41. Гурвич И.С. Оленекские и анабарские якуты // Крат / сообщ. Ин-та этнографии СССР. 1950. XI. С. 100-106.
42. Подробный анализ этнического состава населения Северо-Западной Якутии дан в монографии М.С. Воронкина "Северо-Западная 1руппа говоров якутского языка" (Якутск, 1984. С. 7-28).
43. Воронкии М.С. Северо-западная группа говоров якутского языка. С. 193.
44. Там же. С
45. Гоголев А.И. Лекции но исторической этно1рафии якутов: Уч. пособие. Якутск^ 1978. С. 72.
46. Кюрк Я. Указ. соч. С. 125.
УДК 94 (571. 56)
Уранхайцы: по следам одного племени в Центральной Азии
В В. Ушницкий
В статье рассматривается вопрос происхождения этнонима Уранкай — уранхай в Центральной Азии и его связь с эпическим самоназванием народа саха — "ураанхай". Подробно прослеживаются монгольская, тунгусская и тюркская версии происхождения этнонима. В этой связи aнaJШЗupyemcя возможная связь этнических предков саха с племенами сайн-урянха, кимаками-уранкайцами и монгольским племенем урянкат.
It is considered a question of origin of ethnonym Urankai — Urankhai in Central Asia and its connection to epic self name of the Sakha people "Uraankhai". Mongol, Tungus and Turkic versions of origin of the ethnonym are considered in detail. In this connection it is analyzed a possible relation of the ethnic ancestors of the Sakha and Sain-Uryankha, Kimaks-Urankai tribes and Mongol tribe of Uryankat.
Слово ураанхай считается старинным названием народа саха. В старину оно также являлось заменой слову "человек". В эпосе герои-богатыри племени айыы обычно называют себя саха-ураан-хай или борон-ураанхай ("серые уранхайцы" — У.В.). Данный этноним имеет широкое бытование на просторах Центральной Азии и в примыкающих территориях. В научной литературе еще не встречалось исследование, посвященное этническим связям носителей данного этнонима.
Г. В. Ксенофонтов выдвинул гипотезу об образовании имени уранхай от тунгусского слова "орон" — олень. По его утверждению, якутские уранхай принадлежали к тунгусским племенам Маньчжурии, но уже в древности утратили свои этнические признаки и усвоили целиком турецкий язык и культуру [1]. Таким образом, он предполагал, что этноним уранкай вошел в язык саха в ходе ассимиляции тюркоязычными саха аборигенов края — тунгусов или эвенков. По его мнению, уранхайцами себя называли предки ви-люйских саха еще в начале н.э.
Также Г.В. Ксенофонтову принадлежит гипотеза о происхождении этнонима курыкан от уранхай через промежуточные урааныкаан-курынкан. О связи этнонимов курыкан и уранхай из современных исследователей придерживаются бурятские ученые В.И. Рассадин, Д.В. Цыбикдоржиев
и Б. Нанзатов. При этом в устном сообщении В.И. Рассадин ссылался на особенности тофала-рского языка, в котором буква "к" отпадает и получается урынкан. Д.Б. Цыбикдоржиев приводит сведения якугского фольклора о прародине саха, стране Ураанхай около Байкала, связывая их с курыканами [2|. В этой связи представляется заманчивым констатировать этимологическую близость якутского эпонима Урааныкаан с урынкан.
Однако урянхайцы в летописях поздних китайских династий отдельно упоминаются под именами улянха, волянха, и нет сведений о их связи с курыканами. Например, в китайской летописи урянхаец (волянха) нарисован в короткой, распашной меховой одежде и в коротких штанах, к которым спереди прикреплен передник из листьев, ноги босые, а курыканы и тума-ты "подобно татарам" изображались в длинных халатах и сапогах [3].
К тому же, известный этнограф Г.М. Василе-вич собрала материалы, свидетельствующие о том, что уранкай и эвенки-уранхаи были самоназваниями древних эвенков [4]. Сторонники тунгусского происхождения этнонима ураанхай выводят происхождение этнонима урянхай от слов орон — "олень" или урэнкэн — "житель горной тайги" [5]. Однако современные исслелова-
УШНИЦКИЙ Василий Васильевич, к.и.н., с.н.с. Института гуманитарных исследований.
тели тунгусо-маньчжурских народов отнюдь не связывают этнонимы орончон или орочи с уран-кайцами.
