УДК 372.854
УРОК ХИМИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ФОРМЫ
ОБУЧЕНИЯ
Любовь Петровна Петрищева
кандидат химических наук, доцент [email protected] Татьяна Сергеевна Бекетова
студент
Анна Михайловна Мишина
студент
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема использования игровой формы обучения на уроках химии для развития познавательного интереса к предмету.
Ключевые слова: интерактивное обучение, игровая форма, познавательный интерес.
В настоящее время одной из проблем современной школы является отсутствие интереса к учебе. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда обучающиеся мало поддаются давлению и авторитарный стиль воспитания становится малоэффективным. Так как выбор профессии является еще довольно далекой перспективой, подросток пока не знает, чего хочет от жизни и не имеет определенных целей. Чаще всего ученик не участвует в добывании знаний на уроке и обсуждении предметного материала [2, 8].
Исправить издержки снижения активизации учебной деятельности позволяют современные формы и методы, способствующие формированию познавательного интереса [3, 5].
Особое место занимают интерактивные методы обучения, в том числе дидактические игры, приводящие к взаимодействию не только учителя и ученика, но учеников между собой [6].
При интерактивном обучении учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [1,4, 7]. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Нами разработана модель имитационной игры «Все по закону», суть которой заключается в изучении свойств химических веществ в рамках работы детективного агентства. Данный вид активности соответствует уровню развития обучающихся.
Руководитель детективного агентства «Все по закону» озвучивает легенду и порядок игры:
«К нам поступило заявление о покушении на жизнь господина Хлорида Аммония, в котором говорится, что до сих пор в маленьком тихом городке Неорганика жизнь текла спокойно и размеренно. В мире и согласии жили между собой и другими жителями городка Оксиды, Соли, Кислоты, Основания.
Но однажды произошло в городке ужасное происшествие. Было совершено покушение на жизнь Хлорида Аммония: из него были украдены Хлор и Водород. Вследствие чего, он приобрел резкий сильный запах, потерял свои ионы, а его заряд стал нейтральным. Из-за этих факторов с ним никто больше не хотел общаться и поэтому, он решил обратиться в детективное агентство, чтобы найти свои недостающие ионы и наказать злоумышленника.
Наше детективное агентство сформирует команды детективов, которым необходимо произвести расследование. Команды должны выполнять задания на этапах, составлять протоколы расследования (т.е. маршрутные листы), что приблизит их к разгадке. По итогу всех станций злоумышленник должен быть выявлен. Победителями станет команда, набравшая большее количество баллов. При выставлении баллов учитывается скорость выполнения задания и его правильность».
Задание 1. Идентификация личности
1. Напишите формулу хлорида аммония. (N^01)
2. Вычислите молярную массу хлорида аммония. (МЩН4С1) = 53.5 г/моль)
3. Какое агрегатное состояние у данного вещества? (Бесцветные кубические кристаллы)
4. Выясните опытным путем, растворяется ли хлорид аммония в воде. (Хлорид аммония хорошо растворим в воде)
5. Напишите уравнения реакций, подтверждающие химические свойства пострадавшего.
(а) N^01 + №0И ^ №С1 + Н2О + ЯИз|
б) N^01 + AgNOз^ AgCЦ + N^N03
в) N^01 + №N02 ^ №С1 + N2! + 2Н2О
1 |2^3 + 6е ^ N2°
1|2№3 - 6е ^N2° )
Задание 2. Установление родственных связей.
1. Как получают хлорид аммония? Какие вещества используются (родители). Составьте уравнение реакции, в результате которой продуктом будет являться хлорид аммония.
( NH3 + HCl = NH4CI. Исходные вещества NH3 и HCl)
2. Детективам необходимо выявить больше информации о родителях пострадавшего, поэтому в предложенном тексте нужно вставить сведения о них.
Аммиак - бинарное соединение, состоящее из одного атома (азота) и (трех) атомов водорода. Формула - (NH3). Физические свойства:
- агрегатное состояние (при обычных условиях газ);
- внешний вид (бесцветный с резким запахом);
- плотность по воздуху (вдвое меньше);
- молярная масса (17 г/моль);
Способность переходить в жидкое состояние - (высокая).
Свойства жидкого аммиака - (хороший) растворитель как для органических, так и для (неорганических) соединений.
Соляная кислота (также хлороводородная) - образуется при растворении (хлороводорода) в (воде), формула (HCl), по составу относится к (бескислородным) кислотам. Концентрированная кислота имеет концентрацию (37%).
Физические свойства:
- внешний вид (бесцветная, прозрачная, едкая жидкость, «дымящаяся» на воздухе.
Задание 3. Жилищные условия
1. Детективам необходимо исследовать атомы, входящие в состав хлорида аммония и их местожительство.
