ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УРОКИ ТИШИНЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ КАК ФАКТОР ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Коваль К.В.1, Шаповалова Т.И.2, Мешкова М.Б.3, Климовская Т.И.4, Кобелева Л.А.5, Русакова Н.С.6
Коваль Клара Викторовна - заведующая; 2Шаповалова Татьяна Ивановна - старший воспитатель; 3Мешкова Мария Борисовна - воспитатель;
4Климовская Татьяна Ивановна - воспитатель;
5Кобелева Лариса Анатольевна - воспитатель; 6Русакова Наталья Сергеевна - музыкальный руководитель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №27, п. Разумное, Белгородский район, Белгородская область
Аннотация: данная статья о педагогической системе М. Монтессори, создающей большие возможности для воспитания детской воли. Ее «Уроки в тишине» являются отдельными независимыми упражнениями, оказывающими большое практическое влияние на дисциплину и саморегуляцию поведения дошкольников. Цель этих упражнений - релаксация, одновременно внутреннее сосредоточение, самонаблюдение, самоконтроль. Во всех занятиях ребенок сначала развивает, а затем укрепляет свою волю. Такие упражнения способствуют созданию спокойной обстановки в коллективе детей. Кроме того, они вносят свой вклад в расширение у детей представлений об окружающем мире, способствуют общему развитию ребенка, учат малыша владеть собой, развивают наблюдательность, слух, терпение, что поможет им впоследствии преодолевать трудности школьного периода. Ключевые слова: М. Монтессори, урок тишины, воля, саморегуляция, организация волевого поведения, самоуправление поведением, релаксация, самоконтроль, дошкольники, первоклассник.
Готовность к обучению в школе предполагает достаточно высокий уровень развития интеллектуальной, мотивационной и волевой сфер. А.В. Запорожец акцентирует внимание на существенном значении развития сферы произвольности. Это означает, в частности, что будущий первоклассник должен обладать прилежанием, усидчивостью, терпением, организованностью и дисциплинированностью.
Психологи и педагоги отмечают, что главная трудность для детей, впервые пришедших в школу, заключается, в основном, в несформированности организованного поведения. Первоклассники зачастую не умеют согласовывать свои желания и действия с общими правилами, не сдерживают свои порывы и импульсивные побуждения. Они не могут спокойно и длительный период работать на уроке, отвлекаются, мешают одноклассникам.
Но и поведение ребенка 3-4 лет, еще не выработавшего в себе внутреннюю дисциплину, характеризуется: беспорядочностью волевых движений, т.е. отсутствием цели, на которую они направлены; неспособностью ребенка концентрировать свое внимание на реальных предметах. Причины подобной неорганизованности современная наука и практика усматривают, прежде всего, в недостаточном волевом развитии детей. В современной науке воля определяется как сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения,
направленная на преодоление внутренних трудностей при достижении поставленных целей, как власть над самим собой.
«Большая воля, - писал А.С. Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего то, когда это нужно. Воля-это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ одновременно. Если ребенок будет упражняться только в том, что он свои желания приводит в исполнение и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли...» [1].
Известно, что для развития каждой психической функции есть свой благоприятный период, своевременное использование которого существенно влияет на уровень достижений личности. Воспитание волевых качеств в детском возрасте служит предпосылкой последующего эффективного развития организованного поведения.
Отечественные психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн) отмечают, что волевые процессы формируются на протяжении всего периода детства и что уже с трёхлетнего возраста у детей начинает формироваться относительно сложная организация поведения. К этому времени ребенок овладевает умением ставить перед собой цели, связанные с преодолением каких-либо трудностей. У него постепенно вырабатывается привычка ограничивать себя. В то же время, произвольность поведения еще не развита: ребенок не умеет контролировать свои действия, доводить начатое дело до конца.
В старшем дошкольном возрасте уже развивается сознательность и произвольность поведения, появляется умение соответствующим образом оценивать чужие и свои поступки, регулировать свое поведение не только путем подчинения внешним требованиям, но и на основе собственных побуждений.