Таким обратом, происхождение этнонима ураанхай является общеалтайской проблемой. Этноним ураанхай является самоназванием потомков или названием родов и племен, участвовавших в образовании различных народов и племен. Существование подобного этнонима зафиксировано среди калмыков, башкир, монголов, бурят, тувинцев, эвенков, маньчжур и алтайцев. Есть сведения также о существовании носителей подобного этнонима среди самодийских племен и кетов [6).
Настоящей прародиной этнонима уранхай можно считать территорию Маньчжурии. Так, известно о том, что корейцы называли маньчжур именем Оранкай. Как показал советский синолог Н.В. Юонер, носителем различных транскрипций этнонима уранхай в китайских источниках является конкретное племя (Хи) или Ку-моси (Кумохи), обитавшее в Западной Маньчжурии и Северо-Восточной Монголии [7]. Это утверждение основано на том, что на кантонском диалекте, более близком к значению древних иероглифов, Хи читается как Кай.
По одним данным, предполагается, что кумо-си принадлежали к прото-монгольскому сянь-бийскому племенному союзу, по другим, что предок хисцев Юйвынь Мохой был из племени хуннов и их обычаи "весьма сходны с туцзюе" [8]. Поэтому выделяется разделение хисцев (урянхайцев?) на тюркскую и монгольскую половину. При этом сразу оговаривается, что есть гипотезы, связывающие сяньби и их предков дунху с тунгусоязычными народами.
Имя уранкай выступает и как название тюрко-язычных племен, в частности тувинцев. По свидетельству же Рашид-ад-дина, у монголов наименование урянха было общим для народов, населявших леса. Поэтому он считал, что "лесные" сайн-урянхи — предки сойотов или тувинцев — не являлись настоящими урянхайцами. Кроме того, у тувинцев нет племени или рода урянха, и данный этноним никогда не был самоназванием всего тувинского народа [9]. М.Х. Маннай-оол, Н.В. Кюнер, М. Райков и Г.Н. Потанин считают, что это имя было распространено джупгарами и Алтын-ханами на подвластные им тюркоязыч-ные народы в горах Саяно-Алтая [10].
Имеются сведения о существовании в Коб-досском аймаке Западной Монголии немногочисленной народности урянхов, отличающейся от дархатов, и о сохранении ими шаманизма. Проблема их происхождения до сих пор не получила окончательного решения [11]. Но все-таки небольшие тюркоязычные этнические группы в Северо-Западной Монголии, считающие себя
уранхайцами, все тувинского происхождения. Эго касается и оленеводов в районе озера Хубсу-гул в Монголии — цаатанов (цаа — олень), которые себя называют "урянхайскими уйгурами".
Однако существующая традиция, связывающая тувинцев с сайн или "лесными уранхайцами", возможно, действительно опирается на тюр-кизацию древних тунгусоязычных, лесных групп. Исследователи уже обращали свое внимание на нескотоводческое происхождение сайн-урянхов. Исследователями "добурятское" гюркоязычное население Прибайкалья считается составившим основную часть раннеякутского этноса — ураанг-хаев (саха ураанхай) [12].
Так лесные урянхайцы (хойин урянха) были хорошими охотниками на горных баранов, отлично владели лыжами чанэ, у них было много шаманов. Они выращивали только горных быков и баранов [13]. К тому же они обитали в Баргуд-жин-Тукуме, которое обычно связывается с территорией Прибайкалья. Народ оренгаев Гильом Рубрук размещает рядом с киргизами. Они двигались по замерзшему снегу и льду на отполированных костях, надеваемых на ноги, с большой скоростью [14]. Следовательно, можно допустить проживание в XIII веке племени сайн-урянхов в территорию Прибайкалья. Здесь они под напором монголов могли разделиться на две группы. Этнические предки саха могли уйти на север, основная часть лесных уранхайцев постепенно мигрировала в сторону Саян. В.Ф. Трощанский. считал, что древние уйгуры были известны у монголов под общим этническим обозначением ураанхай. В составе этих ураанхайцев-уйгуров было племя саха [15].
В якутских фольклорных источниках говорится о проживании в Центральной Якутии отдельного племени ураанхай, предшествовавшего предкам саха. Так, человек но имени Ураанхай-Хаадыат переселялся с людьми и скотом с юга на Среднюю Лену, переселился он не сразу, а постепенно, останавливаясь по пуги на зимовку. С ним предания связывают и практику заготовки сена для скота летом для зимы. Следует выделить тот факт, что герой предания, прибыв на территорию Якутии, повел войну с тунгусами и был побит ими [16).
