ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ОСТЕОПОРОЗОМ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
МУХИНА Р.Г.2, МЯСОУТОВА Л И.12, ЛАПШИНА С.А.1
'ГБОУ ВПО «Казанский Государственный Медицинский Университет Министерства Здравоохранения РФ», г. Казань
2Городской ревматологический центр, г. Казань
Эффективная и длительная терапия остеопороза не возможна без активного, правильного участия пациента в этом процессе, который требуется проведения образовательных программ.
Цель. Оценить эффективность проведения образовательных мероприятий для больных ОП.
Материал и методы. 48 пациентов с ОП основной группы прошли обучение в школе (5 занятий в течение года), 40 пациентов составили контрольную группу, которые только приходили на консультацию ревматолога 4-5 раз за год. Группы были сопоставимы по полу, возрасту, структуре (первичный и вторичный) и тяжести ОП, наличию переломов, получаемой терапии. Исходно и через 6 месяцев определялись интенсивность болевого синдрома в спине по ВАШ, приверженность к лечению. Исходно и через 12 месяцев проведена денситометрия.
Результаты. Через 6 месяцев от начала обучения интенсивность боли в спине достоверно (р<0,01) снизилась в 2,5 раза в основной группе и 1.5 раза в контрольной, постоянно носили корсет 52% человека из основной группы и 37,5% - из контрольной. Препараты кальция и витамина
Д через 6 месяцев постоянно принимали 95,8% пациентов, прошедших школу и 90 % пациентов контрольной группы, через 12 месяцев 93,7% и 85% соответственно. Патогенетическая антиостеопоретическая терапия была назначена всем пациентам, изначально препараты стали принимать 97,9% больных основной группы и 92,5% контрольной группы, через 6 месяцев постоянный прием препаратов продолжили 89,5% человек из группы обученных пациентов и 67,5% -в контроле, через 12 месяцев приверженность к антиостеопоретической терапии составила 87,5% и 42,5% в основной и контрольной группах соответственно. Результаты денситометрии в динамике через 12 месяцев показали, что прирост МПКТ был существенно (р<0,05) выше в группе, прошедшей школу для пациентов и составил 5,6-6,2% по позвоночнику, 4,2-4,5% по шейке бедра в основной группе, 3,1-4,8% и 1,9-3,2% соответственно в контрольной группе.
Заключение. Образовательная программа улучшает функциональный статус и качество жизни, сохраняет высокий комплаенс приема антиостеопоретических препаратов, увеличивает приверженность к лечению.
УРОВЕНЬ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБ ОСТЕОПОРОЗЕ И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ
ДОБРИЦЫНА М.А., МАРЧЕНКОВА Л.А., ГЕРАСИМЕНКО М.Ю.
ФГБУ «Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии» Министерства Здравоохранения
Российской Федерации, г. Москва.
Цель: исследовать информированность широких масс населения о значении, клинических проявлениях, методах диагностики и профилактики остеопороза.
Материал и методы. Проведено исследование поперечного типа методом анкетного опроса случайной выборки из 2018 мужчин и женщин в возрасте 20-93 лет, медиана 54 года [43; 64], не имевших ранее верифицированного диагноза остеопороза. Респонденты заполняли опросник уровня знаний (УЗ) в области остеопороза из 10 пунктов, которые, ответы на которые интерпретировались в баллах. Также предлагался к заполнению дополнительный опросник об источниках информации о проблеме остеопороза.
Результаты. Медиана общего УЗ по остеопорозу (суммарного числа ответов «Да» по всем 10 вопросам теста) была низкой и составила 3,0 балла [1,0;6,0] из 10 возможных. Информированность женщин была выше, чем у мужчин, как по суммарному УЗ (4,0 балла [1,0;6,0] против 2,0 баллов [0;4,0], соответственно, р<0,001), так и по каждому из десяти вопросов теста. Высокий УЗ отмечен по клиническим проявлениям остеопороза (2,0 балла [0;3,0] из 3-х возможных) и низкий - по методам профилактики и диагностики (1,0 балл [1,0;2,0] и 0 баллов [0;1,0] из 3-х возможных, соответственно). Лучше всего опрошенные были информированы о том, какие продукты, богаты кальцием (78%) и что такое остео-пороз (58%), и менее всего - о ежедневной потребности в кальции (10%) и что такое костная денситометрия (11%).
Обнаружена немонотонная, с максимумом в возрасте 40-59 лет, зависимость УЗ по остеопорозу от возраста (р<0,0001) и от уровня образования - коэффициент гамма-корреляции g=0,339 (р<0,000001). Также выявлена статистически значимая зависимость УЗ от трудовой занятости (р=0,0001). Таким образом, наиболее информированными по проблеме остеопороза оказались лица с более высоким образовательным цензом и работающие респонденты, как трудоспособного возраста, так и пенсионеры, менее информированными - неработающие лица среднего возраста и неработающие пенсионеры.