Успех работы по воспитанию воли у дошкольников зависит, в частности, от форм работы по организации волевого поведения. Традиционно процесс воспитания воли осуществляется через непосредственное оформление взрослым поведения ребенка, через, своего рода, упражнения волевого усилия, которые требуют сосредоточенности и терпения, способствуют воспитанию дисциплинированности.
В такой педагогической позиции акцент делается на предъявлении требований к ребенку со стороны взрослых. Однако, при этом, детская активность не находит своего выражения. М. Монтессори в своем труде «Метод научной педагогики» предупреждала, что мы постоянно совершаем насилие над природой ребенка, требуя, что бы дети соответствовали нашим представлениям о них. Она писала, что, требуя послушания, лишая ребенка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нем дисциплинированности, а на самом деле, сковываем развитие воли, и, вместо сознательной дисциплины, развиваем у ребенка страх и «рабское послушание» [3].
В педагогической системе М. Монтессори представлены различные формы работы, создающие большие возможности для воспитания детской воли. Так, «свободная работа» в подготовленной развивающей среде, как нельзя лучше, влияет на развитие волевых качеств: ребенок проявляет активность в выборе материала для своей деятельности, определяет ее длительность. В то же время, в процессе работы с материалами он должен выполнять определенные условия; например, доведение начатого дела до конца, проявление терпения, если желаемый материал выбран другим ребенком.
По мнению М. Монтессори, свободная дисциплина и свободное проявление личности ребенка означают сознательное самоуправление поведением, а не действия по требованию воспитателя. Оно вырабатывается тогда, когда ребенок может удовлетворить свои желания самостоятельно. Усидчивость, способность сосредотачиваться на внутренних ощущениях - редкие качества для дошкольников: ребенку трудно просто посидеть спокойно с закрытыми глазами.
37
М. Монтессори писала: «Остановить все моторные импульсы, возникающие по какой бы то ни было причине, создать действительную «неподвижность» возможно лишь, если мы возбудим в самих детях инициативу контроля над своими движениями» [2]. Поэтому, она предлагала сначала наблюдать им за тем, как она сама умеет бесшумно дышать, стоять, двигаться. Потом ребята пробовали подражать ей и даже перещеголять ее.
«Мой «урок молчания» нашел себе широкое применение во многих школах, где о других сторонах моего метода пока еще и не думают. Объясняется это тем, что «уроки молчания» необычайно приучают к самообладанию и сосредоточенности и имеют громадное практическое значение в области дисциплины. Дети учатся молчать и не двигаться» [2].
Прекрасная возможность научиться этому на специальных групповых уроках у детей есть и в группе, не работающей по системе М. Монтессори. Они называются «уроки тишины» и представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли. Упражнения или уроки «тишины» дают ребенку возможность прочувствовать и осознать состояние покоя внутри себя.
М. Монтессори открыла, что особенно любят тишину уже двухлетние дети. Любовь к тишине, по ее мнению, является основанием для «нормализации ребенка». Из наблюдений за детьми она делает вывод, что им можно помочь стать более спокойными и послушными посредством специальных упражнений в полном молчании и тишине. Она указывает на необходимость обучать детей таким упражнениям, которые в значительной мере способствуют формированию дисциплинированности. М. Монтессори так пишет об этом: «Уроки в тишине» являются отдельными независимыми упражнениями, оказывающими большое практическое влияние на дисциплину» [3]. «Упражнение в тишине» она называет одним из основных упражнений, «конструирующих ребенка как психическое существо» [2].
Сосредоточение на окружающих звуках может стать первичным упражнением в обучении тишине. Например, детям нравится слушать звон колокольчика. Получив задание: «До самого конца дослушать затухающее звучание колокольчика», малыши, затаив дыхание, вслушиваются в медленно угасающий звук. Он длится минуту или более. Таким образом, непринужденно, без насилия, дети концентрируют внимание на несколько минут. И это- уже немалое достижение.
Мы заметили, что многие упражнения М. Монтессори имеют применение и в реальной жизни: ребенок постепенно приобретает самостоятельность во многих сферах быта и коммуникаций. Он становится все более независимым, приобретает чувство собственной значимости и достоинства.