Г.У. Эргис в 1943 г. записал рассказ о том, что многолюдный народ ураанхай пришел на р. Лену с юга и оттеснил тунгусов в тайгу, а юкагиров — в тундру. После них, спасаясь от войн кыргы-сов-татар, пришел Омогой, его люди женились на дочерях уранхайцев и стали прародителями народа "саха-ураанхай" [17]. Таким обратом, фольклорные данные дают сведения о том, что проникновение в край скотоводов — уранхайцев происходило планомерно и, возможно, им принадлежит заслуга первоначального освоения
края скотоводами. Отсюда предполагается различие между скотоводами — ураанхайцами и охотниками — тунгусами, а также более поздними саха.
Фольклорист A.A. Саввин предполагал, что частое употребление терминов урун ураанхай и борон ураанхай (борон — серый) в олонхо свидетельствовало о том, что урянхайцы состояли из двух отделов: белых и черных [18]. Можно обратить внимание и на тот факт, что эвенкийские и якутские сказания под словом уранкай — ураанхай имеют в виду удалого человека или просто обитателей известного им мира людей [19]. Г.В. Ксенофонтов обратил внимание на рассказы о "старике Урааныкаане", распространенные у саха Верхоянского, Верхневилюйского и Жи-ганского улусов [20].
Отсюда Г.В. Ксенофонтов сделал вывод о том, что "когда-то в глубокой древности первичное ядро народа урааныкаан или ураанхай состояло из оленеводов" [21]. Весьма любопытно, что Г.М. Василевич на основе китайских источников сделала вывод о том, что еще в X в. одни уранкай были оленными охотниками, и это подтверждает его гипотезу о том, что уранкай — горно-та-ежные охотники тунгусы. Другие уранкай могли иметь скотоводческое хозяйство, это были те уранкай, которые преподносили дань крытыми носилками [22]. Такую же картину мы видим в хозяйстве тунгусов. Таежные группы являются оленными, более южные, степные, занимаются коневодством.
По бурятским преданиям, однажды на эхири-тов, обогнув Байкал, напали белые урянхайцы (сагаан урянха). Эхиритскос ополчение под командой знаменитого силача Хамнагадая встречалось с урянхайцами на реке Тугур. В кровопролитном бою враг был разбит, буряты долго преследовали их, взяв много пленных, имущества и рогатого скота [23]. Следовательно, на территории Прибайкалья сохранились следы пребывания племени уранхай, свидетельствующие о его переселении потом в Якутию. По мнению И.А. Манжигеева, урянхайское происхождение имели унгинские шаманы [24].
Казахский археолог С.М. Ахинжанов пришел к выводу о том, что реальным самоназванием средневекового народа "кимак" арабо-персид-ских источников было уранкай. Он исходил из того, что в диалектах монгольского языка термин каи означал змею, дракона. Имя уран они, возможно, получили от тюркоязычных соседей еще на прародине и затем в Восточном Казахстане. Что означает, в общем, змею, но уже в тюркских языках. Отсюда и композитный этноним уранкай. Следовательно, кимаки-уранкаи на территории верховий Иртыша и Алтая — народ пришлый, появившийся в IX в. со своей прародины
[25]. Однако данная точка зрения является крайне спорной и нуждается в дополнительных доказательствах.
Об активном участии тунгусоязычных групп в кочевых империях Центральной Азии писали из отечественных ученых Иакинф Бичурин [26], Е. Хелимский [27] и Э.Д. Шавкунов [28], из зарубежных ориенталистов — Г. Юль и Рене Грус-се [29] и др., труды которых остаются у нас, вне поля зрения.
Весьма интересным представляется существование племени белых си — байси, входившего в племенной союз теле-огузов. Потом они вместе с остальными огузскими племенами могли уйти дальше, в западные степи. Поэтому нам хотелось бы привести любопытную фразу, написанную еще Д.А. Кочневым в 1899 г., что прародина саха находится в Туркестане [30].
В верхней части Онона обитало племя улохэу, в котором Л.Л. Викторова видит предков урянхайцев [31]. Согласно "Сокровенному сказанию" монголов, предок Бодоньчар. переехав вниз по Онону, стал жить среди урянхайцев и захватил их вместе с братьями. Здесь можно видеть тот факт, что часть урянкатов была превращена монголами в зависимых унаган-боголов, часть сохранила свою самостоятельность и более древний тюркский язык.
