Научная статья на тему 'Упрощение торговых процедур между ЕАЭС и Китаем в рамках соглашения о торгово=экономическом сотрудничестве'

Упрощение торговых процедур между ЕАЭС и Китаем в рамках соглашения о торгово=экономическом сотрудничестве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
935
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / Китайская Народная Республика / соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве / внешнеторговые отношения между ЕАЭС и КНР. / Eurasian Economic Union / People’s Republic of China / Agreement on trade and economic cooperation between the EAEU and China

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимур Алиев, Татьяна Флегонтова

Подписанное в мае 2018 г. соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР носит непреференциальный характер1. Создание полноценной зоны свободной торговли между ними пока маловероятно из-за неготовности ряда членов ЕАЭС либерализовать свои рынки для китайских товаров и инвестиций. Тем не менее заключенное соглашение может способствовать повышению эффективности взаимного сотрудничества между ЕАЭС и КНР, например, в области упрощения процедур торговли и в транспарентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade Facilitation Between EAEU the and China within the Framework of the Agreement on Trade and Economic Cooperation

The agreement on trade and economic cooperation between EAEU and China signed in May has a non – preferential nature. Due to the fact that a number of EAEU members are not prepared yet to liberalize their markets for Chinese goods and investments, the development of a fully–fledged free trade zone between them seems to be unlikely so far. Nevertheless, the signed agreement could promote an increase in efficiency of mutual cooperation between EAEU and China, facilitate, for example, trade procedures and transparency.

Текст научной работы на тему «Упрощение торговых процедур между ЕАЭС и Китаем в рамках соглашения о торгово=экономическом сотрудничестве»

УПРОЩЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕДУР МЕЖДУ ЕАЭС И КИТАЕМ В РАМКАХ СОГЛАШЕНИЯ О ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ*

Тимур АЛИЕВ

Старший научный сотрудник Российского центра исследований АТЭС при РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Е-таП; aliev@apec.ranepa.ru Татьяна ФЛЕГОНТОВА

Директор Российского центра исследований АТЭС при РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-т^П: tflegontova@apec.ranepa.ru

Подписанное в мае 2018 г. соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР носит непреференциальный характер1. Создание полноценной зоны свободной торговли между ними пока маловероятно из-за неготовности ряда членов ЕАЭС либерализовать свои рынки для китайских товаров и инвестиций. Тем не менее заключенное соглашение может способствовать повышению эффективности взаимного сотрудничества между ЕАЭС и КНР, например, в области упрощения процедур торговли и в транспарентности.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Китайская Народная Республика, соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, внешнеторговые отношения между ЕАЭС и КНР.

Одним из ключевых направлений развития внешнеторгового экономического сотрудничества Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является Азиатско-Тихоокеанский регион. При этом наибольшим потенциалом обладает сотрудничество с Китайской Народной Республикой2.

Китай является крупнейшим внешнеторговым партнером стран-членов ЕАЭС (если не рассматривать Евросоюз в качестве единого внешнеторгового контрагента)3. Лишь для Белоруссии КНР находится на втором месте по значимости после Украины. На долю Китая приходится 16,2% товарооборота ЕАЭС. (См. рисунок.)

В последние годы для товарного экспорта ЕАЭС в Китай были характерны негативные тренды: за 2014-2016 гг. его объем уменьшился с 48,1 до 32,9 млрд. долл. Тем не менее в 2017 г.

экспорт товаров из государств-членов ЕАЭС в КНР достиг 45,3 млрд. долл., увеличившись на 37,7% по сравнению с предшествующим годом. Восстановление товарного импорта ЕАЭС из КНР началось на год раньше. После существенного спада - на 29,5% в 2015 г. - объемы поставок китайских товаров в страны ЕАЭС выросли на 4,4% в 2016 г. и на 25,6% в 2017 г., а в абсолютном выражении их прирост за два года составил 13,6 млрд. долл.4. При этом торговля ЕАЭС с Китаем осуществлялась с устойчивым отрицательным сальдо.

В товарной структуре экспорта ЕАЭС в Китай преобладает сырье, прежде всего топливно-энергетические товары, а импорт ЕАЭС из КНР представлен преимущественно электротехническим оборудованием. (См. таблицу.)

Масштабы взаимной торговли услугами государств ЕАЭС с КНР гораздо меньше - наи-

* - Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 11 (72) (июнь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС -«ЕАЭС и Китай: соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве упрощает торговые процедуры»).

