Экономический вестник Ростовского государственного университета А 2003 Том 1 № 1
СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УРОКИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЮГА РОССИИ
в.н. овчинников
доктор экономических наук, засл. деятель науки РФ, профессор, заведующий кафедрой теории и практики государственного регулирования экономики, Ростовский государственный университет
Анализ приоритетов реализации стратегии экономического развития Юга России выявил ее ресурсно-транспортную направленность и экспортную ориентацию транзитных потоков энергоносителей при незначительном удельном весе обрабатывающих отраслей промышленности. Это в значительной мере определяет инновационно-технический потенциал реального сектора экономики, что чревато превращением региона в сырьевую провинцию периферии глобализирующегося мирового хозяйства.
© Овчинников В.Н., 2003
В ИЗМЕНИВШИХСЯ геоэкономиче-ских и геополитических координатах эволюционной динамики Российского государства исторически новым географическим понятием, все более отражающим современные процессы регионализации национального хозяйства на Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье, стал Юг России.
В процессе рыночного реформирования территориально-функциональных формирований России важным принципом их интеграции в крупномасштабные метарегиональные структуры является сопредельность границ и общность хозяйственной специализации в рыночно обновляющейся системе межрегионального разделения труда и трансформирующейся схеме размещения и развития производительных сил страны.
Поскольку в новых условиях изменяется место, ролевые функции и рейтинг российских регионов, постольку важно определиться со стратегией регионализации единого макроэкономического пространства, уловив тенденции, векторы и ориентиры развития регионов России, определяющие их будущий экономический и политический облик.
Действительно, произошедшие после распада СССР перемены существенно отразились на региональном статусе и рейтинге Юга России.
Юг России стал приграничной территорией, приняв на себя миссию важнейшего регионально-стратегического центра, представляющего и отстаивающего геополитические позиции страны в евразиатском узле переплетения коренных национально-государственных
интересов многих стран, влияющих на ход мировой политики.
Сегодня — это главный форпост страны перед дугой политической нестабильности, пролегшей по южным рубежам России, напряжение на которой создается силами международного терроризма и экстремизма.
Южный регион — это единственный регион страны, где на фоне многочисленных специфических проблем, связанных с межнациональными и меж-конфессиональными отношениями в полиэтнических сообществах, ведутся военные действия против террористов и экстремистов за восстановление на освобождаемых территориях Чечни конституционного строя и порядка.
Это породило массу новых для региона явлений, процессов и проблем, ко-
— торые отнюдь не свелись к обустрой-§
о ству границ, организации деятельности
Г"1
органов таможенного и паспортного § контроля, а, прежде всего, привели к зал-§ повым перемещениям масс беженцев из ф зон военных действий, национально-этнических конфликтов, конфессиональ-н ного противостояния, экологических К бедствий.
о
^ Такие потоки, усиленные русскими
к переселенцами из стран СНГ, предпочи-^ тающими Юг России, а также размеще-О ние в регионе воинских частей и под-55 разделений, выведенных из стран Цент-
СО
Й ральной и Восточной Европы, значитель-™ но обострили ситуацию на рынке труда, ^ жилья и социальных услуг.
£ Решение проблем обустройства миг-
| рантов, восстановление народного хора зяйства освобожденных от боевиков о территорий Чечни натолкнулись на от-^ сутствие (или скудность) бюджетных ^ средств, что создало дополнительную о социально-политическую напряженность =“ в регионе.
§ Эти изменения в экономической и
£ политической ситуации обусловливают | необходимость оценки геополитических § реалий и геоэкономических координат,
в которых осуществляется эволюционное движение экономики региона.
Поэтому целесообразно оценивать сегодняшние действия в контексте решения актуальных задач, стоящих перед ЮФО.
Внешние задачи геополитической стратегии России на южном направлении в экономической сфере представляются следующими:
— укрепление геоэкономических позиций России по всей южной пограничной дуге нестабильности;
— реализация функций южного форпоста, противостоящего внешним угрозам (терроризму и националистическому фанатизму);
— отстаивание государственных интересов России в сопредельных с Кавказом — этим «солнечным сплетением Евразии» — регионах мира: в Закавказье, на Среднем и Ближнем Востоке;
— урегулирование режима пользования Прикаспийскими странами рыбными запасами, транспортными артериями акватории и полезными ископаемыми шельфа Каспия, объявленного, кстати, зоной стратегических интересов США;
— укрепление сотрудничества стран Черноморского бассейна;
— оптимизация схем прокладки транзитно-магистральных межнациональных трубопроводов «Голубой поток», «Каспийский трубопроводный консорциум» и транспортных коридоров («Норд-Ориент», «Великий шелковый путь»);
— нейтрализация религиозно-экстремистского вектора усиливающегося влияния исламского фактора на южные территории России.