Степные урянхаты (в сочинении Рашид-ад-дина) были унаган-боголами кият-борджигинов, т.е. зависимым от них племенем, они тоже вышли из знаменитой местности Эргунэ-Кун, которая является легендарной прародиной монголов [32]. Потом китайские источники времен Минской династии и корейские источники часто сообщают о племени урянхайцев, помогавших маньчжурам в борьбе против монголов [33]. В них видят потомков урянхайских монголов либо сильно монголизированное чжурчжэньскос племя. Следовательно, монгольские урянхайцы были ассимилированы и вошли в состав корейцев и маньчжуров. В середине XVI в. при рождении Халхи на территории Северной Монголии среди 13 племен, составивших этот удел, были урянхайцы и сортолы, состоявшие из пленных урянхайцев [34]. Также нам встречалась информация о том, что лесные племена ойратов во времена Эсена (XV в.) остались на Ляодуне и стали называться урянхайцами.
Следовательно, древние хисцы, или урянхайцы, были ветвью племен дунху. обычно причисляемых к монголоязычным, но имеются не меньшие основания, чтобы связывать их с южными предками тунгусов. Поэтому допускается, что в окружении тунгусоязычных этносов сохранился тюркский элемент, к тому же испытавший сильное влияние монголоязычных соседей. Дальнейшее изучение проблемы предполагает сопостав-
ление лексики тунгусских и монгольских языков, чтобы на более солидном уровне поставить задачу решения уранхайской проблемы, возможно, ключевой при попытке научного подхода к изучению южных корней этноса саха.
ЛИТЕРАТУРА С ПРИМЕЧАНИЯМИ
1. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай - сахалар. Очерки подревней истории якутов. - Т. I. Кн. 1. - Якутск, 1992 (1937). Читая труд Ксенофонтова, можно думать, что он был лично знаком с трудами многих зарубежных и отечественных ориенталистов или был провидцем, опередившим свое время.
2. Иыбикдоржиев Д.В. Происхождение древнемонгольских воинских культов (но фольклорно-этнографическим материалам бурят). - Улан-Удэ: изл-во БНЦ СО РАН. 2003. - с. 110. Этимологическая связь курыкан с этнонимом ураанхай вроде бы объясняет отсутствие искомых курыкан в якутском фольклоре и этносознании. Это пока только слабая гипотеза, любопытная, но лишь одна из многих версий, требующая хорошего знания фонетики языка саяно-ал тайских тюрков.
3. Василевич Г.М. Уранкаи и эвенки // Доклады по этнографии. - Вып. 3. - Л., 1966. Эта картинка взята из китайской энциклопедии Минского периода, изображен урянхаец Урянхаадай - сын Субудая. тоже известный полководец, там написано: "Уряанхадай живет в горных лесах на северо-восточной татарской окраине. У него есть дикие кони, но нет баранов и коров, ловит рыбу, пьет кобылье молоко, тем и живет" (из форума Центральноазиатского исторического сервера).
4. Там же. - С. 65-77. По данным исследователя эвенкийского фольклора Г.И. Варламовой (Кэптукэ). в эвенкийском языке употребительно устойчивое словосочетание аи-уранкай. имеющее значение "настоящий человек, истинный человек", к которым относятся жители верхнего и среднего миров. Следовательно, этноним уранкай был присущ именно южным предкам тунгусов (матер. Межд. конф. по олонхо, 2000 г.).
5. Васи.1евич Г.М. Указ.соч. - С. 65-76.
6. Василевич Г.М. Указ.соч. - С. 65-75. Уранхет - водяные кеты, рол в составе енисейских кетов (там же). Безусловно, урянхайцы составляют древний субстрат в составе алтайских этносов, поэтому связь с енисейскими народами крайне любопытна. Можно согласовать их с усуханями или водяными монголами Х111 в., кстати, обитателями Приангарья. "Китайцы в старину ноя названием урянхай понимали самоедов, живущих на Кеме. что значит "охотники за оленями". Длар-ские буряты до сих пор под урянха разумеют дикий, лесной народ вроде тужусского. Китайские источники, которыми широко пользуются якутовелы, почему-то о вулянхаях стараются умалчивать" (Иохельсен В.И. Материалы к изучению юкагирского языка. - С. 27.. Курилов Н.Н. Юкагиры: Неразгаданная тайна человечества. - Якутск, 1999, с. 77).
7. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири. Центральной Азии и Дальнего Востока. - М.: Изд-во Вост. литер.. 1961. - С. 367. У исследователей, знакомых с древним прочтением китайских иероглифов, с которыми мы имели беседу в интернет-форумах, весьма неоднозначное отношение к гипотезам Кюнера. они утверждают, что у иероглифа Хи стоит другой ключ, чем у кумохи.
8. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - Т. III. - М.. Л., 1953. -С. 370. Туголуков В.А. Этнические корни тунгусов // Этногенез народов Севера. - М.: Наука. 1980. - С. 158. Однако ку-моси китайские источники считали "отдельной ветвью еюн-ну", такие же сообщения есть о роле юйвэнь - предках хис-цев. Так. о Юйвэнь Мохуайе - предке хисцев говорится: "Его предки были дальними родственниками южного шаньюя... Их язык сильно отличался от сяньбийского" |Василевич Г.М. К вопросу о расселении монгольских племен... - С. 49|. Все осложняется тем, что автор Вэй-шу употребил в отношении кумоси выражение "отдельная ветвь" сяньби, которое допускает еще и другое толкование. Таким образом, кумохи (уран-хайны?) являлись потомками южного шаньюя (хуннов) и могли сохранять древние элементы пратюркского языка в окружении монголоязычных этносов. Об этом и свидетельству-
ют исследователи якутского языка. Термин хи вполне подходит для юкагирского кн. чи - человек, откуда, возможно, происходит вторая часть этнонима эвеп-ки. Таким образом, именно эвенки - по названию метисы от слияния юкагирских этносов и южных пришельцев тужусов (дунху?).
9. Сердобов H.A. История формирования тувинской нации. - Кызыл, 1971. - С. 270. Тем не менее, Тува в конце XIX в. - начале XX в. была известна как Урянхайский край -единственное независимое государство, после Оттоманской империи.
10. Маннай-оол MX. Тувинцы. Происхождение и формирование этноса. - Новосибирск: Наука, 2004. - С. 132. "Название урянхи придают этому народу монголы, а сами же они зовут себя туба или тува" (Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб, 1881. Выи. 2. С. 7). Этноним сайн обычно отождествляют с сойотами - самоназванием тувинцев, можно связать с Сайсары - прародительницей саха из племени кыргыс. От ее имени происходит имя озера Сайсаары в долине Туймаада, где стоит г. Якутск.
11. Гамболд М. Нам C.B. Некоторые аспекты изучения шаманизма урянхайцев Западной Монголии (по материалам этнографической экспедиции 1997 г.)// Ill Конгресс этнографов и ангропологов России. Тезисы докладов. 8-11 июня 1999 г., г. Москва. - С. 317. В форуме Центральноазиатского сервера всгретилось такое любопытное замечание: "Мне кажется, способ хозяйствования определяет принадлежность к тому или иному народу, причем этот фактор очень консервативен. Народ может поменять свой язык, забыть в какой-то мере свою культуру, но свой способ хозяйствования вряд ли поменяет. Вот почему я думаю, может, цаатаны - это тюркн-зированные тунгусы, как и паши эвенки и эвены, говорящие на якутском".
12. Болхосоев C.B., Павлов Е.В. К проблеме дефиниции и генезиса черного шаманства // Этнографическое обозрение. №6. 2006. - С. 90. Т.Д. Скрынникова считает, что у бурят шаманами были шаманы тюркских родов (Традиционное мировоззрение бурят и шаманизм // Методологические и теоретические аспекты духовной культуры Востока. Вып. 2. Улан-Удэ. 1997. С. 15).
13. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. - T. I. - Кн. 1. -М„ Л: Наука, 1952. - С. 123-125.
14. Г. de Рубрук. Путешествие в восточные страны -3-е изд. - М.: Мысль, 1997. - С. 150.
15. Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шамангпа) у якутов. - Казань: Типолитогр. Импер. ун-та, 1902. - С. 12-17. По В В. Радлову. самоназвание саха-ураанхай имеет смысл - пограничные уранхаи. Прародину якутов - лесных уранхайцев он отыскивает вблизи местности, называемой "Баргуджин-Гукум". Лесные урянхайцы, по мнению В В. Рад-лова, по своему первоначальному происхождению не принадлежали ни к туркам, ни к монголам. По предположению Радлова, монголы, вторгнувшись на западную сторону озеги Байкал, потеснили жившие там тюркские племена. Чгстъ этих тюрков, вытесненная на север от Байкала, смешал ас= . лесными урянхайцами и окончательно их отуречила.
16. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы но мифолог.-и легендарной истории якутов. - Новосибирск: Наука. 1е" С. 45.