Заполнить таблицу:
Нахождение в Периодической системе
Химический Период Группа Электронная Валентные Атомная
элемент формула возможности масса
Азот 2 5 1б2 2б2 2р3 I, II, III и IV 14,01
Водород 1 1 181 I 1,01
Хлор 3 7 1б2 2б2 2р6 зб2 Зр5. I, III, V, VII. 35,45
2. Для выяснения близкого окружения пострадавшего следует выяснить соседей в месте хранения (проживания). Установите соответствие между тривиальным (бытовым) и химическим названием.
1) нашатырь а) нитрат аммония N^N03
2) аммиак б) хлорид натрия №С1
3) поваренная соль в) хлорид аммония N^0
4) известь гашеная (пушонка) г) нитрид водорода
5) селитра аммиачная д) гидроксид кальция Са(ОН)2 (1- в, 2- г, 3- б, 4- д, 5- а)
Задание 4. Генетические связи
Осуществить цепочку превращений получения Хлорида Аммония, составив необходимые уравнения реакций:
№С1^НС1 ^Н2 ^ ^ЫНз^- ЯНС
(1) 2№С1 + Н2Б04 = №2804 + 2НС1
2) + 2НС1 = 7пСЬ + Н2
3) 3Н2+^ = 2^ЫНз
4) ^ЫНз+НС1=^ЫН4С1)
Задание 5.Химические связи
Используя рисунок, ответьте на вопросы.
1. Составить ионное уравнение реакции получения иона аммония. ( Уравнение реакции:
NH3 + HCl ^ NH4CI Полное ионное уравнение: NH3+ H++Cl-^ NH4+ + Cl-Сокращенное ионное уравнение: NH3 + H+ ^ NH4+ )
2. Какие электроны атома азота в молекуле аммиака участвуют в образовании связи по донорно-акцепторному механизму:
(Неподеленная пара электронов 2Б2подуровня)
3.Соберите пазл, характеризующий электронное строение иона аммония:
Задание 6. Выработка гипотезы
Злоумышленник входит в ближайшее окружение потерпевшего, способен разрушить хлорид аммония за счет химического взаимодействия с ним.
С какими из веществ, ближайшего окружения будет взаимодействовать Хлорид Аммония? Написать уравнение реакции.
(Са(0Н)2 + 2 N^0 ^ СаС12 + 2 ЯНз| + 2 Н2О)
Задание 7. Следственный эксперимент
Проверить, пойдет ли реакция между твердыми веществами хлоридом аммония и гидроксидом кальция. Как определить?
(Пойдет, причем эта реакция может происходить даже при простом смешивании твердых веществ. Определить по запаху).
Вынесение обвинения
1. Признать Гашеную известь виновной в причинении вреда по изменению состава вещества.
2. Лишить права совместного проживания в местах хранения Хлорида Аммония и Гашеной извести.
3. Компенсировать издержки путем возврата похищенных частей молекулы.
(Команды проводят опыт «Дым без огня» между парами аммиака и концентрированной соляной кислоты).
Апробация данного мероприятия в общеобразовательных школах г. Мичуринска показала, что участники с большим интересом включились в игру, были эмоционально активны, проявляли любознательность. Этому способствовали погружение в другую реальность в соответствие с выполняемой ролью, необычные задания, работа в малых группах, использование духа соревнования.
Таким образом, использование игровых форм обучения на уроке химии способствует созданию комфортных условий обучения, развитию познавательного интереса.
Список литературы:
1. Гусева М. Н. Интерактивные методы формирования имиджа будущего государственного служащего в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 38. С. 40-49. - EDN YONLYL.
2. Петрищева Л.П., Зацепина Д.В., Мелехина В.В. Формирование готовности будущего педагога к использованию технологии педагогического моделирования //Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы Национальной контент - платформы (г. Мичуринск, 12 декабря 2019г.) под общ. ред. Г.Д. Коротковой - Мичуринск: Издательство Мичуринского ГАУ, 2019.
3. Петрищева Л.П., Попова Е.Е., Эктова Е.Ю. Развитие критического мышления в предметном курсе «Химия» // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона. Сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. С. 156-161.
4. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Золотова О.М. Современные технологии организации внеаудиторной работы по химии // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 45.
5. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Организация проектного обучения во внеурочной деятельности //Наука и Образование. 2021. Т. 4.№ 1.
6. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Эффективность использования нетрадиционных форм и методов контроля результатов обучения // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
7. Федулова Ю.А., В.В. Мелехина Развитие познавательного интереса средствами персонификации научного наследия // Наука и образование. 2019. № 3.
8. Федулова Ю.А., Волкова А.В. Образовательный туризм: новые подходы в обучении // Наука и образование. 2020. Т.З. № 4. С. 391
UDC 372.854
CHEMISTRY LESSON WITH THE APPLICATION OF THE GAME
FORM OF LEARNING
Lyubov P. Petrishcheva
Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor
dekbiol [email protected] Tatyana S. Beketova student
Anna M. Mishina
student
Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article deals with the problem of using a game form of education in chemistry lessons to develop cognitive interest in the subject. Key words: interactive learning, game form, cognitive interest.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.