследований. Проанализировать тактико-технические действия шестнадцати команд вышедших в 1/8 финала на XVIII чемпионате мира по футболу в Германии. Изучить, насколько велика разница, в способности этих команд, удерживать мяч во время игры, демонстрируя «командный контроль мяча».
Методы и организация исследований. Вся информация, используемая для написания этой статьи, была собрана путём педагогических наблюдений. Для этого были использованы видеозаписи футбольных матчей, которые транслировались на спортивных телеканалах, во время проведения чемпионата мира по футболу в Германии. Во время просмотра этих видеозаписей особое внимание было обращено на количество передач сделанных той или иной командой, после того как её игроки завладели мячом.
Результаты исследования.
На диаграмме 1 вашему вниманию будут представлены результаты анализа «уровня командного контроля мяча» в шестнадцати командах, которые прошли групповой турнир и вышли в 1/8 финала чемпионата мира по футболу.
Судя по данным таблицы 1, которая представлена ниже, «уровень командного контроля мяча» у команды Украины наиболее низкий. Всё дело в том, что количество передач во время развёртывания атаки на ворота соперника напрямую зависит от тактики, применяемой командой для взятия ворот соперника. Если вся игра команды построена на контратаках, то расстояние от собственных ворот до ворот соперника будет преодолеваться при помощи
одной или двух передач. Выполняются эти передачи, как правило, верхом, что приносит определённые затруднения для нападающих. Им совсем не просто, находясь в окружении как минимум двух защитников, обработать мяч, посланный верхом. Именно поэтому большое количество передач посланных верхом становились лёгкой добычей чужих защитников. Когда же игроки сборной Украины пытались построить игру через короткий пас низом, то им просто-напросто не хватало «движения», выдумки и изобретательности. Основная ставка в игре нашей команды делалась на отдельные личности, в частности на Андрея Шевченко. Однако игроки линии защиты и полузащиты снабжали форварда в основном передачами верхом, что приносило ему массу неудобств. Ведь гораздо приятнее и удобнее принимать передачи посланные низом точно в ноги, процент потерь мяча у нападающего в таком случае был бы гораздо ниже.
Самые высокие показатели «уровня командного контроля мяча», судя по данным таблицы, у сборных Испании и Ганы. В отличие от сборной Украины, игроки этих команд знали цену мячу и очень дорожили им. Если уж мяч попадал к ним, то можно было быть уверенным в том, что они обязательно смогут организовать атаку и довести её до логического завершения - до удара по воротам. Все атаки этих команд были построены на игре в короткий пас, благодаря чему риск потери мяча был сведён к минимуму. Кроме того, «тактика командного контроля мяча» в некоторых случаях использовалась этими игроками как средство для сдерживания соперника. Так, в матче «Бразилия - Г ана», футболисты из Африки, подолгу разыгрывали мяч, удерживая его в пределах своей команды, тем самым лишая
1.Испания МММ 5 83
2.Ганна И 5,16
З.Аргентина 4,8
4.Австралия ІИИИИИИИИИИИИИИИИИИШЯ 4,73
5.Бразилия шнниннинниннинняннн 4,4
6.Эквадор иваввавваввавваввв 4,16
7.Англия 4,14
8.Германия идиидиидиидиидим 3,93
9.Голландия |Д00!Д0тДП01Ю01МШ1ДР 3,88
10.Швейцария МЯЯШИИИИИШЯШИИИ 3,85
11.Швеция ИООВЛОВВПВВВАВВП 3,82
12.Мексика И 3,68
13.Италия ¡■вааяаааяааяа™ 3,64
14.Франция шоовоовоовоооои 3,35
15.Португалия ШИШНИИИИИИ12,8
16.Украина ииндшитиин! 2,73
Диаграмма 1. Уровень командного контроля мяча в 16 командах, вышедших в 1/8 финала чемпионата
мира по футболу в Германии. (М среднее)
Таблица 1
Основные статистические показатели «уровня командного контроля мяча» на ЧУІІІ Чемпионате мира
по футболу.