17. Исторические предания и рассказы якутов. - Часп . - М„ - Л: Изд-во АН СССР, 1960. - С. 65 - 77. С этим можно согласовать источник, согласно которому, прибыв на иглицу Туймаады, люди Омогоя около озера Ытык-Куол ;."= дели урасу, откуда вышла рослая уранхайка, бежавшая войны. Женившись на ней, Омогой дал начало народу . (Там же, С. 48). В другом местном предании говорится от:-что умирающий отец советует сыну плыть но Лене, пока доберется до места, где живут ураанхайцы. до другого мест, где обитает парод "урааихай-саха", далее, где старо*/. Лены просто называются "ураанхаями" (Ксенофонтов Г : Ураанхай - сахалар... с. 177). Следовательно, здесь уранх. предстают как местный народ к временам прихода осное предков саха с Юга.
18. Саввин A.A. Термины олонхо. Ф. 4. Оп. 12. Ед. \г 7518. Это утверждение нам представляется весьма примечательным. ибо у многих кочевых тюркских племен разделен'.!: на черную и белую кости было обычным явлением. При этом обозначение саха ураанхай следует отнести к тому, что они принадлежали к черным (серым) урянхайцам.
19. Василевич Г.М. Указ. соч. - С. 63. Г.М. Василевич писала, что эвенкийские информаторы давали такие сведения о термине уранкай: "У меня нет никакого скота, я уранкай", "ведь должны же быть уранкай, похожие на нас", "я знаю уранкаев всех трех земель", "от какого уранкая ты произошел", "давно, давно, когда уранкаев не было" (указ. соч.).
20. Ксенофонтов Г.В. Ураанхай - сахалар... - С. 178. В этом имени он видел древний вариант слова ураанхай и подчеркивал тот момент, что Урааныкаан был исключительно охотником и рыболовом, питался только "вонючей рыбой да сухими зайцами". Весьма популярную и распространенную поговорку "Саха саара, ураанхай буура" Г.В. Ксенофонтов перевел как: " (То же, что) у саха вол, а у урянхайцев - олень-самец". Таким образом, саха ездили на быке и почитали его, а ураан-хайцы - оленя-самца (указ. соч. С. 178).
21. Там же. - С. 180.
22. Василевич Г.М. Уранкаи-эвенки... - С.77.
23. Ьалдаев СМ. Родословные предания и легенды бурят. Ч. I. Булагаты и эхириты. - Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во. 1970. - С. 279. Здесь бежавшие вниз но Лене уранхай-цы обозначены белым маркером, у них иная племенная принадлежность, чем у батулинцев и хоринцев, составляющих основной костяк саха и бурят. В бурятских преданиях также отдельно встречается упоминание о стычках с племенем ка-тафрактариев - саха. Бытование легенд о народе ураанхай в Прибайкалье среди бурят отмечал еще М.П. Овчинников. Там же есть Урянхайская степь, однозначно свидетельствующая о пребывании племени ураанхай на Верхней Лене.
24. Болхосоев C.B.. Павлов Е.В. К проблеме дефиниции и генезиса черного шаманства // Этнографическое обозрение. №6, 2006. - С. 91-92. По данным Манжигеева, во время призываний своих духов-предков некоторые шаманы произносят: "Уряанхай ехэ одигинЬон, хамниган ехэ 6абайhau" - "От великой урянхайской шаманки и большего тунгусского отца". Как полагает Г.Р. Галданова. уряанхай-удха был унаследован бурятами от якутских шаманов (указ. соч). Здесь тоже можно заметить отождествление уранхайцев и тунгусов, но уже в бурятской традиции.
25. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1989. - С. 108. 146, 119, 120. К тому же в труде Тамги лошадей из вассальных княжеств" приводится тамга племени каи, изображенная в виде змеи. Свидетельством их переселений является существование топонимов уран+кай на географических картах Маньчжурии и Монголии, Казахстана и территорий, лежащих западнее их (Указ. соч). Точка зрения казахского археолога весьма интересна, постольку связывает кимаков, создавших мотущест-венный каганат с уранхайцами. В якугском эпосе борон уранхай - народ, обитающий на Араат Байгал (по П.А. Ойунскому - Аральское море). На основе интерпретации этой гипотезы с саха-ураанхай нами написано несколько статей, в частности "К вопросу о происхождении саха // Народ саха: от века к веку. - Новосибирск, 2003. С. 39 - 61".
26. Бичурин Н.Я. Указ. соч. Примечания к собранию сведений. Он лесных предков монголов связывает с тунгусами, черноречпыми (сахаляиь) мохэ, считая, что этноним монгол был взят монголами от названия мохэсцев. Основателями Монгольской империи он считал не монголов, а коренных тунгусов, прибывших в Южную Монголию с Амура (там же).