1 Непреференциальный характер соглашения не предусматривает формирования преференциального режима доступа на рынок товаров, т.е. снижения и/или обнуления ввозных таможенных пошлин в торговле между странами, подписавшими соглашение.

2 См.: Алиев Т.М., Аронов И.З., Баева М.А. и др. Рынок Китая: вопросы доступа. Аналитический отчет. - М., 2017.

3 Во внешней торговле с третьими странами.

4 Расчеты РЦИ АТЭС при РАНХиГС по данным ЕЭК.

Доля КНР во внешней торговле государств-членов ЕАЭС с третьими странами в 2017 г., в % к итогу

0 20 40 60 80 100

■ КНР □ Остальные страны

Источник: данные Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), расчеты Российского центра исследований (РЦИ) АТЭС при РАНХиГС.

Важнейшие товарные позиции внешней торговли ЕАЭС с КНР в 2017 г.

Товарный экспорт ЕАЭС в КНР Товарный импорт ЕАЭС из КНР

КодТН вэд Наименование товарной группы Доля, в % к итогу КодТН ВЭД Наименование товарной группы Доля, в % к итогу

2709 Нефть сырая, включая газовый конденсат 47,3 8517 Аппаратура связи и части к ней 10,8

2710 Нефтепродукты 5,8 8471 Вычислительные машины для автоматической обработки информации 6,2

4407 Лесоматериалы продольно-распиленные 4,5 8419 Оборудование для термической обработки материалов 6,0

2701 Уголь каменный 3,8 8708 Части и принадлежности для автомобилей и тракторов 2,2

7403 Медь рафинированная и сплавы медные 3,5 9503 Игрушки и головоломки 1,7

8411 Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие 2,7 6402 Прочая обувь на подошве и с верхом из резины или пластмассы 1,7

4403 Лесоматериалы необработанные 2,6 8529 Части к принимающей и передающей аппаратуре 1,6

2603 Руды и концентраты медные 2,3 8516 Бытовые и прочие электронагревательные приборы, электроплиты 1,3

0303 Рыба мороженая 2,0 8473 Части и принадлежности машин для обработки информации 1.2

7202 Ферросплавы 2,0 8528 Телевизоры, мониторы и проекторы 1,1

Источник: данные ЕЭК, расчеты РЦИ АТЭС при РАНХиГС.

большую долю здесь занимает Россия. В абсолютных значениях экспорт услуг из России в КНР увеличился с 1530 до 2390 млн. долл. за 20122017 гг., а импорт услуг находился в этот период на уровне 2,0-2,4 млрд. долл. (исключение -2015 г., когда он составил 1,8 млрд. долл.)5.

При общей тенденции к росту открытости китайской экономики КНР активно проводит в жизнь меры регулятивного характера, которые могут носить ограничительный характер. Это касается как прямых ограничений доступа товаров, услуг и ПИИ на внутренний рынок, так и косвенных торговых барьеров6. Последние включают чрезмерные требования по лицензированию, сертификации, регистрации отдельных видов товаров. Подобные меры выполняют не только регуляторную функцию, но зачастую выступают в качестве скрытых мер протекционизма. Это проявляется в требованиях к стандартам, сложности доступа к ключевым нормативно-правовым актам на английском языке, в существенных барьерах, связанных с несовершенствами механизмов и процедур, например, в сфере госзаказа, таможенных процедур или защиты прав интеллектуальной собственности7.

В последние годы активизировалась работа по институционализации экономического сотрудничества между Россией, ЕАЭС и КНР. Переговоры с КНР велись по двум направлениям8: непреференциальное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР и преференциальное соглашение по услугам и инвестициям между Россией и КНР. Одновременное ведение переговоров по двум направлениям было обоснова-

но разделением полномочий в области регулирования торговли и инвестиций государств-членов ЕАЭС на национальном и наднациональном уровнях.

Участие России в Евразийском экономическом союзе и образование единой таможенной территории предполагают, что часть вопросов регулирования торговли вынесена на наднациональный уровень. Вопросы доступа на рынок товаров входят в компетенцию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Таким образом, формирование классической зоны свободной торговли (ЗСТ), предполагающей снижение тарифных ограничений, а также включение в соглашение ряда других вопросов возможны только на уровне ЕАЭС. Данный подход уже был применен на практике при формировании ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом, функционирующей с октября 2016 г.