Мы проводим классический урок тишины, разработанный М. Монтессори, который выглядит так: дети спокойно, в свободной позе сидят за столами, взрослый просит их положить головки на сложенные на столе руки, предупреждая, что сейчас будет урок «тишины». Положив головы на руки, дети не произносят ни звука сами, прислушиваются к окружающим звукам. Через некоторое время, педагог тихо еле слышно, произносит имя ребенка. Ребенок должен тихо встать и подойти к нему. Затем педагог вызывает по очереди следующих детей. Длительность урока может быть от одной минуты до 5-7 минут. И это время наращивается постепенно, по мере возрастания у детей усидчивости, терпения. Мы собираемся практиковать такое упражнение (с выходом из группы) перед прогулкой.
В обстановке тишины дети могут упражнять свою волю, двигаясь и выполняя определенные действия (тихо встать и перенести стул; тихо встать, выбрать материал и начать заниматься так, что бы не нарушать общей тишины в группе), а так же сдерживая свои движения и действия. Возможность участвовать в упражнении и показать свои умения способствует активизации личности ребенка.
Для проведения другого занятия необходимо подготовить комнату соответствующим образом: например, комнату желательно затемнить, чтобы дети не
38
отвлекались по сторонам, это позволяет перевести все зрительное внимание на слуховое. В тишине дети начинают обращать внимание на те звуки, которых они раньше не замечали, например: тиканье часов, пение птиц, шум дождя и далее по незначительным звукам пытаются проанализировать происходящие процессы-жужжание мухи, трамвай за окном, шум дерева и пр.
Упражнение вызывает у детей живой интерес, они получают удовлетворение от возможности выражать свое собственное желание и готовность к договоренности с другими детьми, как к коллективной воле о совместном молчании.
Цель этих упражнений - релаксация, одновременно внутренне сосредоточение, самонаблюдение, самоконтроль. Во всех наших занятиях ребенок сначала развивает, а затем укрепляет свою волю.
Мы понимаем, что такие упражнения полезны лишь тогда, когда дети делают их абсолютно добровольно. И ровно столько, сколько хотят. Иначе они воспринимаются, как наказание.
Вот что об этом в свое время писала последовательница М. Монтесори, русский педагог Юлия Фаусек: « На уроке тишины не то важно, что бы дети сидели абсолютно тихо. Важен не результат, а путь; важно видеть, как каждый отдельный ребенок приходит к умению сохранять тишину: спокойно сидеть, молчать, бесшумно вставать и пробираться между столами и стульями, улавливать свое имя, произносимое шепотом воспитателем на значительном расстоянии. Не все дети обязаны присутствовать на уроке тишины: принимают участие лишь те, которые сами добровольно идут на это, «реализуя внутренне влечение к победе духа над непослушным телом» [3].
Итак, уроки тишины делают ребенка более чутким. Резкие звуки становятся неприятными для детского уха. Дети начинают воспитывать самих себя: разговаривать не громко. Стараются ходить легко, не задевая мебель, переставлять стульчики, класть предметы осторожно, без шума. Результат самовоспитания отражается и в походке, и во всех других движениях и действиях ребенка.
Эти упражнения способствуют, так же, развитию чувства коллективизма у ребенка. Дети начинают проявлять уважение друг к другу, что видно в той осторожности, с которой передвигаются дети, чтобы не мешать занятиям друг друга, других людей.
Такие упражнения способствуют созданию спокойной обстановки в коллективе детей. Кроме того, они вносят свой вклад в расширение у детей представлений об окружающем мире, способствуют общему развитию ребенка, учат малыша владеть собой, развивают наблюдательность, слух, терпение, что поможет им впоследствии преодолевать трудности школьного периода.
Список литературы
1. МакаренкоА.С. Собрание сочинений. М., с. 85.
2. Монтессори М. «Дом ребенка. Метод научной педагогики» М.: Астрель: АСТ,
2006. с. 269.
3. Фаусек Ю.И. Педагогика Марии Монтессори. М.: Генезис 2007. с. 368.