Среди внутренних задач приоритетные:
— восстановление экономики Чечни и всей системы институтов жизнеобеспечения населения данной республики;
— преодоление конфликтных ситуаций, возникающих на почве межнациональных, конфессиональных, межэтнических разногласий на территории ЮФО;
— урегулирование проблемы беженцев из зон конфликтов и обустройство их в местах поселений;
— обеспечение безопасности населения подведомственных территорий и транспортных магистралей Юга России от террористических актов;
— предотвращение условий возникновения техногенно-природных катастроф и др.
Изменение геополитических координат регионального развития оказалось тесно связанным с социально-экономической ситуацией на Юге России.
Не менее существенно на позиции и статус региона повлияло изменение геоэкономической обстановки, вызванное суверенизацией Российского государства.
В отличие от скромной позиции среди основных производителей зерна в СССР — Украины, Казахстана, сегодня Юг России стал ее главным хлебным полем. Резко сузившиеся курортно-оздоровительные ресурсы для населения страны оказались в основном представлены санаторно-бальнеологическим потенциалом здравниц Кавминвод, Черноморского побережья, Приазовья и Каспийского побережья, т.е. Юга России.
Здесь же находится богатый природно-ресурсный потенциал для горных видов рекреации, формируемый уникальным сочетанием естественных условий и соответствующего инфраструктурного обеспечения (туристско-гостиничные комплексы Иткола, Терскола, Че-гета, Азау, Гузерипля, Лаго-Наки, Домбая, Теберды, Архыза, Долинска, Цея и др.).
Суверенизация России совпала с периодом рыночной трансформации ее экономики, превращения ее во все бо-
лее открытую для включения в систему мирохозяйственных связей.
Последнее обусловило необходимость создания в зонах портовой активности мощной инфраструктуры внешнеторговых центров и обустройства системы интермодальных (многовидовых) транспортно-перевалочных узлов и терминалов, с перспективой создания на их базе свободных экономических (таможенных, предпринимательских, торговых) зон, в то время как суверенизация России эти возможности резко сузила.
В этой ситуации именно Юг России с его незамерзающими портами Черного, Каспийского и частично Азовского морей стал «шлюзовой камерой» включения ее экономики в мирохозяйственную систему, а торговые традиции и ^ менталитет купеческих городов Ростова, Таганрога, Астрахани, Махачкалы и пор- —1 тов Новороссийска, Туапсе, Ейска, Дер- ^ бента, Азова способствовали формированию здесь институтов внешнеторго- § вой инфраструктуры: торгово-промыш- § ленных палат, торговых домов, бирж, та- ^ моженных структур, страховых обществ, банковской системы. £
Ф
Таким образом, сегодня Юг России — к
У
это военно-стратегический и геополити- ^ ческий форпост и ее житница, нива, и | здравница, и южный внешнеторговый ^ центр, и транспортно-шлюзовый модуль о
включения через Черное и Средизем- 55
(0
ное моря в систему трансконтиненталь- £ ных транспортных артерий мира. Ц
При определении стратегии регио- г? нального развития следует исходить из £ соотношения между макроэкономичес- О кой системой национального хозяйства и и экономиками российских регионов о как между метасистемой, представляю- ^
ч/ ^
щей единство последних, и ее структур- к но-функциональными системами. Это о значит, что стабильность макровоспро- “ изводственного процесса обусловлена §
о
нормативно-репродуктивным режимом £ функционирования региональных эконо- | мик. Вместе с тем регион обладает оп- §
ределенной степенью свободы выбора стратегии и приоритетов развития в национальной макроэкономической системе, и его интересы могут иметь вполне самоценный характер.
Определив целью «выписать» перспективный экономический облик региона в формирующемся рыночном пространстве России и исходя из императивов обеспечения конкурентоспособности его экономики на национальном и международном рынках, можно воспользоваться принципом реализации абсолютных и сравнительных преимуществ в торговле.
Это означает, что приоритеты развития хозяйственного комплекса региона лежат в сфере тех обеспечивающих ее рыночную конкурентоспособность преимуществ в геополитическом, ^ геоэкономическом пространстве, при-§ родно-хозяйственных условиях разви-н тия профильных отраслей общероссий-^ ской специализации, которых нет вооб-р ще или есть, но в менее благоприятных сочетаниях, у других регионов России.
Вместе с тем приоритеты развития экономики региона должны учитывать
Е-
£ ориентацию на завершенность, замкну-^ тость энерго-производственных циклов, | на доведение производственного проїзд цесса до замыкающего звена, выпуска-2 ющего готовый конечный продукт. я Принцип продавать не сырье или по-
ра луфабрикат, а готовый продукт, с точки & зрения ценовой политики оправдан не ^ только во внешней торговле, но и в 2 межрегиональном обмене.
2 Это заставляет ориентироваться в ^ развитии на те отрасли, которые имеют о собственную ресурсную и, в первую ^ очередь, энергосырьевую базу.