№ Команды Статистические показатели
М среднее Среднее квадратичное отклонение,о Ошибка исследования,ц М сред ± ц
1. Испания 5,83 4,40 0,55 5,83±0,55
2. Г анна 5,16 3,19 0,40 5,16±0,40
3. Аргентина 4,80 3,52 0,45 4,80±0,45
4. Австралия 4,73 3,65 0,45 4,73±0,45
5. Бразилия 4,40 4,20 0,55 4,40±0,55
6. Эквадор 4,16 3,60 0,44 4,16±0,44
7. Англия 4,14 3,04 0,35 4,14±0,35
8. Германия 3,93 2,72 0,32 3,93±0,32
9. Голландия 3,88 3,39 0,35 3,88±0,35
10. Швейцария 3,85 3,74 0,43 3,85±0,43
11. Швеция 3,82 2,64 0,31 3,82±0,31
12. Мексика 3,68 2,66 0,32 3,68±0,32
13. Италия 3,64 2,79 0,36 3,64±0,36
14. Франция 3,35 2,86 0,36 3,35±0,36
15. Португалия 2,80 1,98 0,28 2,80±0,28
16. Украина 2,73 2,19 0,25 2,73±0,25
бразильских игроков возможности атаковать. Из-за этого, бразильские игроки подолгу бегали без мяча, пытаясь отобрать его, тратя на это массу энергии.
Теперь следует подробно остановиться на командах, которые заняли призовые места на мировом первенстве. Это команды Италии, Франции и Германии. Что можно сказать об игре сборной команды Италии? Необходимо отметить, что игроки этой команды сумели грамотно построить тактику обороны собственных ворот. Давайте не забывать о том, что итальянская оборона самая сильная в мире. Именно итальянцы являются родоначальниками знаменитой системы обороны под названием «Катте-начио», что в переводе означает «задвижка». Да, именно так называли свободного страхующего защитника, который располагался позади всей линии обороны. Великолепные способности к обороне пригодились игрокам сборной команды Италии в матче с Австралийцами, у которых не плохо налажен «командный контроль мяча», благодаря чему они доминировали на поле в течение всей игры, но им так и не удалось распечатать ворота итальянского вратаря Буффона. Более того, досадное пенальти на последней минуте матча, перечеркнуло все надежды этой команды, на дальнейшее продвижение к заветной цели - финалу.
О второй команде из нашего списка можно сказать сразу, что вся игра в этом коллективе была построена на высоком классе отдельных личностей. В сборной команде Франции это, прежде всего Зинедин Зидан, неплохо проявили себя также Тьерри Анри и Франк Рибери. Зидан выполняя на поле обязанности центрального полузащитника, проявил себя как прекрасный организатор всех атак на ворота соперника. Он всегда знал, как нужно распоря-
диться мячом в той или иной ситуации, выполняя своевременные и точные передачи на своих нападающих. Анри, обладая хорошими скоростными данными, без устали терзал оборону соперника, заставляя защитников находиться в постоянном напряжении. Рибери - прекрасный фланговый игрок, который обладает хорошим дриблингом. Он принимал самое активное участие во всех атаках своей команды. Особенно запомнились его постоянные фланговые проходы с последующим смещением в центр поля, после чего следовали либо хлёсткий удар по воротам, либо острая передача на кого-нибудь из партнёров.
Сборная команда Германии, всегда славилась своим, так называемым атлетическим футболом. Вся игра в этой команде построена на длинных высоких передачах, которые следовали из линии обороны сразу в линию нападения, минуя линию полузащиты. Создавалось такое впечатление, что немецкая сборная хочет буквально продавить соперника своими мощными и высокими игроками, располагающимися в линии нападения. Вышло совсем наоборот - в момент выполнения таких высоких передач в направлении немецких нападающих, защитники грамотно ставили им корпус и в результате легко овладевали мячом. После чего игроки сборной команды Германии долго бегали за мячом по всему полю, чтобы вернуть его обратно. Однако, не смотря на такую прямолинейность, у игроков этой команды присутствовало огромное желание добиться положительного результата на этом турнире, с тем, чтобы не уронить престиж своей страны и порадовать своих болельщиков.
Выводы.
Несмотря на то, что у сборной команды
Испании самый высокий уровень командного контроля мяча, эта команда не пробилась в) финала чемпионата мира. А вот команда Италии занимает 13 место в списке шестнадцати команд, вышедших в 1/8 финала - однако эта команда стала победителем турнира! Почему так произошло? Ответ прост - мяч можно контролировать на любом участке поля и даже без особого продвижения вперёд. Именно поэтому, тактику командного контроля мяча необходимо как следует продумать, с тем, чтобы её усовершенствовать. Это необходимо для того, чтобы во время игры можно было максимально усилить давление на ворота соперника, воплотив своё преимущество в забитые голы.
Перспективными являются исследования, направленные на поиски закономерностей, которые можно выявить во время применения игроками командных тактико-технических действий.
Литература.
1. Козловский В.И. Подготовка футболистов // - М., «Физкультура и спорт», 1977г. - 173с.
2. Бэтти Э. Современная тактика футбола. - М.: «Физкультура и спорт», 1974. -200с.
3. Гёлтл Б. Подготовка футболистов. - М.: «Физкультура и спорт», 1977. - 173с.