27. Хелимский ¿". Тунгусо-маньчжурский языковой компонент в Аварском каганате и славянская этимология // Материалы к докладу на XIII Международном съезде славистов, Любляна, 15-21 августа 2003. - Гамбург. 2003. Автор считает, что авары - это жужанс, парод тунгусо-маньчжурского происхождения. Приводит этимологию аварских титулов и имен на основе тунгусских языков, прослеживает влияние аваров на славянские языки (слова бояр и хоругьб). Даже пытается читать надписи на чаше из аварского клада в Паннонии на основе тунгусских языков. Такой неожиданный ПОДХОД!
28. Шавкунов Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. - Ленинград: Наука, 1968. Автор данной работы считает не только мохэ, но и сяньби и ухуань тунгусами по происхождению. Этноним сяньби отражает название эвенков, а древнее прочтение имени племени ухуань будет овен (увань).
29. Паркер Э. Тысяча лет из истории татар. Электронная версия. Он связывает с тунгусами известные племена Дунху Тоба, Сяньби и Жужань. При этом народ Юэбань - ветвь южных хуннов, давший начало хи (урянхам?). он связывает с аварами Европы. Реальное прочтение имени этого народа по нему будет евань или екар (там же). Значит, хисцы, они же уранхайцы, не раз могли быть активными участниками миграционных процессов в кочевой Евразии, неудачно названных "великим переселением народов". Их экспансия шла не только ио степным зонам, она охватывала и лесные просторы Сибири. Поэтому является труднодоступным определение конечного значения и этнической принадлежности термина уранкай. Но среди кочевых племен мы часто встречаем изображение дракона-змеи в их знаменах и штандартах, что является свидетельством бытования в Евразии племени с древним родовым тотемом.
30. Кочнев Д.А. Очерки юридического быта якутов. - Казань: Типоф. Императорского Казан, ун-та. 1899. - С. 21 - 29. Если иероглиф, читаемый как си. действительно соответствует названию племени ураанхай? Значит, среди тюркояычных огузских племен были свои си (хи) и отдельно от них племя хи (кумохи) в Маньчжурии. Именно байси, входившие в огузский союз, могли мигрировать на Иртыш, стать основателями Кимакского каганата с родственными им этнически уйгуро-огузскими племенами. По Кочневу. урянхайцы среди тюрков когда-то составляли "большое племя" и упорно боролись с Чингисханом. При покорении Чингисханом тюркских племен часть урянхайского народа - якуты "удалились на северо-восток, к берегам Байкала" (указ. соч.).
31. Викторова Л.Л. К вопросу о расселении монгольских племен на Дальнем Востоке в IV в. до н.э. - XII в. н.э. // Ученые записки ЛГУ, 1958. №256. - С. 58 - 59. Таким образом, имеется этногепетическая линия, связывающая этноним урянхай с менее значимым в истории Центральной Азии племенем. чем хисцы, а именно с племенем улохэу - китайских источников времен династии Ляо. Они же яазялись южными шивэйнами, которых считают монголоязычными. Их потомков можно увидеть в буирнурских татарах. Однако в китайском иероглифе, читаемом как улохэу. принято видеть другой близкий этноним, связанный с южными тунгусами, -ороки, орочены. Если же улохоу являются урянхайцами, то остальные версии, связывающие их с хи, кимаками, курыка-нами. снимаются как ненужные.
32. Архив СПБ филиала ИВ РАН Ф. 62. Оп. 1. Д. 18. Например, знаменитые монгольские полководцы Джелме. Субудай и Уряихатай происходили из племени монгольских урянкатов. Все-таки из отрывка, посвященного монгольскому племени степных урянкатов. где рассказывается о Субу-дае, невозможно понять, кем он был - лесным или степным, так как большая часть текста посвящена лесным урянхатам, хотя знаменитая гора Бурхан-Халдун с давнего времени находилась во владении рода Урянхит. Там, согласно Рашид-ад-дину, похоронили Чингисхана, и священная роща охранялась особым караулом лесных урянхатов (Раинш-ад-дин, указ. соч. С. 156-160). Следовательно, утверждения типа того, что Субудай сам был родом из тюркоязычиых кимаков-уранкаев или их родственников, потомками которых представляются тувинские или якутские уранхайцы, являются не точными и не соответствующими действительности.