« Другими базовыми принципами страус тегии регионального развития являются:
& — относительная воспроизводствен-
=к ная целостность экономики ре-
3 гиона;
^ — сбалансированность целей эко-
о номического развития и соци-
£
§ альных интересов его населения;
т
— учет экологических императивов в производственном природопользовании;
— достижение соответствия долгосрочных стратегических целей, среднесрочных тактических задач и краткосрочных оперативных вопросов и адекватность методов, инструментов и мер их решения или достижения;
— консенсус интересов региона и центра как выражение требований принципа «экономического централизма»;
— экономическая безопасность региона, предполагающая на уровне порогового решения проблемы обеспечение его относительной производственной и финансовой самодостаточности;
— ориентация на изменение природы экономического пространства страны в направлении усиления ее рыночных начал;
— учет тенденций изменения экономических основ формирования новой системы общественного разделения труда, отвечающей рыночным критериям хозяйственной специализации регионов;
— базирующаяся на рыночных началах новая парадигма размещения и развития производительных сил региона.
В рамках проблемного подхода к формированию важнейших направлений региональной экономической политики и разработке средств их реализации важно обозначить изменения системного характера, вызванные трансформационно-рыночными преобразованиями экономики России и ее регионов.
Основной среднесрочной целью экономической политики в регионе должно быть создание условий для развития реального сектора экономики, стимулирование роста производства и платежеспособного спроса, ускоренный переход к модернизации и реструк-
туризации экономики, ориентированной на потребности общества.
Говоря об интеграционном потенциале региональной экономики, следует подчеркнуть масштабность решения стратегических задач, требующих объединения общих усилий.
Это:
— формирование общего цивилизованного регионального рынка, конкурентоспособного не только в рамках трансрегионального обмена, но и в международных экономических связях на мировом рынке;
— обеспечение экономической (и не только экономической) безопасности региона, ибо угрозы существуют не только в сфере экономики, но и по отношению к самому этносу нашего региона;
— создание опорной сети связывающих территориально-хозяйственные комплексы субъектов федерации в целостную экономику региона узловых производственнохозяйственных структур, представляющих собой крупномасштабные модульные конструкции ее «несущего» каркаса в схеме размещения и развития производительных сил Юга России;
— развитие производственной инфраструктуры регионального хозяйственного комплекса (транспортных коридоров, интермодальных терминалов, информационно-компьютерных сетей, систем телекоммуникаций и др.).
Таковы задачи и возможности экономической интеграции на Юге России.
Исходя из учета рыночных императивов, направленности структурных сдвигов важно оценить вектор и динамические характеристики процесса рыночной трансформации экономики Юга России.
На наш взгляд, существует ряд позитивных явлений эволюционной динами-
ки: посткризисное оживление экономики, активное развитие инфраструктурной подсистемы региона — транспортно-логистических сетей (коридоров, терминалов, интермодальных транспортно-перевалочных узлов, трубопроводов, энергомостов, телекоммуникационных систем мобильной связи и др.); наращивание активов, производственных мощностей экспортно-ориентированных отраслей добывающей промышленности энергосырьевого комплекса, рост на этой основе финансовой базы бюджетообра-зования и т.д.
Однако есть и тревожные симптомы: низкий удельный вес промышленности в экономике региона (17,5 %) и значительная доля в ней добывающих отраслей энергосырьевого комплекса, при 60-процентном износе оборудования, свидетельствуют о явном недоиспользовании инновационно-технологического, научно-производственного, профессионально-квалификационного потенциала инженерно-технических кадров обрабатывающей промышленности Юга России.
Развитие вышеуказанных тенденций чревато ориентацией экономики региона на функции энергосырьевой экспортно-ресурсной провинции, оснащенной развитой системой транспортировки ресурсов сырья и энергоносителей за рубеж через порты Черного моря и трансграничные трубопроводы и вытесняемой на геоэкономическую периферию глобализирующегося мирового хозяйства.
Вызывает тревогу и социальный аспект ситуации в регионе, стабильно подтверждаемый официальной статистикой за ряд последних лет.
Богатый природно-климатическим потенциалом Юг России остается дотационным регионом с высоким уровнем безработицы и низким жизненным уровнем населения. Реализуемая стратегия экономического развития, к сожалению, не способствует преодолению вышеуказан-
О
Н
со
о
о
см
Е-
Ф
Е-
К
О
Л
ф
со
к
х
о
X
к
ф
со
Е-
О
Л
о
о
о
о
со
о
Е-
О
О
X
X
X
Е-
О
Ф
СО
8 к к
о
ф
т
к
2
о
X
о
ных симптомов маргинализации регионального социума.
Повышенную опасность представляют для региона участившиеся и все более масштабные экологические катастрофы, природа которых имеет техногенные корни увеличивающейся хозяйственной нагрузки на экосистему. Внесезонные паводки, оползни, сели, сходы ледников и снежных лавин, грозовые многодневние
ливни, смерчи, град, связанные с этим аварии на производстве и транспорте не только наносят значительный материальный ущерб хозяйству региона, но и вызывают гибель людей.
Видимо, эти тревожные явления, процессы, тенденции, факты обусловливают необходимость коррекции концепции и хода реализации Федеральной программы развития Юга России.