Среди источников информации по проблеме остеопо-роза основная доля респондентов (38,9%) назвала телевидение, и 31% отметили, что получают информацию от лечащего врача. Газеты были указаны у 25,3% респондентов, популярная медицинская литература - у 22,8%, радио - у 20,9%, близкие люди - у 17,7%. Реже всего для пополнения своих знаний об остеопорозе опрошенные пользовались интернетом - в 9,6% случаев или какими-либо другими источниками информации - в 9,3% случаев. Мужчины значительно чаще, чем женщины, получают информацию об остеопорозу от лечащего врача и из Интернета, а женщины — из средств массовой информации и от знакомых или родственников. Источники получения информации по проблеме остеопороза значимо различались у респондентов в возрастной группе до 50 лет включительно и старше 50 лет
- значение критерия достоверности %2 максимального правдоподобия (р<0,00001). Здесь наиболее значимые различия (р<0,05, %2 Пирсона) выявлены в получении информации из Интернета (лица в возрасте до 50 лет используют Интернет в 4,5 раза чаще) и радио (ему в 1,7 раза больше доверяет старшее поколение).
Выводы. Выявленный недостаточный УЗ в области остеопороза свидетельствует о необходимости широкого
внедрения образовательных программ для населения. Полученные данные позволяют выделить группы населения, на которых должны быть сфокусированы образовательные мероприятия в первую очередь, и наиболее эффективные способы предоставления информации. Обучение должно фокусироваться на конкретных вопросах профилактики и диагностики заболевания.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ У ПАЦИЕНТОВ ОСТЕОПОРОЗОМ
ЕВСТИГНЕЕВА Л. П.1, КУЗНЕЦОВА Н.М.1, ЛЕСНЯК О.М.2
'ГБУЗ СО «Свердловская областная клиническая больница №1», г.Екатеринбург, 2ГБОУ ВПО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.ИМечникова, г. Санкт-Петербург
Цель. Оценка эффективности четырехдневной интерактивной образовательной программы в сравнении с однократно проведенной лекцией и брошюрой по результатам 12-и месячного рандомизированного контролируемого испытания у пациентов с остеопорозом (ОП).
Материал и методы. Выборка включала пациентов с установленным диагнозом первичного ОП и наличием рекомендаций по лечению при условии подписанного информированного согласия на участие в исследовании. Критериями исключения были: обучение в школе по остеопорозу когда-либо ранее, значимые функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной систем, почек, деменция и другие психические и психологические проблемы, ограничивающие способность пациента понять суть исследования, заниматься в группах, заполнить информированное согласие и ответить на вопросы опросников. Пациенты основной группы обучались в школе здоровья, включавшей 4 занятия по 90 минут каждое, проводимые через 1 или 2 дня в группах по 5 - 8 человек (группа «Школа»). Пациенты группы сравнения получали образовательную программу в виде лекции продолжительностью 90 мин. (группа «Лекция»). Пациенты контрольной группы получили информацию об ОП в виде брошюры (группа «Брошюра»). В исследовании оценивались информированность по вопросам ОП, модификация поведенческих факторов риска (прием кальцийсодержащих продуктов, занятия лечебной физкультурой), число пациентов, приверженных медикаментозному лечению ОП. Продолжительность исследования 12 месяцев.
В исследование включено 117 чел. (39 чел. в группу «Школа», 40 чел. в группу «Лекция» и 38 чел. в группу «Брошюра». Средний возраст 63,3±8,1 года.
Результаты. В группе интерактивной образовательной программы все изучаемые показатели на всех визитах
были лучше, чем в группах, прослушавших лекцию или получивших брошюру. Через 12 мес. информированность об ОП возросла в группе «Школа» на 21,1%, в группе «Лекция» на 14,6%, в группе «Брошюра» на 4,6% (р=0,003 при сравнении с группой «Школа»). Потребление каль-цийсодержащих продуктов через год в группе «Школа» «Лекция» и «Брошюра» увеличилось на 238,1, 68,3, 84,4 мг в день (р>0,05). Время, затрачиваемое на физические упражнения, увеличилось в группе «Школа» на 49,9 мин в неделю, что было больше, чем в группе «Лекция» и «Брошюра», р<0,01 (в группе «Лекция» увеличение составило 1,9 мин. в неделю, в группе «Брошюра» время уменьшилось на 16,1 мин в неделю). Число пациентов, впервые начавших занятия лечебной физкультурой из тех, кто раньше не выполнял упражнения, в группе «Школа» составило 15 (88,2%) чел. и преобладало как над группой «Лекция» (2 (11,8%) чел.), р<0,0001, так и над группой «Брошюра» (6 (37,5%) чел.), р=0,003. Статистически значимых различий между группой «Брошюра» и «Лекция» не было.
Оценка приема препаратов кальция, витамина D3 и препаратов патогенетического действия показала, что число пациентов, принимающих препараты кальция и D3, а также патогенетические препараты, в том числе среди пациентов, впервые начавших принимать эти препараты, не различалось между группами. Различия касались числа пациентов, принимающих патогенетические препараты регулярно. Таких пациентов было больше в группе «Школа» (22(56,4%) чел.), чем в группе «Брошюра» (5 (13,2%), р=0,0001) и чем в группе «Лекция» (12 (30,0%), р=0,071). Статистически значимых различий между группой «Брошюра» и группой «Лекция» выявлено не было.
Выводы: эффективность лекции и брошюры была примерно одинаковой и существенно более низкой по сравнению с интерактивной образовательной программой.