Однако в отличие от Вьетнама и ряда других стран, с которыми ЕЭК сейчас ведет переговоры о формировании ЗСТ (Сингапур, Египет, Индия, Израиль, Сербия, Иран), снижение ограничений в торговле с Китаем чревато значительными негативными последствиями для ряда отраслей государств ЕАЭС. Оценки общих последствий формирования ЗСТ между ЕАЭС и КНР говорят о возможном выигрыше при этом крупных экономик (России, Казахстана, Китая), а экономики Белоруссии, Киргизии и Армении могут проиграть от либерализации торговли с Китаем9. В отраслевом плане наибольшие риски существуют для транспортного машиностроения, текстильной промышленности и производства одежды Казахстана, машиностроения Белоруссии.

5 Данные Банка России.

6 О влиянии либерализации торговли услугами на производительность в промышленности см.: Кнобель А.Ю. Влияние либерализации сектора услуг на торговлю услугами и производительность в промышленности России других стран СНГ // Прикладная эконометрика. 2016. № 4 (44). С. 75-99.

7 Пыжиков Н.С. Особенности регулирования прав интеллектуальной собственности в КНР // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 4. С. 105-118.

8 См. Мониторинг актуальных событий в области международной торговли ВАВТ № 12 (май 2018). Ш1_: http://www.vavt.ru/ materials/site/bab4c2d911f497e24325829d004fb1e4/$file/Monitoring_12.pdf

9 О влиянии интеграционных процессов в АТР на российскую экономику см.: Кнобель А.Ю., Седалищев В.В. Риски и выгоды для ЕАЭС от различных сценариев интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 2.

С. 72-85.

По этой причине государства-члены ЕАЭС не готовы начать переговоры по формированию ЗСТ. Было принято решение начать переговоры по непреференциальному соглашению между ЕАЭС и КНР. Переговоры по соглашению продолжались менее двух лет и завершились 1 октября 2017 г. Соглашение было подписано в мае 2018 г. Несмотря на отсутствие в его тексте пунктов о снижении тарифных ограничений, документ включает широкий спектр вопросов, взаимные договоренности и скоординированное регулирование которых будут способствовать повышению эффективности и упрощению взаимного сотрудничества между ЕАЭС и КНР. В частности, соглашение предусматривает:

• упрощение процедур торговли (например, обеспечение возможностей для электронного декларирования, выпуск товаров в максимально короткий срок);

• повышение транспарентности и работу по взаимному признанию стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия;

• защиту прав интеллектуальной собственности (в том числе в цифровой среде);

• регулирование электронной коммерции (в том числе стимулирование использования и взаимного признания методов электронной аутентификации, использование электронных документов, защиту прав потребителей и персональных данных, повышение транспарентности)10;

• сотрудничество в области госзакупок (в том числе обеспечение доступа к информации в сфере закупок).

Важное достижение соглашения - распространение базовых принципов недискриминации ВТО на Белоруссию, которая на текущий момент к ВТО не присоединилась.

Что касается двустороннего соглашения между Россией и Китаем, переговоры по которому еще продолжаются, то оно имеет преференциальный характер и должно включать положения по либерализации доступа на рынок услуг и инвестиционному сотрудничеству (во время недавнего визита президента В. Путина в Китай было одобрено технико-экономическое обоснование будущего рамочного торгового договора). Охват соглашения обоснован тем, что, в отличие от товарной составляющей, правила единого рынка услуг ЕАЭС распространяются только на ряд секторов, утвержденных каждой страной-членом. В целом регулирование доступа на рынок услуг происходит на национальном уровне.

Перспективы заключения полноценного преференциального торгового соглашения между ЕАЭС и КНР по товарам и услугам определяются не только готовностью государств ЕАЭС открыть рынки для китайских компаний, но и тем, сможет ли ЕАЭС предложить Китаю какие-либо преференции, предоставить более широкий доступ для китайских инвесторов на внутренние рынки. Скорее всего, на более глубокие договоренности в области экономического сотрудничества Китай будет готов пойти только в случае включения в соглашение обязательств о взаимной либерализации торговли. ■

10 Флегонтова Т.А. Регулирование электронной коммерции в КНР: риски и возможности для международного сотрудничества // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. № 4. С. 150-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.