4. Соломонко В.В., Лисенчук Г.А., Соломонко О.В. Футбол.
- Киев: «Олимпийская литература», 1997. - 286с.
5. Симаков В.И. Футбол: простые комбинации. - М.: ФиС., 1987. - 144с.
6. Соломонко В.В., Лисенчук Г.А., Соломонко О.В. Футбол.
- К.: Олімпійська література, 1997. - 287с.
7. Симаков В.И. Футбол: комбинации в парах. - М.: ФиС., 1980. - 120с.
8. Пономаренко П. Учись видеть поле: Практическое пособие по детскому футболу. - Донецк: РИП «Лебедь», 1994.
- 112с.
9. Симаков В.И. Стандартные положения в футболе. - М.: «Физкультура и спорт», 1973. - 144с.
10. Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол. - 3-е изд., испр., доп.
- М.: «Физкультура и спорт», 1988. - 207с.
11. Долженкова В.Г., Харченко Л.П., Ионин В.Г., и др. Стати-
стика. - М.: ИНФРА- М, 2002г. - 384с.
Поступила в редакцию 19.12.2006г.
ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ УДОСКОНАЛЕННЯ ТЕХНІЧНОЇ МАЙСТЕРНОСТІ СПОРТСМЕНІВ
Петушинський Б.Б.
Ужгородський національний університет
Анотація. У статті розглядаються особливості та структура технічної підготовки спортсменів. Вивчено фактори, які впливають на ефективність тренувальної та змагальної діяльності спортсменів. Удосконалення системи керування тренувальним процесом забезпечується на основі об’єктивізації знань про структуру змагальної діяльності й підготовленості з обліком як загальних закономірностей становлення спортивної майстерності, так й індивідуальних можливостей спортсменів. Тут передбачається орієнтація на групові й індивідуальні моделі змагальної діяльності й підготовленості, на відповідну систему підбора й планування засобів педагогічного впливу, контролю й корекції тренувального процесу.
Ключові слова: технічна підготовка, змагальна діяльність, технічні дії.
Аннотация. Петушинский Б.Б. Теоретические основы
совершенствования технического мастерства спортсменов. В статье рассматриваются особенности и структура технической подготовки спортсменов. Изучено факторы, которые влияют на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Совершенствование системы управления тренировочным процессом обеспечивается на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом, как общих закономерностей становления спортивного мастерства, так и индивидуальных возможностей спортсменов. Здесь предполагается ориентация на групповые и индивидуальные модели соревновательной деятельности и подготовленности, на соответствующую систему отбора и планирования средств педагогического влияния, контроля и коррекции тренировочного процесса.
Ключевые слова: техническая подготовка, соревновательная деятельность, технические действия. Annotation. Petushinskiy B.B. Fundamental theory of perfecting of technical skill of the sportsmen. In the article the features and frame of technical training of the sportsmen are esteemed. Is studied the factors, which one influence efficiency of training and competitive activity of the sportsmen. Perfection of a control system by training process is provided on a basis objective knowledge of structure of competitive activity and readiness. The general laws of becoming sports skill and individual opportunities of sportsmen are taken into account. Orientation to group and individual models of competitive activity and the readiness, corresponding system of selection and planning of means of pedagogical influence, the control and correction of training process is supposed.
Keywords: technical training, competitive activity, technical operatings.
Вступ.
Високий рівень розвитку сучасного спорту вимагає ефективного вирішення основних проблем удосконалювання теорії й методів керування тренувальним процесом, раціонального застосування сучасної технології підготовки спортсменів.
У цей час у тренувальному процесі вже практично досягли граничних величин зростання показників об’ємів й інтенсивності навантаження (Платонов В.М., 2004; Булатова М.М., 1995).
В ігрових видах спорту техніко-тактична підготовка є стрижневим системоутворюючим елементом всієї багатогранної структури навчально-тренувального процесу (Єрмаков С.С, 2002; Вальт-ін А. І., 2003; Хромаєв З.М., Поплавський Л.Ю., Защук Г.С., 2003).
Сьогодні вдосконалення технічної майстерності розглядається як важлива складова частина спеціальної підготовки спортсменів високого рівня. Численні спроби зрозуміти й проаналізувати суть, закономірності й перспективи розвитку подальших можливостей людини, які пропонуються протягом тривалого часу фахівцями багатьох видів спорту, привели до формування цілої системи знань теорій спортивної техніки [8, 10, 13].
Робота виконана за планом НДР Ужгородського національного університету.
Формулювання цілей роботи.
Мета роботи - теоретичний аналіз доступної літератури з проблеми вдосконалення технічної підготовки спортсменів в ігрових видах спорту.