33. Ничурин И.Я. Собрание сведений... т. I, стр. 208-210. Им корни улянха Минского периода (XV в.) относятся к горным жунам. потом стали их именовать си и кум осп. Эти воинственные племена очень сильно тревожили китайскую границу и часто устраивали восстания, в ответ против них направились армии до 200 тысяч солдат (там же). "Эти урянхай кочевали вперемешку с чжурчжэнями и образован! смешанные племена и роды. У корейцев до сих пор есть слово для обозначения кочевых народов, совершавших набеги на Корею. - оранъкхэ. Противостояние корейцев с оранъкхэ в 1350-1450 голах было таким ожесточенным, что в результате в современном корейском языке п просторечии любых кочевников называют оранъкхэ. При Седжон Гэване происходил процесс покорения чжурчжэней и оранъкхэ. причем добровольно признавшие власть династии Ли натурализовались и получали чины и звания по корейской системе. Практически вся территория провинций Северная Пъхёнан. Янган и Хамгён, а также существенная часть Канвона были отбиты у
чжурчжэньских и урянхайских племен к 1450-му голу" (из сайта форума Центральноазиатского исторического сервера, пост А. Пастухова).
34. Сердобов H.A. История формирования тувинской нации. - Кызыл: Тувинское книжное иза-во. 1971. "Ляодунские урианхаи частично образовали этническую группу харчин, частично вошли в состав жарулов и бааринов. Потомственные князья харчинов вели свое происхождение от урианхай-ского Зэлмэ. Есть докуме!гг в Хуа-И-июй, где ляо-дунские урианхаи сами свое происхождение связывают с оин-уриан-
хаями из Бурхан Халдуна. По этому документу, они перекочевали в Ляодун во времена Чингисхана" (из сайта форума Центральноазиатского исторического сервера, пост монгольского ученого). Значит. Ляодунские урянхайцы - потомки лесных урянхайцев, а не монгольских, причастных к Су-будаю.
УДК 398 (571.56)
Современное состояние фольклора в заречной зоне улусов Якутии
Е.Н. Протодьяконова
В статье дается обзорный анализ современного состояния фольклорного наследия заречной зоны улусов республики по итогам фольклорной экспедиции 2002 года. Подробно описываются основные результаты сбора фольклорных материалов в ходе экспедиции: места сбора, информаторы, жанровый расклад, учитываются также положительные и негативные аспекты бытования устного народного творчества в современных условиях и затухания в целом фольклорной среды. Автор приходит к выводу о том, что срочно необходимо в ближайшие годы последовательно и планомерно собирать произведения устного народного творчества и изучать характер современного состояния фольклора в улусах республики.
The author gives a summarizing analysis of the modern state of folklore heritage of districts of the republic as a result of folklore expedition in 2002. Main results of folklore materials collections are described in detail: localities, informers, kinds of genre, positive and negative aspects of existing of oral folk art in the modern conditions and fading of folklore environment as a whole. The author comes to a conclusion that it is necessary in the very near future to gather systematically and consistently the works of oral folk art and to study the nature of the modern state of folklore in districts of the republic.
В последние годы вопросы изучения современного состояния фольклора, его сохранения неоднократно рассматривались на Международном форуме, международных и всероссийских конференциях, на семинаре ЮНЕСКО. Они были предметом обсуждения и на съезде работников духовной культуры. На семинаре ЮНЕСКО подчеркивалась большая воспитательная роль фольклора, его место и функции в культуре. Ответственные задачи, поставленные перед фольклористами, требуют новых материалов и повышения уровня исследований.
Собирание фольклора, изучение особенностей его современного состояния, его бытования, творчества его исполнителей, отношения к нему слушателей — самая интересная область фольклористики, она дает возможность познать творческие процессы информаторов-исполнителей, певцов, сказочников и проникнуть в них. Эта область науки имеет не только научное, но и общественное значение.
ПРОТОДЬЯКОНОВА Елена Николаевна, м.н.с. Центра олонхо Института гуманитарных исследований.
Современный фольклор находится в постоянном движении и развитии: одни формы и жанры активно бытуют, на основе их возникают новые формы и произведения, другие сохраняются лишь частично, в каких-то отдельных группах населения, некоторые забываются и отмирают. Общепризнано, что сейчас сфера активной жизни фольклора все более сужается, и наша первоочередная задача заключается в том, чтобы зафиксировать устное народное творчество как можно полнее. A.M. Горький видел в фольклоре начало искусства слова. Мысль об этом он высказал в 1934 г. На Первом съезде писателей СССР: "Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Он очень много даст материала и вам, и нам. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего...". Это знаменитое высказывание в то время способствовало росту интереса к фольклору в целом, и в частности к собирательской работе.
Планомерный сбор материалов якутского фольклора начался с созданием в 1935 г. Научно-исследовательского института языка и культуры,